ПОВЕСТЬ О ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ 3 страница



В сицевых же временох быша мятежи и нестроения в Рустей земли, царству раздѣление, и крамолы другъ на друга износяще, позорну смерть гонзаху. Еще же и за умножение грѣхъ нашихъ преселение людемъ повелѣниемъ царя, и имѣнию отъятие, и пожары велики по градом, и моръ, и глад людем, и нашествие иноплеменникъ, о немже подробну повѣствовася и о чюдеси Пречистыя Богородицы сице.

В те времена были смуты и раздоры в Русской земле, разделение царства, и начинавшие распри друг против друга погибали позорной смертью. К тому же за умножение грехов наших по повелению царя переселяли людей и имущество отнимали, и были пожары большие в городах, и мор, и голод среди людей, и нашествие иноплеменников, обо всем этом и о чудесах Пречистой Богородицы рассказывается подробно следующее.

О прихождении литовскаго короля ко Пскову

О нашествии литовского короля на Псков

Бысть в лѣто 7089-е августа въ 20 день, прииде с великою гордостию польский и литовский краль Степанъ Обатуръ,[22] угрянинъ сый, вѣры же латыньския, со множествомъ вои литовския земли на Псковскую землю. Способники же имѣя от многихъ странъ воя: турковѣ, и агаряне, и волохи, и мультиане, и сербичи, и угрове, и словяки, и нѣмцы. И взят град Островъ[23] камененъ на Великой рекѣ и яже в нем люди плени. Такоже устремися на богоспасаемый град Псковъ, хотя восхитити, мня в себѣ, яко беспомощенъ, и безлюденъ, и не вооруженъ. И прешед реку Череху,[24] ста ополчениемъ со всѣм войском у монастырей святаго Спаса на Промѣшицы и святых мученикъ Флора и Лавра у Песковъ.[25]

Было это в год 7089 <1581> августа в 20 день, пришел с великою гордостью польский и литовский король Стефан Баторий, венгр, веры же латинской, со множеством воинов литовской земли на Псковскую землю. Союзниками его были воины многих стран: турки, и агаряне, и волохи, и румыны, и сербы, и венгры, и словаки, и немцы. И взял он град Остров каменный на реке Великой, и жителей его полонил. И устремился он на богоспасаемый град Псков, желая захватить его, думая про себя, что он беспомощен, и безлюден, и безоружен. И, перейдя реку Череху, встал лагерем со всем войском у монастырей святого Спаса на Промежице и у святых мучеников Флора и Лавра в Песках.

О сем же за 14 лѣтъ преже помянутый игумен Корнилий свидѣтельствуя въ книзѣ лѣтонаписании своемъ,[26] сице повѣда. В лѣто 7076-е сентября месяца видѣша, рече, сторожи у Череского мосту в нощи свѣт сияющь и людей многое множество вооружени воиньским обычаемъ, и поидоша ко граду Пскову. Стражие же они ужасошася, страх бо великъ обыде их, бяху же поставлени стрещи от мору. Сие же онѣхъ стражей видѣние послѣди збысться, якоже предлежащее повѣсти явитъ.

Это еще за 14 лет предсказал прежде упоминаемый игумен Корнилий в своей летописной книге, поведав следующее. В год 7076 <1568> в сентябре месяце видели, как говорят, стражники у моста через Череху ночью сияющий свет и многое множество людей, вооруженных как воины, и пошли они к граду Пскову. И стражники те ужаснулись, страх великий охватил их, а были они поставлены стеречь от мора. Это видение стражникам затем сбылось, как будет ясно из последующего рассказа.

В то же время во градѣ Псковѣ воеводы князь Василей Феодоровичь Скопин да князь Иванъ Петровичь Шуйскиа граду утвержение строяще[27] и люди вооружающе. Возбранныя же и непобѣдимыя воеводы Пречистыя Богородицы образъ той чюдотворный Успения в житии повелѣниемъ царя принесенъ от обители Печерьския во градъ Псковъ на заступление граду и обители тоя. Игуменъ Тихонъ[28] с старцы и со иконою Пречистыя Богородицы бяху во Псковѣ же, молебная совершающе со всѣм освященнымъ соборомъ въ церкви Святыя и Живоначалныя Троица.

В это время в граде Пскове воеводы князь Василий Федорович Скопин и князь Иван Петрович Шуйские строили городские укрепления и вооружали людей. Чудотворная икона возбранной и непобедимой воеводы Пречистой Богородицы Успение в житии по повелению царя была принесена из обители Печерской в град Псков для защиты града и обители той. Игумен Тихон со старцами и иконой Пречистой Богородицы был в Пскове, совершая молебны со всем освященным собором в церкви Святой и Живоначальной Троицы.

Во оны же дни бысть посѣщение Пречистыя Богородицы во градѣ Псковѣ, якоже повѣда нам нѣкто мних обители Печерския Митрофанъ и инии мнози дивну повѣсть, еже тогда слыша от нѣкоего мужа псковитина Дорофѣя кузнеца, очима же мало видяща и повѣдающа сице.

В эти же дни было явление Пречистой Богородицы во граде Пскове, как поведал нам некий монах обители Печерской Митрофан <и иные многие> в дивной повести, которую слышал он тогда от некоего мужа, псковича Дорофея, кузнеца, глаза которого плохо видели, и рассказывал он так.

«Бых, рече, яко в час вторый на десять дни, сѣдящу ми в сѣнехъ кѣлиица своея в монастырѣ Покрова Святѣй Богородицы, зовомо во Углѣ града Пскова,[29] и плачющу о належащей скорби граду, видѣхъ нужныма очима моима явѣ свѣт великъ, шествием осѣняющь, яко столпъ до небеси, от Печерьския обители чрезъ Великую рѣку об лѣвую страну монастыря Мирожьскаго во град Псковъ, и под онѣмъ свѣтомъ идущу на воздусѣ Святую Богородицу и с нею шествующа преподобнаго отца Антония, Киевския пещеры началника, под руку лѣвую, а з другую страну, под десную руку, игумена Корнилия Печерскаго Псковския области. И вшедша чрез градную стѣну въ церковь Покрова Святѣй Богородицы, и потом изыде из церкви со онѣмъ свѣтомъ, и взыде на стѣну града и сии преподобнии с нею, и вопроси: „Гдѣ Мирожский строитель Нифонтъ,[30] епископъ Новогородский?” И в том часѣ ста пред нѣю епископъ Нифонтъ и, поклонься, рече сице: „Госпоже Пресвятая Владычице, в моем монастырѣ сего лѣта не бяше Литургия”. Она же глагола: „Сыну моему и Богу тако извольшу". Посем возва: „Гдѣ избраннии Божии, иже у Святѣи Троицы въ церкви лежаху?” Таже вскорѣ предсташа ту благовѣрнии велицыи князи Владимеръ Киевский,[31] Всеволодъ[32] и Домонтъ[33] Псковстии, и по них ста позади, яко полусажени, блаженный Микула,[34] иже уродивый бяше былъ во Псковѣ, и вси ей поклонишася. Пречистая же Богородица, зря на градъ к Торгу, яко со гнѣвомъ сия рече: „О злии человецы града сего! Прогнѣвали есте Сына моего Господа Бога, осодомиша бо град сий скверными своими дѣлы. А нынѣ на васъ уже прииде туга и беда велия, и вы Сына моего Господа Бога и мене познали”. И в том часѣ игуменъ Корнилий и Микула уродивый прослезишася, отвѣщаху: „Госпоже Владычице Богородице, есть грѣхъ ихъ и беззаконие. Не прогнѣвайся, Госпоже, на нихъ дозѣла, но помолися сыну своему Христу, Богу нашему, за град сей и за люди согрѣшшая”. И потом вси они такожде, восплакавшеся, молиша ю.

«Часов в двенадцать дня, когда сидел я в сенях келейки своей в монастыре Покрова Святой Богородицы, что в Угле града Пскова, и плакал о наступающей на город беде, то увидел явственно моими больными глазами яркий свет, словно сияющий столп до небес, шествующий от Печерской обители через Великую реку с левой стороны Мирожского монастыря в град Псков, и в этом свете идущую по воздуху Святую Богородицу и с нею шествующих преподобных отцов: по левую руку Антония, основателя Киевской пещеры, а с другой стороны, по правую руку, игумена Корнилия Печерского Псковской земли. И, перейдя через городскую стену, она вошла в церковь Покрова Святой Богородицы, и потом вышла из церкви в том свете, и взошла на стену града, и те преподобные с нею, и вопросила: „Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?” И сей же час встал перед нею епископ Нифонт и, поклонившись, сказал так: „Госпожа Пресвятая Владычица, в моем монастыре в этом году не было Литургии". Она же ответила: „Сыну моему и Богу так угодно". Потом вопросила: „Где избранники Божии, что лежат в церкви Святой Троицы?” И немедля вслед за тем предстали перед ней благоверные великие князья Владимир Киевский, Всеволод и Довмонт Псковские и чуть сзади них, примерно в полусажени, блаженный Никола, что был юродивым в Пскове, и все поклонились ей. Пречистая же Богородица, глядя на град в сторону Торга, как бы с гневом сказала: „О злые люди града сего! Прогневали вы Сына моего Господа Бога, ибо осодомили град сей скверными своими делами. И только ныне, когда пришли к вам скорбь и беда великая, вы Сына моего Господа Бога и меня познали”. И тогда игумен Корнилий и Никола юродивый, прослезившись, отвечали: „Госпожа Владычица Богородица, есть <в этом> грех их и беззаконие. Не прогневайся на них, Госпожа, навсегда, но помолись сыну своему Христу, Богу нашему, за град сей и за людей согрешивших”. И потом все святые с плачем тоже молили ее.

Такоже возва мя от мѣста, идѣже сѣдях, и обрѣтохся у оноя стѣны града, яко противу ногъ Пречистыя стоях, и рече ми: „Старче, иди вскорѣ к боголюбивымъ воеводамъ и к печерскому игумену и возвѣсти им, чтобы молили прилѣжно Господа Бога беспрестани за градъ и принесли бы образъ мой Печерский старый и хоруговь на стену града, идѣже азъ стою. Да поставили бы на том мѣсте пушку, а другую внизу стены, и били бы из них беспрестани по королевскимъ шатром — бяше бо королевския шатры за горы ниски, и указоваше на них пречистою рукою своею, — а людие бы плакалися о гресѣх своих, молящее милостиваго Бога. Буду же и азъ молити его о васъ, еда Сынъ Божий, Слово Отчее, славимый со Отцемъ и со Святым Духомъ, услышитъ моление и слезы рабъ своих, тогда оного краля сотворит недомыслена и умом смятена, и, ничтоже ему успѣвшу, отидетъ посрамленъ”. Сия же Пречистей изрекши, абие невидима бысть. Аз же воспрянувъ, обрѣтохся сѣдя в сѣнехъ кѣльица своея».

И позвала она также и меня с места, где я сидел, и очутился я у той стены городской, стоя почти у ног Пречистой, и сказала она мне: „Старче, иди скорее к боголюбивым воеводам и печерскому игумену и возвести им, чтобы молили усердно Господа Бога беспрестанно за град и чтобы принесли икону мою Печерскую старую и хоругвь на стену града, где я стою. И еще бы поставили на этом месте пушку, а другую внизу стены, и били бы из них беспрестанно по королевским шатрам — ибо стояли королевские шатры за невысокими горами, и указала на них пречистою своею рукою, — а люди пусть каются в грехах своих, умоляя милостивого Бога. Буду и я молить его о вас, и когда Сын Божий, Слово Отчее, прославляемый с Отцом и Святым Духом, услышит моление и слезы рабов своих, тогда того короля лишит рассудка и приведет в смятение его ум, и, не добившись успеха, уйдет он посрамленным”. Когда Пречистая изрекла это, то сразу стала невидима. Я же, очнувшись, оказался сидящим в сенях келейки своей».

Мы же сие милостивое снабдѣние Пречистыя Богородицы явлениемъ оному мужю и преподобныхъ отецъ и всѣх святых молитву и моление от него слышавъше, побѣдныя испущающе слезы, прославихомъ Пречистую Богородицу, заступницу нашу и стѣну, и всѣхъ святых Божиихъ угодникъ, присныхъ и теплыхъ молебникъ, наипаче больма начахомъ призывати их на молитву прилѣжно. Сие же милостивое явление человекъ онъ повѣда воеводамъ, и всему синьгклиту, и нам.

Мы же, услышав от него об этом милостивом заступничестве Пречистой Богородицы, явленном в видении тому мужу, и о молитве и молении преподобных отцов и всех святых, проливая радостные слезы, прославили Пречистую Богородицу, заступницу нашу и стену, и всех святых Божиих угодников, вечных и теплых молебников, и еще более усердно стали призывать их к молитве за нас. О сем милостивом явлении человек тот поведал воеводам, и всему синклиту, и нам.

Потом же безстуднии они латынове — ляхове, и угрове, и нѣмцы — наставшаго лѣта 7090-го, септеврия въ 7 день,[35] начаша стрѣляти из стѣнобитных сосуд, еже есть пушокъ, в градную стѣну у Великия рѣки против Мирожскаго монастыря, от Свинускихъ врат, от перваго часа и биша день той до вечера. И наутрие, на Рожество Пречистыя Богородицы, такоже биша стѣну до четвертаго часа дни, и пробиша з землею равно, и внезапу сотвориша в той часъ приступъ великъ ко граду, и взыдоша на градъ, и бияху со града ту сущая псковская воя и люди во градѣ, не дающе никому приступити к пробитому мѣсту града.

После этого в новом 7090 <1581> году, сентября в 7 день, бесстыдные те латиняне — поляки, и венгры, и немцы стали стрелять из стенобитных орудий, то есть из пушек, по городской стене от Свинусских ворот до Великой реки, против Мирожского монастыря, и били весь день с первого часа до вечера. И наутро, на Рождество Пречистой Богородицы, также били по стене до четвертого часа дня, и разбили ее до земли, и тотчас внезапно пошли на великий приступ к граду, и вошли на городскую стену, и били со стены находящихся рядом псковских воинов и людей в городе, не давая никому подойти к пролому в городской стене.

Во градѣ же тогда священный соборъ и весь синьглит носяще той Пречистыя Успения чюдотворный образъ и прочихъ святых, молебная совершающе беспрестани. Християньский же народ, мужи и жены с чады и всякъ возрастъ, невозвратну надежду имуще на всемогущаго Бога, славимаго в Троицы, и на Пречистую Богородицу, надежу нашу и стѣну непобѣдимую, и на святых небесныхъ воиньствъ, и на Божиихъ угодник, благовѣрныхъ великихъ князей: святаго Владимира, крестившаго Рускую землю святым крещениемъ, и чюдотворнаго Гавриила-Всеволода, и храбраго князя Тимофея-Доманта; и на преподобныхъ отецъ молитву — Антония, и Нифонта епископа, и Корнилия Печерскихъ; и Никулу Псковскаго, и на всѣх святых помощь, молящеся и плачюще, и с воплемъ руцѣ простираху, глаголюще: «Не предаждь нас, Владыко Человеколюбче, до конца имени твоего ради...» и прочая.[36] Такоже и ко Пречистей Богородицы иконѣ вопияху сице: «Заступнице християномъ непостыдная, ходатаице къ Творцу непреложная, не презри грѣшныхъ моления гласы...»[37] И прочая до конца кондака того и икоса.[38] И всех святых на помощь призываху.

В то же время соборное священство и весь синклит, обходя город с той чудотворной иконой Успения Пречистой и иконами других святых, совершали беспрестанно молебны. А христиане, мужи и жены с детьми, и люди всех возрастов, непоколебимо надеялись на всемогущего Бога, прославляемого в Троице, и на Пречистую Богородицу, надежду нашу и стену непобедимую, и на святые небесные воинства, и на Божиих угодников, благоверных великих князей: святого Владимира, крестившего Русскую землю святым крещением, и чудотворца Гавриила-Всеволода, и храброго князя Тимофея-Довмонта, и на молитву преподобных отцов — Антония, и Нифонта епископа, и Корнилия Печерских, и на Николу Псковского, и на всех святых помощь, молясь и плача, с воплем руки простирали, говоря: «Не оставь нас, Владыко Человеколюбец, навсегда имени твоего ради...» и далее. Также и к иконе Пречистой Богородицы взывали: «Заступница христиан непостыдная, ходатай перед Творцом неизменный, не презри глас моления грешных...» И далее до конца кондака того и икоса. И так всех святых на помощь призывали.

Промысломъ же Зижителя и Господа и Пречистыя Богородица и всѣх святых молитвами псковская воя, совещавшеся, принесше нѣкако зелие, зажгоша в Свинуской башни. И абие в той час яко прах подняся мостъ из башни, и в ней ляховъ и литву вся пожже и яко бурею силною развѣя за градъ. И бишася со онѣми ляхи от четвертаго часа до вечера, и со града согнаша их. Они же безстуднии побѣжени отбѣгоша от града, а инии же спяти быша и падоша безчислено. Поимаша же и живых за градомъ в ровѣ и с ужищами, еже приготовиша плѣнныхъ во градѣ вязати, сими же ужищи сами связани быша и испытани.

Промыслом же Создателя и Господа и молитвами Пречистой Богородицы и всех святых псковские воины, посовещавшись, принесли некое зелие и зажгли его в Свинусской башне. И тотчас же, словно пыль, взлетел настил из башни, и всех поляков и литовцев в ней пожгло и, как бурею сильною, повыбрасывало за городскую стену. И бились псковичи с теми поляками с четвертого часа дня до вечера, и согнали их с городской стены. Эти бесстыдные были побеждены и бежали от города, а другие повержены были, и пало их без числа. Поймали и живых за городом во рву, и веревками, которые они приготовили, чтобы вязать пленных в городе, этими веревками сами они были связаны и взяты в плен.

Показуя и наказа насъ Господь, смерти же не предастъ насъ, и все, елико сотвори намъ, и вся, елика наведе на ны, воистину суд сотвори. Но милосердиемъ своим преклонься на молбу Матере своея и всѣх святыхъ, посла воя своя, невидимо защищающа и помогающа намъ на латыньство, не предастъ града и насъ, в бедѣ сущихъ, в руцѣ враг беззаконенъ, мерзокъ преступникъ, и кралю лукавнѣйшу, латыньския прелести исполнену.

Так, наставляя, наказал нас Господь, но смерти не предал нас, и все, что совершил с нами, и все, что навел на нас, — воистину судом было. Но по милосердию своему внял он мольбе Матери своей и всех святых, послал воинов своих, невидимо защищающих и помогающих нам против латинян, не отдал град и нас, находящихся в беде, в руки беззаконных врагов, мерзких преступников, и королю лукавому, латинской неправды исполненному.

Послѣди же стояху литовское воиньство под градомъ пять месяцъ,[39] промышляюще всякими ухищреньми: ово подкопы, ово стѣну подламывающе, овогда ядра разжегше пущающе во градъ, хотяху дворы запалити на смятение людемъ. «Господь же окрестъ людии своих отнынѣ и до вѣка»,[40] и «благословенъ Господь, иже не дастъ насъ в ловитву зубомъ их».[41] Обаче же приходяще ко граду, сами исповѣдоваху псковским людемъ, сущим на градѣ, глаголюще: «Видѣхом нѣкую жену, сущу пресвѣтлу от божественыя благодати, по стенѣ града ходящу, якоже нѣкий стражь, и сѣдящу на пробитомъ мѣсте. Много же во ону жену стреляюще и не могохомъ улучити». «Помыслиша же совѣты, ихъже не возмогоша составити».[42] Мнѣ же жены оноя явление мнится быти Пречистыя Богородицы, снабдѣвающу свой град и покрывающу святым своим покровомъ рабы своя от належащихъ бѣдъ и золъ.

После того стояло литовское воинство под городом пять месяцев, придумывая всякие ухищрения, то подкопы роя, то стену подламывая, то, разжигая ядра, метали их в город, надеясь запалить дворы на смятение людям. «Господь же окрест людей своих отныне и до века», и «благословен Господь, который не дал нас в добычу зубам их». И даже сами осаждавшие город признавались псковичам, находящимся на городской стене, говоря: «Видели мы некую жену, пресветлую от Божественной благодати, по стене града ходящую, как некий страж, и сидящую на месте пролома. Много раз мы в эту жену стреляли и не могли попасть». «Составили замыслы, но не могли их осуществить». Мне же думается, что жены той явление — это явление Пречистой Богородицы, оберегающей свой град и покрывающей святым своим покровом слуг своих от наступающих бед и зол.

Многа же и ина преславная и чюдная знамения мнози видѣша благоговѣйнии псковстии мужие Пречистою Богородицею бывшая во граде Пскове. Инии же видяху нѣкоего воеводу, саномъ нарочита, по стенѣ града всего на конѣ ездяща днем и нощию и строяща людемъ граду ополчение, и не знаху его. 0 сих же и ина многа в повѣстех слова глаголютъ.

И многие иные преславные и чудные знамения Пречистой Богородицы видели многие благочестивые псковские мужи, бывшие в граде Пскове. Иные видели некоего воеводу величественного вида, который днем и ночью ездил по стене всего города на коне, помогая людям в обороне города, и не знали его. Об этом и многом ином рассказывается в повестях.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!