НЕЗАВИСИМЫЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД 80-х гг. XV в. 7 страница



В том же году посылал великий князь князя Ярослава Оболенского и князя Ивана Васильевича Булгака с дмитровцами и боровчанами войной на немцев, чтобы псковичам помочь. И, воюя, взяли в городе Феллине две линии укреплений, а с жителей третьей взяли выкуп и привели много пленников.

 

Въ лѣто 6990 же. Згорѣ икона Одигитрие[122] на Москвѣ въ церкви каменой святаго Възнесениа, чюднаа святаа Богородица грецкого писма, в ту мѣру здѣлана, якоже въ Царѣграде чюднаа, иже исходить въ вторникъ да и в среду на море. Толико образъ тъй згорѣ да кузнь, а доска ся остала. И написа Денисей иконникъ на той же дъскѣ в той же образъ. Того же лѣта погорѣ Великый Новгородъ, и згорѣ полъграда.

В тот же год 6990 (1482). Сгорела икона Одигитрии в Москве в каменной церкви святого Вознесения, чудная святая икона Богородицы греческого письма, сделанная по образцу чудной цареградской иконы, которая во вторник и в среду исходит на море. Только само изображение сгорело да оклад, а доска осталась. И написал Дионисий иконописец на той же доске тот же образ. В том же году случилось, что погорел Великий Новгород и сгорело полгорода.

 

Тое же зимы случися навечерие Крещениа въ недѣлю, архимандритъ же Чюдовской Генадей братье повелѣ воду богоявленьскую, ѣдши, пити по своему изволению. Въ уставе же написано: литоргию отпѣвъ, вкусити по укруху хлѣба в церкви и по чаши вина, и вечерню начинати и воду свещати. О питии же не писано, коли еѣ пити. Митрополит же посла его изымати силно да привести, онъ же къ великому князю убежа. Митрополитъ же самъ иде къ великому князю и глаголаше много на нь: «Что самовластно, — рече, — первие, учинилъ, что меня не спросился. Другое, — рече, — что такую свещенную воду обесчестивъ, юже святии отцы оглашеннымъ[123] въ причастьа мѣсто и повелѣша единою въ году на Пасху испивати, а непокаялником тогда на Богоявление пити преже доры,[124] а он, ѣдши, велѣлъ пити». Тогда князь великый его выдалъ митрополиту, митрополит же его повелѣ сковати и под полатою въ ледник посадити. Князь же великый и з бояры своими выпечалова его у митрополита, приводяще свидѣтелство: егда владыка Ростовской Феодосей въ Ростовѣ повелѣ также мясо ѣсти в навечерие Богоявлениа, зане случися в суботу, митрополитъ же Иона, иже нынѣ чюдотворець, потязавъ его и покаявшася прости и повелѣ такъ пакы не дръзати, а того греха каятися и до смерти.[125] Того же лѣта почаша рушити церковь на площади Благовѣщение,[126] верхъ сняша и лубьемъ накрыша.

Той же зимой было навечерие Крещения в воскресение, и архимандрит Чудовского монастыря Геннадий по своей воле приказал братии воду богоявленскую, поев, пить. В уставе же написано: литургию отпев, вкусить по куску хлеба и по чаше вина в церкви, и вечерню начинать, и воду святить. О питье же не сказано, когда воду пить. А митрополит прислал взять Геннадия силой и привести, а он убежал к великому князю. Митрополит сам пошел к великому князю и много говорил против Геннадия: «Во-первых, самовластно, — сказал митрополит, — все учинил, меня не спросив. Во-вторых, — сказал, — такую священную воду обесчестил, которую святые отцы оглашенным вместо причастия велели только на Пасху пить, а тем, кто не кается в это время, на Крещение пить до вкушения доры, а Геннадий приказал пить, поев». Тогда великий князь выдал его митрополиту, а митрополит приказал его сковать и посадить в ледник под палатой. А великий князь со своими боярами выпросил ему прощение у митрополита, приводя свидетельство: когда Ростовский владыка Феодосии в Ростове приказал так же мясо есть в навечерие Богоявления, потому что оно пришлось на субботу, и митрополит Иона, который теперь чудотворец, взыскав с него, когда он покаялся, простил его и повелел больше так не поступать, а в грехе том каяться до смерти. В том же году начали разбирать церковь Благовещения на площади, сняли главу и покрыли лубом.

 

Того же лѣта поча князь великый рать замышляти, на Казань хотѣ итти. Воеводы же свои напередъ себя, своим воем, посла князь великый, и Аристотеля съ пушками,[127] самъ же князь велики съ всѣмъ воем своем стоя въ Володимери. Воеводы же доидоша и Аристотель съ пушками до Новагорода до Нижнево, ту же царь Казанскый присла съ челобитьемъ, князь же великый пожалова его и възвратися.

В том же году великий князь начал готовить войну, на Казань хотел идти. Воевод же своих великий князь перед собой и своим войском послал, и Аристотеля с пушками, а сам великий князь со всем своим войском стал во Владимире. А воеводы и Аристотель с пушками дошли до Нижнего Новгорода, туда же Казанский царь прислал с челобитьем, а великий князь его пожаловал и возвратился.

 

Того же лѣта король присла Богдана, прося Новагорода Великого и Лукъ Великыхъ.[128] Еще же сватался князь великый съ Волошскимъ воеводою Степаномъ взяти дщерь его Олену за своего сына, а ѣздилъ Андрѣй Плещѣевъ да Иванъ Зиновьевичь, король же путя не хотѣ дати.[129] Князь же великый посла къ Мень Гирѣю Крымскому, повелѣ воевати королеву землю. Менгирѣй же съ силою своею взя Киевъ, вся люди въ полонъ поведе и держателя Киевскаго сведе съ собою и з женою и з детми. И много пакости учинил, Печерскую церковь и манастырь разграбилъ, а инии бежали въ печеру и задохшася. А суды служебныа Съфѣи великой золотыи, потиръ да дискосъ, прислалъ к великому князю.[130]

В том же году король прислал Богдана, прося себе Великого Новгорода и Великих Лук. А еще сватался великий князь к волошскому воеводе Стефану, прося дочь его Елену в жены своему сыну, а ездили к Стефану Андрей Плещеев и Иван Зиновьевич, а король не хотел их пропустить. А великий князь послал к Менгли-Гирею Крымскому и приказал ему идти войной на земли короля. А Менгли-Гирей со своим войском взял Киев, всех людей в плен увел, а наместника Киевского увел с собой с женой и детьми. Много зла сделал, Печерскую церковь и монастырь разграбил, а некоторые бежали в пещеры и там задохнулись. А золотые сосуды служебные из собора Великой Софии, потир и дискос, царь прислал великому князю.

 

В лѣто 6991. Заложи церковь кирпичну Спасъ святый за Яузою игуменъ Чигасъ.[131] Того же году предъ Рождествомъ Христовымъ приведена бысть дщерь Стефанова воеводина Елена из Волохъ за сына за великого князя за Ивана, а ѣздилъ по неѣ Андрѣй да Петръ Михаиловичи Плещѣевы[132] черезъ королеву отчину. Король же к ней дары присла на дорозе из Новагородца из Литовского. Того же лѣта врачь нѣкый нѣмчанинъ Онтонъ прѣха къ великому князю, егоже въ великце чести дрьжа его князь великый. Врачева же князя Каракучю царевичева Днаярова, да умори его смертным зелиемъ за посмѣх. Князь же великый выда его сыну Каракучеву, онъ же мучивъ его, хотѣ на окуп дати, князь же великый не повелѣ, но повелѣ его убити. Они же сведше его на реку на Москву подъ мостъ зимѣ, зарѣзаша его ножемъ, какъ овцу. Тогда же Аристотель, бояся того же, почалъ проситится у великого князя въ свою землю, князь же великый поима его и, ограбивъ, посади на Онтонове дворѣ за Лазарем святым.[133]

В год 6991 (1483). Заложил кирпичную церковь Святого Спаса игумен Чигас за Яузой. В том же году перед Рождеством Христовым привели дочь Стефана воеводы Елену из Валахии в жены сыну великого князя Ивану, а ездили за ней Андрей и Петр Михайловичи Плещеевы через земли короля. А король прислал ей, когда она ехала, подарки из Новогрудка Литовского. В том же году врач, некий немец Антон, приехал к великому князю, а его прежний великий князь держал его в великой чести. Антон лечил Каракучу князя, служившего царевичу Данияру, и уморил его смертным зелием за насмешку. Великий князь выдал Антона сыну Каракучи, а он, пытав врача, захотел взять с него выкуп, а великий князь не велел, а велел убить его. Они же, выведя Антона на Москву реку под мост зимой, зарезали его ножом как овцу. Тогда же Аристотель, боясь той же участи, начал проситься у великого князя домой, а великий князь схватил его и, ограбив, посадил на Антоновом дворе за церковью святого Лазаря.

 

Того же лѣта остави, въ заточении сѣдя, Новугородцкый владыка Феафилъ епискупьство нужею великого князя. И испусти его князь великый, и повелѣ жити ему у Михаилова Чюда.[134] Того же лѣта заложи Чюдовъской архимандритъ тряпезу камену, а старую раздруши. Того же лѣта раздруши князь великый Благовѣщение на своемъ дворѣ, подписаную, толко по казну и по подклѣт, и заложи казну около того подклѣта и полату кирпичну съ казнами. <...>

В том же году новгородский епископ Феофил, сидя в заточении, оставил епископство по принуждению великого князя. И выпустил его великий князь, и приказал ему жить в монастыре Чуда архангела Михаила. В том же году чудовский архимандрит заложил каменную трапезную, а старую разрушил. В том же году великий князь разобрал церковь Благовещенья с росписями на своем дворе до сокровищницы и до подклета и заложил сокровищницу возле этого подклета и кирпичную палату с погребами. (...)

 

Въ лѣто 6993. <...> Того же лѣта князь великый собра воа многа, поиде на Тверь, а съ ним сынъ его князь Иван, да братья его князь Андрѣй Углетцкый, да князь Борисъ Волотскый, да князь Федоръ Бѣлской, да Аристотель съ пушками, и съ тюфякы[135], и съ пищальми, апрѣля 21 день. <...>

В год 6993 (1485). (...) В том же году великий князь собрал много войска и пошел на Тверь, а с ним сын его князь Иван и его братья, князь Андрей Углицкий, князь Борис Волоцкий, и князь Федор Бельский, и Аристотель с пушками, и с тюфяками, и с пищалями, и было это 21 апреля. (...)

 


[1] ...тма бысть по всей... дасть прощение всеми миру. — Ο затмении в июне 1415 г. сообщают и другие летописи, но лишь в комментируемом своде оно сопоставляется с библейским рассказом ο затмении при распятии Христа (ср. Лк. 23, 45).

[2] Леонтий епискупъ ростовский — ростовский епископ XI в., канонизированный в XII в. и считавшийся покровителем ростовской церкви.

[3] ...понуди... епискупомъ быти Ростову и Ярославлю Дионисиа. — Ο поставлении Дионисия в епископы в 1418 г. сообщают и другие летописи, но ο его нежелании принять этот сан сообщается лишь в своде 80-х гг.

[4] Посла князь велики Василей Васильевич дву князей... а князи отбегоша в мале дружине. — Ο битве на Белеве, которую другие летописи относят к осени 6946 (1437) г. Рассказ об измене Григория Протасьева в комментируемом своде объясняет известие Ермолинской летописи ο наказании (ослеплении) Протасьева в 1439 г.; возможно, что известие это восходило κ Севернорусскому своду 1472 г., хотя и не сохранилось в Ермолинской летописи и Сокращенных сводах (оно читается помимо Льв.—С II в Устюжской летописи, близкой к Севернорусскому своду). ...неправедне... губящим. — Исправлено (ср. Севернорусский свод). Β Льв.—С II «неправедне хотяшимъ и прежде губящим». «Языкъ, погубль... Богъ отдалъ и Господь предалъ». — Втор. 32, 28—30.

[5] От Жития Сергиева чюдо ο Белеве. — Рассказ ο юноше, обратившемся к заступничеству святого Сергия, не содержится в основных редакциях Жития Сергия.

[6] ...поиде Сидоръ в Римъ... княгиню Еупраксѣю. — Еупраксѣя (Елена) — дочь Ольгерда Литовского, вдова князя Владимира Андреевича Серпуховского, бабка Марии Ярославны, жены Василия II. Известие ο совершении Исидором заупокойной службы перед его отъездом из Москвы читается кроме комментируемого свода также и в «Летописце русском», близком к Ермолинской летописи (опубликован А. Н. Насоновым в сборнике «Материалы по истории СССР», т. 2, М., 1957); возможно, что известие это содержалось и в Севернорусском летописном своде 1472 г., но не сохранилось в Ермолинской летописи и Сокращенных сводах.

[7] ...въста буря велия... идѣже придѣлъ имать святый Лазарь. — Церковь Рождества Богородицы с приделом Воскресения Лазаря была поставлена в Москве в 1393 г. вдовой Дмитрия Донского Евдокией. Ο буре, поразившей церковь в 1445 г., другие летописи не сообщают (в Московском своде аналогичное сообщение читается под 1454 г., возможно, что речь идет ο другом событии).

[8] ...посла великий князь Стефана Бородотого... и положенъ бысть в церкви святого мученика Егория в Новѣгороде. — Об отравлении Дмитрия Шемяки в 1453 г. сообщается только в Льв., в С II читался текст, сохранившийся в Льв., а в С II он был заменен текстом из великокняжеского летописания. Это дает основание предположительно включить его в реконструкцию. Известие Севернорусского свода об отравлении Шемяки см. в наст. томе. Описание всей борьбы за престол между Василием II и Дмитрием Шемякой в своде 1518 г. (Льв.—С II) в основном соответствует Московскому своду. Ряд оригинальных добавлений к этому рассказу мы обнаруживаем только в Льв. (в С II их нет); описание ослепления Василия II, сочиненное явно под влиянием рассказа об ослеплении Василька Теребовольского в Повести временных лет (ср. т. 1 наст. изд.); упоминание ο том, что в 1446 г. Дмитрий Шемяка намеревался утопить детей Василия II «въ рецѣ на Волзѣ, въ мехи ошивши, но не дасть ему владыка Иона»; ο том, что Борис Тверской, вступив в союз с Василием II, требовал от него: «Жени у меня сына своего Ивана, а не женишь, и язъ тебя выдамъ опять князю Дмитрею…», «онъ же неволею обручи сына своего». Фрагменты эти, вероятнее всего, были дополнены составителем Льв. в XVI в., и мы не включаем их. «Яды хлѣбъ мои... лесть». — Пс. 40, 10.

[9] Церковь мученика Егория — Юрьев монастырь под Новгородом.

[10] Того же лѣта прииде царь Турский... «надъ преднимъ своимъ государемъ?» — Константинополь был взят турками в 1453 г. Рассказ ο взятии Царырада, восходящий, очевидно, в своде 1518 г. к своду 80-х гг., имеет фольклорный характер, но, возможно, основывается на каких-то слухах ο событиях 1453 г., дошедших до русского летописца (ср.: Сперанский Μ. Η. Повести и сказания ο взятии Царьграда турками (1453) в русской письменности XV—XVII вв. — ТОДРЛ, т. 12. Μ.—Л., 1956, с. 190—191). Β действительности Царьград взял султан Мехмед II (1451—1481), сын Мурада II. Не совсем понятно, отождествляет ли летописец Мустафу с Мехмедом II, или же он видит в нем иное лицо, которому Мехмед поручил («положе» — С II) взять Царьград.

[11] ...архиепископъ Ростовский Феодосей... — Об опале Феодосия в 1458 г. другие летописи ничего не сообщают.

[12] ...въ городъ... — Здесь и далее в значении «в московском Кремле».

[13] бысть Благовещение на Пасху... и того же лѣта не бысть ничтоже. — Речь идет ο конце света, который ожидался в греко-православном мире неоднократно, но чаще всего приурочивался к 7000 (1492) г. Та же запись содержится в Пасхалии, помещенной в одном из сборников Кирилла Белозерского (ср. статьи Г. М. Прохорова и Н. Н. Розова в ТОДРЛ, М.—Л., 1981, т. 36, с. 58—60 и 363—368). Нет оснований сомневаться в том, что Кирилл, как и все церковные деятели того времени, ожидал конца мира — вопрос этот сохранял свою остроту вплоть до 1492 г. (ср. Послание Геннадия Иоасафу в наст. томе). Благословень грядый во имя Господне. — Пс. 117, 26; Мт. 11, 9; Лк. 19, 38. Измаилы — восточные народы, по Библии — потомки Измаила, побочного сына Авраама, здесь, очевидно, татары. «Господъ ... ожидая покаяния». — Иез. 33, 11. Не вѣсте... приидеть. — Лк. 12, 40.

[14] Шильники — голь, беднота.

[15] ...церкъви... святый Иоанъ Предтеча... — По преданию, деревянная церковь Иоанна Предтечи была первым храмом Москвы (XII в.). Каменный княжеский храм простоял до 1508 г., когда был заменен новым постройки Алевиза Фрязина.

[16] ...еже сътвори надъ Тумгенем... — перед этим известием в Льв. и С II помещено большое сказание Родиона Кожуха ο смерти и воскресении Григория Тумгеня, постельничего великого князя Василия во время поездки в Новгород в 1460 г. Об этом сказании см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера. Л., 1973, с. 25—28. Признание культа новгородского святого Варлаама Хутынского в Москве параллельно с признанием культа Сергия Радонежского в Новгороде знаменовало собой временное сближение московской и новгородской церквей после Яжелбицкого мира в 1456 г.

[17] ...о проявлении мощемъ чюдотворцовъ Ярославскыхъ... и людей ѣла. — Ο явлении ярославских чудотворцев в 1463 г. см. в Севернорусском своде 1472 г. (наст. том). Рассказ об этом в своде 80-х гг. резко отличается от рассказа Севернорусского свода, описывавшего явление мощей иронически. Известие Севернорусского свода соответствовало воззрениям ростовского архиепископа (бывшего игумена Кирилло-Белозерского монастыря) Трифона; свод 80-х гг. осуждал Трифона, а под 6975 (1467) г. повествовал ο наказании его за неверие. ...внукъ его Давыдъ... — все остальные источники называют его сыном Федора.

[18] ...остави митрополитъ Феодосий митрополию... омывати струпы его. — Митрополит Феодосий оставил митрополию в сентябре 6973 (1464) г. Рассказ комментируемого свода об отставке Феодосия уникален, в других летописях причина его отставки не указывается. Продаваше — продавать — накладывать денежный штраф.

[19] ...преставися великая княгиня Мария... едва пожалова его. — Первая жена Ивана III Мария Тверянка умерла в 1467 г. Рассказ ο ее смерти также принадлежит к числу уникальных известий комментируемого свода. Алексей Полуектов упоминается в Севернорусском своде как участник присоединения Ярославских земель в 1463 г. Следует отметить, что уже в 1468—1469 гг., через год-два после смерти Марии, между Иваном III и римским папой шли переговоры ο женитьбе Ивана III на воспитаннице папы Зое (Софье) Палеолог.

[20] Того же лѣта епископъ ростовский Трифонъ... терзаяся. — Архиепископ Трифон оставил епископию в 1467 г., умер в конце 6977 (1468) г. Следующий далее рассказ ο наказании Константина и Трифона за неверие примыкает к ряду житийных рассказов свода 80-х гг. Β начале 70-х гг. XV в. житие ярославских чудотворцев было написано иеромонахом Спасо-Преображенского ярославского монастыря Антонием. Это житие включает рассказ ο чуде с архиепископом Трифоном, аналогичный комментируемому рассказу (ср.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, с. 172—173).

[21] «Да не искусиши Господа ... делѣ блазѣ» — Втор. 6, 16.

[22] Дафанъ и Авиронъ — сыновья Елиава, восстали против Моисея (Исх. 16).

[23] Озанъ — Оза, один из приближенных царя Давида. По Библии (2 Цар. 6, 6, 8), он во время перевозки ковчега Завета хотел поддержать его, чтобы он не перевернулся, и был убит (а не просто лишен руки, как сказано в летописи).

[24] ...Гиезий ... Елисѣй... — Елисей — израильский пророк, Гиезий — его слуга. По Библии (4 Цар. 5, 20—27), Гиезий не присваивал милостыню, а взял у арамейского военоначальника Наамана награду, которую тот предлагал Елисею за свое исцеление и от которой пророк отказался.

[25] ...до смерти своея... — Ср. рассказ ο ярославских чудотворцах в Севернорусском своде.

[26] ...татарове ... пограбиша гостей русскихъ. — Известие об ограблении русских купцов в Казани, помещенное в Льв.—С II между двумя рассказами ο походах на Казань в 6976 (1468) и 6978 (1470) гг., отсутствует в других летописях.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!