Житие... великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... 14 страница



 

Бесѣдование к сыну блаженныя Олги. Блаженная же Олга, часто бесѣдуя к самодержавному сыну своему Свѣтославу, глаголаше: «О любезнѣйшее чадо! Нѣсть иного Бога на небеси горѣ и на земли долѣ, токмо его же аз познах всея твари содѣтеля, Христа Сына Божия истиннаго Бога, иже благоволением Отца и дѣйством Святого Духа изволив нас ради родитися от Святыя Приснодѣвы Мария и страсть волную и смерть прият бесмертный и в третий день воскресе, и возшед на небеса, отнюду же сниде и паки приидет и воскресит человѣки вся умершая от вѣка, и воздасть комуждо по дѣлом его: грѣшником и невѣрующим в него мучение вѣчное в негасимом огни, а праведником жизнь бес конца в небеснем царствии. Его же дѣля аз благое дѣло сотворих, тмы избежах, ко свѣту притекох, прелесть оставих и истинне присвоихся, бесов отрекохся, Христови же обещахся. О нем же радости и веселия здѣ исполнихся, яко николи же преже просвѣщения тако не радовахся. Кольми паче вси любящии Бога радоватися имут с самым Богом в бесконечном царствии пребывающе! И аще ты, о сыну мой вожьделѣнный, и познаеши истиннаго Бога и крестишися, и ты тако же радость велию получиши, и ползу, и всякое благо приобрящеши себѣ же и прочим с собою. Не буди преслушатися мене, матери своея. Вѣдый буди, чадо, иже кто не покаряется родителем, такоже и учителей благому наказанию, пагубу себѣ ходатайствует. Ты же, чадо, послушай мене, приими вѣру истинную и крестися, и спасенъ будеши. Не косни, сыну, дондеже пагуба не постигнет тебе». Сия убо глаголания мняше блаженная, яко на водѣ сѣяв, виде бо его студено к глаголаннымъ прилежаща и двоемыслено к ней вѣщающа сице: «Вѣмъ, родительнице моя, яко благо мнѣ, еже послушати тебе, матере моея. Аще и хотѣл бых креститися, но никто же не послѣдует ми, ни совѣтует от велмож моих. И аще един аз законъ християнъския вѣры восприиму, и тогда вси боляре мои и прочии чиновники вмѣсто повиновения, иже ко мнѣ, поругают ми ся и поношение и смѣх составят о мнѣ, и что ми будет самодержьство, аще закона ради иного вси оставят мя, и непотребен буду никомуже». Богомудрая же его мати глагола ему: «О чадо, не глаголи того. Аз вѣм, яко никто же есть противляйся самодержавству твоему. Аще ты, о сыну мой, истинно прилепишися любви Господа Исусъ Христа и во имя его крестишися, и тогда людие твои вси, видѣвше твое предначинание ко благочестию, радующеся вси безо всякого прекословия единомыслено обѣщницы ти будут таковыя великия благодати, и сугубу славу и честь от всѣх приобрящеши себѣ». Онъ же ни мало не приклонился глаголом ея, еще и гнѣвашеся на святую матерь свою. «В душу бо неразумнаго не внидет Премудрость», якоже рече пророкъ. Не восхотѣ разумѣти еже бы сотворити благое; предста бо всякому пути не благу и творя дѣла поганская, невѣдый Писания: «Аще кто не послушает отца или матери, смертию да умрет». О таковых и Соломон рече: «Учай злыя приимет себѣ досаждение», еще же: «Не обличай злых, да не вознавидят тя». Боголюбивая же и чадолюбивая Олга жестость души его видѣв и безумныя отвѣты слышав, но любочадия утробою матерьски болѣзнуя о нем, и плакаше доволно, непрестанныя источники слез испущая и к любимому си Христу возрѣв моляся вопияше, яко ту ему сущу, и к нему бесѣдующи глаголаше: «О премилостивый Господи Боже мой Исусъ Христосъ, прилпе душе моя по тебе, и мене прият десница твоя: приклони ухо твое ко мнѣ и услыши молитву мою. И дай же ми путь обрѣсти, имже ми получю угодити тебе: тебе бо жадаю источника спасению. Помощник ми буди и не остави мене, Боже Спасителю мой, яко отецъ мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорив и невѣрен, такоже и людие невѣрни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси. Аз же, Господи, на милость твою уповах и на пучину щедрот твоих надежу душа моея возлагаю и, к тебѣ прибѣгая, молюся: научи мя творити волю твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества невѣрных людей. Аще они заблудили суть от твоея благодати, но ты, Владыко, человѣколюбия своего ради не презри их, но посети и въ разум призови и своему познанию приведи. Якоже и мене древле учюженую присвоил еси достоянию твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая невѣрием, исцели благовѣрием и к себѣ обративъ, привлецы, да и ти, нѣкогда просвѣщении тобою бывше, прославят имя твое пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа въ род и роды и во вѣки. Амин».

Беседы с сыном блаженной Ольги. Блаженная Ольга, часто беседуя со своим самодержавным сыном Святославом, говорила: «О дорогое мое дитя! Нет иного Бога ни на небесах наверху, ни на земле внизу, кроме того, которого познала я, создателя всего сотворенного, Христа Сына Божия, благоволением Отца и действием Святого Духа благоволившего родиться ради нас от Святой Приснодевы Марии, и добровольные страдания и смерть он принял, бессмертный, на третий день воскрес и взошел на небеса, оттуда он сойдет и снова придет, чтобы воскресить всех от века умерших людей, и воздаст каждому по его делам: грешникам и не верующим в него мученье вечное в негасимом огне, а праведникам жизнь без конца в небесном царствии. Ради него я сделала хорошее дело, избежала тьмы, к свету пришла, заблуждения оставила и к истине приблизилась, от бесов отреклась, Христу себя обещала. С ним радости и веселия здесь исполнилась, никогда я так не радовалась. А насколько больше будут радоваться любящие Бога с самим Богом в царствии небесном! А ты, о сын мой желанный, если познаешь Бога и крестишься, такую же радость великую получишь, и пользу, и всякое благо приобретешь себе и тем, кто с тобой. Не ослушайся меня, матери твоей. Знай, дитя мое, что тот, кто не покоряется родителям, так же как учителей доброму наставлению, погибели себе ищет. Послушай меня, сынок, прими веру истинную и крестись, и спасен будешь. Не медли, сын мой, пока погибель тебя не застигла». Эти слова, как казалось блаженной Ольге, она сеяла на воде, потому что видела она, как холодно отнесся он к ее словам и как уклончиво ей ответил: «Знаю, родительница моя, что лучше бы послушаться тебя, матери моей. Но если бы я и хотел креститься, никто бы мне не последовал, и никто бы из моих вельмож не согласился это сделать. Если я один закон христианской веры приму, тогда мои бояре и прочие сановники вместо повиновения мне будут смеяться надо мной, поношения и насмешки сочинят про меня, и что мне будет самодержство, если из-за чужого закона все меня оставят и я буду никому не нужен». Богомудрая же его мать сказала ему: «О чадо, не говори так. Я знаю, что никто не противится твоему самодержству. Если ты, о сын мой, истинно предашься любви к Господу Иисусу Христу и во имя его крестишься, тогда все люди твои, видя твое устремление к благочестию, радуясь, все без возражений, единомысленно примут участие вместе с тобой в такой великой благодати, и двойную славу и честь от всех ты получишь». А он нисколько не склонился к ее речам, да еще и прогневался на святую мать свою. «В душу неразумного не войдет премудрость», — сказал пророк. Не захотел он понять, что делать ко благу; предпочел он пути нехорошие, совершая языческие дела, не ведая слов Писания: «Кто не послушает отца или матерь, смертью да умрет». О таких Соломон сказал: «Учащий дурных навлечет на себя беду», и еще: «Не обличай злых, да не возненавидят тебя». Боголюбивая же и чадолюбивая Ольга, суровость души его видя и безумные ответы слыша, но материнским чадолюбивым сердцем страдая за него, плакала много, непрекращающиеся источники слез испуская, к любимому ею Христу обратив взор, молилась, восклицая, как если бы он был тут, она с ним беседовала и говорила: «О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилепилась моя душа к тебе, и приняла меня рука твоя: преклони ухо твое и услышь молитву мою. Дай мне найти такой путь, чтобы смогла я угодить тебе: к тебе я стремлюсь, как к источнику спасения. Будь мне помощником и не оставь меня, Боже, Спаситель мой, — отец и мать меня оставили, и супруга я лишилась; от него я прижила единственного сына, и тот непокорный и неверующий, так же как и народ языческий. Ты же, Господи, только мне одной дал упование. Я, Господи, на милость твою уповаю, и на множество щедрот твоих надежду души моей возлагаю, и, к тебе прибегая, молюсь: научи меня творить волю твою и спаси меня от рода лукавого, от множества неверующих людей. И хоть они ушли от твоей благодати, но ты, Владыка, человеколюбия ради, не пренебреги ими, но посети их и вразуми, приведи их к познанию себя. Как и меня, прежде отчужденную, привел ты к своему достоянию, так же, Господи, и людей этих, болеющих неверием, исцели благоверием и к себе обрати и привлеки, и пусть они, просвещенные когда-нибудь тобою, прославят имя твое пресвятое, Отца и Сына и Святого Духа, из рода в род вовеки. Аминь».

 

О молитвѣ блаженныя Олги и о пророчествѣ, ея иже о крещении Руския земли. И тако всегда Богу моляшеся и крестом огражашеся и во всем помощницу имѣя Пречистую Богородицу и вся святыя; и всегда в молитву призывая и просвѣтившаго ея святѣйшаго патриарха Фотия, и по вся дни и нощи прилежаше к Богу о своем спасении и о обращении к Богу сына своего, и чад его, и о всем руском роде. Аще и невѣрнии тогда бяху, но обаче не престааше блаженная уча их и со слезами Бога моляше о них, да быша познали истиннаго Бога. И пророчески любомудроствоваше и плачющи глаголаше к себѣ: «Богъ милосердый по своей ему милости, якоже вѣсть, сам един своим благоволением и щедротами мощен есть помиловати рода моего и вся люди сия русския. И якоже хощет Богъ и обратит сердца их к разумѣнию благочестия и во время благопотребно сподобит и просвѣщенным быти и совершенным в вѣре, якоже и о моем недостоинствѣ Божественный его промыслъ благосодѣйствова». Велик подвиг бяше блаженныя Олги о сих, подражаше бо житию христолюбивыя царицы Елены, иже съ сыном своим Костянтином царем многи земли приведоша во святое крещение. Святая бо Елена крестъ Господен обрѣте во Иерусалимѣ и сама обхожаше по святым мѣстом, идѣже сам Христос Богъ нашь своими пречистыми ногами походи, и тамо христолюбивая Елена постави святыя церкви.[41] Тако сия блаженная Олга, новая Елена, обходящи грады и веси во всей Русстей земли всѣм людем благочестие проповѣдая и учаше их вѣре Христове, яко истинная ученица Христова, единоревнительница апостоломъ, дани и оброки легки уставляющи, и кумиры сокрушающе, и на кумирнискихъ мѣстех кресты Христовы поставляющи. И от тѣх крестов многа знамения и чюдеса содѣвахуся и до сего дни.

О молитве блаженной Ольги и о пророчестве ее о крещении Русской земли. Так всегда Ольга молилась, ограждаясь крестом и имея себе в помощь Пречистую Богородицу и всех святых; и всегда в молитве призывала она просветившего ее святейшего патриарха Фотия, и все дни прилежно молилась о своем спасении и об обращении к Богу сына своего и его детей, и о всем русском народе. Хотя и оставались тогда русские люди язычниками, однако не переставала Ольга учить их и со слезами молить Бога о них, чтобы познали они истинного Бога. И, плача, она, обладающая пророческой мудростью, себе говорила: «Бог милосердный по своей милости и благоволению так, как он сам знает, может помиловать род мой и всех людей русских. Если захочет Бог, то обратит сердца их к разумению благочестия и в свое время удостоит их быть крещенными и совершенными в вере, так же как со мной, недостойной, Божественный промысел совершил благое». Велик был подвиг блаженной Ольги во славу русских людей — она подражала житию христолюбивой царицы Елены, которая вместе с сыном своим Константином царем многие земли привела ко святому крещению. Святая Елена и крест Господень обрела в Иерусалиме, и сама обошла все святые места, по которым сам Христос Бог своими пречистыми ногами прошел, и там христолюбивая Елена поставила святые церкви. Так же и эта блаженная Ольга, новая Елена, обходя города и села по всей Русской земле, всем людям благочестие проповедовала и учила их вере Христовой, как истинная Христова ученица, единоревнительница апостолам, дани и оброки легкие устанавливая, кумиры разрушая и на местах кумирен кресты Христовы водружая. От тех крестов много чудес и знамений происходит и до сегодняшнего дня.

 

О проречении бытия града Пскова,[42] идѣже свѣта облистание видѣ блаженная Олга. И прииде блаженная Олга близ реки, глаголемыя Великая, и бывши ей на конец реки Псковы, и ту бяше тогда великъ лѣс и многия дубравы. И на том мѣсте святая Олга чюдно и преславно видѣние видѣ: мѣсто оно пресвѣтлыми лучами осияваемо бѣ, яко от трисиятелнаго свѣта. Блаженная же Олга бѣ радующеся душею, удивляяся неизреченнаго свѣта блистанию, благодать Богу воздая, яко таково обрадованно знамение предъявляше ей на увѣрение хотящая быти благодати просвѣщения земли Русстей. И пророчествуя глаголаше ко всему синклиту, иже бяху с нею: «Разумно да будет вам, яко волею Божиею на семъ мѣсте церьков имат быти во имя Пресвятыя Единосущныя и Животворящия и Нераздѣлимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Еще же и град здѣ велик будет и славен, изообилен». И по глаголех сих доволно помолися на мѣсте том и крестъ постави, иже и до нынѣ есть крестъ той.

О предсказании возникновения города Пскова в том же месте, где света блистание видела блаженная Ольга. И пришла блаженная Ольга к реке, называемой Великая, и была она у устья реки Псковы, а тут был тогда великий лес и густые дубравы. На том месте блаженная Ольга чудесное и преславное видение видела: место то было освещено пресветлыми лучами, как бы от трех источников света. Блаженная Ольга возрадовалась душой, пораженная блистанием этого невыразимого света, вознесла она благодарность Богу за то, что столь радостное знамение предрекает, укрепляя ее, свершение благодати крещения земли Русской. И, пророчествуя, сказала она, обращаясь ко всем, кто был тогда с нею: «Знайте, что по воле Божией на этом месте церковь будет во имя Пресвятой Животворящей Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. А еще здесь город великий будет, славен и богат». И, сказав это, долго молилась она на этом месте, и крест поставила, и доныне стоит крест тот.

 

О добродѣтелех блаженныя Олги. И оттуду паки поиде во преименитый град Киев и тамо живущи, многа блага о Бозѣ содѣвая, и всѣми добрыми дѣлы освящашеся и милостынею обогащашеся: нагия одѣвая, алчныя напитая, жадныя напаяя и странныя упокоивая всяким благопотребством. И нищая вдовица, и сироты, и болящая по премногу милуя и сих довольствуя всяким требованием, и ему же что удобно, сим и учрежашеся тихостию и любовию от чиста сердца. Тиха бо дателя, по реченному, любит Господь. Аще же тогда и поганым вся сия благая творяше, но вменяше себѣ Бога должника не скудна, и яко самому тому богатодавцу взаим даяше и надѣяшеся от него сторицею восприяти воздаяние здѣ и в будущий вѣкъ.

О добродетелях блаженной Ольги. Оттуда опять пошла она в прославленный город Киев и там жила, много добра во имя Божие делая, всякими добрыми делами освящаясь, милостынею обогащаясь: нагих одевая, алчущих питая, жаждущих напояя, странствующим давая приют со всем необходимым. Нищих, вдов, сирот, больных она очень жалела и всем необходимым снабжала, кому что нужно, то и делала тихо, с любовью, от чистого сердца. Тихого дателя любит Господь, как было сказано. Хотя тогда еще она для язычников все эти благодеяния совершала, но она считала, что дает в долг богатому заимодавцу, самому Богу, и надеялась она сторицею от него получить и здесь, и в будущем веке.

 

О началѣ церкви псковския. Посла же святая Олга много злата на Плескову реку на создание церкви Святыя Живоначалныя Троица, идѣже трисиятелныя божественыя луча свѣтоявление видѣ. Послѣди же ту и град великъ Псков поставлен бысть. Сугуб же подвиг тогда бяше блаженныя Олги, велико попечение имѣя о соблюдении Руския земли. Сыну бо ея великому князю Свѣтославу тогда не сущу в Киеве, но въ Болгарех, иже на Дунаи в Переславцы, идѣже любяше жити, и ту ему присылаху дани и выходы от многих стран, тако же и от Царствующаго града. Дѣти же Свѣтославли, Ярополкъ и Олег и равноапостолный великий Владимиръ, еще тогда дѣтски суще, в Киевѣ пребывающе, о них же печашеся и промышляше баба их святая Олга. Печенѣзи же тогда,[43] яко удобно время своему пронырству обрѣтше, и собравшеся множество их, внезапу нападоша на Киев и яко неводом обьяша его и вмалѣ не взяша града. Божий же промыслъ вѣсть благочестивыя от напасти избавляти, яко же и праведную Олгу храняй Богъ внят молитвѣ ея и покрываше ю от всякого зла и не предасть града Киева противным, и тогда ускори приити ко граду воевода Свѣтославль именем Претич с малым воиньством. Печенѣзи же, мняще самого великого князя пришедша и страхом объяти бывше, бѣгу яшася вскоре.

О начале псковской церкви. Послала святая Ольга много золота на Плескову реку на создание церкви Святой Живоначальной Троицы на том месте, где она видела видение — свет трисиятельных божественных лучей. Потом тут и большой город Псков поставлен был. Двойной подвиг тогда совершила блаженная Ольга, великое попечение имея о сохранении Русской земли. Ибо сына ее Святослава тогда не было в Киеве, он был в Болгарии, на Дунае, в Переславце, где любил жить, и туда ему посылали дани и подати от многих стран, в том числе от Царьграда. Дети же Святослава Ярополк и Олег и равноапостольный великий князь Владимир, еще тогда ребенок, в Киеве пребывали, о них пеклась и заботилась бабушка их святая Ольга. Печенеги же тогда выбрали удобное время для своего коварства, собралось их великое множество, и внезапно напали они на Киев, и как неводом охватили его, и едва не взяли города. Но Божий промысел знает, как благочестивых от напасти избавлять, так и теперь, — праведную Ольгу храня, Бог внял ее молитве, и охранил ее от всякого зла, и не предал города Киева врагам, — тогда поспел прийти к городу воевода Святослава по имени Претич с небольшим войском. Печенеги же, думая, что пришел сам великий князь, объятые страхом, разбежались поспешно.

 

О великом князе Владимере и о братии его. Блаженная же Олга благодарение велие воздая Богу, яко спасению сподобил ея от толикия бѣды, с нею же и триех внуков ея, их же велми святая Олга любяше; крестити же их тогда не дерзну, да не безмѣстно что сотворит непокоривый сынъ ея Свѣтославъ, и остави сие на воли Божии, моляшеся о всѣх. Ея же моления не презрѣ Господь, но послѣди исполни благоволением своим прошение ея и пророчествие, егда внук ея великий князь Владимир по нѣколице времени получи святое крещение и вся люди земля своея приведе во крещение. Братия же его, Ярополкъ и Олег,[44] преже крещения братоубийственою кровию скончашася; по многих же лѣтех при великом князе Ярославе Владимеричи выгребоша кости их и крестивше, вложиша их в церкви Святыя Богородица,[45] юже Владимир созда. И о сих до здѣ, паки же настоящее да глаголется.

О великом князе Владимире и братьях его. Блаженная же Ольга благодарение великое воздала Богу за то, что спас ее от такой беды, а с нею и трех внуков ее, которых блаженная Ольга очень любила; крестить их она тогда не решилась, опасаясь, как бы чего неподобающего не учинил непокорный сын ее Святослав, оставила она это на волю Божию, молясь обо всех. Ее моления не презрел Господь и потом по своему благоволению исполнил прошение ее и пророчество, когда внук ее, великий князь Владимир, через некоторое время получил святое крещение и всех людей своей земли привел к крещению. А братья его, Ярополк и Олег, прежде крещения братоубийственной смертью погибли; через много лет, при великом князе Ярославе Владимировиче, выкопали кости их и, крестив, похоронили в церкви Святой Богородицы, которую Владимир создал. Но об этом хватит, будем говорить о настоящем.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!