Житие... великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... 11 страница



О походе Ольги в Деревскую землю. И послала Ольга к древлянам, говоря: «Я уже иду к вам. Приготовьте многие меды у того города, где вы убили моего мужа, чтобы мне поплакать над его могилой и совершить тризну». Они очень много меду приготовили. И вскоре Ольга, собрав войско, пошла на Деревскую землю, пришла на могилу Игоря и плакала над ним плачем великим, ручьи слез из очей проливая, жалостно говоря: «О свет мой милый, о дорогая жизнь моя, как мне тебя оплакать и что сделать? Самодержцем всей Русской земли ты был, а ныне ты мертв, и землею покрыт, и никем не владеешь. С тобою многие страны заключили мир, и сам Царьград дани и подати давал тебе, и много побед над врагами ты совершил. А теперь где это? Все миновало. Где власть твоя самодержавная? Где слава и красота мира этого? Где багряница шелковая и одежды драгоценные? Где золото и серебро, где вина и меды, где парчи многоценные, где быстрые кони, великие дома, богатства, дани, почести бесчисленные, гордость боярами своими? Уже не будет тебе всего этого никогда. Всего этого ты лишен! Вижу я, что соединился ты с землей, милый мой господин, великий князь! Как же скрылся ты в земле и к нам не возвращаешься? Ведь и звери земные в норы свои идут, и птицы небесные летят в свои гнезда. Ты же, самодержец, свой дом оставил и пришел сюда, где неразумные древляне пролили кровь твою царскую, и тело твое погребению предано было. И я тебя, жизнь моя, светлейший царь, лишена и сирой вдовицей с единственным сыном остаюсь. Вместо веселия и радости плач и слезы — удел мой, вместо покоя и утехи — горестное сетование. Много тяжких забот меня окружило, и не знаю я, как смирить врагов, как вражду прекратить, как в тишине мирные дни обрести и истинный путь найти. Кто, когда, какое утешение дарует мне, и ум мой на лучшее утвердит, и желание мое исполнит? И кто найдется, кто возвестит мне, что будет какая-то иная жизнь и другой мир? Этот мир преходит, и, как вижу, нет никакой возможности ни для кого избежать смерти. А когда меня постигнет смерть, то кто будет творить мою память после моей смерти? Ведь все естество человеческое в небытие расходится и забвению предается.

 

О побиении древлян. И что нынѣ успѣем, косняще господоубийцам врагом ненавидящим надъ ними царския власти. И того ради да приимут месть, и да престанет дерзость в Рустей земли помышляющих злое на самодержавных, да и прочии не навыкнут убивати государьствующих ими в Руси, но со страхомъ да повинуются величию царствия Руския державы началником. Мы же паки по сихъ егда мирно время улучим, и тогда паче потщатися имамы добрѣйшая и полезная увѣдати». И ина многа плачевная притворяше глаголы и повелѣ могилу сыпати надъ Игорем и тризны творити, якоже есть обычай в невѣрныхъ. По сих древляне седоша пити и повелѣ Олга отроком своим пити с ними и служити пред ними, а самим не упиватися. Древляне же воспросиша: «Гдѣ суть дружина наша, ихже послахом по тебя?» И рече Олга: «По мнѣ грядут с боляры моими». И егда упилися быша древляне, и тогда сама отиде кромѣ; повелѣнием же ея воини изсѣкоша пят тысящ древлян. И возвратися в Киевъ.

О побиении древлян. И как мы ныне сумеем преуспеть против наших врагов, убийц своего господина, ненавидящих царскую власть над собой. За это пусть они примут месть, чтобы прекратилась в Русской земле дерзость злых помышлений против самодержцев, пусть и другим будет неповадно убивать правящих ими на Руси, и пусть они со страхом повинуются величию царской власти и властителям Русской земли. И тогда снова наступит у нас мирное время, и тогда мы постараемся добрейшее и полезнейшее познать». И много еще горестных слов она говорила. Велела она курган насыпать над Игорем и тризны творить, как это в обычае у язычников. После этого древляне сели пить, и велела Ольга отрокам своим пить с ними и служить им, но самим не упиваться. Древляне спросили: «Где же наша дружина, которую мы послали к тебе?» И сказала Ольга: «За мной идут с боярами моими». И когда древляне напились, тогда отошла она в сторону, а воины ее, по ее повелению, зарубили пять тысяч древлян. И возвратилась Ольга в Киев.

 

О второй побѣде на древлянѣ. И паки собра воинества много храбрых и поиде съ сыном своимъ великим князем Святославомъ на Деревскую землю. Они же выидоша противу на бой и побѣжени быша и бѣгше, затворишася во градѣхъ своих. И тамо не улучиша избавления, но взяты быша от Свѣтослава вся грады ихъ.

О второй победе над древлянами. И снова собрала Ольга большое и сильное войско и пошла с сыном своим, великим князем Святославом, на Деревскую землю. Древляне вышли против них на бой, и были побеждены, и, отступив, затворились в городах своих. Однако и там не спаслись они: были взяты Святославом города их.

 

О взятии Коростѣня града. Сама же Олга устремися на Коростен град и обступи его. Древляне же бияхуся крѣпко, предатися не хотяще, понеже тии сами быша убийца Игоревы. И стоя Олга лѣто у града, и не може взяти его, и посла ко гражданомъ, глаголющи: «Вси грады предашася мнѣ и дань дающе нивы дѣлают. Вы же от глада умрети хощете, не имущеся дани давати». Древляне же рекоша: «Ради быхом дань даяли, но боимся отмщения». Глагола же имъ Олга: «Месть уже воздахомъ вам. Нынѣ же изнеможения ради вашего не отягчаю на вас дани, якоже князь мой. Вѣм бо яко меду и скоры нынѣ не имате, и вмѣсто сих скудну дань возму у вас, еже имате; дадите ми от двора по три голуби и по три воробьи». Они же ради бывше и собраша по всему граду голуби и воробьи и послаша к ней с поклонением. Она же вземше рече: «Се уже покористеся мнѣ и сыну моему. Идите во град. И аз не днесь, но заутра отступлю отъ града». И вси иже во граде, слышавше, возрадовашася. Олга же птица оны раздая воемъ своимъ и повелѣ к коейждо привязывати сѣру съ огнем, ввивающи в плат; и в вечеръ, егда смерчеся, повелѣ пустити голуби и воробьи с огнем, и прилетѣша в гнѣзда своя, и загорѣся весь град. Людие же не возмогоша угасити и побѣгоша из града. И повелѣ Олга имати их и убивати; овѣх же воем своимъ в работу преда, а иных остави дань даяти. И всю Деревскую землю прият и дань тяжку возложи на них.

О взятии города Искоростеня. Сама же Ольга устремилась на город Искоростень и осадила его. Древляне крепко бились, не желая сдаваться, ведь именно они были убийцами Игоря. И стояла Ольга у города год, и не могла взять его, и послала к горожанам, говоря: «Все города уже сдались мне, платят дань и возделывают нивы свои. И вы от голода умрете, если не согласитесь платить дань». Древляне сказали: «Мы рады были бы платить тебе дань, но боимся мести». Сказала им Ольга: «Мы уже вам отомстили. На этот раз из-за того, что вы истощены, я не стану утяжелять вашу дань, как мой князь. Я знаю, что меда и шкур сейчас у вас нет, вместо этого я возьму с вас небольшую дань тем, что имеете: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья». Они обрадовались, собрали по всему городу голубей и воробьев и послали к ней с выражением покорности. Она же, принимая дань, сказала: «Вот вы покорились мне и сыну моему. Идите в город. И я не сегодня, так завтра отступлю от города». И все в городе, услышав это, обрадовались. Ольга же раздала этих птиц воинам своим и повелела к каждой привязывать серу с трутом, завязывая их в тряпочку; вечером, когда стемнело, велела она отпустить голубей и воробьев, поджегши трут, они полетели в свои гнезда, и загорелся весь город. Люди не смогли погасить пожара и побежали из города. И велела Ольга одних ловить и убивать, а других воинам своим отдала в рабство, а иных оставила платить дань. И всю Деревскую землю покорила она и возложила на древлян дань тяжкую.

 

О устроении земскомъ. И иде Олга сыном своимъ и воинствомъ по Деревской земли, уставляющи устав и уроки и ловища. Нѣцыи же глаголютъ, яко Деревская земля бѣ, иже во области Великого Новаграда, нынѣ же Деревская пятина[13] именуема; инии же глаголют, яко Сѣверская страна бѣ, идѣже бѣ Чернигов градъ. И прииде Олга во град Киев с сыном своимъ великим князем Свѣтославом. И, пребыв лѣто едино, остави сына въ Киевѣ, а сама иде къ Новуграду и нача уставляти по Мстѣ погосты и от луговъ и от ловитвъ дани и оброки, и по Днѣпру перевѣсища и села, тако и же по Деснѣ, и по всей земли ловища и знамения и мѣста и погосты. И изрядивши вся сия и пресмотрив своима очима, возвратися в Киев. Кто не удивится сея блаженныя Олги премудрости и мужеству и целомудрию? Аще и не крещена бѣ и земнаго царствия власть управляя, по лишении же мужа не изволи посягнути ко другому мужу; уподобися горлицы единомужней. Убийцам же супруга своего месть возда, якоже властодержателие обычай имѣяху. Печаше бо ся исправити и доброприбытно устроити скипетродержавие Руския земли, отеческое наслѣдие сынови своему, с нимъже тогда в любви пребываше.

О установлении порядка в стране. И пошла Ольга с сыном своим и с войском по Деревской земле, устанавливая порядок дани и места охоты. Некоторые говорят, что Деревская земля была в области Великого Новгорода и что теперь она называется Деревской пятиной, а другие говорят, что это Северская земля, где город Чернигов. И пришла Ольга в Киев с сыном своим, великим князем Святославом. И, побыв в Киеве один год, оставила сына в Киеве, а сама пошла к Новгороду, и стала устанавливать по Мсте погосты, и определять от лугов и охотничьих угодий дани и оброки, и устанавливать по Днепру места для ловли птиц и села, и также по Десне — и по всей земле есть ловища ее, и знаки, и места, и погосты. Установив все это и посмотрев на все своими глазами, возвратилась в Киев. Кто не удивится блаженной Ольги мудрости, мужеству и целомудрию? Не будучи крещенной, управляя страной, лишившись мужа, она не захотела выйти замуж за другого; уподобилась она горлице единомужней. Убийцам же супруга своего она месть воздала, как это было в обычае у властителей. Ибо она заботилась о том, чтобы установить к добру и пользе царскую власть в Русской земле, отеческое наследие сыну своему, которого тогда она любила.

 

О разсужении духовнаго тщания и о вѣре Христовѣ блаженныя Олги. Наипаче же о душевных себѣ внимая, тщашеся в чистотѣ и в целомудрии пребывати и тѣло свое неосквернено снабдѣти. Прикосну бо ся сердцу ея слово спасеное, и утѣшителева благодать разумнѣи очи ея отверзати начат, к неложному приводя богоразумию, егоже блаженная возжела, о немже мудроствовати утвердися; бѣ бо мудра паче всѣх. Премудростию уразумѣ, яко вси людие земли ея, сущаго Бога не вѣдуще, суетно тщание к бездушным идолом имяху и безь ума кумиром, не сущим Богом требы творяху. Дияволом прелыцени — дияволу угодная и творяху. Преблагий же и премилостивый Христосъ Бог нашь не презрѣ дѣла рук своих и не забы заблуждьших людий своих, но благоволи помиловати нас и воздвиже рог нам благочестия и начало спасения не от иныя страны, ни от чюжия земли, но от дому и отечества Рускаго изращения сию богомудрую и равноапостольную великую княгиню Олгу. Бе бо подвиг ея, иже бы увѣдати вѣру истиннаго Бога, кумиры же возненавидѣ и велми гнушашеся их. Аще тогда и не в благочестии и живяше и закона християнскаго не вѣдущи, но образы благихъ дѣлъ ея явно свидѣтелствоваху, яко быти ей Христовѣ рабѣ. Но, якоже выше речено, чисть и целомудръ смыслъ имяше и желанием желаше християна быти не нужею нѣкоею, но самовластным хотѣниемъ; и несумѣнною вѣрою, и благим произволением, и чистою совѣстию сущаго Бога взыска и сердечными очима путь благоразумия увѣдѣ, по немуже неблажнено поиде, и обрѣте желаемаго Бога, и тщашеся угодная ему сотворити, и глаголаше во умѣ своем: «Аще угодна Богу обрящуся, им той сам Господь, яко же вѣсть, не имат лишити мя сладкаго ми желания; яко же хощет, наставит мя на всяку истинну, и произволение благое да подасть ми, яко да и аз, недостойная, причтена буду избранному его стаду». Не бяше бо тогда во странѣ Рустей благочестию учителя.

О духовном стремлении и о вере Христовой блаженной Ольги. Особенно заботясь о духовном, она старалась в чистоте и целомудрии пребывать и тело свое неоскверненным сохранять. Ибо прикоснулось к сердцу ее слово спасения, и благодать Утешителя очи ее внутренние отверзать начала, приводя ее к истинному богоразумию, которого блаженная Ольга возжаждала и о котором привыкла размышлять, ибо она была мудрее всех людей. Премудростью уразумела она, что все люди ее земли, не зная о существовании Бога, напрасное усердие к бездушным идолам имея, неразумно кумирам, не являющимся богами, жертвы приносили. Прельщенные дьяволом, они дьяволу угодное и творили. Но преблагой и премилостивый Христос Бог наш не отверг творение рук своих и не забыл заблудших людей своих, но благоволил помиловать нас и воздвиг нам рог благочестия и начало спасения — не из иной страны, не из чужой земли, а из дома и отечества Русского произвел он эту богомудрую и равноапостольную великую княгиню Ольгу. Ее подвиг был в том, чтобы узнать веру в истинного Бога, а кумиры она возненавидела и сильно их гнушалась. Еще тогда, когда не в благочестии жила она и закона христианского не знала, примеры благих ее дел явно свидетельствовали, что быть ей рабой Христовой. Но, как было выше сказано, чистый и целомудренный образ мыслей был у нее, и жаждала она быть христианкой — не по принуждению, а по свободной воле; несомненной верой, благим произволением, чистой совестью истинного Бога взыскала и сердечными очами путь познания Бога обрела, по нему пошла, не соблазняясь, и обрела желаемого Бога и, стараясь угодное Богу совершать, говорила в уме своем: «Если я окажусь угодной Богу, то сам Господь, который все знает, не лишит меня сладкого моего желания. Если он захочет, он наставит меня на истину, пусть он подаст мне произволение, чтобы и я, недостойная, причтена была к избранному его стаду». Не было тогда в Русской земле учителя благочестия.

 

О желании шествия во Царьград блаженныя Олги. Но от Божия промысла, свыше свѣтом разума осияема, благодатию Святаго Духа учима и направляема, трудолюбным тщанием восхотѣ шествовати ко Царствующему граду, и сама своима очима желаше видѣти красоту службы християнския, и слышати слово благочестия, и разумно увѣдати православную вѣру; и без всякого сумнѣния желаше креститися. Предваряху бо ей к Богу присвоение милостивный нрав и прочая образы благих дѣл ея.

О желании блаженной Ольги идти в Царьград. По Божию промыслу, свыше светом разума осиянная, благодатью святого Духа наученная и направляемая, в своем подвижническом стремлении захотела она пойти в Царьград, своими глазами хотела она видеть красоту службы христианской, слышать слово благочестия и разумом узнать православную веру; без какого-либо сомнения хотела она креститься. Способствовали ей к принятию Бога ее милостивый обычай и другие примеры благих ее дел.

 

О побѣде великого князя Свѣтослава Игоревича на Болгары. В та же времена сынъ ея великий князь Свѣтослав воева на Болгары, и по Дунаю взя осмьдесят градов, и, самодержствуя живый в Болгарех в Переславцы,[14] и на Царѣграде дани и выходы взимаше, приведе бо его на болгар царь Никифоръ Фока, мстя свою обиду болгаром.

О победе великого князя Святослава Игоревича над болгарами. В то время сын ее, великий князь Святослав, воевал с болгарами, и по Дунаю взял он восемьдесят городов, и жил он в Переславце, господствуя над болгарами, и с Царьграда дани и подати брал, а привел его на болгар царь Никифор Фока, мстя за свою обиду болгарам.

 

О Афонасии Афонстемъ[15] и о царьствѣ Никифора Фоки[16] и о убиении его. Того же царя Никифора повелѣнием и помощию преподобный Афонасий во Святѣй Горѣ созда Великую Лавру, идѣже Никифор кѣлия отходныя себѣ устрои, ту же и пострищися хотя и жити со Афонасием, но возбрани ему любление царства. Царствова бо Никифор в Цариграде по Романе цари, сыне Костянтина Багрянороднаго,[17] внука Лва Премудраго. Примѣси же ся Никифор и царицы Романовѣ Феофане,[18] последи же и ошаяся ея, устыдѣвся святаго Афонасия Афонскаго, и жестоко живяше. Царицы же не угодно бысть сие плотскаго ради сверѣпства, и примесися царица къ Цимисхию Ивану,[19] иже бяше сродник царю Никифору. Их же умышлением убиен бысть царь Никифор, молитву имѣя во устѣх, и с мученики причте его Бог, яко же о сих свидѣтелствует в житии святаго Афанасия Афонскаго.

Об Афанасии Афонском, и о царствовании Никифора Фоки, и о том, как был он убит. Повелением царя Никифора и с его помощью преподобный Афанасий основал на Святой Горе Великую Лавру, где Никифор создал для себя келью, желая тут постричься и жить с Афанасием, но помешала ему любовь к царствованию. Царствовал же Никифор в Царьграде после царя Романа, сына Константина Багрянородного, внука Льва Премудрого. Сошелся он с царицей Феофано, вдовой Романа, но после отказался от нее, устыдившись святого Афанасия Афонского, и жил строго. Царице же, с ее плотскими страстями, это не понравилось, и сошлась она с Иоанном Цимисхием, который был родичем царю Никифору. По их замышлению убит был царь Никифор, умер он с молитвой на устах и был Богом причтен к мученикам, как об этом свидетельствуется в житии святого Афанасия Афонского.

 

О прихожении в Царьград блаженныя Олги и о крещении ея[20]и о царѣ Иване Цимисхии. Вмѣсто же Никифора царьствова Иван Цимисхий, при нем же блаженная Олга прииде въ Царьствующий град, яко добрый купецъ ищущи бесцѣннаго бисера Христа, егоже и получи. Повѣдаша же приход ея царю Ивану Цимисхию, и абие же царь съ подобною честию возва ю к себѣ. Она же иде к нему ничтоже медлящи. И видѣв ю царь зело добру сущу лицем, и в бесѣдовании смыслену, и разумом украшену, и в премудрости доволну, наипаче же Божиею благодатию осияему, и вельми царь почюдися великому разуму ея и свѣтлости благообразия ея, и возлюби ю зело, и возжелѣ доброте ея. И глубокий в премудрости ум ея к своему люблению уловити тщашеся гаданми нѣкими и ласканьми, притворяя к ней бесѣду, якоже древле египтяныни цѣломудренаго Иосифа[21] запяти хотя, глаголя сия: «Добрѣ потщася приити до царствия нашего, о преудобренная в женахъ великая княгини Олга, видѣти честь и красоту скипетродержания нашего. И являет видѣние доброты твоея, яко подобна еси быти здѣ и счетатися доброте моей и царицы именоватися и царьствовати с нами и вѣре нашей приобщитися». Бѣ бо и сам Цымисхий телесным подобием велми добророден и надѣяшеся улучити, о нихже умышляше ко счетанию. Богомудрая же Олга уразумѣвши, яко сий совѣт от навѣта лукаваго диявола, Еввина запинателя, иже в Раи древле во змию вселися и возсвиста на первозданных,[22] тако и здѣ возсвиста женолюбива царя усты; такою кознию лукавый злобу свою воздвиже на блаженную, да поне сим коварством поколеблет душу ея. И тогда целомудреная умное свое око возведе к Богу, егоже потщася взыскати, помощи от него требуя, яко да свободит ю от многообразных ловлений злокозненаго врага. И тако благоразумия крылы вперившися и чистымъ помыслом возвысився, преухищрено начатъ прелетати сѣти суемудраго царева умышления, паче же льстиваго злоначалное коварство всячески тщашеся упразднити. Подвизаше бо ся от юности о целомудрии паче нежели о царствии Греческом. И тогда излияся благодать во устнах ея еже вѣтийствовати таинство во Христа вѣры; и нача бесѣдовати к цареви смиреномудреными глаголы сице вѣщая: «Сладко нѣкогда слышание слышася ушима моима о вашем царствии и вѣре християнстей, нынѣ же чюдно и велико видѣние вижю очима моима — красоту непорочнаго закона Божия, иже в вас совершается; и любви твоея бесѣду, и присвоение, еже нашему странствию, разумно внях. Ты же, о царю, чертогу своему царскому причтати ми ся глаголеши и царьствовати здѣ завѣщеваеши ми; егоже не отрицаюся, но обаче погана есмь, яко же мя видиши, такоже и сынъ мой поган есть, емуже вы дани и выходы подаваете. Ты же наипаче всего еже крестити ми ся совѣщеваеши, его же и сама желаю от всея душа и от всего помышления; на се бо и приидох сѣмо, яко да и ты свидѣтель неложен будеши иже ко Христу обещания моего. И аще, о царю, истинно попечение о моем спасении показуеши и сообѣщну мя хощеши быти истинной вашей вѣре къ Богу, и тако подобно ти есть никако же коснѣти, но вскоре сам с патриархомъ потщися исполнити яже о мнѣ Божию благодать, дондеже не возбраняет ми ничтоже. Егда же просвѣщена буду и тогда прочие, яже глаголахомъ, вся желаемая тобою здѣйствуются тако, якоже закон християнский обдержатство имат. Аще ли же не тако сотвориши, то не имам креститися». Царь же ина ничтоже не внимаше, но токмо дабы вскоре браку сбытися, и яко готово имяше, о нем же браце всуе смущашеся. И абие святѣйший патриархъ Фотий[23] словесы спасеными и богословными глаголы правовѣрныя вѣры огласивъ ю со вселенским соборомъ, и тако вкупе царю яко приемнику сущу и патриарху священнодѣйствующе.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!