ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖДЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ 11 страница



Того же месяца генваря въ 9 день, пришол из литовского воинства руской полоненик во Псков, а принес с собою велик ларец. Сего же полоненика в город приемшу и ко государевым бояром и воеводам пришедшу, он же той ларец и грамоту у себя сказал, прислано от королевского дворенина, от Гансумелера. В грамоте же подписано: «Единому государеву боярину и воиводе, князю Ивану Петровичю, Гансумелеръ челом бьет. Бывал есми у вашего государя с немчином, сь Юрьемъ Фрянбреником, и нынѣ воспомятовал есми вашего государя хлѣб и соль и не хочю яз на него стояти, а хочю яз на его государево имя выѣхати. А наперед себя послал с вашим полонеником свою казну в том ларцѣ, которой онъ тебѣ ларец принесет. И ты бы, князь Иван Петровичь, тот мой ларец у того полоненика взял и казны моей в том ларцѣ един досмотрѣлся, а иным бы еси не давал смотрѣти. А яз буду во Псков тотчас по времени».

Того же месяца января в 9 день пришел из литовского лагеря в Псков русский пленник и принес с собою большой ларец. Его впустили в город и привели к государевым боярам и воеводам, он же сказал им о ларце и грамоте, что с ним присланы от королевского дворянина Гансумеллера. В грамоте же было написано: «Первому государеву боярину и воеводе, князю Ивану Петровичу, Гансумеллер челом бьет. Бывал я у вашего государя с немцем Юрием Фрянбреником, и ныне вспомнил государя вашего хлеб-соль, и не хочу против него стоять, а хочу выехать на его государево имя. А вперед себя послал с вашим пленником свою казну в том ларце, который он к тебе принесет. И ты бы, князь Иван Петрович, тот мой ларец у того пленного взял и казну мою в том ларце один осмотрел, а иным не давал бы смотреть. А я буду в Пскове в скором времени».

Государевъ же боярин и воивода князь Иван Петровичь грамоту прочет и з своими товарыщи посовѣтовав, ларец же тот почаяв, яко с оманом ему быти, и повелѣша добыти таковых мастеров, которыя ларцы отпирают, и далече из воиводцкия избы своея сьѣзжия избы вынести и отомкнути, всяческии бережася. Сему же мастеру тот ларец отпершу, в нем же видят полна да исполнена: 24 самопалы занаряжены на всѣ четыре стороны, на верхъ же их всыпано с пуд зелья, заводным же замкам ременем приведеным к личинки ларца, за него же токмо принятися, заведеным же самопальным заемком огненым всѣм отпад, огнем запалитися. Таково бѣяше канцлѣрово умышление сицево и сподручных ему лукавый совѣт над государевым боярином и воиводою, над князем Иваном Петровичем Шуйским; за его правую государеву службу, и за его непобедимое воиводство, и за его благоразумный разум въ государевых дѣлех против государевых недругов, и всѣх королевских умышлений, и канцлѣровы похвалы, и всего литовского воинства гордости, сицевым образом хотяше уморити.[87]

Государев же боярин и воевода князь Иван Петрович грамоту прочел и, посоветовавшись со своими товарищами, почувствовав, что ларец тот с обманом, повелел найти таких мастеров, которые ларцы отпирают, и отнести ларец подальше от воеводской съезжей избы своей, и отпереть его со всей осторожностью. Когда мастер открыл тот ларец, то увидел, что он дополна наполнен: двадцать четыре заряженных самопала смотрели на все четыре стороны, поверх их было насыпано с пуд пороха, взведенные же замки самопалов были соединены ремнем с запором ларца, стоило только дотронуться до него, как спускались курки взведенных самопалов, высекая огонь, поджигая порох. Таков был умысел канцлера и хитрый план его подчиненных против государева боярина и воеводы князя Ивана Петровича Шуйского; за его верную государеву службу, и за его непобедимое воеводство, и за его благоразумный разум в государевых делах против государевых недругов, и всех королевских умыслов, и канцлеровой похвальбы, и всего литовского войска гордости хотели погубить таким образом.

Но что, реку, твоея безумныя гордости, глупый воивода, канцлѣре и с подручными твоими с товарыщи? Затѣял еси выше думы дѣло, выше же Бога совѣт. Но аз тебѣ реку вскоре: егоже Богъ хранит, того не может ни вся вселенная убити, а егоже Богъ предастъ, ни вся вселенная не можетъ укрыти. «Праведный бо, рече, живъ будет»,[88] в него же мѣста предаетца нечестивый. Рече бо Господь в Святом Евангелии своим учеником, не токмо сим единем, но и вѣрующим въсѣм истинною вѣрою во имя его: «Се даю вам власть наступати на змию и на скоропию и на всю силу вражию, ничто же вас не вредит».[89] Мы же Христовою благодатию царьскую Христову печать на лицех своих, крестъ, воображающе, вся ваша бесовская умышления Христовым пособием можем низложити.

Но что твоя безумная гордость, глупый воевода, канцлер, с подчиненными тебе помощниками? Затеял ты выше своего ума дело, выше Бога замысел. Я же тебе так скажу: кого Бог хранит, того и вся вселенная не сможет убить, а от кого Бог отвернется, того и вся вселенная не сможет укрыть. Ибо сказано: «Праведный жив будет, вместо него погибнет нечестивый». Ведь сказал Господь в Святом Евангелии своим ученикам, не только им одним, но и всем верующим истинною верою в его имя: «Ныне даю вам власть наступать на змею и на скорпиона и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам». Мы же по благодати Христовой царскую Христову печать, крест, на лицах своих запечатлеваем и все ваши бесовские умыслы с Христовой помощью можем расстроить.

И от всего смертоноснаго лукаваго умышления в Троицы славимый Богъ и Богородица соблюде и государева боярина и воиводу, князя Ивана Петровича Шуйского с товарыщи невреди, но и того ничим невреди, яже той ларец отпиравый.

И от этого смертоносного хитрого умысла в Троице славимый Бог и Богородица уберегли и не погубили государева боярина и воеводу князя Ивана Петровича Шуйского с товарищами, да и того не погубили, кто ларец тот отпирал.

Посем же днем мало минувшим, того же месяца генваря въ 17 день, от полуденныя страны богохранимаго града Пскова, от Нерукотвореннаго образа ис Поля, идѣже литовский воивода, польский гетман, канцлѣр с литовским войском в станѣх стояху, от тѣх панов литовских станов многия люди конныя и пѣшия показашася, к городу идуще. Государевы же бояре и воиводы, сие видѣв, от литовского войска приступу к городу чаяху и со всѣм християнским войском с ними на бой уготовившися. Помале же видяху, яко литовскому воинству оставляющеся, от них же един конный к городу устремися; егда же видѣвъ, яко руский, великого князя сын боярской Александра, именуемый Хрущовъ, сему же в город вьѣхавшу, государевым бояром и воеводам грамоты отда от государевых послов. И того дни первие извещения во Псков прииде государевым бояром и воиводам, что государевы послы по государеву приказу с королевскими послы мир учинили.[90]

После этого минуло несколько дней; и в 17 день того же месяца января с южной стороны богохранимого града Пскова, от церкви Нерукотворного образа с Поля, где литовский воевода, польский гетман, канцлер с литовским войском стоял лагерем, из литовских станов показалось много людей, конных и пеших, направляющихся к городу. Государевы бояре и воеводы, увидев их, думали, что литовское войско вновь идет к городу на приступ, и приготовились всем христианским войском к бою с ними. Но затем увидели, что литовские воины остановились, от них только один конный к городу направился, тогда же увидели, что это русский, великого князя сын боярский Александр, именуемый Хрущов; он въехал в город и отдал государевым боярам и воеводам грамоты от государевых послов. В тот день пришло в Псков государевым боярам и воеводам первое известие о том, что государевы послы по государеву приказу с королевскими послами мир заключили.

И тако великим и неизреченнымъ Божиим милосердием Пребезначальныя Троица и помощницы нашея и молебницы о всем роду християнском, истинныя Богородица и Приснодевы Мария; и заступлением пребожественных сил, и предстательством и молением великих святых чюдотворцов: и великого преименитого в чюдесах чюдотворца Николы; и Пребожественныя Троица, три солночныя зари, боговидѣнием зрѣти сподобишася, и началницы основания богохранимаго того града Пскова, и начальницы во Христа истинныя вѣры всеа Руския земли, благовѣрным царем и великим князем благому корени, благовѣрныя и христолюбивыя великия княгини Олги,[91] нареченныя во святом крещении Елены; и святого правнука ея, благовѣрнаго князя Гаврила-Всеволода; и преподобнаго отца нашего Ефросина,[92] псковских чюдотворцовъ, и всѣх святых молитвами благовѣрный и христолюбивый царь государь и великий князь Иванъ Васильивичь всеа Русии в свою государеву вотчину, град Псковъ, и вся пребывающая в нем от литовского короля и от всего его войска, имиже Богъ вѣсть судбами, избави.

Так, благодаря великому и неизреченному Божьему милосердию Пребезначальной Троицы и помощницы нашей и молебницы о всем роде христианском истинной Богородицы и Приснодевы Марии; и благодаря заступничеству пребожественных сил и покровительству и молению великих святых чудотворцев: великого прославленного чудесами чудотворца Николы; и сподобившейся увидеть образ Бога, трисолнечную зарю, Пребожественную Троицу, основательницы богохранимого того града Пскова, положившей начало истинной вере христианской во всей Русской земле, благоверных царей и великих князей благой родоначальницы, благоверной и христолюбивой великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой; и святого правнука ее, благоверного князя Гавриила-Всеволода; и преподобного отца нашего Евфросина; так псковских чудотворцев и всех святых молитвами благоверный и христолюбивый царь-государь и великий князь Иван Васильевич всея Руси свою государеву отчину, град Псков, и всех пребывающих в нем избавил от литовского короля и от всего его войска только Богу известно какими судьбами.

Потом же, месяца февраля въ 4 день, польский гетман, канцлѣр ото Пскова града со всею силою литовскою отоиде в Литовскую землю. Тогда же во граде Пскове яже заключеная врата отверзошася, и сицевым образом совершителство повести сия конец прият.

Затем, месяца февраля в 4 день, польский гетман, канцлер, отошел от града Пскова в Литовскую землю со всею силою литовскою. Тогда же в граде Пскове раскрылись затворенные ворота; так пришел конец и повести этой.

Списана же бысть повесть сия в том же богохранимом граде Пскове, от жителя того богоспасаемаго града Пскова, художеством зграфа, имя же ему есть сие:[93] единица дважды, со единем, пятьдесятница же усугубити дважды, и четверица сугуба, и тридесятица, с пятерицею, совершает же ся десятерицею, и всѣх обрящеши писмен семъ.

Написана же повесть эта в том же богохранимом граде Пскове жителем того богоспасаемого града Пскова, иконописцем по ремеслу, имя же его таково: единица дважды, с единицей, пятьдесят удвоенное дважды, и четверка удвоенная, и три десятки, с пятеркою, заканчивается же десяткой, а всего букв в имени — семь.

И меня же грѣшнаго и всѣми недостатки исполненаго да зазрит вашего любомудрия исправления, и своим совершением и нашими недостатки исполните по Писанию: «Друг другу тяготы носите и тако исполните закон Христовъ».[94]

Меня же, грешного и всех недостатков исполненного, не оскорбят учености вашей исправления; в своем совершенстве исправляйте и наши ошибки, как сказано в Писании: «Облегчайте тяготы друг друга и так исполните закон Христов».

Слава исконному, и вышеименному, и вся сотворшему Вседержителю, в Троицы поклоняемому, со Сыном славимому, со Святым Духом воспеваемому, в вышних ото ангелъ славимому, в них же от человѣкъ воспеваемому и от всея твари поклоняемому, Безначальному Отцу со Единородным Сыном и со Святым, Благим и Животворящим его Духом и нынѣ и присно и во вѣки вѣком. Аминь.

Слава изначальному, и высокоименитому, и все создавшему Вседержителю, в Троице почитаемому, с Сыном славимому, со Святым Духом воспеваемому, в небесах же ангелами славимому, людьми воспеваемому, и всеми живыми почитаемому, Безначальному Отцу с Единородным Сыном и со Святым, Благим и Животворящим Духом и ныне и вечно и во веки веков. Аминь.


[1] ...царевиче князѣ Иване Ивановиче... — Иван Иванович (1554—1582), старший сын Ивана IV от первого брака, участвовал во многих походах своего отца.

[2] ...царевиче князѣ Федоре Ивановиче. — Федор Иванович (1557—1598), второй сын Ивана IV от первого брака, будущий царь.

[3] ...от Вифлянския земли нѣмец... — Ливонские (лифляндские) немцы. Ливония (Лифляндия) — в XIII—XVI вв. конфедерация пяти феодальных государств, расположенных на территории по побережью Финского залива и Балтийского моря (совр. Латвия, Эстония), завоеванной в XIII в. немецкими рыцарями-крестоносцами, образовавшими здесь Ливонский орден. С 60-х гг. XVI в., после поражения Ливонского ордена, Ливонией называлась территория южной части Эстонии и северной — Латвии, подчиненная Речи Посполитой.

[4] ...святое мѣсто Успение Пречистыя Богородицы Печерского монастыря... — Псково-Печерский монастырь находился на границе с Ливонией и имел важное оборонительное значение; главный монастырский храм посвящен Успению Богородицы.

[5] ...за Богородицын дом... — Имеется в виду Псково-Печерский монастырь.

[6] ...в соборную церковъЖивоначальныя Троица... — Троицкий собор в Псковском кремле, главный храм Пскова.

[7] ...к сроднику своему, к благовѣрному великому князю Гаврилу-Всеволоду... — Всеволод-Гавриил Мстиславич (ум. в 1138 г.), внук Владимира Мономаха, князь Новгородский. Изгнанный новгородцами, Всеволод был приглашен в Псков; только год княжил Всеволод в Пскове, но оставил о себе добрую память, уже в конце XII в. начинается, по-видимому, его почитание как патронального святого, защитника и покровителя города, в 1192 г. его мощи были торжественно перенесены в Троицкий собор (здесь они покоятся и ныне), на соборе 1549 г. было установлено его общерусское почитание.

[8] ...Вифлянскую же землю до конца повоива... — Поход 1577 г. был одним из самых удачных походов в истории Ливонской войны, были покорены все бывшие ливонские земли, за исключением Курляндии, городов Ревеля и Риги.

[9] ...воинством на новоприемныя государем грады воополчаютца... — В 1578 г. в земли, завоеванные Грозным в 1577 г., вторглись войска курляндского герцога и виленского воеводы Николая Радзивилла, им удалось овладеть рядом городов, в числе которых был Венден (Кесь).

[10] ...паки в третьеѣ лѣто первого своего походу во отмщение на них пути ся приемлет. — В 1579 г. Иван Васильевич готовился к осаде Ревеля, в Курляндию им были посланы войска под предводительством воевод В. Д. Хилкова и М. А. Безнина.

[11] ...росийского государя нашего измѣнников, князя Ондрѣя Курбского с товарыщи. — Участие Курбского «с товарыщи» в походе 1579 г. подтверждается посланиями Ивана Грозного и Стефана Батория.

[12] ...яко желателни елени, по Писанию... — Ср.: Пс. 41, 2.

[13] ...войску же своему вооружатися повелѣ и готовитися и с ними на Рускую землю устремися... — В течение 1578—1579 гг. Баторий собирал войска, в июне 1579 г. официально объявил войну русскому государству.

[14] ...к старому Литовския земли их граду к Полодцку... — Полоцк — один из древнейших русских городов; в XIII в. был завоеван Литвой, в 1563 г. вновь присоединен к России Иваном IV.

[15] Рускому же государю нашему шествие пути на нѣмцы творяще, достигшу же ему... Пскова... — Иван Грозный летом 1579 г. намеревался совершить поход на Ревель, принадлежавший Швеции. Будучи уже в пути, он получил известие об объявлении войны Баторием. Не зная его планов, Иван IV отправил войска на юг Ливонии, сам остановился в Пскове. Здесь он узнал о том, что королевская армия приближается к Полоцку.

[16] ...литовский король Полотцко взял и со окрестными его грады. — Полоцк был взят 31 августа 1579 г.

[17] Многие же и бесчисленныя государевы воиводы и вой в Полотцки и во окрестных гра-дех храбромужествовавше... ноипаче во градѣ Соколѣ... — Полоцк не сдавался более трех недель и был взят только после сильного пожара в крепости; причем воеводы пытались взорвать крепость и себя, лишь бы не сдаваться в плен неприятелю. Крепостные стены Сокола удалось сразу же поджечь раскаленными ядрами, и 11 сентября город сдался. Захватчики учинили в Соколе страшную резню (см. Гейденштейн, с. 79). Псковская летопись сообщает, что под Соколом было убито 40 000 человек (Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 262).

[18] По сем же, 87-го году под седмою тысещею, во второе лѣто по По-лотцком взятии... устремление пути показует на Рускую землю... тамошныя украины приемлет... — 19 июля 1580 г. из местечка Чашники, расположенного на пересечении дорог, ведущих в Смоленск и Великие Луки, Баторий повел свои войска к Великим Лукам, на пути были завоеваны Велиж (7 августа) и Усвяты (16 августа). Со взятием Великих Лук перед Баторием открывался путь на Псков и Новгород.

[19] ...яко забывше Бога... рече Писания. — Ср.: Суд. 3, 7; 1 Цар. 12, 9.

[20] В Великий же Луки воевод своих посылает и во окрестныя его грады... — В Великие Луки Иваном IV были посланы князь Ф. Лыков и воеводы М. Кашин и Ю. Аксаков. Значительные силы русских под командованием князя В. Д. Хилкова были расположены в районе города Торопца.

[21] ...послы своя посылает, дабы з государем нашим мирен был. — С апреля 1580 г. Иван IV через своих послов пытался убедить польского короля начать мирные переговоры. Баторий согласился на короткое перемирие сроком на пять недель (от 14 июня 1580 г.). За это время он успел окончательно подготовиться к походу и стянуть войска к Чашникам.

[22] Василий Федорович Скопин-Шуйский — ум. в 1595 г., пожалован в бояре в 1577 г., участвовал во многих Ливонских и шведских походах Ивана IV и Федора Ивановича, неоднократно назначался первым воеводой в государев полк, был воеводой и наместником в Пскове, Новгороде.

[23] Иван Петрович Шуйский — ум. в 1588 г. Был назначен в Псков вторым воеводой. И хотя по чину он был моложе В. Ф. Шуйского-Скопина, именно на нем лежала вся ответственность за оборону города. И. П. Шуйский участвовал во многих походах: Полоцком (1563 г.), Крымском (1572 г.), Ливонском (1573 г.). В 1574 г. пожалован в бояре и назначен вторым наместником в Псков.

[24] Никита Иванович Очин-Плещеев — ум. в 1604 г., окольничий и воевода, участник многих походов. До Пскова был воеводой в Смоленске, Изборске, Туле, Новосиле, Кукейносе и др., затем в Смоленске, Серпухове, командовал большим полком московских войск на Украине, защищал Москву от крымских татар, участвовал в походе на Выборг против шведов.

[25] Андрей Иванович Хворостин — ум. в 1604 г., окольничий и воевода, был воеводой в Калуге, Тарусе, Новгороде, Новосиле и др., прославился блестящей победой над крымскими татарами в 1566 г.

[26] Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский — ум. в 1617 г., был воеводой в Руссе, Новгороде, Брянске, Торопце, Рязани, участвовал в штурме Нарвы 1590 г., отправлен по указу царя воеводой в Тюмень, затем бился с турками на Кавказе, был воеводой в Терсках, потом Нижнем Новгороде.

[27] Василий Михайлович Лобанов-Ростовский — ум. в 1606 г., начиная с 1575 г. был воеводой в Пронске, Коломне, служил в государевом полку во время Ливонского похода 1579 г., был наместником в Торопце, воеводой в Иван-городе, Свияжске, Кашире, Астрахани.

[28] Головы же и дѣти боярские, и головы стрелецкие... — Голова — начальник десятка детей боярских; дети боярские — низший чин провинциального дворянства; голова стрелецкий — начальник стрелецкого полка (500 стрельцов).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!