ПОВЕСТЬ О ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ 15 страница



Собраны же все эти три повести о чудесах от иконы Пречистой Богородицы образа — из многого ничтожно мало — по благословению господина Тихона, архиепископа Казанского, по настоянию Печерского монастыря екклесиарха аввы Исайи, по указанию той же обители игумена Никона трудами и стараниями их леностного послушника по имени, слагающемуся из численных букв: к третьему сотое с восьмым, снова с третьим семидесятое, вновь сотое с десятым и девятисотое подревнему — во славу Святой Единосущной и Неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, более всего в похвалу заступничества Пречистой Богородицы, крепкой помощницы и молебницы о христианах всех возрастов, ибо благословенна и препрославлена всеми родами вовеки. Аминь.

О преложении мощей началныхъ старцовъ печерскихъ

О переложении мощей первых старцев печерских

Прииде от Бога Духа Святаго нѣкое извѣщение и любы духовныя рачение в сердце Пречистыя Богородицы тоя обители Печерския игумену Иоакиму,[58] паче же и еже о Христѣ з братиею совѣтовавъ, пишетъ во град Псков ко иже тогда священноепископу Генадию[59] о первомъ старцѣ печерскомъ Маркѣ, и началномъ строителе священноиноке Ионе, и его супруге Вассе инокѣ, еже лежаху в Богомзданней пещере, яко гробы их с мощьми обѣтшали вельми, яко и кости их просто видѣти.

Снизошло от Бога Духа Святого некое озарение и любви духовной усердие в сердце обители Печерской Пресвятой Богородицы игумена Иоакима, и он, с братией во Христе посоветовавшись, пишет в град Псков тогдашнему священноепископу Геннадию о первом печерском старце Марке, и о первоначальном строителе священноиноке Ионе, и о его супруге инокине Вассе, которые покоятся в Богозданной пещере, что гробы их с мощами сильно обветшали, так что и кости видны даже.

Епископъ же Генадие прочет послание, духомъ велми подвижим, вскоре совѣтуетъ со всеосвященнымъ соборомъ и повелѣвает писанием игумену Иоакиму з братиею содѣловати новые гробы и паволоки тому первому старцу, и началному строителю, и его супруге.

Епископ же Геннадий, прочитав послание, движимый воодушевлением, без промедления советуется со всеосвященным собором и в послании повелевает игумену Иоакиму с братией сделать новые гробы и пелены тому первому старцу, и первоначальному строителю, и его супруге.

Игуменъ же Иоаким, от святителя приемъ благословение, повелѣ гробы новыя и покровы содѣлати и в тѣ новыя гробы положити мощи их с старыми гробы. И пѣвше надгробное провожение, поставиша гробъ перваго старца Марка на том же мѣсте, идѣже первие стоялъ, под Спасовымъ образом, прямо дверей, а священноинока Ионы на том же прежнемъ мѣсте, входя в Богомъзданную пещеру на правой странѣ; супруги же его Вассы иноки пренесоша гробъ от лѣвыя страны на десную и поставиша подлѣ священноинока Ионы — по повелѣнию священноепископа Генадия со псалмопѣниемъ, и со свещами, и с кандилы честно в лѣто 7108-го, месяца марта въ 7 день.

Игумен же Иоаким, получив от святителя благословение, повелел сделать новые гробы и пелены и в те новые гробы положить их мощи вместе со старыми гробами. И, совершив отпевание, поставили гроб первого старца Марка на том же месте, где и прежде стоял, под образом Спаса, напротив дверей, а священноинока Ионы на том же прежнем месте, с правой стороны от входа в Богозданную пещеру; гроб же супруги его, Вассы инокини, перенесли с левой стороны на правую и поставили подле священноинока Ионы — <совершили это> по повелению священноепископа Геннадия с пением псалмов, и со свечами, и с лампадами, как подобает, в год 7108 <1600>, месяца марта в 7 день.

О крестохожении по завѣту осадныхъ людей в Печерскомъ монастырѣ во Псковъ ко Святѣй и Живоначалнѣй Троицы в неделю седмую по Пасцѣ

О крестном ходе в Псков к Святой и Живоначальной Троице в неделю седьмую после Пасхи по завету осажденных в Печерском монастыре людей

По приказу господина священноепископа Генадия Псковскаго и Изборскаго в лѣто 7109-го, июня въ 4 день, пишетъ Пречистые Богородицы Печерскаго монастыря игуменъ Иоаким еже о Христѣ з братиею о уложении чина и обычая, како ходити со святыми иконами Пречистыя Богородицы и с честными кресты ис Печерския обители во градъ Псковъ ко Святѣй и Живоначалнѣй Троицы по завѣту осадныхъ людей сице.

По приказу господина священноепископа Геннадия Псковского и Изборского в год 7109 <1601>, июня в 4 день, пишет Печерского монастыря Пречистой Богородицы игумен Иоаким с братией во Христе об установлении чина и порядка хождения со святыми иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами из Печерской обители в град Псков ко Святой и Живоначальной Троице по завету бывших в осаде людей следующее.

«Государя царя и великого князя Бориса Феодоровича[60] всея Русии богомолцу, честнѣйшему господину священноепископу Генадию Псковскому и Изборскому Пречистыя Богородицы Печерскаго монастыря черньцы, игуменъ Иоаким з братиею.

«Государя царя и великого князя Бориса Феодоровича всея Руси богомольцу, честнейшему господину священноепископу Геннадию Псковскому и Изборскому Пречистой Богородицы Печерского монастыря чернецы, игумен Иоаким с братией.

Просимъ твоего святительскаго благословения, челом бьем.

Просим твоего святительского благословения, челом бьем.

Егда, великий господинъ, по завѣту братии нашихъ и всѣхъ православныхъ християн быхомъ у Святѣй Живоначалнѣй Троицы со святыми иконы Пречистыа Богородицы и с честными кресты и у твоего святительства благословения сподобихомся прияти, тогда ты, великий господинъ, сказалъ намъ, что у Живоначалнѣй Троицы повелѣлъ праздновати Успению Пречистѣй Богородицы пришествия ради честнаго ея чюдотворнаго образа. А в понедѣльникъ повелѣлъ намъ праздновати въ храмѣ Пречистыя Богородицы честнаго ея Одигитрия, воспоминая древнее ея благодѣяние, и посреднее, и послѣ бывшее, и настоящаго ради нынѣшняго торжества честный ея праздникъ славнаго Одигитрия со Всенощнымъ соборнѣ. Да и написати повелѣлъ еси нам во обители той чинъ и твой святительский уставъ на утвержение святым Божиимъ церквамъ, яко да незабвено и незакладно будетъ родом грядущимъ.

Когда, великий господин, по завету братии нашей и всех православных христиан были мы у Святой Живоначальной Троицы со святыми иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами и у твоего святительства сподобились благословение принять, тогда ты, великий господин, сказал нам, что повелел праздновать в Живоначальной Троице пришествие честного чудотворного образа Успение Пречистой Богородицы. А в понедельник в храме Пречистой Богородицы честного ее образа Одигитрии повелел нам праздновать, вспоминая о древних ее благодеяниях, и прошлых, и недавно бывших, и ради ныне совершающегося торжества повелел нам праздновать честной ее праздник славной Одигитрии со Всенощной соборно. И повелел написать нам в обители тот чин праздничный и твой святительский устав, предназначаемый для святых Божиих церквей, чтобы незабвенно и не забыто было родами грядущими.

И мы, великий господинъ, сам ты вѣдаешь, еще во учимых чину есмы, елико мощь нашему художеству, подробну написахом по твоему святительскому указу той уставъ вчернѣ и послали есмя к тебѣ, великому господину, чтобы ты пожаловалъ велѣлъ поисправити то наше писанийце. Покажи, господине, милость; великий святитель, вели то наше писаниийце поисправити, чтобы, великий господинъ, твоим святительскимъ уложениемъ во единомъ согласии было. И к нам своего святительскаго благословения той чин и устав пожалуй пришли на утвержение Божии церкви и памяти ради братии нашей и родом грядущим православнымъ християномъ. А мы тебѣ, великому господину, соборнѣ много челом бием».

И мы, великий господин, сам ты знаешь, еще в ученических чинах пребывая, по нашим возможностям подробно написали по твоему святительскому указу тот устав вчерне и послали к тебе, великому господину, чтобы ты велел поисправить то наше писаньице. Яви, господин, милость; великий святитель, вели то наше писаньице поисправить, чтобы, великий господин, с твоим святительским уложением все в согласии было. И к нам после своего святительского благословения тот чин и устав, пожалуйста, пришли во утверждение Божией церкви и для памяти братии нашей и родам грядущим православных христиан. А мы тебе, великому господину, соборно много челом бьем».

Епископъ же Генадие прочет от игумена Иоакима з братиею послание и уставный чинъ о крестохожении и, абие то уставное писание справя, присылаетъ паки к нему во обитель и пишетъ ко игумену Иоакиму з братиею послание сицево.

Епископ Геннадий, прочитав послание игумена Иоакима с братиею и уставной чин крестного хода, сразу же тот написанный устав исправив, вновь посылает его в обитель и пишет игумену Иоакиму с братией такое послание.

«Благословение священноепископа Генадия Псковскаго и Изборскаго в пречестную и великую обитель Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения Печерскаго монастыря о Святѣм Дусѣ сыну и сослужебнику нашего смирения, игумену Иоакиму еже о Христѣ з братиею.

«Благословение священноепископа Геннадия Псковского и Изборского в пречестную и великую обитель Пречистой Богородицы честного и славного ее Успения Печерского монастыря сыну во Святом Духе и сослужителю нашего смирения, игумену Иоакиму и братии во Христе.

По нашему совѣту писал еси к нам, сыну, о приходѣ и о праздньстве Пречистыя Богородицы июня въ 4 день, да и уложение писаниемъ прислал к нам с печерскимъ старцемъ с Сергиемъ Пестовымъ, и намъ бы то уложение поисправити и прислати к вам. И у васъ, сыну, уложение приходу Пречистыя Богородицы во Псковъ къ Святѣй, и Живоначалнѣй, и Единосущнѣй, и Нераздѣлимѣй Троицы и праздньству, Духомъ Святым наставляемо, все по Бозѣ написано. И в томъ, сыну, в вашемъ уложении поисправлено у насъ маленько, а иново тут исправливати нѣчево. И за ваши святыя труды и подвиги мзду Богъ вам воздастъ в будущем вѣце. И с того вашего уложения у насъ в чиновникъ списано слово в слово. И то ваше уложение послали мы, сыну, к вам в Печерский монастырь запечатано.

По нашему совету писал ты к нам, сыне, о приходе и празднестве в честь Пречистой Богородицы июня в 4 день и письменное уложение прислал к нам с печерским старцем Сергием Пестовым, чтобы мы то уложение поисправили и прислали к вам. И вами, сыне, уложение о приходе Пречистой Богородицы в Псков к Святой, и Живоначальной, и Единосущной, и Неразделимой Троице и празднестве написано по наставлению Святого Духа все, как угодно Богу. И в том, сыне, вашем уложении, поисправлено нами маленько, а иного исправлять в нем нечего. И за ваши святые труды и подвиги Бог вам воздаст в будущем веке. И с того вашего уложения у нас в чиновник переписано слово в слово. И то ваше уложение послали мы, сыне, к вам в Печерский монастырь запечатанным.

А милость Святыя и Живоначалныя Троицы и Пречистыя Богородицы и великого чюдотворца, благовѣрнаго князя Гавриила-Всеволода молитва, да и нашего смирения благословение да и есть и будетъ с тобою и со всѣми вами вовѣки. Аминь».

И милость Святой и Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы, и великого чудотворца благоверного князя Гавриила-Всеволода молитва, и благословение нашего смирения есть и будет с тобою и со всеми вами вовеки. Аминь».

О крестохожении в чину и уставѣ писано сице

О чине и уставе крестного хода писано так

В лѣто 7090-е при державѣ государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, еже бысть в нашествие литовскаго краля Стефана Обатура ко граду Пскову и к Печерскому монастырю, тогда сущии во обители Пречистыя Богородицы честнаго ея Успения в осадѣ священницы, и иноки, и слуги, и християне приходу святаго Николы чюдотворца Тайловской губѣ[61] и иных волостей положили обѣтъ ходити со святыми иконами Пречистыя Богородицы и с честными кресты во градъ Псковъ к Святѣй Живоначалнѣй Троицы в седмую неделю по Пасцѣ по вся лѣта благодарити всемогущаго Бога, славимаго в Троицы Отца и Сына и Святаго Духа во единомъ Божествѣ, и възбранную воеводу, Пречистую Богородицу, заступницу нашу крѣпкую и стѣну необоримую, и святых небесныхъ силъ бесплотныхъ, и святаго Николу чюдотворца, скораго помощника и теплаго заступника, и святых великомученикъ 40, иже в Севастии, и преподобных отецъ Антония и Феодосия Печерскихъ, и тоя обители преподобныхъ началныхъ старецъ — Марка, и Ионы, и Корнилия игумена, и всѣх святых. Яко молитвами их святыми и предстательствомъ милостивый человеколюбець всесилный Господь Богъ Пречистою Богородицею снабдимую обитель и яже в ней православное християньство от нашествия и плѣну и латыньския прелестныя вѣры иноплеменникъ, нѣмецъ и ляховъ, защити и от всѣх бѣд избави, нашедших за грѣхи наша. И молити Всемилостиваго Бога и Пречистую Богородицу и всѣх святых за православныхъ государей наших царей и великих князей (имярек) всея Русии, и о благочестивомъ воиньстве, о градѣх же, и о благостоянии святых Божиихъ церквей, и о совокуплении всѣх православныхъ християнъ, и о временех мирныхъ, и о плодоносии земных. Быша же в то время исцеления многа от иконы Пречистыя Богородицы Умиления, еже навыкли бяху звати в царствующемъ градѣ Москвѣ Владимерскою.

В год 7090 <1582>, в правление государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, во время нашествия литовского короля Стефана Батория к граду Пскову и Печерскому монастырю, находящиеся тогда в обители Пречистой Богородицы честного ее Успения во время осады священники, и иноки, и слуги, и крестьяне прихода святого Николы чудотворца Тайловской губы и иных волостей дали обет ходить каждый год со святыми иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами в град Псков к Святой Живоначальной Троице в седьмую неделю после Пасхи, чтобы возблагодарить всемогущего Бога, славимого в Троице Отца и Сына и Святого Духа во едином Божестве, и возбранную воеводу Пречистую Богородицу, заступницу нашу крепкую и стену необоримую, и святые небесные силы бесплотные, и святого Николу чудотворца, скорого помощника и теплого заступника, и Сорок святых великомучеников Севастийских, и преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских, и той обители преподобных первых старцев — Марка, и Иону, и Корнилия игумена, и всех святых. Ибо молитвами их святыми и заступничеством милостивый человеколюбец, всесильный Господь Бог, обитель, сохраняемую Пречистой Богородицей, и всех в ней православных христиан от нашествия и плена иноплеменников латинской ложной веры, немцев и поляков, защитил и избавил от всех бед, нашедших за грехи наши. И будем молить Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу и всех святых о православных государях наших царях и великих князьях <имярек> всея Руси, и о благочестивом воинстве, и о городах, и о благоденствии святых Божиих церквей, и о единении всех православных христиан, и о временах мирных, и об обилии плодов земных. И были же в то время исцеления многие от иконы Пречистой Богородицы Умиление, которую привыкли называть в царствующем граде Москве «Владимирской».

Преходящу убо девять на десятому лѣту оного завещания, бысть в лѣто 7109-го, майя въ 24 день, в четвертое лѣто державы государя царя и великого князя Бориса Феодоровича всея Русии, и его благовѣрныя и христолюбивыя царицы и великия княгини Марии, и ихъ благородныхъ чад, царевича Феодора и благовѣрныя царевны Ксении, прииде благодать Святаго Духа, осиявая в сердце разгорѣниемъ совѣсти благи, великому господину священноепископу Генадию, правящу престолъ Пресвятыя и Живоначалныа, Нераздѣлимыя Троица богоспасаемыхъ градовъ Пскова и Изборска и прочихъ, извещаетъ совѣт благъ тоя Печерския обители игумену Иоакиму, яже о Христѣ з братиею, сице рек:

Когда прошло девятнадцать лет после принятия того обета, то в год 7109 <1601>, мая в 24 день, в четвертый год правления государя царя и великого князя Бориса Феодоровича всея Руси и его благоверной и христолюбивой царицы и великой княгини Марии, и их благородных чад, царевича Феодора и благоверной царевны Ксении, снизошла благодать Святого Духа, сияя в сердце пламенем благой совести, на великого господина священноепископа Геннадия, правящего престолом Пресвятой и Живоначальной Неразделимой Троицы богоспасаемых городов Пскова и Изборска и прочих, и возвещает он той Печерской обители игумену Иоакиму с братией во Христе решение благое, говоря так:

«Егда со образомъ Пречистыя Богородицы и съ честными кресты по своему обещанию к Живоначалнѣй Троицы поидете, и тогда в суботу вечеръ и в неделю на утрени да празднуете Воскресению и Святѣй Троицы с величаниемъ и святаго благовѣрнаго великого князя Гавриила Всеволода вкупѣ, по Господню слову, еже рече: „Аще любите мя, заповѣди моя соблюдаите, и азъ умолю отца, иного утѣшителя дастъ вам. Да будетъ с вами вовѣки Духъ истинный”.[62] „Аще бо не иду азъ, утѣшитель не приидетъ к вамъ”.[63] „Егда же приидетъ он, истинный, наставит вы на всяку истину".[64] А о святѣм глагола: „Идѣже азъ, ту и слуга мой будетъ”.[65]

«Когда вы с образом Пречистой Богородицы и с честными крестами по своему обету к Живоначальной Троице пойдете, то в субботу вечером и в воскресенье на утрени совершайте праздничную службу с величанием Воскресению и Святой Троице, а также святому благоверному великому князю Гавриилу-Всеволоду, согласно слову Господню, которое гласит: „Если любите меня и заповеди мои соблюдаете, то и я умолю отца, и он иного утешителя даст вам. Да будет с вами вовеки Дух истинный”. „Ибо, если я не уйду, утешитель не приидет к вам. Когда же приидет тот, истинный, то наставит вас на всякую истину". А о святом сказал: „Где я, тут и слуга мой будет”.

А мы у Живоначалныа Троицы да празднуемъ Воскресению и Успению Пресвятѣй Богородицы и святым отцем за настоящий обѣтъ, яко той Възбранной Воеводѣ преестествено бдѣвши, молящи Святую Единосущную Нераздѣлимую Троицу, и чюдотворная икона ея бѣ тогда во граде Пскове в нашествие литовскаго краля Стефана, яко непреборима стена защищающи град от иноплеменникъ.

А мы по тому же обету в Живоначальной Троице совершать будем праздничную службу Воскресению и Успению Пресвятой Богородицы и святым отцам, так как та Возбранная Воевода чудодейственно бодрствовала, моля Святую Единосущную Неразделимую Троицу, и чудотворная икона ее была тогда во граде Пскове во время нашествия литовского короля Стефана, как непреоборимая стена защищая град от иноплеменников.

И прочее по проповѣди благовѣстника стекшеся любовию весь освященный чинъ со божествеными Пречистыя Богородицы иконами и хоругви, знамениемъ небеснаго царя, и с непобѣдимою божественою силою Честнаго и Животворящаго Креста Господня, и святых небесныхъ силъ бесплотныхъ Михаила и Гавриила и прочихъ, и всѣх святых образы, и с кандилы, с послѣдствующимъ же тогда града Пскова властодержателемъ, благочестивымъ боляром и воеводамъ, и всему их синьклиту, и всѣм православным християном всякому возрасту от мала и до велика, воздающе благодарьственую похвалу и пѣние, моление же и обѣты, и пѣснь побѣдителную. И потом сошедшеся на срѣтение с хоругви Пречистыя Богородицы честнаго ея Успения, и чюдотворныя иконы Пречистыя Богородицы Владимерскии Одигитрия, и великого чюдотворца Николы, и преподобныхъ отецъ Антония и Феодосия Печерских, купно вси поклонимся с вѣрою Святѣй и Животворящей и Нераздѣлимей Троицы, Отцу и Сыну и Святому Духу во единомъ Божествѣ, и Пресвятѣй Владычицы нашей Богродицы и Приснодевѣй Марии, и всѣм святым иконам любезно со страхомъ прикасающеся и целующе, и Честнаго Креста знамениемъ благословение приимем другъ от друга и о Христѣ целование лобзаниемъ святым, якоже учитель вселеннѣй, великий апостолъ Павелъ, в своих посланияхъ послѣдовати завеща намъ.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!