ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ 7 страница



И начать устремлятися к путному шествию. И поять с собою нѣкыя от братии ити к Новугороду, и тако пути касахуся. Бѣ бо святому путь благостроенъ по морю и по езером и по рекам. И не по мнозѣ времени обрѣтеся вь пресловущемь Великомь Новѣградѣ.

И начал готовиться к путешествию. Взял с собою некоторых из братии, чтобы идти в Новгород, и так отправились в путь. Был же путь святого благополучным — по морю, по озерам и по рекам. И в скором времени оказался он в преславном Великом Новгороде.

И възвѣстиша о нем архиепископу. Пришедшу же преподобному Зосимѣ ко архиепископу. Святитель же благословивь его и повелѣ сѣсти, и въпрашашеть ѝ от богодуховенных писаний многыми словесы, и о довѣдѣнии острова, и о устроении манастыря. И блаженый же повѣда ему вся о себѣ и о пришествии на меѣсто то. Бяше бо ему и преж пришествия преподобнаго вѣдомо о нем, и поразумѣ архиепископъ по образу и видѣнию смысла и разума его, яко въистину Божий человекъ бѣ.[120] И тако освяти ѝ, и священьства саном почте, и съверши его, игумена Спасьскаго Соловецкаго манастыря постави.

И сообщили о нем архиепископу. И пришел преподобный Зосима к архиепископу. Святитель же благословил его и повелел сесть, и начал расспрашивать обстоятельно о Божественном Писании, и об исследованности острова, и об устроении монастыря. Блаженный же рассказал ему все о себе и о своем приходе на то место. Было же известно о нем архиепископу еще до прихода преподобного, и понял он по виду его и по уму и по образу мыслей, что это воистину «человек Божий». И рукоположил его, почтив саном священства, и совершил поставление игуменом Спасского Соловецкого монастыря.

И дает братии с ним пришедшим, и рекь им: «Едино сей отець вашь игумен. Имѣйте его вь Христовъ образ со всяцѣм послушаниемъ и покорением». И дасть игумену Зосимѣ яже на устрои манастырю сребра и злата, сосуды и ризы, и вся ихже на путь требующихъ; и, благословивь, отпусти я с миром.

И дал его пришедшей с ним братии и сказал им: «Отныне этот отец — ваш игумен. Имейте его во образ Христов — со всяческим послушанием и повиновением!» И дал игумену Зосиме на устроение монастыря золота и серебра, церковные сосуды и ризы, и все, что необходимо в дорогу, и, благословив, отпустил их с миром.

Мнози же боляре града того даша манастырю блаженнаго имѣния доволно, и от сосуд и одежь церковных, и сребро и жита. И инии же съ мнозѣмь обѣщаниемь хотяху помогати манастырю его, велию бо слуху о нем прошедшу добродѣтелнаго его ради жития, и славно бяше имя его въ странѣ той. Рече бо Господь: «Славящая Мя прославлю»[121] — и тако «волю боящихся Его сътворяет».[122]

Многие же бояре города того дали в монастырь блаженного немало всякого добра, и сосудов и одежд церковных, серебра и жита. И другие давали обещания помогать его монастырю, ибо пронесся о нем слух, благодаря добродетельной его жизни, и имя его в той стране стало известно. Ведь говорит Господь: «Славящих Меня прославлю» — и «волю боящихся Его творит».

Преподобный же помолися въ церкви съборнѣй святыя София и прочим святым церквам, строя яже на путь; и тако отходит вь свой манастырь, нося доволно на устрои церковныи и манастырьскыя потребы, и благодатию Божиею стройнѣ достизает манастыря.

Преподобный же помолился в соборной церкви Святой Софии и в прочих святых церквах, готовясь в путь; и ушел в свой монастырь, неся немало (пожертвований) для устроения церкви и нужд монастыря, — и, с Божией помощью, благополучно достиг своей обители.

Германъ же старець и вся братия изыдоша въ стрѣтение преподобнаго подъ манастырем вь пристанищи. И тако, о Христѣ целование дав, благослови всѣх, и внидоша вь церковь святаго Преображения Господа нашего Исуса Христа. Дьяконъ же сътвори ектению[123] за правовѣрныя князя и архиепископа и за все православное хрестияньство.

Старец же Герман и вся братия вышли встречать преподобного к пристани под монастырем. Он же, приветствовав их целованием во Христе, благословил всех — и вошли они в церковь святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Дьякон же сотворил ектенью за правоверных князей и за архиепископа и за всех православных христиан.

Внидоста вь трапезу, и подають писание от архиепископа братии, и възведенъ бысть на мѣсто игуменское. И тако поучивъ братию доволно, и разыдостася кождо вь свою кѣлью. Бѣ бо уже приспѣвьшю вечеру, и повелѣ игуменъ Зосима ту сущим иереомъ и дьякону готовитися къ божественѣй Литургии, понеже бо и сам хотяше комкати Пречистое Тѣло и Кровь Господа нашего Исуса Христа и съвершити божественую службу по Глаголющему: «Ядыи мою Плоть и пия мою Кровь въ Мнѣ пребывает, и Азъ в нем».[124] И по сих повелѣ келарю[125] износити из ладия вся, яже суть привезена из града, даемое блаженному от христолюбцовъ на потребу манастырскую. По сем же заутренѣй[126] съвершившися, и времени приспъвьшу божественъй службѣ. И повелѣ священником, тако же и сам вниде въ святую церковь, и начаста божественую Литургию.

Вошли в трапезную — и подают послание архиепископа к братии: и был возведен он на место игуменское. И преподал братии (игуменское) поучение — и разошлись каждый в свою келию. И наступил вечер, и повелел игумен Зосима бывшим там священникам и дьякону готовиться к божественной Литургии, потому что и сам хотел причаститься Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа и совершить божественную службу, по слову Глаголющего: «Ядущий мою Плоть и пиющий мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем». И затем повелел келарю выносить из ладьи все, что было привезено из города, данное блаженному христолюбцами для нужд монастыря. После этого была совершена утреня и наступило время божественной Литургии. И повелел он священникам идти, и сам вошел с ними в святую церковь — и начали божественную литургию.

Да якоже причастися Божественых Тайнъ преподобный, видѣша вси священници и братиа лице его просвѣтившася яко лице аггелу, и церкви исполнившися благоухания, свидѣтелствующе достоинство священства блаженаго. Братья же, яко видѣша таково преславное видѣние, възрадовашася радостию великою зѣло и прославиша Бога, прославляющаго святых своих.

И когда преподобный причастился Божественных Тайн, увидели все священники и братия, что лицо его просветилось как лицо ангела, и церковь наполнилась благоуханием — в свидетельство достоинства священного сана блаженного. Братия же, созерцая такое преславное видение, возрадовались радостью великой и прославили Бога, прославляющего своих святых.

И тако съвершися божественая служба. Внидоша нѣции гостие вь церьквь; игумен же Зосима благослови их, и подав им просфиру[127] службы своей, и възвав ихъ на обѣд с братиею ясти. Они же гостие, приимше просфиру, и идоша к ладии своей потребы ради. И коим неведѣниемъ от пазуху им испаде просфира. И поискавше ю, не обрѣтше, сжалися о семъ зѣло.

И так закончилась божественная Литургия. Вошли в церковь некие торговые люди; игумен же Зосима их благословил, и дал им просфору своего служения, и позвал на обед — вкушать вместе с братией. Те же купцы, приняв просфору, пошли к своей ладье за некоей надобностью. И, неведомо как, выпала просфора у них из-за пазухи. Они же, поискав ее и не найдя, очень тем опечалились.

Игумен же Зосима, вь трапезѣ сѣдя на мѣстѣ своем, и възрѣвь, не видѣ званных мужей на трапезѣ, и повелѣ келарю послати по них. Келарь же посла нѣкоего брата имѣнем Макария. Он же скоро изыде к ладьи, а пред нимь песь излѣзъ из манастыря, текыи вдальи мало вержением камени. И начат брехати зѣло, с пути не съвращаяся никаможе и хотяще усты своими яко взяти что — и не можаше: и вержеся скоро, и възвратися, и пакы вержеся. Макарие же зря и преспѣвая, хотя увѣдѣти бывшее. Якоже приближаяся к мѣсту, и видѣ огнь пламенем исхожаше от мѣста оного из земля, идѣже пес, скача, брехаше. И тече скоро, помышляя в себѣ видѣти, что се мѣстооно, идѣже пламень исхождааше. Пес же обозрѣся на старца, отскочи сь яростию, паче тщася яко въсхытити усты, наипаче пламенем огня отгоним бысть от мѣста.

Игумен же Зосима, сидя в трапезной на своем месте, взглянул и не увидел за трапезой приглашенных мужей — и повелел келарю послать за ними. Келарь же послал некоего брата по имени Макарий. Тот быстро отправился к лодке, а впереди него выбежал пес из монастыря, держась невдалеке — на расстоянии брошенного камня. И начал он сильно лаять, никуда с пути не сворачивая, стараясь как будто что-то схватить зубами, — и не мог: бросился вперед, отскочил, бросился опять. Макарий же, видя это, поспешил, желая узнать, что происходит. И когда приблизился к тому месту, то увидел огонь, пламенем исходивший из земли, — от того места, где прыгал и лаял пес. И пошел он быстрее, надеясь увидеть, что это за место, от которого исходит пламень. Пес же оглянулся на старца — и отскочил с яростью, еще настойчивее пытаясь ухватить что-то зубами, но еще сильнее был отогнан пламенем от того места.

Брат же Макарие ускори приити и обретѣ на мѣсте том просфиру, юже бе далъ преподобный от олтаря гостем на благословение, и взем, съкры ю, но токмо удивляяся огненому видѣнию, ужас бо обдержаше ѝ. И пришед к ладии и зваше гостей, и по звании глагола имъ: «Что изгубисте, идуще от церкви, вне манастыря?» Они же рѣша: «Ничтоже ино, точию просфиру — благословение игумена вашего». Он же, иземъ ю от нѣдръ своих, и рече: «Сия ли суть?» Они же реша: «Еи, та же есть». И глаголаша старцу: «Повѣжь нам, отче, яко вѣдѣхом тя медляща на пути и пса ярящася и усты своими хапающа пламень, дондеже ты прииде». Макарие же сказа имь вся бывшая.

Брат же Макарий ускорил шаг, чтобы поскорее дойти, — и нашел на том месте просфору, которую преподобный вынес купцам из алтаря в благословение, и, взяв, спрятал ее, дивясь виденному им огню; и охватил его трепет. И придя к ладье, позвал купцов (на трапезу), после чего спросил: «Не потеряли ли вы чего, возвращаясь из церкви, вне (ограды) монастыря?» Они же сказали: «Ничего иного, кроме просфоры — благословения игумена вашего». Он же, вынув ее из-за пазухи, спросил: «Не эту ли?» Они же ответили: «Да, эта и есть». И спросили старца: «Ответь нам, отче, видели мы, как ты промедлил на пути и как пес ярился и хватал пламя зубами, пока ты не пришел». Макарий же рассказал им обо всем, что произошло.

И тако приидоста в трапезу, приносяще братии потребная. Игумен же благословивь их и въпроси: «Что тако умедлисте, о чада?» И глагола: «Макарие, что ради умедли толико?» Макарие же, пад, поклонися ему до земля, изрече вся бывшая, еже видѣ своима очима. И гостие они тако же рѣша. И тако блаженный и вся братия рекоша: «Вѣрен Господь въ всѣх словесѣх своих и преподобенъ въ всѣх дѣлех своих,[128] творяй чюдеса единъ».[129] И вси яко единѣми усты прославиша Бога.[130]

И пришли они в трапезную, принеся (пожертвование) на нужды братии. Игумен же благословил их и спросил: «Что так задержались, чада?» И спросил Макария: «Макарий, отчего промедлил столько?» Макарий же, пав, поклонился ему до земли и рассказал обо всем, что случилось, виденном им своими глазами. И купцы рассказали о том же. И сказали блаженный и вся братия: «Верен Господь во всех словах своих и праведен во всех делах своих, один творящий чудеса!» И все, словно едиными устами, прославили Бога.

Преподобный же Зосима, подвизаем Божиею благодатию, начатъ труды кь трудом прилагати и спѣхъ к спѣху. И тако, радуяся, течаше, в вышних умъ вперяя.[131] И по сем повелѣ съзидати церковь превелику Святое Преображение Господа нашего Исуса Христа на том мѣсте, идѣже, якоже предърекохом, видѣние видѣв луча божественнаго явльшяся ему.

Преподобный же Зосима, движимый Божией благодатью, стал труды к трудам прилагать и усердие к усердию. И так он подвизался, радуясь, к вышнему ум устремляя. И затем повелел строить большую церковь — Святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа — на том месте, где, как мы прежде сказали, предстало ему видение божественного луча.

И обложив сь братиею церковь,[132] и тако начаша рубити. И прииде на дѣлателя церковныя комары и мшица и уядаху их зѣло. Они же възгнѣтиша себѣ мало огня дыма ради, курящагося и на отгнание комаровъ и мшиць. И срубиша дажь до прага церковных дверии, и восхотѣша дѣлатели почити въ время полудне. Не вѣдѣ како, приближшуся огню к начинию церкви и възгорѣся и попали все до основания.

И положил он с братиею основание церкви, и начали строить. И налетели на строителей церкви комары и мошка и сильно их донимали. Они же развели небольшой костер — ради дыма, чадящего для отгнания комаров и мошки. И когда довели сруб уже до порога церковных дверей, захотели работники отдохнуть во время полуденное. И, неведомо как, приблизился огонь к строящейся церкви — и возгорелся, и сжег все до основания.

Братия же дѣлатели смутишася, глаголюще: «То уже Богъ не велит нам въздвизати великия церкви». Преподобный же Зосима глагола има: «О, чада, сие есть злоба от неприязни, той нам пакости дѣетъ. Мы же не престанем подвизающеся». И повелѣ ударити в било.[133] Събрашася братия, и начат пѣти молебенъ Господеви и Пречистой Его Матери. И по молебнѣ освятив воду, и покропи мѣсто и дѣлателя, и благословивь их Животворящаго Креста знамениемь, и сам положи начало основанию церкви. И тако начаша мастеры здати по обычаю, и во время мало в полудне приимаху покоя. В та же времена, егда почиваху здателе, мнози от братии слышаху стукъ зиждущих церковь: яко рубят на церкви и тешут невидимо. Се же слышаху не единою, ни дважды, но многащи — Божия бо помощь посылаашеся молитвами преподобнаго Зосимы. И тако благодатию Христовою в малѣ времени церковь съвершивше Преображение Господа нашего Исуса Христа.

Братия же строившая смутилась, говоря: «Это, видно, Бог не велит нам возводить большую церковь». Преподобный же Зосима сказал им: «О чада, это напасть от неприятеля, (это) он нам пакости творит. Мы же не перестанем подвизаться». И повелел ударить в било. Собралась братия, и начал он петь молебен Господу и Пречистой Его Матери. И после молебна освятил воду и покропил место и работников, и благословил их знамением Животворящего Креста, и сам положил начало основанию церкви. И затем мастера начали строить, по обычаю; и через небольшое время, в полдень, дали себе отдохнуть. И в то время, когда строители отдыхали, многие из братии слышали стук (топоров) из строившейся церкви: как будто на церкви рубят и тешут невидимо. Слышали же это не раз и не два, но множество раз, — так как посылалась им помощь Божия молитвами преподобного Зосимы. И так, благодатью Христовой, в скором времени построили церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Потом же начаша здати трапезу велию, понеже братство множашеся числом и не бѣ гдѣ вмѣститися. И с въсточныя страны трапезы начаста здати церковь во имя Пречистыя Владычица нашея Богородица честнаго Успения. И тако помощию Божьею и Пречистыа Его Матере, и угодника их преподобнаго игумена Зосимы молитвами, обитель всѣмъ распространяшася, и мѣсто исполняшеся, и братство о Христѣ множашеся; иереи, приходяще, священнодѣйствоваху, и дьякони, и клирици; и кѣльи многи здахуся, и поварня, и хлѣбня в доволство. Вся сия съвершахуся благодатию Христовою и поспѣшеством Святаго Духа.

Потом начали строить большую трапезную, потому что братия умножалась и негде было им помещаться. С восточной же стороны трапезной стали возводить церковь во имя Честного Успения Пречистой Владычицы нашей Богородицы. И так, с помощью Божией и Пречистой Его Матери и молитвами угодника их преподобного игумена Зосимы, обитель распространялась, и место заселялось, и братия во Христе умножалась: приходили священники — и совершали божественные службы, и дьяконы, и клирики; строились многие келии, и поварня, и пекарня — для удовлетворения братии. Все это совершалось благодатью Христовой и поспешением Святого Духа.

Блаженый же простирашеся болма на духовное дѣлание, труды кь трудомь прилагая и успѣвая на лучшая,[134] по реченному: «текох и направих»,[135] и радуяся, шествуя без преткновения по стопам Владыкы своего, вышних ища[136] и умъ к небеси простирая, и сердце предочищая от всѣх страстьных помышлений всегда.[137] И пребываше въ всенощных стояниих непрестанно. Добродѣтелнаго же ради жития его всѣми зримь бяше яко, въ плоти сый, аггелом подобяся. И пронесеся всюду о нем слава. И мнози отвсюду приходяще, желающе съжителствовати с ним и слышати от устъ его слово спасения, жадаху «яко елень на источникы»[138] — сице и любящей Бога и ищуще спасения душам своим. Блаженный не токмо словесы учаше, но и дѣлы въ всем образъ бываше стаду, известно творяше, по реченному въ Евангелии: «Блаженъ, иже сътворитъ и научит, — се велий наречется въ Царствии Небесном».[139]

Блаженный же еще больше предавался духовному деланию, труды к трудам прилагая и «устремляясь к лучшему», как сказано: «Стремился — и нашел путь», радуясь и шествуя без преткновения по стопам Владыки Своего, «высшего ища» и ум к небесам устремляя, и предупреждением страстных помыслов сердце всегда очищая. И проводил он все ночи стоя в беспрестанных молитвенных бдениях. И из-за добродетельного его жития казался он всем подобным ангелу, сущему во плоти. И разнеслась о нем слава повсюду. И многие стали приходить к нему из разных мест, желая жить вместе с ним и слышать из его уст слово спасения, — стремились, «как олень на источники вод» (точно так же (стремятся) и любящие Бога и ищущие спасение своим душам). Блаженный же не только учил их словом, но и в делах во всем был примером для паствы, точно исполняя сказанное в Евангелии: «Блажен, кто сотворит и научит, — тот большим наречется в Царствии Небесном».

И мнози от окрестъных стран приходящи иноци и хотяще ревновати добродѣтельному его житию и исправлению. Он же, яко чадолюбивый отець, всѣх с радостию приимаше, и безмѣрною кротостию и смирением поучаше духовнѣ, и телесный подаваше покой: трапеза всѣм равно, и питие, и одежда, и обуща.[140] И множашеся число братии, и вси имуще, и изообилство бе всем, и бѣ по чину уставному изрядно зъло.

И из окрестных мест приходили к нему многие иноки, хотевшие следовать его добродетельной жизни и духовному деланию. Он же, как чадолюбивый отец, с радостью всех принимал, и с безмерной кротостью и смирением духовно поучал, и давал телесный покой: всем равную еду и питье, одежду и обувь. И умножалось число братии — и все имели достаток, и было всего в изобилии, и жили по установленному порядку весьма благополучно.

Весь чинъ положи по Типику иерусалимскому[141] въ своем монастыри. И учаше братию хранити вся заповѣди, преданныя по Божественѣм Писании святыих апостол и святыих отець седмии Соборов,[142] непреложно блюсти инночьскаго жития правила, уставъ хранити неизьмѣнно, иже предасть великый Антоние, и Еуфимие, и Сава, и Феодосие, и Пафомие,[143] и прочий преподобнии отци, симь послѣдоваша. Тако и сей преподобный учаше и въ всяком дѣле образ собою показаваша вышних искати.[144] Братия же, яко благоплодная земля, приемлюще съмена, и во всем повиновахуся, послушание творяще, зряще чюднаго его пребывания, терпѣния и смирениа нелицемѣрнаго, постъ и молитвы беспрестани съ умилением. И тако пребывающе с ним, в дьлех ручных тружахуся, и от своихъ трудовъ и потовъ пищу приимаху, даже и доднесь, благодатию Христовою и Причистыя Его Матере, и во всяцем устроении без мятежа. Мы же на предняя възвратимся.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!