ЖИТИЕ МАРТИНИАНА БЕЛОЗЕРСКОГО 5 страница



Преподобный же Ферапонт отошел в свое время к Господу, будучи хорошим пастырем для тех, попечение о ком было вручено ему Богом. И положили его честные мощи в Лужках в Можайске у Пречистой Богородицы, как уже было прежде сказано, ибо он был начинателем той святой обители. Телом лег он там, душа же его взошла ко Господу, а нам он оставил заботящегося о нас возлюбленного нами о Христе преподобного отца Мартиниана. Тот начал, но оставил, а этот незаконченное завершил. Тот ушел за духовной покупкой в дальние земли и, посланный Богом и Богом ведомый, ушел, а этот блаженный Мартиниан Богом был приведен на его место, пришел к нам и поселился в достоянии его, как некий наследник или брат по плоти, и остался с желанием, стал подвизаться трудолюбиво, труды к трудам прилагая, болезни к болезням, день и ночь заботясь, борясь с духами лукавства, бесстыдно находящими на стадо Христово словесных овец, стараясь каждого из нас растлить или похитить из ограды доброго нашего пастыря Христа. Он же, как добрый пастух, то сам, то с помощью друзей, то есть учеников своих, пася и ограждая нас, укрепляя отовсюду, направляя и у волков губящих, бесов, из гортаней выхватывая, подражал первому своему пастырю и учителю Христу и, как и он, взошел на небеса, оставив учеников своих, многие из которых стали святителями, пастырями и наставниками, направляющими на путь спасения.

Простите мя Господа ради, отцы и братиа, и не осудите худость мою, мало ми нѣчто провѣщати к вашему благородству. Никакоже азъ просту мню вещь сию быти, но божественаго промысла того человеколюбиа, того милосердиа многаго, еже на нас сътворися и заступлениемъ великыа помощница нашеа, Пречистыа Его Богоматере: аще не бы угодна была Богови дѣланиа си блаженныхъ онѣхъ отець, то не бы утвердилъ Богъ и възградилъ таковы двѣ обители, якоже град утверженъ пред славою его и величествомъ предстоятъ спасающихся ради душь. Колико ихъ спасошяся и спасаются въ имя того Всесилнаго Бога и Пречистыа его Богоматере! И сиа, вѣмъ, не невѣсть святость твоа, о възлюбленне, — пред тобою нынѣ вся предлежят: мнози от нѣдръ онѣхъ преподобных отець епископи изыдошя, мнозии игумени, учителие и наставници общим житиамъ. И сиа, вѣмъ, не невѣси: мнози отцы и братиа, ученици их, прозорливи бышя и мнози Божиа благодати исплънени и райскыа пища сподобишася. И се ти мало нѣчто повѣм о тѣхъ исправлении, да уразумѣеши истину.

Простите меня Господа ради, отцы и братья, и не осудите худость мою, что мало рассказал вашему благородству. Ничуть не случайным считаю я это, но делом божественного промысла Его человеколюбия, Его многого милосердия, осуществившимся на нас заступничеством великой вашей помощницы, Пречистой Его Богоматери: если бы не было угодно Богу дело этих блаженных отцов, то не утвердил бы Бог и не возвел бы две такие обители, — словно укрепленная крепость предстоят они перед славой Его и величеством ради спасающихся душ. Сколько их спаслось и спасается во имя того Всесильного Бога и Пречистой Его Богоматери! И знаю я, что не неведомо это святости твоей, о возлюбленный, — пред тобою ныне все они лежат: много из недр этих преподобных отцов вышло епископов, много игуменов, учителей и наставников общежитий. И то, знаю, не неведомо тебе, что многие отцы и братья, ученики их, были прозорливы, и многие, Божьей благодатью исполненные, и райской пищи сподобились. И еще кое-что коротко расскажу тебе об их жизни, да узнаешь истину.

Носивый братъ блаженнаго отца Мартиниана старости ради многыа и недуг на съборнаа пѣниа — имя ему бѣаше Галахтионъ,[58] и ученикъ его бяше — прииде нѣкогда в трапезницу з братиею, вновѣ ей поставленѣ, братиа же храмину начяшя хвалити, яко добра сущи и зѣло красна. Он же, яко юродъ, такожде глагола: «Добра, добра, да и недолговѣчна». Они же ни въ что же сиа от него вмѣнишя и яко юрода его бяше мняху. У Бога же явися премудръ: въ другый же день възгорѣся келиа брата нѣкоего и по другых ся нят огнь многъ, и немощно бяше изяти от нихъ ничтоже. Иосафъ,[59] бывый владыка Ростовскыа земля, въстужи си зѣло о положении вещи нѣкыа монастырскаго ради строениа,[60] братъ же онъ юрод, пришед, начатъ прѣтити ему, глаголя: «Что твориши, отче?! Бога прогнѣваеши, скорбя». Он же к нему: «Азъ, брате, не себе ради сиа удръжахъ, но нужда ради монастырскыа». Тъ же брат: «Аще сице глаголеши, да где суть и в коемъ мѣстѣ лежить съкровище оно?» Он же явѣ показа ему мѣсто в келии. Блаженный же юрод утекомъ скоро устремися г келии и, оградився крестным знамениемъ, пад въ пламень оноа келии и изятъ съкровище. Принесъ, постави è пред владыкою Иоасафомъ, глаголя: «Се, не тужи, о худом дѣле скорбиши». Братиа же удивишася вси и прославишя Бога о дръзновении брата непостыднем.

Брат, носивший на соборное пение блаженного отца Мартиниана по причине его старости и многих болезней, — имя его было Галактион, и он был его учеником, — пришел некогда с братией во внове поставленную трапезную, и братия начала хвалить постройку, что, мол, хороша она и очень красива. И тот тоже сказал, как будто юродствуя: «Хороша-то, хороша, да недолговечна». Они не придали этим его словам никакого значения и отнеслись к нему как к юродивому. У Бога же он оказался премудрым: на другой же день загорелась келья некоего брата и от нее занялись сильным огнем другие кельи, и невозможно было вынести из них ничего. Иоасаф же, бывший владыка Ростовской земли, затужил о некоей вещи, отложенной в келье ради монастырского строения, а юродивый брат, подойдя, начал упрекать его, говоря: «Что ты делаешь, отец?! Бога гневишь, скорбя». Тот ему: «Я, брат, не для себя это хранил, но для монастырских нужд». А этот брат: «Если так говоришь, то где оно, в каком месте лежит это сокровище?» Тот точно указал ему место в келье. И блаженный юрод бегом быстро помчался к келье и, оградив себя крестным знамением, бросился в пламя этой кельи и вытащил сокровище. Принес, поставил его перед владыкой Иоасафом, говоря: «Вот, не горюй, о худом деле скорбишь». Братия же вся удивилась и прославила Бога за непостыдную смелость брата.

Келиа же оны взят огнь великъ, такоже и трапезницу ону до конца потреби. Людие же, текше скоро, начяшя звонилницу сѣщи, да не згорять колоколи. Он же приснопамятный, притекъ, отрину человѣкы и з сѣчивомъ, глаголя: «Сему не горѣть», — и ста у звонилницы. Огнь же отнюдь не прикоснуся емъ, а и близъ сущи. И збысться проречение брата оного, поистиннѣ дивнаго.

Кельи же те объял великий огонь, также и трапезную ту уничтожил он до основания. Люди, быстро прибежав, начали рубить звонницу, чтобы не сгорели колокола. А тот приснопамятный (юродивый), прибежав, оттолкнул людей с топорами и сказал: «Этому не гореть!», — и стал у звонницы. И огонь ничуть не коснулся его, хотя и был близок. И сбылось пророчество этого поистине дивного брата.

Въ вся же службы готовъ з братиею, и тщаливъ зѣло, покоа же телеснаго весма не требоваше, и на съборном пѣнии паче всѣх обрѣташеся. И сиа от него извѣстно увидѣшя, яко блаженным Мартинианомъ разсудися и благословенъ бысть от него на чюдное сие и блаженное дѣлание.

На все службы с братией был он готов и очень старателен, в покое же телесном совсем не нуждался и на соборной службе раньше всех оказывался. И точно узнали мы от него, что это блаженный Мартиниан рассудил и благословил его на то чудное и блаженное дело.

Провидѣ же и преставление свое за многы дни. Егда прииде к нему нѣкый брат посѣщениа ради, и съвѣтникъ его бяше присный, Симановскаго монастыря постриженикъ, служба его бяше просфирам печение творяше, и нача скорбѣти о болѣзни его, он же к нему отвѣща: «Не скорби, брате, о мнѣ: еще и отити хощу от васъ, въ осмый же день и ты приидеши за мною». Он же, недоумѣашеся о вещи, повѣда братии речение его. И преставися онъ к Богу, разболѣся и съвѣтникъ его Сава, сие бо бяше имя его, въ осмый день отиде душа его от тѣла проречениемъ юрода оного блаженнаго.

Провидел он и преставление свое за много дней. Когда пришел к нему посетить его некий брат, с которым советовался приснопамятный, постриженник Симоновского монастыря, службой которого было печь просфоры, и начал сочувствовать ему в его болезни, он ему отвечал: «Не скорби, брат, обо мне: хоть я и уйду от вас, но на восьмой день и ты придешь за мной». А тот, не понимая смысла его слов, пересказал их братии. И преставился он к Богу, а затем разболелся и советник его Савва, таково ведь было его имя, и на восьмой день отошла душа его от тела, как и предсказал тот блаженный юрод.

И ина многа вѣмъ чюдеснаа. И другый брат повѣда ми тому же подобно, уже старець нынѣ, болии 30-ти лѣтъ дръжа игуменства. «Въ уныние ми, — рече, — нѣкогда впадшу, отнюд спроста хотѣх отступити от обители Пречистыа, учитель же мой, сѣд на празѣ келиа, рече къ мнѣ: „Что се, брате, умыслилъ еси? Врага послушаеши! Нѣсть ти мощно избѣгнути от волнениа его. Аще и от нас избѣжеши, тѣх же сѣтей и лукавствиа не можеши избѣжати нигдѣже”. Аз же, слышахъ от старца, и удивихся проразумѣнию его, вся бо ми умышлениа сердца моего пред лицем моим постави».

И иные многие знаю я чудеса. И другой брат, более тридцати лет державший игуменство, ныне уже старец, рассказывал мне нечто подобное. «Однажды, — сказал он, — когда я впал в уныние и вовсе решил просто уйти из обители Пречистой, мой учитель, сев на пороге кельи, сказал мне: „Что это, брат, ты замыслил? Врага слушаешь! Не можешь ты избежать причиняемого им волнения. Если и убежишь от нас, нигде не сможешь ты избежать его сетей и обмана”. Слыша это от старца, я удивился его проницательности, ибо все помыслы моего сердца он представил перед лицом моим».

И иных братии бывших добраго сего разума вѣмъ исправлениа, да время повелѣ ми съкратити. Тѣмже сиа многаа глаголати ми оставим и пакы на прьваа обратимся.

Знаю я дела и иных братьев, обладавших таким же добрым разумом, да время повелевает мне сократить (рассказ). Потому много говорить об этом не будем и вновь обратимся к прежнему.

Мартиниан же блаженный, якоже речеся, добрѣ подвизася, понеже и в великую старость уже приближися и частыа недугы видит, приближающася на нь, ничесоже ожидаа бяше, токмо нашествиа смерти и часа послѣдняго, но толико блаженный имяше усердие и вѣру еже к Богу и желание неуклонно и до самых послѣдних дней не отступи от съборнаго пѣниа. О келейном же что и глаголати! Такоже бяше и пощение съвръши, якоже и наученъ бысть от отца своего, преподобнаго Кирила. На съборное же пѣние братиею возим, иногда рукама поддержимъ бяше старости ради немощи многыа.

Блаженный Мартиниан, как уже было сказано, хорошо подвизался, ибо и к глубокой старости уже приблизившись, и частые недуги, подступающие к нему, видя, и ничего не ожидая, кроме прихода смерти и последнего часа, однако же такое блаженный усердие имел и веру в Бога, что до самых последних дней неуклонно не желал отступать от соборной службы. О келейной же что и говорить! Так же и пост он совершал, как научен был отцом своим, преподобным Кириллом. А на соборную службу братия возили его, иногда же на руках носили его по причине старости и большой немощи.

Слышу же некых глаголюша и блядуща простыа сиа глаголы: «Святитель немощен, — рече, — не живет, сирѣчь съкрушенъ». Афонасиа Афонскаго[61] не свята ли глаголеши, убиена съ церкви и смертъ побѣдну приемша? Семиона Стлъпника,[62] едину ногу имуща, а другую червми снѣдену? И многаа в тѣх святыхъ великыхъ тѣлеснаа съкрушениа обрящеши, душевную же их крѣпость паче всякого желѣза и камене твердѣйши святаа писаниа глаголютъ. Не слышали Владыку Христа глаголюща къ Иову праведному: «Еда мя инако мниши? Ни, но токмо яко да явишися праведенъ». Кто может Господня судьбы Божиа изслѣдовати?[63] Вси святии въ трудѣхъ и болѣзнех животъ свой скончашя. Или нам иже нынѣ глаголаннаа: «Како нам не являются и не глаголють к нам святии сице и сице?» Аще бы в мѣру святыхъ отець достигнули быхом, то и мы бы дарованиа нѣкоего сподобилися быхом. Писаниа глаголють святых отець: «По мѣрѣ всякого добродѣтелей и дарованиа подает Богъ».[64] И о сихъ тако.

Слышу, как некоторые отвечают ложью на эти простые слова: «Немощных святителей, — говорят они, — не бывает, значит, он пал». Афанасия Афонского не назовешь ли святым, убившегося, упав с церкви, и победную смерть принявшего? Или Симеона Столпника, одну ногу имевшего, а другую червями съеденную? Да и много можно найти телесных недостатков у тех великих святых, душевную же их крепость всякого камня и железа твердейшей святые писания называют. Не слышал ли ты, как Владыка Христос говорит Иову праведному: «Неужели иначе Меня представляешь? Нет, это — только, чтобы ты оказался праведен». Кто может исследовать судьбы Господни? Все святые в трудах и болезнях окончили свою жизнь. И верно ли то, что говорят нам ныне: «Почему не являются нам и не говорят нам святые то и то?» Если бы мы достигли меры святых отцов, то и мы сподобились бы некоего дарования. Писания святых отцов говорят: «По мере добродетелей всякого и дарования Бог подает». Об этом довольно.

Видѣв же себе блаженный вконец от старости изнемогша и к концу приближающася, призывает к себѣ тоа обители иже с ним Богови работавших противу силѣ своей и предо всѣми игумену заповѣда предание и чинъ обители тоа съхранити, отнюдь не разорити никомуже от чина монастырскаго и устава, «якоже от наю, — рече, — обители тоа предано», и к симъ свидѣтеля Бога представляа и Пречистую Богородицю. «Якоже видѣсте, отцы и братиа, от наю, тако сиа и творите. Божиа же любы и милость и Пречистыа Богородица буди с вами». Благословение и прощение давъ игумену и братии, такоже и от них взятъ и послѣднее цѣлование, Пречистаго же Тѣла и Честныа Крове Христа Бога нашего и на послѣднихъ днехъ причастися.

Увидел блаженный, что от старости совсем он изнемогает и к концу приближается, призвал к себе иноков той обители, работавших вместе с ним для Бога по мере своих сил, и перед всеми заповедал игумену сохранять предание и чин обители той, чтобы никто совершенно не нарушал монастырского чина и устава, «какие нами, — сказал он, — даны этой обители», в свидетели тому выставляя Бога и Пречистую Богородицу. «Как мы, отцы и братья, видите, делали, так и вы это делайте. Божия же любовь и милость Пречистой Богородицы да будет с вами». Благословение и прощение игумену и братии дав и у них получив, также и последнее целование, в последние свои дни причастился он Пречистого Тела и Честной Крови Христа Бога нашего.

Жит же в чернечествѣ множае седмидесят лѣтъ преблаженный и преподобный отець наш Мартинианъ и преставися к Богу, от дней в неделю, въ старости добрѣй, в съвръшеном образѣ, в лѣто 6991-го, месяца генваря въ 12, и приложися къ отцам своим в жизнь вѣчную.[65]

Прожил же преблаженный и преподобный отец наш Мартиниан в чернечестве более семидесяти лет и преставился к Богу в воскресный день в глубокой старости в совершенном образе в 6941 (1483) году месяца января в 12 день и соединился с отцами своими в жизни вечной.

Игумен же и братиа вси стекошяся с плачем, скуташя мощи святаго и погрѣбоша ѝ честнѣ у болшиа церкви Пречистыа Богородица на десной странѣ олтаря,[66] и сътворишя память ему честно.

Игумен же и все братия, собравшись, с плачем взяли мощи святого, с честью погребли у большей церкви Пречистой Богородицы по правую сторону от алтаря и достойно совершили ему память.

О благословении Мокариа митрополита[67]

О благословении митрополита Макария

Да не съблазнятся нѣции о сем, глаголюще: «Почто великый святитель Мокарие, митрополитъ Русскыа земля, не положи в грамотахъ, иже посла по градомъ и великымъ монастыремъ в лѣто 7055-го в преименовании царя великаго князя Иоана Васильевича и всеа Русии,[68] и иже избра и разсуди с того же бяше събора пѣти и праздновати повелѣ святых отець по всѣмъ церквам Великия Росиа, а сихъ остави?» Но понеже не небрежениемъ сиа сътвори святый митрополитъ, ниже просто якоже прилучися вещь сиа.

Пусть некоторые не обманываются в этом, говоря: «Почему великий святитель Макарий, митрополит Русской земли, не включил в грамоты, которые он разослал по городам и большим монастырям в 7055 (1547) году при переименовании в царя великого князя всея Руси Иоанна Васильевича, (Ферапонта и Мартиниана) в число святых отцов, которых тот собор, обсудив и избрав, повелел петь и праздновать по всем церквам Великой России, а их оставил?» Но ведь не из пренебрежения ими сделал так святой митрополит, и не просто это так получилось.

Приѣхавши убо игумену тоа обители,[69] послѣ събора того много дний минувшимъ, и житиа святыхъ отець Ферапонта и Мартиниана с събою привезшу повелѣниа и благословениа господьска просити, и вдасть сиа в руцѣ святителя. Великый же, сиа бяше разсмотрѣвъ, повелѣ пакы събору быти. И събравшимся к нему всѣм святителемъ прьваго того събора: Алексию архиепископу Ростовскому, да Ионѣ епископу Суздалскому, да Ионѣ же епископу Рязанскому, да Акакию епископу Тверскому, да Феодосию епископу Коломенскому, да Савѣ епископу Сарскому, да Киприану епископу Пермьскому,[70] — и з честными архимандриты, и зъ честными игумены великыхъ монастырей, и старцемъ избраннымъ, и всему священному събору, и взятъ книгы тыа и повелѣ пред собою прочести житиа святыхъ и чюдеса. И разсудивъ всѣмъ тѣм събором, яко неправедно есть отставити святыхъ, благослови и повелѣ игумену тоа обители пѣти и празновати святыхъ отець съ предреченными святыми, преподобнаго Ферапонта и Мартиниана, и житиа их чести на съборѣ въ славу Отца и Сына и Святого Духа, Вседръжителя Бога.

Когда минуло после того собора много дней, игумен той обители приехал и привез с собой жития святых отцов Ферапонта и Мартиниана, чтобы попросить повеления и благословения у своего господина, и дал их в руки святителя. Великий же (отец), рассмотрев их, повелел снова собраться собору. И когда собрались к нему все святители, бывшие на том первом соборе: Алексей архиепископ Ростовский, Иона епископ Суздальский, Иона же епископ Рязанский, Акакий епископ Тверской, Феодосий епископ Коломенский, Савва епископ Сарский и Киприан епископ Пермский, — с честными архимандритами, с честными игуменами великих монастырей, с избранными старцами и всем священным собором, взял он те книги и повелел прочесть перед ними жития святых и чудеса. И, рассудив всем тем собором, что несправедливо не включить их в число святых, благословил митрополит и повелел игумену той обители петь и праздновать этих святых отцов, преподобных Ферапонта и Мартиниана, вместе с прежде названными святыми, и жития их читать соборно во славу Отца и Сына и Святого Духа, Вседержителя Бога.

Но и се яко да не възглаголють нѣции мнѣниемъ рекуще: «Повелѣлъ есть святый митрополитъ единой церкви обители тоа праздновати святыхъ». Смотри и испытай извѣстно: не бывает сицево повелѣние въ святых писаниихъ, — неправды зазоръ сътвориши и обрящешися ложь пред Богомъ. Святыа книгы пишуть: «Едино стадо и един пастырь, Христос,[71] едина церкви, едина вѣра».[72] Далъ есть единой церкви — и инымъ вда, не дати — ниже единой вдасться. Добрѣ святый митрополит сътвори и зѣло полезно есть: якоже нѣкую утварь царьскую церкви Божией приложи, святыхъ отець праздновати повелѣ и благослови.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!