ЖИТИЕ МАРТИНИАНА БЕЛОЗЕРСКОГО 6 страница



Да не говорят некоторые сомневающиеся также и следующее: «Повелел святой митрополит только в одной церкви той обители праздновать тех святых». Посмотри и ясно осознай: не бывает таких повелений в святых писаниях, — (а то окажешься) повинен в неправде и лжецом перед Богом. В святых книгах написано: «Едино стадо и один пастырь, Христос, одна церковь и одна вера». Что дал он одной церкви, то и иным дал, а не дал бы — так ни одной бы не дал. Хорошо и весьма полезно то, что сделал святой митрополит: словно некую царскую утварь вложил он в церковь Божию повеление и благословение праздновать память святых отцов.

Мы же, блаженныа сиа отця поминающе, братие, добраа ихъ преданиа, не имамы ино что въздаание имъ даровати или достойно похваление принести противу трудовъ ихъ и болѣзней и любезнаго попечениа, еже о душях нашихъ искрено положишя и любовь о Христѣ велику показашя, всегодно празднуемъ пречестную память ихъ, акы благородная и възлюбленнаа чяда родитель своихъ, и теплѣ молимъ вси, купно глаголюще: но, о пастырие добрии преблаженнии, истиннии строителие винограда Христова и наказтеле иноческаго житиа, отцамъ славо, преподобным единокровнии и праведнымъ инокомъ наставници, аггельскымъ житиемъ жизнь свою поживше, смирении мудростию, приателе всекраснии, прибѣгающимъ к вамъ всѣм помощници, пророком и постникомъ радование и съжителства иже с ними.

Мы же, братья, вспоминая этих блаженных отцов, их добрые предания, не можем иначе воздать им дар и достойно их похвалить, — достойно их трудов, болезней и внимательного попечения, заботливо проявленного ими о наших душах, и великой о Христе любви, которую они показали, как только ежегодно празднуя их пречистую память, — как благородные и возлюбленные дети (память) своих родителей, и горячо их молим, все вместе говоря: о, пастыри добрые и преблаженные, истинные строители винограда Христова, учителя иноческой жизни, отцов слава, преподобным единокровники и праведным инокам наставники, жизнь свою подобно ангелам прожившие, смиренные мудростью, приятели прекрасные, всем прибегающим к вам помощники вы, пророков и постников радость и сожители тех, кто с ними.

О, преблаженнии отци Ферапонте и Мартиниане! Свыше нас назираита, отечьскы призирающи, иже над нами дръжаву добрѣ и благолюбезнѣ устроита. И егда же Богъ на суднѣмъ престолѣ сядеть, наша дѣла и словеса испытаа, праведно приидѣте, предложите болѣзни и труды ваю, ихже в постничествѣ тмами понесли есте, и благому помолитеся Владыцѣ, иже нас ради самому до крестныа смерти исшедшему, спасеныхъ части причастникы сътворити насъ, благодатию и щедротами и человѣколюбиемъ Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, емуже слава, честь, и дръжава, и покланяние съ Безначалнимъ его Отцемъ и съ Пречистым и Благым и Животворящим Духом нынѣ и присно.

О, преблаженные отцы Ферапонт и Мартиниан! Назирайте нас свыше, отечески призирая, хорошо и добролюбиво учредив над нами державу. И когда Бог сядет на судейском престоле проверять наши дела и слова, придите, праведные, и покажите ваши бесчисленные болезни и труды, какие понесли вы в постничестве, и помолитесь благому Владыке, пошедшему ради нас добровольно на крестную смерть, и сделайте нас причастниками к части спасенных, благодатью, щедротами и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которому слава, честь, держава и поклонение с Безначальным Его Отцом и Пречистым, Благим и Животворящим Духом ныне и вовеки да будет.

Мало же нѣчто и от чюдесъ святаго и преподобнаго отца нашего Мартиниана повѣдати изволихомъ

Хочу я поведать и некоторые из чудес, сотворенных святым и преподобным отцом нашим Мартинианом

Хотяй преблагый Господь Богъ нашь прославити Своего угодника и явити, какову имать милость от Него и дръзновение еже к Нему, сицевым образомъ сътвори и показа.

Преблагой Господь Бог наш, желая прославить Своего угодника и показать, какую тот обрел у Него милость и смелость перед Ним, сделал и показал это следующим образом.

В лѣто 7022-го случися преставитися от тѣла и отити к Господу Ростовскыа земля бывшему архиепискому именемъ Иосафу въ обители Пречистыа Ферапонтова монастыря. Игумен же тоа обители прилучися Каменскый постриженикъ, имя ему бѣаше Селиверстъ,[73] — положи съвѣть з братиею и въсхотѣ погребсти мужа того близъ преподобнаго Мартиниана, помянувъ доброродие его, понеже сродникъ онъ бяше великаго князя, но и постриженникъ преподобнаго Мартиниана и ученикъ, — сего ради бяше въсхотѣшя у святаго положити ѝ, Богу тако изволшу.

В 7022 (1514) году случилось в обители Пречистой Ферапонтова монастыря преставиться от тела и отойти к Господу бывшему архиепискому Ростовской земли Иоасафу. Игумен же той обители — а это был постриженник Спасо-Каменного монастыря по имени Селивестр, — посоветовавшись с братией, решил похоронить этого мужа рядом с преподобным Мартинианом, памятуя о его родовитости, ибо тот был родственником великого князя, а также то, что он был постриженником и учеником преподобного Мартиниана, — потому-то и захотели они положить его вблизи святого, если Бог изволит.

Игумен же и братиа събором молитву сътворишя, съ страхомъ многым и боязнию начяшя надгробнаа святаго отрывати и отребляти землю около. И открывше гробъ, видѣшя чюдное то зрѣние и умилениа достойно, яко не токмо бяше честное его тѣло цѣло и здраво съблюдеся, но и одежда его, в нейже погребенъ бѣ, цѣла бяше всяко и тлѣнию никакоже съпричастна.

И вот, игумен и братия собором, сотворив молитву, начали выкапывать гроб святого и очищать землю кругом. И, открыв гроб, увидели они чудесное видение, умиления достойное, ибо не только славное тело его сохранилось целым и невредимым, но даже его одежда, в которой он был погребен, осталась совершенно целой и ничуть не затронутой тлением.

И се убо дивно бяше: егда честную ону раку открышя, вода от обою страну ковчега видяшеся, телеси же святаго, ни ризъ его никакоже сътвори вредити, якоже иногда древле въ преподобнаго гробѣ Сергиа явися такоже вода. И видѣвше вси, прославишя Бога и Пречистую Его Богоматерь, иже толикыми лѣты сущу въ гробѣ тѣлу святаго съблюдену быти, по 30 бо лѣт сие чюдное зрѣние видѣся.

И вот что было удивительно: когда они открыли эту честную раку, с обеих сторон ковчега была видна вода, но ни телу святого, ни его ризам она не причинила никакого вреда, — как и прежде, давно, вода, оказавшаяся в гробе Сергия. И, увидев это, все прославили Бога и Пречистую Его Богоматерь за то, что столько лет тело святого сохранилось в гробу, ибо после 30 лет они увидели это чудное видение.

Игуменъ же и братиа страхомъ и ужасомъ многымъ одръжими, не разсудивъ богодарованнаго того дара, повелѣшя из гроба святаго воду испустити. Нѣции же от братиа, вземше желѣзо и провертѣшя малу скважню, и начат вода она тещи на землю и бысть невидима. Нѣции же от братиа бяху вѣрою утверждени къ святому, взяшя от воды тоа в съсуд малъ на благословение. Такожде и мирстии человѣци близъ ту сподобишася быти и взяшя мало такожде в съсуды вода тоа.

Игумен же и братия, охваченные сильным страхом и ужасом, не рассудив об этом дарованном Богом даре, повелели выпустить воду из гроба святого. И кто-то из братии, взяв железное (орудие), провертел небольшую скважину, и вода начала течь на землю и исчезла. Но некоторые из братий, имевшие крепкую веру в святого, налили той воды в маленький сосуд — на благословение. Также и сподобившиеся оказаться тут поблизости мирские люди тоже взяли немного этой воды в сосуды.

Чюдо 1, о Памвѣ

Чудо 1, о Памве

Братъ нѣкый тоа же обители, старца Силуана ученикъ, имя бѣаше брату тому Памва, недугомъ тяжцѣмъ одръжимъ, и все тѣло его болѣзнено бяше, и зѣло страждаа от недуга того, взятъ от воды тоа священныа гроба святаго и, вѣрою истинною обдержим къ преподобному, испитъ от воды тоа и помаза тѣло все, и здравъ бысть от часа того, благодаряще Бога и Пречистую Его Богоматерь и преподобнаго Мартиниана, иже молитвами его исцѣление получи, вкупѣ и здравие.

Один из братьев той обители, ученик старца Силуана, имя брата того было Памва, лежал в тяжелом недуге, от которого все тело его болело, и он очень от этого недуга страдал, взяв немного той священной воды из гроба святого, с глубокой верой в преподобного попил той воды и помазал ею все тело, и тотчас же выздоровел. И благодарил он Бога, Пречистую Его Богоматерь и преподобного Мартиниана, молитвами которого получил исцеление, а вместе с тем и здоровье.

О болящем утробою

О болевшем животом

Человѣкь нѣкий от ближниа веси святаго, Итъкла зовома, имя ему бяше Тарсанъ, в та же времена прилучися у чюдотворцева гроба, недугомъ бяше велиемъ одръжимъ, и растяше вся утроба его, уже и смерти надѣашеся, и много время одръжим бѣ недугом тѣмъ. Отець же его духовный взятъ от воды тоа, испити ему повелѣ и мазаше чрево его и все тѣло, и от того дни здравъ бысть человѣкь тъ. Хвалу и благодарение въздааху Богу и Пречистѣй Его Богоматери и чюдотворцу Мартиниану, прьвие смерти чааше и не надѣашеся, здравие приать молитвами преподобнаго.

Один человек из ближней деревни, называемой Иткла, имя его было Тарсан, оказавшийся в тот момент у гроба чудотворца, имел тяжелую болезнь, и росла вся его утроба, так что он уже приготовился к смерти, и много времени уже болел он этой болезнью. Отец же его духовный, взяв той воды, повелел ему попить ее и помазал ею весь его живот и все его тело, и с того дня стал этот человек здоров. И воздали они хвалу и благодарность Богу, Пречистой Его Богоматери и чудотворцу Мартиниану за то, что ожидавший в безнадежности смерти человек получил здоровье молитвами преподобного.

Повѣдашя ми и се нѣции от братиа, самовидци бышя чюдесемъ тѣмъ, глаголюще:

Некоторые из братьев, оказавшиеся очевидцами тех чудес, поведали мне также следующее:

Человѣкь нѣкый, мирянинъ, имя ему бѣаше Губа, но и диакъ бяше христианомъ тѣмъ приходником, сподобися взяти благодатныа тоа воды в съсуд малъ. Болѣзнь бо и тъ имѣаше телесную немалу и надѣася здравие получити молитвами святаго, еже и бысть. Помазася убо тою же водою святою и весь цѣлъ и здравъ бысть молитвами преподобнаго отца.

Один человек, мирянин, по имени Губа, бывший дьяком для христиан, тамошних прихожан, сподобился взять той благодатной воды в маленький сосуд. Была и у него немалая телесная болезнь, и он надеялся получить здоровье молитвами святого, что и произошло. Ибо помазался он той святой водой и молитвами преподобного отца полностью исцелился и стал здоров.

И многым болным мирскым человекомъ дааше воду ту, и всѣ исцѣлѣшя от недугъ своихъ благодатиею Божиею, славяще и благодаряще Господа и Пречистую его Богоматерь и преподобнаго чюдотворца Мартиниана.

И многим больным мирским людям давали эту воду, и все благодатью Божией исцелялись от своих недугов, и славили и благодарили Господа, Пречистую Его Богоматерь и преподобного чудотворца Мартиниана.

Вѣдѣ же и азъ, недостойный, нѣкыхъ от братиа, глаголющых о богодарованней сей водѣ: «Аше бы нынѣ такова вода была, многыми златникы каплю едину куповали быхом». И свидѣтелствуют о ней, глаголюще: «Нѣсть еа вид таков, якоже есть земным водам естьство, но чиста бяше всяко и свѣтла, якоже слеза нѣкаа». Но Божие дарование велико и милость на преподобнѣмъ, якоже и есть, но наше недостоинство възбрани нам неудръжаное удръжати.

И я недостойный слышал, как некоторые из братий говорили об этой дарованной Богом воде: «Если бы была такая вода ныне, то одну каплю ее покупали бы мы за множество золота». И они свидетельствуют о ней, говоря: «Она не так выглядит, как это естественно для земных вод, ибо была она совершенно чистой и светлой, словно некая слеза». Велики дары Божии и милость, являемые на преподобном, как было и в тот раз, наше же недостоинство помешало нам удержать неудержимое.

О разслабленѣм

О расслабленном

Братъ нѣкый тоа же обители, имя ему Селиверстъ, недугомъ велиимъ одръжимъ бяше на много время, и зѣло бѣ тяжка болѣзнь его: всѣ бо уди его разслабѣли бѣшя, и гниаше плоть его, уже ни ходити могый, ни самъ кормитися. Братиа же нѣции Бога ради попечение о нем творяхут, приносяще ядь и питие, и питахут ѝ по вся дни. Он же велику скорбь имѣа бяше о здравии своемъ, паче неже о пищи, и плакаше зѣло, многыа слезы испущаа бяше от очию своею, и Бога моляше всегда о сем и Пречистую Его Богоматерь, дабы здравие получилъ и спасение души своей. Много же лѣтъ пребысть в недузѣ томъ.

Один из братьев той же обители по имени Селиверст долгое время был одолеваем опасным недугом, очень тяжело болел: все члены его расслабились, и гнила его плоть, так что он уже не мог ни ходить, ни сам есть. Некоторые из братии Бога ради заботились о нем, принося ему еду и питье, и кормили его день за днем. Он же очень скорбел о своем здоровье, более, чем о пище, и сильно плакал, много слез проливая из глаз своих, и постоянно молил Бога и Пречистую Его Богоматерь, желая получить здоровье и спасение для своей души. И много лет провел он, страдая от этого недуга.

Богъ же всемилостивый, хотяй всѣмъ человѣкомъ спастися и в разумъ истинный приити, положи ему въ ум, и начат помышляти, дабы его несли къ преподобному Мартиниану, и боашеся, да нѣкако желаемаго не получитъ и не послушають его о семъ братиа. Начат же паче велику вѣру прилагати и моление къ милости Божией и къ преподобному Мартиниану и слезами многыми и желаниемъ святаго на молитву к Богу призываа бяше. Нѣгдѣ бо и келиа его близъ гроба святаго прилучися. Бывшу же ему иногда единому в келии своей, и въ едину от нощей зжаливси о животѣ своем, нача плачем велиемъ к Богу молитися и Пречистую Богородицю на помощь призывати и къ преподобному молениемъ вперив си умъ и многаго разсужениа, начатъ полъзти ис келиа своеа, елика сила можаше, къ гробу преподобнаго.

Всемилостивый же Бог, желающий, чтобы все люди спаслись и к познанию истины пришли, подал ему мысль, и он начал думать о том, чтобы отнести его к преподобному Мартиниану, да боялся, что его желание не исполнят, что не послушает его в этом братия. И начал он с еще большей верой молиться преподобному Мартиниану, с обильными слезами горячо призывая святого помолиться о нем Богу. А келья его, надо сказать, находилась поблизости от гроба святого. И вот, однажды ночью, будучи один в своей келье, загрустив о своей жизни, начал он с громким плачем молиться Богу, Пречистую Богородицу на помощь призывать и, обратив весь свой ум и всю свою мысль к преподобному, пополз из своей кельи из последних сил ко гробу преподобного.

И бывшу ему у гроба святаго, валяшеся с плачемъ многымъ, въпиа, глаголаше: «Помилуй мя Господа ради, угодниче Христовъ! Помолися за мя грѣшнаго, преподобне отче, дабы на мнѣ показалъ милость свою молитвами твоими святыми! Помяни, отче, колико послужилъ есми святыни твоей, еще ти живу сущу, и въ обители твоей колико лѣт послужилъ есми!». И на многъ часъ велий плачь простираа бяше и прилагаа главу свою къ гробу святаго, и акы забывъ болѣзнь, всею крѣпостию моляшеся.

И, оказавшись у гроба святого, повалился он там с громким плачем, вопия: «Помилуй меня Господа ради, угодник Христов! Помолись обо мне грешном, преподобный отец, чтобы Бог показал на мне Свою милость твоими святыми молитвами! Вспомни, отец, сколько я послужил святыне твоей при твоей жизни и сколько лет прослужил я в твоей обители!» И много часов он сильно плакал, прижимая голову ко гробу святого, и как бы забыл болезнь, изо всех сил молясь.

О, великых твоих судебъ, Христе царю! Акы от сна въставъ братъ он весь здравъ, ни слѣда болѣзни на себѣ видѣвъ, и съ многыми слезами и желаниемъ и любовию объемля гробъ святаго, страхомъ и радостию лобъзаше, припадаа, хвалу же и благодарение велие бяше принося Господу Богу и того пречистѣй Матери. Смерти уже чааше внезапу и, не надѣашеся, здравие получи молитвами преподобнаго отца Мартиниана, отиде в келию свою с радостию многою.

Велики твои суды, Христос царь! Как от сна восстал тот брат совершенно здоровым, ни следа болезни на себе не видя, и со многими слезами, горячо, обнимая с любовью гроб святого, он его со страхом и радостью целовал, прижимаясь к нему, принося Господу Богу и Его Пречистой Матери хвалу и огромную благодарность. Ведь, уже ожидая прихода смерти, в безнадежном состоянии получил он здоровье молитвами преподобного отца Мартиниана. И ушел он в келью свою в большой радости.

На утрии братиа, видящи брата оного здрава, дивляхуся скорому его предложению на здравие и въпрашающе его намнозѣ. Он же имъ вся повѣда, како милость Божию получи молитвами святаго. Прилучивый же ся ту братъ слыша, тъ мнѣ повѣда всю истину. Вси же славящи и благодарящи Христа, Бога нашего, и Пречистую Его Богоматерь, написахом чюдеса преподобнаго отца нашего Мартиниана.

Наутро братия, видя этого брата здоровым, удивлялись скорому его исцелению и долго его расспрашивали. И он им все рассказал, — как он получил Божие помилование молитвами святого. А мне, как все это произошло, поведал случившийся при этом брат, все это слышавший. Мы же, славя и благодаря Христа, Бога нашего, и Пречистую Его Богоматерь, записали чудеса преподобного отца нашего Мартиниана.

О беснующейся женѣ

О беснующейся женщине

Инаа чюдеса повѣда ми преподобнаго отца священникъ нѣкый Кириловы обители, чюдотворца, — прихождаше часто в монастырь преподобных отець Ферапонта и Мартиниана, служааше чреду службы своеа в съборѣ з братиею, и тезоименитъ бяше чюдотворцу именованиемъ Мартиниану.

О других чудесах рассказал мне один священник из обители Кирилла чудотворца, тезоименитый чудотворцу Мартиниану, — он часто приходил в монастырь преподобных отцов Ферапонта и Мартиниана служить в свою чреду службы в соборе с братией.

Приидошя нѣкогда бяху от ближних съсѣдъ, зовущи его к болящему поновлениа ради, понеже не прилучися священникъ их, мирскыа чяди. Он же, боася суда Божиа, иде скоро тамо на посѣщение болящаго и, пришед, сътвори потребнаа болящему. И се видитъ жену, на примостѣ пещнем сѣдящу, и глумы нѣкиа бяше творит, бѣснуася.

Пришел однажды кто-то из ближайших соседей позвать его к больному для исповеди, поскольку их, мирских людей, священника не оказалось. И он, боясь суда Божия, тут же пошел посетить больного и, придя, сделал для больного все необходимое. И тут он увидел женщину, сидящую на печном примосте и, беснуясь, кривляющуюся.

«Въпросих же азъ болящаго: „Что суть жена си?” Он же отвѣща: „Дщи моа, господине мой, жена Гавриила Крамзы, — тако бо имя бѣаше мужеви ее. Много время, господине, уже како бѣснуется и глумы нѣкыя творит, немотуа и, аще какъ в сумракъ нощный, глуха бывает и нѣма, и очима отнюд не видит никогоже, и бѣснуется всегда. И не вѣмы, господине, что сътворити ей”. Азъ же рѣх к ним: „То почто не идѣте с нею къ Пречистѣй помолитися и къ чюдотворцу Мартиниану? Вѣрую бо Богови и Пречистѣй Богородици, не отидете вътще от преподобнаго гроба”. Они же обѣщаховѣся, азъ же отидохъ въ своа.

«Я спросил больного: „Что это за женщина?” Тот отвечал: „Дочь моя, господин мой, жена Гавриила Крамзы, — так звали ее мужа. Много уже времени, господин, как она беснуется и делает всякие гримасы, онемевая, как в сумраке ночном, и становясь глухой и немой, и глазами не видя совершенно никого; все время она беснуется. И не знаю я, господин, что с ней делать”. Я сказал им: „А почему вы не пойдете с ней помолиться к Пречистой и к чудотворцу Мартиниану? Верю я в Бога и Пречистую Богородицу, что не уйдете вы впустую от гроба преподобного”. Они пообещали, и я ушел к себе.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!