НЕЗАВИСИМЫЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД 80-х гг. XV в. 8 страница



[27] ...церковь Петръ святый — придел Поклонения веригам апостола Петра в Успенском соборе.

[28] Тороканъ купець — Федор Таракан, «гость-сурожанин», т. е. купец, торгующий с Крымом, основатель одной из крупнейших купеческих династий кон. XV—первой половины XVI в. Β 80-е гг. после присоединения Новгорода был туда переселен. Его палаты, стоявшие в Кремле, — первый частный каменный жилой дом в Москве.

[29] ...да князь Михайло Верейский ... дьяка Степана Бородатого, умѣюща говорити по лѣтописцомъ русскимъ... — Известие комментируемого свода ο привлечении «летописцев русских» для обличения новгородцев во время войны 1471 г. является важным свидетельством того, что летописи не были сочинениями далеких от мира монахов, а имели реальное политическое значение. Дьяк Стефан Бородатый упоминается в том же своде (в Льв.) под 6961 (1453) г. как организатор отравления Дмитрия Шемяки. Рассказ ο походе на Новгород в 1471 г. расходится в Льв. и С II: в С II рассказ этот совпадает с Типографской летописью, а в Льв. оригинален. Ο том, что именно текст Льв. отражает общий протограф обеих летописей, свидетельствует комментируемое известие ο Стефане Бородатом (в С II — «умѣюща воротити летописцемъ русскимъ»), вставленное в С II в рассказ Типографской летописи и явно восходящее к протографу свода 1518 г. Рассказ ο походе 1471 г. в Льв. (и, вероятно, в своде 80-х гг.) не совпадал с Повестью великокняжеской летописи, но также имел в целом промосковский характер. Михаил Верейский — см. коммент. к пред. текстам наст. тома.

[30] ...Дмитрея Исаковича и Казимера... — См. коммент. к пред. текстам наст. тома.

[31] О создании церкви на Москвѣ ... святыа Богородица. — Рассказ ο строительстве Успенского собора здесь явно опирается на наблюдения человека, непосредственно видевшего строительство собора. Аналогичный рассказ читается и в великокняжеском летописании, в заключении Повести ο походе на Новгород, но ни в одной летописи он не содержит таких подробностей, как в комментируемом своде.

[32] ...Петръ митрополит ... своима рукама заложилъ... — Каменный Успенский собор был заложен митрополитом Петром в 1326 г. за 4 месяца до смерти.

[33] ...Ивашку Кривцова да Мышкина... — Имена строителей есть только в своде 80-х гг.

[34] ...Владимерской святѣй Богородицы. — Успенский собор построен Андреем Боголюбским в 1158—1160 гг., перестроен Всеволодом Большое Гнездо в 1185—1189 гг.

[35] ...а внутрь ... раствором тестянымъ... — Очевидно, мастера Мышкин и Кривцов применили технику, когда между двумя облицовками засыпали забутовку и заливали ее раствором, получая в результате стену типа бетонной. Β Северо-Восточной Руси эта техника была известна с XII в.

[36] ...извѣдоша ... до порога... — Β отличие от предшественницы церковь Мышкина и Кривцова имела подклет.

[37] ...въ приделѣ в Петрѣ ... об одну стену. — Т. е. в приделе Вериг апостола Петра под стеной, выходящей в жертвенник (южная часть алтаря), где был похоронен Петр митрополит.

[38] На другое лѣто — в 1473 г.

[39] ...Ивановского подъ Колоколы. — Исцеленный отрок был сыном священника храма Иоанна Лествичника с колокольней в верхней части. На этом месте был построен современный храм-колокольня Иван Великий.

[40] Газофулакия — казнохранилище в Иерусалиме.

[41] ...положиша безчестно... — Такие упреки в недостаточной почтительности к мощам святителей, высказанные и в дальнейшем изложении, свидетельствуют ο том, что составитель свода, принадлежавший, очевидно, к церковным кругам, противопоставлял себя высшей иерархии.

[42] ...Пахомью Сербину... — Пахомий Серб (Логофет), приехавший на Русь с Афона при новгородском архиепископе Евфимии II, к 1471 г. был уже известным агиографом, автором ряда новгородских и московских житийных сочинений. Β Житии Варлаама им было использовано сказание Родиона Кожуха ο воскресении Григория Тумгена. Пахомий Серб написал службу и канон митрополиту Петру.

[43] ...посылаше князь великий Фрязина в Римъ к папѣ свататися ... хотяше ее выдати. — Изложение обстоятельств сватовства Ивана III к Софии (Зое, в данном тексте — Зинаиде) Палеолог в комментируемом своде отличается от текста в великокняжеской летописи. Великокняжеское летописание (Никаноровская, Вологодско-Пермская летопись и Московский свод) приписывает инициативу сватовства папе и кардиналу Виссариону; послы от папы именуются Карло Фрязин (Карло делла Вольпе) и Антон Фрязин (Антонио Джислярди). Комментируемый свод знает только одного «Фрязина» — судя по дальнейшему изложению, Джан Батиста делла Вольпе. Папа — сватовство началось при Павле II (1464—1471 гг.), отдавал Софию замуж его преемник Сикст IV (1471—1484 гг.).

[44] ...посла пана Юргу ... болший боярин великого князя... — По-видимому, приближенный Софии Палеолог Юрий Траханиот (впоследствии русский дипломат). Неясно, почему он именуется по-польски «пан Юрга» — может быть, потому, что прежде, чем отправиться в роли большого боярина» Ивана III в Рим, он приехал через Польшу.

[45] ...король присылался ... не восхотѣла латыньства ради. — Известие ο католических монархах, сватавших Софию, очевидно, не соответствовало действительности. Легенда эта содержится и в великокняжеском летописании, но, судя по западным источникам, «латыньство» женихов не могло смущать невесту — она сама была католичкой.

[46] ...великую Софию в мизгить учини, юже създа Устиянъ великий царь. — Храм св. Софии в Константинополе построен в VI в. императором Юстинианом, Мехмедом II превращен в мечеть.

[47] Князь же венецѣйскый ... велѣлъ проводити до Орды. — Β 1464—1479 гг. шла неудачная для Венеции война с Турцией, в которой союзником республики выступал Узун-Хассан Персидский. Вольпе предложил наладить отношения и с ханом Большой Орды Ахматом. Решение об отправке посла было принято 2 апреля 1471 г. при доже Христофоре Мауро, в ноябре того же года его сменил Николло Троно, упоминающийся в великокняжеском летописании.

[48] ...и посла того отпусти Тривизана ... и повелѣ его всадити в тюрьму. — Секретарь венецианского Сената посол Джованни Баттиста Тривизано пытался проехать в Орду под видом купца, чтобы не платить «поминокъ», однако был разоблачен. Дело Тривизано упоминает и великокняжеское летописание (начало этой истории см. в Повести ο походе на Новгород). Произошло это, согласно Московскому своду, после приезда Софии; вместе с Тривизано был арестован и «Иоаннъ Фрязинъ», отказавшийся в Италии от православия. Β комментируемом своде арест Тривизано отнесен ко времени до приезда Софии. Венецианский сенат в письмах Ивану III (1473 г.) возлагал всю вину на делла Вольпе, «опутавшего посла». Оба были арестованы тогда, когда папский легат рассказал об истинной цели приезда Тривизано, но сам посол еще до этого находился в Москве «полузахваченным» (см.: Cornet E. Le Guerre dei Veneti nell’ Asia. 1470-1481. Vienne, 1857. № 77, 85).

[49] ...посла князь великий боярина своего Федора Давыдовича противу, и повелѣ, крыжь у легатоса отнявши ... а Фрязина поимати... — Федор Давыдович Стародубский-Пестрый, московский воевода, руководивший походом на Новгород и на Пермь. Арест Фрязина — делла Вольпе упоминается тут в рассказе ο приезде «легатоса» (папского нунция Антонио Бонумбре), а в великокняжеском своде об этом говорится после известия ο свадьбе Ивана III и Софии.

[50] Вѣнча же его протопопъ коломенский Осѣя... — Венчание было в ноябре 1472 г. Комментируемый свод решительно расходится с официальной великокняжеской летописью, утверждавшей, будто Ивана и Софию венчал митрополит Филипп.

[51] ...посла Фрязинова брата къ нему Венецѣю ... и посла все взять. — «Фрязиновым братом» именуется здесь Антонио Джислярди, вернувшийся из Венеции с просьбой дожа отпустить Тривизано; деньги за снаряжение, которые просили дать Ивана III взамен украденных делла Вольпе, дож обязался возместить. Это был уже не Николло Троно, а его преемник Николло Марцелло. Комментируемый свод сообщает подробность, ο которой умалчивает великокняжеская летопись: великий князь дал Тривизано и его свите на дорогу семьдесят рублей, а сообщил дожу (о чем сообщается и дальше), что дал семьсот.

[52] ...Филипъ митрополитъ ... преставися. — 5 апреля 1473 г.

[53] ...поставиша митрополитомъ владыку коломенского Геронтия... — Митрополит Геронтий занимал святительский престол с 1474 по 1489 г. Геронтию отведено важное место в известиях комментируемого свода, в связи с чем возникло предположение, что этот свод был митрополичьим (Α. Π. Насонов); однако, оно не подтверждается дальнейшим текстом.

[54] ...церкви святого Спаса... — Спаса на Бору в Кремле.

[55] ..Мария ... Семена Ивановича — Мария Александровна Тверская, жена великого князя Симеона Гордого (1315—1353).

[56] ...селу скудельничю... — Так в Древней Руси называли могилы для нищих — по евангельскому рассказу ο тридцати серебренниках, которые вернул священникам раскаявшийся Иуда. На них купили землю горшечника (скудельника) и стали там хоронить нищих (ср. Мф. 27, 3—7).

[57] И сказаша митрополиту Геронтию и великому князю, они же невѣриемъ одръжими бѣша... — Этот упрек митрополиту в «невѣрии» в новоявленные мощи делает невероятным предположение ο комментируемом памятнике как об официальном митрополичьем своде.

[58] Послалъ князъ великий во Псков... — Β Пскове, не знавшем татарского ига, не была утеряна традиция крупного каменного строительства.

[59] ...гладко... — Очевидно, имелась в виду обработка камня.

[60] Троица — ныне Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры (1476—1477 гг.).

[61] Ивана Златоустаго — церковь на посаде, заложена Иваном III как патрональный храм в 1478—1479 гг., не сохранилась.

[62] Сретение на Поле — церковь на посаде, в районе Сретинской улицы, упоминается в 1486 г., не сохранилась.

[63] Ризъ Положения — домовая церковь митрополитов в Кремле (1484—1485 гг.).

[64] Благовещение — современный Благовещенский собор Московского Кремля, дворцовая церковь русских царей (1484—1489 гг.).

[65] ...посла... Семена Толбузина... — Согласно великокняжескому летописанию, Толбузин ездил вместе с Фрязиным-Джислярди.

[66] Аристотель — Аристотель Фиорованти, выдающийся итальянский инженер, осуществивший несколько смелых проектов по передвижке и выпрямлению колоколен и башен. Работал по прокладке каналов и водопроводов. Родился в Болонье в семье архитекторов около 1420 г. Β 1458—1464 гг. работал в Милане, с 1464 по 1473 — архитектор Болонской коммуны. Β 1467 г. был в Венгрии. Подробнее см.: Снегирев В. А. Аристотель Фиорованти и перестройка Московского Кремля. М., 1935; Подъяполовский С. С. Κ вопросу ο своеобразии архитектуры Московского Успенского собора. — Успенский собор Московского Кремля. М., 1985.

[67] Α тамъ, деи, церковь сказалъ ... да взяли у него. — Рассказ Семена Толбузина ο Венеции записан летописцем, судя по всему, по устным преданиям. ...церковь ...святого Марка — собор св. Марка (XI в.) — выдающийся памятник византийского зодчества. ...ворота венецѣйскыи... — Неясно, ο чем идет речь. Архитектурные или скульптурные работы А. Фиорованти в Италии неизвестны, вместе с тем в самой Венеции не было крепостных стен. Β 1473 г. Фиорованти был арестован в Риме по обвинению в чеканке фальшивых денег, и, хотя обвинение было снято, его положение было тяжелым. Чеканкой монеты и литьем пушек Фиорованти занимался в России. ...не тотъ ужь у них князь... — Никколо Марцело.

[68] ...Андрѣемъ... — Β следующем году Андрей Фиорованти ездил к миланскому герцогу Франческо Сфорца с письмом и подарками от отца.

[69] Титъ — Тит Флавий Веспасиан, римский император (79—81), занял и разрушил Иерусалим в 70 г.

[70] Некыихъ нашихъ ... дѣло. — Лаврентьевская летопись упоминает, что к Андрею Боголюбскому «приведе Богъ из всѣхъ земель мастеры».

[71] ...полатным образомъ... — Повторив в общих чертах внешний облик образца, Владимирского Успенского собора, А. Фиорованти полностью отказался от традиционного интерьера древнерусского храма с его хорами для княжеской семьи и построил собор «зального» типа.

[72] ...взя ... Кафу и Крымъ. — Кафа — Феодосия — центр генуэзских колоний в Крыму (XIII—XV вв.). Β 1475 г. Мехмед II заставил Менгли-Гирея признать себя вассалом Турции.

[73] ...новугородцы не дашася ему въ судъ. — Это единственное упоминание ο приходе Ивана III в Новгород в 1475 г., которое может быть возведено к протографу свода 1518 г. — своду 80-х гг. Β своде 1518 г. далее помещен обширный рассказ «О поезде великого князя в Великий Новгородъ», заимствованный из Московского свода.

[74] Того же году обретохъ написание Офонаса Тверитина купца... — Далее помещено «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Ссылка летописца на то, что он «обрел» это сочинение в 1475 г., свидетельствует ο том, что запись и включение «Хождения» в летопись были осуществлены составителем свода, а не его преемником, работавшим в 1518 г., 43 года спустя.

[75] ...по кивоты... — По аркатурный пояс, опоясывающий собор по фасадам.

[76] Внутри же стенъ ... положи. — Между столпами прокладывались связи в виде деревянных или железных балок, в стены закладывались связи в виде металлических скреп; правило — поперечный брус в ткацком станке, веретено — ось вращения.

[77] На столпы же ... насквозь камение то збито. — Описан процесс возведения подпружных арок, на каждый столп опирается по четыре арки. Кружало — опалубка для возведения арок.

[78] Егда же бѣ князь великий въ Новѣгороде ... и наместники посажа. — Рассказ Независимого свода 80-х гг. об окончательном присоединении Новгорода в 1477—1478 гг. краток и, возможно, фрагментарен. Β своде 1518 г. под 6985 (1477)—6986 (1478) гг. помещен обширный рассказ из Московского свода об окончательном покорении Новгорода. Этого рассказа явно не было в своде 80-х гг., где сохранилось лишь косвенное упоминание новгородских событий в связи с рассказами ο Казани и Пскове, отсутствующими в других летописях.

[79] ...Василъя Образца въ судехъ да Бориса Слѣпца. — Об участии Бориса Слепца Тютчева в Казанском походе 1478 г. в великокняжеских летописях не упоминается.

[80] ...полати же подлѣ олтарь ... учини... — Ризница была помещена на сводчатом перекрытии над приделем Похвалы Богородице за иконостасом.

[81] Свяща же церковь митрополитом Геронтей... гнѣвъ Божий приходить. — Спор об обряде освящения Успенского собора и других новопостроенных церквей, продолжавшийся и после 1479 г., отражал противоречия между великим князем и митрополитом, обнаружившиеся (как сообщает Ростовский владычный свод — Типографская летопись) еще в 1478 г., когда Геронтий поддержал князя Михаила Верейского в споре с ростовским архиепископом Вассианом Рыло из-за главенства над Кирилловым монастырем. Позиция Геронтия, отвергавшего «хождение посолонь» при освящении церкви, очевидно, больше соответствовала традициям греческой церкви и была поддержана зарубежным иерархом, молдавским епископом Василием, написавшим русскому митрополиту особое послание.

[82] ...ѣздилъ князь великый... и поималъ владыку Новугородцкого... — Низложение и заточение в 1479 г. новгородского архиепископа Феофила, в поддержку которого Иван III выступал в 1471 г., никак не объяснено ни в комментируемом своде, ни в великокняжеском летописании. Только ростовский владычный свод (Типографская летопись) объясняет эту опалу тем, что Феофил, недовольный тем, что великий князь забрал у него и у монастырей половину волостей и сел, не хотел, чтобы «Новгородъ былъ за великимъ княземъ, но за королемъ или за инымъ государемъ».

[83] Геннадия призва архимандрита и владыку ростовского Васиана на спор. — Архиепископ ростовский Вассиан постоянно поддерживал великого князя, хотя и осуждал его за недостаточную решительность во время стояния на Угре. Архимандрит Чудова монастыря Геннадий также выступал в то время как сторонник Ивана III; лишь после 1484 г., когда он был поставлен архиепископом новгородским, он стал осуждать великого князя за его нежелание преследовать еретиков.

[84] «Солнце праведное, Христос... души свободи»... — Имеется в виду Сошествие во ад, когда Христос между Распятием и Воскресением спустился в ад и вывел в рай души ветхозаветных праотцов, пророков и праведников.

[85] ...Гаврило... и нарекоша имя ему Василей. — Сын Ивана III от Софии, будущий Василий III. Второе имя Василия — Гавриил, не упоминается в других сводах XV в.; его употребил лишь Герберштейн в «Записках ο Московии».

[86] Того же лѣта сведе князь великый намѣстника с Лукъ съ Великых... что имъ потакиваеть. — Ο сведении Иваном III с наместничества в Великих Луках Ивана Владимировича Оболенского-Лыка по жалобе местного населения сообщает только комментируемый свод; великокняжеская летопись умалчивает об этом, как и ο предпосылках возникшего вследствие этих событий конфликта великого князя с братьями. Свод 80-х гг. явно сочувствует при изложении этих событий опальному наместнику.

[87] ...Юрья Шестака... — Юрий Иванович Шестак Кутузов, воевода Ивана III.

[88] Андрей Михайлович Плещеѣв — один из самых близких сподвижников Василия II и Ивана III, с 1480 г. — боярин.

[89] ...къ Василию къ Федоровичу Образцу... — Боярин Василий Федорович Образец-Симский, один из участников похода на Новгород в 1471 г.

[90] ...князь Юрье умер, брат ихъ старейший... — Юрий Васильевич Дмитровский умер в 1472 г.

[91] ...поидоша к Литовскому рубежу. — Претензии братьев Ивана III, Андрея и Бориса, действительно опирались на завещание Василия II и нормы междукняжеских отношений XIV—XV вв.: разделение выморочных земель и «промыслов» (приобретений) между членами княжеской семьи, неприкосновенность права отъезда, судебный иммунитет в княжеских владениях. «Брату своему королю польскому» «приказывал» сыновей Василий II в завещании в случае споров между ними. Но если комментируемый свод в данном случае сочувствовал Андрею и Борису, то Ростовский свод (Типографская летопись) отстаивал позицию великого князя. Свод 1518 г. (Льв.—С ІІ) соединил в своем изложении два рассказа — из свода 80-х гг. и из ростовского свода, из-за чего рассказ, оправдывающий братьев, соединился с рассказом, где описывается «страх» всех «людей» от «братьи его», их страдания «без великого князя» и радость при его возвращении в Москву (из Новгорода).

[92] Князь ... много нелюбие подържа на матерь ... князя Андрѣя вельми любяше. — Этот фрагмент, вклинившийся в своде 1518 г. (Льв.—С II) в текст из ростовского свода (в Типографской летописи его нет), контрастирует с предшествующим изложением и последующим текстом и, очевидно, взят составителем свода 1518 г. из его протографа 80-х гг.

[93] И ужас наиде на нь, и въсхотѣ бежати от брега... — Начало рассказа ο нашествии Ахмата и стоянии на Угре, очевидно, читавшееся в Независимом своде 80-х гг., не сохранилось. Фрагмент из рассказа об Угре Независимого свода начинается в Льв.—С II с описания «ужаса» великого князя при нашествии хана. Β своде 1518 г. рассказ ο стоянии на Угре начинается с обширного заимствования из ростовского свода.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!