ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖДЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ 9 страница



Государевы же бояре и воеводы пишут в ответ так: «Пусть знает твое величество, гордый литовский правитель, король Стефан, что в Пскове и пяти лет христианский ребенок посмеется над твоим безумием и твоими глупыми первосоветниками, о которых ты нам писал. Какая польза человеку возлюбить тьму больше света, или бесчестие больше чести, или горькое рабство больше свободы? Чем лучше нам оставить святую свою христианскую веру и покориться вашей плесени? И какое приобретение чести в том, чтобы оставить нам своего государя, православного великого христианского царя, и покориться иноверному чужеземцу и уподобиться иудеям? Тем более что они по незнанию или по зависти распяли Господа Славы. Нам же, зная своего православного царя-государя, в царской державе которого и прародители наши родились, как оставить его? Или думаешь прельстить нас лукавой ласкою и пустой лестью или суетным богатством? Но и всего мира сокровищ не хотим за свое крестное целование, которым присягнули своему государю. И что ты, король, стращаешь нас горькими и позорными смертями? „Если Бог за нас, то никто против нас!” Все мы готовы умереть за свою веру и за своего государя, но не сдадим града Пскова, не покоримся льстивым твоим словам. Ни один из младоумных в граде Пскове не последует твоему совету, из степенных же и зрелых мужей в Пскове никто даже слушать не будет о твоем безумном умышлении. Готовься к битве с нами, а кто кого одолеет, то Бог покажет». И так же, на стреле, пустили врагу свой ответ.

Такоже государевы бояре и воиводы частыя и повсядневныя выласки сотворяют за град; Божиею милостию и царьским счастьем, и своим боярским и воиводцкимъ домыслом многие языки литовские во град хваташа, и королевские его первосовѣтников умышление надо Псковом великим истезанием и пытками довѣдывашеся, и тако противу умышлений их готовящюся. Паки же во един день бяше выласка за Ворламские ворота, и тако ухватиша литовские языки, от них же вѣсть накрѣпко переняше, что литовские гетманы королю своему именита похвалишася подкопами взяти град Псков и кииждо начальников розных земель свой подкопъ поведоша: подкопъ королевской полской, подкопъ литовский, скорой похвальный, подкопъ угорский, подкопъ немецкой; и всѣх подкопов в розных мѣстех — 9 подкоповъ. Сии же литовские языки государевым бояромъ и воиводам сказаша, что уже тѣ подкопы всѣ повели сентября въ 17 день, а напереде и всѣх угорской подкопъ поспѣет. А ни един от тѣх литовских язык не увѣдают, х коему мѣсту тѣ подкопы повели, и у нашей-де, у литовской силы, добрѣ вѣдома подкопом тѣм блюдут.

Государевы бояре и воеводы совершали частые и каждодневные вылазки за город; Божьей милостью и царским счастьем и благодаря своей боярской и воеводской находчивости многих языков литовских захватывали, и в город приводили, и выведывали у них, пытая и истязая, о замыслах против Пскова короля и его первосоветников и потом готовились против их козней. В один из дней была вылазка за Варлаамские ворота, и там схватили литовских языков, от них же точно узнали, что литовские гетманы самонадеянно похвалились своему королю подкопами взять град Псков и каждый из военачальников разных земель свой подкоп повел: подкоп королевский польский, подкоп литовский, скорый и хвастливый, подкоп угорский, подкоп немецкий; и всего в разных местах 9 подкопов. Эти же литовские языки сказали государевым боярам и воеводам, что все те подкопы повели еще 17 сентября, а вперед всех готов будет угорский подкоп. И ни один из тех литовских языков не знал, к какому месту ведутся те подкопы, и говорили они, что в литовском войске зорко следят, чтобы о тех подкопах никто не знал.

Слышав сие государевы бояре и воиводы, яко уже литовской король подо Псков многие подкопы повели, о сем же благодариша Бога, яко и тот их совѣт увѣдаша, а о том же многою кручиною объяти быша, что не увѣдаша, под которыя мѣста подкопы ведяше. О сем же много Бога на помощь призываше и повелѣша противу подкоповъ из города многие слухи повести, не токмо противу пролома, от которых мѣстъ их надѣяхуся, но и по въсему Пскову накрѣпко в слухах подкопов блюдуще.

Государевы бояре и воеводы, разведав, что литовский король под Псков многие подкопы повелел вести, возблагодарили Бога, что узнали об этом умысле литовском, сокрушались только, что не узнали, под какие места ведутся подкопы. И, призвав Бога на помощь, повелели против подкопов из города повести несколько слуховых ходов, не только от пролома, где ожидали подкопов, но по всему Пскову в слуховых ходах велели внимательно следить за подкопами.

Такоже и освященный собор о сицевых настоящих бедах безпрестанно Бога молящи день и нощь о избавлении града Пскова; такоже по трижды на недели на пролом со кресты, и со святыми чюдотворными иконами, и с чюдотворными мощми благовѣрнаго князя Гаврила-Всеволода, и с прочими святынями прихожаху и многомолебное соверьшающе. Литовские же гайдуки, егда услыша по пролому от християнских священников молебноя пѣваема, ноипаче на Покровской наугольной башни, и урозумевающе туто многу народу быти, и камением многим на то мѣсто метаху и сими християн урожаху.

Также и освященный собор беспрестанно, день и ночь, молил Бога о избавлении града Пскова от нынешних бед; трижды в неделю приходили на пролом с крестами, святыми чудотворными иконами и чудотворными мощами благоверного князя Гавриила-Всеволода и с другими святынями и совершали молебны. Литовские же гайдуки, как только слышали, что христианские священники служат молебен у пролома, рядом с Покровской угловой башней, то, догадываясь, что там собирается много народа, начинали метать туда камни и ими христиан увечили.

Единою же, по обычею, священником со кресты пришедшу к Покровской наугольной башни и молебное совершающе сентября въ 20 день, литовские же гайдуки паки по возбешенному своему обычею камением во град шибаху. И удариша же великим каменем о чюдотворный образ, принесений от Живоначальныя Троицы, великого страстотерпца Христова и побѣдоносца, великого мученика Дмитрия Селунского,[71] корсунского греческого письма, во ополченный на нем злаченый доспѣх, и вырозиша у доспѣха великое мѣсто во чрево, повыше пояса, против правого рама, и левкас до доски. Священницы же, сие видѣвъ, такоже государевы бояре и воиводы и всѣ православные християне, над страстотерьпцевым образом тако збывшеся, глаголаху ко святому великомученику Христову Дмитрию: «О великомучениче и победоносче, виждь врагов наших дерзость, не токмо над нами, но и над святым твоим чюдотворным образом поругающеся. Но молися, святе Дмитрие, ко Господу и избави нас своею милостию и помощию от враг наших, якоже за свой град Селунь милостиваго Владыку умоли и якоже пособивый иногда великому князю Александру Невскому на великом Чюдцком озере над погаными нѣмцы, того же великого града Пскова обороняющему: яко милостивное свое пособие увиривъ, от того же твоего чюдотворнаго образа из деснаго уха сергу изобрести на великом побоищи великого князя Александра Невского с нѣмцы. Тако нынѣ, святый Дмитрий, яви милость свою и избави нас и град нашъ Псков от враг наших, злогордыя литвы».

Однажды, 20 сентября, священники, как обычно, пришли с крестами к Покровской угловой башне и совершали молебен, литовские же гайдуки опять, по дикому своему обычаю, начали швырять камни в город. И огромным камнем попали в принесенный из собора Живоначальной Троицы чудотворный образ великого страстотерпца Христова и великомученика победоносца Дмитрия Солунского, икону греческого корсунского письма, в надетый на нем золоченый доспех, и пробили доспех повыше пояса, у правого плеча, так глубоко, что и левкас до доски отбили. Священники же, а также государевы бояре и воеводы и все православные христиане, увидев свершенное над образом страстотерпца, обратились к святому великомученику Христову Дмитрию: «0 великомученик и победоносец, узнай врагов наших дерзость: не только над нами, но и над святым твоим чудотворным образом надругались. Так помолись же, святой Дмитрий, Господу и избавь нас от врагов наших своею молитвою и помощью, как умолил ты милостивого Владыку за свой град Солунь и как помог некогда в битве с погаными немцами на великом Чудском озере великому князю Александру Невскому, защищавшему великий град Псков: тогда, как знак твоей милостивой помощи, нашли на месте великого побоища великого князя Александра Невского с немцами серьгу из правого уха, оброненную с твоего чудотворного образа. Так и ныне, святой Дмитрий, яви милость свою и избавь нас и град наш Псков от врагов наших, злогордой литвы».

Что же сие чюдо, како молчанию предадим? Но и сие милосердие Божие требѣ объявити.

Разве можно чудо молчанию предать? И о новом милосердии Божьем нужно рассказать.

Того же дни, егда безаконных дерзость и до святого образа страстотерпца доиде, того дни и совершения литовского короля умышление и всѣх его первосовѣтников поведеныя под город подкопы всѣ именно открышася, под которыя мѣста градовныя стены ведяху, сицевым образом. От литовского войска выходец нѣхто в город Псковъ утече, преже бывый руский и полоцкий стрелец именем Игнаш. Той же Игнаш государевым бояром и воиводам все именно, противъ коего мѣста подкопы ведут, и со стены на мѣста указуя. Государевы же бояре и воиводы сие яко слышаша, радости исполнишася, Богу же о сем, и Пречистей Богородицы, и святым великим чюдотворцом, и святому великому мученику Дмитрию, яже его ради святого образа и сие невидѣние Богъ откры, благодарение воздаяху. Противу же тѣх подкоповъ скоро и спешне слухи копати устремишеся, и сентября въ 23 день Божиею милостию наши руские слухи с литовскими подкопы сошлися и злозамышленное их умышления Христовым пособием разрушися, промеж Покровских и Свиных ворот. Такоже и иной подкопъ под Покровскою башнею переняше; такоже и иныя литовския подкопы за градом и сами обрушишеся. И тако милостию Божиею и сие их умышление всячески разрушишася.

В тот же день, когда безбожные дерзнули и на святой образ страстотерпца посягнуть, полностью открылся умысел литовского короля и всех его первосоветников, а именно: какие подкопы ведутся и под какие места городской стены. А случилось это таким образом. Из литовского войска прибежал в город Псков перебежчик, прежде русский, полоцкий стрелец по имени Игнаш. Тот Игнаш государевым боярам и воеводам и рассказал, против каких мест ведутся подкопы, и со стены указал те места. Государевы же бояре и воеводы, услышав это, радости исполнились и возблагодарили Бога, и Пречистую Богородицу, и святых великих чудотворцев, и святого великомученика Дмитрия, ибо ради его святого образа Бог и это неведение открыл. Против тех подкопов скоро и спешно начали копать слуховые ходы, и сентября в 23 день Божьей милостью наши русские слуховые ходы сошлись с литовскими подкопами между Покровских и Свиных ворот и злодейский их умысел с помощью Христовой расстроился. Так же и другой подкоп под Покровскую башню перехватили, а остальные литовские подкопы за городом сами обрушились. И так Божьей милостью и этот литовский план окончательно расстроился.

Сие же видѣв литовский король безбожное свое умышление и своих первосовѣтниковъ в совершение не пришедши помыслъ, и паки приступами повседневными на градовную стѣну покушаютца восходити и окрадообразным образом многою силою во град воскочити. Руские же, християнское воинство, ни к починанию их восхода на стены не попущающи. Ако же литва на старыя свои градоемныя обычеи искушениемъ своих несовершенных помыслъ сами в собѣ истязуютца: «Да понѣ како во граде смятение учинивъ, можем на проломные мѣста во град внити». Из-за Великие реки, розжигая ядра, по хоромом стреляти начаше октября въ 24 день, и той день мало не чрез весь стреляше. И милостию Божиею и от того литовского замышления Богъ соблюде великий град Псков ничимже невредим.

Увидев безнадежность своих планов и неосуществление замыслов своих первосоветников, литовский король и его войско ежедневными приступами вновь пытаются занять городскую стену и внезапно ворваться в город с многою силою. Русское же христианское воинство даже ступить на городскую стену им не дает. Вновь литва, стремясь осуществить свои неосуществленные замыслы, обсуждает старые свои приемы взятия городов: «Если вызвать как-то смятение в городе, то через проломные места сможем войти в город». И вот октября в 24 день из-за Великой реки начали стрелять по жилым домам раскаленными ядрами и чуть ли не весь день стреляли. Но милостью Божьей и от этих литовских козней Бог сохранил великий град Псков совершенно невредимым.

Видѣв же гордонапорная литва, яко и тѣмъ ничегоже поне мало от хотѣния своего не улучиша, но инже и зѣло напорен совѣт совещаютца. От тое же Покровския башни наугольной и до Водяных Покровских ворот от Великия реки октября въ 28 день прискоча литовские гайдуки и градоемцы и каменносѣчьцы под градовную стѣну и, необычне сотвореными от них щиты закрывся, почели каменную стѣну подсекати кирками и всякими каменодѣльными запасы, абы вся стѣна от тое стороны подсечения их ради на Великую реку повалилася. Подлѣ тоя же стѣны древяная стѣна укрѣпления ради у каменныя стѣны поддѣлана, сию же огнем зажещи хотя. В тѣ поры из-за Великия реки из наряду по всему народу, во граде у того мѣста стоящих, стреляти умыслиша и сим град свершенне взяти чаяху.

Гордонапорная литва, увидев, что и так не добилась она даже малого из того, что хотела, другое дерзкое решение принимает. 28 октября со стороны реки Великой под городскую стену пробрались литовские гайдуки, градоемцы и каменотесы и, закрывшись специально сделанными щитами, начали подсекать кирками и всякими орудиями для разбивания камня каменную стену от Покровской угловой башни и до Водяных Покровских ворот, чтобы вся стена, подсеченная, упала в реку Великую. А деревянную стену, что построена для укрепления рядом с каменной, хотели зажечь. В то же время из-за реки Великой по народу, стоящему в том месте у городской стены, решили стрелять из орудий и так надеялись окончательно взять город.

Государевы же бояре и воиводы сие их умышление над градом видевше, такоже и к сему их умышлению крѣпко градовное и воспротивное им сотворяют: повелевают смолье зажигати и на них и на щиты их метати, абы восполенми огня щиты их загорѣшася, и горкотою ради дыма и самем имъ испод стены выбегати или тамо згорѣти. Литва же вся сия от понужающих их и неволею терпяху, и воспротивне стояху, и крѣпко и напорне стѣну подсекающе.

Государевы же бояре и воеводы, увидев такой над городом умысел, против замыслов литвы для обороны города со своей стороны повелевают зажженное смоляное тряпье на литву и на щиты их метать, чтобы от огня щиты их загорались, а сами они от удушливого дыма из-под стены выбегали или же там сгорали. Литовские же воины, понуждаемые силой, все это терпели и стояли, упорно и настойчиво подсекая стену.

Государевы же бояре и воиводы повелѣша противу их подсекания зѣло частыя окна провертѣти сквозѣ древяную и каменую стѣну, и ис тѣх оконъ умыслиша из ручниц по них стреляти и копии колоти. Такоже и смолу горячую, и деготь, и вряток на них льюще, такоже и лен осмолив, зажигая, на них меташе, такоже кувшины з зельем на них метая. Литовския же гайдуки, елицы их утвержашеся, сии же стѣну подсекаху; и елицых же огнь и дым заимаше, претерпевати же невозможно, скорозѣлным бѣгством испод стены бежаху. На тѣх же скорых литовских гайдуков скорогораздыя псковские стрельцы з долгими самопалы изготовлены, яко ни единому утещи даяху. Елицы же их литовские градоемцы глубоко под стену подсекошася, яко и без щитовъ возможно подсекати, и водолитьем же и огнем запалением выжигати не вмещашеся. И на таковых, безстужих, благомудрыя государевы бояре и воиводы и с мудрыми и християнскими первосовѣтники о градоукреплении умыслиша: великия кнуты повелѣша на шесты навязати, по концам же привязывати желѣзныя пуги с вострыми круки. И сими кнуты, егда из града за стену противу литовъских подсекателей ударяху, пугами же тѣми и острыми крюками, яко ястребими носы испод кустов и на заводях утята, извлачаху. Кнутяными же тѣми желѣзными крюками егда литовских хвастливых градоемцов за ризы их и с тѣлом захваташе, и тѣми их испод стены выторгаша; стрельцы же, яко бѣлыя кречаты слаткий ловъ, из ручниц телеса их клеваше и никоими образы литвы утекати не даяху.

Государевы же бояре и воеводы против их подсекателей повелели провертеть сквозь деревянную и каменную стены частые бойницы и из тех бойниц стрелять по ним из ручниц и копьями их колоть. Кроме того, лили на них горячую смолу, деготь и кипяток, зажженный просмоленный лен на них кидали и кувшины с порохом в них бросали. Те литовские гайдуки, что надежно укрылись, продолжали долбить стену; другие же, охваченные огнем и дымом, не в силах терпеть, стремглав выбегали из-под стены. Чтобы ни одному из этих проворных литовских гайдуков не дать возможности убежать, были приготовлены опытные псковские стрельцы с длинными самопалами. Некоторые же литовские градоемцы так глубоко продолбили стену, что уже и без щита могли ее подсекать, и ни горячей водой, ни огнем пылающим их нельзя было выжить. Но и против этих, особенно бесстыжих, благомудрые государевы бояре и воеводы с мудрыми христианскими первосоветниками придумали для спасения города следующее: повелели навязать на шесты длинные кнуты, к их концам привязать железные палки с острыми крюками. И этими кнутами, спустив их с города за стену, стегали литовских камнетесов и теми палками и острыми крюками извлекали литву, как ястребы клювами утят из кустов на заводи. Когда железные крюки на кнутах цеплялись за одежду и тело литовских хвастливых градоемцев, то выдергивали их из-под стены; стрельцы же из ручниц тела их «клевали», как белые кречеты сладкую добычу, и литве убегать никоим образом не давали.

Сие же видѣв, бѣдные литовские градоемцы, и гайдуки, и каменщики, яко и сие их гордых воивод неполнаго понужение никоими образы претерпевати, в станы х королю своему прибежавшу, от нужи сердца с плачем глаголаху: «Да повелит твое величество, государю кралю Степане, яко бы нам всѣмв станѣх от меча твоего умрети, а не вели и до единаго под замком Псковом побиваемым быти. Зѣло бо и до горла крѣпце горазди из замка Пскова битися руские люди, и изрядне горазда мудры начальныя их гетманы противу всяких наших замышлений, и никоими образы воспротивитися им можем». Король же, сия слышав от своих надежныхъ градоемцовъ и гайдуковъ, внятне же сие слова в сердцы своем зазря, но толико им отвѣща: «Пане гайдуци, два или три приступа к городу сотворите ми, але яко не возможем, на вашей волю сотворю вам и из шанцовъ от замка отведу».

Бедные же литовские градоемцы, гайдуки и камнетесы, увидев, что и этот замысел их гордых воевод не осуществился, не могли терпеть больше их понуканий, прибежали в стан к королю, от горечи сердечной с плачем говоря: «Да повелит твое величество, государь король Стефан, всем нам в станах от меча твоего умереть, но не вели всем до единого погибнуть под крепостью Псковом. Насмерть бьются, упорно и умело русские люди из крепости Псков, и еще более умело и мудро справляются со всеми нашими уловками главные их гетманы, и никак не можем устоять против них». Король, услышав это от своих верных градоемцев и гайдуков, осудил их за эти слова в сердце своем, но только сказал в ответ: «Пане гайдуки, еще два или три приступа к городу совершите ради меня, если и тогда не возьмем город, то сделаю все, как вы хотите, и из окопов от крепости отведу».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!