ЖИТИЕ МАРТИНИАНА БЕЛОЗЕРСКОГО 9 страница



[63] Кто может Господня судьбы Божиа изслѣдовати? — Ср.: Рим., 11, 33.

[64] По мѣрѣ всякого добродѣтелей и дарования подает Богъ. — Ср.: Еф. 6, 8.

[65] ...преподобный отець наш Мартинианъ... къ отцам своим в жизнь вѣчную. — В одном из кирилло-белозерских летописчиков XV в. отмечено, что феропонтовский старец Мартиниан преставился в субботу 11 января, в 9 часов ночи, а в другом, тоже XV в., сказано, что преставление его было «в неделю», т. е. в воскресенье.

[66] ...погрѣбоша и честнѣ у болшиа церкви... на десной странѣ олтаря... — Мартиниан был похоронен, видимо, рядом с прежней церковью Рождества Богородицы, потому что новая каменная была выстроена в конце XV—начале XVI в., а над его ракой в XVII в. сооружена церковь Мартиниана. На внешней стороне церкви Рождества Богородицы в начале XVI в. Дионисием с сыновьями написана фреска, изображающая Богородицу с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом и коленопреклоненными Мартинианом и Ферапонтом.

[67] Мокарий митрополит — Макарий, с 1542 г. митрополит Московский, занимавший положение советника при царе Иване Грозном, известен своей деятельностью по канонизации русских святых и собранием для этой цели их житий. Провел несколько соборов (в 1547, 1549 гг. и позже), на которых были канонизированы многие русские святые.

[68] ...в лѣто 7055... Иоанна Васильевича и всеа Русии... — Иван Васильевич IV Грозный в 1547 г. был венчан митрополитом Макарием на царство и стал царем.

[69] Приѣхавши убо игумену тоа обители... — Вероятно, это был Гурий, игумен Ферапонтова монастыря в 1545—1551 гг.

[70] И събравшимся к нему... да Киприану епископу Пермьскому... — Перечислены иерархи Русской православной церкви, присутствовавшие на соборе 1547 г. Преподобные Ферапонт и Мартиниан были канонизированы, видимо, на одном из ближайших следующих соборов в 1549 или в 1553 г.

[71] Едино стадо и един пастырь Христос... — Ин. 10, 16.

[72] «...едина церкви, едина вѣра». — Еф. 4, 5.

[73] Игумен же тоа обители... Селиверстъ... — Постриженник Спасо-Каменного Преображенского монастыря на Кубенском озере в Вологодской земле, был игуменом Ферапонтова монастыря в 1511—1514 гг.

[74] Игумен Афанасий — Афанасий, князь Палецкий, был игуменом Кирилло-Бело-зерского монастыря в 1539—1551 гг., после чего был рукоположен в епископа Суздальского.

[75] Игумен Гурий — Гурий, игумен Ферапонтова монастыря в 1545—1551 гг.

Жития Ферапонта и Мартиниана Белозерских — памятники древнерусской литературы середины XVI в., написанные, по всей видимости, иноком Ферапонтова монастыря. Эти произведения связаны композиционно, поскольку имеют общую похвалу святым. Кроме того, Житие Мартиниана продолжает Житие Ферапонта тематически. В стилистическом отношении оба жития опираются на сочинения известного писателя XV в., приехавшего на Русь с Афона Пахомия Серба, часто и прямо заимствуя соответствующие пассажи из его творений, особенно из Жития Кирилла Белозерского.

О преподобном Ферапонте известно немногое, главным образом то, что сообщается в его Житии. Сохранилось несколько адресованных ему грамот, до нас также дошли сведения Вкладной книги XVIII в. Лужецкого Богородице-Рождественского Можайского монастыря, несколько строк посвятившей роду Поскочиных-Клементьевых, из которого происходил Ферапонт.

О Мартиниане сохранилось больше сведений. Грамоты, дополняющие наши представления о его жизни, хранятся в различных собраниях древних манускриптов в Москве и Санкт-Петербурге. Мы располагаем также книгами, целиком или частично переписанными Мартинианом. По содержанию этих сборников можно судить об интересах писца, который следовал традициям своего учителя, Кирилла Белозерского, включая в свои книги статьи естественно-научной тематики. Так же как и Кирилл, Мартиниан известен как организатор библиотеки основанного им Вожеозерского Чарондского Спасского монастыря (в 100 км от Кириллова). По его повелению создавались книги и в Ферапонтове монастыре, настоятельство в котором он принял вскоре после Ферапонта. Отметим, что монастырь, судя по грамотам XV—XVI вв., долгое время именовался Мартимьяновым. Переход Мартиниана на игуменство в Троице-Сергиев монастырь из Ферапонтова способствовал развитию духовных связей этих обителей.

Мартиниан общался с такими книжниками XV—XVII вв., как Пахомий Серб (именно с его слов знаменитый агиограф составил Житие Кирилла Белозерского, как он пишет в предисловии), архиепископ Ростовский Иоасаф Оболенский, известный редактор древнерусских произведений и составитель оригинальных сборников кирилло-белозерский монах Ефросин.

Мартиниан играл заметную роль в политической жизни своего времени. Согласно Житию, он вдохновлял великого князя московского Василия II Васильевича Темного на борьбу с его двоюродным братом Димитрием Шемякой за великокняжеский престол.

Умер Мартиниан в Ферапонтовой монастыре в 1483 г., над его ракой на южной внешней стене собора Рождества Богородицы замечательные художники рубежа XV—XVI вв. Дионисий с сыновьями, расписавшие собор внутри, поместили фреску с изображениями Ферапонта и Мартиниана.

Житие Мартиниана существует в двух редакциях; причем вторая была написана вскоре после первой, в ней добавлены чудеса, происходившие у гроба святого. Житие Ферапонта тоже до нас дошло в двух редакциях, вторая была напечатана в Прологе, изданном на Московском печатном дворе в 1662 г.

Впервые (исключая проложное Житие Ферапонта) эти жития издавались в 1991 г. небольшим тиражом (Ферапонтовский сборник. М., 1991. С. 359—400).

Тексты житий (Житие Ферапонта в первой редакции, а Житие Мартиниана — во второй редакции) публикуются здесь по их старейшему известному списку — РНБ, Софийское собр., № 467, 60-е гг. XVI в., л. 14—120.

ПЕРЕВОД

МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В 12 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО МАРТИНИАНА БЕЛОЗЕРСКОГО, УЧЕНИКА СВЯТОГО КИРИЛЛА ЧУДОТВОРЦА

Богъ всемилосердый не навыче презирати угодникъ своих, молящихся Ему и служащихъ день и нощь, но всегда бывает печалным утѣшение, сирымъ отецъ, нищимъ питатель, вѣренъ бо есть заступати притѣкающих к Нему. Сице и сего услыша моление раба Своего Ферапонта, якоже иногда древле израильтяном сътвори (взятъ от них Моиссиа пророка и дасть имъ в него мѣсто Исуса Наввина пещися ими и промышляти),[1] такоже и здѣ сицевым образом сътвори: аще изволи милость его взяти от насъ Ферапонта, тогда же, часа того посла в него мѣсто преподобнаго Мартиниана, ученика святаго Кирила чюдотворца, о немже нынѣ намъ слово предлежит (аще и медлено видится исшествие, но скоро на истину прииде). И служителя того крѣпка Пречистѣй Богородици, Матери своей, постави еа святыми молитвами.

У Бога всемилосердного не в обычае презирать угодников своих, молящихся и служащих ему день и ночь, но всегда оказывается Он для печальных утешителем, для сирых отцом, для нищих кормильцем, ибо верный заступник Он тех, кто обращается к Нему. Так услышал Он и мольбу этого раба Своего Ферапонта и сделал — как некогда в древности израильтянам: взяв у них пророка Моисея, дал им вместо него Иисуса Навина, чтобы тот пекся и заботился о них. Так же и здесь таким же образом Он поступил: хоть и изволила милость Его взять у нас Ферапонта, но тогда же, в тот же час послал на его место преподобного Мартиниана, ученика святого Кирилла чудотворца. О нем — лежащее теперь перед нами слово (хоть и медленным кажется исход, но скор к истине приход). И верным служителем Пречистой Богородицы, своей Матери, поставил Он его ее святыми молитвами.

О рождении святаго

О рождении святого

Съ преподобный отець нашь Мартинианъ родися[2] от благочестиву и христиану родителю, и крестишя ѝ въ имя Отца и Сына и Святаго Духа и нарекошя имя ему въ святомъ крещении Михаилъ.

Преподобный сей отец наш Мартиниан родился у благочестивых родителей-христиан, и крестили они его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарекли имя ему во святом крещении Михаил.

Устрабившу же ся отроку, и прочее растущу ему въ всякомъ благоговѣинствѣ и чистотѣ и просвѣщеном разумѣ, в послушании родитель своих, и бывшу ему уже в разумѣ о учении грамотномъ, и не обрѣте доволна пекущегося о немъ на таковое устроение. Всѣхъ же насъ промысленикъ и строитель животу человѣчьскому Богъ всемилосердый изволи попещися о отроцѣ семъ: приведе его нѣкогда в руцѣ угодника своего блаженнаго Кирила.

Когда же отрок подрос, и дальше возрастал во всяком благоговении и чистоте, в просвещенном разуме и в послушании у своих родителей, и был уже достаточно разумен, чтобы учиться грамоте, не оказалось человека, который позаботился бы о том, чтобы это устроить. И тогда промышляющий обо всех нас и устраивающий человеческую жизнь всемилосредный Бог изволил Сам позаботиться об этом отроке: привел его однажды в руки угодника Своего, блаженного Кирилла.

И еще ему сущу от млады връсты, сродници же его, приведше, поставишя его близъ святаго. Отрокъ же, видѣ его акы аггела стоаща и разсматряюща юность его, недовѣдѣ что ино глаголати, токмо умиленно падаше на нозѣ святаго: «Възми мене, господине, к себѣ», — глаголаше. Блаженный же видѣ юннаго умилена стоаща, милосердова о немъ, зжаливъси, акы отець благоютробный, и поразумѣ благородие душа его, с радостию приатъ его яко Богомъ предана ему суща.

Еще совсем юного родственники привели и поставили его перед святым. И пока тот стоял и размышлял над его молодостью, отрок смотрел на него, как на ангела и, не зная, что еще сказать, пав к ногам святого, умиленно говорил одно: «Возьми меня, господин, к себе». Блаженный же, видя умиление мальчика, смилостивился над ним, сжалился, как добрый отец, и, почувствовав благородство его души, с радостью принял его как врученного ему Богом.

И в та времена прилучися — близ обители святаго человѣкъ нѣкый живяше, имя ему Олеш Павловъ, диакъ монастырскый.[3] Дѣло его бѣаше книгы писати и учити ученикы грамотныа хытрости, и зѣло искусенъ сый таковому художьству. Сего Кирилъ призвавъ, рече ему: «Друже, сътвори ми любовь Божию: научи ми отрочка сего грамотѣ, егоже видиши. Да и се ти глаголю пред Богомъ: съхрани его, яко зѣницю ока, въ всякой чистотѣ». Он же, вземъ благословение от святаго и отрока, начат усердно прилежание о немъ творити. И въскорѣ Божиею благодатию научи его грамотнѣй хытрости доволно и спѣшно, яко всѣмъ дивитися скорому его научению: акы въ снѣ шествие преидоша молитвами святаго. И приведе его учитель его, предасть ѝ в руцѣ преподобнаго. Святый же вземъ у него отрока и благослови его и отрока.

А в то время случилось, что поблизости от обители святого жил некий человек по имени Олеш Павлов, монастырский дьяк. Делом его было книги писать и учить учеников искусству грамоты, и он был в этом очень искусен. Призвав его к себе, Кирилл сказал ему: «Друг, сделай Божеское дело: выучи мне этого мальчика, которого ты видишь, грамоте. И вот еще что говорю тебе перед Богом: сохрани его, как зеницу ока, во всяческой чистоте». И тот, приняв от святого с благословением отрока, начал усердно с ним заниматься. И вскоре Божьей благодатью успешно и достаточно научил он его грамоте, так что все удивлялись скорости его учения: как во сне прошел он этот путь молитвами святого. И привел его учитель его, и вернул в руки преподобного. Святой же, взяв у него отрока, благословил их обоих.

И еще ему из младыа връсты сущу, искушаше и сматряаше его святый, кое предложение имать. И повелѣ ему святый книгамъ поучатися.[4] И опасно издавна опытавъ о немъ, — яко не от далныхъ странъ имать пришествие отрок, но от ближнихъ властей святаго, Сяма зовомо,[5] — видѣв же преподобный кротость и смирение юннаго, наипаче душевную чистоту и незлобие, възлюби его зѣло. Постризает его, и одѣвъ въ иноческаа, и нарече имя ему Мартинианъ. И сътвори его блаженный себѣ ученика, и въ своей келии жити повелѣ. И бысть ему любимый ученикъ.

И пока тот был еще мальчиком, испытывал и наблюдал его святой, (стараясь понять), к чему тот способен. И повелел ему святой изучать книги. Подолгу тщательно расспрашивая о нем — не из дальних ведь стран пришел отрок, но из одного из ближних волостей от святого, называемого Сяма, — увидел преподобный его кротость и смирение, особенно же душевную чистоту и беззлобность, и очень его полюбил. И постриг он его, и, одев в иноческие одежды, нарек ему имя Мартиниан. И сделал его блаженный своим учеником, и повелел ему жить в своей келье. И стал тот его любимым учеником.

Сего видѣвъ преподобнаго си отца, Мартинианъ възревнова доброму его житию, и всѣм умомъ повиновашеся ему, и опасно зряше аггельскаго того пребываниа, въ молитвах протяжное, безгнѣвное же, и въ трудѣхъ любомудреное. Видящи же его безмѣрныа труды, а и в толицей старости тако подвизающася, яко отнюдь нечесомуже падати от заповѣданыхъ, юноша же тщашеся вся събою та исправити, и тако бяше старцу повинуася, якоже аггелъ Христу. И велми радовашеся душею, благодарствуа бяше Бога, яко такову мужу святу вдасть его Господь Богъ в руцѣ в научение блаженнаго дѣланиа.

Глядя же, как живет его преподобный отец, Мартиниан поревновал его добродетельной жизни и, всем умом ему повинуясь, внимательно изучал ангельский образ его бытия, проходящего в долгих молитвах, безгневного, философски трудолюбивого. Видя безмерные труды человека, и в глубокой старости подвизающегося так, что совершенно не выпускал он из того, что подобало совершать, юноша старался и сам тому же научиться и повиновался старцу, как ангел Христу. И очень радовался он душой и благодарил Бога, что такому святому мужу в руки дал его Бог для научения блаженному деланию.

И сице постъ вмѣняаше, яко наслаждение нѣкое, и наготу, яко красное одѣание, и тако въздръжаниемъ томляше плоть свою, по реченному апостолу, «плоть изнуряа, душю же просвѣщаа». Моляше же и о семъ святаго, дабы ему постъ уставилъ выше трапезнаго времене юности ради. Преподобный же не попусти ему, но повелѣ ему з братиею хлѣбъ ясти, и сиа не до сытости.

И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу — словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, «плоть изнуряя, душу же просвещая». И просил он святого о том, чтобы тот установил ему пост далее времени трапезы ввиду его молодости. Преподобный же этого ему не позволил, но повелел ему с братией есть хлеб, пусть не до сытости.

Егда же блаженный Кирилъ в келии своей пѣние съвръшааше, сему повелѣваше поклоны творити. И сиа многажды бывааше и до времени клепаниа мало нѣчто дааше ему сна причаститися телесныа ради нужда. В соборѣ же тщаашеся прьвѣе всѣхъ обрѣстися на пѣнии и послѣ всѣхъ исхождааше.

Когда же блаженный Кирилл совершал в своей келье пение, он повелевал ему класть поклоны. И часто бывало, что до самого утреннего клепания лишь немного давал он ему сна причаститься ради телесной нужды. В соборе же Мартиниан старался оказываться на службе раньше всех и после всех уходил.

Егда же бяше помыслы когда стужати ему начинаахуть или разлѣнение, та онъ вся старцу своему съ страхомъ сказоваше, наипаче силою Животворящаго Креста и молитвами святаго вся сиа без вѣсти от него бывааху. И толико старцу служааше съ смирением и келию его храняше, яко и самому тому блаженному Кирилу радоватися о нем, и благодарити Господа Бога и Пречистую его Богоматерь, и глаголати братии: «Съ хощет, братие, искусенъ инокъ быти». Якоже и бысть святыми его молитвами.

А когда начинали одолевать его помыслы или лень, он обо всем этом со страхом говорил своему старцу, и тут же силой Животворящего Креста и молитвами святого все это у него бесследно исчезало. И с таким смирением служил он старцу и келью его сохранял, что и сам тот блаженный Кирилл радовался о нем, благодарил Господа Бога и Пречистую его Богоматерь и говорил братии: «Он, братья, будет искусным иноком». Что и осуществилось его святыми молитвами.

Бысть же у великаго того подвижника время немало, никоеа же своеа воля имый, токмо неразсуднаго послушаниа, посем же повелъниемъ святаго посылаемъ искуситися в службахъ в хлѣбню и в поварню. Он же тамо начатъ въздержатися, и вся чювства своа добрѣ храняше без зазрѣниа всякого, и съ смирениемъ всѣхъ послушаше, воду нося, и дрова сѣкый, и хлѣбы братиамъ принося, и от всѣхъ молитвы приемля и благословение, и всѣмъ припадаа съ смирениемъ многым, моля молити Бога о нем и Пречистую Его Богоматерь, и в келию отхождаше блаженнаго Кирила съ молитвою и молчаниемъ. И вѣру толику къ святому стяжа, не яко человѣка его, но яко аггела Божиа зрѣти, не бо грубо или что безумно глаголати пред нимъ, но всегда съ благословениемъ отходя, такоже и в келию приходя. Блаженный же възлюби его и толико его в келии дръжа, елико довлѣет его юность исправити.

Пробыл он у того великого подвижника немалое время, никакой своей воли не имея, слушаясь его без рассуждений, а потом повелением святого был послан испытать себя в службах в хлебне и поварне. Он и там стал вести воздержанную жизнь, все свои чувства хорошо сохраняя, совершенно безупречно, со смирением всех слушаясь, воду нося, дрова рубя, хлеб братии доставляя и от всех принимая молитвы и благословение, всем кланяясь с глубоким смирением, умоляя молиться о нем Богу и Пречистой Его Богоматери и с молитвой молча уходя в келью блаженного Кирилла. И такую веру обрел он в святого, что смотрел на него уже не как на человека, но как на ангела, и не говорил перед ним не слова грубого или неумного, но всегда благоговейно уходил и так же приходил в келью. И блаженный полюбил его и держал его в своей келье столько, сколько было нужно, чтобы его в его юности наставить.

Разумѣ же преподобный на нем Божию благодать, яко может и единъ в келии жительствовати. Святый же отпущает его съ молитвою и благословляет в жительство къ братии. Блаженный же Мартинианъ молитвами святаго си старца и тамо благостройно живяаше, вся заповѣданаа ему от старца съ страхомъ исправляаше.

Понял потом преподобный, что есть на Мартиниане Божья благодать, так что может он и один в келье жить. И святой с молитвой отпустил его и благословил жительствовать с братией. Блаженный же Мартиниан молитвами своего святого старца и там жил добрым образом, все заповеданное ему старцем со страхом выполняя.

Посемъ преподобный клирика его сътворяет[6] и, тако мало время згодивъ, в диаконство поставляет его съборнѣй церкви с ним служити. Он же вся службы церковныа с подобающим смирениемъ опасно сматряаше и прилѣжно печашеся ими съ многым смирением и благоговѣниемъ. Якоже видит отца творяща, тако и онъ тщашеся исправити, — наипаче младости ради, якоже и многым братиамъ, зрящимъ его смирение и трьпѣние, ползоватися от него и ревновати его добрымъ дѣломъ и глаголати: «Блажен братъ съ, яко такова подвижника сподобися ученикъ быти!» И въскорѣ исправися милостиею Божиею и преподобнаго молитвами и учениемъ.

Потом преподобный сделал его клириком, а немного времени спустя поставил его в дьяконы соборной церкви, чтобы с ним служить. И тот все церковные службы с подобающим старанием внимательно наблюдал и прилежно о них заботился с глубоким смирением и благоговением. Видел он, как совершает их отец, и сам старался так же исполнять, — потому особенно, что был молод, так что многие братья, видя его смирение и терпение, получали от этого пользу, подражали его добрым делам и говорили: «Блажен этот брат, что сподобился быть учеником такого подвижника!» И он быстро выучился, милостью Божией, молитвами преподобного и его научением.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!