ПОВЕСТЬ О ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ 7 страница



И далее после звона колокола-благовестника сошлись, влекомые любовью, весь священнический чин с божественными Пречистой Богородицы иконами и хоругвями, знамением небесного царя, и с непобедимою божественною силою Честного и Животворящего Креста Господня, и святых небесных сил бесплотных Михаила и Гавриила и прочих, и с иконами всех святых, и с паникадилами, с шествующими следом града Пскова властителями, благочестивыми боярами и воеводами, и всем их синклитом, и всеми православными христианами разного возраста от мала и до велика, вознося благодарственную похвалу и пение, моление и обеты, и песнь победительную. И потом, сойдясь с хоругвями для встречи иконы Пречистой Богородицы честного ее Успения и чудотворной иконы Пречистой Богородицы Владимирской Одигитрии, и великого чудотворца Николы, и преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских, все вместе поклонимся с верою Святой и Животворящей и Неразделимой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу во едином Божестве, и Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, и ко всем святым иконам любезно со страхом прикасаясь и целуя, примем друг от друга Честного Креста знамением благословение и во Христе целование лобзанием святым, как учитель вселенский, великий апостол Павел, в своих посланиях завещал нам творить.

Таже совокупльше весь божественый лик и священное ополчение, паки со псалмы и с кандилы и пѣнии духовными молебно со усердиемъ руцѣ простирающе, молятъ за державныхъ государей нашихъ царей и великихъ князей всея Русии, якоже сначала рѣхомъ. Овии просто со воздыханиемъ сердечнымъ, тайно в себѣ горѣ умъ простирающе, молящеся, хвалу благодарьствену ко всесилному в Троицы славимому единому Богу богомъ, царю царствующимъ и Господу господем глаголаху: „Слава тебѣ, милостивый Царю Человеколюбче, яко сподобил еси насъ видѣти пречистый твой божественый образъ и твоея преблагословенныя Матере, Владычицы и Заступницы граду нашему и всѣмъ градовом и весемъ, и намъ, смиреннымъ рабом твоим”. Простии же человецы, не умѣющеи Писания, еже навыкли бяху исперва, егда крестися великий князь Владимеръ в Корсунѣ,[66] тогда бывшии с нимъ самовидцы, народи их корсунскии, глаголъ по-гречески навыкнуша звати „Кирие елеисонъ", по словенски же „Господи, помилуй”. Прочии же человецы и жены и инии простии людие всяк возрастъ, послѣдствующе сему, в себѣ тайно, елико чесо кто умѣяше, молящеся, глаголютъ, идуще во градъ ко Святѣй и Живоначалней Троицы. И совершивъ молебная, да служимъ у Святѣй Живоначалней Троицы литоргию соборнѣ.

Потом, соединив весь божественный сонм и священное воинство, вновь с псалмами и паникадилами и пением духовным молитвенно с усердием руки простирая, помолимся за державных государей наших царей и великих князей всея Руси, как уже было сказано нами ранее. Одни пусть с воздыханием сердечным, тайно в себе ум ввысь устремляя, молятся, воздавая благодарственную хвалу Всесильному, в Троице славимому единому Богу богов, царю царствующих и Господу господствующих: „Слава тебе, милостивый Царь Человеколюбец, что сподобил нас видеть пречистый твой божественный образ и образ твоей преблагословенной Матери, Владычицы и Заступницы за град наш и все города и веси, и за нас, смиренных рабов твоих". Простые же люди, не сведущие в Писании, пусть молятся так, как привыкли изначально, еще с тех пор, когда крестился великий князь Владимир в Корсуни, — тогда бывшие с ним научились восклицать, как и жители корсунские, по-гречески „Кирие, елейсон”, по-славянски же „Господи, помилуй”. Остальные же люди — и жены, и иные простые люди всякого возраста, следуя этому, пусть тайно в себе, как кто умеет, говорят, молясь, по пути в град к Святой и Живоначальной Троице. И, совершив молебен, начнем служить в Святой Живоначальной Троице литургию соборно.

И того дни да повелиши вечерню пѣти у Одигитрия Пречистѣй Богородицы на Печерскомъ дворѣ малую торжествено со антифономъ[67] и с паремиями[68] и молебенъ Одигитрию Святѣй Богородицы за настоящую вину, яко сподобилъ насъ Богъ пречистый образъ ея видѣти, и поклонитися, и в честнѣм храмѣ ея быти на поклонение всѣм православным християномъ, с вѣрою приходящимъ отвсюду, и прикасающимся знамениемъ, и целующимъ, освящение и исцѣление приимати душамъ и тѣломъ.

И в тот день ты повели в церкви Одигитрия Пречистой Богородицы на Печерском подворье петь вечерню малую торжественно с антифоном и с паремиями и молебен служить Святой Богородице Одигитрии, потому как сподобил нас Бог пречистый образ ее видеть, и поклоняться ему, и в честном храме ее пребывать для поклонения всем православным христианам, с верою приходящим отовсюду, чтобы, прикладываясь, осеняясь крестом и целуя икону ее, получить освящение и исцеление душам и телам.

Такоже да поемъ Всенощное к понедѣлнику с Вознесениемъ[69] Одигитрию Святѣй Богородицы, якоже писано на праздникъ ея: стихиры, чтения и величания; и преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерскимъ общий канонъ, и стихиры, и тропари.[70] И на Литоргии вся служба поряду Богородицы и преподобным. А на трапезѣ да чтется в Повѣсти Печерьской о нахожении литовского короля ко Пскову и о чюдесѣх от иконы Пречистыя Богородицы.

Также поем Всенощную на понедельник с Вознесением и иконе Святой Богородицы Одигитрии, как написано на праздник ее: стихиры, чтения, величания; и преподобным отцам Антонию и Феодосию Печерским общий канон, и стихиры, и тропари. И на Литургии всю службу по порядку Богородице и преподобным. А на трапезе пусть читается из Повести Печерской о нашествии литовского короля на Псков и о чудесах от иконы Пречистой Богородицы.

Того же дни паки да провожаем святыя иконы Пречистыя Богородицы, и святаго чюдотворца Николу, и преподобных отецъ такоже, якоже встречаемъ, со всѣми святыми иконами, и с хоругви, и с кандилы, со псалмы же и пѣнии и пѣсньми духовными всего освященнаго чина, велможа же и вся православия людей из града до того же мѣста, идѣже встрѣтение творим, противу монастыря святаго Николы чюдотворца Каменные ограды.[71]

В тот же день и провожаем святые иконы Пречистой Богородицы, и святого чудотворца Николы, и преподобных отцов так же, как и встречали, со всеми святыми иконами, и с хоругвями, и с паникадилами, и с пением псалмов и песен духовных всем священническим чином, вельможами и всеми православными людьми из города до того же места, где встречали, против монастыря святого Николы чудотворца у Каменной ограды.

И тако творим по вся лѣта отнынѣ и до вѣка памяти ради прежнихъ родовъ, благодаряще Всемогущую и Животворящую Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во единомъ Божествѣ, и Пречистую Богородицу, молебницу о християньскомъ родѣ, воспоминающе древнее ея заступление и побѣду, еже въ царствующихъ градѣх в Констянтинополии, и на Москвѣ, и Великомъ Новѣградѣ,[72] и во градѣ Псковѣ в нахожение иноплеменникъ, и исцѣления ради от иконы Пречистыя Богородицы неизреченных чюдес, и великого чюдотворца Николу, скорого помощника и молебника о душах нашихъ, и преподобныхъ отецъ Антония и Феодосия и Корнилия Печерскихъ, и святаго благовѣрнаго великого князя Гавриила-Всеволода, и всѣх святых, яже тогда видѣ блаженный муж он Дорофѣй кузнецъ во Пскове в осадѣ».

И так совершаем каждый год отныне и до века в память о предках, благодаря Всемогущую и Животворящую Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа во едином Божестве, и Пречистую Богородицу, молебницу о христианском роде, вспоминая древнее ее заступничество и победу в царствующих городах — в Константинополе, и в Москве, и Великом Новгороде, и в граде Пскове — во время нашествия иноплеменников, и исцеления ради и неизреченных чудес от иконы Пречистой Богородицы, <вспоминая> и великого чудотворца Николу, скорого помощника и молебника о душах наших, и преподобных отцов Антония и Феодосия и Корнилия Печерских, и святого благоверного великого князя ГавриилаВсеволода, и всех святых, которых видел во Пскове во время осады тот блаженный муж Дорофей кузнец».

Слышав же сия от святителя, игуменъ, и весь священный причет, и вси людие с радостию велелѣпно святителю благодарьствено отвѣщаша: «Да будетъ, святый владыко, еже к нам смиреннымъ твой благий совѣт на твоей святой воли, еже тако совѣщава, чинъ и уставъ положити писаниемъ во святѣй велицѣй соборнѣй апостольстей церкви Пресвятыя Троица и у Пречистые Богородицы в Печерскомъ монастырѣ и в прочихъ соборныхъ храмѣхъ помяновения ради в род и родъ».

Услышав это от святителя, игумен, и весь священный причт, и все люди с радостью воодушевленно святителю благодарно отвечали: «Да будет, святой владыка, для нас, смиренных, твое благое решение по твоей святой воле о нашем предложении: письменные чин и устав положить в святой великой соборной апостольской церкви Пресвятой Троицы, и в Печерском монастыре Пречистой Богородицы, и в прочих соборных храмах ради поминовения из рода в род».

Великий же господинъ священный епископъ Генадий, слышавъ от игумена Иоакима, и от прочихъ игуменовъ, и всего священнаго собора церковнаго, и всѣх православныхъ християнъ о таком их преподобномъ подвизѣ, и тщании, и благодарьственомъ отвѣте, повелеваетъ сия завещания и уставъ писанием церквам предати, яко да сие пребожественое и честное достохвалное торжество незабвено и незакладно будетъ отнынѣ и вовѣки. Аминь.

Великий же господин священный епископ Геннадий, услышав от игумена Иоакима, и от прочих игуменов, и всего священного собора церковного, и всех православных христиан о таком их преподобном подвиге, и усердии, и благодарном ответе, повелевает эти чин и устав, переписав, передать в церкви, чтобы это пребожественное и честное достохвальное торжество было незабвенно и не забыто отныне и вовеки. Аминь.

Второе уложение во время гладу

Второе уложение во время голода

Паки Премилостивый Владыка Господь нашь Исус Христос, за умножение грѣхъ нашихъ хотя насъ наказати, милосердъ, яко отецъ чадолюбивъ, не предастъ насъ в тяжкое губление языкомъ и от иных великих язвъ соблюдая рукою си крѣпкою и мышцею высокою. Якоже древле царя Давыда по сочтении Иизраиля язвою смертною,[73] и якоже Ахава при Илии пророце,[74] и во царьствующемъ Констянтинѣ граде при Устиянѣ,[75] и иныхъ, такоже и в Руси, многажды гладомъ, и пожары, и моромъ, и нашествием иноплеменникъ, сице и нынѣ грѣхъ ради нашихъ во всей земли Рустей содѣяся во 109-мъ году. Первие зимою в земли рожь под снѣгомъ подпрѣла, таже лѣтом с Петрова дни[76] дождь беспрестани идяше и рожь до Симеонова дни[77] не поспѣла; на положение честнаго пояса Пречистыя Богородица[78] мразомъ поби рожь в земли и ярь. И от того времяни начат глад быти великий, куповаху ржи четверть по два рубли и в полтретия рубли и боле, жито в два рубли, овесъ, гречю в полтора рубли и выше, такоже медъ и соль и все драго. Маломощнии же человецы и поселяне, приходяще во грады и веси, прошаху хлѣба и от глада и студени зимныя и от всякия нужа помирающе. Тако и скоту падение велико. И ядоша человецы, кто что замыслитъ, даже и до мертвечины, и конины, и плоти человеческой доиде.

Вновь Премилостивый Владыка Господь наш Иисус Христос, за умножение грехов наших желая нас наказать, но будучи милосердным, как чадолюбивый отец, не отдал нас на тяжкую погибель другим народам и от иных великих бедствий сохранит рукою своею крепкою и мышцею высокою. Как в древности царя Давида после переписи Израиля — моровой язвой, и как Ахава при Илье пророке, и в царствующем Константинеграде при Юстиниане, и в других местах, также и на Руси <наказывал> много раз голодом, и пожарами, и мором, и нашествием иноплеменников, так и ныне совершилось за грехи наши по всей Русской земле в год 7109 <1601>. Сначала зимой в земле рожь под снегом подопрела, затем летом с Петрова дня дождь беспрестанно шел, и рожь до Симеонова дня не созрела; на Положение честного пояса Пречистой Богородицы морозом рожь погубило в земле и яровое. И с того времени начался великий голод, покупали четверть ржи по два рубля и по два с половиной рубля и более, жито — по два рубля, овес и гречу — по полтора рубля и выше, также мед, и соль, и все было дорого. Неимущие люди и крестьяне, приходя в города и села, просили хлеба и от голода, и зимней стужи, и от других бед умирали. Также и падеж скота был большой. И ели люди, кто что придумает, дошло даже и до мертвечины, и конины, и плоти человеческой.

Богомъ спасаемаго же града Пскова людие совещаютъ совѣт благъ государевымъ царя и великого князя Бориса Феодоровича всея Русии болярину и воеводамъ, игумену и протопопу, и всему освященному собору, и гостем, и всѣм посадским людемъ, глаголя сице: «Егда Печерьского монастыря игуменъ, и священники, и иноки, и всѣ православные християне по своему обѣщанию поидутъ во Псковъ с чюдотворными иконы и с честными кресты молити всесилнаго Бога и Пречистую Богородицу и святых великихъ чюдотворцевъ о всемирномъ строении, и о благостоянии святых Божиихъ церквахъ, и о державы, и многолѣтном здравии и спасении государей нашихъ, и о христолюбивомъ воиньствѣ, и о всѣхъ православныхъ християнехъ, чтобы Господь Богъ препитал православное християньство в сие гладное время и даровал бы плод земный, и теплоту солнечную, и благорастворенны воздухи на умножение плодовъ земных, и приложити бы к трудом труды и тщание: тогда бы Пречистыя Богородицы чюдотворную и честную ону икону Умиления и Одигитрие и святаго Николы чюдотворца срѣсти от града Пскова 5 верстъ на погосте святаго великомученика страстотерпца Георгия на Камнѣ». И проповѣднику о сем повелевают гражаномъ в народѣ на торжищехъ кликати.

И Богом спасаемого града Пскова люди обращаются с благим советом к государевым царя и великого князя Бориса Феодоровича всея Руси боярину, и воеводам, и игумену, и протопопу, и всему освященному собору, и купцам, и всем посадским людям, говоря так: «Когда игумен Печерского монастыря, и священники, и иноки, и все православные христиане по своему обету пойдут в Псков с чудотворными иконами и с честными крестами молить Всесильного Бога и Пречистую Богородицу и святых великих чудотворцев о всемирном устроении, и о благоденствии святых Божиих церквей, и о державе, и о многолетнем здравии и спасении государей наших, и о христолюбивом воинстве, и о всех православных христианах, чтобы Господь Бог напитал православное христианство в это голодное время и даровал бы плоды земные, и теплоту солнечную, и благорастворенный воздух на умножение плодов земных, — то нужно бы к этим трудам приложить еще труды и старания: чудотворные и честные те иконы Пречистой Богородицы Умиление и Одигитрии и святого Николы чудотворца встретить за пять верст от града Пскова в Камно, на погосте святого великомученика страстотерпца Георгия». И повелели глашатаю об этом объявить горожанам в людных местах, на рынках.

Народи же, слышавше от проповѣдника таков подвигъ, возрадовашася духом о селицѣ тщании, велию вѣру усердно показаша, послѣдующе доброму совѣту, с честными кресты и со святыми иконами поидоша и со псалмопѣнии же и с каньдилы, якоже бѣ им обычай. Такоже и воеводы, и гражане, мужи и жены с чады, от мала и до велика, и вси православные християне идоша во срѣтение до Камня и стретоша оны святыя иконы чюдотворныя со страхомъ и трепетомъ и со слезами. Святитель же, восприем на свое рамо со игумены Пречистыя Богородицы честную ону икону чюдотворную Умиления, несоша во град честно и боголюбезно во храмъ Пресвятыя и Животворящия Троица со псалмопѣниемъ и пѣсньми духовными, молебная совершающи. Тако же провожаютъ до того же храму святаго Георгия.

Люди, услышав от глашатая о таком славном начинании, возрадовались духом о подобном стремлении, великую веру явили, с усердием следуя доброму решению, пошли по принятому обычаю с честными крестами и со святыми иконами, с пением псалмов и с лампадами. Также и воеводы, и горожане, мужи и жены с детьми, от мала и до велика, и все православные христиане пошли навстречу до Камно и встретили те святые иконы чудотворные со страхом и трепетом и со слезами. Святитель же с игуменами, приняв на свои плечи честную икону чудотворную Пречистой Богородицы Умиление, понесли в город с честью и любовью Божией в храм Пресвятой и Животворящей Троицы с пением псалмов и духовных песен, совершая молебны. Так же и провожать будут до того же храма святого Георгия.

И от того часу пришествия ради многочюдесныя иконы Богоматере, и святыхъ небесныхъ силъ, и святаго Николы чюдотворца, и благовѣрнаго князя Всеволода, и всѣх святых ради, и боголюбезнаго ради тщания и молитвъ честнаго и всеосвященнаго собора, и всѣх православныхъ християн путныхъ ради трудовъ, и воздыхания, и слезъ дарова милостивый Господь нашь, славимый и поклоняемый во Троицы во единомъ Божествѣ, теплоту солнечную, и благорастворенный воздухъ, и дождь тих. И начаша расти рожь и яровой хлѣбъ и всякия плоды земныя; и жатву, и млачение, и сѣяние ржем и во всякомъ дѣле блазѣ, даже и до поздныя осени и все стройно. И о всем сем благодарихомъ милосердаго Бога и Пречистую Богородицу, теплую в скорбѣхъ помощницу, и небесныхъ предстателей, и скораго помощника святаго Николу чюдотворца, и святаго благовѣрнаго князя Гавриила, и всѣхъ святыхъ молебниковъ о родѣ человечестем.

И с этого времени ради пришествия многочудесной иконы Богоматери, и святых небесных сил, и святого Николы чудотворца, и благоверного князя Всеволода, и всех святых ради, и ради боголюбезного усердия и молитв честного и всеосвященного собора, и ради стараний в пути, и воздыханий, и слез всех православных христиан даровал милостивый Господь наш, прославляемый и почитаемый в Троице во едином Божестве, теплоту солнечную, и благорастворенный воздух, и дождь тихий. И стали расти рожь, и яровой хлеб, и всякие плоды земные; и жатва и молотьба, и сев ржи, и всякие другие благие дела <совершались> слаженно вплоть до поздней осени. И за все это возблагодарили мы милосердного Бога и Пречистую Богородицу, теплую в скорбях помощницу, и небесных заступников, и скорого помощника святого Николу чудотворца, и святого благоверного князя Гавриила, и всех святых молебников о роде человеческом.

Такоже в предъидущее лѣто 111 епископъ Генадий писанием же изоображаетъ и поспѣшествует; забывъ старость, яко исполинъ, тещи путь и со всеосвященным соборомъ, и власти, и нарочитыми града Пскова мужи, и жены, и малии и велиции, и ссущими младенцы, и, якоже во псалмѣ речеся, «юноша и девы и старцы со юнотами».[79] И толико народа изыде во срѣтение, яко николиже было, изъ окрестных градовъ, и весей, и селъ. И не бѣ конца видѣти людии по пути спреди и созади во уреченное вещание крестохожения со иконами Пречистыя Богородицы и всѣх святых до храму славнаго страстотерпца Георгия, еже на Камнѣ, на срѣтение чюдотворныя иконы Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго ея Умиления и Одигитрия, и великого чюдотворца Николы, и преподобных отецъ Антония и Феодосия Печерскихъ. Со страхомъ, и благоговѣниемъ, и трепетомъ, радостною душею честь и поклоняние со псалмопѣниемъ молбу приносяще, таже и святитель со игуменомъ восприемлютъ чюдотворную икону на рамо свое. Якоже и первие несяху ко граду, сицевым же образом и провожаютъ до того же храма святаго великомученика и побѣдоносца Христова Георгия, еже есть на Камнѣ.

Также и в минувший 7111 <1603> год епископ Геннадий в послании призывает и сам спешит, забыв о старости, как исполин, отправиться в путь со всеосвященным собором, и властителями, и почтенными града Пскова мужами, и женами, и детьми, и взрослыми, и грудными младенцами, и, как говорится в псалме, «юноши и девицы, и старцы с отроками». И столько народа вышло на встречу из окрестных городов, селений и деревень, как никогда не бывало. И не было видно конца людям ни впереди, ни сзади по пути установленного крестного хода с иконами Пречистой Богородицы и всех святых до храма славного страстотерпца Георгия в Камно для встречи чудотворных икон Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честного ее Умиления и Одигитрии, и великого чудотворца Николы, и преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских. Со страхом, и благоговением, и трепетом, радостной душой они молились, воздавая в пении псалмов честь и поклонение, когда святитель с игуменом приняли чудотворную икону на плечи свои. И как прежде несли в город, таким же образом и провожают <иконы> до того же храма святого великомученика и победоносца Христова Георгия в Камно.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!