ЖИТИЕ МАРТИНИАНА БЕЛОЗЕРСКОГО 7 страница



По малъх же днехъ стоащу ми на пѣнии службы своеа, прииде человѣкь онъ къ преподобному в монастырь з женою своею и с материю еа. Мы же введошя его к чюдотворцеву гробу, начатъ же азъ молебенъ пѣти Пречистѣй Богородици Одигитриа. И по чтении Еуангелиа начатъ болнаа очищатися от недуга своего и, притек къ гробу, лобзати начатъ гробъ святаго с воплем и слезами, радуася. И бысть здрава от недуга своего Божиею благодатию, и добрѣ видя очимя, и глагола, благодарящи Бога.

А через несколько дней, когда я стоял на своей службе и молился, пришел этот человек в монастырь к преподобному с той женщиной и с ее матерью. Мы подвели его ко гробу чудотворца, и я начал петь молебен Пречистой Богородице Одигитрии. И по чтении Евангелия начала больная очищаться от недуга своего, и, подбежав ко гробу, стала целовать гроб святого с криком и слезами в радости. И выздоровела она от недуга своего Божьею благодатью, и начала хорошо видеть и говорить, благодаря Бога.

Глаголаше же к нам, обратився: „Се чюдотворець, въставъ из гроба, благословилъ мя крестомъ и отиде”. Такожде и азъ, отпѣв молебна, благословихъ ̀ю Честным и Животворящимъ Крестом. Вси же, видѣвше преславное то чюдо, и удивишася, прославихом Бога и Пречистую его Богоматерь и преподобнаго Мартиниана. Муже тъ отиде, радуася, в домъ свой, съ всѣми своими хвалу въздааху Богу и чюдотворцу Мартиниану».

И, повернувшись к нам, она сказала: „Это чудотворец, поднявшись из гроба, благословил меня крестом и ушел”. Так же и я, отпев молебен, благословил ее Честным и Животворящим Крестом. И все, видевшие это преславное чудо, удивились, и мы прославили Бога, Пречистую Его Богоматерь и преподобного Мартиниана. И человек тот ушел к себе домой, радуясь, со всеми своими воздавая хвалу Богу и чудотворцу Мартиниану».

О друзей женѣ беснующейся

О другой беснующейся женщине

Тъ же повѣда ми священникъ.

Тот же священник мне рассказывал.

Живущу ми нѣкогда въ преподобнѣх монастырѣ Ферапонта и Мартиниана, жена нѣкаа от ближних селъ святаго — имя ей бѣаше Акулина, селу тому имя Сусло — духом нечистым на много время одръжима бѣ. И зѣло страждущи ей, муж же еа и сродници водящи еа всегда на праздникъ чюдотворца Кирила и, бывши им тамо, не обрѣтошя ей полезнаго. Не да чюдотворца похуляю, — да не будеть! — но Богу тако изволшу.

В то время, когда я жил в монастыре преподобных Ферапонта и Мартиниана, некая женщина из ближних сел святого — ее звали Акулина, а название села Сусло — долгое время была одержима духом нечистым. И так как она тяжело страдала, муж же ее и родственники всегда водили ее на праздник чудотворца Кирилла, и, хоть она и бывала там, не обрели они для нее полезного. Я не чудотворца хулю, — да не будет этого! — но на то была Божья воля.

Иногда же на утрии чюдотворцевы памяти поидошя въспять вси людие в домы своя, такожде и жена та съ своими възвратися. И яко приидошя противу врат монастырскыхъ Ферапонтова монастыря и преподобнаго Мартиниана, начатъ въпити и кричати жена та зѣло, яко всѣмъ ужаснутися и отбѣжати. И нѣкамо въсхотѣ бяше бѣжати, бѣсомъ тѣм възмущаема. Людие же ти, иже с нею бяху, удръжашя ̀ю, и инии от монастырскых пособие имъ сътворишя. Она же паче въпиаше, кричющи, глаголаше: «Чернець мя биет древомъ!» И на много время сиа бяше глагола.

А однажды по заутрени в память чудотворца пошли все люди назад к себе домой, и та женщина тоже со своими возвращалась. И когда дошли они до монастырских ворот Ферапонтова и преподобного Мартиниана монастыря, начала эта женщина (возмущаемая тем бесом), сильно вопить и кричать, отчего все испугались и отбежали. И она, возбуждаемая бесом, захотела куда-то бежать. Но бывшие с ней люди удержали ее, и другие люди, из монастырских, помогли им. А она все больше кричала, говоря: «Чернец бьет меня палкой!» И долгое время она это говорила.

Они же, вземше, приведошя ̀ю къ преподобнаго гробу Мартиниана. Начатъ же священникъ тъ преждереченный молебенъ пѣти Пречистѣй Богородици. Жена же та от вопля тишити нача и единако глагола тааже словеса. Братиа же и людие мирстии рѣшя: «Что глаголеши, жено? И никтоже тя биетъ». Она же к ним отвѣща: «Не видите ли за враты монастырскыми нача мя древомъ бити, глаголя: „Всегда мимо врата моа ходите и презираете мя"». Мы же к ней: «Что глаголеши и млъвиши? Кто биеть тя? Мы не видимъ черньца, биюща тя». Она же отвѣща: «Се пошелъ тамо, — пръстомъ кажа, — и тече къ гробу святаго. Се пошелъ и риза его черна бяше». Мы же познахомъ, яко в видѣнии преподобнаго видѣ и бѣса того в ней измучи и отгна.

Они же, взяв ее, привели ее ко гробу преподобного Мартиниана. И начал тот вышеупомянутый священник петь молебен Пречистой Богородице. И та женщина стала вопить тише, но по-прежнему говорила те же слова. Братия же и мирские люди спросили: «Что ты говоришь, женщина? Никто ведь тебя не бьет». А она им отвечала: «Разве вы не видели, как за воротами монастырскими он начал меня бить, говоря: „Всегда мимо ворот моих ходите и презираете меня"». Мы же ей: «О чем ты говоришь, что рассказываешь? Кто тебя бьет? Мы не видим, чтобы тебя бил чернец». Она же отвечала, указывая пальцем: «Вот он пошел и приблизился к гробу святого. Вон он пошел, и риза у него была черная». Мы же поняли, что она в видении видела преподобного и что тот помучил и изгнал бывшего в ней беса.

Священникъ же благослови ̀ю крестомъ у гроба святаго, и от часа того приатъ здравие, благодарящи Бога и Пречистую Его Богоматерь и преподобнаго чюдотворца Мартиниана, отиде в домъ свой, радуася.

Священник же благословил ее крестом у гроба святого, и с того времени она стала здоровой и, благодаря Бога, Пречистую Его Богоматерь и преподобного чудотворца Мартиниана, ушла к себе домой, радуясь.

О иной женѣ беснующейся

О другой беснующейся женщине

Другаа жена от ближниа веси преподобнаго, съ езера Бородавскаго, имя ей бѣаше Екатерина, духом же нечистымъ одръжима бѣ. И много время разбиваше еа нечистый онъ бѣсъ, валяася и пѣны теща. Муж еа и сродници не вѣдяху, что сътворити ей. Водяху еа на память чюдотворца Кирила и моляхуся с нею, дабы здравие получила, и в домъ свой отхождааху с нею. И пакы бѣсъ онъ, находя, възмущаше ̀ю.

Другая женщина из ближней деревни святого, с Бородавского озера, имя ее Екатерина, была одержима нечистым духом. На протяжении многих лет разбивал ее этот нечистый бес, и она падала и испускала пену. Муж же ее и родственники не знали, что с ней делать. Они водили ее на память чудотворца Кирилла и молились о ней, чтобы она выздоровела, но возвращались с нею к себе домой (ни с чем). И снова бес, нападая на нее, терзал ее.

Прииде нѣкогда имъ въ ум о преподобнѣм Мартиниане своего монастыря. Приведошя ̀ю с плачемъ, молящеся Пречистѣй Богородици, и къ гробу святаго приложиша ̀ю, с вѣрою молящеся и съ слезами, не токмо бяху молебен възмогошя отпѣти, нищетою стужаеми, ни от кого же помощникъ или пришедшихъ видѣшя. Но Богъ равно на вся призираа: бысть здрава от часа того жена та и исцѣлѣ от недуга своего благодатию Божиею. Мужь еа обрадовася зѣло, и братъ его Иосавъ, нынѣ иноческаа носяй, тъ ми сам повѣда, самовидець бывъ чюдеси тому. И отидошя в дом свой радующеся, славящи и благодарящи Господа Бога и Пречистую Его Богоматерь и преподобнаго Мартиниана.

А однажды пришла им на ум мысль о Мартиниане, преподобном их монастыря. И привели они ее с плачем, молясь Пречистой Богородице, и приложили они ее ко гробу святого, с верой и со слезами молясь, только молебен не будучи в состоянии отпеть, стесняемые нищетой и ни от кого из пришедших не видя помощи. Но Бог равно на всех призирает: стала с того времени здоровой эта женщина, исцелившись от своего недуга благодатью Божией. Муж ее очень обрадовался, а также брат его Иоасаф, носящий теперь иноческие (одежды), он сам об этом мне и рассказал, будучи очевидцем этого чуда. И ушли они в свой дом, радуясь, славя и благодаря Господа Бога, Пречистую Его Богоматерь и преподобного Мартиниана.

О юноши бѣснующемся Никифоровѣ

О беснующемся юноше Никифорове

Юношя нѣкый от властей великаго князя, яко 10 поприщь отстоание имый, имя ему бѣаше Гавриилъ, духом нечистым одръжимъ. И по вся дни, находя, бѣсъ тъ давляху его, многы пѣны тоща и злѣ разбиваше его. И толико облада имъ, еже не познавати ему бѣаше отца и матерь и всѣхъ сродникъ, но и в болѣзнь впаде послѣднюю: ни яде, ниже пиа. Отець же его ради и мати многым плачем одръжими бяху и недоумѣахуся, что сътворити ему. Мнози глаголаху, смерть ему ненадежну възвѣщающе бяху. Съсѣди же ихъ и сродници сътворишя съвѣтъ к ним, веляху имъ бѣснующагося вести въ обитель Пречистыа къ преподобному Мартиниану. Тѣмже прьвѣе вдашя вѣсть стрыеви юноша того священноиерею святаго пророка Ильи. Он же вѣдѣ ихъ великую скорбь, часа того прииде к нимъ. Онем же намнозѣ плачемъ съдръжащим, чающе смертнаго часа сынови своему. Священникъ же тъ, видѣвъ сестру свою многым плачем убивающуся, и тъ нача плакати. И слышавъ съвѣтъ ихъ, и тъ им тоже умысли.

Некий юноша из земель великого князя, живший примерно в десяти поприщах, по имени Гавриил, был одержим нечистым духом. Каждый день, нападая на него, этот бес давил его, много пены источая и тяжело разбивая его. И он владел им настолько, что тот не мог узнать ни отца, ни мать, ни кого-либо из родных и дошел в болезни до предела: не ел и не пил. Отец же, жалея его, много плакал, но был в недоумении, не зная, что предпринять. Многие предсказывали юноше неизбежную смерть. Соседи же их и родственники дали им совет: велели им везти беснующегося в обитель Пречистой к преподобному Мартиниану. Для этого первым делом известили дядю этого юноши, священника (церкви) святого пророка Ильи. Узнав об их великой скорби, он тотчас же к ним пришел. Они тогда горько плакали, думая, что наступил смертный час их сына. И священник тот, увидев свою сестру, убивающуюся в горьком плаче, тоже расплакался. Услышав же об их решении, он и сам о том же подумал.

И възложише бяху болнаго на возила, и тии на конѣхъ въслѣд его идяху, но понеже лѣтнее бяше время. Мати же его акы мертва плачем провождающи, видя странно видѣние сынови своего, не токмо бяше безгласна его зрящи, но и главѣ его, кромѣ крѣпости телесныа, трясатися, и очи его замжарени бяху. И яко приидошя близъ обители и въ врата монастырскаа ввезошя болнаго и яко в монастырь, он же възрѣвъ очима и великым гласомъ проглагола: «Ох мнѣ бѣды! Нимало покоа не дадут кричаниемъ своим». Стрый же его притекъ съ инѣми, и нача въпрошати его, что глаголет. Он же к ним отвѣща, глядаа: «Се вънъ осталися на мосту томъ многыя черны и страшны, въплем въздух исплъняюще, глаголють: „Не възите его, уже нашь есть!” Нынѣ же их никого на вижду». Мы же обрадовахомся о милости Божии и въпрашахом его: «Нас знаеши ли?» Он же, гладаа бяше, отвѣща: «Господи, знаю васъ», — нарековаа имяна. Мы же, несше его на руках, положишя у ракы святаго. И начат священникъ обители тоа Пречистой молебенъ пѣти Одигитрию. Такоже и азъ въ диака мѣсто начатъ с ним пѣние творити и молити Господа Бога съ слезами и болящемъ, и с материю его. Болный же начат помалу цѣломудрено глаголати, и въставъ на нозѣ свои, плакатися начатъ и молитися такожде. Мы же его приведохомъ къ кресту Спасова образа и приложихом главу его, такожде и къ гробу святаго, сам знаменатися нача.

И, положив больного на повозку, они на конях поехали следом за ним, потому что было летнее время. Мать же провожала его с плачем как мертвого, видя, как изменился облик ее сына, — что он не только безгласен, но и что голова его бессильно болтается, а глаза закрыты. И когда они приблизились к обители и ввезли больного через монастырские ворота в монастырь, он открыл глаза и громким голосом проговорил: «Ох, беда мне! Нисколько не дадут мне покоя своим криком!» Дядя же его, который пришел вместе с другими, стал его спрашивать, о чем он говорит. И тот им ответил, указывая: «Вон, они остались снаружи, на том мосту, во множестве, черные и страшные, наполняя воздух воплем: „Не везите его, он уже наш!” А теперь я никого не вижу». И мы обрадовались милости Божией и спрашивали его: «Нас-то ты узнаешь?» Он же, оглядев нас, отвечал: «Господи, знаю я вас», — и называл имена. Тогда мы, взяв его на руки, положили его у раки святого. И начал священник той обители Пречистой петь молебен Одигитрии. Также и я вместо дьячка стал с ним петь и молить Бога со слезами о больном и о его матери. Больной же понемногу начал говорить чисто и, встав на свои ноги, заплакал и тоже начал молиться. И мы привели его ко кресту у Спасова образа и приложили к нему его голову, а также и ко гробу святого, и он начал сам креститься.

И от того дне прьвие ясти и пити начатъ въ обители Пречистыа и весь здравъ бысть и смысленъ, даже доднесь, хвалящи и благодарствующи Господа Бога и Пречистую его Богоматерь и святаго и преподобнаго отца Мартиниана.

И начав с того дня вновь есть и пить — в первый раз в обители Пречистой, — он полностью выздоровел и стал осмысленным, каковым и пребывает до сего дня, хваля и благодаря Господа Бога, Пречистую Его Богоматерь и святого и преподобного отца Мартиниана.

О диакѣ Семионе бѣснующемся

О беснующемся дьяке Симеоне

Съ же повѣда ми священникъ тому же подобно.

Этот же священник поведал мне подобное же.

«Прилучися иногда брату в сродствии моемъ, на том же Волокѣ, имя ему мое же бѣ, Семионъ — прилучися вещь сицева. Грѣх ради нашихъ и небрежениа многажды бывает на человѣцѣхъ многаго ради питиа и обьядениа, что не знати нам Бога и законъ его удалятися, прочее наказаниемъ Божиим все бяше нам бывает. Вниде бѣсъ лютъ въ человѣка того, и начатъ неистовитися, нелѣпаа глаголати и бити начатъ всѣхъ сущих в дому его. И немощно его бяше умирити от многаго злодѣаниа и укрѣпити ѝ. И связашя руцѣ его и на нозѣ възложишя ему южя желѣзны. И едва мало дний възмогохом претрьпѣти от него бесчиннаа, и такожде приведохом ѝ в домъ Пречистыа Богородица къ преподобному Мартиниану, четырми мужи влекома связана, и введохом его к чюдотворцеву гробу.

«Случилось однажды с братом моим, жившим с моими родственниками на том же Волоке, — имя его, как и у меня, Симеон — такое дело. По грехам нашим и небрежности часто с людьми от перепоя и обжорства бывает, что забываем мы Бога и от закона Его удаляемся, и потому наказанием Божиим все такое у нас бывает. Вошел лютый бес в этого человека, и начал он неистовствовать, говорить нелепости и бить всех находившихся в его доме. И невозможно было удержать его от множества злодеяний и усмирить. Тогда, связав ему руки, на ноги ему положили железные узы. И несколько дней с трудом вытерпев творимые им бесчинства, привели мы его в дом Пречистой Богородицы к преподобному Мартиниану, четверо мужчин влекли его связанного, и ввели его ко гробу чудотворца.

Начать же священникъ молебенъ пѣти, такожде и азъ с ним, бѣсновавый же бяше милостию Божию тишити начатъ. Человѣцы же, иже с ним, отъяшя южя от него, и на моление вси обратихомся. Такожде и болный бяше помалу обратися на моление к Спасову образу и Пречистѣй Богородици, и бысть весь здравъ и смысленъ. И по три дни приходя въ гробницу, съ слезами бяше моляшеся непрестанно, лобзающи гробъ святаго и благодарствующи Господа Бога и Того Пречистую Богоматерь и преподобнаго Мартиниана».

Священник начал петь молебен, также и я с ним, и бесноватый начал милостью Божией утихать. Люди же, бывшие с ним, сняли с него узы, и все мы обратились к молитве. Также и больной начал понемногу обращаться к молению перед образами Спаса и Пречистой Богородицы и стал полностью здоров и осмыслен. И три дня подряд, приходя в гробницу, со слезами молился он непрестанно, целуя гроб святого и благодаря Господа Бога, Его Пречистую Богоматерь и преподобного Мартиниана».

Аз же, слышав от священника того сиа изъ устъ, писанию предахъ, яко неложенъ бяше свидѣтель и самовидець не токмо симъ, но и прьвымъ слышатель и видѣтель истый. Полъчетвертацат бо лѣтъ священьствуа бяше въ едином мѣстѣ, у святаго пророка Ильи, и въ обители Пречистыа всегда недели своеа чреду служаще и молебнаа пѣниа.

Я же, услышав рассказ этого священника, записал его, ибо не лжив был этот свидетель и сам это видел; а также и то, о чем выше рассказано, он или слышал, или видел воистину. Ибо тридцать пять лет был он священником на одном месте, у святого пророка Ильи, и в обители Пречистой постоянно в свою череду неделями служил и пел молебны.

И ина чюдодѣйствиа святаго слышах многаа, вѣдомаа человѣкомъ и не вѣдомаа. Богу же вся вѣдома, якоже не мощно бяше Божиихъ судеб изслѣдити, ниже святыхъ его угодникъ чюдесъ исписати, точию ползы ради слышащихъ и мзды ради творящих волю Божию. Нам же подобает комуждо себѣ внимати, наипаче в сее время, и ревновати тѣх добрымъ дѣломъ и своа дѣла и испытаниа готовити на суд Господу Богу и Спасу нашему, емуже слава нынѣ и присно и въ вѣкы вѣком, аминь.

И о многих иных ведомых и неведомых людям чудесах святого я слышал. Богу же все ведомо, так что невозможно Божьи судьбы проследить, равно как и чудеса святых Его угодников переписать, — разве что для пользы слушающих и ради мзды творящих волю Божию. Нам же подобает каждому себе внимать, особенно в это время, и стараться подражать их добрым делам, а свои дела готовить к испытанию на суде у Господа Бога и Спаса нашего, которому слава ныне и присно и во веки веков, аминь.

О юноши болящемъ

О больном юноше

К сим же и сие повелѣно ми бяше новоявленное сие чюдо великаго милосердиа Божиа явьствено сътворити. Бысть, рече, юноша нѣкый среброкузнец, лѣт 20 или мало вящше, псковитинъ родом, имя ему бяше Стефанъ; отца благочестива именем Феодора Клѣщева зовома, таже ему ремества и купованиа имуще. Отшедшу же ему от родитель своих и в далних странах скитающуся, сему же юноши приложися болѣзнь тяжка — опроказися рука деснаа ему и бысть толико тяжка, яко желѣзо нѣкое, и мало можаше владѣти ею. И видѣ себе въ мнозѣй скорби и болѣзни, и недоумѣашеся, что бы сътворити ему. Начат Всесилнаго Бога молити и Пречистую Богородицю на помощь призываа бяше, дабы исцѣление получилъ, и обѣщася по святымъ чюдотворцемъ ходити, призываа бяше на помощь святых и молитвы къ Всесилному Богу, якоже и многым человѣком обычай бывает. Егда въ скорби бываем, тогда съ многым желаниемъ и вѣрою Бога взыскуемъ, аще обрящемся въ благоденьствѣ и здравии, тогда вмалѣ к нему вѣрою прилагаемся и егоже от нас изыскует — душевнаго глаголю спасениа — нимало печемся, акы бесмертни мнимся ходяще. Такожде и съ юноша: обумѣвся и обшед многа мѣста, и не обрѣте никоеаже ползы.

Повелено мне было вдобавок к тем и это новоявленное чудо великого Божьего милосердия сделать известным. Был, говорят, некий юноша, серебряных дел мастер, двадцати лет от роду или чуть больше, пскович родом, по имени Стефан; благочестивого его отца звали Федор Клещев, и он занимался теми же ремеслом и торговлей. Уйдя от своих родителей и скитаясь в дальних странах, этот юноша заболел тяжелой болезнью — на его правой руке появилась проказа, и рука стала такой тяжелой, словно какое-нибудь железо, и он с трудом мог ею владеть. Увидев себя во многой скорби и болезни, он не знал, что ему делать. И начал он молить Всесильного Бога и призывать на помощь Пречистую Богородицу, чтобы получить исцеление, и обещал ходить по святым чудотворцам, призывая святых на помощь и на молитвы к Богу, как то обычно у многих людей. Ведь когда мы оказываемся в беде, тогда с большими желанием и верой ищем мы Бога, а когда пребываем в благоденствии и здоровье, тогда мало верой к нему прилагаемся и ничуть о том, что он у нас ищет — я говорю о спасении души, — не беспокоимся, будто воображаем себя бессмертными. Также и этот юноша: образумившись, обошел многие места, но не нашел он никакой пользы.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!