ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖДЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ 3 страница



Боярин же и воивода князь Иван Петрович Шуйской, вся о том царю государю порознь и по чину и богонадежныя сотворенныя от них всякия крѣпости розказав, к сему же и присовокупляет богонадежныя слова, рече: «Надѣемся, государь, свершенно надежею крѣпце на Бога, и на необоримую крѣпкую стѣну и покров, християнскую нашу заступницу, истинную Богородицу, и на вся святыя, и на твое государево царьское высокое имя, яко Псков град от литовского короля всякими укрѣпленьми может отстоятися». Еже и бысть Христовою благодатию.

Боярин же и воевода князь Иван Петрович Шуйский рассказал царю-государю подробно и по порядку о всяких надежных укреплениях, сделанных ими с надеждой на Бога, присоединив к рассказу слово надежды на Бога: «Надеемся, государь, в светлой надежде твердо на Бога и на истинную Богородицу, необоримую крепкую стену и покров и христианскую нашу заступницу, и на всех святых, и на твое государево царское высокое имя, что град Псков, всячески укрепленный, может выстоять против литовского короля». Что и было по благодати Христовой.

Слышав же сия благовѣрный царь государь от боярина своего и воиводы, от князя Ивана Петровича Шуйского, многоукрѣпления от них во граде Пскове всякие крѣпости, боярское же и воиводцкое и всѣх подручных им вои и крѣпкое и неослабное во осаде сидѣния, и всѣх жителей богохранимаго града Пскова непреклонную их вѣру, и всяким строением тщащеся за Бога, и за своего государя, и за его государевы дѣти, и за православную Христову вѣру, и за своя домы и жены и дѣтей умрети всѣм произволяющим за град Псков от литовского короля, неже литовским королем при ихъ животѣ взяту быти граду Пскову. По сем же, разсмотрительне боярина своего богонадежное о отстоянии от литовского короля града Пскова царь государь слова слышит, слезами же свое лице царьское омакаше: «Богу, рече, и Богородицы и святым великим чюдотворцем град сей Псков в руцѣ предаю, ноипаче сроднику своему, благовѣрному князю Гаврилу-Всеволоду, еже сам изволи в том богоспасаемом граде Пскове в соборной церкви Живоначальныя Троицы честным его мощем положеным быти. Своею же милостию избавити имат сего от находящих враг на нь, и сего ему в руцѣ предаю. Потом же и вам, бояром своим и воиводам, всѣм воем и псковичем, аще по своему обещанию сотворите, еже к Богу и ко мнѣ обещастеся, яко истинным рабом на руки того града Пскова предаю, яко да Господь Богъ наставляя всякими домыслы, елико коего Богъ вразумит, да утвержаютца во граде Пскове».

Благоверный царь-государь выслушал речи боярина своего и воеводы, князя Ивана Петровича Шуйского, о многих сделанных в городе укреплениях, о твердом и неослабевающем стремлении бояр, воевод и всех подчиненных им воинов выстоять осаду, о непреклонной вере всех жителей богохранимого града Пскова, со всей ревностью готовых за Бога, и за своего государя, и за его государевых детей, и за православную христианскую веру, и за свои дома, жен и детей, и за град Псков умереть по собственной воле от руки литовского короля, но живыми не отдать град Псков литовскому королю. После этого, внимательно выслушав рассудительную речь боярина своего о надежде на Бога в защите града Пскова от литовского короля, царь-государь, омочив лицо свое царское слезами, сказал: «Богу и Богородице и святым великим чудотворцам град сей Псков в руки предаю, более всего сроднику своему, благоверному князю Гавриилу-Всеволоду, который сам пожелал, чтобы мощи его были положены в том богоспасаемом граде Пскове в соборной церкви Живоначальной Троицы. Своею милостию может избавить он город от наступающих на него врагов, и потому ему в руки город предаю. И вам, боярам своим и воеводам, всем воинам и псковичам, как истинным слугам, град Псков в руки предаю, чтобы сделали все, как обещали Богу и мне, и, наставляемые в замыслах Господом Богом, вы укрепляли бы град Псков, кого как Бог вразумит».

Благовѣрный царь государь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии боярина своего и воеводу князя Ивана Петровича Шуйского паки отпущает в богоспасаемый град Псковъ, сего же паки наказует всякими царскими наказаньми и ученми, сему же едино вручает от своих царьских устъ и писменный наказ и высокую его царьскую десницею утвержен. К сему же приглашает царь государь, яко: «На тебѣ ми на едином подобает всее тоя службы пытати, неже на иных товарыщех твоих и воиводах». Он же сия внят, яко: «На тобѣ ми, рече, и мимо всѣх искати, еже во Пскове всего — осады и службы», внятне же сия слова в сердцы восприят. Рабски же противу своего государя никако же вещати смѣяше, ниже за многое наложеное от него, государя, толико бремя ни единаго слова отрицатися нача, но токмо царю государю отвеща: «Еже Богъ благоволи и тобѣ, государю, изволися, всячески по повелѣнию твоему тобѣ, государя, раб есми яз. И елико Господь и Богородица наставит, вседушне сию врученную службу всесердечне истинно рад служити за град Псковъ». Ноипаче сих, премногими словесы и великими обѣты въ царствующем граде Москвѣ, в соборной церкви Пречистыя Богородицы,[32] пред чюдотворным святым образом государю обещеваетца на том же вся творити по государеву наказу, и еже держати и сидѣти в осаде крѣпко со всѣми пребывающими во граде Пскове християнскими народы, и битися во Пъскове за град Псков безо всякого порока с литвою даже до смерти, еже и бысть благодатию Христовою. И паки отпущает его во Псков.

Потом благоверный царь-государь и великий князь Иван Васильевич всея Руси боярина своего и воеводу князя Ивана Петровича Шуйского отпускает в богоспасаемый град Псков, вновь наставляет его всякими царскими поучениями и наставлениями, только ему одному дает государь устный и письменный наказ, утвержденный его высокою царскою рукою. И обращается к нему царь-государь: «С тебя одного подобает спрашивать мне за всю службу, а не с других товарищей твоих и воевод». Он же, услышав: «С тебя мне прежде всего взыскивать надлежит за все, что произойдет в Пскове, — и за оборону, и за службу», — всем сердцем ревностно воспринял эти слова. Как верный слуга он не смел возразить своему государю и против тяжкого бремени, возложенного на него государем, ни единого слова не сказал, но только ответил царю-государю: «Если на то благая воля Бога и твое, государь, изволение, то все сделаю по повелению твоему, государь, я — слуга твой. И по наставлению Господа и Богородицы всей душою, от всего сердца, непритворно рад буду исполнить порученную службу в граде Пскове». Кроме того, в царствующем граде Москве, в соборной церкви Пречистой Богородицы, пред чудотворным святым образом честным словом и крепкой клятвой князь государю поклялся все делать по государеву наказу, для того чтобы держать осаду и стойко обороняться со всеми находящимися в граде Пскове христианами и биться в Пскове за град Псков с литвою безупречно, даже до смерти, что и свершилось по милости Христовой. И затем царь отпустил князя в Псков.

Государевъ же боярин и воевода князь Иван Петрович Шуйской, приѣхав во Псков, паки з боярином и воеводами, со княземъ Васильем Федоровичем Шуйским-Скопиным с товарыщи, о укреплении града Пскова всякое тщание показоваше, и непрестанно около града Пскова объѣзжая, и веляше утвержати всякими крѣпостьми стены града. И паки, второе, приводят всѣх головъ боярских, и детей боярских, и голов стрелецких, и сотников, и стрельцов, и всѣх псковичь к вѣре, рекше, х крестному целованью, якоже преже, абы за Бога и за своего государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, и за его государевы дѣти, и за святыя церкви, и за православную християнскую вѣру, и за град Псковъ битися с литвою до смерти безо всякия хитрости. Во околные же псковския пригороды[33] такоже непрестанно з гонцы з грамоты розсылаша о укреплении градов, всякому утвержению веляше. По окольным же селам и волостем такоже посылаше, дабы кождо во свои приближныя городы ѣхали з женами и з детми и со всѣми животы в осаду. И сицевым образом въ богоспасаемом граде Пскове и по околным пригородом всякое утвержение по Бозѣ творяшеся.

Государев же боярин и воевода, князь Иван Петрович Шуйский, приехав в Псков вместе с боярином и воеводами, с князем Василием Федоровичем Шуйским-Скопиным с товарищами, вновь усердно занялся укреплением града Пскова, непрестанно вокруг града Пскова объезжал и приказывал надежно укреплять всякими сооружениями стены города. И, кроме того, всех голов боярских, и детей боярских, и голов стрелецких, и сотников, и стрельцов, и всех псковичей вторично приводят к присяге, то есть к крестному целованию, чтобы за Бога, за своего государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и за его государевых детей, и за святые церкви, и за православную христианскую веру, и за град Псков биться с литвою до смерти, безо всякого обмана. В окольные же псковские пригороды непрестанно с гонцами рассылали грамоты об укреплении городов, приказывая строить разные заграждения. Посылали также и в соседние села и волости, приказывая, чтобы все ехали в ближайшие города с женами и с детьми и со всем имуществом сидеть в осаде. Так и готовились к обороне в богоспасаемом граде Пскове и в окольных его пригородах волею Бога.

Искушению же Божию грѣх ради наших на християнский род всячески попущающуся, высокогорделивому литовскому королю Степану всяческии сердцем на богоспасаемый град Псковъ надымяшеся. Разспалением же сердце и розгорѣния ради своея неутолимыя утробы, вред своея лютости горлом и языком наружу изрыгает; время же своего походу на Рускую землю, на богоспасаемый град Псковъ, всѣ объяви, листы возвателныя во всю Литовскую землю посылает.

За грехи наши посылаются Богом на христианский народ различные испытания, и вот высокогорделивый литовский король Стефан разгорелся сердцем на богоспасаемый град Псков. Распалясь сердцем и разгорясь своей неутолимой утробой, горлом и языком изрыгнув яд своей злобы, он объявил всем время своего похода на Русскую землю, на богоспасаемый град Псков, послав по всей своей Литовской земле письма с призывом.

Во иныя же страны и во многие языки молебносовещателными грамоты началником коеяждо земля и их воином посылает,[34] образом имуще писание сицево: «Король польской, князь великий литовский, руский, пруский, жемодцкий, мозовецкий, князь седмиградцкий и иных Степан. Ближним моим другом и сусѣдом (по имени начальному коегождо) на своем державстве радоватися! Да вѣсте, иже извѣсно слышасте, елико мимошедшия два лѣта рускому царю пакости сотворих и колицы его грады, приближныя к моей земли, от власти отнях и своему высокому присовокупих державству; и елико во сразительном бою над его войском одолѣния покозовах; и елицем руским богатеством обогатихся и воины своя обогатих, в землю мою накотих всяким преизобилованьем Руския земли сокровищей; и колико уничижение и страх Руския земли нанесох; и колику славу высокому своему королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому, и всѣм моим подручным великим паном и гетманом, и всѣм бесчисленным воином приобретох. Сим же мимоходящих, на прежняя простиратися начинаю. На высоком же степени стою, на высочайшея же и превысокоя простираюся, якоже хитрословцы научат и пишут: „На высоком ли холму стоиши, высочайше же того и преизобительнейшу гору ищу и средѣ ю владѣти начинаи. Якоже и лев, аще держит зайца и видит верблуда, оставляет зайца и гонит верблюда”.[35] Сицевым образом всемудре разсудительне усмотрех, в нынешнее третьеѣ лѣто паче прежних многосилным подъемом подымаюся на Рускую землю. Сам же своим другом и сосѣдом ближним мудродруголюбныя совѣты совещаю, да аще хощете, вкупе совещавшеся, да подыметеся со мною кождо со всесилным своим войском, и вкупе устремимся на Рускую землю, наипаче на славные Руския земля великий град, именуемый Псковъ.

В другие же страны и многие земли правителям каждого государства и их воинам посылает молебносовещательные грамоты, в которых было написано так: «Король польский, князь великий литовский, русский, прусский, жемойтский, мазовецкий, князь семиградский и иных земель Стефан. Ближайшим моим друзьям и соседям (указывалось имя каждого) в своей державе желает здравствовать! Известно вам, ибо вы, конечно, уже слышали, сколько в прошедшие два года причинил я бед русскому царю и сколько городов, граничащих с моею землею, отнял у него и присоединил к своей великой державе; сколько побед одержал над его войском в боевых сражениях; как сам обогатился русским богатством, и воинов своих обогатил, и землю свою наполнил несметными сокровищами Русской земли, сколько унижения и страха принес Русской земле; и какую славу завоевал могущественному своему Польскому королевству и Великому княжеству Литовскому, и всем подчиненным мне великим панам и гетманам, и всем бесчисленным воинам. Все это было в прошлом, но о том же и ныне помышляю. Высоко стоя, к высшему и высочайшему стремлюсь, как пишут и учат мудрецы: „Если на высоком холме стоишь, то выше его и изобильнее гору ищешь и владеть ею хочешь. Так и лев: если держит зайца и видит верблюда, то оставляет зайца и гонится за верблюдом”. Таким образом мудро и рассудительно все рассмотрев, в нынешний третий год с великою силою, большею, чем прежде, поднимаюсь я на Русскую землю. Сам же к своим друзьям и ближайшим соседям обращаюсь с исполненным дружбы советом: если хотите, посовещавшись, подымайтесь со мною каждый со своим всесильным войском, и все вместе устремимся на Русскую землю, прежде всего — на славный в Русской земле великий град, именуемый Псков.

О сем же граде Пскове именно свещеваюся с вами и повѣдаю вам, якоже о нем слышахом. Первие, зѣло превеликого сказываху, паче же четвероограденъ всекаменными стенами, многославен же в земли той и многолюден. Чрез сего великого града Пскова, повѣдаху, рецѣ текущей скрозѣ каменныя стѣны,[36] по рецѣ же той во градѣ многопотребныя вещи стояху, богатеством же паче мѣры сего сияти, сказываше. Сего ради великого и славнаго града Пскова всѣх вас, другов своих, созываю. И сего же града великого восприиму и со окрестными его грады, превеликою же и многославною славою облекуся и вас с собою возвеличю, яко совѣтников моих и другов. Богатеством же многим во градѣ Пскове безсчисленно обогащевся, и вы, мои друзи, и вся наша великая и храбрая безсчисленое войско обогатятца. Многолюдный же и благородный в великом том граде Пскове плѣн всякия по чину беззавистно розделим, непокоривыи же во граде и многолюдныя народы мечю предадим. Великия же своя гетманы во граде Пскове устроив, и здравыи высокия победителя в Литовскую землю возвратимся, и кииждо великим богатеством и плѣном на свои панства розъѣдемся. Рускому же великому князю конечное безчестия и срам нанесем, и великую кручину и вредъ в сердце о таковем великом граде жалостно ему принесем. Мы же во всю вселенную прославимся, яко руского великого князя и славный его град Псковъ возприяли есмя».

Об этом граде Пскове и хочу посоветоваться с вами и сообщаю вам, что о нем слышал. Во-первых, рассказывают, что он очень велик, более того, огражден четырьмя каменными стенами, прославлен в земле той и многолюден. Говорят, что сквозь каменные стены этого великого града Пскова течет река и пересекает весь город, а по берегам реки той расположено в городе все необходимое, богатства же его, говорят, неисчислимы. Именно потому на этот великий и славный град Псков всех вас, друзей своих, зову в поход. И, взяв этот великий город с окрестными его городами, я покрою себя величайшею многославною славою и вас вместе с собою возвеличу как советников моих и друзей. Богатством же многим в городе Пскове обогащусь безмерно, и вы, друзья мои, и все наши великие и храбрые бесчисленные войска обогатятся. Всех пленных, знатных людей великого того града Пскова и народ, беспристрастно и справедливо поделим, а многочисленных непокорных людей в городе мечу предадим. Назначив великих гетманов в град Псков, мы возвратимся в Литовскую землю сильными и славными победителями и разъедемся по своим владениям с великим богатством и пленом. Русского же великого князя окончательно обесчестим и опозорим, сердце его наполним великой кручиной, болью и жалостью о таком великом городе. Мы же на всю вселенную прославимся тем, что победили русского великого князя и взяли славный его град Псков».

И тако написав и розослав многогорделивое и безбожное свое послания во многия страны и языки.

Так написав, он разослал многогорделивое и безбожное свое послание во многие страны и земли.

Сие же послание приидет от литовского короля Степана во многия земли начала. Онем же сия прочетшу, и паки кождо от себя отписывают, образом имуще писания сицево: «Честнѣйшему высокостольнийшему королю польскому и великому князю литовскому радоватися! Мудросложныя и друголюбныя и совътовальная твоя к нам послания любезно прием и прочтох и разумъх писания, к тобѣ же совѣта своего не отрицаемся, но и паче любезно предпосылаем. Сами же и с своими войсками с тобою итти на Псков град готови есмя и идеве. А яже писал еси о граде том о Пскове, яве толико же и во всѣх наших странах и о багатествѣ его слава ношашеся. А яже о четверокаменных оградных стенах града того крѣпости писаше, и мы то вѣдаиве. Аще и десять или дважды толико каменных стѣн во граде Пскове будет, но и толицеми крѣпостми противу твоего великого и высокого имени никая же твердость отстоятися не может, и всякими хитростми и мудрым умышлением сего можетъ взяти». И тако всѣ совершают и посылают х королю своя хвалебная послания.

Это послание от литовского короля Стефана пришло во многие земли и края. Там прочли его, и каждый в ответ отправил послание, подобное этому: «Честнейшему и высокостольнейшему королю польскому и великому князю литовскому здравствовать! Мудросложное, и дружелюбное, и наставительное твое послание к нам с любовью приняли, и прочли, и рассмотрели, и совета твоего не отвергли, но с еще большей любовью тебе отвечаем. Мы со своими войсками готовы идти на Псков-град и уже выступаем. А что писал ты о граде том Пскове, то и во всех наших странах пронеслась слава о его богатстве. А что касается четырех каменных крепостных стен города, то и мы о них знаем. Но если и десять, и в два раза больше каменных стен в граде Пскове будет, то и столь укрепленная твердыня против твоего великого и высокого имени устоять не сможет, всевозможными хитростями и мудрыми измышлениями сможем город взять». И так все пишут и посылают к королю свои хвалебные послания.

Вкупе же и сами многочисленныя земли в Литву х королю Степану собираютца: на славный град Псков безчисленою ратью вооружаютца, многия же орды и многия земли с литовским королем Степаном подимаютца на славный град Псков. Славы ради града собираютца языцы мнозии, имже имена суть сия: литовския люди, полския люди, угорския люди, мозовшаня, нѣмцы цысарския, датцкия, свитцкия, сшлоцкия, бруцвицкия, любския. И всяких наемных людей 60 000, а своих у него людей собрано 40 000;[37] и всего у него войска 100 000, опричь торговых людей.

Из многочисленных земель собираются к королю Стефану в Литву бесчисленные полки и вооружаются на славный град Псков, многие орды и многие земли подымаются с литовским королем Стефаном на славный град Псков. Привлеченные славой города, собираются многие народы, их имена таковы: литовские люди, польские люди, угорские люди, мазовшане, немцы цесарские, датские, свейские, сшлоцкие, бруцвицкие, любечские. И всего наемных людей 60 000, да своих людей у короля собрано 40 000; и всего у него войска 100 000, помимо торговых людей.

Собравшим же ся сима многима земляма в Литву х королю Степану, тогда видѣвъ всегорделивый той король много собравшуяся у себя великую силу, тогда болма разгордѣся во своем высоком безбожном помысле, глаголя, яко: «Не токмо Псков град толикою силою возму и сь его пригороды, но и Великий Новъград и со всѣми предѣлы ноугородцкими». Такоже и приближныя его изналѣпшими гетманы сицевоя же глаголаху: «Милостивый государь, королю Степане, толико видев твое безчисленое войско, вся пребывающея люди во граде Пскове, государю, вси убоятца, и устрашатца, и не имут против толикия силы и сами стояти. Кая ли гора от каковы воды многи отстоятися может, или, государю, кая, градастеновная крѣпость против твоих великих стенобитных сосуд крепятца? Или, государю, еще к тому тобѣ воспоменем наизряднеѣ сию рѣчь. Милостивый государю, королю Степане, кий домыслъ таковъ будет в руских во Пскове воивод или всяких хитрецовъ, иже домыслитца против твоего великого разума и твоих великих гетмановъ мудроумышленного ума? Или, государь, кий град или коя осада, преже и нынѣ, от наших крѣпких и храбрых и непобедимых витезь и мудрых градоемцов отстоятца? Ныне же, государь, изрядне поспешествуй на путь на град Псковъ и здрав буди, в славном граде Пскове владычествуй. Такоже и до нас буди милостивъ, яко сердечне с тобою бѣхом, ко взятью толика града трудивеся».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!