ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖДЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ 15 страница



Потом благоверный царь-государь и великий князь Иван Васильевич всея Руси боярина своего и воеводу князя Ивана Петровича Шуйского отпускает в богоспасаемый град Псков, вновь наставляет его всякими царскими поучениями и наставлениями, только ему одному дает государь устный и письменный наказ, утвержденный его высокою царскою рукою. И обращается к нему царь-государь: «С тебя одного подобает спрашивать мне за всю службу, а не с других товарищей твоих и воевод». Он же, услышав: «С тебя мне прежде всего взыскивать надлежит за все, что произойдет в Пскове, — и за оборону, и за службу», — всем сердцем ревностно воспринял эти слова. Как верный слуга он не смел возразить своему государю и против тяжкого бремени, возложенного на него государем, ни единого слова не сказал, но только ответил царю-государю: «Если на то благая воля Бога и твое, государь, изволение, то все сделаю по повелению твоему, государь, я — слуга твой. И по наставлению Господа и Богородицы всей душою, от всего сердца, непритворно рад буду исполнить порученную службу в граде Пскове». Кроме того, в царствующем граде Москве, в соборной церкви Пречистой Богородицы, пред чудотворным святым образом честным словом и крепкой клятвой князь государю поклялся все делать по государеву наказу, для того чтобы держать осаду и стойко обороняться со всеми находящимися в граде Пскове христианами и биться в Пскове за град Псков с литвою безупречно, даже до смерти, что и свершилось по милости Христовой. И затем царь отпустил князя в Псков.

Государевъ же боярин и воевода князь Иван Петрович Шуйской, приѣхав во Псков, паки з боярином и воеводами, со княземъ Васильем Федоровичем Шуйским-Скопиным с товарыщи, о укреплении града Пскова всякое тщание показоваше, и непрестанно около града Пскова объѣзжая, и веляше утвержати всякими крѣпостьми стены града. И паки, второе, приводят всѣх головъ боярских, и детей боярских, и голов стрелецких, и сотников, и стрельцов, и всѣх псковичь к вѣре, рекше, х крестному целованью, якоже преже, абы за Бога и за своего государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, и за его государевы дѣти, и за святыя церкви, и за православную християнскую вѣру, и за град Псковъ битися с литвою до смерти безо всякия хитрости. Во околные же псковския пригороды[33] такоже непрестанно з гонцы з грамоты розсылаша о укреплении градов, всякому утвержению веляше. По окольным же селам и волостем такоже посылаше, дабы кождо во свои приближныя городы ѣхали з женами и з детми и со всѣми животы в осаду. И сицевым образом въ богоспасаемом граде Пскове и по околным пригородом всякое утвержение по Бозѣ творяшеся.

Государев же боярин и воевода, князь Иван Петрович Шуйский, приехав в Псков вместе с боярином и воеводами, с князем Василием Федоровичем Шуйским-Скопиным с товарищами, вновь усердно занялся укреплением града Пскова, непрестанно вокруг града Пскова объезжал и приказывал надежно укреплять всякими сооружениями стены города. И, кроме того, всех голов боярских, и детей боярских, и голов стрелецких, и сотников, и стрельцов, и всех псковичей вторично приводят к присяге, то есть к крестному целованию, чтобы за Бога, за своего государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и за его государевых детей, и за святые церкви, и за православную христианскую веру, и за град Псков биться с литвою до смерти, безо всякого обмана. В окольные же псковские пригороды непрестанно с гонцами рассылали грамоты об укреплении городов, приказывая строить разные заграждения. Посылали также и в соседние села и волости, приказывая, чтобы все ехали в ближайшие города с женами и с детьми и со всем имуществом сидеть в осаде. Так и готовились к обороне в богоспасаемом граде Пскове и в окольных его пригородах волею Бога.

Искушению же Божию грѣх ради наших на християнский род всячески попущающуся, высокогорделивому литовскому королю Степану всяческии сердцем на богоспасаемый град Псковъ надымяшеся. Разспалением же сердце и розгорѣния ради своея неутолимыя утробы, вред своея лютости горлом и языком наружу изрыгает; время же своего походу на Рускую землю, на богоспасаемый град Псковъ, всѣ объяви, листы возвателныя во всю Литовскую землю посылает.

За грехи наши посылаются Богом на христианский народ различные испытания, и вот высокогорделивый литовский король Стефан разгорелся сердцем на богоспасаемый град Псков. Распалясь сердцем и разгорясь своей неутолимой утробой, горлом и языком изрыгнув яд своей злобы, он объявил всем время своего похода на Русскую землю, на богоспасаемый град Псков, послав по всей своей Литовской земле письма с призывом.

Во иныя же страны и во многие языки молебносовещателными грамоты началником коеяждо земля и их воином посылает,[34] образом имуще писание сицево: «Король польской, князь великий литовский, руский, пруский, жемодцкий, мозовецкий, князь седмиградцкий и иных Степан. Ближним моим другом и сусѣдом (по имени начальному коегождо) на своем державстве радоватися! Да вѣсте, иже извѣсно слышасте, елико мимошедшия два лѣта рускому царю пакости сотворих и колицы его грады, приближныя к моей земли, от власти отнях и своему высокому присовокупих державству; и елико во сразительном бою над его войском одолѣния покозовах; и елицем руским богатеством обогатихся и воины своя обогатих, в землю мою накотих всяким преизобилованьем Руския земли сокровищей; и колико уничижение и страх Руския земли нанесох; и колику славу высокому своему королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому, и всѣм моим подручным великим паном и гетманом, и всѣм бесчисленным воином приобретох. Сим же мимоходящих, на прежняя простиратися начинаю. На высоком же степени стою, на высочайшея же и превысокоя простираюся, якоже хитрословцы научат и пишут: „На высоком ли холму стоиши, высочайше же того и преизобительнейшу гору ищу и средѣ ю владѣти начинаи. Якоже и лев, аще держит зайца и видит верблуда, оставляет зайца и гонит верблюда”.[35] Сицевым образом всемудре разсудительне усмотрех, в нынешнее третьеѣ лѣто паче прежних многосилным подъемом подымаюся на Рускую землю. Сам же своим другом и сосѣдом ближним мудродруголюбныя совѣты совещаю, да аще хощете, вкупе совещавшеся, да подыметеся со мною кождо со всесилным своим войском, и вкупе устремимся на Рускую землю, наипаче на славные Руския земля великий град, именуемый Псковъ.

В другие же страны и многие земли правителям каждого государства и их воинам посылает молебносовещательные грамоты, в которых было написано так: «Король польский, князь великий литовский, русский, прусский, жемойтский, мазовецкий, князь семиградский и иных земель Стефан. Ближайшим моим друзьям и соседям (указывалось имя каждого) в своей державе желает здравствовать! Известно вам, ибо вы, конечно, уже слышали, сколько в прошедшие два года причинил я бед русскому царю и сколько городов, граничащих с моею землею, отнял у него и присоединил к своей великой державе; сколько побед одержал над его войском в боевых сражениях; как сам обогатился русским богатством, и воинов своих обогатил, и землю свою наполнил несметными сокровищами Русской земли, сколько унижения и страха принес Русской земле; и какую славу завоевал могущественному своему Польскому королевству и Великому княжеству Литовскому, и всем подчиненным мне великим панам и гетманам, и всем бесчисленным воинам. Все это было в прошлом, но о том же и ныне помышляю. Высоко стоя, к высшему и высочайшему стремлюсь, как пишут и учат мудрецы: „Если на высоком холме стоишь, то выше его и изобильнее гору ищешь и владеть ею хочешь. Так и лев: если держит зайца и видит верблюда, то оставляет зайца и гонится за верблюдом”. Таким образом мудро и рассудительно все рассмотрев, в нынешний третий год с великою силою, большею, чем прежде, поднимаюсь я на Русскую землю. Сам же к своим друзьям и ближайшим соседям обращаюсь с исполненным дружбы советом: если хотите, посовещавшись, подымайтесь со мною каждый со своим всесильным войском, и все вместе устремимся на Русскую землю, прежде всего — на славный в Русской земле великий град, именуемый Псков.

О сем же граде Пскове именно свещеваюся с вами и повѣдаю вам, якоже о нем слышахом. Первие, зѣло превеликого сказываху, паче же четвероограденъ всекаменными стенами, многославен же в земли той и многолюден. Чрез сего великого града Пскова, повѣдаху, рецѣ текущей скрозѣ каменныя стѣны,[36] по рецѣ же той во градѣ многопотребныя вещи стояху, богатеством же паче мѣры сего сияти, сказываше. Сего ради великого и славнаго града Пскова всѣх вас, другов своих, созываю. И сего же града великого восприиму и со окрестными его грады, превеликою же и многославною славою облекуся и вас с собою возвеличю, яко совѣтников моих и другов. Богатеством же многим во градѣ Пскове безсчисленно обогащевся, и вы, мои друзи, и вся наша великая и храбрая безсчисленое войско обогатятца. Многолюдный же и благородный в великом том граде Пскове плѣн всякия по чину беззавистно розделим, непокоривыи же во граде и многолюдныя народы мечю предадим. Великия же своя гетманы во граде Пскове устроив, и здравыи высокия победителя в Литовскую землю возвратимся, и кииждо великим богатеством и плѣном на свои панства розъѣдемся. Рускому же великому князю конечное безчестия и срам нанесем, и великую кручину и вредъ в сердце о таковем великом граде жалостно ему принесем. Мы же во всю вселенную прославимся, яко руского великого князя и славный его град Псковъ возприяли есмя».

Об этом граде Пскове и хочу посоветоваться с вами и сообщаю вам, что о нем слышал. Во-первых, рассказывают, что он очень велик, более того, огражден четырьмя каменными стенами, прославлен в земле той и многолюден. Говорят, что сквозь каменные стены этого великого града Пскова течет река и пересекает весь город, а по берегам реки той расположено в городе все необходимое, богатства же его, говорят, неисчислимы. Именно потому на этот великий и славный град Псков всех вас, друзей своих, зову в поход. И, взяв этот великий город с окрестными его городами, я покрою себя величайшею многославною славою и вас вместе с собою возвеличу как советников моих и друзей. Богатством же многим в городе Пскове обогащусь безмерно, и вы, друзья мои, и все наши великие и храбрые бесчисленные войска обогатятся. Всех пленных, знатных людей великого того града Пскова и народ, беспристрастно и справедливо поделим, а многочисленных непокорных людей в городе мечу предадим. Назначив великих гетманов в град Псков, мы возвратимся в Литовскую землю сильными и славными победителями и разъедемся по своим владениям с великим богатством и пленом. Русского же великого князя окончательно обесчестим и опозорим, сердце его наполним великой кручиной, болью и жалостью о таком великом городе. Мы же на всю вселенную прославимся тем, что победили русского великого князя и взяли славный его град Псков».

И тако написав и розослав многогорделивое и безбожное свое послания во многия страны и языки.

Так написав, он разослал многогорделивое и безбожное свое послание во многие страны и земли.

Сие же послание приидет от литовского короля Степана во многия земли начала. Онем же сия прочетшу, и паки кождо от себя отписывают, образом имуще писания сицево: «Честнѣйшему высокостольнийшему королю польскому и великому князю литовскому радоватися! Мудросложныя и друголюбныя и совътовальная твоя к нам послания любезно прием и прочтох и разумъх писания, к тобѣ же совѣта своего не отрицаемся, но и паче любезно предпосылаем. Сами же и с своими войсками с тобою итти на Псков град готови есмя и идеве. А яже писал еси о граде том о Пскове, яве толико же и во всѣх наших странах и о багатествѣ его слава ношашеся. А яже о четверокаменных оградных стенах града того крѣпости писаше, и мы то вѣдаиве. Аще и десять или дважды толико каменных стѣн во граде Пскове будет, но и толицеми крѣпостми противу твоего великого и высокого имени никая же твердость отстоятися не может, и всякими хитростми и мудрым умышлением сего можетъ взяти». И тако всѣ совершают и посылают х королю своя хвалебная послания.

Это послание от литовского короля Стефана пришло во многие земли и края. Там прочли его, и каждый в ответ отправил послание, подобное этому: «Честнейшему и высокостольнейшему королю польскому и великому князю литовскому здравствовать! Мудросложное, и дружелюбное, и наставительное твое послание к нам с любовью приняли, и прочли, и рассмотрели, и совета твоего не отвергли, но с еще большей любовью тебе отвечаем. Мы со своими войсками готовы идти на Псков-град и уже выступаем. А что писал ты о граде том Пскове, то и во всех наших странах пронеслась слава о его богатстве. А что касается четырех каменных крепостных стен города, то и мы о них знаем. Но если и десять, и в два раза больше каменных стен в граде Пскове будет, то и столь укрепленная твердыня против твоего великого и высокого имени устоять не сможет, всевозможными хитростями и мудрыми измышлениями сможем город взять». И так все пишут и посылают к королю свои хвалебные послания.

Вкупе же и сами многочисленныя земли в Литву х королю Степану собираютца: на славный град Псков безчисленою ратью вооружаютца, многия же орды и многия земли с литовским королем Степаном подимаютца на славный град Псков. Славы ради града собираютца языцы мнозии, имже имена суть сия: литовския люди, полския люди, угорския люди, мозовшаня, нѣмцы цысарския, датцкия, свитцкия, сшлоцкия, бруцвицкия, любския. И всяких наемных людей 60 000, а своих у него людей собрано 40 000;[37] и всего у него войска 100 000, опричь торговых людей.

Из многочисленных земель собираются к королю Стефану в Литву бесчисленные полки и вооружаются на славный град Псков, многие орды и многие земли подымаются с литовским королем Стефаном на славный град Псков. Привлеченные славой города, собираются многие народы, их имена таковы: литовские люди, польские люди, угорские люди, мазовшане, немцы цесарские, датские, свейские, сшлоцкие, бруцвицкие, любечские. И всего наемных людей 60 000, да своих людей у короля собрано 40 000; и всего у него войска 100 000, помимо торговых людей.

Собравшим же ся сима многима земляма в Литву х королю Степану, тогда видѣвъ всегорделивый той король много собравшуяся у себя великую силу, тогда болма разгордѣся во своем высоком безбожном помысле, глаголя, яко: «Не токмо Псков град толикою силою возму и сь его пригороды, но и Великий Новъград и со всѣми предѣлы ноугородцкими». Такоже и приближныя его изналѣпшими гетманы сицевоя же глаголаху: «Милостивый государь, королю Степане, толико видев твое безчисленое войско, вся пребывающея люди во граде Пскове, государю, вси убоятца, и устрашатца, и не имут против толикия силы и сами стояти. Кая ли гора от каковы воды многи отстоятися может, или, государю, кая, градастеновная крѣпость против твоих великих стенобитных сосуд крепятца? Или, государю, еще к тому тобѣ воспоменем наизряднеѣ сию рѣчь. Милостивый государю, королю Степане, кий домыслъ таковъ будет в руских во Пскове воивод или всяких хитрецовъ, иже домыслитца против твоего великого разума и твоих великих гетмановъ мудроумышленного ума? Или, государь, кий град или коя осада, преже и нынѣ, от наших крѣпких и храбрых и непобедимых витезь и мудрых градоемцов отстоятца? Ныне же, государь, изрядне поспешествуй на путь на град Псковъ и здрав буди, в славном граде Пскове владычествуй. Такоже и до нас буди милостивъ, яко сердечне с тобою бѣхом, ко взятью толика града трудивеся».

Когда все эти многие народы собрались в Литве у короля Стефана, тогда увидел всегорделивый тот король многую собравшуюся у себя великую силу и еще больше возгордился в своем тщеславном безбожном помысле, говоря: «Не только Псков-град и его пригороды с такою силою возьму, но и Великий Новгород со всеми уделами новгородскими». Об этом же говорили и приближенные его наилучшие гетманы: «Милостивый государь, король Стефан, увидев столь бесчисленное войско твое, все пребывающие в граде Пскове люди, государь, убоятся и устрашатся и не станут сопротивляться такой силе. Какая гора сможет устоять против потопа и какая, государь, огороженная стеной крепость сможет укрепиться против твоих мощных стенобитных орудий? И еще, государь, напомним нечто приятное для тебя. Милостивый государь, король Стефан, какой ум должны иметь воеводы Пскова и всякие мастера, чтобы в замыслах быть выше твоего великого разума и глубокомысленного ума твоих великих гетманов? И еще, государь, какой град и какая оборона прежде и ныне устоит перед нашими крепкими и храбрыми и непобедимыми витязями и искусными градоемцами? Ныне же, государь, поспеши готовиться в путь на град Псков и здравствуй, в славном граде Пскове владычествуй. Также и к нам милостивым будь, ибо всем сердцем были мы с тобой, усердно готовясь к взятию города».

Сия же многопохвальныя рѣчи слышав король от своих первосовѣтников, тольми же паче гордынею и превознесеся на град Псков, якоже древний горделивый Сенахирим,[38] царь асирский. Егда многия грады окрестныя Ерусалимскии за себя взя, тогда высотою помысли и на Ерусалим устремися, такоже на свою силу многую надѣяся, якоже рече: «Не токмо града Иерусалима от меня царю Езекѣю с народы отстояти, но и Богу невозможно пособити против моея безчисленыя силы». Сего же горделивое превозношения и многобогохульныя глаголы услыша Богъ сицевым образом: егда приити ему под Ерусалим град и град осадившу, наутрии же воставшу Асихириму, царю асирийску, и обрѣте убитых своих вои 185 000; и сие увидев, в мале дружинѣ в Ниневгию убежа и тамо от своих детей убиен бысть. Такоже и сему горделивому королю Степану случися подо Псковом неизреченным промыслом Божиим, яко и Насихириму царю. О нем же пространно впреди скажем, нынѣ настоящее да глаголетца.

Выслушав эти многохвалебные речи своих первосоветников, король еще больше вознесся гордынею на град Псков, как в древности горделивый Сеннахирим, царь Ассирийский. Тот, когда взял многие города окрест Иерусалима, то в высокомерном помысле и на Иерусалим устремился, также на многую силу свою надеясь и говоря: «Не только царь Езекия с народом своим не сможет защитить от меня город Иерусалим, но и Бог ему не поможет против моей бесчисленной силы». Его надменное хвастовство и богохульные речи услышал Бог и так совершил: когда пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, под Иерусалим-град и осадил город, то наутро, встав, обнаружил в войске своем 185 000 убитых; и, увидев это, он убежал с малой дружиною в Ниневию и там был убит своими детьми. То же, что и с Сеннахиримом-царем, случилось под Псковом и с горделивым королем Стефаном по неизреченному промыслу Божию. Об этом пространно впоследствии скажем, ныне же поведем речь о происходящем.

Король же литовский Степан на прегорделивом своем мѣсте рядныя же своя паны с собою посади и начаша полки розряжати, коим его великим паном и гетманом в коем полку воиводами быти.[39] Первие же поставляет передовой полкъ. В передовом полку поставляет пана Миколая Родивила, виленского воиводу, гетмана великого литовского, да пана Остафья Воловича, пана виленского, да пана Яна Дорогостайского, воеводу полотцкого.

Король литовский Стефан на прегорделивом своем престоле панов-советников рядом с собою посадил, и начали они распределять полки, кому из его великих панов и гетманов в каком полку быть воеводами. Сначала он назначает воевод в передовой полк. В передовой полк он ставит пана Николая Радзивилла, виленского воеводу, гетмана великого литовского, и пана Остафия Воловича, пана виленского, да пана Яна Дорогостайского, воеводу полоцкого.

Правая рука. В правой рукѣ поставляет пана Яна Тишку жамоцкого, да пана Мерихоря Шеметя, кухвиста литовского.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!