ПОВЕСТЬ О ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ 11 страница



Спустя недолгое время разболелась жена его и была пострижена в иноческий образ, и наречено было имя ей Васса. Будучи больной и преставилась. И, выкопав могилу в Богозданной пещере, похоронил он ее. Той же ночью она была исторгнута из земли некоею невидимою силою. Иван с отцом ее духовным подумали, что совершили ошибку в погребальном обряде. И после того как второй раз отпели ее и отец ее духовный прочитал разрешительную молитву, снова похоронили ее. И второй раз оказалась она поверх земли. Иван же недоумевал о том, но выкопав с левой стороны в стене пещеры <углубление>, поставил гроб ее непогребенным. Потом он постригается и облачается в иноческие одежды, и наречен был Ионой.

Во время же благочестиваго великаго князя Ивана Васильевича[8] всея Русии ископанѣ бывши церкви тѣм священноинокомъ Ионою в горѣ малѣ сущи, тогда поставляетъ и кѣлии двѣ на столбьицы прямо церкви печерныя. И шедъ во градъ, молитъ Святыя Троица священников, чтобы освящали храм в горѣ, онѣм же не хотящимъ необычнаго ради святаго мѣста. Он же, не получивъ прошения, отходит убо в Великий Новъград ко архиепископу Феофилу[9] и припаде к ногама его, просящи, дабы повелѣлъ освящати храм в горѣ. Архиепископу же повелѣвшу и благословившу храмъ освящати Святыя Троица священником. Освящена же бысть церкви в горѣ во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария честнаго и славнаго ея Успения августа в 15 день в лѣто 6981-е, при великого князя намѣстницѣ и князи псковском Ярославѣ Васильевичи Оболенскомъ.[10] На освящении же церковнемъ посла Богъ милосердый начало великих даровъ Пречистою Богородицею: женѣ слепой свѣтъ очима дарова.

Во времена благочестивого великого князя Ивана Васильевича всея Руси тем священноиноком Ионою была выкопана в горе малая церковь, тогда же он поставил и две келии на столбцах напротив церкви пещерной. И пошел в город просить священников Святой Троицы, чтобы освятили они храм в горе, они же не хотели этого делать из-за необычности святого места. Он же, не получив согласия, пошел в Великий Новгород к архиепископу Феофилу и, припав к ногам его, просил, чтобы тот повелел освятить храм в горе. Архиепископ повелел и благословил Святой Троицы священников на освящение храма. И освящена была церковь в горе во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честного и славного ее Успения августа в 15 день в год 6981 <1473>, при наместнике великого князя и псковском князе Ярославе Васильевиче Оболенском. На освящении церкви послал Бог милосердный начало великих даров через Пречистую Богородицу: жене слепой свет очам даровал.

Тогда прежереченный Иванъ Дементеевъ дает от своей деревни удѣломъ земли Пречистой Богородицы на память себѣ, на монастырьское ограждение: по ручей Каменец с восточныя и сь южныя страны церкви Успения Пресвятѣй Богородицы Печерной на поприще, идѣже нынѣ церковь Благовѣщение Святѣй Богородицы съ трапезою и прочая монастырьския службы и кѣлии, и на горѣ роща, березие и елникъ.

Тогда ранее упоминаемый Иван Дементьев на свое поминовение дает Пречистой Богородице от своей деревни надел земли на построение монастыря: с восточной стороны по ручей Каменец и с южной стороны церкви Успения Пресвятой Богородицы Печерской — длиной в поприще, там, где ныне церковь Благовещения Святой Богородицы с трапезною, и прочие монастырские службы и келии, и на горе роща, березняк и ельник.

Посем священноинокъ Иона, поживъ нѣколико время в молитвахъ и трудѣх, преставися к Богу. По смерти же его обрѣтоша на нагом тѣле его пансырь колчатой, тѣло же его все изваяно сквозѣ колца. И погребенъ в той же пещерѣ Богозданней, пансырь же обѣшенъ бысть над гробомъ его.

После этого священноинок Иона, пожив недолгое время в молитвах и трудах, преставился к Богу. После смерти его обнаружили на нагом теле его кольчугу из колец, и кольца те вросли в его тело. И погребен он был в той же пещере Богозданной, а кольчуга была повешена над гробом его.

По преставлении же его прииде священноинокъ Мисаилъ служити к Пречистей Богородицы и монастырь ветхий составилъ, иже бысть на горѣ, и церковь преподобныхъ Антония и Феодосия Печерскихъ. По Мисаиле же бысть священноинокъ Селиванъ. Потом поставленъ первый игумен Иона, и по нем инъ игуменъ, иже написа в поминании церковнемъ перваго старца печерьскаго Марка и прочихъ преподобныхъ старецъ. И посем бысть игуменъ Сергий, таже Симонъ. Старцов же тогда было в том монастырѣ два или три скудости ради, и убожества, и порубежнаго мѣста. Служба же была у Пречистѣй в горѣ не по вся дни, но когда игуменъ изволитъ.

После преставления его пришел служить к Пречистой Богородице священноинок Мисаил и монастырь древний поставил, что был на горе, и церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. После Мисаила был священноинок Селиван. Потом поставлен был первый игумен Иона, и после него другой игумен, который написал в поминании церковном имя первого старца печерского Марка и других преподобных старцев. И после него был игумен Сергий, затем Симон. Старцев же тогда было в том монастыре два или три из-за скудости, и нищеты, и близкой границы. А служба была у Пречистой в горе не каждый день, но когда игумен повелит.

Нѣкогда же нашедшимъ нѣмцем ратию на сию землю, пленяющим и пожигающимъ, игумену же и братии отбѣгшимъ от монастыря, и церкви преподобныхъ раскладене бывши пожжения ради. Ратным же онѣмъ нѣмцомъ и у гробницы бывшимъ, и пансырю, обѣшену над гробомъ его, не обрѣстися. Таже имъ и в церковь въшедшимъ Пречистыя и наченшим бесчиновати, иже исперва чюдесем Богъ и Пречистыя Богородица хранениемъ, якоже нѣкий огнь возгорѣся въ церкви, попаляющи иновѣрныя. Они же от страха побѣгоша, яко нѣкоей силѣ въслѣдъ их женущи. Нѣции же от наших тогда с Ызборска града 15 человекъ послани языковъ ради, и видѣвше онѣхъ бежание, вослѣд ихъ гнаша, и многи от них побиша, и иныхъ поимаша помощию Пречистыя Богородица.

Однажды пришли немцы войною на эту землю, все пленяя и сжигая, игумен же и братия убежали из монастыря, а церковь преподобных <Антония и Феодосия> была разобрана из-за пожара. Те немецкие ратники и у гробницы были, и после этого не обрели кольчуги, повешенной над гробом Ионы. Затем, когда они вошли в церковь Пречистой и начали бесчинствовать, то чудесным образом волею Бога и заступлением Пречистой Богородицы будто некий огонь загорелся в церкви, опаляя иноверных. Они же от страха побежали, словно некая сила гналась вслед за ними. Тогда некоторые из наших, пятнадцать человек, посланные из Изборска града за языками, видели их бегство, и погнались вслед за ними, и многих из них побили, а иных поймали помощию Пречистой Богородицы.

Времени же минувшу от освящения первыя церкви лѣтъ пятьдесят, при державѣ государя всея Русии великого князя Василия Ивановича[11] посла Богъ таковых строителей, кому мочно потрудитися в дѣле строения монастырьскаго, игуменьство тогда по СимонѣДорофѣю приимшу. Великого князя дияку Михаилу Мисюрю[12] увѣдавшу мѣсто и церковь Пречистыя Богородица и велику вѣру показа къ Пречистѣй о строении монастыря.

Минуло пятьдесят лет после освящения первой церкви, во времена правления государя всея Руси великого князя Василия Ивановича послал Бог таких устроителей, кто хотел потрудиться в деле устроения монастыря, игуменство тогда после Симона принял Дорофей. И великого князя дьяк Михаил Мисюрь, узнав о <святом> месте и о церкви Пречистой Богородицы, великую веру к Пречистой явил в заботах об устроении монастыря.

В то же время нѣцыи торговые люди, псковичи Василей и Феодоръ, совещавшеся, заставиша от своего праведнаго имѣния написати образъ Пречистыя Богородицы честнаго ея Успения в житии иконописца Алексѣя Малаго, мужа благочестива житием и богобоязнива. И егда написа образъ той, тогда принесоша и в Печерьский монастырь и поставиша въ церкви Пречистыя Богородицы в лѣто 7029-е. Образъ же той творит безчисленая чюдеса и исцѣления и до сего дни. Феодоръ же той, во иноцехъ Феофилъ, положен бысть въ гробницы в Богомъ зданней пещере.

В то же время некие купцы, псковичи Василий и Феодор, посовещавшись, решили заказать за счет своих праведных доходов икону Пречистой Богородицы честного ее Успения в житии иконописцу Алексею Малому, мужу благочестивому житием и богобоязливому. И когда он написал ту икону, то принесли ее в Печерский монастырь и поставили в церкви Пречистой Богородицы в год 7029 <1521>. Икона та творит бесчисленные чудеса и исцеления и по сей день. Феодор же тот, в иночестве Феофил, положен был в гробнице в Богозданной пещере.

Посем же по совѣту игумена з братиею и по Мисюреву церковь Пречистыя в горѣ ископаша велику и в той же церкви придѣлы устроиша преподобныхъ отецъ Антония и Феодосия Печерскихъ. Освящена же второе церковь Пречистыя в горѣ в лѣта 7031-е августа въ 15 день. Того же месяца освящали и преподобныхъ храм. Помыслиша же устроити монастырь прямо церкви и ветхий пренести на сие мѣсто. Им же восхотѣшим, по слове и дѣло бысть. Мѣсто же оно прежняго монастыря неравно бысть, ино горы и ино аки ровъ и лѣсъ великъ — все же сие помощию Богородица изравняли. Потом же воздвигнуша церковь с трапезою древяну во имя святых великихъ мученикъ 40, иже в Севастии.

И затем по решению игумена с братиею и Мисюря выкопали в горе великую церковь Пречистой и в той церкви устроили придел во имя преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских. Второй раз была освящена церковь Пречистой в горе в год 7031 <1523>, августа в 15 день. В том же месяце освящали и преподобных храм. Задумали и монастырь построить напротив церкви и перенести старый на это место. Стоило им только пожелать, за словом и делом шло. Место же, где стоял прежний монастырь, было неровным, где горы, а где словно овраг или большой лес, — все это с помощью Богородицы выровняли. Потом возвели деревянную церковь с трапезною во имя Сорока святых великих мучеников Севастийских.

И егда восхотѣ Богъ помиловати стражущая люди и сию землю Псковскую неочюжену быти от своея божественыя благодати, яко многи грады рускиа земля прослави милостию своею и пречюднымъ знамениемъ Пречистыя Богородица и новыми чюдотворцы, святители и преподобными отцы; иже с вѣрою притекающимъ к честным ихъ мощем приемлютъ исцѣления различнымъ болѣзнемъ. Сия же земля Псковъская славима красится сим святым мѣстомъ, яко свѣтило сияя во вся конца Пречистыя ради неизреченныхъ чюдесъ, о нихже вкратцѣ да глаголется.

И восхотел Бог даровать милость страждущим людям и сию землю Псковскую не лишать своей божественной благодати, как и многие города русской земли, которые прославил он милостью своей и пречудными знамениями Пречистой Богородицы и новыми чудотворцами, святителями и преподобными отцами; и те, кто с верой приходят к честным их мощам, получают исцеления от различных болезней. Сия земля Псковская славится, украшенная этим святым местом, как светило сияя во все концы неизреченными чудесами Пречистой, о которых вкратце и расскажем.

По освящении же великия церкви, на второе лѣто начат Богородица чюдеса своя являти на человецѣхъ: исцѣли черньца бѣсна и отрока беснаго, на праздникъ же Успения женѣ и отроку прозрѣние дарова и нищаго человека с Ызборска свободи, на новы месяцы страдавшаго. От того же праздника на иныя праздники бываетъ не токмо три или пять чюдесъ, но и пятьдесят и шестьдесят мужь и женъ исцѣленыхъ различными недуги. Многа же и ина чюдеса во обители Пречистыя Богородица содѣяшася, якоже древле иногда в Влахерне Одигитрия Пречистыя же образомъ[13] неизреченна и страшная чюдеса быша: ови убо слышаху пѣние и свѣща горяща видяху въ церкви печерной, ови же благоюхание исходяща слышаху различнымъ благовониемъ. Нѣции же от нашихъ братии многажды видяху свѣт в нощи, стоящь над монастырем Пречистыя в долу, и не точию иноцы видяху, но и от мирьских. Нѣкий же человекъ именемъ Иванъ Долгий видѣ нѣкогда в нощи свѣт стоящь, яко облакъ, над монастырем новымъ в долу, и мнѣвъ, яко от вещественаго огня нѣчто горит в монастырѣ, и на конѣ пригнавъ, хотя нѣкое пособие сотворити, — свѣт же абие поднятся к небеси. Сия же онъ намъ повѣда, мы же прославихомъ Бога, показавшаго дивная чюдеса в дому Пречистыя Богородица.

На следующий год после освящения великой церкви начала Богородица являть людям чудеса свои: исцелила бесноватого чернеца и отрока бесноватого, на праздник Успения даровала прозрение жене и отроку и избавила <от недуга> нищего человека из Изборска, страдавшего в новолуние. Начиная с того праздника и в иные праздники совершается не только три или пять чудес, но и пятьдесят и шестьдесят мужей и жен исцеляются от различных недугов. И иные многие чудеса совершались в обители Пречистой <так в древности некогда во Влахерне от иконы Пречистой Одигитрии происходили неизреченные и страшные чудеса> — одни слышали пение и видели горящую свечу в церкви пещерной, другие же ощущали исходящее благоухание различных благовоний. Некоторые из нашей братии много раз видели свет в ночи, стоящий над нижним монастырем Пречистой, и не только иноки видели, но и миряне. Некий же человек по имени Иван Долгий видел однажды ночью свет, стоящий, как облако, над новым нижним монастырем, и думая, что это от материального огня что-то горит в монастыре, примчался на коне, желая помочь чем-нибудь, — но свет тотчас поднялся в небеса. О6 этом он нам поведал, а мы прославили Бога, показавшего дивные чудеса в дому Пречистой Богородицы.

По игумене же Дорофѣи, в четвертое лѣто царства великаго князя Ивана Васильевича[14] всея Русии, бысть игуменъ Герасимъ, иже устави чинъ церковный, службу вседневную въ церкви Успения Пречистыя Богородицы в горѣ и обычай монастырьский и своим рукописанием соборне утверди. И Михаилу Мисюрю послѣдствующу, еже к сему уложению своею рукою приписати.

После игумена Дорофея, в четвертое лето царствования великого князя Ивана Васильевича всея Руси, стал игуменом Герасим, который установил чин церковный, службу вседневную в церкви Успения Пречистой Богородицы в горе и устав монастырский, утвердив их соборным постановлением. Впоследствии и Михаил Мисюрь это уложение своею рукою подписал.

По Герасимѣ же поставиша на игуменьство тоя же Печерьския обители постриженика священноинока Корнилия в лѣто 7037-е. Сей же Корнилий добре начинаше пасти Богомъ порученное ему Христово стадо. Первие созда церковь камену во градѣ Псковѣ на Усохѣ[15] во имя Пречистыя Богородица честныа ея иконы Одигитрия в лѣто 7046-е, и в ней службу вседневную устави и дом устрои на прихожение из монастыря нѣкоихъ ради потребъ и на препитание сущимъ ту служащымъ. Потом же в монастырѣ Печерномъ церковь ону святых мученикъ 40-те древяну с трапезою постави на дворцѣ, а в тое мѣсто содѣла церковь с трапезою камену во имя Благовѣщения Пресвятѣй Богородицы в лѣто 7049-е. Таже в лѣто 7073-е той же добрый пастырь игуменъ Корнилий содѣла около монастыря ограду камену велику и над враты устрои церковь во имя святаго Николы чюдотворца, архиепископа Миръ Ликийскихъ, способьствуя же ему, еже на строение храма сего, Павел Заболотцкий, во иноцѣхъ Пафнотий.

После Герасима поставили на игуменство той же Печерской обители постриженика священноинока Корнилия в год 7037<1529>. Этот Корнилий должным образом начал пасти Богом порученное ему Христово стадо. Сначала поставил в граде Пскове каменную церковь на Усохе во имя Пречистой Богородицы честной ее иконы Одигитрии в год 7046 <1538>, и в ней службу вседневную установил, и дом построил для приходящих из монастыря по каким-либо нуждам и для принятия пищи служащими тут. Затем в Печерском монастыре церковь Сорока святых мучеников деревянную с трапезною перенес он на малый двор, а на ее месте построил каменную церковь с трапезною во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в год 7049<1541>. Кроме того, в год 7073 <1565> тот же добрый пастырь игумен Корнилий построил вокруг монастыря большую каменную ограду и над вратами возвел церковь во имя святого Николы чудотворца, архиепископа Мирликийского, помогал же ему в строительстве этого храма Павел Заболоцкий, во иночестве Пафнутий.

Сей же приснопоминаемый игуменъ Корнилий пожит на игуменьствѣ 41 лѣто и месяца два, постническимъ пребываниемъ мнихомъ собою образъ бывъ ко спасению. И люди Новаго городка Ливоньского,[16] чюдь зовому, научи и просвѣти их святым крещением, и церкви постави: на Агиреве[17] — Святую и Животворящую Троицу, а на Тапинѣ[18] — иже по плоти Христово Рожество, и прозвитеры и клирики устрои. От нашедшаго же потом всей земли словеньстей Росийскаго царства мятежа и от тлѣннаго сего жития земнымъ царемъ предпосланъ к небесному царю в вѣчное жилище[19] в год зимы 7078-е февраля в 20 день лѣтомъ сый 69. Тѣло же его положено со отцы в Богомъ зданней пещерѣ, в стенѣ.

Сей приснопоминаемый игумен Корнилий был на игуменстве сорок один год и два месяца, постническим образом жизни являя монахам пример спасения. И жителей Нового городка Ливонского, чудью называемых, научил он и просвятил их святым крещением, и церкви поставил: на Агиреве — Святую и Животворящую Троицу, а на Тапине — Рождество Христово, и просвитеров и клириков поставил в них. Во время смуты, охватившей затем всю славянскую землю Российского царства, был он от тленного сего жития предпослан земным царем к небесному царю в вечную обитель зимой 7078 <1570> года, февраля в 20 день в возрасте 69 лет. Тело его было положено вместе с отцами в Богозданной пещере, в стене.

Посем же той самодержецъ всея Русии, царь и великий князь Иванъ Васильевичь, по Корнилии постави на игуменьство Снятогорскаго игумена Саву. Таже повелѣваетъ воеводе своему князю Юрью Токмакову[20] от своея царския казны обложити ону чюдотворную икону Успения Святѣй Богородицы в житии златом, киотъ содѣлати сребрянъ. По повелѣнию же тако устроено бысть. Егда же игуменъ Сава поставленъ бысть епископомъ во Тферь, тогда поставиша игуменомъ в Печерьский монастырь прежереченныя обители Снятогорския игумена Селивестра.[21]

Затем тот самодержец всея Руси, царь и великий князь Иван Васильевич, после Корнилия поставил на игуменство Снетогорского игумена Савву. После этого повелевает он воеводе своему князю Юрию Токмакову за счет своей царской казны обложить оную чудотворную икону Успения Святой Богородицы «в житии» золотом, киот сделать серебряный. По его повелению так и было сделано. Когда же игумен Савва поставлен был епископом в Тверь, то игуменом в Печерский монастырь поставили Сильвестра, игумена прежде упоминаемой обители Снетогорской.

В сицевых же временох быша мятежи и нестроения в Рустей земли, царству раздѣление, и крамолы другъ на друга износяще, позорну смерть гонзаху. Еще же и за умножение грѣхъ нашихъ преселение людемъ повелѣниемъ царя, и имѣнию отъятие, и пожары велики по градом, и моръ, и глад людем, и нашествие иноплеменникъ, о немже подробну повѣствовася и о чюдеси Пречистыя Богородицы сице.

В те времена были смуты и раздоры в Русской земле, разделение царства, и начинавшие распри друг против друга погибали позорной смертью. К тому же за умножение грехов наших по повелению царя переселяли людей и имущество отнимали, и были пожары большие в городах, и мор, и голод среди людей, и нашествие иноплеменников, обо всем этом и о чудесах Пречистой Богородицы рассказывается подробно следующее.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!