ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖДЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ 8 страница



Было это в пятницу, в праздник Рождества Пречистой Богородицы, уже близился вечер, а литовские воины все еще сидели в Покровской башне и стреляли в город по христианам. Государевы же бояре и воеводы вновь Бога на помощь призвали, и христианский бросили клич, и в едином порыве все, мужчины и женщины, бросились на оставшихся в Покровской башне литовцев, вооружившись кто чем — чем Бог надоумил: одни из ручниц стреляли, другие камнями литву побивали; одни поливали их кипятком, другие зажигали факелы и метали их в литовцев и так по-разному их уничтожали. Под Покровскую башню подложили порох и подожгли его, и так с Божьей помощью всех оставшихся в Покровской башне литовцев уничтожили, и по благодати Христовой вновь очистилась каменная псковская стена от литовских поганых ног. Когда наступила ночь, свет благодати воссиял над нами по Божьему милосердию и отогнали их от стен города.

И тако литва от града в станы побѣжа. 3 города же скочивше християне далече за ними, секуще их, и гнашеся; которых же во псковском рву заставающе и тѣ прибивающе, многия живыя похватавше, в город къ государевым бояром и воиводам приведоша нарочитых языков и с нобаты, и с трубы, и з знамены, и с ратными оружии. И пакы всѣ здоровы во Псков со одолением многим и з безсчиленным богатеством возвратишася, оружия литовския, изрядных нарочитых самопалов и ручниц разныхъ всяких безсчисленно много внесоша. И тако Божиею благодатию, неизреченным милосердием Пребожественныя Троица и молитвами и молением Пречистыя Богородица честнаго и славнаго ея Рожества и всѣх святых великихъ чюдотворцовъ того же дни спасенъ бысть великий град Псковъ; и великое одоление показа Богъ християнскому воинству над горделивою и безаконною литвою в третий часъ нощи.

И побежала литва от города в свои станы. Христиане же выскочили из города и далеко за ними гнались, рубя их; тех, кого настигли в псковском рву, поубивали, многих живыми взяли и самых знатных пленных привели в город к государевым боярам и воеводам с барабанами, трубами, знаменами и боевым оружием. А сами невредимыми вернулись в Псков с победою великою и бесчисленным богатством, принеся бесчисленное множество оружия литовского, дорогих и красивых самопалов и ручниц самых разных. И так по Божьей благодати и неизреченному милосердию Пребожественной Троицы и молитвами и молением Пречистой Богородицы и всех святых великих чудотворцев спасен был великий град Псков в день честного и славного Рождества Богородицы; в третий час ночи Бог даровал христианскому воинству великую победу над горделивой и безбожной литвой.

Сие же видѣв, государевы бояре и воиводы, и весь яже освященный собор, и всѣ православные христьяне, мужие же и жены и со всѣми чады, неизреченное и несказанное Божие милосердие Пресвятыя и Пребожественыя и Живоначалныя и Неразделимыя Троицы и молитвами и молением надежныя нашея християнския заступницы, возбранной воиводе, истинныя Богородицы и Приснодевы Мария, и всѣх святых великих чюдотворец, всея святыя Руския земли заступников, ноипаче великого светилника, настоящее славному именитому граду Пскову истиннаго заступника, благовѣрнаго великого князя Гаврила-Всеволода, с ним же и князя Доманта и Микулу, иже Христа ради уродивого, и всѣх святых, неизреченныя радости исполнися и великое благодарение всѣ Богу воздаша. И от великого своего труда мало нѣкако отдохнувъ и храбропобѣднаго своего поту отерша государевы же бояре и воиводы и все православное християнское воинство.

Государевы бояре и воеводы, и весь освященный собор, и все православные христиане, мужчины и женщины со всеми детьми, узнав о неизреченном и несказанном милосердии Бога, Пресвятой и Пребожественной, Живоначальной и Неразделимой Троицы, и о молитве и молении верной нашей христианской заступницы, крепкой в бранях воеводы, истинной Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых великих чудотворцев, за всю святую Русскую землю заступников, более всего — великого светильника, настоящего и истинного заступника славного именитого града Пскова, благоверного великого князя Гавриила-Всеволода, с ним же и князя Довмонта и Николая, Христа ради юродивого, и всех святых, — исполнились неизреченной радости и великую благодарность Богу вознесли. И после великого своего труда государевы бояре и воеводы и все православное христианское воинство получили малое отдохновение и отерли храбропобедный свой пот.

Такоже государевы бояре и воиводы глаголют и мудроучителне наказуют ко всему християнскому воинству и псковичем: «Сий же, братие, первый нынѣ наста нам день плача, и веселия, и храбрости, и мужества. Плача, яко за грѣхи попусти на нас Богъ таковому искушению; веселие же, яко за христьянскую вѣру и за отеческия законы сподобляемся умирати. Храбрости же и мужеству нынѣ настоит время; яко же начахом, тако же молим Бога и тщимся и свершим, видя же таковое к себѣ великое милосердие Божие. „Яко силнии враги наши падоша, а мы, немощнии, препоясашася силою; и исполнь хлѣба лишишася алчющеи, милосердия Божия исполнены благъ".[65] Или еще: „Не помянетъ Господь Богъ грѣх нашых и отвратитъ праведный свой належащий гнѣвъ".[66] Яко видя милосердие его многое, начало благо, чаемъ же и конца потребна: якоже глаголютъ нѣцыи о обычаех горделивых литовских, яко аще погрѣшатъ вначалѣ, впереди же торопливейше могутъ быти. Мы же благодатию Христовою и званием его християне именуемся. Изволимъ же за святую ту Христову вѣру и умрети и за православнаго государя нашего, царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии, и за его государевы дѣти, наши государи. А не помыслимъ в сердцых наших коею мыслию или боязнеством в размышления ся дати, или отчаяти, якоже ему, государю, непобѣдимое оружие и Животворящий Крестъ цѣловаше. Якоже глаголет неизреченная Христова уста, святое Евангелие: „Аще весь мир приобрящетъ, душю свою отщетит. Или что дастъ человекъ измѣну на души своей”».[67] Сими же премногими доброувѣтными словесы государевы бояре и воиводы, яко истиннии християнстии поборницы, подначалному их войску сказаша.

Потом государевы бояре и воеводы обратились ко всему христианскому воинству и псковичам, мудроучительно наставляя их: «Сегодня, братья, для нас был первый день плача и веселья, храбрости и мужества. Плача — ибо за грехи наши подверг нас Бог тяжелому наказанию; веселия — ибо сподобляемся мы умирать за христианскую веру и отеческие законы. Ныне настает время храбрости и мужества; как начали, так молим Бога и постараемся завершить, видя такое великое милосердие Бога к нам. Ибо сказано: „Сильные враги наши пали, а мы, немощные, обрели силу; и ненасытные полностью хлеба лишились, а мы по милосердию Божию исполнены благ". И еще: „Не помянет Господь Бог грехи наши и отвратит праведный свой справедливый гнев”. И, видя его великое милосердие и доброе начало, надеемся и на славный конец: ибо говорят некоторые о нравах хвастливых литовцев, что если ошибутся они вначале, то потом слишком торопиться начинают. Мы же благодатию Христовою и по имени его христианами зовемся. Будем же готовы умереть за святую ту Христову веру и за православного государя нашего, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и за его государевых детей, наших государей. И в помыслах, и в сердцах наших не изменим им и не поддадимся страху и отчаянию, ибо ему, государю, непобедимое оружие — Животворящий Крест целовали. Как говорит святое Евангелие, неизреченные Христовы уста: „Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою опустошит? Или что даст человек за душу свою?”» С такими премногими утешительными словами обратились государевы бояре и воеводы, как истинные христианские поборники, к подвластному им войску.

Христолюбивое же воинство, сие слышав, с плачем же и со слезами противу боголѣпно и раболѣпно отвещевают сице: «Якоже от прародителей своих християне есмы и во Христове вѣре родивеся, и нынѣ готови есмя за Христову вѣру и умрети; яко же начахом по Бозѣ и совершити безо всякия хитрости». Якоже и бысть благодатию Христовою.

Христолюбивое воинство, услышав это, с плачем и со слезами, смиренно и благочестиво отвечало так: «От прародителей своих мы — христиане, и сами в Христовой вере родились, и ныне готовы умереть за Христову веру; как начали — с Богом, так и завершим, без всякого обмана». Так и свершилось по благодати Христовой.

Потом же повелѣша сохраняти добропобѣдных храборников, иже за Христову вѣру пострадавших, якоже древних мучеников, скончавшихся от мучительских литовских рукъ. Сих же обрѣтоша в первой в болшой приступъ всяких людей побитых 863человеки. А раненых же повелѣша из государевы казны лечити. И сихъ всяких людей в болшой в первой приступ ранено 1626 человекъ.

Потом государевы бояре и воеводы повелели похоронить доблестных храбрецов, пострадавших за веру Христову, как древних мучеников, погибших от руки литовских мучителей. Всего же было убито после первого большого приступа 863 человека. А раненых повелели лечить за счет государевой казны. Всего же ранено было в первый большой приступ 1626 человек.

Литовский же многогорделивый король Степан тако видѣвъ, яко желания своего не улучиша, со студом многим и со срамом литовское свое воинство от града бежавших, сам же король велика срама исполнен бысть, гетманов же своих и рохмистовъ не можаше видети. Такоже и гетманы не могоша своему королю явитися за настоящую к ним срамоту и за многое их х королю похваление. К сему же услыша король, яко великого его гетмана угорского и любимаго имъ Бекеша Кабура подо Псковом убита, с ним же и иных великих литовския земли славных побитых: пана Степана, пана Мартына, великаго угорского пана Петра, пана Яна Сиоса, пана Дерта Томаса, пана Генеса Павлова, пана Береденика и иных многих, великих и славных литовских. Такоже и всякихъ градоемцовъ у Пскова побитыхъ, якоже и онѣ сами сказываху, боле 5000, раненых же яко сугуба толика.

Литовский же многогорделивый король Стефан, увидев, что желания его не сбылись, а его литовское воинство постыдно и со срамом бежало от города, великого стыда исполнился, гетманов своих и ротмистров даже видеть не мог. И гетманы не смели явиться к своему королю, стыдясь своего позора и неуемной похвальбы перед королем. К тому же услышал король, что великий угорский гетман, любимый им Бекеш Кабур, убит под Псковом и иные великие и славные литовской земли люди убиты: пан Стефан, пан Мартын, великий угорский гетман Петр, пан Ян Сиос, пан Дерт Томас, пан Генес Павлов, пан Береденик и иные многие великие и славные литовские паны. А всех градоемцев, убитых под Псковом, как говорили они сами, было более 5000, а раненых даже и вдвое больше.

Сие же слышав, король великую кручину и во отчаяния впад, и многие укоризны на ся и на свою силу нанося. К сему же король слышит у собя в станех плач велик, и крикъ, и рыдание, и вопль мног, яко всему стану их возмутитися и восколебатися: паньи пановъ плачют, мужей своих, матери же чад своих лишаютца, брат з братом разлучишася. И зле животов своих подо Псковом гонзнуша, яко и паньямъ своим повелеваху изо Пскова стретати, за сию же похвалу и сами изо псковского поля и изо рву не изшедше, но и телеса их псом на снедение вдавшеся.

Услышав об этом, король впал в отчаяние и великую кручину, осыпая себя и свое войско многими упреками. К тому же слышит король у себя в станах плач сильный, и крик, и рыдание, и вопли многие, будто весь лагерь пришел в волнение и смятение: пани о панах плачут, мужьях своих, матери с детьми своими прощаются, брат с братом разлучаются. Жестоко поплатились они под Псковом жизнью своей: повелели пани своим встречать их из Пскова, но за эту похвальбу сами не вернулись с псковского поля и изо рва не вышли, а тела их были отданы на съедение псам.

Паки же король сѣд на своем высокогордом мѣсте, ему же предстояху великия его гетманы и рядныя его паны и первосовѣтники, всячески розмышляюще: «Коими образы можем взяти град Псков, и коею хитростию и мудростию уловим, якоже во Пскове свирѣпыя воиводы и непокоривыя народы?» И тако пакы на богоспасаемый град Псков совѣт составляют. Ово же паки приступами взяти, инии же первосовѣтники ласкою и грозою повелеваху у государевых бояр и у воивод и у народа града Пскова прошати, о сицевых написав листы, в город на стрелах стреляти. «Аще ли и сим не одолѣемъ, и ласкою и грозою не увещаем, на великия своя гетманы и паны первосовѣтники кождо свой подкопъ замысливъ, за градовную стѣну подведем и, зелья подкативъ и зажег его, крови не проливав литовского своего войска, скоро и спѣшне можем взяти град Псков». Сий же безбожный совѣт их и безбогонадежное умышление их, сию дщюю и гордую славу ума их король слышав, благохвальне разум их похвали, и совѣту их тако уложившуся. Паки же литовские рохмисты з гайдуки по совѣту своему повседневное татебна устремления приступы на проломныя мѣста начинают.

И снова сел король на свой высокогордый престол, а пред ним предстали великие его гетманы и паны рады, его первосоветники, и все размышляли: «Каким образом можно взять град Псков и какой хитростью и мудростью одолеть в Пскове неукротимых воевод и непокорный народ?» И вновь держат совет, как взять богоспасаемый град Псков. Одни говорят, что нужно брать приступами, другие же первосоветники велят с ласкою и угрозами просить град Псков у государевых бояр и воевод и у народа, о том написать грамоты и кидать их на стрелах в город. «Если же и так не одолеем и ласкою и угрозами не уговорим, то пусть великие гетманы и паны первосоветники, каждый замыслив свой подкоп, поведут их под городскую стену, чтобы подложить потом порох и поджечь его; так, не проливая крови литовского своего войска, легко и быстро можем взять град Псков». Выслушал король этот безбожный совет их, это кощунственное их умышление, это суетное и тщеславное возношение ума их, и многие похвалы расточил их разуму, и решил поступить по их совету. Вновь литовские ротмистры и гайдуки, следуя решению совета, начинают каждодневные вероломные приступы на проломные места.

Государевы же бояре и воиводы со христолюбивым воинством никоими образы всхода на градную стѣну не дающе. К сему же государевы бояре и воиводы повелѣша противу проломного того мѣста стѣну древяную сотворити со многочислеными бои, и многия башни поставиша и во многих мѣстех и наряд изготовиша противу приступу литовские силы. Промеж обѣих стѣн, каменныя и древяныя стены во граде, и повелѣша ровъ выкопати и поставиша в нем дубовый острый чеснок,[68] такоже и по всему пролому, в башнех многочисленый острый чеснокъ исставив и укрѣпиша, яко никоими образы человеку возможно промеж его пройти. И всякими образы противу приступов их готовящуся: ово же, смолье зажигая, на них метати готовляхуся, ово же вряток с калом в котлах возгреваху, иное же зелья в кувшинах на них метати приготовляху, ово же сухую сѣяную извѣздь приготовляху литовскому воинству безстудныя очи их засыпати. И тако благодатию Христовою противу приступовъ ихъ крѣпко и благонадежно изготовившеся. Литовскому же воинству по вся дни, ово же и дважды и трижды на день, и в ночи, приступаху, и Христовым пособием всегда христьяне литву от стены отбиваху и на всяких приступех многих людей побиваху литовских, християнское же воинство всегда Богом соблюдаемо бысть.

Государевы же бояре и воеводы с христолюбивым воинством никоим образом не давали врагу взойти на городскую стену. Тогда же государевы бояре и воеводы повелели построить против проломного места деревянную стену с многочисленными бойницами, и многие башни поставили, и во многих местах поставили орудия, готовясь к приступу литовских сил. Между обеих стен — каменной и деревянной стеной в городе, повелели выкопать ров и поставили в нем острый дубовый чеснок, так же и по всему пролому и в башнях поставили и укрепили плотный острый чеснок, так что человеку невозможно было никаким образом пробраться через него. По-разному готовились к приступам: кто готовился, зажигая смолье, метать его в литовцев, кто подогревал в котлах кипяток с нечистотами или готовил кувшины с порохом, чтобы метать их в литовцев, кто сухую сеяную известь приготавливал, чтобы засыпать литовскому воинству бесстыдные их глаза. И так благодатию Христовою основательно и надежно приготовились к приступам. Литовское же воинство ежедневно, а иногда дважды и трижды в день и ночью штурмовало город, но всегда, с помощью Бога, христиане отбивали литву от стен и многих литовских воинов во время разных приступов уничтожали, христианское же воинство всегда Богом защищено было.

Сие же видѣв гордонапорная литва, яко никоими образы на стены приступом быти, и сие королю своему и нехотя сказаху. Король же повелѣ во Псков к бояром и к воиводам грамоты писати о зданьи града Пскова. «Да вѣсте, рече, бояре и воиводы, яко не на то есмя приидох под град вашъ Псков, абы не взем мнѣ его отити. Наипаче сами вѣсте, колицы грады государя вашего в мимошедшии два лѣта взях и ни от единаго града отидох, еже не взях: не токмо же самъ яз, но и от посланных мною гетмановъ никииждо град отстоялъ. Нынѣ же пишу к вам, жалуя вас и снобдя благородие ваше, помилуйте себя сами и покоритеся моему великому имени, отворите ми град безо всякия крови. Да аще тако учините, вѣдомо да будем вам, яко ни един великих вас у вашего государя пожалован есть, якоже мнѣ изволися милость свою и ласку показати вам. Аще за сею ласкою увидети лице мое имате, королевским своим словом и со своими избранными паны заистинствую, яко не токмо во граде Пскове намѣсники от меня будете, но и многия грады в отчину дам вам, аще с миром отдадите ми град. Всего же народа во граде помилую, и паки на своих законех жити имате, и кождо свой чинъ исправляете, и торги своя в старину да торгуете. Аще ли сему не покоритеся, во всем великом вашем граде Пскове ни един от мене милости узрит, но горкими различными смертьми да умрут». И тако, написав грамоты, стреляют во град, сие же ни единова, ни дважды, но и многожды стреляют стрѣлы с таковыми грамотами во Псков.

Гордонапорные литовцы убедились, что невозможно стены города взять штурмом, и нехотя сказали об этом своему королю. Король же повелел в Псков государевым боярам и воеводам писать грамоты о сдаче града Пскова. «Знайте, — писал он, — бояре и воеводы, что не затем я пришел под ваш град Псков, чтобы уйти, не взяв его. Да и сами знаете, сколько городов государя вашего взял я в прошедшие два года и ни от одного не ушел, не взяв; не только передо мною, но и перед посланными мною гетманами не мог устоять ни один из городов. Ныне же пишу вам, жалея вас и щадя ваше достоинство: помилуйте себя сами и покоритесь моему великому имени, сдайте город без крови. Если так поступите, да известно будет вам, что ни один из вас, знатных, не был так пожалован вашим государем, как мною будет обласкан и облагодетельствован. Если же явитесь ко мне, надеясь на мою доброту, то даю вам свое королевское слово и вместе с благородными своими панами обещаю вам, что не только наместниками моими будете в граде Пскове, но и многие города в вотчину вам дам, если мирно сдадите мне город. Весь народ в городе помилую, и будете вновь жить по своим законам, и каждый свои обязанности исполнять и торговать по-старому на своих торгах. Если же не покоритесь, то ни один человек во всем великом вашем граде Пскове не увидит моей милости, но все по-разному умрут горькою смертью». И, написав грамоты, пускают их на стрелах в город, и не один раз, и не дважды, но много раз пускают стрелы с такими грамотами в Псков.

Государевы же бояре и воиводы противу к нимъ отписывают сицевым образом: «Да вѣсть твое державство, гордый литовский начальниче, король Степане, яко и пяти лѣт во Пскове християнское отроча посмеетца твоему безумию и твоим глупым первосовѣтником, о них же есте к нам писасте. Кая польза человеку возлюбити тма паче свѣта, или паче чти безчестие,[69] или паче свободы горкую работу? Кольми паче нам оставити святую свою християнскую вѣру и покоритися нам вашей прозебли? Или кое приобретение почести, аже оставити нам своего государя, православнаго великого християнского царя, и покоритися иновѣрну чюжеземцу и быти яко жидом? Ноипаче, онѣ бо не зная или по зависти Господа Славы распяша. Нам же, зная своего православнаго царя государя, под их же царьскою властию и прародители наши родишася, яко оставити? Или ложною ласкою и дщею лестию, или суетным богатеством прелстити нас хощещи? Яко ни всего мира хощем богатество противу своево крестного целования, яже государю своему вѣришася. Или что, королю, лютыми поносными и горкими смертьми претиши нам? „Аще Богъ по нас, ин никто же на нас!”[70] Всѣ готовы есме умрети за свою вѣру и за своего государя, а не предадем града Пскова, ни покоримся прелесным твоим глаголомъ. И ни един от младоумных во граде Пскове таковаго совѣта возмет, а от чиновных же мужественых во Пскове мужей ни в слух о том твоем безумнем умышлении вместити приимут. Но готовъ буди с нами на брань, елико коему над кѣм Богъ одоления покажет». И тако отпущают по стрелѣ в рать свое отписыванье.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!