ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖДЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ 13 страница



В комментариях даются ссылки на произведения польских авторов, участников осады Пскова: Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию (осада Пскова) и дипломатическая переписка, главным образом к заключению Запольского мира. Издал по поручению импер. Академии наук М. Коялович. СПб., 1867. (Далее в тексте — Коялович); Пиотровский С. Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию. (Осада Пскова) / Пер. с польского О. Н. Милевского. Псков, 1882. (Далее — Пиотровский); Гейденштейн Р. Записки о московской войне (1578—1582) / Пер. с лат. СПб., 1889. (Далее — Гейденштейн).

ПЕРЕВОД

ПОВЕСТЬ О НАШЕСТВИИ ЛИТОВСКОГО КОРОЛЯ СТЕФАНА С ВЕЛИКИМ И ГОРДЫМ ВОЙСКОМ НА ВЕЛИКИЙ И СЛАВНЫЙ БОГОСПАСАЕМЫЙ ГРАД ПСКОВ; ОТКУДА И КАК И КАКИМ ОБРАЗОМ ПОСЛАЛ ЕГО БОГ ЗА ГРЕХИ НАШИ НА РУССКУЮ ЗЕМЛЮ, И КАК ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ ПРЕБЕЗНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ К НАМ, ГРЕШНЫМ ХРИСТИАНАМ, УШЕЛ ОН ОТ ГРАДА ПСКОВА СО СТЫДОМ МНОГИМ И С ВЕЛИКИМ СРАМОМ

Бѣ же сие в лѣто 7085-го, во царьство благовѣрнаго и христолюбиваго государя нашего, царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца, и при благовѣрных его царевичех, царевиче князѣ Иване Ивановичѣ[1] и царевиче князѣ Федоре Ивановичѣ.[2]

Было же это в год 7085-й (1577), в царство благоверного и христолюбивого государя нашего, царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, и при благоверных его царевичах, царевиче-князе Иване Ивановиче и царевиче-князе Федоре Ивановиче.

Правящих и государем нашимъ добре православныя християнство Росийское царство, от околних же невѣрных царей, и королей, и всяких начальникъ, воюющих и насилующих его, государя, Росийское царство православных, и яже под его царьскою высокою десницею всѣх живущих обороняше и защищашя. Наипаче за святыя церкви и честныя монастыри и за святую православную християнскую вѣру изрядно на враги стояще и побораху, бѣ бо от Бога первопрестольный християнский царь во вся четыре конца вселенныя, совершенныя его ради святыя християнския вѣры хранящего и тверде сию держати и хранити непорочне и повелевающего.

Достойно правили государи наши православным христианским Российским царством, всех живущих под их царскою высокою десницею обороняли и защищали от соседних иноверных царей, и королей, и всяких военачальников, воюющих и разоряющих его, государя, Российское царство православных. Особенно твердо стояли и боролись они против врага за святые церкви и честные монастыри и за святую православную христианскую веру, ибо поставлен первопрестольный наш христианский царь на все четыре конца вселенной от Бога, повелевающего хранить святую христианскую веру и твердо ее держать и хранить непорочно.

В та же времена на его государство прииде к нему, государю, вѣсть от полуношныя страны Росийского его царство о насилии и о нахожении вои худѣйших, паче иных земли, от Вифлянския земли нѣмец:[3] не токмо же многим государевым страны тоя градом и весѣм много зла сотворяют и насилуют, но и чюдотворное святое мѣсто Успение Пречистыя Богородицы Печерского монастыря[4] около все обвоеваша и запустошиша и многозельная злая монастырю творяху.

В это же время в его государство пришла к нему, государю, из северной стороны Российского его царства весть о нашествии Лифляндской земли немцев, из всех народов самых злых воинов, и о насилиях их: они не только многим государевым городам и селам в той стороне много зла учинили и насилия, но и около чудотворного и святого места, Печерского монастыря Успения Пречистой Богородицы, все повоевали и привели в запустение и монастырю очень много зла причинили.

Слышав же сие, христолюбивый царь государь, князь великий Иван Васильевичь всеа Русии, яко не токмо его государевым градом и весѣм тамо приближным насилуют, но и чюдотворное Печерское мѣсто крѣпце вооружаютца, утесняют, сего ради не токмо во отмщение вое посылает на вифлянския нѣмцы, но и сам царь государь за Богородицын дом[5] на враги воополчаетца и со благовѣрным своим царевичем со княземъ Иваном Ивановичем. Приемши же царь государь благословение от отца своего Антония митрополита, пути ся косает. Достигшу же государю нашему своея вотчины, славнаго града Пскова, в том же граде Пскове благовѣрный царь государь по чину устрояет своих бояр и воивод, коегождо над повелѣнным его полком воиводствовати и по чину правити; бѣ бо той град на рубежѣ от невѣрных градов, насилующих враг, пути же шественну на враги начинающуся из славнаго града Пскова.

Христолюбивый царь-государь, князь великий Иван Васильевич всея Руси услышал, что не только его государевы города и близлежащие села разоряют, но и чудотворный Печерский монастырь, крепко вооружась, притесняют, и потому на отмщение царь-государь не только свои войска посылает на лифляндских немцев, но и сам ополчается на врагов за Богородицын дом вместе с благоверным своим царевичем, князем Иваном Ивановичем. Приняв благословение от отца своего духовного, митрополита Антония, царь-государь пускается в путь. Прибыв в свою отчину, славный град Псков, благоверный царь-государь по чину распределяет в граде Пскове своих бояр и воевод, повелевает каждому в указанном ему полку воеводствовать и исполнять должное; ибо стоял этот город на границе с городами иноверных врагов, творящих насилие, и путь на врагов начинался из славного города Пскова.

Приходит же благовѣрный царь государь в соборную церковъ Живоначальныя Троица,[6] и припадает со слезами пред святым образом Живоначальней Троицы, и молит в Троицы славимаго Бога, дабы ему, государю, Богъ подал милость свою свыше и побѣду на невѣрныя враги и насилующих во Христа вѣрующему народу. Тако еже приходит пред чюдотворную икону Пречистыя Богородицы, слезы же многи проливает пред святым ея образом: «Вѣм бо, рече, госпоже Богородица, яко елико просиши у Сына своего и Бога, и не презрит моления твоего. Молися, госпоже Богородица, о рабѣ своем, и да исполнит Богъ желания сердца моего, яко да возвысит десницу мою, грѣшнаго раба твоего, на враги, насилующих на християны, ноипаче на святое мѣсто, в нем же изволитися тебѣ и славитися имени твоему святому, и за живущее в нем рабы Сына твоего и Бога, и словаславящих пресвятое имя твое и возвеличающих е». Такоже приходит к сроднику своему, к благовѣрному великому князю Гаврилу-Всеволоду,[7] псковскому великому чюдотворцу, къ честныя его раки, сего же на мнозе со слезами на молитву призывает. Знаменавше же се силою воображения креста Христова от печерского игумена Селиверста, такоже по чюдотворным иконам знаменавшися и многия обѣты святым мѣстом и чюдотворным и святым иконам воздати обещавшеся, ноипаче Печерскому манастырю, в дом Пресвятыя Богородицы, такоже благовѣрный царь государь настоящему своему пути касаетца.

Приходит благоверный царь-государь в соборную церковь Живоначальной Троицы и пред святым образом Живоначальной Троицы, коленопреклоненный, со слезами молит в Троице прославляемого Бога, дабы ему, государю, Бог даровал свыше милость свою и победу над иноверными врагами, творящими насилие над верующим во Христа народом. Также приходит он и к чудотворной иконе Пречистой Богородицы, слезы многие проливает пред святым ее образом, говоря: «Знаю, госпожа Богородица, что если ты просишь у Сына своего и Бога, то не оставляет он без внимания моления твоего. Помолись, госпожа Богородица, о рабе своем; и пусть исполнит Бог желание сердца моего, пусть укрепит руку грешного раба твоего в борьбе с врагами, творящими насилие над христианами, более того, над святым монастырем, в котором по изволению твоему угодно тебе славить имя свое святое, над живущими в нем слугами Сына твоего и Бога, славословящими пресвятое имя твое и тебя возвеличивающими». Приходит и к сроднику своему, благоверному великому князю Гавриилу-Всеволоду, псковскому великому чудотворцу, к честной раке его, и сего подолгу со слезами о молитве просит. Получив же благословение от печерского игумена Сильвестра знамением креста Христова, поклонясь чудотворным иконам и многие дары пообещав воздать святым местам и чудотворным святым иконам, особенно же Печерскому монастырю, в дом Пресвятой Богородицы, благоверный царь-государь отправляется в поход.

Достигшю же ему, государю, Лифлянские земли, слышав же сие жители Вифлянския земли, нѣмцы, царьское на них нашествие и разумѣюще его в воинствѣ крѣпко силна, немощь же свою знающе, возмятошася и восколебашеся, яко пьянии. Овии же от них во ины страны бѣгаяше; инии же во градех своих затворишася, на твердости же града надѣющеся; овии же смущающеся: во градех ли седети крѣпко или покоритися и з дарми руского царя, великого князя государя срести, вѣдуще, яко твердоя их укрепленныя каменныя стѣны против руских стенабитных сосуд отстояти не могут.

Когда достиг государь Лифляндской земли, прослышали жители Лифляндской земли, немцы, о царском на них нашествии, пришли в смятение и зашатались от страха, как пьяные, зная о сильном и храбром войске его и осознавая бессилие свое. Одни из них в иные земли побежали; другие в своих городах затворились, надеясь на крепость городских стен; третьи же колебались: обороняться ли в городе или же покориться и с дарами встретить русского царя, великого князя-государя, ибо знали они, что надежно укрепленные их каменные стены не смогут устоять против русских стенобитных орудий.

Божиею же милостию и Пречистыя Богородицы молением и святых великих чюдотворцовъ царь государь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии не токмо отмстителем врагом Божиим явися, но и государь всей земли той Вифлянской по достоянию прославися. Овии же их грады за щитом восприимаша, сии же никоея милости ни живота не получиша. Инии же нѣмцы из своих градов за многия поприще схожаша и со многими дарми, и з женами своими, и з детьми царю государю поклонишася; милосердие же своего государь над таковыми показоваша. Елицы же их, на многолюдие или на твердости града надѣющеся, крѣпцы вооружишася сидѣти, у них же стѣны даже и до основания разрушити повелѣ, самих же розными горкими розличными смертьми, и их жены, и их дѣти, умрети повелѣ, да и прочии страх приимут.

Божиею милостию и молением Пречистой Богородицы и святых великих чудотворцев царь-государь и великий князь Иван Васильевич всея Руси не только отомстил врагам Божиим, но и заслуженно прославился как властитель всей земли той Лифляндской. Некоторые их города силою взял, их жители никакой милости и пощады не получили. Другие же немцы с женами своими и детьми вышли из городов своих за несколько поприщ со многими дарами и царю поклонились; по отношению к этим явил свое милосердие государь. Те же города, жители которых, надеясь на свою силу и крепость городских стен, твердо решили выдержать осаду, повелел государь до основания разрушить, а всех жителей с женами и детьми умертвить разными мучительными способами, чтобы и другим внушить страх.

Слышав же сие от окрестныих суседех сусѣди курланския нѣмцы, яко от росийского царя государя никоя же твердость отстоятися не может, а приходящии к нему, ко государю, з дары и с честию великую ослабу приемлют; собравши же ся начальницы страны тоя, курланских нѣмец, совѣт сотворше, да пошлют к нашему государю со многими дарми послы своя, и да и милость руский государь да покажет над ними, и над ихъ землею милость, и наложит по своему государеву хотѣнию на них повселѣтную дань. Совѣту же их тако сотворившу, умилостивив же ся государь до них, дары у них восприя и имъ же повелѣ на старых своих мѣстех жити, дани же на них повселѣтныя уложи и паки во свою землю отпусти их. В Вифлянскую же землю до конца повоива,[8] многия грады восприя, живущее в них в плѣн отведе, богатество же их и безсчисленное злато, и сребро, и узорочья всякия в царствующей град Москву прикати. Сам же царь государь добръ, здоров, славен побѣдитель во свою отчину на Рускую землю возвратися.

И узнали от ближайших соседей Курляндской земли немцы, что перед российским царем-государем ни одна твердыня устоять не может, а приходящие к нему, государю, с дарами и с честию великое послабление получают; собрались военачальники страны той, курляндских немцев, на совет и решили послать к нашему государю со многими дарами своих послов и просить русского государя смилостивиться над ними и над их землею и обложить их ежегодной данью по его, государеву, усмотрению. Когда же они так и поступили, то смягчился государь, дары у них принял, им же на старых своих местах повелел жить, ежегодною данью их обложил и обратно в свою землю отпустил. Лифляндскую же землю всю завоевал, многие города взял, их жителей в плен отвел, богатство же их и бесчисленное золото, и серебро, и сокровища всякие в царствующий град Москву отвез. Сам же царь-государь в добром здравии и со славой победителя возвратился в свою отчину, на Русскую землю.

Приходит же государь первие в дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения Печерского монастыря и припадает к Пречистой Богородицы чюдотворныя иконы в подножие на мрамор помоста церковнаго, слезы же, яко струя, ото очию испущающе, от устъ же своих благодарныя пѣсни Богородицы возсылающе, обѣты же своя вся Богородицы устрояюще, отдающе, безсчисленное множество злато и сребро Пречистой в дом отдав, многия села и узорочья новоплененныя къ монастырю присовокупляет. И тако паки Пскова достизает, в соборную же церковь Живоначальныя Троицы паки приходит и пред святыми иконами благодарныя слезы проливает, Богу же, и Пречистой Богородицы, и всѣм святым, и благовѣрному князю Гаврилу-Всеволоду многорадостно сплетенные хвалы возсылающе, обѣты же своя вся исправляюще. Паки же славнаго своего града Москвы достизает и тамо велехвален побѣдитель ото всѣх показася: не токмо в Русийском его царствѣ, но и по всѣм окрестным царством и королевством произнесеся высокое над вифляны победительство.

Вначале приходит государь в дом Пречистой Богородицы, Печерский монастырь честного и славного ее Успения, и преклоняет колена на мрамор помоста церковного у подножия чудотворной иконы Пречистой Богородицы, потоки слез из очей испуская, вознося из уст благодарные молитвы Богородице, все свои обеты Богородице исполняет, бесчисленное множество злата, и серебра, и драгоценностей передает в дом Пречистой, многие села, только что завоеванные, к монастырю присоединяет. Затем снова прибывает в Псков, снова приходит в соборную церковь Живоначальной Троицы и перед святыми иконами проливает благодарные слезы, Богу, и Пречистой Богородице, и всем святым, и благоверному князю Гавриилу-Всеволоду многорадостно сплетенные похвалы возносит, обеты свои все исполняет. После того в славный свой град Москву возвращается и там как прославленный победитель пред всеми предстает: не только в Российском его царстве, но и по всем окрестным царствам и королевствам пронеслась слава о высокой его победе над Лифляндией.

Паки же по возвращении его государеве во свою ему государеву вотчину, в славный царствующий град Москву, слышавше же сия курланския нѣмцы царево от них отшествие и воя своя по домом своим упокоиватися распустившу, разстояние же многое от их земли знающе, въ сопротивен же совѣт первому сотворяют со избѣгшимися к ним достальными вифлянскими нѣмцы. К себѣ же присовокупляют и Литовския земли люди и вмѣсто дани воинством на новоприемныя государем грады воополчаютца,[9] многим же градом пакости сотворше, онии же от них паки восприемше.

По возвращении же его, государеве, в свою государеву отчину, в славный царствующий град Москву, узнали курляндские немцы, что царь от них ушел и воинов своих по домам на покой распустил, и, надеясь на дальнее расстояние до их земли, собрались на новый совет, противоположный первому, вместе с укрывшимися у них лифляндскими немцами. Соединившись с силами Литовской земли, вместо дани они послали полки на только что взятые государем города, многим городам зло причинили, иные же из них вновь захватили.

Паки же сие слышав руский государь, яко не токмо обѣтов своих и по своим законом забыша, но и на брань воополчишася и грады паки восприемлют, розгнѣвавшеся на них царь государь, паки в третьеѣ лѣто первого своего походу во отмщение на них пути ся приемлет.[10]

Узнал русский государь, что они не только свои клятвы и свои законы забыли, но и к войне приготовились, и города захватывают, разгневался на них царь-государь и на третье лето после своего первого похода вновь выступил на отмщение.

Слышавше же враги и лестицы нѣмцы царьское на них свирѣпое ополчение, и кииждо во своем помысле помощи искаша, страхом же и трепетом многим восколебашася, безсилнии же себѣ, яко мрави, знающе. Приходят же в Литовскую землю к литовскому королю Степану, от сего же помощи своей погибели увидети молят, вкупе же и совоспримают его на воспротивление брани с росийским царемъ. Молебники же от себя к нему предпосылают богомерские христоненавидцы и поругателие Христовы вѣре и силы креста Христова, вѣре не сохранителие, но преступницы целования на вѣре креста Христова, росийского государя нашего измѣнников, князя Ондрѣя Курбского с товарыщи.[11] Сии же християнененавистьцы, моления их слышав, яко желателни елени, по Писанию,[12] на християнского государя помыслы воополчаютца, июдѣйским совѣтом на владыку своего воздвигнути ковъ обѣщеваютца, тщателне же и изрядно к литовскому королю приходят, на росийского государя воинством подъемлют.

Узнали враги и льстецы немцы о царском свирепом ополчении на них, и каждый стал думать о том, где помощи искать, от страха и трепета взволновались они, понимая, что бессильны, как муравьи. Приходят они в Литовскую землю к литовскому королю Стефану, в своей беде у него о помощи моля и, кроме того, поднимая его на войну с российским царем. Просителями же от себя к нему посылают богомерзких ненавистников христиан и осквернителей Христовой веры и силы креста Христова, не сохранивших веру, но преступивших клятву на кресте Христовом, российского государя нашего изменников, князя Андрея Курбского с товарищами. Эти ненавистники христиан, услышав их просьбу, охотно, будто жаждущие олени (как говорится в Писании), на христианского государя в своих помыслах ополчаются и обещают, подобно иудеям, против господина своего заговор составить, степенно и важно к королю литовскому приходят и поднимают его на войну с российским царем.

Сей же всегорделивый совѣт их радостно приемлет: бѣ бо и сам той литовской король, неистовый звѣрь и неутолимый аспид, люторския своея вѣры воин, и рад бѣ всегда кровопролитию и начинания бранем. Лютый, свирѣпый змииный яд от своея несытыя утробы отрыгнув, войску же своему вооружатися повелѣ и готовитися и с ними на Рускую землю устремися,[13] к старому Литовския земли их граду к Полодцку,[14] в седьмоенадесяти лѣто, отнележе взял его от Литвы государь нашъ.

Он же всегорделивый совет их радостно принимает, ибо и сам тот литовский король, неистовый зверь и неутолимый аспид, лютеранской своей веры воин, всегда был рад кровопролитию и началу войн. Лютый и свирепый змеиный яд злобы из своей ненасытной утробы изрыгнув, он повелел воинам своим вооружаться и готовиться к походу и устремился с ними на Русскую землю, к бывшему Литовской земли городу Полоцку, на семнадцатый год после того, как взял его у Литвы государь наш.

Рускому же государю нашему шествие пути на нѣмцы творяще, достигшу же ему, государю, славнаго града Пскова,[15] вѣстницы же прибѣжа ис Полодцка, яко литовский король Степан со многим воинством идет на Полоцкий град. Слышавше же сия, царь государь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии напрасное его и тотебное звѣриное устремление, воиводы же своя и многи воя во окрестныя грады Полотцку граду посла, воинские люди и стрельцы в Полотцко на осаду в прибавку посла; бѣ бо ис тое украины людие з государем в воинском великом его собрании.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!