Житие... великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... 15 страница



 

По отшествии же печенѣх посла блаженная Олга на Дунай к сыну своему великому князю Свѣтославу, повѣдая ему, еже сотвориша печенѣзи земли его. Он же со многими людми вскоре прииде в Киев и целова матерь свою и детей своих и сжали си о бывшем от печенѣг, и собра воиньство, и прогна печенѣг в поле, и бысть мир.

После ухода печенегов послала блаженная Ольга на Дунай к сыну своему великому князю Святославу, сообщив ему, что учинили печенеги в земле его. Он же со многими людьми вскоре пришел в Киев, целовал мать свою и детей своих и сожалел о случившемся из-за печенегов, собрал войско, прогнал печенегов в степь, и настал мир.

 

Завѣт к сыну блаженныя Олги преже преставления ея. И в Киевѣ Свѣтославъ рече матери своей и боляром своим: «Не угодно ми есть жити в Киевѣ, но хощу жити в Переславцы, иже на Дунаи, яко той есть среди земли моея, и ту вся благая мнѣ сходятся: от греков — злато, и паволоки, и вино, и овощие различнии; от чахов же и угров — сребро и кони; а из Руси — бѣлки, и мед, и воск, и челяд». Блаженная же Олга плачющися рече ему: «Вскую оставляеши мя, о сыну? Камо грядеши, чюжих желая? А свою землю кому вручаеши? Чада ти малы, аз же стара, и яко же видѣши мя конечно изнемогающу. Аз, чадо, преже много молих тя, дабы со мною вѣровал единому истинному Богу и даровалъ бы ти къ земному царству и небесное. Ты же возненавидѣ совѣт мой и отверже словеса моя, не восхотѣ разумѣти истинны, паче же гнѣваяся на мя, прелестию погружаяся сквернаго смраднаго кумиробѣсия, слѣпотою невѣрия претыкаяся, во глубинѣ всякия нечистоты ниизлагаяся, послѣдуя губителному коварству лукаваго диявола. Не положил еси Бога помощника себѣ, но упова на множество тлѣннаго собрания, еже вскоре преходит. Нынѣ же, о чадо, не ходи ни камо же, дондеже отъиду жития сего и погребению предана буду. И тогда идеши, аможе хощеши. А яже о мнѣ: по преставлении моем да не сотворите ничтоже по вашему поганскому обычаю, но презвитер мой той да погребет грѣшное тѣло мое, якоже есть обычай християном погребати равна со землею. Могилы же надо мною да не дерзнет никтоже сыпати, ни тризны творити, но посли злато в Царствующий град к патриарху, и той молитву и совершение сотворит к Богу о души моей и нищих милостынею учредит. Не буди же инако сотворити, но исполни завѣт мой. Уже бо приближися время скончания моего, да к желаемому Христу отъиду, ему же вѣровах». Свѣтослав же слышав матерни глаголы, слез исполнистася очеса его, аще не обратися вѣровати во Христа, но матерелюбно обѣщася по повелѣнию ея сотворити о ней.

Завет к сыну блаженной Ольги перед преставлением. В Киеве Святослав сказал матери своей и боярам своим: «Не хочу я жить в Киеве, но хочу жить в Переславце на Дунае, потому что он находится на середине моей земли и туда все блага сходятся: от греков — золото, и паволоки, и вино, и плоды различные; от чехов же и угров — серебро и кони; а из Руси — меха, и мед, и воск, и рабы». Блаженная же Ольга с плачем сказала ему: «Зачем оставляешь меня, о сын мой? Куда идешь, чужого желая? А свою землю кому поручаешь? Дети твои малы, а я, как сам видишь, стара и уже смертельно больна. Я, сын мой, прежде уже горячо умоляла тебя, чтобы ты со мной вместе верил в единого истинного Бога, и он даровал бы тебе к земному царству и небесное. Ты же пренебрег моим советом и отверг мои слова, не захотел постичь истину и даже разгневался на меня; обольщаемый, погружался ты в смрадное и скверное кумирослужение, из-за слепоты неверия спотыкаясь, в глубину всякой нечистоты низвергаясь, следуя коварному губительству лукавого дьявола. Ты не сделал Бога помощником себе, но возложил упование на тленное людское множество, которое скоро истощается. Теперь, сынок, не ходи никуда, пока я не отойду от этой жизни и погребению не буду предана. Тогда иди куда хочешь. А со мной поступи так: после моей смерти не делайте ничего по вашему языческому обычаю, пусть мой священник погребет грешное тело мое по обычаю христиан, засыпав вровень с землей. Кургана же пусть не дерзнет никто надо мною сыпать, ни тризны творить, но пошли золота в Царьград к патриарху, пусть он совершит моление к Богу о моей душе и нищих милостыней оделит. Не вздумай иначе поступить, исполни мой завет. Уже приближается время моей кончины, и я уйду к желанному Христу, в которого верую». Когда Святослав услышал слова матери своей, слезами наполнились глаза его, и хотя он не уверовал во Христа, но по сыновней любви обещал ей все сотворить с ней, как она просила.

 

О преставлении блаженныя Олги. И по триех днех последнее изнемогаше блаженная, и тогда наипаче благодарствуя Бога, Пречистую Богородицу, юже всегда помощницу имѣя, такоже и святыя вся в молитву на помощ призывая. И приспѣвшу часу внегда от телеснаго союза душа ея хотяше разлучитися и к вышнему преселитися чертогу, к немуже издавна тщашеся. И сподобися быти причастница животворящих таин пречистаго тѣла и крови Христа Бога нашего и благодарению и молитве сущи во устѣъ ея, радуяся предаде святую свою душу в руцѣ всѣх Бога и преиде во обители вѣчныя, и сподобися небесному чертогу с мудрыми дѣвами.[46] Престави же ся в лѣто 6477 мѣсяца июля 11 день, бывши в супружьствѣ лѣт 42 от дѣвьства своего; по смерти же мужа своего в десятое лѣто сподобися восприяти благодать святаго крещения, пребысть же во святом крещении благочестно и богоугодно до старости маститы лѣт 15; всѣх же лѣт живота ея бяше близу осмидесяти лѣт. Великий же князь Свѣтослав, сынъ ея, и внуцы ея, с ними же князи, и боляре, и прочии чиновники, и всего града людие плакахуся по ней плачем велиемъ зѣло.

О преставлении блаженной Ольги. Через три дня наступила ее последняя болезнь. Тогда она особенно благодарила Бога и Пречистую Богородицу, которая всегда была ей помощницей, а также всех святых она в молитве на помощь призывала. И вот настал час, когда от телесного союза захотела душа ее отделиться и к вышнему переселиться чертогу, к которому уже давно стремилась. И сподобилась она причаститься животворящих тайн тела и крови Христа, Бога нашего, и с благодарением и молитвой на устах, радуясь, предать святую свою душу в руки Божии, перейти в обители вечные и удостоиться небесного чертога вместе с мудрыми девами. Преставилась она в год 6477 (969), месяца июля в 11-й день, быв в супружестве сорок два года от времени девичества своего; после смерти мужа своего через десять лет приняла она святое крещение и была во святом крещении благочестно и богоугодно до глубокой старости пятнадцать лет; всех же лет жизни ее было около восьмидесяти. Великий же князь Святослав, сын ее, и внуки ее, и с ними князья, и бояре, и прочие сановники, и все горожане плакали по ней великим плачем.

 

О погребении блаженныя Олги. Внегда же понесоша ю на погребение, и тогда елико вѣрных, иже бяху ту, такоже и невѣрнии, своеземнии же и пришелцы от многих стран, купцы же и прочии вси велми плакахуся о лишении блаженныя Олги. Князи бо и вси велможи и прочии сановницы имѣша ю, яко едину от премудрых и разумнѣйшу во управлении царствия и крѣпку поборницу державы, и самѣм им тихоувѣтливу в совѣте и благоразсудну в наказании. Гражане же и пришелцы такоже имѣша ю прибѣжище и упокоение, вдовицы же и сироты обилное приятие и насыщение и одежа всегда приимаху от нея съ любовию; нищии же и убозии всѣх потребных изобилное доволство получаху от нея. И такова многонароднаго плача во умилении конец достиже и донесоша ю на мѣсто, идѣже сама блаженная заповѣдала погребсти себе. И ту прозвитер ея, отпѣвъ над нею узаконеныя псалмопѣния и молитвы и прочая службы совершив, благоговѣйно погребе ю; и вся яже о ней содѣяша тогда по повѣлению ея.

О погребении блаженной Ольги. Когда понесли ее хоронить, тогда все, сколько там было христиан, так и язычников-соотечественников, и приезжие из многих стран, купцы и другие, все горько плакали о потере блаженной Ольги. Для князей и вельмож и прочих сановников она была мудрейшей и разумнейшей управительницей государства и защитницей державы, для них же самих была она тихой и приветливой в совете и справедливой в наказании. Горожане же и приезжие также находили у нее прибежище и упокоение, вдовы же и сироты приют, насыщение и одежду от нее получали с любовью; нищие же и убогие — все в изобилии получали от нее, что им было потребно. И когда настал конец этого многолюдного плача, принесли ее на то место, где блаженная Ольга завещала себя похоронить. И тут священник ее, отпев над ней положенные по уставу псалмопения и молитвы и всю службу совершив, благоговейно похоронил ее; и все было сделано так, как она завещала.

 

Сия святая и блаженная великая княгиня Олга, нареченная во святом крещении Елена, праведно и богоугодно жизнь сию препроводи, егоже ради сторичное и мздовоздаяние от Бога восприят, достойно праведным царство небесное и нетлѣнное блаженство. Честныя же ея мощи по преставлении ея пребыша в земли лѣт яко тридесят; обрѣтены же быша цѣлы и нетлѣнны. От них же различныя чюдеса и многая исцѣления содѣвахуся приходящим с вѣрою благодатию Христовою, емуже слава со Отцем и Святым Духом, нынѣ и присно и во вѣки вѣком. Амин.

Эта святая и блаженная великая княгиня Ольга, нареченная во святом крещении Еленой, провела свою жизнь праведно и богоугодно и за это получила стократное воздаяние от Бога — даваемое праведным царствие небесное и нетленное блаженство. Честные мощи ее после смерти ее были в земле около тридцати лет; обретены они были целыми и нетленными. От них много чудес и исцелений происходит приходящим с верою и благодатью Христовой, слава ему со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

О принесении мощей честных блаженныя и равноапостольныя великия княгини Олги, и похвала ея. Достойно во истинну и праведно и в лѣпоту благости ради Божия к первому торжеству и сию чюдную повесть привнести, яже о принесении святых мощей праведныя и великия княгини Олги, и мало отчасти нѣчто подобно к похвалению слово предложити о благочестном ея любомудрии, како от младыхъ ноктей благое к Богу произволение стяжа, от него же неизреченную премудрости благодать обрѣте, ею же древнюю злобу и кумирскую прелесть упраздни, и вся поганская дѣла возненавидѣ, и до конца сия оплева,[47] и всяко нечестие попра, подражая добродѣтелем преже бывшим святым, истинную ревность о Бозѣ показавшим. О дивство! Сама не вѣдущи Писания, ни закона християнскаго и учителя о благочестии не слыша, а нравом благочестия усердно поучашеся и вѣру християнскую от всея душа возлюби. О неизреченнаго промысла Божия! Не от человѣк блаженная поучашеся истиннѣ, но свыше учителя имѣ Божию премудрость. Аще и всю державу Русскую в руку свою имѣ, но любви ради Божия вся сия, яко умѣты вмени. Якоже Моисей боговидец отвержеся нарицатися сынъ дщери фараоновы и страдаше с людми Божиими, поношение Божие возлюби паче египетскаго богатьства. Подобно же ему Матфей мытницу остави, Ияковъ же и Иван-корабль и отьца, Петръ же и Андрей корабль и мрежу остависта и Христу послѣдоваста.[48] Сице и блаженная Олга славу царствия и богатство и единочаднаго сына остави, Христа любящи и ищущи в чюжестранствие устремися и Царствующий град достиже, идѣже и крещения благодати сподобися и царя, смутившася о доброте ея, упремудри словесы своими, срамлятися ему сотвори. И, во отечество свое пришед, истинная богопроповѣдница показася и во всей Русстей земли первая разорителница кумирьским требищам бысть и правовѣрию основание. Сия праведная Олга первая бысть русское познание к Богу и примирения начаток и предтекущая Христовы благодати. Аки звѣзда пред солнцем, и яко заря пред свѣтом, и яко луна в нощи сияше, тако блаженная в невѣрных человѣцех свѣтяшеся, и яко бисер в тимѣнии калнем блещася,[49] ему же скверна не прикасашеся. Быша бо сквернии тогда русстии людие и неомовени святым крещением, сия же омывшеся святою купѣлию. Сию защити и соблюде Господь от противнаго супостата, диявола многоплетенныхъ сѣтей, и многия ради добротѣтели и снабдѣния ради чистоты и целомудрия сподоби ю великия благодати дара апостолскаго и пророческаго. «Блажени бо, — рече Господь, — чистии сердцемъ, яко тии Бога узрят».[50] Такова блаженства никтоже улучити не возможе кромѣ чистоты. Чистота бо древле Иосифа избави, и от темницы свободи, и царя Египту устрои. Чистота Сусану от лукавых старецъ совѣта сквернаго и напрасныя смерти избави.[51] Чистота Данилу звѣри укроти и сония сказати вразуми.[52] Чистота трием отроком пещь огнену угаси.[53] Чистота Ильи тученосныя облака удержа, и паки отверзе, и самого небошественика показа. Чистота Елисѣю милостью Илииною Иердань раздели.[54] Чистота Захарьин язык связа.[55] Чистота дѣвьственика Богословца показа.[56] Чистота ада попра, и смерть раздруши, и воскресение всему миру дарова. Чистота и нашу венечницу, блаженную и великую княгиню Олгу, первую от родов руских от невѣрия в вѣру произведе, и от строптиваго спасе, и в небесное царство введе, идѣже молится за вся люди русския отечествия своего. Ея же молитвы услыша Господь Богъ, и прошение ея исполни, и пророчествие соверши, и помилова заблуждьшая люди, и вдохну благодать Святого Духа в прекраснѣйшую душу твердѣйшую вѣрою адамантовы крѣпости преславнаго внука ея, всеа Русии царя и великаго князя, блаженнаго Владимира,[57] и богожеланным свѣтом просвѣти ему сердечнѣи очи, и огнем Божественныя своея любви распали смыслъ его, еже ревновати благочестию сея святыя и премудрыя бабы своея, блаженныя Олги, усердно и вседушно потщася испытати и взыскати православную, иже во Христа вѣру, еже угодно бысть всѣм людем его. Сам бо видѣ бабу свою блаженную Олгу сию християнскую вѣру держащу. Отецъ же его Свѣстослав в невѣрии препроводи дни своя, звѣрским нравом живый.

О перенесении мощей честных блаженной и равноапостольной княгини Ольги и похвала ей. Воистину достойно и праведно, ради красоты Божией благости, к первому торжеству и эту чудную повесть прибавить — о перенесении святых мощей праведной и великой княгини Ольги, и некоторое небольшое слово приложить в похвалу ей — о ее благочестивом любомудрии, как она с юных лет к Богу благое произволение приобрела и как от него неизреченную премудрость и благодать получила, с помощью которой она древнее зло и идольское обольщение упразднила, и все языческие дела возненавидела, и до конца от них отреклась, и всякое нечестие попрала, подражая в добродетелях прежде бывшим святым, истинное усердие к Богу показавшим. О диво! Сама не зная Писания, ни закона христианского, не слыша от учителя о благочестии, от благочестивого своего нрава научилась и возлюбила всею душою веру христианскую. О неизреченный промысел Божий! Не от людей блаженная научилась истине, но вышнего учителя имела — Божию премудрость. И хотя всю державу Русскую держала она в руке своей, но ради Божией любви все это ни во что вменила. Так и Моисей-боговидец отказался быть сыном дочери фараона и страдал с людьми Божиими, поношения за Бога предпочел он египетскому богатству. Подобно ему, и Матфей мытницу оставил, Иаков и Иоанн — корабль и отца, Петр и Андрей — корабль и сеть оставили и последовали за Христом. Так и блаженная Ольга славу царства и богатство, и единственного сына оставила, любя Христа и ища его, в чужие страны устремилась, достигла Царьграда, где крещения благодати сподобилась, и царя, пораженного ее достоинствами, перехитрила словами своими и устыдиться заставила. Вернувшись в свое отечество, она показала себя истинной проповедницей Бога во всей Русской земле, первой разорительницей кумирских требищ и православию основанием. Эта праведная Ольга была первым русским познанием Бога, началом примирения, предтечей Христовой благодати. Как звезда перед солнцем, как заря перед светом, как луна в ночи сияя, так блаженная Ольга среди язычников светилась, как жемчужина в грязи блещет, и скверна к ней не пристает. Были тогда осквернены русские люди, и не омыты святым крещением, она же омылась святой купелью. Ее Господь защитил от многочисленных сетей супостата-дьявола, а за многие ее добродетели, за хранение чистоты и целомудрия удостоил ее Господь дара апостольского и пророческого. «Блаженны, — сказал Господь, — чистые сердцем, потому что они увидят Бога». Этого блаженства ничто не дает возможности получить, кроме чистоты. Чистота в древности Иосифа спасла, из темницы освободила и сделала царем в Египте. Чистота Сусанну от злоумышлений лукавых старцев и от безвременной смерти избавила. Чистота Даниилу покорила зверей и научила его разгадать сны. Чистота трем отрокам печь огненную угасила. Чистота Илье тученосные облака удержала и снова отверзла небеса, а его самого ходящим по небу показала. Чистота Елисею милотью Илии Иордан разделила. Чистота язык Захарии связала. Чистота Иоанна Богослова показала девственником. Чистота ад попрала, смерть разрушила, воскресение всему миру даровала. Чистота и нашу венценосную блаженную и великую княгиню Ольгу, первую из русского народа, от неверия в веру привела, от лукавого спасла и в небесное царство ввела, где она молится за всех русских людей своего отечества. Ее молитвы услышал Господь Бог, и прошение ее исполнил, и пророчество ее совершил, и помиловал заблудших людей, вдохнул благодать Святого Духа в прекраснейшую душу, которая верою тверже алмаза, в душу преславного внука ее, всей Руси царя и великого князя, блаженного Владимира, светом стремления к Богу просветила ему сердечные очи, огнем божественной любви распалила разум его, чтобы следовал он примеру своей святой и премудрой бабки, блаженной Ольги, усердно и всей душой устремиться искать православную веру во Христа, и это было угодно всем людям его. Сам он видел, как блаженная Ольга, бабка его, придерживается христианской веры, а отец его Святослав в неверии проводит жизнь свою звероподобно.

 

Владимир же тогда еще дѣтескъ сый, сия бо видѣ и бабою своею Олгою наказуемъ о благочестии, и тогда не разумѣ ничтоже о сих, и егда возмужа и самодержьствуя бяше, якоже древнии Авраам отеческий богомерьский закон, егоже держаше, отнюд возненавидѣ и до конца ненавидяше. Желаше же в коем бо законе истинную вѣру обрѣсти, въ нейже бы вѣчный живот получити. Слышаху же срацыни и нѣмцы римстии и жидове козарстии, последи же и греки велеумный его смыслъ и мужество его и храбрость, наипаче же о блазѣй вѣре мудрование его и сии вси присылаху к нему, кождо их свой закон хваляще. Владимир же слышавъ сих, и паче всѣх похвали греческую вѣру. И избра десят мужей своих велия разумы исполнены, и посла их во вся земли тыя, и повелѣ им всѣм тѣх вѣр своима очима видѣти.

Владимир тогда был еще ребенком, и хотя сам это видел, и бабка его учила благочестию, но он тогда ничего этого не понимал, а когда возмужал и стал самодержцем, он, как в древности Авраам, богомерзкий закон отцов, которого придерживался, возненавидел до конца, а желал от такого закона, чтобы истинную веру найти и с ней вечную жизнь получить. Узнали мусульмане, римские немцы, хазарские евреи, а потом и греки про его прозорливый разум, и мужество, и храбрость, а более всего о том, что ищет он истинную веру, и все они прислали к нему послов, каждый из которых хвалил свой закон. Владимир их выслушал и более других похвалил он греческую веру. И избрал он десять мужей своих, исполненных большого разума, и послал их в те земли, и повелел им все увидеть своими глазами.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!