ПОВЕСТЬ О ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ 13 страница



В то время, когда король Стефан Баторий стоял у града Пскова, воины его добывали еду для себя и коней в селах по всей Псковской земле. И особенно много ездили в Ливонскую землю, даже до самого града Юрьева, по лесам, и по болотам, и по островам на великом Псковском озере разыскивая беглых людей и их имущество, и коров, и коней забирая себе. Простые же люди и крестьяне, возлагая надежду на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, выходили из осажденных крепостей — из Изборска, и из Печерского монастыря, из Гдова и из Нового городка, и из Юрьева Ливонского, и тех литовцев в селах и лесах брали живыми, а иных убивали и награбленное ими отнимали.

Посих же, октября въ 25 день, отпущени от краля литовстии воини въ свою землю со многимъ имѣниемъ своим и с плѣнными — телегъ возничихъ яко до тридесяте и боле. Бѣ же путь шествия ихъ от Пскова на Печерский монастырь в Ливоньскую землю. И егда достигоша Печерский монастырь, тогда Печерскаго монастыря людие устремишася на них и прогнаша ихъ, а имѣние их все поимаша и в монастырь привезоша. И наутрие такоже ехаша ото Пскова литовстии людие, яко до трѣисот, съ плѣнники и со множествомъ имѣния. В них же бѣ пленен рижской немчинъ Евфим, посланъ бяше из Риги к кралю за зелие златых имати, и Поспѣлъ Солицынъ з женою и з детми, бѣ же пленен от литвы во области Великого Новаграда, и инии мнози. Взаша же у нихъ и два колокола, еже плѣниша в Кобыльской веси у храма святаго Николы чюдотворца, на погосте на Полной.[43] Колоколы же оны и донынѣ в Печерскомъ монастырѣ на извѣщение родом грядущимъ поставлены у церкви святаго Николы же чюдотворца на Святых вратехъ. В то же время взяша и велбуда. И побиша людий литовскихъ немного, понеже печерьстии людие приидоша на них въ срѣтение на рѣчке на Пачковке в посадѣ. Прочии же литва и нѣмцы побѣгоша вспять ко граду Пскову и возвѣстиша кралю о бывших на нихъ побѣждениихъ, мняще, яко и до Пскова за ними гнаху. И ина преждебывшая имъ досады от печерскихъ людей навадиша кралю, глаголюще, яко достойно бяше таковый град со мнихи разорити и люди из него вывести вонъ, понеже многа тщета людемъ литовскимъ от нихъ. А в монастырѣ заключено бѣ в то время плѣнныхъ угрянъ, и поляковъ, и нѣмецъ яко до тридесяте и болѣ.

Однажды, октября в 25 день, были отпущены королем литовские воины в свою землю со многим имуществом своим и пленными — больших телег с кладью около тридцати и даже более. Путь же их шел от Пскова через Печерский монастырь в Ливонскую землю. И когда дошли они до Печерского монастыря, тогда люди из Печерского монастыря напали на них и прогнали их, а все имущество их забрали и привезли в монастырь. И на следующий день тоже ехали литовцы из-под Пскова, около трехсот, с пленными и со множеством добра. Среди них был пленный рижский немец Ефим — он послан был из Риги к королю получить золото за порох, и Поспел Солицын с женою и детьми — он был взят в плен литовцами в землях Великого Новгорода, и иные многие. Взяли у них и два колокола, что они захватили в Кобыльской волости в храме святого Николая чудотворца на погосте Полна. Колокола же эти и доныне в Печерском монастыре в память родам грядущим повешены у церкви святого Николы чудотворца на Святых вратах. Тогда же захватили и верблюда, и побили литовских людей немного, поскольку монастырские люди поджидали их на речке Пачковке в посаде. А остальные литовцы и немцы побежали обратно к граду Пскову и сообщили королю о том, как они были побеждены, полагая, что и до Пскова за ними гнались. И о прежних обидах от монастырских людей донесли королю, говоря, что необходимо ту крепость с монахами разорить и людей из нее вывести вон, потому что много беспокойства литовским людям от них. А в монастыре заключено было в то время пленных венгров, и поляков, и немцев до тридцати человек и более.

Слышавъ же сия вся, краль Стефанъ разьярися на той Печерский монастырь и абие присылаетъ множество вои, поляковъ и нѣмецъ с стѣнобитными сосуды, сирѣчь пушки, ко обители Печерской Пречистыя Богородицы октября в 29 день. Они же безбожнии нѣмцы воеводы имуще Китлѣра курланца и Юрья Хранбѣка. И, пришедше, сташа около монастыря Печерскаго, и начаша первие бити нѣмцы из своего наряду, ис трех большихъ пушукъ, ноемврия въ 5 день. Наутрие же, на память иже во святых отца нашего Павла исповѣдника, патриярха Констянтина града, и преподобнаго отца нашего Варлаама Хутыньскаго, они безбожнии нѣмцы, вооружившеся крѣпце, поидоша в пробитое мѣсто стены, хотяху монастырь себѣ восприяти, Богомъ зданныя пещеры, снабдимый Пречистою Богородицею домъ, и яже в нем лежащихъ отецъ ни во что же вмѣниша.

Услышав обо всем этом, король Стефан разъярился на тот Печерский монастырь и немедленно послал множество воинов, поляков и немцев, со стенобитными орудиями, то есть пушками, к обители Печерской Пречистой Богородицы — октября в 29 день. Воеводами у тех безбожных немцев были курляндец Кетлер и Юрий Фаренсбах. И, придя, стали они вокруг монастыря Печерского, и первыми начали бить из своих орудий немцы, из трех больших пушек, ноября в 5 день. Наутро же, на память во святых отцах нашего Павла исповедника, патриарха Константина-града, и преподобного отца нашего Варлаама Хутынского, те безбожные немцы, крепко вооружившись, пошли в пролом стены, намереваясь захватить монастырь, Богозданные пещеры, охраняемый Пречистою Богородицею дом, и не почитая покоящихся там отцов.

Монастыря же того священницы и иноцы и простии людие принесоша икону старую Пречистыя Богородицы Успения к пробитому мѣсту, молебная со слезами простираху. Надѣющеи же ся на Господа жива во обители той иноцы, и малии воя, и вси людие, паче же возлагающе упование на скорую помощницу, на Пречистую Богородицу, вооружившеся, сташа яко гора Сионъ[44] неподвижно — «горы бо окрестъ их, Господь же окрестъ людий своихъ выну».[45] И бишася с ними от третияго часа дни до нощи, и отгнаша ихъ посрамлены. Воеводу же Китлѣра и иныхъ с ним нѣмецъ взяша, а Юрья, другаго воеводу, и иных нѣмецъ изъ оружия уязвиша.

Священники и иноки того монастыря и простые люди принесли на пролом старую икону Пречистой Богородицы Успение, со слезами молебны совершая. Живущие в обители той иноки, и небольшое число воинов, и все люди, надеясь на Господа, еще более возлагая упование на скорую помощницу, на Пречистую Богородицу, вооружившись, стали, как гора Сион, нерушимо — ибо «горы окрест их, Господь же окрест людей своих вовеки». И бились с ними с третьего часа дня и до ночи, и прогнали их с позором. Воеводу же Кетлера и некоторых немцев взяли с ним в плен, а Юрия, другого воеводу, и иных немцев оружием ранили.

Слышавъ же краль Обатуръ, яко побѣждени быша нѣмцы, абие присылаетъ иного воеводу Бурнамиса именемъ и иных многихъ храбрыхъ вои угровъ с нарядом же, запретивъ им сице: «Аще не разорите монастыря того и яже в нем людей не присецете, не имате ко мнѣ во здравъство возвратитися». Оный же воевода, со югры пришед, постави четыре пушки на своем мѣсте, а нѣмцы на прежнемъ мѣсте с своими тремя пушки. И биша по граду в два мѣста два дни. И егда пробиша стѣну до земля, тогда вооружившеся, поидоша вкупѣ угровѣ и нѣмцы на пробитыя мѣста, мнѣвше, яко нѣкому противу их стати. «Господь же праведенъ ссечет выя грѣшникомъ, да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящеи Сиона».[46]

Услышал король Баторий, что немцы побеждены, тут же прислал другого воеводу по имени Бурнамисса и иных многих храбрых воинов венгров, тоже с орудиями, приказав им: «Если не разорите монастыря того и находящихся в нем людей не уничтожите, то не возвращайтесь ко мне живыми». Тот воевода, придя с венграми, поставил четыре пушки на новых местах, а немцы стояли на прежнем месте со своими тремя пушками. И били они по крепости в двух местах два дня. И когда разбили стену до земли, то, вооружившись, пошли все вместе, венгры и немцы, к местам пролома, полагая, что некому против них стоять. «Но Господь же праведен посечет выи грешников, да постыдятся и обратятся вспять все ненавидящие Сион».

Христово же оно стадо в печали суще велице, плачюще, моляхуся Пречистѣй Богородицы, и святому Николѣ чюдотворцу, и святым мученикомъ 40-мъ, иже в Севастии, и преподобнымъ отцем Антонию и Феодосию Печерскимъ, и всѣм святым о избавлении толикия настоящия бѣды. И тогда нѣкоему юноши именемъ Улияну, юну сущу, и спящу ему явися Пречистая Богородица, глаголя сице: «Востани и повѣдай сущимъ ту инокомъ и всѣм людемъ ити к проломному мѣсту, и пѣти молебны беспрестани пред образомъ Пречистыа Богородица, и не отпадати надежди на Господа и на того рождьшую. Людемъ же неослабно вооруженнымъ быти и стояти крѣпце». А тому уноши Пречистая прорекла: «Ты же убиенъ будеши. Азъ же не оставлю мѣста сего и не предамъ в руцѣ врагом». Таже дастъ ему три златницы сребрены, яже ему на потребу, обаче же онъ юноша не имѣя обущу, ни срачицы. Он же, воставъ, тече ко иконѣ Пречистыя Богородица, с плачемъ моляся, и повѣда всѣм бывшее явление ему.

Христово же то стадо пребывало в печали великой, плача, все молились Пречистой Богородице, и святому Николе чудотворцу, и святым Сорока мученикам Севастийским, и преподобным отцам Антонию и Феодосию Печерским, и всем святым о избавлении от неминуемой беды. И тогда некоему юноше по имени Юлиан, совсем юному, во сне явилась Пречистая Богородица, говоря так: «Встань и извести находящихся тут иноков и всех людей, чтобы шли к месту пролома, и пели молебны беспрестанно пред образом Пречистой Богородицы, и не теряли бы надежды на Господа и на родившую его. Люди же пусть будут постоянно вооружены и стоят крепко». А тому юноше Пречистая предсказала: «Ты же убит будешь. Я же не оставлю места сего и не предам в руки врагов». И потом дала она ему на его нужды три серебряные монеты, ибо тот юноша не имел ни обуви, ни сорочки. Он же, очнувшись, поспешил к иконе Пречистой Богородицы, с плачем молясь, и рассказал всем о бывшем ему явлении.

Быша же тогда и иным нѣкоторымъ мнихомъ, духовнымъ мужем, явление Пречистыя Богородицы и ово нѣкоего мужа свята, глаголюща. И о сем повѣда старецъ Спиридонъ Аникиевъ, о преподобнѣм Варламѣ Хутыньскомъ, еже видѣ, овогда же глас невидимо слышаша сицевъ: «Не ужасайтеся, постражите, яко добрии воини Христовы, за домъ Пречистыя Богородицы».

Тогда и иным некоторым монахам, духовным мужам было явление Пречистой Богородицы и некоего мужа святого вещающего. И об этом рассказал старец Спиридон Аникиев, о преподобном Варлааме Хутынском, которого он видел, а иногда такие слова невидимо слышал: «Не страшитесь, но постраждите, как добрые воины Христовы, за дом Пречистой Богородицы».

Слышавше же сия, священный соборъ, иноцы и вси людие радостию и трепетомъ скоро притекоша ко иконѣ Пречистыя Богородицы Успения к пробитой стенѣ, молебная совершающе и плачющися, глаголаху сице: «Не остави насъ, человеческое предстояние, Пречистая Владычице, но приими моление рабъ своих, скорби убо обдержат ны...» и прочее.

Услышав об этом, священный собор, иноки и все люди с радостью и трепетом тотчас поспешили к иконе Пречистой Богородицы Успения и к пролому в стене, совершая молебны и плача, говорили так: «Не оставь нас, тебе предстоящих, Пречистая Владычица, но прими моление рабов своих, ибо скорби охватили нас...» и далее.

В то же время, егда приступаху угрове и нѣмцы купно, раздѣльшеся в два пробитыя мѣста, тогда нѣкто рыболовъ Сергий Витая Брада видѣ над церковию Пречистыя Богородицы множество етеръ в бѣлахъ ризахъ, в руцѣ свеща имуща и глаголюще другъ ко другу: «Грядем на пособие християном и пожжем иновѣрныя», — таже поидоша. Множество етеръ, мню, быти святых 40 мученикъ и преподобных отецъ, лежащихъ в Богомъзданнѣй пещерѣ. В той же час все упование возложивше на Господа Бога, и на пребывающаго в дому своем непобѣдимаго воеводу, Пречистую Богородицу, и на святаго Николу чюдотворца, и на всѣх святых, малии тогда обрѣтшиися людие охрабришася, и биша ис пищалей, и камение на нихъ метаху от четвертаго часа до девятаго, и побиша ихъ.

В то время, когда венгры и немцы, разделившись, одновременно пошли на приступ к двум проломам, тогда некий рыболов Сергий Витая Брада видел над церковью Пречистой Богородицы множество некиих <мужей> в белых ризах, держащих в руках свечи и говоривших друг другу: «Грядем на помощь христианам и пожжем иноверных», — и затем пошли они. Думаю, что множество некиих <мужей> — это Сорок святых мучеников и преподобные отцы, лежащие в Богозданной пещере. И тогда, все упование возложив на Господа Бога, и на пребывающую в дому своем Пречистую Богородицу, непобедимую воеводу, и на святого Николу чудотворца, и на всех святых, немногие оставшиеся люди исполнились храбрости, и с четвертого часа до девятого били из пищалей, и камни метали на приступавших, и победили их.

Сему же бывшу явлению послѣди свидѣтельствоваху они угрове и нѣмцы: егда приступаху ко граду, глаголюще, тогда видѣша нѣкое Божие пособие над монастырем — множество вои в бѣлах ризахъ, бьюща ихъ. И абие нападе на нихъ ужасъ велий, и посрамлени побѣгоша. К сему же и ино дивно Божие пособие сказаша, ркуще: «Егда бихомъ из наряду по стенѣ и стѣну разбихомъ, тогда видѣхомъ во дни и по вся нощи нѣкоего мужа стара, власы бѣлы имуща, овогда ходяща, овогда ездяща на конѣх, строяща и кажюща на градѣ в пробитых мѣстехъ нѣкое ограждение творити. И много по нему стреляхомъ, и ни единощи улучити не возмогохом». Мужа стара, мню, быти святаго Николу чюдотворца.

О том, что было такое явление, впоследствии свидетельствовали и сами те венгры и немцы, рассказывая, что когда они шли к крепости на приступ, то видели некое Божие пособие над монастырем: множество воинов в белых ризах, избивающих их. И тогда внезапно охватил их ужас великий и, посрамленные, они бежали. И еще об одном дивном Божьем пособии рассказывали они: «Когда били мы из орудий по стене и стену разбили, то после этого видели днем и по ночам некоего старца с седыми волосами, то ходившего, то ездившего на коне, наставляющего и показывающего, где в проломах на стене нужно делать укрепления. И много по нему стреляли мы, и ни одного раза не могли попасть». Старец, думаю я, был святой Николай чудотворец.

В той же день другий приступъ сотвориша ко вратомъ у храма святаго Николы и по лѣствицамъ взыдоша на башню пред враты, инии же врата желѣзная ломящи, хотяху вкупѣ со обоих странъ влѣсти в монастырь, умышляюще всякими ухищреньми. Промысленикъ же всѣм Господь наш Исус Христос не презрѣ моления Матере своеа и святаго Николы чюдотворца за умаление людий, абие и жены храбры сотвори, и младыя дѣти, пищали занаряжающе, мужем готовяху, овии оружиемъ съ стены пхающе, овии же воду варяху с каломъ, льяху за градъ на приступающая воя по лѣствицамъ ко граду. Обаче же и сии побѣждени быша и падоша, и обоимъ же не бѣ числа, а прочии отбѣгоша, посрамлени. Сия же велия побѣда и одолѣние на невѣрныя латыня бысть ноября въ 14 день, на память святаго апостола Филиппа. И наутрие, на память святых мученикъ и исповѣдник Гурия, Самона и Авива, такожде до конца побѣдиша их.

В тот же день и второй раз пошли они на приступ к вратам у храма святого Николы и по лестницам взошли на башню пред вратами, а другие железные врата ломали, надеясь с обеих сторон всем вместе ворваться в монастырь, и так измышляли всякие хитрости. Но промыслитель Господь наш Иисус Христос не презрел молений Матери своей и святого Николы чудотворца за ослабевших людей, тогда и женам немедля дал храбрость, и малым детям, одни заряжали пищали и подавали их мужчинам, другие оружием <врага> со стен спихивали, иные же воду кипятили с нечистотами и лили ее за стену на воинов, лезущих по лестницам на крепостную стену. Так что и эти были побеждены и повержены. И тем и другим <немцам и венграм> не было числа, а остальные убежали, посрамленные. Эта великая победа и одоление неверных латинян совершились ноября в 14 день, на память святого апостола Филиппа. И наутро, на память святых мучеников и исповедников Гурия, Саммона и Аввива, окончательно победили их.

Во всѣх же сих лютыхъ приступехъ язвеных и побиеныхъ в монастырѣ людей яко до четыредесяте. Бѣ в то время болѣзни естественыя людем и моръ от нужа утѣснения. Се же все обое бысть за умножение грѣх нашихъ.

Во всех этих жестоких приступах было ранено и убито в монастыре около сорока людей. Начались в то время болезни и мор среди людей от вынужденной тесноты. Все это совершилось из-за множества грехов наших.

По сих же злѣ бывъшихъ намъ послѣднихъ приступовъ минувъ 10 дний, абие присылаетъ ото Пскова литовский урядный воевода и канцлѣръ Янъ Замойский[47] в Печерский монастырь о создании монастыря послание и образъ стеклянъ льяченъ в простѣ крабиицѣ, за приятелное вѣры людем ласкательство льстивно предлагает, о немже в послании явлено. Осадный же голова Юрьи Нечаевъ прият послание и образъ, собра ту священный чинъ и вся мнихи и люди нарочиты и показа образ той, а послание повелѣ чести всѣм людемъ вслух. В послании же писано сице:

После этих тяжелых для нас последних приступов минуло десять дней, вдруг присылает из Пскова литовский урядный воевода и канцлер Ян Замойский в Печерский монастырь послание о сдаче монастыря и образ, литой из стекла, в простом ларчике, льстиво обольщая людей добрым отношением к вере, что ясно из послания. Осадный же голова Юрий Нечаев принял послание и образ, собрал весь священнический чин и всех монахов и уважаемых людей и показал тот образ, а послание повелел прочесть всем людям вслух. В послании же было написано следующее.

«Янъ Замойцкий, наивышший гетманъ и канцлѣръ корунный, староста краковский, бѣльский, крешевский, гармолинский, въ честную обитель Пречистыя Богородицы Печерскаго монастыря господину игумену Тихону яже о Христѣ з братиею. Повелѣниемъ государя и великого короля польского до васъ сию грамоту посылаю.

«Ян Замойский, великий гетман и канцлер коронный, староста краковский, бельский, крешевский, гармолинский, в честную обитель Пречистой Богородицы Печерского монастыря господину игумену Тихону и братии во Христе. По повелению государя и великого короля польского посылаю вам эту грамоту.

Что же вы, будучи во храмѣ святом, от государя нашего никакие зацѣпки не имѣли? И государь нашь не токмо чтобы самъ храмы Господня разоряти имѣлъ, и сам созидаетъ и вѣра бы християньская умножилася. И такъже войску своему заказалъ храмовъ Божиихъ не разоряти. И вы, не помня своего чернечества, храм Господень и мѣсто святое кровию облили, выходя из монастыря, люди королевския, имаючи, насмерть побили, а иных ныне у себя в монастырѣ держите. И государь нашъ король послалъ былъ немногие люди под тотъ монастырь не для того, чтобы то мѣсто святое разорено было, для того что такие люди в таком святом мѣсте не кристияньски живут, вывести вонъ оттолѣ. А повелѣниемъ государя нашего короля и язъ иду с войскомъ и с нарядомъ к вам и не хотя святаго мѣста разорити и болшия крови пролити, что язъ и самъ по вѣре християнинъ, церкви Божии не разоряю, но созидаю, и християне бы были в своей православной вѣре.

Разве вы, будучи в храме святом, от государя нашего имели какие-нибудь притеснения? И государь наш храмы Господни не только не разоряет, но сам строит, чтобы христианская вера умножалась. Он и войску своему приказал храмов Божиих не разорять. А вы, забыв о своем монашестве, храм Господень и место святое кровью облили, выходя из монастыря, людей королевских хватали и насмерть убивали, а иных и ныне у себя в монастыре держите. А государь наш король послал немного людей под монастырь не для того, чтобы то место святое разорить, но для того, чтобы людей, в таком святом месте не по-христиански живущих, оттуда вывести. И по повелению государя нашего короля и я иду с войском и орудиями к вам, но не хочу святого места разорять и большую кровь проливать, ибо я и сам по вере христианин, церкви Божии не разоряю, но созидаю, чтобы христиане пребывали в своей православной вере.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!