ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ 8 страница



Весь же порядок в своем монастыре установил он по Иерусалимскому уставу. И учил братию сохранять все заповеди, содержащиеся в Божественном Писании святых апостолов и святых отцов семи Вселенских Соборов, непреложно соблюдать правила иноческой жизни и хранить устав неизменным, переданный Антонием Великим, Евфимием, Саввой, Феодосием, Пахомием, которому следовали и другие преподобные отцы. Так же и сей преподобный учил, и во всяком деле показывал пример стремления к вышнему. Братия же, как плодородная земля, семена принимая, во всем повиновались, исполняя послушания, — видя его чудное житие, терпение и непритворное смирение, пост и беспрестанные молитвы с умилением. И так они жили: трудились ремеслами, и от своих трудов и потов пищу себе добывали; так и доныне живут, благодатью Христовой и Пречистой Его Матери, в мире и благополучии. Мы же к прежнему возвратимся.

По нѣколицех лѣтехъ своего пастырьства преподобный Зосима въспомянувь о блаженѣм Саватии, яко преже подъятъ подвизи, труды, постъ и терпѣние и многыя добродетели, а нынѣ мощи его на мѣсте пусте суть положени. И съвѣтъ положи с братиею, глаголаше: «О братие, како прельстихомся от неразумия о сицевой вещи!» Сия ему глаголющу, приидоша братия, посланнии на службу к Новугороду, и принесоша послание с Бѣла-езера, писано изъ обители Пречистые Богородица Кирилова манастыря, послано от игумена братии, глаголюще сице:

Через несколько лет своего пастырства вспомнил преподобный Зосима о блаженном Савватии, о том, что он прежде (всех) подвизался в трудах, посте и терпении, и во многих добродетелях, а ныне мощи его лежат в неустроенном месте. И позвал он на совет братию, и говорил: «Братия, как же мы соблазнились по неразумию о таком деле!» И когда он говорил это, пришли некоторые из братии, посланные на службу в Новгород, и принесли послание с Белого озера, написанное в обители Пречистой Богородицы Кириллова монастыря, присланное игуменом и братией; а говорилось в нем следующее:

«Възлюбленному о Христе благодать и милость от Бога Отца Господа нашего Исуса Христа![145] Духовному настоятелю боголюбивому игумену Зосиме и со всею еже о Христѣ братиею — радоватися.

«Возлюбленному во Христе — благодать и милость от Бога Отца Господа нашего Иисуса Христа! Духовному настоятелю Боголюбивому игумену Зосиме со всею во Христе братиею — радоваться!

Слышахом бо нѣкогда от приходящих страны вашиа до нас о островѣ том Соловецком, яко не приближно бѣ человеком первие за морскую скорбь и нужду во еже тамо пребывания от древних лѣт, отнелиже солнце вь небеси. Нынѣ же слышим от многых самовидець, яко той остров Божиим изволением и Пречистыя Богородица ходатайством и вашего по Бозѣ трудолюбия тщанием състависте обитель и братства множество събрася, и монастырь създан бысть честенъ, и храми въздвигошася велѣлѣпнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и его Пречистыя Матери честнаго ея Успения, и вся добрѣ исправисте добродѣтели, памяти достойна. Но единого дара лиховани бысте, — иже прежде вашего трудолюбиа о Бозѣ жительствующаго и скончавшаго житие в молитвах, и трудѣх, и в пощениих, и въ исправлении добродѣтелнем съвершена. Якоже древнии бяху преподобнии отци, тако и той блаженный Саватие удалився мира и всею душею Христа възлюбивъ и в совершении блаженую кончину приятъ, радуяся. Слышаху бо нѣции братия от манастыря нашего, бывшеи в Велицѣм Новѣгородѣ, сицеву повѣсть от нѣкоего христолюбца мужа именем Иванна. Сей повѣдая рече: „Идущу ми к морю из рѣкы Выгъ, и обрѣтох старца отшелника имянем Саватия, жительствовавшаго на Соловецком островѣ. И сподоби мя Богъ погрести святыя мощи его съ игуменом Нафаналом близъ Выгу-рѣкы у часовни. И молитвами его чюдодѣйствоваше Богъ преславная чюдеса”. Такоже и о братѣ своем Феодорѣ изрече, яко поклонися токмо гробу преподобнаго и от каковы злыя смерти съхранен бысть на мори молитвами блаженнаго Саватиа! И ина многа чюдеса и знамениа, яже творяхуся у гроба его святаго.

Слышали мы раньше от людей, приходивших к нам с вашей стороны, об острове Соловецком, что прежде был он недоступен для людей из-за морских бед и тягот пребывания на нем — с тех древних лет, как солнце светит в небе. Ныне же слышим от многих очевидцев, что на острове том, Божиим изволением и молитвами Пречистой Богородицы и усердием вашего о Господе трудолюбия, создана обитель и собралось множество братии, и построен честной монастырь, и воздвигнуты храмы преславного Преображения Господа нашего Иисуса Христа и всечестного Успения Пречистой Его Матери — и все добрые дела вы совершили как следует, достойно памяти. Но одного вы лишены дара — того, кто жил <на острове> прежде вашего о Господе трудолюбия и окончил свою жизнь в молитвах, трудах и посте, будучи совершенным в исполнении монашеских подвигов. Как и преподобные отцы в древности, так и этот блаженный Савватий, удалившись от мира и всей душой возлюбив Христа, принял блаженную кончину в радости, достигнув совершенства. Некоторые же из братии нашего монастыря, бывавшие в Великом Новгороде, слышали от некоего христолюбивого мужа по имени Иван следующий рассказ. Вот что он поведал: „Однажды, идя в море из реки Выг, встретил я старца-отшельника по имени Савватий, жившего на Соловецком острове. И удостоил меня Бог вместе с игуменом Нафанаилом похоронить святые мощи его у часовни близ Выга-реки. И молитвами его совершал Бог преславные чудеса”. И рассказал о брате своем Федоре, который лишь поклонился гробу преподобного — и от какой страшной смерти был сохранен в море молитвами блаженного Савватия! — и о многих других чудесах и знамениях, которые совершались у гроба его святого.

Сего ради пишем вашему преподобию о сем, яже слышахом. А и сами есмы свѣдетели добродѣтелному его житию, понеже бо сей блаженый Саватие житие имѣаше в дому Пречистыя Богородица Кирилова манастыря, якоже преди речеся.

Потому мы и пишем вашему преподобию о том, о чем слышали. Да и сами мы свидетели добродетельного его жития, потому что жил этот блаженный Савватий в Доме Пречистой Богородицы Кириллова монастыря (о чем было сказано прежде).

Нынѣ же вашей святости даем съвѣт духовный: да не лиховани будете таковаго дара, егоже сподоблени бысте от Бога, но скоро с потщаниемь шедше, пренесѣте блаженнаго мощи въ свой манастырь, да идѣже лѣта многа тѣлом потрудився, тамо и святыя мощи его да будут положени.

Ныне же даем вашей святости духовный совет: да не будете лишены такого дара, уготованного вам от Бога, но идя скоро, со рвением, перенесите мощи блаженного в свой монастырь, чтобы там, где он многие годы потрудился телесно, были положены и святые мощи его.

Здравьствуйте о Христѣ Исусѣ в вѣчную жизнь, и нас вь молитвах ваших поминайте, яко боголюбиви, да некли и нам подасть Господь Богъ свободу от всѣх зол, находящих на ны, молитвами своего угодника, преподобнаго Саватиа».

Здравствуйте во Христе Иисусе в вечную жизнь и поминайте нас в ваших молитвах, будучи боголюбивы, дабы и нас освободил Бог от всех бед, наступающих на нас, молитвами Своего угодника, преподобного Савватия».

Блаженый же игумен Зосима прочет написаная к ним посланиа Кирилова манастыря и възрадовася душею, тако же и братство все о Господѣ, въздаша благодарение Богови. И рѣша вси, яко единѣми усты: «Нѣсть се от человекъ послание, но от самого Бога, прославляющаго святыя своя!»

Блаженный же игумен Зосима, прочитав послание из Кириллова монастыря, возрадовался душою, а с ним и вся во Христе братия, — и воздали благодарение Богу. И сказали все, словно едиными устами: «Не от людей это послание, но от самого Бога, прославляющего святых Своих!»

И в том часѣ съ множеством братии начат готовитися к шествию насады по морю. И тако повелѣ ударити в било — и начат пѣти молебен Господу Богу и Пречистѣй Его Матери, дабы Человеколюбець по милости своей дал получити желаемое. И молебная совершивше, глагола к братии: «Благословите мя, отци святии, и помолитеся вси купно, яко да устроит нам Господь путь по своему милосердию!» И възвѣявшу вѣтру благополучну. Онъ же с братиею пути касаются; и заповеда в манастыри братии, рекь: «Аще не закосним в пути, но скоро възвратимся с брега, то получихом искомое. Вы же, стража приставльше, бдите прилѣжно. Егда же узрите вѣтрила по знамению, тогда въсприимше свеща и фимиан,[146] священници, вся братиа изыдѣте въ срѣтение». И се рек, изыде к насаду, путнаго шествиа касаеться. Бѣ бо ему стройно по морю плавание молитвами искомаго. И въ вторый день доплывше мѣста, идѣже бѣ гроб блаженнаго Саватиа.

И в тот же час стал он готовиться, вместе со множеством братии, к путешествию в судах по морю. И повелел ударить в било — и начал служить молебен Господу Богу и Пречистой Его Матери, чтобы Человеколюбец дал им, по милости своей, обрести желаемое. И, совершив молебен, обратился к братии: «Благословите меня, отцы святые, и помолитесь все вместе, чтобы Господь устроил нам путь по своему милосердию!» И подул попутный ветер. Он же с братией отправился в путь; и приказал оставшейся в монастыре братии: «Если в пути не замедлим, но скоро возвратимся с побережья, — значит, обрели искомое. Вы же, поставив стражу, внимательно следите. Когда, по сигналу ее, увидите паруса, тогда, взяв свечи и ладан, — священники и вся братия — выходите навстречу». Сказав это, пошел к лодке и отправился в путь. И было его плавание по морю благополучным — по молитвам того, кого он искал. И на второй день приплыли к тому месту, где находилась могила блаженного Савватия.

Обретше же время благополучно, никомуже възбраняющу имь, и раскопавше землю, обрѣтоша гроб, в немъже положены быша честныя мощи святаго. И бѣ дивно видѣние! Въздух исполняшеся благоуханиа неизреченнаго, яко миро[147] многоцѣнно. И дивляхуся зѣло. Открыша раку — и обрѣтоша тѣло блаженнаго Саватия, цѣло и ничимьже вредимо, — Богу съблюдающу своего угодника. Но и ризы его яко вчера облъчени! О, дивно чюдо, братие: колико лѣт бысть в земли, что ни поне ризам тлѣние прикоснуся! Преподобный же Зосима, видѣвь таково Божие смотрение к человеком, велми възопи съ слезами, глаголя: «Велий еси, Господи, и дивен в дѣлех твоих, яко вся премудростию сътвори!»[148] И припадая, лобызаше мощи святаго, глаголаше: «Избранник Божий, святый Саватие, велико имаши к Богу дерзновение! Даруй нам святыя своя мощи пренести к желающим тя словесному стаду христовых овець — на мѣсто свое, идѣже многолѣтне потрудися!»

Выбрав удобное время, когда им никто не препятствовал, они, раскопав землю, обрели гроб, в котором были положены честные мощи святого. Увиденное было дивным! Воздух наполнился несказанного благоухания, словно от мирра многоценного, и все они дивились. Открыли гроб — и обрели тело блаженного Савватия, целое и ничем не поврежденное, ибо Бог сохранял угодника своего. Но и ризы его были будто вчера надеты! О дивное чудо, братия: сколько лет пролежал он в земле — и даже риз его тление не коснулось! Преподобный же Зосима, видя такое Божие попечение о людях, воскликнул со слезами: «Велик ты, Господи, и дивен в делах твоих, Премудростию все сотворив!» И, припадая, целовал мощи святого и говорил: «Избранник Божий, святой Савватий, великое ты имеешь к Богу дерзновение! Даруй нам перенести святые твои мощи к ожидающему тебя словесному стаду Христовых овец — на место свое, где ты много лет потрудился!»

И так молитвами преподобных Саватиа и Зосимы вѣтръ благостроен бываше и въспят шествие творяше возвращению пути. Раб же Божий игумен Зосима зѣло веселяшеся духовнѣ, зря молитвы святаго Саватиа помогающа ему. И приим честное тѣло святаго в рацѣ, скоро в насад отнесе. И въздвизаху вѣтрила спѣшно, къ обители шествие творяшеся има яко единѣм днѣм по смотрению же Божию.

И так, молитвами преподобных Савватия и Зосимы, подул благоприятный ветер, устраивая путь к возвращению. Раб же Божий игумен Зосима возрадовался духом, видя, как помогают ему молитвы святого Савватия. И, взяв честное тело святого во гробе, скоро отнес его на судно. И поднимали они спешно паруса, и доплыли до обители всего за один день, по промыслу Божию.

Егда приближахуся ко острову Соловецкому, тогда узрѣша из манастыря, и изыдоша вся братия на срѣтениа съ свѣщами и с кандилы к мощем святаго, изнесоша честно из насада и положиша на одрѣ. И тако съ псалмопѣением достойно внесоша въ святую церковь Преображениа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. И знаменавашася к мощем святаго до утриа. Наутриа же надгробное пѣние съвершивше. И мнози стражуще различными недуги, приходяще с вѣрою, облобызающе мощи святаго, и исцѣление приемлюще, здрави отхожаху въсвоя, радующеся и благодаряще Христа Бога и Пречистую Его Матерь, иже такыми почести даровавших угодника своего. Братиа же, видѣвши чюдеса многа, бывающа от раки преподобнаго, зѣло радовахуся о обрѣтении таковаго бесцѣннаго бисера, плодителнаго душевному спасению. И ископавше гроб за олтарем церкви Пречистые Богородици честнаго ея Успениа, и тако погребоша честнѣ святыя мощи преподобнаго Саватия,[149] покрыша землею съ псалмы и пѣснми, идеже лежат и до сего дне, подавающе исцѣлениа всѣм, иже с вѣрою притекающим.

Когда же они приближались к Соловецкому острову, увидели их из монастыря, и вышла вся братия встречать мощи святого со свечами и светильниками, и вынесли их с почетом из судна, и положили на одре. И торжественно внесли с псалмопениями в святую церковь Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И поклонялись мощам святого до утра. Утром же совершили надгробное пение. И многие страдавшие различными недугами, приходя с верою, облобызав мощи святого, получали исцеление и возвращались домой здоровыми, радуясь и благодаря Христа Бога и Пречистую Его Матерь, одаривших угодника своего таким почитанием. Братия же, видя многие чудеса, совершающиеся от гроба преподобного, радовалась обретению такого «бесценного бисера», приносящего плод душевного спасения. И, выкопав могилу за алтарем церкви Пречистой Богородицы, во имя честного ее Успения, похоронили с честью святые мощи преподобного Савватия, покрыв их землей, с псалмами и песнопениями, где лежат они и до сего дня, подавая исцеление всем, приходящим с верою.

Раб же Божий игумен Зосима болшими подвиги начат простиратися, Вышняго себѣ прибѣжище положи,[150] жестокое прохожаше житие. И възгради гробницу над мощьми блаженаго Саватиа и в ней постави иконы — образ Господа нашего Исуса Христа и Пресвятыа Богородица, приходити на поклонение братии.И свѣщу повелѣ поставити над гробом преподобнаго. И съвѣщевает сь братиею, еже бы велѣти и образ написати блаженнаго и поставити на гробѣ. По малѣ же времени привезоша из Новагорода икону от Иванна, оного купца, преже реченнаго, погребшему честно тѣло святаго съ игуменом Нафанаилом на Выгу у чесовни. От того же времени тъй Иван и Феодоръ, брат его, велию вѣру имѣста на Соловки къ Спасу и Пречистѣй Его Матери и их угодником преподобному Саватию и Зосимѣ игумену; и вдаша игумену Изосимѣ образ блаженнаго Саватия. Он же постави ю на гробѣ святаго. И во вся дни и нощи по всяком славословии церковнаго правила игумен и вся братиа приходяще ко гробу святаго поклонятися образу Господа нашего Исуса Христа и Пречистыа Богородица и их угоднику блаженому Саватию.

Раб же Божий игумен Зосима стал подвизаться с еще большим усердием; и «избрав Вышнего прибежищем себе», жизнь вел очень суровую. И воздвиг гробницу над мощами блаженного Савватия, и поставил в ней иконы — Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, чтобы приходила на поклонение братия. И повелел поставить свечу над гробницей преподобного. И стал советоваться с братией о том, чтобы повелеть написать икону блаженного и поставить ее на гробнице. А в скором времени из Новгорода привезли икону — от Ивана, того вышеупомянутого купца, который вместе с игуменом Нафанаилом с почетом похоронил тело святого на Выгу у часовни. И с того времени Иван тот и брат его Федор имели великую веру к Соловкам — к Спасителю и Пречистой Его Матери и к угодникам их — преподобному Савватию и игумену Зосиме; и прислали игумену Зосиме икону блаженного Савватия. Он же поставил ее на гробнице святого. И во все дни и ночи, после каждого славословия церковного правила, игумен и вся братия приходили ко гробу святого поклоняться образу Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородицы и угоднику их — блаженному Савватию.

Игумен же Зосима приходя в нощи, поя и молясь, имы во устѣх псалмопѣние непрестанно и колѣнопреклонениа многажды творяше всю нощь даже и до заутрении къ образу Владыкы Христа и того Пречистыя Матере, над гробомъ стоящих блаженнаго Саватиа, к преподобнаго образу, яко к живу глаголаше: «О, рабе Божий, преподобне, аще и тѣлом скончал еси свое житие от земных селений, но духомь неотступно буди с нами, молясь Владыцѣ Христу Богу; руководьствуй нам и достойны представи шествовати божественныя его заповѣди съвершены, якоже рекшу въ святѣм Еуангелии, „взем крестъ, послѣдовати по Себѣ”.[151] Ты убо, преподобне, имыи дерзновение ко Господу и Пречистѣй Его Матери, буди молитвеник о нас, недостойных рабѣх твоих, живущих въ святѣй обители сей, ейже ты бысть началник! Тако и нынѣ буди помощник Богомь събранному стаду словесных овец, еже о Христѣ братству сему! Да твоими молитвами к Богу невредими будем, пребывающе на мѣсте сем, от враг видимых и невидимых и человекъ, зло творящих святому мѣсту сему! Да всегда съхраняеми ходатайсътвом Ти, славу възсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, нынѣ и присно и в вѣкы вѣком! Аминь».

Игумен же Зосима, приходя ночью, пел и молился, имея на устах непрестанные псалмопения, и совершал всю ночь множество коленопреклонений, до самой заутрени, перед образом Владыки Христа и Пречистой Его Матери, стоящих над гробом блаженного Савватия, — и обращался к образу преподобного как к живому: «О, раб Божий, преподобный, хотя ты и кончил телом свою жизнь в земных селениях, но духом неотступно пребывай с нами, молясь Владыке Христу Богу, руководи нами, и представь достойными шествовать по пути божественной Его заповеди совершенной, заповедавшему в Святом Евангелии: „взяв крест, последовать за Ним”. Ты же, преподобный, имея дерзновение к Господу и Пречистой Его Матери, будь молитвенником о нас, недостойных рабах твоих, живущих в этой святой обители, которой ты был начинатель! Так же и ныне будь помощником собранному Богом стаду словесных овец — братии сей во Христе! Да твоими молитвами к Богу пребудем невредимы на месте сем от врагов видимых и невидимых и от людей, творящих зло этому святому месту! Да сохраняемые всегда твоим заступлением, воссылаем славу Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков! Аминь».

И по сих рабу Божию игумену Зосимѣ пребывающу во мнозѣх трудѣх и сугубых пощениих лѣта доволна. Лукавии же человеци, от врага поощряеми, многа зла сътворяху обители блаженнаго, насилуя и оскорбляюще, да како бы възмогли изгнати его от мѣста того святаго.

И после того пребывал раб Божий игумен Зосима во многих трудах и сугубом пощении немало лет. Злые же люди, поощряемые врагом, причиняли обители блаженного много вреда, насилуя и оскорбляя, надеясь, что смогут изгнать его с места того святого.

Святый же съвѣтъ сътворяет с братьею, яко пойти ему в Великый Новград и молити архиепископа, дабы ему был помощник от обидящих человекъ и творящих пакости его манастырю. И начат строитися к путному шествию. И повѣле ударити в било — братии съшедшеся, начинат молебнаа к Господу Богу и Пречистѣй Его Матери за благовѣрныя князя и архиепископа и о устроение земьском, и о всем православном христьянъствѣ, и на помощь призываа блаженнаго Саватия, еже способьствовати молитвам его. И молебьная съвершив, нѣкых от братии поимь с собою, и поиде в путь свой, шествие творя по морю к Великому Новуграду. И стройно бяше плавание блаженному по морю и по рѣкам, и по езером.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!