Житие... великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... 12 страница



О приходе в Царьград блаженной Ольги, и о крещении ее, и о царе Иоанне Цимисхии. Вместо Никифора царствовал Иоанн Цимисхий, и при нем блаженная Ольга пришла в Царьград, ища, как хороший купец бесценный жемчуг, — Христа, и его нашла. Поведали царю Иоанну Цимисхию о ее приходе, и он с подобающей честью призвал ее к себе. Она пришла к нему без промедления. И увидел ее царь — как красива она лицом, как разумна в беседе, разумом украшена, премудростью в избытке обладает, и более всего Божией благодатью осиянна, и сильно подивился царь великому разуму ее и светлости ее благообразия, и полюбил ее сильно, и возжелал ее. И ее глубокий премудростью ум, стараясь склонить к своей любви, пытался он уловить загадками и лестью, хитря в беседе, как в древности египтянка, которая хотела соблазнить целомудренного Иосифа. И говорил он так: «Хорошо, что ты потрудилась прийти в наше царство, о прекраснейшая из жен великая княгиня Ольга, чтобы увидеть честь и красоту нашей державы. А вид твоей красоты являет, что достойна ты быть здесь, и сочетаться с моей красотой, и называться царицей, и царствовать с нами, и вере нашей приобщиться». Ибо и сам Цимисхий был обликом весьма хорош, и надеялся он добиться того, о чем задумал. А богомудрая Ольга поняла, что этот замысел происходит по навету лукавого дьявола, Евина соблазнителя, который в древности вселился в змея и нашептал первозданным людям, — так и здесь нашептывали по-змеиному уста царя-женолюбца; этой кознью сатана злобу свою воздвиг на блаженную Ольгу, надеясь таким коварством поколебать ее душу. И тогда целомудренная мысленный взор свой обратила к Богу, которого стремилась найти, прося у него помощи, чтобы избавил он ее от многообразных уловок злокозненного врага. И так, оперившись крылами богоразумия, чистым помыслом возвысившись, преискусно стала перелетать через сеть суемудрого царева умышления, прежде всего стараясь обезвредить злокозненное коварство дьявола. Ведь она с молодых лет о целомудрии заботилась больше, чем о греческом царстве. И тогда появилась благодать на устах ее, так что стала она провозглашать таинства христовой веры, и стала она беседовать с царем смиренномудрыми словами, так говоря: «Некогда сладкая молва услышана была моими ушами о вашем царстве и вере христианской, ныне же чудесное и великое видение вижу очами моими — красоту безупречного закона Божия, который тут у вас осуществляется; и любви твоей беседу, общение со мной, чужестранкой, всем разумом восприняла. Ты, царь, говоришь, чтобы мне причислиться к чертогу твоему, и царствовать здесь предлагаешь мне; и я от этого не отказываюсь, но ведь я язычница, как ты видишь, язычник и сын мой, которому вы дани и подати платите. Ты мне советуешь прежде всего креститься, и я сама этого хочу от всей души и от всего помышления; для этого я и пришла сюда, чтобы ты был свидетелем моего обращения к Христу. И если ты, о царь, истинное попечение о моем спасении проявляешь и хочешь, чтобы я была единомысленной тебе в истинной вере к Богу, то следует тебе не медлить, а скорее самому с патриархом свершить надо мною дело Божией благодати, пока ничто мне не препятствует. Когда же я буду крещена, тогда и все другое, о чем мы говорили, все желаемое тобой сделается, как это полагается по христианскому закону. А если ты так не поступишь, то я не крещусь». Царь тогда ни о чем другом не думал, как только о том, чтобы скорее совершился брак, быв в заблуждении, что все уже улажено для этого брака. И вот святейший патриарх Фотий со всем собором спасительными словами и богословными речами огласил ее, при этом царь был восприемником, а патриарх совершил священное таинство крещения.

 

В лѣто 6463 крещение блаженныя Олги. И тако крестиша блаженную Олгу во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и наречено бысть имя ей Елена. И тако совлечеся всея грѣховныя одежды, отложши ветхаго человѣка и дѣла поганская, и облечеся в новаго Адама, еже есть во Христа,[24] и тако просвѣщена бывши, тако породився водою и Духом сице добрым изменением изменися, и возрадовася душею и тѣлом радостию неизглаголанною, и бысть причастница и Божественых тайн пречистаго и животворящаго тѣла и крови Христа Бога нашего, и бывает вѣрное овча Христова стада.

В 6463 (955) году крещение блаженной Ольги. И так крестили блаженную Ольгу во имя Отца и Сына и Святого Духа, и наречено ей было имя Елена. И так сняла она с себя одежды греха, отбросила ветхого человека и языческие дела и облеклась в нового Адама, то есть во Христа, и так стала христианкой, и так она снова родилась водою и силою Святого Духа, и изменилась добрым изменением, и возрадовалась она душою и телом радостью неизреченною, и причастилась божественных тайн пречистого и животворящего тела и крови Христа Бога нашего, и стала верным агнцем Христова стада.

 

Благословение и поучение патриархово къ блаженней Олге. Патриархъ же благослови ю и пророческии глаголаше: «Благословен Христос Бог наш просвѣщая и освѣщая всякого человѣка грядущаго в мир, иже тебѣ избравый от рускаго рода невѣрных людий! Благословена ты в женах руских, понеже тму прелести временнаго свѣта сего остави, а свѣт живота вѣчнаго возлюби! Благословити тя имут сынове рустии в послѣдняя дни родовъ внук твоих». И бесѣдова к ней, и поучение предлагая от Ветхаго завѣта и Новыя благодати Христовыхъ святых евангельских заповедей, и от правил святых апостолъ и святых отецъ вселенских собор, и како в вѣре твердо пребывати, и течение жития сего въ добродѣтелех свершити, и о воскресении мертвых, и о втором Христовѣ пришествии, и о воздаянии комуждо по дѣлом его: грѣшником тма кромѣшная, огнь неугасимый и черви неусыпающии и иныя муки в вѣки и на веки конца не имущи, а праведным царство небесное и жизнь без конца и прочая благая, их же усты человѣческими немощно изрещи. И заповѣда ей о церковном уставѣ, и о молитвѣ, и о постѣ, и о милостыни, и о воздержании, и о чистотѣ тѣлесней, и о памяти смертней, и о покаянии. Блаженная же Олга, поклонши главу, стояше аки губа морская от росы небесныя напаяема, Божественых писаний учение в сладость приимаше от святѣйшаго патриарха. От радостотворнаго же плача слезами себе обливаше, имиже землю умачаше, и покланяяся и припадая к ногам святому патриарху глаголющи: «Иже завѣщаваеши ми душеполезная завѣщания, о честнѣйший владыко, буди ми сия по глаголу твоему исправити, и молитвами твоими от всѣхъ сѣтей лукаваго диявола и от всѣх неприязненых козней его да сохранена буду, и благодать Божия да не оставит мене николи же». И паки патриархъ благослови ю по мнозе поучении глаголя: «Господь исполнит прошение твое и не лишит тя от всякаго блага. Амин». И отпусти ю ис церкви. И тогда блаженная Олга вдаде патриарху блюдо златом устроено з драгим камением и бисером на потребу святому олтарю преименитаго храма соборныя церкви Премудрости Божия Слова. Она же идяше в дом веселящися и благодарящи Бога.

Благословение и поучение патриарха блаженной Ольге. Патриарх благословил ее и сказал пророческими словами: «Благословен Христос Бог наш, просвещающий и освещающий всякого человека, грядущего в мир, избравший тебя из язычников русского рода! Благословенна ты среди жен русских, потому что тьму заблуждений временного света сего оставила и свет жизни вечной возлюбила! Благословлять тебя будут все русские сыны в поколениях твоих внуков». И беседовал он с ней, и поучение ей представил и из Ветхого завета, и из Новой благодати евангельских заповедей Христа, и из правил святых апостолов, и из учения святых отцов вселенских соборов, и о том, как следует пребывать в твердой вере, и течение жизни своей в добродетели проводить, и о воскресении мертвых, и о втором Христовом пришествии, и о воздаянии каждому по его делам: грешников ждет тьма кромешная, огонь неугасимый, и червь неусыпающий, и иные муки во веки вечные без конца, а праведникам — царство небесное, жизнь бесконечная и прочие блага, о которых невозможно говорить человеческими устами. Заповедал ей также о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о воздержании, и о чистоте телесной, и о памяти смертной, и о покаянии. Блаженная Ольга, склонив голову, стояла и, как губка морская впитывает росу небесную, так учение Божественных Писаний в сладость принимала она от святейшего патриарха. Слезами творящего радость плача она себя обливала, так что и землю омочила и, поклонившись, припадая к ногам святого патриарха, говорила: «Душеполезные заветы, которые ты мне завещаешь, о честнейший владыка, да исполню я по словам твоим, и да сохранят меня от сетей дьявольских и от козней лукавого молитвы твои, и благодать Божия да не оставит меня никогда». И снова патриарх благословил ее и после многих поучений сказал: «Господь исполнит твое желание и не лишит тебя всякого блага. Аминь». И отпустил ее из церкви. И тогда блаженная Ольга дала патриарху блюдо, сделанное из золота, с драгоценными камнями и жемчугом, для употребления в святом алтаре знаменитого храма — соборной церкви Софии Премудрости Божией. И пошла она в дом, радуясь и благодаря Бога.

 

О учрежении и о тщетномъ умышлении Цимисхия царя. Егда же учрежению бывшу, и тогда блаженная не толико земныя телесныя пища желаше насыщатися, елико внимаше духовныя бесѣды и отъ того паче насыщашеся, и тщашеся вышняя разумѣвати, идѣже есть Христосъ со Отцем и со Святым Духом. Цимисхий же не тако, но долу влекущими мудровании дмяся, аще и благочестия закон держа, и сего не внимаше по преданию сохранити и неудобобразныя благочестию начинанию являя, яко забыв присвоения духовнаго, иже в крещении ко блаженной Олгѣ, и вмѣсто купнодушевнаго благодарения составляетъ бесѣду тщетну. Егда же по крещении возва ю и рече к ней: «Нынѣ времяни настоящу и чертогу готову сущу, се уже посягни за мене. И да будеши ми жена и царица и всему царству нашему госпожа».

О пире и о несбывшихся замыслах царя Цимисхия. Во время пира блаженная Ольга желала насыщаться не столько пищей земной, сколько слушанием духовных бесед, стараясь понять высшее, — где Христос с Отцом и святым Духом. Цимисхий же, напротив, низменными помыслами полон, хоть и признавал закон благочестия, но не заботился сохранить его как положено, но неподобающие благочестию действия затевал, ибо забыл он про духовную связь в крещении с блаженной Ольгой, и вместо единодушного благодарения затевает он суетные беседы. После того как она крестилась, позвал он ее и сказал: «Сейчас настало время и чертог уже готов, выходи за меня. Ты будешь мне женой и царицей и всему нашему царству госпожой».

 

Оле несытства женолюбия! Оле умышления неподобнаго! Оле сквернаго рачения! Что глаголаши, о Цимисхие, ейже от святыя купѣли приемник бысть, приемникъ же тоя и чертогу непщуеши быти и не стыдишися, хотя разорити духовное сочетание? Не довлѣ ли тебѣ, о царю, немилостивное погубление сродника твоего святого царя Никифора, сообъщницу погублению его имѣя блудорачительную его царицу суровѣйшую Феофану, ейже законопреступно примѣсился еси! Не усрамився, ни помилова, ни снабдѣ, иже по плоти сродства, иже о Никифоре цари, нынѣ же и по духу сродствия, иже ко блаженней Олге снабдѣвати не рачиши!

Увы, ненасытное женолюбие! Увы, замыслы непотребные! Увы, скверные речи! Что говоришь ты, о Цимисхий, той, которой восприемник ты был от святой купели, хочешь восприемником от чертога быть и не стыдишься этого, разрушая духовное родство? Не достаточно ли для тебя, о царь, того, что немилосердно погубил ты родича своего, святого царя Никифора, в сообщничестве с распутной его женой, жестокой царицей Феофано, с которой ты вступил в законопреступную связь! Ты не устыдился, не пощадил того, кто был тебе родственником по плоти, царя Никифора, а теперь и родства по духу, которое у тебя с блаженной Ольгой, соблюдать не стремишься!

 

Благоотвѣтно мудрование блаженныя Олги, имъ же посрами Цимисхия царя. Что же новопросвѣщенная Христова невѣста? Слышавъ сия, никако не же смутися, ни усумнѣся и, некнижна сущи, умудрися. О ней же збысться Христово благодарение, иже к Богу Отцу: «Яко утаил еси сия отъ премудрых и разумных и открыл еси та младенцем». И тако блаженная, Богом вразумлеваема, со тщанием отвѣт цареви сотвори, и неподобное его начинание со дерзновением обличи, и душетлѣнную его бесѣду мужественѣ отсече, и срамлятися ему сотвори, сице глаголющи: «Аз от поганства понудихся приити доздѣ и слышати и получити о Бозѣ и о заповѣдех его истинну. Глаголи же ми истинну, о царю, аще есть во християнех сий обычай, иже бы отцу дщерь поимати, яко же ты, о царю, наипаче разумѣваеши? Се нынѣ крещенну мя от святыя купѣли сам восприял еси и дщерию себѣ именова мя. И тако нетлѣнною благодатию породихся, ты же паки тлѣнный чертог и брак предуготоваеши и маловременно царствовати с тобою завѣщеваеши ми. И сего ради аз приидох здѣ да с тобою царствую? Не имам бо тебѣ царю смертному нарещися царица, яко уневѣстихся желаемому ми бесмерьтному жениху Христу Богу небесному царю царствующим, да съ ним в вѣки царствую. Якоже вы сами глаголете, яко ин вѣк всѣх нас ждет и есть любящим Бога бесконечный живот в небеснемъ царствии; его же и аз желаю получити. Земное же царство довлѣет ми Руская великая земля, идѣже самодержьствует со мной сынъ мой, дани и выходы обемля на многих странах и на вашем царствии. И ты, о царю, всуе о сем бесѣдуеши. Почто ми и на стези спасения преткновение и сѣть души протязаеши? Сия ли суть образи правовѣрия? Сего ли ради отецъ нарече ми ся, да в супружство себѣ приобрящеши мя? Еже не имат быти, его же ти неудоб и помыслити. И аще бы потребных царствию твоему от нашея державы попросил еси, то всячески бы от нас получил еси; ими же изообилствует земля наша: множеством челяди на всяко послужение и работу и, еже ино удобно тебѣ: воскъ и бѣлка, наипаче же и воинство в поможение царству твоему на супротивныя. Ты же, удобная презрѣв, тщетным поучаешися. Прочее же не прилагай о сем стужати си, но благодарно прекратим бесѣду, да без смущения возвращуся во свояси».

Благая мудрость ответа блаженной Ольги, которой она посрамила царя Цимисхия. Что же новопросвещенная Христова невеста? Услышав все это, она нисколько не смутилась, не растерялась, и не будучи ученой, стала она премудрой. С ней сбылись слова Христа, которыми он восхвалил Бога Отца: «То, что ты утаил от премудрых и разумных, то открыл ты младенцам». Блаженная Ольга, вразумляемая Богом, незамедлительно царю ответила и неподобающие его поползновения смело обличила, и душепагубную беседу его мужественно пресекла, и посрамила его, так говоря: «Я из языческой страны потрудилась прийти сюда, чтобы услышать и узнать о Боге и о заповедях его истину. Скажи же мне истину, о царь, разве есть у христиан обычай, чтобы отцу жениться на дочери, как ты, царь, сейчас задумал? Только что крестившуюся, меня ты сам от святой купели воспринял и дочерью меня своей назвал. Я нетленной благодатью заново родилась, а ты снова тленный чертог и брак готовишь и к кратковременному царствованию с собой зовешь. Разве я для того сюда пришла, чтобы с тобой царствовать? Не назовусь я тебе, смертному царю, женой, потому что я стала невестой желанному мною бессмертному жениху Христу, Богу небесному, царю царствующим, чтобы царствовать с ним вовеки. Ведь вы сами говорите, что всех нас ждет иной век и что любящим Бога суждена вечная жизнь в небесном царствии; и я хочу его получить. А земное царство — мне достаточно великой Русской земли, где самодержствует со мной мой сын, а дани и подати он получает от многих стран, в том числе и от вашего царства. И ты, царь, напрасно об этом говоришь. Зачем ты ставишь мне преграды на пути спасения и сеть на уловление души простираешь? Это ли примеры правой веры? Для того ли ты назвался отцом моим, чтобы взять в супружество себе? Этого не будет, об этом тебе и думать не подобает. Если бы ты просил что-то нужное для твоего царства у нашей державы, ты бы получил от нас все, чем богата наша земля: множество челяди на всякое услужение и работу, и все другое, нужное тебе: воск и меха, и в особенности же — войско на помощь твоему царству против врагов. А ты, полезное презрев, занимаешься пустяками. Не позорь себя более, прекратим беседу благоразумно, чтобы мне без смущения вернуться к себе».

 

Царь же от своея совести обличаем и с студом в чювство прииде и о непотребствѣ глаголъ своих в раскаяние обратися и превращаше глаголы, имиже студа гонзнути. Дивляше бо ся великия премудрости словес и высокому разуму отвѣта ея и мужественному нраву. Призвав же боляр своих, елико бяху совѣтницы ему, и глагола: «Что сотворим, яко невозможная начахом, и начаток бездѣлен бысть? Не видѣх бо в женах подобну сея премудрости. Якоже сами видѣсте, како мене уковарствова премудрыми своими словесы сия великая княгиня Олга. Не токмо не получих счетатися доброты ея, о ней же туне смутихся, но вмѣсто сих срам и студ приобрѣтох си. Истинно глаголати, яко Святый Дух вселися в душу ея и научи ю тако мудроствовати, не точию земное царство управляти, но небеснаго царства желати вразуми ея. Лѣпо есть нам тоя премудрому величеству достойную честь усугубити и отпустити ю в землю ея». И угоден бысть таковый его совѣт. И сотвори царь чрежение велие, яко подобаше царскому их достоинству, и сугубыми дарми одари ю, злата и сребра множеством, и драгими паволоками, и многоразличными царскими сосуды; и с великою честию, и друголюбным миром, и радостным усердием отпусти ю, дщерию себѣ нарицая от купѣлнаго порожения.

Царь, обличаемый совестью своей и стыдом, пришел в чувство, и о непотребстве своих слов раскаялся, и другие речи повел, чтобы стыда избегнуть. Ибо подивился он великой премудрости ее слов, и благоразумию ее ответа, и мужеству ее нрава. Призвал он бояр своих, которые были его советниками, и сказал: «Что делать, если мы невозможное начали и начало бесполезным было? Не видел я среди жен подобную ей премудростью. Вы сами видели, как перехитрила меня своими премудрыми словами эта великая княгиня Ольга. Не только не смог я сочетаться браком с красотой ее, которая меня вотще так взволновала, но вместо этого устыжен и посрамлен был я. По правде говоря, Дух Святой вселился в душу ее и научил ее быть такой мудрой, не только земным царством управлять, но и небесного царства желать умудрил он ее. Подобает нам ее премудрому величеству честь удвоить и отпустить ее в землю ее». И одобрено было такое его решение. И устроил царь пир великий, как подобало их царскому достоинству, и удвоенными дарами одарил он ее, множеством золота и серебра, дорогими паволоками, различными царскими вещами; и с великой честью, дружеским миром и радостным усердием проводил он ее, называя ее своей дочерью по крестному родству.

 

Пришествие блаженныя Олги к патриарху, просящи благословения на путь и молитвы. И тако блаженная видѣ себе всячески обогащену и бѣ радуюся душевнѣ вкупѣ и тѣлесне о величии Божии, яко сотвори Господь с нею милость свою и изят ю от адския тмы идолобѣсия, и приведе ю в познание истиннаго свѣта триипостаснаго Божества — Отца и Сына и Святаго Духа. И вкупѣ благородная тѣлом, благороднѣйша же паче и душею, яко бремя нѣкое и яко желѣза тяжка отложив древнее нечестие, и свѣтовидная путеви касашеся, и прииде к патриарху, благословения просящи и молитвы на путь паче же и на весь дом свой, смиреномудрено поклонение сотворяя, слезами разливаяся умильно глаголющи: «Что могу твоему святителству великому воздати, о вселенский патриарше? Или кое твоего желания утѣшение сотворю о всѣх, яже твоим священнодѣйством и молитвами поучихся, и просвѣтихся, и всячески облагодатився, во своя си гряду? Разумно же ти есть и извѣстно, яко людие земли моей поганства нечестием живяху, яко же волцы, тако же и сынъ мой. От них же мене едину лукавую рабу и отступницу, яко овцу заблуждьшую[25] и погибшую в горах и всякому звѣрю готову на снѣдь преблагий Бог твоим к нему предстателством к себе в свою ограду привел есть, якоже восхотѣ, и къ незаблуждьшим своим божественным овцам[26] сочтал есть, и в чину чад наслѣдницу явил есть,[27] и дивных своих вѣчных благъ обещанием надежну мя яви. И тѣх великих Божиих даров и сам ты за мое недостаточетво сподобишися получити от единаго Бога дарующаго благая своя любящим его.[28] Се нынѣ, великий патриарше, разлучаюся твоего любочадия и доброучителства. Ты же даруй ми в себе мѣсто единого от прозвитер твоих, могущаго ми исполнити твой чин, и той да будет ми пастыр и наставник. И спутника блага даруй ми, молитву твою и совершенное благословение. И незабвенну мя сотвори, яко да и домъ мой сподобится получити Божия благодати и твоея молитвы и вѣчнаго благословения въ род и род и во вѣки. И аз молитвами ти да сохранена буду от всякого вражия навѣта, и от всякого смущения, и озлобления отъ невѣрных людей, да неблазнено Богови вѣруя, въ заповедех его жизнь сию скончаю и не посрамлена пред Богомъ обрящуся здѣ и в будущий вѣкъ». Патриархъ же во удивлении мнозе бысть, видѣв блаженныя глубокое смиреномудрие, и крѣпкодушевный смысл, и слезам источники, и глаголы умилныя во устнах ея. И хотя ю от плача утолити, и утѣшение духовно даровати ей. И абие подвижеся на благодарную молитву и, на высоту руцѣ воздѣвъ, прилежно помолися за ню и глаголаше:


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!