ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖДЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ 18 страница



Тогда в соборной церкви Живоначальной Троицы духовенство с плачем, и со слезами, и с воплем великим служило молебен, об избавлении града Пскова Бога моля. Псковичи же, простившись с женами и детьми, сбежались к проломному месту, и приготовились крепко против врага стоять, и всем сердцем Богу обещали честно умереть всем до одного за христианскую веру, за Псков-град, и за свои дома, и за жен, и детей.

Сим же тако бывающим, того же дни въ 6 часъ яко многая вода возшумѣ и многий гром возгремѣ, и все безсчисленное войско, возвижжавше, на проломныя мѣста на градовную стену скоро и спешне устремившеся, щитами же, и оружием своим, и ручницами, и безсчисленно копьеми, яко кровлею, закрывающеся.

Когда все так приготовились, то в тот же день, в шестом часу, словно великий поток зашумел и сильный гром загремел, — то все бесчисленное войско, закричав, устремилось скоро и спешно к проломам в городской стене, щитами же, и оружием своим, и ручницами, и бесчисленными копьями, как кровлею, закрываясь.

Государевы же бояре и воеводы и со всѣм многим воинством такоже Бога на помощь призывающе, крикнувше християнским языком, руский ясак возвавше, такоже на стены града с ними крѣпко сразишеся. Литовская же безсчисленная сила на градовую стѣну, яко вода многая, льющеся; христьянское же множество вой, яко звѣды небесныя, противу крепящеся, восхода на стену не дающе. И бѣ яко гром велик, и шум многъ, и крикъ несказаненъ от множества обоиво войска, и от пушечнаго звуку, и от ручного обоих войскъ стреляния и воинского крика. Псковскому же воинству восходу на городовую стѣну литовскому воинству не дающе, онемъ же безаконному литовскому войску крѣпко и дерзостно на стѣну лѣзущим. Пролому же и восходу во град от литовъского наряду великую пробиту и удобвосходну, яко и на конех на градовую стѣну возможно ѣздити. Защищение же и затулы никоея же в тѣх в проломных мѣстех от литовского наряду, у Покровских и у Свиных ворот, за чѣм стояти, ничто же не оставлено бяше. Против же проломных мѣстъ защищения ради с литовскими о градоемстве бою во граде стена деревеная со многочисленными бои и в то время вся несогражена бяше безсчисленного ради и безпрестанного бою из норяду литовских людей, но токмо основанию основающюся. Того ради литовские люди многие на стены воскочиша града Пскова, и многие рохмисты и з гайдуки и з своими знамены в Покровскую и в Свиную башню влѣзше, из-за щитов же своих, из акон в город по крестьянскому войску стреляюще безпрестанно. Всѣ же надежныя, первовоскочивше первово на стену, лютии литовские градоемцы желѣзы и бронями крѣпце окованы и вооружени бяше. Государевы же бояре и воиводы со всѣм христьянским воинством противу их непрестанно и безоотступно крѣпко стояше, изрядне же и мужественне бьющеся, входу врагом во град неослабными образы не дающе.

Государевы же бояре и воеводы со всем великим войском, Бога на помощь призвав, бросили христианский клич, призывно вскричали и крепко сразились с ними на городской стене. А литовская бесчисленная сила, как поток водный, лилась на стены городские; христианское же великое войско, как звезды небесные, крепко стояло, не давая врагу взойти на стену. И стоял гром великий, и шум сильный, и крик несказанный от множества обоих войск, и пушечных взрывов, и стрельбы из ручниц, и крика тех и других воинов. Псковские воины не давали литовским войскам взойти на городскую стену, а нечестивое литовское войско упорно и дерзко лезло на стену. Пролом, пробитый литовскими снарядами, был велик и удобен для приступа, даже на конях можно было въезжать на городскую стену. После литовского обстрела не осталось в местах пролома, у Покровских и Свиных ворот, никакой защиты и укрытия, за которыми можно было бы стоять. В то время у проломов внутри города деревянная стена со множеством бойниц для защиты от литовцев во время приступа к городу еще не была закончена из-за бесчисленной и беспрестанной пальбы литовских орудий, только основание ее было заложено. Поэтому многие литовские воины вскочили на стену града Пскова, а многие ротмистры и гайдуки со своими знаменами заняли Покровскую и Свиную башни и из-за щитов своих и из бойниц в город по христианскому войску беспрестанно стреляли. Все эти проверенные лютые литовские градоемцы, первыми вскочившие на стену, были крепко в железо и броню закованы и хорошо вооружены. Государевы же бояре и воеводы со всем христианским воинством твердо стояли против них, непреклонно и безотступно, сражаясь доблестно и мужественно, решительным образом не давая врагу войти в город.

Литовский же всехвальный король Степан, видѣвъ своих рохмистовъ и надежных градоемцовъ и гайдуковъ, яко влѣзше на стены града и в башнехъ и з знаменами уже стоящих, и во град по народу безчисленно стреляюще, ко взятию града путь очищающи, нескозанныя радости исполнися и надежею ко взятью града збытья смотряюще. Сам же король ко граду приближися, во храм великого мученика Христова Никиты, от града яко поприще едино. Такоже и приближнии его первосовѣтники и его любимыя избранныя дворяне, радостне приступльше х королю, надежно и похвально глаголаху: «Свершен еси, государь нашъ, милостивый король Степане, владѣлец и победительный восприимникъ славному граду Пскову прославися. Молим же твою преумноженную ласку, да отпустиши и послеши нас напред в замок Псков, и да не похвалятца пред тобою рохмисты, яко мы едины з гайдуки Псковъ град восприяли есмя».

Литовский же достохвальный король Стефан, увидев, что его ротмистры и верные градоемцы и гайдуки уже влезли на стены града, и в башнях стоят со знаменами, и в город по народу беспрестанно стреляют, очищая путь для взятия города, исполнился радости несказанной и уже надеялся увидеть взятие города. Сам же король к городу приблизился, остановившись у храма Никиты, великомученика Христова, что в одном поприще от города. Тогда приближенные его первосоветники и любимые его избранные дворяне радостно окружили его, уверенно и льстиво говоря королю: «Ты, государь наш, милостивый король Стефан, уже прославился как истинный завоеватель и победитель славного града Пскова. Зная твою превеликую доброту, молим тебя отпустить нас и послать вперед на крепость Псков, чтобы не хвастались потом перед тобою ротмистры, что они с гайдуками одни взяли град Псков».

Король же сие слышав от своих дворян и первосовѣтник, яко и тѣ радостно и своими промыслы сами его желание исполнити хотят, тогда король вельми радости наполнися. Веселым же лицем и радостным сердцем к ним, яко к своим братомъ, отвещеваша: «Вы, мои друзи, сицавая друголюбивая совѣты возвещаете, то и яз с вами иду и другов своих, вас, не отстану». Они же ему отвещаше: «Ты, государь король Степане, своим великим и славным королевским входом в таковый великий град Псков да внидеши, якоже великий царь Александръ Макидонский и всее вселенныя владѣлец в Рим великий и славное свое вшествие показа. Мы же, государю, твоя рабы, якоже Александра царя из Рима, из ствоего великого града Пскова славна же стретем, и побѣдныя многохвальныя пѣсни принесем, и преумноженное псковское богатество твоему приходу все уготоваем. Такоже государевы бояре и воиводы, еже во граде Пскове великого князя руского, плѣнника приведем. Наипаче, государю, яко многочисленное сокровище и руского царя вещь, два его боярина и воиводы: ового яко первоначального во граде Пскове великого гетмана, князя Василья Федоровича; ового же яко славнаго, и крѣпкого, и непоколебимаго, великаго и храбраго гетмана, князя Ивана Петровича; обоих же в Руси и у нас славных Шуйских связаных пред тобою поставим. Ты же, государю, за их непокорство к тобѣ, еже хощеши над ними, такоже и надо всѣми начальники да твориши». Король же, сие слышав, с радостию отпущает их на стены града Пскова, сие же им прирек, яко: «Вѣмы, друзи, по вашему доброму вещанию доселе збывашеся и нынѣ збудетца. Еже хощете сотворити, да сотворите, ничтоже бо никогда противу вас и разумнаго умышления вашего укрѣпитца».

Король же, услышав от своих дворян и первосоветников, что те радостно и по собственной воле сами хотят его желание исполнить, еще большей радостью исполнился. С веселым лицом и радостным сердцем он отвечал им как своим братьям: «Если вы, мои друзья, такое дружеское решение принимаете, то и я с вами иду и вас, друзей моих, не оставлю». Они же ему отвечали: «Ты, государь король Стефан, как подобает великому и славному королю, вступишь в столь великий град Псков, как великий царь Александр Македонский, всей вселенной властитель, торжественно вступил в великий Рим. Мы же, твои рабы, государь, как рабы Александра-царя в Риме, с честью встретим тебя в твоем великом граде Пскове, и победные многохвалебные песни тебе вознесем, и несметное псковское богатство к твоему приходу все приготовим. А государевых бояр и воевод, поставленных великим князем русским в граде Пскове, пленниками приведем. Более того, государь, самое ценное сокровище и русского царя достояние, двух его бояр и воевод: первого — самого главного в граде Пскове, великого гетмана князя Василия Федоровича; второго — славного, стойкого и непоколебимого, великого и храброго гетмана, князя Ивана Петровича, обоих Шуйских, прославленных в Руси и у нас, связанными перед тобою поставим. Ты же, государь, за их непокорство перед тобою, как хочешь, так и поступай с ними и со всеми их военачальниками». Король, услышав это, с радостью отпускает их на стены града Пскова, им следующее сказав: «Верю, друзья, как доселе все сбывалось по вашему доброму предсказанию, так и нынче сбудется. Что хотите делать, то и делайте, ничто и никогда не устоит против вас и ваших разумных замыслов».

Такоже отобравшеся их, избранных градоемец и приближных королевыхъ дворян, 2000; в розбитую от них сторону во Свиную башню надкашеся и начаша стреляти из оконъ по крестьянскому народу, противу их ополчения; яко от велика дождевна облака ручничными пулками, яко безсчисленными краплями, народ поливающе и яко змииными жалами крестьян уморяюще. Такоже и в Покровскую башню и по всему проломному мѣсту крѣпко литовъские люди насиляюще, отбивают от того мѣста руское христьянское воинство, ко взятию града путь очищают.

И собралось их, избранных градоемцев и приближенных к королю дворян, 2000; и хлынули они через пролом в Свиную башню и начали стрелять из бойниц по христианскому народу, по их ополчению; как из огромного дождевого облака бесчисленные капли, полились на народ ружейные пули, словно змеиные жала, язвя насмерть христиан. И в Покровской башне, и по всему пролому сильно наседали литовские воины, оттесняя от того места русское христианское воинство, очищая путь для взятия города.

Государевы же бояре и воиводы и всѣ воинские люди и псковичи такоже противу их крѣпко и мужественно противу их стояху: овии под стеною с копьи стояху, стрельцы же ис пищалей по них стреляху, дѣти же боярские из луков стреляху, овии на них камение метаху, овии же всяческии о избавлении града Пскова образы показующе. Такоже из норяду по них непрестанно стреляюще и никоими образы снити во град не дающе. Литовскому воинству крѣпце и напорне з стены, и з башен, и из оконъ по рускому воинству стреляюще безпрестанно, и переменяяся литва бьющеся всячески, и «Град Псковъ возьмем!» — глаголаху. Король же литовский к ним такоже часто о взятии града посылая, такоже и гетманы и рохмисты литовские и все многое собранное воинство литовское запрещением понужающе.

Государевы же бояре и воеводы, и все ратные люди, и псковичи с ними тоже крепко и мужественно бились: одни под стеною с копьями стояли, стрельцы стреляли по врагам из пищалей, дети же боярские из луков стреляли, другие же бросали в них камни, остальные, кто как мог, помогали спасению града Пскова. И из орудий непрестанно по врагу стреляли, и никоим образом не давали сойти в город. Литовское же воинство упорно и настойчиво со стен, и из башен, и из бойниц беспрестанно стреляло по русскому воинству; сменяя друг друга, литовцы бились, говоря: «Град Псков возьмем!» Король же литовский часто посылал к ним, спрашивая о взятии города, и грозно торопил гетманов и ротмистров литовских и все многочисленное войско литовское.

В богоспасаемом же граде Пскове такоже государевы бояре и воиводы своему воинству с любовию и со слезами на бой понужающе, христьянскому воинству сердечне и безотступне с ними бьющеся. И бѣвидѣти христьянские главы, яко пшеничныя класы, от земля востерзающеся и тако за Христову вѣру скончавашеся. Овем же многочисленным раненым от литовского оружия изнемогши и от многого труда истаевшим, — дню же тогда зѣло от солнечных лучь жаростну бяше; но токмо Божиим покровом и на него вооруженьем надежным крѣпящеся.

А в богоспасаемом граде Пскове государевы бояре и воеводы с любовью и слезами призывали своих воинов на бой, и христианское воинство самоотверженно и стойко билось с врагом. И горько было видеть, как христианские воины, словно пшеничные колосья, вырванные из земли, погибали за христианскую веру. Остальные изнемогли от многочисленных ран, нанесенных литовским оружием, и ослабели от усталости — день тогда был очень солнечный и знойный; но все крепились, вооружась надеждою на Бога и его заступничество.

По граду же богоспасаемому Пскову и в соборной церкви Живоначалныя Троицы безпрестанно къ Богу со слезами и со воздыханиемъ многим о спасении Бога молящии. И якоже прииде вѣсть во храм Живоначальныя Троицы всему освещенному собору, яко уже литовская сила на стенах и въ башнех, и со знаменами ходят, и во граде стреляют, сход своего пути очищают, тогда же печерский игумен Тихон и протопоп Лука и весь, яже о Христе, всего того богоспасаемаго града Пскова свещеннический и еже о Христе дьяконстий освещенный собор, якоже сие слышав, всии же воскричавше гласы немолчными и руцѣ простирающе к пречистому образу, на колѣну припадающе, слезами же мрамор помоста церковнаго, яко струями многими реки, возмочиша, къ Богородицы о спасении града Пскова и живущих в нем умилне молящеся. Такоже и жены благородныя и к молебному стоянию в соборную церковь сошедшеся, кричаще, и гласы ревуще, и в перси своя бьюще, Богу и Пречистой Богородицы молящуся, о забрала же и о помостъ убивающеся, молебне вопиюще. Такоже и во всем великом в богоспасаемом граде Пскове по домом оставившеся жены со всѣми своими чады и малыми младенцы пред святыми образы умильне плачюще и гласы вопиюще, в перси своя бьюще, Богородицу со всѣми святыми на помощь и на молитву призывающе, о своих гресех и о избавлении града Пскова Бога моляще. По улицам же всѣж богоспасаемаго того града Пскова бѣ крик великъ, и стенания много, и вопль несказанен.

В богоспасаемом граде Пскове и в соборной церкви Живоначальной Троицы беспрестанно со слезами и скорбью многою молили Бога о спасении. И как пришла в храм Живоначальной Троицы весть всему освященному собору, что литовские воины уже на стенах и в башнях, и со знаменами ходят, и по городу стреляют, очищая путь для схода, тогда печерский игумен Тихон и протопоп Лука и всего того богоспасаемого града Пскова христианский священнический и дьяконский освященный собор, услышав это, вскричали голосами неумолчными, руки простирая к пречистому образу, на колени пали и мрамор помоста церковного слезами, как струями многими реки, омочили, слезно молясь Богородице о спасении града Пскова и живущих в нем. И жены благородные сошлись в соборную церковь на молебен, крича и в голос рыдая, в грудь себя ударяя, Богу и Пречистой Богородице молились, о перила и о пол бились, жалобно восклицая. Так и во всем великом богоспасаемом граде Пскове женщины, оставшиеся дома со своими детьми и малыми младенцами, пред святыми иконами слезно молились и в голос рыдали, в грудь себя били, Богородицу со всеми святыми призывая на помощь и прося их молиться за город, о своих грехах и об избавлении града Пскова Бога молили. По всем улицам богоспасаемого того града Пскова стоял крик страшный, и стенанье громкое, и вопль несказанный.

Литовскому же воинству крѣпко и надежно насилующу: «Приидѣте, рече, друзи, и потребим всѣх во Пскове живущея за непокорение их; и не помянетца имя крестьянское во Пскове, к тому яко прикрых сень смертная, и иже измет их из руку нашу!»

Литовское же воинство крепко и упорно наседало, крича: «Вперед, друзья, уничтожим всех живущих в Пскове за непокорность их; и не вспомянется имя христианское в Пскове, ибо покрыла их тень смертная, и нет того, кто спасет их от руки нашей!»

Кто возглаголет силы Господня, или кто слышаны сотворит хвалы его? «Блажени бо, — рече, — вси боящеися Бога, ходяще в путех его труды плод своих снѣдят».[52] «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней, земнии же сынове человечестии, вкупе богат и убог».[53] Приидѣте же, вся святыя Руские земли християнского православия, яже и вы с нами споболѣзновасте и молитвами своими къ Богу нам помогосте, и в Богом прославленый той град Псков, воистинну же реку, яко в богоспасаемый град Псковъ. Вкупе прославим и возвеличим Троицу Святую, торжествене речем: «Богъ нам прибѣжище и сила, помощникъ в скорбех, обретших ны зѣло, сего ради не убоимся»,[54] воистинну бо реку, яко не убоимся, по пророческому гласу, яко: «Велий Господь и хвален зѣло во граде Бога нашего, в горѣ святѣй его, Богъ в тяжестехъ его знаем есть, егда заступаетъ и».[55] И во смирении нашем помяну ны Господь, яко царие земстии собрашеся вкупе на богоспасаемый град Псков, вкупе глаголюще: «Богъ оставил есть его, поженете и возмемъ его, яко нѣсть избавляяи».[56]

Кто поведает о силах Господа и кто огласит хвалы ему? «Блаженны, — сказано, — все боящиеся Бога, ходящие по путям его плоды трудов своих вкусят». «Услышьте это, все народы, внемлите, все живущие во вселенной, земные сыны человеческие, равно богатый и убогий». Все святые Русской земли и земель христианского православия, кто нам соболезновал и помогал молитвами своими к Богу, придите в Богом прославленный град Псков, воистину же скажу, в богоспасаемый град Псков. Вместе прославим и возвеличим Святую Троицу, торжественно помолимся: «Бог нам прибежище и сила, помощник в бедах, охвативших нас, потому и не убоимся мы, воистину говорю, — не убоимся, ведь сказано пророком: „Велик Господь и прославлен во граде Бога нашего, на святой горе его; Бога в беде познаем, когда защищает он свой город"». И в смирении нашем вспомнил нас Господь, когда цари земные собрались вместе на богоспасаемый град Псков, говоря: «Бог оставил его, поспешим и возьмем его, ибо нет избавляющего его».

О окояннаго твоего и всегорделиваго языка литовский начальниче, Оботуре Степане,[57] и со всѣмъ твоим безумъным воинством! Како речете, акаяннии, яко «нѣсть избавляяи»? «Господь сил с нами, заступник нашъ, Богъ Ияковль».[58] Богъ, в Троицы славимый, единъ Богъ, в три имена розделяем, во едином свойстве познаваем, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ! На него же надѣемся и уповаем, а не якоже ты, Оботура, в беззаконной своей ереси не знаеши его, но превознесе на град Псковъ до небеси, надѣеся по своему безумию, множеством силы своея хвалящеся. Пожди, окоянне, что узриши над своею силою и уразумѣеши, яко «нѣсть избавляя нас», якоже написах многоя твоя гордое хваление на град Псковъ. Противу же сего и уничижение приимеши: от высокого своего возношения до ада снидеши и со всѣм своим воинством, «яко во смирении нашем помяну ны Господь и избавил ны есть от враг наших».[59] И услыша Господь моление раб своих, манием неизреченнаго своего милосердия начало збытья Владычня, егда призрѣ на свое достояние и яви над своими рабы великую свою милость.

О начальник окаянного и всегорделивого народа твоего литовского, Стефан Оботур, и все твое безумное войско! Как можете говорить, окаянные, что «нет избавляющего нас»? «Господь сил с нами, заступник наш, Бог Иакова». Бог, в Троице славимый, единый Бог, на три имени разделяемый, но в единой сущности познаваемый — Отец и Сын и Святой Дух! На него надеемся и уповаем, не то что ты, Оботура, в безбожной своей ереси не признаешь его, а до небес вознесся, идя на град Псков, в безумии своем надеясь и хвалясь множеством силы своей. Подожди, окаянный, узришь, что станет с твоею силою, и уразумеешь, что значит нет избавляющего нас, как ты написал о граде Пскове в своем гордом и полном хвастовства послании. За это и унижение примешь: за свое гордое возношение в ад сойдешь со всем своим воинством, «ибо в смирении нашем вспомнил о нас Господь и избавил нас от врагов наших». И услышал Господь мольбу слуг своих, и начало совершаться все по воле неизреченного милосердия Владыки, когда взглянул он с участием на своих подданных и явил слугам своим великую свою милость.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!