ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖДЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ 7 страница



Литовскому же воинству крѣпко и надежно насилующу: «Приидѣте, рече, друзи, и потребим всѣх во Пскове живущея за непокорение их; и не помянетца имя крестьянское во Пскове, к тому яко прикрых сень смертная, и иже измет их из руку нашу!»

Литовское же воинство крепко и упорно наседало, крича: «Вперед, друзья, уничтожим всех живущих в Пскове за непокорность их; и не вспомянется имя христианское в Пскове, ибо покрыла их тень смертная, и нет того, кто спасет их от руки нашей!»

Кто возглаголет силы Господня, или кто слышаны сотворит хвалы его? «Блажени бо, — рече, — вси боящеися Бога, ходяще в путех его труды плод своих снѣдят».[52] «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней, земнии же сынове человечестии, вкупе богат и убог».[53] Приидѣте же, вся святыя Руские земли християнского православия, яже и вы с нами споболѣзновасте и молитвами своими къ Богу нам помогосте, и в Богом прославленый той град Псков, воистинну же реку, яко в богоспасаемый град Псковъ. Вкупе прославим и возвеличим Троицу Святую, торжествене речем: «Богъ нам прибѣжище и сила, помощникъ в скорбех, обретших ны зѣло, сего ради не убоимся»,[54] воистинну бо реку, яко не убоимся, по пророческому гласу, яко: «Велий Господь и хвален зѣло во граде Бога нашего, в горѣ святѣй его, Богъ в тяжестехъ его знаем есть, егда заступаетъ и».[55] И во смирении нашем помяну ны Господь, яко царие земстии собрашеся вкупе на богоспасаемый град Псков, вкупе глаголюще: «Богъ оставил есть его, поженете и возмемъ его, яко нѣсть избавляяи».[56]

Кто поведает о силах Господа и кто огласит хвалы ему? «Блаженны, — сказано, — все боящиеся Бога, ходящие по путям его плоды трудов своих вкусят». «Услышьте это, все народы, внемлите, все живущие во вселенной, земные сыны человеческие, равно богатый и убогий». Все святые Русской земли и земель христианского православия, кто нам соболезновал и помогал молитвами своими к Богу, придите в Богом прославленный град Псков, воистину же скажу, в богоспасаемый град Псков. Вместе прославим и возвеличим Святую Троицу, торжественно помолимся: «Бог нам прибежище и сила, помощник в бедах, охвативших нас, потому и не убоимся мы, воистину говорю, — не убоимся, ведь сказано пророком: „Велик Господь и прославлен во граде Бога нашего, на святой горе его; Бога в беде познаем, когда защищает он свой город"». И в смирении нашем вспомнил нас Господь, когда цари земные собрались вместе на богоспасаемый град Псков, говоря: «Бог оставил его, поспешим и возьмем его, ибо нет избавляющего его».

О окояннаго твоего и всегорделиваго языка литовский начальниче, Оботуре Степане,[57] и со всѣмъ твоим безумъным воинством! Како речете, акаяннии, яко «нѣсть избавляяи»? «Господь сил с нами, заступник нашъ, Богъ Ияковль».[58] Богъ, в Троицы славимый, единъ Богъ, в три имена розделяем, во едином свойстве познаваем, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ! На него же надѣемся и уповаем, а не якоже ты, Оботура, в беззаконной своей ереси не знаеши его, но превознесе на град Псковъ до небеси, надѣеся по своему безумию, множеством силы своея хвалящеся. Пожди, окоянне, что узриши над своею силою и уразумѣеши, яко «нѣсть избавляя нас», якоже написах многоя твоя гордое хваление на град Псковъ. Противу же сего и уничижение приимеши: от высокого своего возношения до ада снидеши и со всѣм своим воинством, «яко во смирении нашем помяну ны Господь и избавил ны есть от враг наших».[59] И услыша Господь моление раб своих, манием неизреченнаго своего милосердия начало збытья Владычня, егда призрѣ на свое достояние и яви над своими рабы великую свою милость.

О начальник окаянного и всегорделивого народа твоего литовского, Стефан Оботур, и все твое безумное войско! Как можете говорить, окаянные, что «нет избавляющего нас»? «Господь сил с нами, заступник наш, Бог Иакова». Бог, в Троице славимый, единый Бог, на три имени разделяемый, но в единой сущности познаваемый — Отец и Сын и Святой Дух! На него надеемся и уповаем, не то что ты, Оботура, в безбожной своей ереси не признаешь его, а до небес вознесся, идя на град Псков, в безумии своем надеясь и хвалясь множеством силы своей. Подожди, окаянный, узришь, что станет с твоею силою, и уразумеешь, что значит нет избавляющего нас, как ты написал о граде Пскове в своем гордом и полном хвастовства послании. За это и унижение примешь: за свое гордое возношение в ад сойдешь со всем своим воинством, «ибо в смирении нашем вспомнил о нас Господь и избавил нас от врагов наших». И услышал Господь мольбу слуг своих, и начало совершаться все по воле неизреченного милосердия Владыки, когда взглянул он с участием на своих подданных и явил слугам своим великую свою милость.

С Похвальского роскату[60] из великия пищали из Барса удариша по Свиноской башни и не погрешиша, тогда множество воинских людей литовских в башне прибиша. Еще же к тому государевы бояре и воиводы повелѣша под Свиную ту башню поднести много зелья и зажещи е. Тогда всѣ тѣ высокогорделивыи королевские приближныя дворяне, якоже у короля выпрашалися напред во Псков град внити, и короля стрѣсти, и государевых бояр и воивод связаных перед короля привести, по них речем в первой похвалѣ, от связаных руских бояр и воивод Божиим промыслом первыя литовские люди со псковьскою каменною стеною Свиныя башни вкупе смесившеся и своими телесы яко другую башню подо Псковом соградиша. И первые королевские дворяня от руских государевых бояр и воивод, про них же глаголаху, яко связаных х королю привести и, под Свиную башнею до послѣднего востания связашася и телесами своими псковский великий ровъ наполниша.

С Похвального раската из огромной пищали «Барс» ударили по Свинузской башне и не промахнулись, и множество воинов литовских в башне побили. Кроме того, государевы бояре и воеводы повелели заложить под Свинузскую башню много пороха и взорвать ее. Тогда все те высокогорделивые дворяне, приближенные короля, которые у короля выпрашивались войти первыми в град Псков, чтобы встретить короля и привести к королю связанными государевых бояр и воевод (об этом мы говорили, рассказывая о их первой похвальбе), от руки тех «связанных русских бояр и воевод» по промыслу Божьему эти первые литовские воины смешались с псковской каменной стеной в Свиной башне и из своих тел под Псковом другую башню сложили. Так первые королевские дворяне под Свиной башнею до последнего воскрешения были «связаны» русскими государевыми боярами и воеводами, о которых они говорили, что приведут их связанными к королю, и телами своими псковский большой ров наполнили.

О них же первие извещение королю сказаша, яко воспросити ему: «Уже ли мои дворяне в замце?» Ему же сказаша, яко: «Под замком». Королю же воспросившу, яко: «Уже ли мои дворяне за стеною в городе ходят и рускую силу прибивают?» Ему же отвещавшу, яко: «Государю, все те твои дворяне в Свиныя башни убиты и созжены в рову лежат». Тогда королю вмале ему на свой мечь не напасти, яко мнѣти ми, мало сердцу его не треснути, таков бо бывает обычей усердым, паче же невѣрным.

О них впервые известили короля, после того как он спросил: «Уже в крепости мои дворяне?» Ему же сказали: «Под крепостью». Когда он вопросил: «Что, уже ходят мои дворяне за стеною в городе и русскую силу уничтожают?» Ему же ответили: «Государь, все те твои дворяне в Свиной башне убиты и сожжены, во рву лежат». Тогда король едва не кинулся на свой меч, и сердце его, думается мне, едва не разорвалось, так обычно бывает с неистовым, а тем более с неверным.

Такоже король паки усердися, присылает к Покровской башни и по всему пролому рохмистом и всѣм градоемцем, крѣпко безотступно град Псковъ взяти веляше. Государевы же бояре и воиводы, видѣвъше напорное и безотступное стреляние, крѣпкое градоемство, многие же своя вои прибиты и ранены изнемогша, но токмо надежа в Божию неослабно, посылают в соборную церковь Живоначалныя Троицы по большое и надежное избавление, по святыя и чюдотворныя иконы и чюдотворныя мощи благовѣрнаго великого князя Гаврила-Всеволода, чюдотворца и избавителя псковского от враг, и повелевают принести близ проломного мѣста от литвы. Якоже чюдотворную святую икону Пречистую Богородицу из Володимера въ царьствующей град Москву нахожения ради Темиря-Аксака царя,[61] здѣ же в богоспасаемом граде Пскове нахожения ради полского короля. Тамо, яко именитого Колтыри,[62] здѣ же проименитого Оботуры; тамо же по Владимерскую икону, зде же по Печерскую икону[63]Тамо, яко понесена пресвятая икона из Владимера на Москву в самый Богородицынъ празник Успение, того дни и Темир-Аксак усрамися, от пречистаго образа невидимо убояся и со всѣм воинством от Москвы и со всеа Русии побежа. Здѣ же, в преименитом и славном граде Пскове, в самый ея же Богородицынъ празникъ честнаго и славнаго ея Рожества, егда понесена бысть святая чюдотворная икона Успение Пречистые Богородицы Печерского монастыря от соборныя церкви Живоначальныя Троицы, и с прочими чюдотворными иконами, и с мощьми благовѣрнаго князя Гаврила-Всеволода, и с прочими святынями к проломному мѣсту; того же часу и оттрада граду Пскову невидимо явися на проломѣ.

Тогда разъярился король, послал приказ к тем, кто был в Покровской башне и по всему пролому, строго веля всем ротмистрам и градоемцам во что бы то ни стало взять град Псков. Государевы же бояре и воеводы, хотя и видели упорный и беспрестанный огонь, решительные приступы врага, множество своих воинов, погибших и изнемогших от ран, все равно неослабно надеялись на Бога. Посылают они в соборную церковь Живоначальной Троицы за великим и надежным избавлением, за святыми чудотворными иконами и чудотворными мощами благоверного великого князя Гавриила-Всеволода, псковского чудотворца и избавителя от врагов, и повелевают принести их к проломному месту. Так принесли в царствующий град Москву чудотворную святую икону Пречистой Богородицы из Владимира для спасения от нашествия царя Темир-Аксака, здесь же, в богоспасаемом граде Пскове, — от нашествия польского короля. Там — от знаменитого Хромца, здесь — от прославленного Гордеца, там посылали за Владимирской иконой, здесь — за Печерской иконой. Там была принесена пресвятая икона из Владимира в Москву в день праздника Успения Богородицы, и в этот же день Темир-Аксак был посрамлен, образом Пречистой невидимо устрашен и со всем воинством побежал от Москвы и с Русской земли. Здесь же, в преименитом и славном граде Пскове, в день праздника Богородицы честного и славного ее Рождества была принесена к проломному месту из соборной церкви Живоначальной Троицы святая чудотворная икона Успения Пречистой Богородицы Печерского монастыря вместе с другими чудотворными иконами и мощами благоверного князя Гавриила-Всеволода и другими святынями; и в тот же час невидимо пришло спасение граду Пскову на проломе.

Крѣпко бо литва со стены града, с Покровские башни и со всего пролома литовское воинство с руским воинством бьющеся, государевы же бояре и воиводы и со всѣм еже о Христе воинством во Пскове такоже противу их стояху и не дающе схода литвы во град во Псков. Егда же, рекох, идоша к проломному мѣсту святыя иконы, того же часу, яко от лица милости святых иконъ, вѣстницы на конех прибежавше, не воиньские люди, но воини Христовы на невидимых враг, черны образом и дѣлы. Первый — тоя же чюдотворныя иконы Пречистыя Богородицы Печерского монастыря келарь Арсеней, именуемый Хвостов; с ним же вторый — Рожества Пречистыя Богородицы Снетогорского монастыря казначѣй Иона Наумов; третий же с ними Мантирей игуменъ, знаем же бѣ он во Пскове всѣм. Сим же предпомянутым черноризцы плодцким рожением дѣти боярские, и егда бѣху они в мире, такоже искусни воини. Сего ради богомудрено и вѣры ради и честных своих молитвъ, егда прибежавше къ проломному мѣсту, идѣже кровопролитное торжество свершися обоих стран, великими гласы государевым бояром и воиводам и всему християнскому воинству, якоже преже рекохом, яко от лица святых иконъ милости рекоша: «Не убойтеся, станем крѣпко, устремимся вкупе на литовскую силу, Богородица бо к нам идет с милостию и заступлением и со всѣми святыми на помощь вкупе же».

Крепко билась литва на стенах города у Покровской башни и на всем проломе с русским воинством, государевы же бояре и воеводы со всем христианским псковским воинством так же крепко против них стояли и не давали сойти в град Псков. Когда же, как говорил уже, пошли к проломному месту со святыми иконами, то в тот же час, будто по воле святых икон, вестники примчались на конях, не обычные воины, но Христовы воины против невидимых врагов, черных ликом и делами. Один из них Арсений, именуемый Хвостовым, келарь Печерского монастыря, где и была чудотворная икона Пречистой Богородицы; с ним же второй — казначей Снетогорского монастыря Рождества Пречистой Богородицы Иона Наумов; третий же с ним был Мартирий игумен, и этот был известен в Пскове всем. Эти упомянутые выше черноризцы, по плотскому рождению — дети боярские, и когда жили в миру, то были искусными воинами. Потому, умудренные Богом благодаря вере и честным своим молитвам, они, прибежав к проломному месту, где совершалось для обеих сторон кровопролитное торжество, громкими голосами государевым боярам и воеводам и всему христианскому воинству милость возвестили, будто от имени святых икон (как я уже прежде сказал): «Не бойтесь, станем крепко и устремимся все вместе на литовскую силу! Богородица с милостью и защитой идет к нам на помощь со всеми святыми!»

Такоже сия гласы слышав государевы бояре и воиводы и все христьянское воинство, яко Богородица идет со всѣми святыми на помощь, вкупе же с сими слухи Богородицы милостию осение и помощь на все православное христьянство приде; и немощных сердца адаманта крѣплее утвердишеся, и всѣ вкупе вооружившася. Такоже во едино сердце вси Богородицы милость приемше и сее помощию вооруживше, яко единеми усты Богородицу на помощь призывающе. И во единъ глас крикнувше государевы бояре и воиводы, с ними же и предпомянутыя чернцы и все христьянское воинство, рекуще: «Днесь, о друзи, умрем вкупе за Христову вѣру и за православнаго государя нашего и царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии от литовских рукъ, а не предадим государя нашего града Пскова польскому королю Степану». Такоже великого заступника псковскаго, князя Гаврила-Всеволода, с ним же князя Доманта и Микулу, иже Христа ради уродивого,[64] в сердцех своих на помощь приимших, и все воинство християнское вкупе снемшеся, устремишася на литовскую силу на стены града, на проломное мѣсто. И тако Божиею милостию и Пречистей Богородицы молением и заступлением и великих святых чюдотворцовъ с проломнаго мѣста литовскую силу збиша; благодатию Христовою, идѣже литовские ноги на псковской стенѣ стояху, паки на тѣх мѣстех христьянская сила утвердишася, и за градом с литвою со стены бьющеся и з достальными еще в Покровской башни оставшимися.

И услышали государевы бояре и воеводы и все христианское воинство эти слова, что Богородица со всеми святыми идет на помощь, и одновременно с этой вестью осенила Богородица все православное христианство своей милостью и помощью; и сердца немощных окрепли и стали тверже алмаза, и все вместе приготовились к подвигу. Тогда все, единым сердцем восприяв Богородицы милость и ее помощью вооружившись, едиными устами Богородицу на помощь призвали. И государевы бояре, и воеводы, с ними же упомянутые выше монахи и все воинство христианское, в один голос вскричали: «Сегодня, друзья, за христианскую веру и за православного государя нашего, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси умрем все вместе от руки литовцев, но не отдадим государя нашего града Пскова польскому королю Стефану!» Также великого заступника псковского, князя Гавриила-Всеволода, с ним же князя Довмонта и Николая, Христа ради юродивого, в сердцах своих призвав на помощь, все христианское воинство в едином порыве устремилось на литовскую силу, на стены города, на проломное место. И так Божьей милостью, молитвою и заступничеством Пречистой Богородицы и великих святых чудотворцев сбили литовскую силу с проломного места; и по благодати Христовой там, где на псковской стене стояли литовские ноги, в тех местах вновь христианские воины утвердились, и со стены били литву уже за городом, и добивали оставшихся еще в Покровской башне.

Того же часу, егда християнское одоление над литвою показа Богъ и с проломнаго мѣста литовских людей, рохмистовъ и з гайдуки збиша, тогда и та благодать Христова не утаися по всему тому граду Пскову оставшимся женам. И промчеся слово то во весь град Псков, яко: «Всѣх литовских людей Богъ пособил з города збити и прибити, а вам, оставшимся женам, велено по литовской наряд итти и останокъ литвы побивати, от пролома скопяся».

В то время, когда по предначертанию Бога одолели христиане литву и сбили литовских воинов, ротмистров и гайдуков с проломного места, тогда благодать Христова не утаилась от всех оставшихся в граде Пскове жен. И по всему граду Пскову промчалась весть: «Всех литовских людей Бог помог с городской стены сбить и перебить, а вам, оставшимся женам, велено, собравшись у пролома, идти за литовскими орудиями и оставшуюся литву добивать».

Тогда же и всѣ еже во Пскове жены, по домом оставшимся, от печали мало нѣкако радости благовѣстия приемшии, оставивше немощи женские и в мужскую крѣпость оболкшеся, и всѣ вскоре кождо из своихъ дворов и кияждо противу своея силы оружие носяще. Младые же и сверстныя, крѣпкия телесы, досталь с приступа литву прибивати оружие ношаше, старыя же жены, немощныя плотию, тѣ в своих руках малыя и краткия верви ношаше и тѣми литовский наряд, по сказанью, в город ввести помышляюще. И вси къ пролому бежаху, и всякия жена паче другие тщание скоростию показующе. Збежавше же ся много множество женъ къ проломному мѣсту и ту великое пособие и угодие воинским крестьянским людем показаша. Овии же от них, якоже рекох, крѣпкия жены, в мужескую храбрость оболкшеся, с литвою бьющеся и над литвою одоление показаша; овии же камение воином приношаху и тѣми литву з города и за городом побиваху; овии же тружающимся воиномъ и от жажи изнемогшим воду приношаху и ретивыя их сердца водою утолеваху.

Тогда все бывшие в Пскове женщины, по домам сидевшие, хоть немного радости в печали узнали, получив благую весть; и, забыв о слабости женской и мужской силы исполнившись, все быстро взяли оружие, какое было в доме и какое им было по силам. Молодые и средних лет женщины, крепкие телом, несли оружие, чтобы добить оставшихся после приступа литовцев; старые же женщины, немощные телом, несли в своих руках небольшие короткие веревки, собираясь ими, как сказано, литовские орудия в город ввезти. И все бежали к пролому, и каждая женщина стремилась опередить другую. Множество женщин сбежалось к проломному месту, и там великую помощь и облегчение принесли они христианским воинам. Одни из них, как уже сказал, сильные женщины, мужской храбрости исполнившись, с литвой бились и одолевали литву; другие приносили воинам камни, и те камнями били литовцев на стене города и за нею; третьи уставшим воинам, изнемогшим от жажды, приносили воду и ретивые их сердца утоляли водою.

Пятку же тому дни, в празникъ Рожества Пречистыя Богородицы, и вечерю приспевающю, литовскимъ же людем еще в Покровской башни седящим и по христьянех во град стреляюще. Государевы же бояре и воиводы паки Бога на помощь призвавше, и християнскими гласы крикнувше, и вкупе снемшеся мужи, с ними же и жены и на достальную литву в Покровскую башню устремишася, коегождо с чим и какъ Богъ вразумит: овии же из ручниц стреляюще, инии же камением литву побивающе; овии же горящею водою их поливающе, инии же огни зажигающе и на них мечюще, и всячески промышляюще. Такоже и под тое башню зелья поднесоша и зажгоша, и Божием пособием тако и досталную литву с Покровские башни всѣх збиша, и Христовою благодатию паки очистися каменная псковская стена от скверных литовских ног. Нощи же приспѣвшу, нам Божиим милосердием свѣт благодати возсия, и от стены за градом отбиша.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!