Схема 4.8. Характерные черты постмодернизма




Постмодернистский радикальный разрыв с прошлым носит имплозивный характер. Имплозия – это уникальный исторический взрыв, который проистекает не от недостатка, ограниченности, бедности, неполноты, а наоборот – от переизбытка, развитости, богатства.

2.Деконструкция. Деконструкция – философский метод постмодернизма. Главное в нем не деструктивность, а конструирование нового. Особенность деконструктивистского метода: подрыв доверия ко всяким центрам и иерархиям. Бинарность. Деконструкция превращается в борьбу против структурно-бинарных оппозиций.

VII . Феминистские исследования культуры. Феминизм к настоящему времени сформировался как альтернативная философская концепция культурного развития. В течение очень долгого времени он существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение.

Схема 4.9. Этапы феминистский теории

 

Эти два аспекта очень важны для феминизма: именно в поисках ответов на реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, теоретики феминизма стали формулировать новые подходы к анализу культуры. Появляется гендерная культурология. «Гендер – это понятие, которое отличается от биологического понятия пола (sex)... Гендер конструируется и выражается во многих сферах социальной жизни. Он включает культуру, идеологию».

 

Традиционные гендерные представления:

мужское рациональное духовное божественное культурное
женское чувственное телесное греховное природное

 

Основной тезис: Культурологическое знание XX века развивалось по нескольким направлениям, объединив в себе самые разнообразные достижения культурной антропологии, философии, социологии, структурализма, феминизма. Философские представления о культуре подчас вступали в конфронтацию с различными конкретно-научными дисциплинами (этнографией, семиотикой, социологией) и формами художественного постижения культуры (в прозе, публицистике, искусстве). В результате скрещивания этих дисциплин и теорий во второй половине XX века появилась собственно культурология как наука, интегративная по своей сути.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как, с вашей точки зрения, следует относиться к архаичным культурам?

2. Каковы основные аспекты функциональной теории культуры?

3. Как трактуется культура в работах представителей социологической школы?

4. В чем суть структурно-семиотической теории культуры?

5. Кто является родоначальником игровой концепции культуры?

6. В чем заключается разница и сходство между теориями игры
Й. Хейзинга и Х. Ортеги-и-Гассета?

7. Какие культурные проблемы гендера освещают феминистские исследования?

8. Перечислите характерные черты постмодернизма. 

 

Литература

1. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. – М., 1996.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

3. Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб., 1998.

4. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1995.

5. Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М., 2001.

6. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.

7. Теория и история феминизма. Раздел 6. Культурология и история феминизма. – Харьков, 1996.

8. Тэйлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

9. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. – М., 1997.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!