ПОВЕСТЬ О ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ 18 страница



С западной стороны церкви в горе же — притвор выложен камнем и кирпичом, в длину одиннадцать саженей, поперек полторы сажени. Из того притвора двери в церковь напротив чудотворной иконы и церкви преподобных отцов Антония и Феодосия. Из того же притвора на запад вырезана новая пещера в длину четыре сажени, а в притворе и пещере погребаются женщины и <ставятся> керамиды. А по горе, на церквях и внизу, — роща березовая, и ельник, и рябина, и иной всякий лес и ягодник.

Подлѣ Богомъзданныя пещеры колоколня камена, по-псковски широка, в вышину 10 саженъ, на ней звону 12 колоколовъ болших очепных и за языкы.[86] На той же колоколни часы боевыя руския, а у них колоколъ бойчей немалъ да два колокола невелики, а в них приведенъ самозвон в получасах и пред часомъ.

Подле Богозданной пещеры каменная колокольня, по-псковски широкая, в высоту десять саженей, на ней звону — двенадцать колоколов больших очепных и за языки. На той же колокольне русские часы с боем, и в них колокол для боя довольно большой и два колокола небольших, и к ним подведен самозвон на полчаса и час.

От колоколни же на востокъ трапеза камена, а в ней церковь Благовѣщение Святѣй Богородицы, а над Благовѣщениемъ под кровлею церковь святых благовѣрныхъ князей рускихъ Бориса и Глѣба и святых исповѣдник Гурия, Самона и Авива. Под трапезою службы — хлѣбня, мукосѣйня, казна, погребъ капустной. Подлѣ трапезы хлѣбенной дворец, а на нем кѣлия старцомъ и житницы с мукою, да погребъ квасной в гору, да пещера, а в ней кладут хлѣбы. Над тою пещерою в полугоры пещерка, а в нее пошли в горку малыя пещерки, а в ней живал невѣдомо кто святой, приход к ней здѣланъ з горы лѣствицами и перилы. Поварня и кѣлия камены, за поварнею пещера в гору на обиходы — кѣлия уксусная, ледникъ рыбной, поварня квасная, КѢЛИЯ луковаа, проскурня. Всѣ тѣ службы от трапезы до проскурни и до Нижнихъ врат подлѣ горы к востоку вниз по ручию Каменцу. Гора тѣм мѣстом яко стена в вышину 10 саженъ.

От колокольни на восток каменная трапезная, а в ней церковь Благовещения Святой Богородицы, а над церковью Благовещения под кровлею церковь святых благоверных князей русских Бориса и Глеба и святых исповедников Гурия, Самона и Авива. Под трапезною службы — пекарня, мукосейня, казна, капустный погреб. Подле трапезной небольшой хлебный двор, а на нем келия старцев и житницы с мукою, да погреб квасной в горе, да пещера, в которую кладут хлебы. Над той пещерою вверх с полгоры — пещерка, а от нее пошли в горку малые пещерки, и в ней жил неведомо кто святой, подход к ней сделан с горы по лестницам с перилами. Кухня и келия каменные, за кухнею пещера в горе для хозяйственных нужд — келия уксусная, ледник рыбный, поварня квасная, келия луковая, просвирня. Все те службы — от трапезной до просвирни — расположены подле горы к востоку вниз по ручью Каменцу до Нижних ворот. Гора в том месте, как стена, высотой десять саженей.

Противъ хлѣбнаго дворца мѣлница на ручью Каменце, мѣлетъ весною и в дожди великия одными жерны. За мѣлницею же, посреди монастыря, межь хлѣбенныя и поваренныя службы, столпъ древянъ с ручкою, покрыт желѣзомъ немѣцкимъ, из негоже течет вода беспрестани, приведена трубами древяными сверху ручья Каменца яко 60 сажен. Вода же Божиею благодатию и Пречистыа снабдѣниемъ и преподобныхъ отецъ нашихъ началниковъ Марка, и Ионы, и Корнилия молитвами идетъ из земли свежа, и емлют на всякую монастырскую потребу от монастыря вверхъ ручья, яко из лука стрелити.

Напротив хлебного двора мельница на ручье Каменце, мелет весной и в большие дожди одной <парой> жерновов. За мельницею же, посреди монастыря, между хлебными и поваренными службами, деревянный столб с ручкой, покрыт железом немецким, из которого течет вода беспрестанно, подведенная по деревянным трубам сверху ручья Каменца почти на шестьдесят саженей. Вода по Божьей благодати, и заботами Пречистой, и молитвами преподобных отцов наших начальных Марка, и Ионы, и Корнилия идет из земли свежая, и берут ее для всяких нужд монастырских от монастыря вверх по ручью на расстоянии полета стрелы.

За ручьем погребъ и лѣдникъ каменныя с квасы, да кѣлии игуменова и всей братии стоят рядомъ под горою, и по пригору, и на горѣ. А пред кѣлиями сады — яблони и вишни, сливы, малина, смородина. А около монастыря роща березовая, сосны, еленугъ, олха, осина, липа, вязъ и иной мѣлкой лѣсъ — в длину на версту, а поперегъ на версту же.

За ручьем — каменные погреб и ледник с квасами, да келии игумена и всей братии стоят рядом под горою, и на склоне горы, и на горе. А пред келиями сады — яблони и вишни, сливы, малина, смородина. А около монастыря роща березовая, сосны, ельник, ольха, осина, липа, вяз и другой мелкий лес — в длину на версту и поперек на версту же.


[1] Никон — игумен Псково-Печерского монастыря в 1583—1586 гг.

[2] Екклесиарх — должностное лицо, наблюдающее за порядком в храме. Снетогорский Рождества Богородицы мужской монастырь основан в конце XIII в., находится в 5 км вниз по реке Великой, стоит на каменистой скале — Снетной горе (ныне это черта города).

[3] ...Мирожский игуменъ Германъ... — Мирожский Спасо-Преображенский мужской монастырь основан в середине XII в., расположен на левом берегу реки Великой, в месте ее слияния с рекой Мирожей. Точное время игуменства Германа неизвестно.

[4] ...зваху его псковичи чрезъ имя «шесником». — Шестник — пришлый, «Шестниками» псковичи называли выходцев из московских земель, слуг великого князя.

[5] ...во градѣ Юрьеве Ливонском... — Юрьев — Дерпт, Тарту.

[6] ...наречено бысть имя ей Васса. — В разных редакциях и списках Повести иноческое имя жены Ивана передается то как Васса, то как Василиса. В издаваемом списке читается «Василиса», мы его исправляем на «Васса», поскольку в последующем тексте этого же списка читается «Васса».

[7] ...разрѣшалную молитву... — Разрешительная молитва читается над покойным в конце отпевания, в ней испрашивается прощение (разрешение) от грехов.

[8] Иван III Васильевич — великий князь в 1462—1505 гг.

[9] Феофил — новгородский архиепископ до 1480 г., сведений о начале его поставления нет.

[10] Ярослав Васильевич Оболенский — наместник великого князя в Пскове в 1473—1477, 1482—1488 гг.

[11] Василий III Иванович — великий князь (1505—1533).

[12] Михаил Мисюрь — Мунехин Михаил Григорьевич по прозвищу Мисюрь — опытный администратор, видный политик, пользовавшийся доверием Василия III, писатель. Служа с 1510 г. в Пскове в должности дьяка, снискал уважение псковичей; большое внимание уделял строительству оборонительных сооружений и церквей. Умер в 1528 г., погребен в Псково-Печерском монастыре.

[13] древле иногда в Влахерне Одигитрия Пречистыя же образомъ... — Влахернская икона Богоматери Одигитрии, по преданию, написанная евангелистом Лукой, долгое время пребывала в Константинополе (во Влахернах), прославилась многими чудесами.

[14] ...в четвертоелѣто царства великого князя Ивана Васильевича... — Попытки редакторов XVII в. определить время пребывания в монастыре того или иного игумена не всегда удачны. В частности, вызывает вопрос и данная датировка: о каком великом князе Иване Васильевиче идет речь? Дорофей возглавлял монастырь в то время, когда дьяком в Пскове был М. Мунехин, а это время правления Василия III.

[15] У соха — название ручья, некогда текшего рядом с подворьем Псково-Печерского монастыря.

[16] ...Новаго городка Ливоньского... — Имеется в виду крепость Нейгаузен, расположенная в нескольких километрах к западу от монастыря; находилась на территории эстов (чуди).

[17] Агирево — населенный пункт в районе Нейгаузена.

[18] Тошно — населенный пункт в районе Нейгаузена.

[19] ...земным царемъ предпосланъ к небесному царю в вѣчное жилище... — И народное предание, и письменные источники связывают смерть Корнилия с именем Ивана Грозного, и сам Грозный в своем Синодике называет имя Корнилия одним из первых. О времени, месте и причинах казни Корнилия существуют разные мнения.

[20] Георгий Иванович Токмаков — воевода, псковский наместник во второй половине 60-х гг. XVI в., одно из доверенных лиц Ивана Грозного, писатель (см. в наст. изд. «Повесть о явлении икон Богородицы на Синичьей горе»).

[21] Сильвестр — печерский игумен с 1572 г.

[22] Стефан Баторий — См. в наст. изд. «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков».

[23] Остров — город в 50 км к югу от Пскова, каменная крепость XIV в.

[24] Череха — правый приток Великой, последняя водная преграда перед южными крепостными стенами Пскова.

[25] ...у монастырей святаго Спаса на Промѣшицы и святых мученикъ Флора и Лавра у Песковъ. — Монастыри в южной и восточной окраинных частях города.

[26] ...в книзѣ лѣтонаписании своемъ. — Корнилий, по мнению многих ученых, являлся составителем или редактором Псковской 3-й летописи.

[27] ...воеводы князь Василей Феодоровичь Скопин да князь Иванъ Петровичь Шуйский граду утвержение строяще... — Оборона Пскова была доверена одним из самых опытных воевод — Василию Федоровичу Скопину-Шуйскому и Ивану Петровичу Шуйскому, участникам многих военных походов и кампаний в 60—80-е гг. XVI в.

[28] Тихон — игумен Псково-Печерский. Когда стал игуменом, неизвестно. С 1583 г. — архиепископ Казанский.

[29] ...в монастырь Покрова Святѣй Богородицы, зовомо во Углѣ града Пскова... — Покровский мужской монастырь находился вблизи крепостных стен, у Покровской башни, соединяющей южное и западное крыло крепостных стен (Угол), именно это место было выбрано Баторием для штурма.

[30] Нифонт (?—1157) — постриженик Киево-Печерского монастыря, с 1131 г. был епископом в Новгороде. В Житии Нифонта и летописях рассказывается о его большой строительной деятельности, в частности о создании им Спасо-Преображенской церкви Мирожского монастыря.

[31] ...Владимеръ Киевский... — Автор Повести имеет в виду Владимира Святославича, крестителя Руси. Если в данном контексте еще можно сомневаться в этом, пытаясь понять, о каком Владимире Киевском, погребенном в Троицком соборе, идет речь, то несколькими строками ниже автор совершенно определенно пишет о Владимире, крестившем Русскую землю святым крещением. В начале XVII в. псковские писатели очень активно пытались обосновать связь с Псковской землей не только княгини Ольги, но и князя Владимира.

[32] Всеволод Мстиславич — в крещении Гавриил — князь Новгородский (1117—1136); изгнанный из Новгорода, он был приглашен псковичами на княжение, около года княжил в Пскове, здесь и скончался в 1138 г., погребен был в церкви Дмитрия Солунского, в Троицкий собор его мощи были перенесены в 1192 г. Почитается как патрональный святой Пскова, канонизирован на соборе 1549 г.

[33] Довмонт (Тимофей) — псковский князь (1266—1299). Литовец по происхождению, Довмонт пришел в Псков в 1266 г.; избранный псковичами на княжение, он в течение 33 лет защищал город и Псковскую землю от врагов. Погребен в Троицком соборе, почитается как патрональный святой.

[34] ...блаженный Микула... — Никола, псковский юродивый (ум. в 1576 г.), с его именем связано много преданий, существуют разные варианты рассказа о том, как он спас Псков от гнева Ивана Грозного в 1570 г.

[35] ...наставшаго лѣта 7090-го, септеврия въ 7 день... — Новый год в Древней Руси начинался с 1 сентября.

[36] Не предаждь нас... и прочая. — См. Часослов (чинопоследование службы 9-го часа).

[37] «Заступнице христианомъ... моления гласы...» — Тропарь после 6-й песни канона Богородице на Павечернице (см. Часослов).

[38] Кондак, икос — жанры церковных песнопений, составные части канона и акафиста.

[39] ...стояху литовское воиньство под градомъ пять месяцъ... — Осада Пскова длилась с конца августа по 4 февраля 1582 г., т. е. более пяти месяцев.

[40] «Господь же окрест людий своих отнынѣ и до вѣка». — Ср.: Пс. 124, 1—2.

[41] ...«благословенъ Господь... зубомъ их». — Пс. 123, 6.

[42] «Помыслиша же совѣты... составити». — Пс. 20, 12.

[43] ...в Кобыльской веси... на Полной. — В рукописи читается «в Колыванской веси» (Колывань — название Таллина в русских летописях), но в большинстве списков — «Кобыльской веси», «Кобыльской волости», «Кобыльского уезда». С XV в. известна небольшая крепость на юго-восточном берегу Чудского озера Кобылье, Кобылей — ныне деревня Кобылье городище, в 30 км от нее расположена деревня Полна.

[44] ...яко гора Сионъ... — Сион — гора, на которой стоит Иерусалимская крепость.

[45] «Горы бо окрестъ их... выну». — Ср.: Пс. 124, 2.

[46] «Господь же праведенъ... ненавидящей Сиона». — Пс. 128, 4—5.

[47] Ян Замойский (1541—1605) — один из видных польских политических деятелей, ближайший советник Стефана Батория, с 1578 г. — коронный канцлер, с 1581 г. — великий гетман.

[48] ...егда преставися царевичь князь Иван на Москвѣ. — Царевич Иван скончался 19 ноября 1581 г. Автор не случайно вспоминает о его смерти — псковичи видели в царевиче Иване своего заступника. Так, в Архивском списке Псковской 3-й летописи известие о смерти царевича Ивана имеет пояснение: «Глаголют нѣцыи, яко сына своего царевича Ивана того ради остнем поколол, что ему учал говорити о выручении града Пскова». (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 263).

[49] ...по мирномъ положении... — В январе 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие, согласно которому Русь уступала все завоеванные ливонские города, Стефан Баторий возвращал завоеванные им русские крепости (Великие Луки, Остров и др.).

[50] ...турский царь Амурат Селимовъ... охуждая голдовника своего, короля польского... — Турецкий султан Мурад III, сын Селима II (1574—1595). Автор напоминает о том, что до избрания на польский престол Стефан Баторий, будучи трансильванским князем, находился в вассальной зависимости от турецкого султана. Это обстоятельство использовали Иван Грозный и русская дипломатия, чтобы вызвать недоверие к Баторию среди христианских государств.

[51] ...во всю Скифскую страну... — Т. е. в Причерноморские земли.

[52] Варяжское море — Балтийское море.

[53] «Гора, юже благоволи... до конца». — Ср.: Пс. 131, 13—14.

[54] «Дивна сотвори Господь... дому Пречистыя Богородицы.» — Ср.: Пс. 97, 1—3.

[55] ...Божию дару тезоименитый... — Федор — в переводе с греческого означает «дар Божий».

[56] ...долженъ сый... тмою талантъ... — Автор использует мотивы евангельской притчи о талантах (см. Мф. 25, 14—30), сравнивая себя с ленивым рабом из этой притчи.

[57] ...третиему... по древнему... — Автор зашифровал свое имя, используя цифровое значение букв: третиему (Г) сотое (Р) с осмым (И), паки же с третьим (Г) седмьдесятое (О), сотое же аки (Р) со десятым (I) и девятьсотное по-древнему (Я) — Григория.

[58] Иоаким — игумен Псково-Печерского монастыря в 1593—1605 гг., в 1605—1617 гг. — архимандрит.

[59] Геннадий — епископ Псковский в 1595—1609 гг.

[60] Борис Феодорович Годунов — русский царь (1598—1605).

[61] Тайлово — селение в 5 км от Печерского монастыря с церковью Святого Николая. Губа — уезд.

[62] «Аще любите мя... Дух истинный». — Ср.: Ин. 14, 15—16.

[63] «Аще бо не иду... к вамъ». — Ср.: Ин. 16, 17.

[64] «Егда же приидетъ... на всяку истину». — Ср.: Ин. 16, 13.

[65] «Идѣже азъ... мой будетъ». — Ин. 12, 26.

[66] ...крестися великий князь Владимеръ в Корсунѣ... — Согласно одному из вариантов рассказа о крещении, Владимир крестился в греческом городе Корсуни, который до этого завоевал.

[67] Антифон — песнопение, которое поется попеременно двумя клиросами во время службы.

[68] Паремия — тексты пророчеств из Ветхого Завета, читаемые во время службы.

[69] ...поем Всенощное к понедѣлнику с Вознесениемъ... — Праздник Вознесения Господня совершается на сороковой день после Пасхи, празднование длится девять дней и переходит на седьмую неделю после Пасхи, когда и происходит крестный ход в Псков.

[70] Канон, стихиры, тропарь — жанры церковных песнопений.

[71] ...противу монастыря святаго Николы чюдотворца Каменные ограды. — Никольский у Каменной ограды монастырь находился на левом берегу реки Великой, рядом с дорогой, ведущей на переправу в город к Взвозским воротам. Ныне сохранился храм Николы (XV в.).

[72] ...еже въ царствующихъ градѣх... и Великомъ Новѣградѣ... — Автор вновь напоминает о чудесном спасении городов и победах над врагами благодаря заступничеству святых икон Богородицы — Влахернской, Владимирской (спасение Москвы от нашествия Едигея в 1395 г.), Новгородской Знамение (победа над суздальцами в 1170 г.).

[73] Якоже древле царя Давида по сочтении Иизраиля язвою смертною... — В наказание за перепись, проведенную Давидом, Бог насылает на израильтян смертную язву. Рассказ об этом см.: 2 Цар., 24.

[74] ...якоже Ахава при Илии пророце... — Пророк Илия обличал израильского царя Ахава за то, что тот начал поклоняться идолам (Ваалу), и предрек засуху, посланную Богом на земли Ахава, которая длилась три года. См.: 3 Цар. 16, 29—34; 17, 1—24; 18, 1—46.

[75] ...во царьствующемъ Констянтинѣ граде при Устиянѣ... — Во времена византийского императора Юстиниана I (482 или 483—565) было много стихийных бедствий: чума в 542 и 558 гг., землетрясение в 554 и 557 гг., голод в 556 г.

[76] Петров день — 29 июня.

[77] Симеонов, Семенов день — 21 июля.

[78] Положение пояса Богородицы — 31 августа.

[79] ...«юноша и девы, и старцы со юнотами». — Пс. 148, 12.

[80] ...башня кругла каменна с церковию святаго Николы чюдотворца равна... над враты... верхъ острой. — Башня и Никольская церковь — единое сооружение, они имеют общую стену (северная стена церкви замыкает собою стены башни) и кровлю. Нижний ярус Никольской башни и цоколь церкви образуют сводчатый проезд, который был перегорожен воротами, так что Никольская церковь стоит «над вратами». Кровля храма имела, вероятно, пощипцовое покрытие.

[81] ...а врата въежжие трои з башнями. — Монастырь имел три входа: в Никольской и Изборской башнях, третий вход был расположен рядом с башней Нижних решеток («на ручью»).

[82] ...на поддѣле каменномъ... — Успенская церковь находится как бы в пещере, вырезанной в песчаной горе, и только северная стена церкви была выложена («подделана») из камня.

[83] ...свещи поставныя тощи... — Тощие свечи — подобие напольных подсвечников.

[84] ...пелена комната... — Камка — вид шелковой ткани.

[85] ...положен игумен Корнилий. — Корнилий был погребен в пещерах, в 1690 г. его гробница перенесена в Успенскую церковь, где стоит и поныне.

[86] ...очепных и за языкы. — Очепный колокол — колокол, в который звонили, раскачивая его; сам колокол был прикреплен на брусе (очепе), который и приводили в движение. В колокол «за языки» звонили, раскачивая язык.

Псково-Печерский монастырь основан в конце XV в. почти у самой границы с Лифляндией (ныне Эстонией), в 52 км от Пскова. И в прошлом, и в настоящем это один из крупнейших монастырей России. Для Пскова и Русской земли в XVI—XVII вв. Печерский монастырь — это и крепость, охраняющая западные границы, и оплот православной веры, и духовная обитель, и значительный книжный центр. Псково-печерские иноки слыли людьми начитанными, знающими, в стенах монастыря велось летописание, в его библиотеке хранились и переписывались уникальные произведения — благодаря псково-печерским книжникам до нас дошло Слово о погибели земли Русской, оба списка этого памятника из библиотеки Псково-Печерского монастыря.

В 20-е гг. XVI в. псково-печерские книжники начинают работать над созданием письменной истории своей обители, в это время была составлена первая редакция Повести о Псково-Печерском монастыре — монастырский патерик, рассказывающий об открытии пещер, освящении Успенской церкви, создании монастыря, жизни и деятельности ее первых строителей, игуменов, иноков. Повесть имеет длительную, сложную, не до конца изученную историю текста, пока трудно сказать, сколько ее редакций существует. Печерский патерик, начатый в 20-е гг. XVI в., переписывался, редактировался, дополнялся до конца XVII в. (особенно интенсивно в первые десятилетия XVII в.), постепенно превращаясь в монастырскую летопись, фиксирующую наиболее значительные события из монастырской жизни. Среди авторов и редакторов, которые работали над Повестью, — игумен Корнилий, отредактировавший в 1531 г. первоначальную редакцию Повести; инок Григорий, перу которого принадлежат и другие произведения, написанные в конце XVI — начале XVII в.

Из многочисленных вариантов Повести мы выбрали для публикации редакцию 1603 г., ее текст более целен, так как не содержит еще некоторых вставок более позднего времени в описании монастырской жизни XVI в. Повесть — сложное произведение, она складывается постепенно из отдельных частей — повестей, сказаний, описаний; их место в композиции Повести определяется временем описываемых в каждой части событий. Первая часть посвящена истории монастыря от открытия пещер до смерти игумена Корнилия в 1570 г. и заканчивается краткими сообщениями о поставлении игумена Саввы, а после него Сильвестра. Следующие две части содержат описание осады Пскова и монастыря войсками Стефана Батория в 1581—1582 гг. Затем в Повести рассказывается о переложении мощей первых печерских старцев (4-я часть); повествуется о том, как в 1601 г. был установлен крестный ход из монастыря в Псков в память о событиях 1581 г., и дается текст чина крестного хода (5-я и 6-я части). Описание голода в 1602 г., крестного хода в Камно и молебнов о даровании плодов земных содержится в 6-й части Повести. Описание монастыря 1603 г. — последняя часть Повести. Другие редакции XVII в. дополняются описанием чудес от икон Богородицы Успение и Умиление, рассказом о нашествии иноплеменников (отрядов Лисовского и Ходкевича) на монастырь в 1611 г. Отдельные части Повести создавались в разное время разными авторами. Они представляют собою разные жанровые формы — чин крестного хода, переписка между игуменом монастыря и псковским епископом, описание монастыря — своеобразный путеводитель по его территории, подробный рассказ об осаде монастыря и города, близкий к воинской повести и др. Отличаются части и в стилевом отношении: рассказы о начале монастыря патерикового типа, простые и занимательные, сменяются назидательными рассуждениями и сложными синтаксическими конструкциями в описании осады монастыря и изложении чина крестного хода, лирическими строками о страшном бедствии — голоде 1602 г., конкретным, точным описанием территории монастыря. О живом интересе русских людей к рассказам из Повести о Псково-Печерском монастыре свидетельствует большое число ее списков разных редакций.

Текст Повести публикуется по списку РНБ, ОЛДП, 48, XVII в., л. 15—64. Исправления делаются по спискам РНБ, собр. Погодина, № 902 и собр. Соловецкое, № 609.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!