Житие... великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... 8 страница



 

О великому его милосердию, о неизреченному его промышлению, о несказанному смотрению его еже о спасении рода нашего! Кто не дивится, кто не чюдится, кто не славитъ, иже к нам Божия благоволения? Жены ради первыя Еввы райския породы лишени быхомъ, и от Бога разлучени, и клятву, и осуждение подъяхом, и скорбь, и печал, и слезы, и труд приобрѣтохом, и смертию обладаеми есми, и в землю паки возвращаеми, от нея же взяти быхом. Человѣколюбивый же Богъ, хотя спасти погибшаго человѣка, его же созда, и исцѣлити Еввино древнее преступление, благоволи послати на землю единороднаго Сына своего Господа нашего Исуса Христа, и родитися плотию дѣйством Святаго Духа от жены неискусомужныя Приснодѣвы Мария, еюже райская порода отверзеся нам. Тако женою и Богъ примирися к нам, и женю и печал преста, женою и клятва потребися, женою и смерть умертвися, женою, и благословение, и радость, и жизнь бесконечная всему миру процвѣте. От жен мироносиц и Христово из мертвых воскресение первое благовѣстися. Якоже древле от жены преступление бысть, послѣди же от жены и спасение бысть. Тако и нынѣ в нашей Рустей земли женою первие обновихомся во благочестие, иже бысть Богом подвизаемая ко истинному разуму предваряющим нам блаженная в женах руских великая княгиня Олга, еяже памят любовию празднующе вѣрнии сынове рустии, людие Божии, язык святъ, богатное срискание, лик православных, сынове бани, чада благодати. Потщимся радостнотворными глаголы похвальная отчасти краткою бесѣдою принести к ней, вкупѣ же и благородному изращению ея, сице вопиюще: «Радуйся, всеблаженная Олга, богоизбранный сосуде цѣломудрия, исполненный божественнаго разума не от человѣческаго научения, но от вышняя премудрости и благодати Святаго Духа! Радуйся, иже от юности стяжавый честное целомудрия дѣвьство и в супружествѣ снабдѣвый непорочное брака единомысленое сожителство! Радуйся, егда вдовствуя, тогда наипаче уяснив честное и чистое душа своея благолѣпие! Радуйся, иже от Бога данною ти премудростию мужествено и разумно подвизася на супротивныя и свою державу доброумным правлениемъ невредну от супротивных соблюде! Радуйся, самовольная трудолюбице: иже несумѣнною вѣрою дерзну трудитися далечепутным шествием любви ради Христовы и чюжеземный Царствующий град с потщанием достиже, в немъже просвѣтися и породися банею крещения; и царя видѣ соблажняющагося о благородии твоем, его же удиви премудростию словес своих, и целомудръствовати сотвори, и сугубо обогащена душевне и телесне с миром во свояси прииде, идѣже показася яко истинная Христова ученица самозванная: людем, невѣдущим Бога, Божие слово с дерзновением проповѣда, и кумиры сокруши, и святыя кресты водрузи! Радуйся, яко сподобися от Бога пророческаго дарования, иже предипрорицаше хотящее быти роду твоему благочестие, и всѣм руским людем обращение к Богу, и Пскову граду бытие! Радуйся, единоревнителнице апостолом, их же трудом сродствова, с ними же и жребий наслѣдова равночестнаго проповѣдания Божия благодати в Рустей земли! Радуйся, пресвѣтлая свѣще, осветивый нам пут правовѣрия, по нему же ходяще, увидѣхом истинный свѣт Тройческаго богоразумия! Радуйся, свѣтолучная заре, облиставшая нам Божия правды утро и день спасителный! Радуйся, богосиянная руская звѣзда, предоидущая пред солнцем божественыя благодати, иже осия и просвѣти весь род руский сынопорожениемъ купѣли духовныя! Радуйся, иже отверзе нам двер нетлѣннаго чертога бесмертнаго жениха твоего, Христа, и невозбранен вход показа хотящим внити в небесное царство! Радуйся, богонасажденная богорасленная лозо, израстившая нам многоплодное древо благочестия святого внука твоего и царя, великого князя Владимира, от негоже и мы просвѣщени быхом правовѣрием, и от него же процвѣтоша нам честныя лѣторасли святии Борис и Глѣб,[68] иже насыщают и исполняют вселенную многоразличными чюдотворенми!

О великое милосердие, о неизреченное промышление, о несказанное смотрение его о спасении рода нашего! Кто не дивится, кто не чудится, кто не славит Божие благоволение к нам! Из-за первой женщины Евы лишены мы были райской жизни, от Бога были отдалены, проклятье и осуждение приняли, скорбь, печаль, слезы и труд приобрели, смерть нами обладает, в землю возвращаемся, из которой были взяты. Человеколюбивый же Бог, желая спасти погибшего человека, которого он создал, искупить Евино древнее преступление, благоволил послать на землю единородного Сына своего, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы он родился во плоти действием Святого Духа от не знающей мужа Приснодевы Марии, ради которой рай открылся нам. Так через женщину Бог примирился с нами, через женщину уничтожено проклятье, смерть умертвилась, благословение, радость и жизнь бесконечная всему миру процвела. От жен-мироносиц воскресение из мертвых Христа впервые возвестилось. Как в древности через женщину преступление было, также через женщину и спасение свершилось. Так и в нашей Русской земле — через женщину мы впервые обновились в благочестии, ибо была у нас Богом подвигнутая к истинному разуму, предваряющая нас, самая блаженная из жен русских, великая княгиня Ольга, память которой с любовью празднуем мы, православные сыны русские, люди Божии, народ освященный, могучее движение, сонм православных, дети купели, чада благодати. Постараемся краткими словами, хоть частично, восславить ее и ее благородного потомка, так восклицая: «Радуйся, всеблаженная Ольга, богоизбранный сосуд целомудрия, исполненный божественного разума не от человеческого научения, а от высшей премудрости и благодати Святого Духа! Радуйся, от юности стяжавшая целомудренное девство и в супружестве сохранившая непорочное и единомысленное сожительство! Радуйся, во вдовстве ярче всего проявившая честное и чистое своей души благолепие! Радуйся, что ты своей данной от Бога премудростью мужественно и мудро боролась с врагами и свою державу благоразумным правлением соблюла невредимой от врагов! Радуйся, добровольная труженица, — с несомненной верой дерзнула ты пуститься в далекий путь ради любви к Христу и чужеземного города Царьграда со старанием достигла, в котором просветилась, и вновь родилась благодаря крещению; видя же, что царь соблазнен достоинствами твоими, ты удивила его премудростью своих ответов и заставила быть целомудренным, и обогащенная и душой, и телом с миром вернулась в свою страну, где показала себя как истинная Христова ученица добровольная: людям, не знающим Бога, слово Божие смело проповедала, кумиры сокрушила, святые кресты водрузила! Радуйся, ты сподобилась от Бога пророческого дара, ибо предсказала всему роду твоему благочестие и всем русским людям обращение к Богу, и городу Пскову существование! Радуйся, сподвижница апостолов, с ними ты и подвигом сроднилась, с ними же и жребий наследования равного по чести проповедания Божией благодати в Русской земле! Радуйся, пресветлая свеча, осветившая нам путь правоверия, идя по которому увидели мы истинный свет Святой Троицы! Радуйся, светящаяся лучами заря, озарившая нам Божией правды утро и день спасения! Радуйся, богоосиянная русская звезда, предвосходящая перед солнцем божественной благодати, которая осияла и просветила весь род русский рождением через купель духовную! Радуйся, ибо открыла ты нам двери нетленного чертога бессмертного жениха своего Христа и незакрытый вход показала хотящим войти в царствие небесное! Радуйся, богонасажденная и боговозращенная лоза, принесшая нам многоплодное древо благочестия, святого внука твоего, великого князя Владимира, через которого мы были просвещены православием, и от него же нам процвели молодые ветви — святые Борис и Глеб, которые насыщают и напояют вселенную различными чудотворениями!

 

Радуйтеся, вси вкупѣ пресвѣтлии свѣтильницы четвероименитии, преблаженный руский царю, великий княже Владимире и со святою ти праматерию, блаженною и великою княгинею Олгою, и с чюдесными ти благодарными чады, преславными Борисом и Глѣбом! Вы бо единонравно Божия заповѣди возлюбисте и соблюдосте. Тѣм же и Богъ прослави вас торжеством единомѣсячным преславнаго вашего празднества. Едино празднество ко единому кождо празнеству близ привнесе Господь и дарова нам, яко лѣствицу от земля до небеси утвержену, ей же глава Христос, к нему же восход имѣем, яко златыми степенми, преславными и честьными памяти вашея деньми. Их же преславно церкви Божия праздновати прияла есть единого иулия мѣсяца, в немъ же преже памят блаженныя Олги в 11 день, потом же того же мѣсяца приснопамятнаго Владимира в 15 день, по сих же того месяца праведных страстотерьпец Бориса и Глѣба в 24 день. Кои же купночестно и купновременъно от Бога прославлени бысте, купногласно же и мы недостойни взываем къ вам: „Радуйтеся, купнославнии о нас к Богу предходатаи, и теплыи молитвеницы, и промыслителие нашего спасения, о прехвалная Олга, о преблаженный Владимире, о чюдоноснии Борисе и Глѣбе! Вси вкупе радуйтеся четверочислении свѣтилницы, иже путь живота вѣчнаго вѣрою обрѣтше, по нему же сами усердно ходяще в царство небесное внидосте и сущим по вас независтен вход показасте!"

Радуйтесь, все вкупе, пресветлые светильники четвероименитые, преблаженный русский царь, великий князь Владимир со своей святой праматерью и с чудесными твоими благодатными детьми, преславными Борисом и Глебом! Вы единодушно Божии заповеди возлюбили, и поэтому Бог и прославил вас торжеством единомесячного вашего празднования. Единое празднование — каждого праздника вашего день близко к другому поставил Господь и даровал их нам, как лестницу, от земли до небес укрепленную, вершина ее Христос, к которому восхождение мы предпринимаем, как по золотым ступеням, по преславным и честным дням памятей ваших, которые церковь приняла праздновать в одном месяце июле: прежде всего память блаженной Ольги в 11 день, потом в тот же месяц приснопамятного Владимира память в 15 день, а затем того же месяца страстотерпцев Бориса и Глеба память в 24 день. Все равночестно и единовременно Богом прославлены были, а мы единогласно, недостойные, взываем к вам: «Радуйтесь, единославные о нас перед Богом ходатаи и теплые молитвенники, промыслители нашего спасения, о прехвальная Ольга, о преблаженный Владимир, о чудоносные Борис и Глеб! Все вместе радуйтесь, четверочисленные светильники, ибо вы, верою найдя путь вечной жизни, к нему сами усердно идя, пришли в царствие небесное и тем, кто идет за вами, беспрепятственный путь показали!»

 

И мнози от усердия вашего послѣдующе стопам вашего благочестия самодержателие и владомии и прочии в роды и роды и до нынѣ и во веки, не токмо едини мужескаго полу но мнози и женскаго состава, ревнующе вашему богоугодному нраву, православно пожиша и, нынѣ живуще мнози совершено Богу угодиша, и Богом прославлени быша, и многими дивными чюдесы просияша, и со всѣми святыми равно церкви Божия прияла есть праздновати честныя их памяти. О богоизбранная рачителнице премудрости, предивная въ женах праведная Олга, о боголюбезный въ самодержавных и равноапостольный Владимире, о пресловущии в чюдотворениих и божествении врачеве, Борисе и Глѣбе! Вкупѣ со всѣми святыми предстояще престолу Святыя Троица, молитеся без вреда сохранити и спасти державу отечества сродствия вашего, благочестиваго самодержъца царя и великого князя Ивана,[69] и со благопребытным супружеством его, и со благороднѣйшими чады его, и со благовѣрными ему братиями, и со всѣм синклитом, и с прочими сановники и чиновники, и со всѣми христоименитыми людми, яко да вашими молитвами дарует имъ Господь вездѣ и всегда, во всяком времени и мѣсте на вся супротивныя свѣтлую и преславную бес крови побѣду и одолѣние. И всю державу царствия его всѣх благих да умножит Богъ, и богоугодно и мирно житие и благоденствия исполнено да сподобятся препроводити во вся дни живота их на многа лѣта. Во будущем же вѣце да способит их Господь в бесконечныя и блаженныя жизни восприяти наслажение. Еже буди и всѣм нам получити благодатию и человѣколюбием Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, ему есть слава, честь и покланяние со безначалнымъ его Отцем и с Пресвятым, и Благим и Животворящим его Духом нынѣ и присно, и во веки вѣком. Амин».

И многие, благодаря вашему усердию, последовали по вашим стопам благочестия, правители и подданные. И остальные, из рода в род, и доныне, и во веки; не только одни мужчины, но и многие женщины, подражая вашему богоугодному нраву, православно прожили, и ныне живущие многие достойно Богу угодили, и Богом прославлены были, и многими дивными чудесами просияли, и со всеми святыми равно церковь Божия приняла праздновать святые памяти их. О богоизбранная рачительница премудрости, предивная в женах праведная Ольга, о боголюбезный в самодержцах и равноапостольный князь Владимир, о прославленные чудотворениями, божественные целители Борис и Глеб! Вместе со всеми святыми предстоя престолу Святой Троицы, молитесь, чтобы без вреда сохраниться и спастись отечеству нашему, державе вашего родича, благочестивого самодержца царя и великого князя Ивана с его добродетельной супругой и благородными детьми его, и с благоверными его братьями, и со всем окружением, с сановниками и чиновниками, и со всеми христоименитыми людьми, пусть вашими молитвами дарует нам Господь везде и всегда, во всяком времени и месте, на всех врагов светлую без крови победу и одоление. И всю державу его царства во всех благах да умножит Бог, и богоугодное и мирное житье, благоденствия исполненное, да сподобятся проводить во все дни жизни их на многие годы. А в будущем веке да сподобит их Господь бесконечной и блаженной жизни воспринять наслаждение. И пусть всем нам удастся получить это по благодати и человеколюбию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которому слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцом и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

 


[1] Не ходатай бо, ни ангелъ... Христосъ... — Перефразировка текста из Библии (Исх. 33, 27) — «Господь судия наш, Господь законодатель, Господь царь наш, Он спасет ны». Эта перефразировка (именно со словами «ни ходатай, ни ангел») встречается и в других произведениях древнерусской литературы, в частности в Толковом Апостоле — толкование к 5—6 стихам 4-й главы Послания ап. Иакова «Ни ходатай, ни ангел, но сам Господь спасет ны».

[2] Юже произведе Плесковская страна... Выбутцкая... — Плесковская сторона, т. е. Псковская земля (см. след. примеч.). Выдубицкая весь — село Выбуды (Выдубицы, Выбутино, Лабутино, Выбужский погост), село близ Пскова, 14 км на юг, на берегу реки Великой, легендарная родина княгини Ольги.

[3] Псковъ — первое упоминание в летописи 903 г. (наст. изд., т. 1), в Повести временных лет; иногда он назывался Плесков (название происходит от реки Плесковы или Псковы). Название «Плесков» может быть истолковано как Плесков (Плиска) — болгарский город, построенный Константином Великим. Сторонники болгарского происхождения княгини Ольги придерживаются того мнения, что, основав г. Псков (Плесков), Ольга назвала его в честь своего родного города. Однако основание Ольгой г. Пскова — факт легендарный. В то время, когда рассказывается о проречении Ольгой г. Пскова, г. Псков уже существовал. Под 903 г. в Повести временных лет упоминается, что из Пскова для князя Игоря привезли жену Ольгу.

[4] Изборескъ — город в Псковской земле. Впервые упоминается в Повести временных лет под 862 г. в рассказе о призвании варягов. Там говорится, что Трувор поселился в Изборске (ПСРЛ. Т. 1. С. 37).

[5] Труворъ — один из трех варягов, которые согласно Повести временных лет пришли на Русь, чтобы управлять богатой страной, в которой нет порядка. Рюрик поселился в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске (ПВЛ, 862 г. См.: ПСРЛ. Т. 1. С. 37). Существует поверье, что захоронение с каменным крестом в Изборске, сохранившееся до Екатерины II, является могилой Трувора. Однако по литературе этот крест датируется XIV—XV вв. При Екатерине II была выпущена медаль «До днес памятен» в честь Трувора. Трувор умер в Изборске в 864 г.

[6] Рюрик — имя «Рюрик» восходит к скандинавскому Рёрик. Рюрик — варяжский князь, захвативший Новгород в 862 г. и правивший там, дав начало династии Рюриковичей. Есть сомнение в существовании его двух братьев Синеуса и Трувора, о которых говорится в Повести временных лет. Возможно, их имена являются искажением непонятого писцом текста, т. е. Рюрик пришел со своим домом (сине ус) и с верной дружиной (тру вор) (Историческая энциклопедия. Т. 12. С. 430). Сын Рюрика Игорь был великим князем с 912 по 945 г., год своей смерти. Князь Игорь был супругом княгини Ольги, героини публикуемого сказания. Опекуном Игоря был Олег, который был великим князем с 879 по 912 г. Возможно, что Ольга была родственницей Олега, названной в его честь — так считают сторонники варяжского происхождения княгини Ольги.

[7] Пророчество... Андрея Первозваннаго. — Апостол Андрей — первый из апостолов (учеников Христа), поэтому прозванный Первозванным, проповедывал учение Христа в Азии и на Руси. Скончался в 67 г. в г. Патрах (Пелопоннес), был распят. Легенда о хождении апостола Андрея по Руси сохранилась в летописях. Сказание о пророчестве апостола Андрея помещается в Повести временных лет (ПСРЛ. Т. 1. С. 26) и почти дословно входит в Пролог под 30 ноября (иногда под 4 декабря).

[8] ...въ веси, нарицаемѣй Грузино... — Село Грузино (или Друзино) в Новгородской губернии, с 1705 г. принадлежащее Аракчеевым. Существует предание, что апостол Андрей Первозванный водрузил там свой крест, и на том месте была построена церковь в честь апостола Андрея. О ней упомянуто в писцовых книгах Андрея Плещеева под 1583 г. В 1691 г. церковь сгорела. В дозорных книгах Мины Лыкова в 1620 г. написано, что в с. Грузино есть церковь Андрея Первозванного с приделом в честь Покрова Богородицы. В 1791 г. построена каменная колокольня, в 1795 г. — иконостас. В 1806 г. с позволения митрополита Амвросия Аракчеев заложил новую каменную церковь Андрея Первозванного с приделами в честь апостолов Петра и Павла и святителя Алексия, митрополита Московского. Она была освящена в 1806 г., а в 1816 г. стала собором (Малиновский Е. Историческое описание села Грузино. М., 1816).

[9] ...при царѣ Лвѣ Премудром и брате его Александре. — Лев IV Премудрый (Философ), византийский император (886—912). Лев назван премудрым за свою образованность, интерес к науке и литературе. Александр, брат Льва, византийский император в 912—913 гг.

[10] Царь же Роман, тесть царя Констянтина Багрянороднаго, сына Премудраго Лва царя... — Роман Лакапин, крупный военный деятель Византийской империи, с 1920 г. соимператор, в 944 г. был заточен своими сыновьями в монастырь на острове Проти, где и умер в 948 г. Константин Багрянородный (Порфирогенит), император в 913—959 гг.

[11] ...шедшу ему в Древляны... — Древляне — восточнославянское племя, занимавшее в IX—X вв. территорию по течению рек Тетерев, Уж, Уборть, Ствига (совр. Полесье и Правобережная Украина), главный город — Коростень (Искоростень). При Ольге Деревская земля стала Киевским уделом с центром в г. Вручий (совр. Овруч).

[12] ...со князем своим, ему же имя Мал... — Древлянский князь Мал, претендовавший на руку княгини Ольги и столь решительно отвергнутый, на самом деле не исчез из биографии княгини и ее потомков. В Повести временных лет внук Ольги Владимир был сыном ее ключницы Малуши, дочери Малка Любчанина. А. А. Шахматов предполагает, что после разгрома древлян Ольга взяла в плен князя Мала и, по обычаю, переселила его на свои земли — таким образом, он из самостоятельного князя становился одним из ее бояр. Возможно, что его малолетнюю дочь Ольга взяла к своему двору и воспитала, сделав потом одной из своих «придворных дам» (ключница или милостиница — это лицо, через которое княгиня раздавала милостыню). Возможно, что местом поселения Мала (которого именовали русифицированной формой его имени — Малко) был город Любеч. А. А. Шахматов приводит и еще одно объяснение названия «Любчанин»: первоначально, видимо, было «Малъ Къльчанин» (в поздних преданиях называют город Колец в Деревской земле — вероятно, современный Клецк Луцкого р-на), последующие переписчики или составитель Повести временных лет осмыслили это как «Малъкъ Льчанин» — «Малко Любчанин».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!