ПОВЕСТЬ О ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ 8 страница



Человеколюбивый же Владыка Господь ускори, щедрый, и потщися, яко милостивъ, на помощь нашу, якоже можаше, хотяи, дарова сего лѣта благорастворенный воздух и умножи плодовъ земных. Святитель же со всеосвященным собором и вси людие, о всѣх сих благодаривше всещедраго человеколюбиваго Бога, и Пречистую Богородицу, и великихъ чюдотворцевъ, и всѣх святых, полагаютъ закона обѣщание и еже и впредь в том же мѣсте срѣтение и провожение творити памяти ради настоящаго сего времени, дабы не забвена была Божия благодать родом впредидущим, благодарение и хвалу, честь и воздаяние воздавати благодателю всѣх Богу, славимому во Троицы Отцу и Сыну и Святому Духу, и Пречистей его Матери, и святым небеснымъ чиноначалиямъ, и всѣмъ святым, всегда и нынѣ и присно и во вѣки вѣком. Аминь.

Человеколюбивый Владыка Господь поспешил, щедрый, и устремился, ибо милостив, к нам на помощь, и силою и волею своей даровал этим летом благорастворенный воздух и умножил плоды земные. Святитель же со всеосвященным собором и все люди за все это возблагодарили всещедрого человеколюбивого Бога, и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев, и всех святых и положили твердый обет, что и впредь будут в том же месте встречу и проводы совершать в память о сегодняшнем времени, чтобы не забыта была Божья благодать в родах грядущих и чтобы благодарение и хвала, честь и воздаяние воздавались подателю всех благ Богу, славимому в Троице Отцу и Сыну и Святому Духу, и Пречистой его Матери, и святым небесным чиноначалиям, и всем святым, всегда и ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

О монастыри Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго ея Успения Печерский в долу межь горъ

О монастыре Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честного и славного ее Успения Печерском в долине меж гор

От града Пскова к западу отстоящь 40 поприщь, а от Ливоньския земли за три поприща. Приход от града Пскова на гостиной дворецъ, на немже церковь древяна святыхъ страстотерпецъ 40 мученикъ, иже в Севастии, а около церкви кѣлии гостиныя, и служни, и дворец конюшенной. От дворца к полудению до монастыря яко из лука стрѣлити! Пред враты башня кругла каменна с церковию святаго Николы Чюдотворца равна, на башни с прихода настенное писмо Софѣя Премудрость Божия, а входя в башню над враты настѣнное же писмо — образъ Пречистыя Богородицы Одигитрие. В монастырь входя, над враты церковь камена святаго Николы Чюдотворца, верхъ острой,[80] обит желѣзомъ немѣцкимъ полосами; звону на колоколни — два колоколы немалы. От тое же церкви около монастыря чрез ручей Каменець ограда камена з зубцами, досками покрыта, а около ограды 303 сажени, а в вышину 4-х сажен, а врата въежжие трои з башнями.[81] У единыхъ врат решетка желѣзная, а в других, къ Изборьску и на ручью, две решетки желѣзныхъ, да двои врата на ручью для водубѣгу; да двѣ башни науголныхъ боевыя, и всего 5 врат да 6 башней.

От града Пскова к западу расположен он в сорока поприщах, а от Ливонской земли — в трех поприщах. Дорога от града Пскова <ведет> на небольшой гостиный двор, на котором церковь деревянная святых страстотерпцев Сорока мучеников Севастийских, а около церкви — келии для гостей, и службы, и небольшой двор конюшенный. От двора на юг до монастыря — расстояние полета стрелы. Пред вратами башня круглая каменная с церковью святого Николы Чудотворца вровень, на башне со стороны дороги настенная роспись — София Премудрость Божия, а, как войдешь в башню, над вратами еще настенная роспись — образ Пречистой Богородицы Одигитрии. Над вратами, ведущими в монастырь, — церковь каменная святого Николы Чудотворца, верх острый, обит полосами немецкого железа; звона на колокольне — два колокола, довольно больших. От той церкви вокруг монастыря и через ручей Каменец каменная ограда с зубцами, крытая досками, а окружность ограды 303 сажени, а высота — четыре сажени, а ворот въездных — трое в башнях. В одних воротах решетка железная, а в других — Изборских и на ручье — две решетки железные, да двое ворот на ручье, чтобы бежала вода, да две башни наугольные боевые, и всего пять ворот и шесть башен.

Вшед в монастырь, ити прямо мостомъ на полудение под гору, чрез ручей Каменецъ, от ручья пошед мало на гору, яко в треть горы, к церкви Успения Пречистыя Богородицы Печерской, в нейже совершаются божественная и дивная знамения и чюдеса. Церковь же Пречистыя Богородицы Успения вырезана в горѣ, от ручья на южной странѣ, а олтарь стоит на лѣтней всход солнца. А на церкви двѣ главы и кресты обиты мѣдяными досками злачены, шеи у главъ обиты немѣцким луженым желѣзомъ. Над дверми церковными под кровлями на поддѣле каменномъ[82] написана Живоначалнаа Троица, а над другими дверми в паперти написано Успение Лречистыя Богородицы, над пятию окнами под кровли писано настѣнное писмо, а пред Троицею, и Успением, и Пречистою молящею три паникадила со свещами, вжигаютъ их на пѣнии.

Войдя в монастырь, нужно идти прямо по вымощенной дороге на юг под гору через ручей Каменец, от ручья пройдя немного в гору, почти треть горы, придешь к церкви Успения Пречистой Богородицы Печерской, в которой и совершаются божественные и дивные знамения и чудеса. Церковь Пречистой Богородицы Успения вырезана в горе с южной стороны ручья, а алтарь стоит на летний восход солнца. На церкви две главы и кресты, обитые медными позолочеными досками, шеи у глав обиты немецким луженым железом. Над дверями церковными под кровлями на подделе каменном написана Живоначальная Троица, а над другими дверями в паперть написано Успение Пречистой Богородицы, над пятью окнами под кровлею также настенная роспись, а пред Троицею, и Успением, и Пречистой молящейся — три паникадила со свечами, их зажигают во время службы.

Третии двери из олтаря в Богомъзданную пещеру, в нюже священники и понамари исходятъ на празники звону ради. В церкви же и во олтарех Пречистыя Богородицы и преподобныхъ отецъ Антония и Феодосия Печерскихъ 16 столповъ земленых, обдѣланы кирпичем и плитою, а на них стоят иконы мѣстныя окладныя и на златѣ чюдны, а пред ними свещи поставныя тощи,[83] а в них ставятъ толъстыя свещи на вжигание по вся дни. От олтаря до заподной страны 7 саженъ, а поперегъ 10 саженъ, а в вышину полторы сажени.

Третьи двери — из алтаря в Богозданную пещеру, в которую выходят священники и пономари во время праздников, чтобы звонить. В церкви же и алтарях Пречистой Богородицы и преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских — шестнадцать земляных столпов, обложенных кирпичом и плитою, а на них стоят местные иконы в окладах и на золоте — дивные, а пред ними свечи поставные тощие, а в них ставят толстые свечи для возжигания каждодневного. От алтаря до западной стороны семь саженей, а поперек — десять саженей, а в высоту полторы сажени.

Чюдотворныя же Пречистыа Богородицы Успения образъ в житии стоит среди церкви, в вышину лакоть, а в ширину три лакти, обложена златомъ чюдно повелѣниемъ царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, а кивот сребрянъ, а на нем рѣзаны Господьския празники и Богородицыны и святых многихъ. Прикладу у Пречистыя много: иконъ, и крестовъ, и понагий, златыхъ монистъ, гривенъ, чепей сребряныхъ, пелена комчата[84] и на ней вышито Успение Святѣй Богородицы в житии златомъ и сребром и шелки розными. Пред иконою же Пречистыя Богородицы лампада сребряна — поставление государева царева и великого князя Бориса Феодоровича всея Русии конюшаго болярина Димитрия Ивановича Годунова, налита воскомъ полна, а в ней свѣтилник горящь день и нощь неугасим, да двѣ свещи поставлены велики, вжигаютъ их на пѣнии по вся дни. А приносныхъ свѣчь вжигаютъ приходящии без числа, да в церкви же 7 паникадилъ. Пред сею же чюдотворною иконою игуменъ и священники поют молебны по вся дни пред обѣднею.

Чудотворный образ Пречистой Богородицы Успения в житии стоит посреди церкви, в высоту локоть, а в ширину три локтя, обложен дивно златом по повелению царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, а киот серебряный, и на нем вырезаны праздники Господские и Богородицыны и многих святых. Приношений у Пречистой много: иконы, и кресты, и панагии, златые монисты, гривны, цепи серебряные, пелена камчатая, и на ней вышито Успение Святой Богородицы в житии золотом и серебром и разными шелками. Пред иконою Пречистой Богородицы лампада серебряная — дар боярина Дмитрия Ивановича Годунова, государя царя и великого князя Бориса Феодоровича всея Руси конюшего, налита воском до краев, а в ней светильник, горящий день и ночь неугасимо, да две свечи великие поставлены, зажигают их на службе каждый день. А принесенных свечей зажигают приходящие без числа, и еще в церкви семь паникадил. Пред сею чудотворною иконою игумен и священники поют молебны каждый день пред обеднею.

Другая же чюдотворная икона Пречистыя Богородицы Умиление, лакотница болшая, в ту же мѣру, якоже Владимерская на Москвѣ, стоит во олтари за престолом, обложена сребром, носятъ ю во Псковъ, какъ ходятъ со кресты по завѣту осадныхъ людей в седмую неделю по Пасцѣ ради сего, яко бывши ей во градѣ Псковѣ на забралѣ во время брани с польским кралем Стефаномъ. И стрелявшимъ литовскимъ людемъ во ону богоносную икону и на люди, и ничтоже успѣвшимъ — падаху ядра пред иконою Богоприятныа, яко повинны, и никогоже не врежаху. Послѣди же онѣмъ безбожнымъ исповѣдающымъ: «Видѣхомъ, рекше, на оном мѣсте града, идѣже икона Пречистыя Богоматере стояше, жену боголѣпну и стреляхомъ в ню, и никакоже на намѣрение лѣтяше пращ, но около инуды падаху».

Другая же чудотворная икона Пречистой Богородицы Умиление, в локоть величиной, в ту же меру, что и Владимирская в Москве, стоит в алтаре за престолом, обложена серебром, носят ее в Псков, когда ходят с крестами по завету бывших в осаде людей в седьмую неделю после Пасхи в память о том, что была она в граде Пскове на забрале во время битвы с польским королем Стефаном. И когда стреляли литовские воины в оную богоносную икону и людей, ничего не достигли — падали ядра пред иконою Приявшей Бога, словно повинуясь ей, и никому не приносили вреда. Впоследствии же те безбожники признавались, говоря: «Видели в том месте города, где стояла икона Пречистой Богоматери, жену, богоподобную красотой, и стреляли в нее, но не летели ядра в том направлении, а падали где-нибудь рядом».

Но сего ради вопием ти, о Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, надежа, и заступнице, и прибѣжище наше, необоримая стено изнемогающимъ и тружающимся въ скорбѣхъ пристанище тихое! Своего Сына и нашего Владыку и Господа, матерьним си дерзновениемъ объемши, умоли, яко да отверзетъ и мнѣ человеколюбное милосердие своея благости.

И сего ради вопием к тебе, о Всемилостивая Госпожа, Владычица Богородица, надежда, и заступница, и прибежище наше, необоримая стена для изнемогающих и пристанище тихое для мучающихся в скорбях! Своего Сына и нашего Владыку и Господа, материнским своим дерзновением объяв, умоли, чтобы отверз и предо мною человеколюбивое милосердие своей благости.

Многа ина чюдеса от тоя Пренепорочныя иконы содѣлахуся: болным — здравие, различными недуги одержимым християномъ и иновѣрнымъ, якоже от иконы Успения Пречистыя Богородицы и Владычицы, Матери Христа Бога нашего, с вѣрою приходящимъ, целбы подает даже и до сего дни.

Многие иные чудеса от той Пренепорочной иконы совершились: больным — здоровье, различными недугами одержимым христианам и иноверным, с верою приходящим, даются исцеления, как и от иконы Успения Пречистой Богородицы и Владычицы, Матери Христа Бога нашего, даже и по сей день.

За олтарем же к востоку пещера въ гробницу, в нюже входятъ с сѣверныя страны. Над дверми же пещерными имущи писание сицево «Богомъзданная пещера», над тѣми же писание настѣнное писано — Лазарево востание. В Богозданную же пещеру пошед прямо 6 ступеней, написано настѣнное писмо — образ Господа нашего Исуса Христа Вседержителя, под образомъ гробъ перваго старца Марка. На лѣвой странѣ на столпѣ написанъ образъ Пречистыя Богородицы с Превѣчнымъ Младенцемъ, Господем нашимъ Исус Христом, да преподобныя — первый старецъ Маркъ да игумен Корнилий Печерский. От Вседержителева же образа от правыя страны положен игуменъ Корнилий.[85] Противу же Корнилия, за столпом к жертовнику, гробъ перваго старца священноинока Ионы, еже ископа в началѣ церковь Пречистыя Богородицы невелику, да гробъ супруги его Вассы иноки.

За алтарем, на восток, пещера, <ведущая> в гробницу, в которую входят с северной стороны. Над дверями в пещеру надпись «Богозданная пещера», над той надписью настенная роспись — воскрешение Лазаря. Если пройти в Богозданную пещеру прямо шесть ступеней, — то <увидишь> настенную роспись, образ Господа нашего Иисуса Христа Вседержителя, под образом гроб первого старца Марка. С левой стороны на столпе написан образ Пречистой Богородицы с Превечным Младенцем, Господом нашим Иисусом Христом, и преподобные — первый старец Марк и игумен Корнилий Печерский. От Вседержителева образа с правой стороны положен игумен Корнилий, а напротив Корнилия, за столпом к жертвеннику, гроб первого старца, священноинока Ионы, который ископал первую церковь Пречистой Богородицы — малую, и гроб супруги его Вассы-инокини.

От Корнилиева же гробу пещера наполудение в длину 27 саженъ. От тоя же пещеры другая пещера сь южной страны к церкви к западу — 15 саженъ. Паки же от тоя же первыя пещеры пещера на восток в долину 16 саженъ, ис тое пещеры наполудение в длину 11 саженъ, другая пещера наполудение 12 саженъ, в нейже нынѣ кладут братию, ископав яму велику по две сажени в длину и въ глубину. Во всѣх у тѣх пещерахъ по сторонам вырезаны гробы христолюбцевъ, дающихъ милостыня, и села, и всякия угодия, яже на потребу монастырю, — государевыхъ боляр, и воевод, и дияковъ, тамо же и архиепископовъ, и епископовъ, и игуменовъ, и старцовъ, и дѣтей боярскихъ, и гостей со многихъ градовъ руских и литовскихъ; по настоящее сие по 7-ми тысящныхъ 111 лѣто — яко до пятисот и болѣ. У всѣх же тѣх мѣстъ против гробов вставливаны керемиды мраморныя с подписаниемъ, которого лѣта и месяца и дни и кто именем преставися — памяти ради родом грядущимъ. А в земли в болших ямахъ во всѣх тѣх пещерахъ кладены братия наша во гробѣх, имже нѣсть числа.

От гроба Корнилия пещера на юг в длину двадцать семь саженей. Из той пещеры идет другая пещера с южной стороны церкви на запад — пятнадцать саженей. И еще из той же первой пещеры пещера на восток в длину шестнадцать саженей, из этой пещеры на юг — пещера длиной в одиннадцать саженей, другая пещера на юг — двенадцать саженей, в которой ныне кладут братьев, ископав большую яму по две сажени в длину и в глубину. Во всех тех пещерах по сторонам вырезаны <ниши> для гробов христолюбцев, дающих милостыню, и села, и все необходимое для монастырских нужд, — государевых бояр, и воевод, и дьяков, а также архиепископов, и епископов, и игуменов, и старцев, и детей боярских, и купцов из многих городов русских и литовских; на нынешний этот 7111 <1603> год — около пятисот и более. В местах <захоронения> у гроба каждого вставлены мраморные керамиды с надписью, которого года, и месяца, и дня, и кто по имени преставился — в память родам грядущим. А в земле в больших ямах во всех тех пещерах положены братия наши в гробах, которым нет числа.

Епископъ Генадий Псковский со удивлениемъ повѣда: «О предивное чюдо! В пещерах же тѣх лѣтомъ хладно, а в зимѣ теплота, а преставльшихся братии от телесъ смраду отнюдъ не бѣ слышати, развѣе благоухание исходитъ». Сему же и свидѣтельство предложи сицево: «Слышахъ, — рече, — от древнихъ старцев и самовидець. Исходящу убо игумену Корнилию з братиею в лѣте во время сѣнокосное на труды, и при вечере идяху от трудовъ вся братия в монастырь. Единъ же брат, старостию одержим, послѣдивсѣх шествуя чрезъ реку Пивжу пред мѣлницею мостомъ, и нѣкако запенся, впад в реку, в быстрину, и утопе. И водною быстриною отнесе вниз по рецѣ и не обрѣтен вскоре, въ 7 день восплы труп его, истлѣвъ от воды. Игуменъ же повелѣ привести его в монастырь. Послании же едва возмогоша плоть его взяти, понеже смрад лютъ от плоти его исхожаше. И егда привезоша его к монастырю, срѣтоша его священницы и дияконы с кадиломъ, и покадивъ, понесоша его в монастырь, тогда смрадъ преста. И проводивше, положиша его въ Богомъзданной пещерѣ с прочими братиями».

Епископ Псковский Геннадий с удивлением поведал: «О предивное чудо! в пещерах тех летом холодно, а зимой тепло, и от телес преставившихся братьев смрада совсем не слышно, только благоухание исходит». И во свидетельство этому предложил такой рассказ: «Слышал я это от древних старцев и очевидцев. Как-то летом во время сенокоса игумен Корнилий с братией вышли на работы, и вечером после трудов возвращалась вся братия в монастырь. Один же брат, ослабев от старости, последним переходил через реку Пивжу по мосткам перед мельницей, и, как-то запнувшись, упал в реку, в стремнину, и утонул. И быстрым течением отнесен был вниз по реке и не найден сразу, только на седьмой день всплыл его труп, истлевший от воды. Игумен повелел принести его в монастырь. Посланные же едва смогли взять его тело, поскольку смрад сильный от тела его исходил. И когда привезли его к монастырю, то встретили его священники и диаконы с кадилом, и, покадив, понесли его в монастырь, тогда смрад прекратился. И, отпев, положили его в Богозданной пещере с прочими братьями».

О великому человеколюбию Божию! Елико хощетъ и творит. Якоже в древнѣй оной пещере, иже в Киеве, преподобныхъ отецъ Антония и Феодосия Печерьскихъ молитвами, сице и в Богомъзданной пещерѣ Пречистыя Богородицы и преподобныхъ старец Марка, и Ионы, и Корнилия, и прочихъ святых молитвами вмѣсто злосмрадия воня благовонна исходитъ даже и доднесь. Не токмо иноком, но и от мирских случающимся смертем всяко, егда начнут надгробнаа пѣния и, проводивше, положат во гробъ, тогда же и послѣди не бѣ смраду от телесъ слышати. Нам же грѣшнымъ, о семъ Божию милость вѣдящимъ, яко Пречистыя ради Матере своея и преподобных отецъ молитвами, аще кто великъ грѣх имать, а сподобится лещи у Пречистыя Богородицы во обители, в сей Богомзданной пещерѣ, отпустятся ему грѣси.

О великое человеколюбие Божие! Что хочет, то и творит. Как в древней пещере Киевской молитвами преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских, так и в Богозданной пещере молитвами Пречистой Богородицы и преподобных старцев Марка, и Ионы, и Корнилия, и других святых вместо злого смердения исходит благовонный аромат даже и до сего дня. Не только от тел иноков, но и от мирян, умерших разными смертями, — когда начнут петь надгробную службу и, отпев, положат во гроб, то тогда и впоследствии смрада от тела не чувствуется. Мы же, грешные, знаем о сей Божьей милости, что ради Пречистой Матери своей и по молитвам преподобных отцов если кто и великий грех совершил, а сподобится лечь в обители Пречистой Богородицы, в сей Богозданной пещере, то отпустятся ему грехи.

От западныя же страны церкви притворъ в гору же, поддѣланъ каменемъ и кирпичем, в длину 11 саженъ, поперегъ полтора сажени. Ис того притвора в церковь двери против чюдотворныя иконы и церкви преподобныхъ отецъ Антония и Феодосия. Ис того же притвора нововырезана пещера на западъ въ длину 4-хъ саженъ, а в притворе и в пещере кладутся жены с керемидами же. А по горѣ на церквахъ и в долу роща березовая, и елюкъ, и рябина, и иной всякой лѣсъ и ягодичие.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!