ПОВЕСТЬ О ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ 5 страница



Разве вы, будучи в храме святом, от государя нашего имели какие-нибудь притеснения? И государь наш храмы Господни не только не разоряет, но сам строит, чтобы христианская вера умножалась. Он и войску своему приказал храмов Божиих не разорять. А вы, забыв о своем монашестве, храм Господень и место святое кровью облили, выходя из монастыря, людей королевских хватали и насмерть убивали, а иных и ныне у себя в монастыре держите. А государь наш король послал немного людей под монастырь не для того, чтобы то место святое разорить, но для того, чтобы людей, в таком святом месте не по-христиански живущих, оттуда вывести. И по повелению государя нашего короля и я иду с войском и орудиями к вам, но не хочу святого места разорять и большую кровь проливать, ибо я и сам по вере христианин, церкви Божии не разоряю, но созидаю, чтобы христиане пребывали в своей православной вере.

И язъ пишу сию грамоту для вас, чтобы есте сами по доброй воли монастырь здали, стрелцовъ из монастыря выслали, а сами со всѣми животы своими из монастыря вышли. А язъ вас велю и с вашими животы и со всею рухлядию проводити до тѣх мѣстъ, гдѣ вы похотите. А которые в монастырѣ у васъ господарьския люди, и вы бы тѣх людей и сь ихъ животы оставили в монастырѣ итѣ всѣ животы, которые были королевскихъ нашихъ людей. А будетъ похотите в том монастырѣ жити, молити Бога за государя короля, и король государь вас пожалуетъ. А будетъ не похотите в том монастырѣ жити и из монастыря поидете вонъ и з стрелцы и со всѣми тутошними людми и сь их животы, и то на вашей воли. А будетъ за тою моею грамотою по доброй воли монастыря не отдадите, то азъ буду християньской вѣре невиненъ, что святое мѣсто разорится, и святыя церкви осквернятся, и кровь християньская многая пролиется. И та кровь взыщется на вас, а язъ, християнинъ, вѣры не разоряю и храмов Божиих не оскверняю.

И я пишу сию грамоту для вас, чтобы вы сами по доброй воле монастырь сдали, стрельцов из монастыря выслали, а сами со всем имуществом своим из монастыря вышли. А я вас велю с вашим имуществом и всем добром проводить до тех мест, куда вы пожелаете. А тех людей королевских, которые у вас в монастыре, вы оставили бы с их имуществом в монастыре, а также и все то имущество, которое принадлежало нашим королевским людям. А если вы захотите в том монастыре жить и молить Бога за государя короля, то государь король вас пожалует. А если не захотите в том монастыре жить и уйдете из монастыря вместе со стрельцами и со всеми здешними людьми и с их имуществом, то и это в вашей воле. А если после этой моей грамоты по доброй воле монастырь не сдадите, то я буду невиновен перед христианами, что святое место разорится, и святые церкви осквернятся, и кровь христианская многая прольется. И та кровь с вас взыщется, а я, христианин, веры не разоряю и храмов Божиих не оскверняю.

И прислали ко мнѣ изъ Ерусалима образъ Пречистыя Богородицы, како благовѣстил архаггелъ Гавриил во градѣ Галилейстемъ в Назарефѣ, и образецъ дому Иосифова, изнаверху дому Пречистыя наша Царица Богородица со Младенцемъ. И азъ той образъ послалъ к вам в монастырь, и вы бы той образъ поставили въ храмѣ честнаго и славнаго ея Успения и за нашего государя бы есте и мене Бога молили. И государь король и азъ вас пожалую, и вѣдалъ бы, что православная вѣра християньская и вашъ мнишеский чинъ нерушимъ былъ и святое мѣсто не разорилося».

Вот прислали мне из Иерусалима образ Пречистой Богородицы, <запечатлевший>, как благовестил архангел Гавриил во граде Галилейском в Назарете, и изображение дома Иосифа, а выше дома Пречистая наша Царица Богородица с Младенцем. И я тот образ послал к вам в монастырь, чтобы вы тот образ поставили в храме честного и славного ее Успения и за нашего государя и за меня Бога молили. А мы, государь король и я, вас пожалуем и хотели бы знать, что православная вера христианская и ваш монашеский сан нерушимы и святое место не разорено».

Слушавше же такова послания, иноцы рѣша: «Не хотим королева жалования и не страшимся его угрозъ, ни приемлемъ канцлѣрова льстиваго ласкания, ни его льстиваго обещания латыньскаго по християньству, но умрем в дому Пречистыя Богородицы по своему иноческому обещанию». А християне рекоша: «По крестному целованию за отчину своего государя царя и великого князя Ивана Василиевича всея Русии и за его чада, царевича князя Феодора Ивановича, мы такоже должни умрети, а монастыря, Богомъзданныя пещеры, не отдадим». Бѣ же яко седмый день тогда, егда преставися царевичь князь Иван на Москвѣ.[48]

Выслушав такое послание, иноки сказали: «Не хотим королевских милостей и не страшимся его угроз, не принимаем канцлеровых льстивых увещеваний и его лживого обещания латинского христианам, но умрем в доме Пречистой Богородицы по своему иноческому обету». А простые люди сказали: «По крестному целованию за отчину своего государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и за его чадо, князя Федора Ивановича, мы должны умереть, а монастырь, Богозданные пещеры, не отдадим». Было же это в седьмой день после преставления царевича князя Ивана в Москве.

Таже осадный голова Юрьи Нечаевъ и весь синьклит, совѣтовавъ, повелѣша отказати посланнымъ от короля за ограду старцу Тернуфию, тако зовому. Старец же Тернуфий оболокся во весь иноческий чинъ великого образа, показавъ главу из стѣннаго окна, отказа сице: «Аще и предастъ насъ Господь за грѣхи наша, но должни есмы вси по Христѣ умрети в дому Пречистыя Богородицы, в немже прияхомъ сей великий аггельский чинъ. Якоже мя единаго сицева видите, тако вси мы готовы умрети за государя нашего царя и великого князя отчину, и за святыя церкви, и за закон православныя нашея християньския вѣры, а монастыря коралю вашему не отдадим». Таже и вси людие, то же слово ркуще с стѣны оградные с воплемъ, дерзостнѣ отказаша и начаша ихъ с стены стреляти, они же посрамлени побѣгоша, ничтоже обрѣтше.

Тогда осадный голова Юрий Нечаев и весь синклит, посоветовавшись, повелели ответить со стены отказом посланцам короля <устами> старца Тернуфия, так его звали. И старец Тернуфий, облачившись в схимнические одежды, высунув голову в стенной проем, ответил так: «Даже если и отступится от нас Господь за грехи наши, должны мы все умереть за Христа в дому Пречистой Богородицы, в котором приняли сей великий ангельский чин. Как меня одного такого видите, так и все мы готовы умереть за государя нашего царя и великого князя отчину, и за святые церкви, и за закон православной нашей христианской веры, а монастыря королю вашему не отдадим». Потом и все люди, те же слова крича с крепостной стены, дерзко ответили отказом и начали по ним со стены стрелять, и те, посрамленные, обратились в бегство, ничего не добившись.

И от того дни стояху угровѣ и нѣмцы около монастыря месяца два и дний пять, стрежаху и не дающе никому из монастыря изыти, ни в монастырь внити, и всячески промышляху и угрозы кажуще, аще монастыря имъ не отдадим. Потом же по мирномъ положении[49] от града Пскова и от монастыря Печерского оное велие все воиньство отидоша.

И после того дня стояли венгры и немцы около монастыря два месяца и пять дней, поставив стражей и не давая никому ни из монастыря выйти, ни в монастырь войти, и прибегали к всяческим хитростям и угрозами пугали, если мы им монастыря не отдадим. Потом, после заключения мира, все это великое воинство ушло от града Пскова и монастыря Печерского.

Слышав же таковое побѣждение, турский царь Амурат Селимовъ от вои, иже бяше были турцы у Пскова, велми посрамися, охуждая голдовника своего, короля польского,[50] к своим глаголаше: «Како сей несмысленый не соодолѣ безлюдну граду Пскову и монастырю Печерскому, не имущу воя?» Они же туркове, иже бяше писания преже бывшая во Иизраили чтуще, разсужаху, царю глаголюще: «Аще бы и всея вселенныя царие пришли суть на восхищение граду Пскову и монастырю Печерскому, не бы могли взяти дом Божий и избавителя и защитителя их». Сия же нам повѣда плѣнникъ из Царяграда, нѣкто Козма Ляпуновъ, тогда бывшу ему в Коньстянтине граде.

А турецкий царь Амурат Селимов, услышав об этой победе от воинов, тех турок, которые были у Пскова, устыдился, обвиняя вассала своего, короля польского, говоря своим: «Как этот неразумный не смог одолеть безлюдный град Псков и монастырь Печерский, не имеющий воинов?» И те турки, почитающие писание о прошлом Израиля, рассуждали, отвечая царю: «Если бы и всей вселенной цари пришли, чтобы захватить град Псков и монастырь Печерский, то не смогли бы взять дом Божий и одолеть избавителя и защитника их». Об этом нам поведал пленник из Царьграда, некто Козьма Ляпунов, тогда он был в Константине-граде.

Прослу же той Печерский монастырь Пречистыя ради Богородица неизреченнаго и дивнаго ея поможения и заступления во всю Скифскую страну[51] и в немецкия островы, по Варяжскому морю,[52] даже и до Рима, паче же и до Царя-града. Сами они безстуднии латынове, укоризну себѣ износяще, глаголаху: «Како онъ малый градецъ, межь горъ стоящь и воя храбры не имѣя в себѣ, токмо мнихи и простии людие, поселяне з жены, а над ними учинен старѣйшиною ко ополчению Юрья именемъ, рода Нечаева, млада суща и мала возрастомъ, и сего не возмогохомъ одолѣти, но всуе трудихомся противу невидимаго небеснаго царя воиньствъ».

Прославился же тот Печерский монастырь благодаря неизреченной и дивной помощи и заступничеству Пречистой Богородицы во всей Скифской земле, и немецких островах, и по Варяжскому морю, даже и до Рима, более того — до Царьграда. Сами те бесстыдные латиняне укоряли себя, говоря: «Как эту малую крепость, меж гор стоящую и воинов храбрых не имеющую, только монахов и простых людей, крестьян с женами, а старшим над ними в ополчении был поставлен Юрий по имени, родом Нечаев, еще молодой и юный возрастом, — и этих не смогли одолеть, но всуе сражались против невидимого небесного царя воинства».

Обаче же ину повѣсть слышахомъ. Вопрошаху ины воины у бывшихъ у Печерского монастыря воиновъ: «Пане, гдѣ былъ еси под замкомъ?» Он же отвеща: «Мешках у бѣлого замка Печерскаго». Паки глагола: «Добыли ли замокъ?» Той же рече: «Како добыти, гдѣ Богъ сам изволи быти и его Матере». Якоже Давыдъ глаголетъ: «Гора, юже благоволи Богъ жити в ней, ибо Господь вселится до конца».[53]

Кроме того и другой рассказ слышали мы. Спрашивали одни воины у тех воинов, которые были у Печерского монастыря: «Пане, под какой крепостью ты был»? Тот же отвечал: «Стоял у белой крепости Печерской». Снова спрашивали: «Взяли ли крепость?» Тот же отвечал: «Как ее взять, если сам Бог там изволит быть и его Матерь». Как говорит Давыд: «Гора, на которой сам Бог изволит жить, ибо Господь вселится до конца».

Сию же Божию милость видѣвше и помощь Пречистыя Богородицы и от всѣхъ иноплеменникъ, не вѣдущимъ суща истиннаго Бога и его Матере, покорное в разсужениихъ, должни есмы и мы со пророкомъ воспѣти пѣснь нову, яко: «Дивна сотвори Господь, спасе насъ десница его и мышца святая его. Яви Господь спасение свое пред языки, откры правду свою, помяну милость свою граду Пскову и истину свою дому Пречистыя Богородицы».[54]

Видя такую Божью милость, и помощь Пречистой Богородицы, и покорность в рассуждениях иноплеменников, не ведающих истинного Бога и его Матери, должны и мы вместе с пророком воспеть новую песнь, ибо дивное сотворил Господь, спасла нас десница его и святая мышца его. Явил Господь спасение свое перед народами, открыл правду свою, вспомнил он милость свою граду Пскову и истину свою дому Пречистой Богородицы.

Икону же ону старую Успения Святѣй Богородицы, еже ношаху на молебное пѣние к проломному мѣсту, повелѣниемъ игумена Тихона и всѣх людий осадныхъ завѣтомъ обложиша сребром и поставиша с лѣвую страну от чюдотворнаго образа Успения Пречистыя Богородицы в житии.

Старую же икону Успения Святой Богородицы, которую носили на молебен к пролому, по повелению игумена Тихона и по завету всех людей, бывших в осаде, обложили серебром и поставили с левой стороны от чудотворного образа Успения Пречистой Богородицы в житии.

Потом же въ 92-е лѣто, марта во 18 день, царь и великий князь Иванъ, нареченный во иноцехъ Иона, преставися. Бяше бо той вящший полнитель и пособникъ во всем строении сему Печерьскому монастырю, даваше много селъ, и злата, и сребра, и иконъ, и книгъ, и ризъ, и иных потребныхъ.

Затем, в год 7092 <1584>, марта в 18 день, царь и великий князь Иван, нареченный в иноках Иона, преставился. Был он щедрый даритель и помощник во всем устроении сего Печерского монастыря, даровал много сел, и злата, и серебра, и икон, и книг, и риз, и иного необходимого.

В первое же лѣто скипетра сына его, царя и великого князя Феодора Ивановича всея Русии, егда церкви Божия въ его словеньскомъ царствии и в болгарьстей странѣ, яко раеви подобно, цветяху и людемъ великое пространьство и от тяготы великое облегчение, тогда устроиша новую икону на извѣщение Божия помощи и Пречистыя Богородицы и святых его угодникъ, в няже дни бысть дивная побѣда и одолѣние на противныя, егда приступаху угрове и нѣмцы в пробитыя мѣста монастыря Печерьскаго. И поставиша и ту новую икону подлѣ старого образа на воспоминание родом грядущим.

В первый же год правления сына его, царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руси, когда церкви Божии во всем славянском царстве и болгарской стране цвели, подобно райскому саду, и люди получили великую свободу и великое облегчение от тягот, тогда устроили и новую икону на извещение Божьей помощи и Пречистой Богородицы и всех святых его угодников, в дни памяти которых была дивная победа и одоление врагов, когда приступали венгры и немцы к местам пролома <в стенах> монастыря Печерского. И поставили и ту новую икону подле старого образа на память родам грядущим.

Той же Божию дару тезоименитый[55] первый во царехъ в Руси именемъ и благочестия по Бозѣ ревнитель, благовѣрный царь и великий князь Феодоръ Ивановичь всея Русии паки своим дарованиемъ обогащает дом Пречистыя Богородицы, сея Богомъзданныя пещеры Ливоньския земли, отчиною, селы и своею царьскою казною на церковное строение и на препитание сущимъ ту во обители сту мнихомъ и служащим в монастырьскихъ послужениихъ миряномъ тремстом, паче же и гостем и всѣм страннымъ, приходящимъ от всѣх странъ на поклонение Пречистыя Богородици образу.

Тот тезоименный Божьему дару, первый из царей на Руси, носящий такое имя, ревнитель благочестия по Бозе, благоверный царь и великий князь Феодор Иванович всея Руси дом Пречистой Богородицы, эту Богозданную пещеру в Ливонской земле, вновь наделяет дарами своими — вотчинными селами и своею царской казною — на строительство церковное и на пропитание находящихся тут в обители ста монахов и служащих на монастырских послушаниях трехсот мирян, кроме того, гостей и всех странников, приходящих со всех сторон на поклонение Пречистой Богородицы образу.

Свидѣтели же нынѣ сим бывшимъ не мы едины, но всего Великого Новаграда и Пскова православнии людие и всея Руския земли християне, самовидцы и проповѣдницы заступлению и чюдесем Пречистыя Богородицы, понеже бо видѣша вси концы земля спасение Бога нашего. Не токмо же подает исцѣления християномъ, сиирѣчь православнымъ, правовѣрующимъ во Святую Троицу, во Отца и Сына и Святаго Духа, Святую же и Пречистую Деву Богородицу вѣрою несумѣнною разумѣвающимъ и почитающимъ, скверная же и хулная уста еретиком отметающимъ, иже неправедне отверзаемая, но и от иновѣрныхъ латынь ереси немецкия земли приходящимъ с вѣроюкъПречистѣй церкви Богородица и к чюдотворному образу всечестнаго и славнаго ея Успения и донынѣ подает исцеления: слѣпым прозрѣние, болным здравие, хромымъ хожение, клоснымъ и разслабленым исправление, и всякими недуги и различными болѣзньми одержимымъ скорое поможение, грѣшнымъ спасение, скорбящимъ утѣшение. Паче же иже пленени быша от обители Пречистыя слуги и християне в нашествие оного безбожнаго краля и заведени в морьския островы в нѣмцы, сии же вси Пречистыя Богородицы снабдѣниемъ свобожени быша и паки в монастырь приидоша здравы.

Свидетели же всему бывшему ныне не мы одни, но всего Великого Новгорода и Пскова православные люди и всей Русской земли христиане стали очевидцами и проповедниками заступничества и чудес Пречистой Богородицы, ибо видели все концы земли спасение по благодати Бога нашего. Он подает исцеления не только христианам, то есть православным, истинно верующим в Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, Святую и Пречистую Деву Богородицу в вере искренней познающим и почитающим, скверные и хулящие слова еретиков отрицающим, как неправедно сказанные, но доныне и тем из иноверных латинян, еретиков немецкой земли подает исцеления, кто с верою приходит в церковь Пречистой Богородицы и к чудотворному образу всечестного и славного ее Успения: слепым дает прозрение, больным — здоровье, хромым — хождение, калекам и расслабленным — исправление, и всякими недугами и различными болезнями одержимым — скорую помощь, грешным — спасение, скорбящим — утешение. И те служители Пречистой и христиане, кто были взяты в плен из обители в нашествие оного безбожного короля и уведены на морские острова к немцам, те все попечением Пречистой Богородицы были освобождены и снова в монастырь вернулись невредимыми.

В той же обители Печерьской бѣ икона Умиление Пречистыя Богородицы в киотѣ, нѣкоимъ изграфом священноинокомъ Арсениемъ Хитрошем, боголѣпно и богоподобно, благочистителными шары тщателнѣ написанъ. Бываютъ же и от сея иконы дивная чюдеса с вѣрою приходящимъ и слепым прозрѣние. И егда по завѣту осадных людей ходитъ игуменъ обители Печерьския во градъ Псковъ в неделю 7-ю по Пасцѣ во храм Святыя и Живоначалныя Троица, тогда ту икону Пречистыя Богородицы Умиление ношаху с собою.

В той же обители Печерской была икона Умиление Пречистой Богородицы в киоте, неким изографом священноиноком Арсением Хитрошем написанная богодостойно и богоподобно, благоосвященными красками, с тщанием. Бывают же и от этой иконы дивные чудеса с верою приходящим и слепым прозрение. И когда по завету осадных людей игумен обители Печерской совершает крестный ход во град Псков в неделю седьмую после Пасхи в храм Святой и Живоначальной Троицы, тогда и ту икону Пречистой Богородицы Умиление носят с собою.

Обаче же, отцы честнии и братия, долженъ сый Пречистыя Богородицы тмою талантъ,[56] пребывая в грубости ленивства и страхом многимъ одержим, бояхся забвению предати за сие, яко и азъ, окаянный, милостию и хранениемъ ея четверицею пленения и смерти от супостатъ избавленъ, кромѣ внѣшнихъ нападаний. Сия же исповѣдахъ, преклоняя колѣни, молю ваше преподобие: обаче аще кто инъ выше насъ вѣсть исповѣдати от чюдес Пречистыя Богородица, и той да потщится и сия исправити, и на среду привести, и похваления пѣсни принести, еже исперва богоблаженными отцы во святѣй соборнѣй и апостольстей церкви написана быша в славу и честь Единосущнѣй и Животворящей Нераздѣлимѣй Троицы, Отцу и Сыну и Святому Духу, нынѣ и присно и во вѣки вѣком. Аминь.

Однако, отцы честные и братия, должный Пречистой Богородице тьму талантов, пребывая в невежестве лености и страхом великим одержимый, боялся я забвению предать, что и я, окаянный, ее милостию и защитой четырежды избавлен был от пленения и смерти от супостатов, помимо других нападений. Обо всем этом поведав, преклоняя колени, молю ваше преподобие: если кто другой лучше меня может поведать о чудесах Пречистой Богородицы, пусть тот постарается и это исправить, и до всех довести, и похвальные песни вознести, которые издавна богоблаженными отцами были написаны во святой соборной и апостольской церкви во славу и честь Единосущной и Животворящей Неразделимой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!