Житие... великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... 5 страница



О послании царя Цимисхия блаженной Ольге. Жила блаженная Ольга в Киеве, и прислал к ней царь Цимисхий, говоря: «Когда ты была у нас, о благороднейшая самодержица Ольга, я тогда почетный пир для тебя устроил и многими царскими дарами тебя одарил обильно, а ты обещала мне из своего государства прислать воздаяние, то, чем богата земля ваша: рабов, воск, меха и войско в помощь. Ныне исполни свое обещание». Блаженная Ольга составила ответ, который должен был передать посланный им Косомер: «Я, о царь Цимисхий, когда была в твоем Царьграде, сподобилась приблизиться к Богу и просветиться святым крещением; за это я глубоко благодарю премногую Божью благодать, что меня, ничтожную, сделал Господь своей невестой; ему невестой я хочу быть и жить у него бесконечные века. Ты же, царь, тогда, несмотря на мой возраст, неподобающими коварными умыслами напрасно обольщался, склоняя мою душу к браку, которого я не хотела. Хотя от святой купели ты меня воспринял, ты благодатного родства со мной не признал, как бы вне себя ты был, как будто законов христианских отступником явился, — отцом мне по благодати крещения нарекся и в то же время захотел стать мужем. Когда неподобающее дело устраивал, тогда пренебрегал ты просить у нас то, что нужно для твоего царства; ты покушался на то, чего получить не можешь. Благодатью же Христовой из уст моих недостойных коварство твое разрушилось. Ты же, едва придя в разумение, обличаемый совестью и стыдом, перестал говорить обо всем том, примирился, одарил меня подарками, называя дочерью, и с честью отпустил меня в мою землю. А теперь, воздаяния требуя, прислал ко мне. Мне кажется, ты издеваешься, если думаешь получить просимое. И поэтому ничего от нас не получишь. Если бы ты благочестно хотел получить от нас помощь душевного ради союза и ради чистой любви, то прежде следует тебе свою совесть уцеломудрить и очиститься от прежних злодейств. А потом потрудись сам прийти к нам, чтобы посмотреть на нашу реку Почайну и нас посетить с воинством духовной любви, как и я у тебя была и в сосуде святой купели стояла. И за твое пришествие к нам получишь ты и двойные почести, достойные твоего царства, и многочисленные дары от нас примешь, как и я от тебя». И много чего еще прибавила к сказанному, и отпустила посланников с миром к их царю.

 

Поучение блаженныя Олги. Сама же пребываше посреди бесчисленнаго множества поганых людей, кумиробѣсия тмою помраченых, иже бяху, яко дивии звѣрие, в них же сия едина благочестивая Олга вѣрою свѣтяшеся, глубокую нощи тму невѣрия отгоняя, яко пресвѣтлая звезда пред солнцем грядый и свѣтлый день правовѣрия руским людем предъявляя. Все же бысть тщание ея, да быша были людие ея просвѣщении вѣрою Христовою. И сына своего, великого князя Свѣтослава, много учаше его креститися, такоже и всѣм людем всегда со умилением глаголаше: «О сынове рустии, послушайте мене, новопросвѣщенную, да разумно будет вам, яже о мнѣ сами вѣсте, яко вся лѣта моя во тмѣ невидѣния ижжих и не слышах ни отъ кого же истиннаго словеси Божия, возвѣщающа путь вѣчнаго живота. Егда же от истинно вѣдущихъ услышах, и тогда благодать Божия вселися в сердце мое и неблазнено разумѣх, яко во истинну нѣсть иного имени под солнцем развѣе Отца и Сына и Святого Духа, в него же вѣровах и в него же крестихся, о нем же возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой, еще же и всячювствия плоти моея, и самый духъ мой. Кто убо не радуется, вѣруяй сущему Богу, истинно со упованием разумѣвая, како дивно прославляет Бог угодников своих не токмо в житии сем, но и по преставлении — многа чюдеса сотворяются от них и исцѣления различная истачают. От них же мнози во гробѣх лежаще, яко живы, и мощи их нетлѣнны пребывают до общаго всѣх воскресения, и тогда возставше в бесконечныя вѣки с Богом царствовати имут. Сего ради молю вы, вѣруйте сущему Богу, его же азъ познах. К сему приступите и просвѣтитеся, и лица ваша не постыдятся». Народи же дивляхуся о глаголех ея, ихже преже нигдѣ же не слышаша. Овии же от уст ея любезно прияша слово Божие, крестишася. Сынъ же ея, великий князь Свѣтослав, яко звѣр бяше обычаем и ни мало о сих внимаше, такоже и вольможи его и прочии людие. Хотящим же тогда креститися не возбраняху, и крестившимся погании ругахуся; невѣрующим бо вѣра христианская уродство вменяется; не смыслиша бо, ни разумѣша, во тме ходяще, и не хотяху зрѣти славы Господня.

Поучение блаженной Ольги. Сама же Ольга пребывала среди бесчисленного множества язычников, помраченных тьмой идолопоклонничества, которые были как дикие звери, и она одна среди них, сия благочестивая Ольга, верою светясь, глубокую тьму неверия отгоняя, как пресветлая звезда идя перед солнцем, светлый день православия русским людям предвещая. Все ее старания были направлены на то, чтобы просветить людей своих верой Христовой. И сына своего, великого князя Святослава, много раз побуждала она креститься, да и всем людям всегда с умилением говорила: «О сыновья русские, послушайте меня, новопросвещенную, пусть будет вам понятно то, что вы обо мне и сами знаете, — что все годы свои я прожила во тьме неведения и не слышала ни от кого истинного слова Божия, возвещающего путь вечной жизни. Когда же я услышала об этом от действительно знающих, тогда благодать Божия вселилась в сердце мое, и я без сомнения поняла, что воистину нет под солнцем иного имени, кроме Отца и Сына и Святого Духа, в него я поверила, в него крестилась, о нем возвеселилось сердце мое, и возрадовался язык мой, и все чувства плоти моей, и самый дух мой. Кто не возрадуется, уверовав в сущего Бога, твердо с надеждой понимая, как прославляет Бог угодников своих не только в этой жизни, но и после смерти, — многие чудеса происходят от них, различные исцеления они расточают. Многие из них в гробах лежат, но мощи их, как живые, нетленны пребывают до общего для всех воскресения, и тогда они восстанут и бесконечные века с Богом царствовать будут. Ради всего этого молю вас, поверьте в сущего Бога, которого я познала, приступите к нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся». Люди же дивились речам ее, подобных которым они никогда раньше не слыхали. Некоторые из них охотно приняли из уст ее слово Божие и крестились. А сын ее, великий князь Святослав, как зверь был по привычкам своим и нисколько не прислушивался к ее словам, так же как и вельможи его и прочие люди. Хотящим креститься тогда не препятствовали, но над крестившимися смеялись язычники, ведь неверующим вера христианская безумием кажется; не знали они, не понимали, во тьме ходя, не желая видеть славу Господню.

 

Бесѣдование к сыну блаженныя Олги. Блаженная же Олга, часто бесѣдуя к самодержавному сыну своему Свѣтославу, глаголаше: «О любезнѣйшее чадо! Нѣсть иного Бога на небеси горѣ и на земли долѣ, токмо его же аз познах всея твари содѣтеля, Христа Сына Божия истиннаго Бога, иже благоволением Отца и дѣйством Святого Духа изволив нас ради родитися от Святыя Приснодѣвы Мария и страсть волную и смерть прият бесмертный и в третий день воскресе, и возшед на небеса, отнюду же сниде и паки приидет и воскресит человѣки вся умершая от вѣка, и воздасть комуждо по дѣлом его: грѣшником и невѣрующим в него мучение вѣчное в негасимом огни, а праведником жизнь бес конца в небеснем царствии. Его же дѣля аз благое дѣло сотворих, тмы избежах, ко свѣту притекох, прелесть оставих и истинне присвоихся, бесов отрекохся, Христови же обещахся. О нем же радости и веселия здѣ исполнихся, яко николи же преже просвѣщения тако не радовахся. Кольми паче вси любящии Бога радоватися имут с самым Богом в бесконечном царствии пребывающе! И аще ты, о сыну мой вожьделѣнный, и познаеши истиннаго Бога и крестишися, и ты тако же радость велию получиши, и ползу, и всякое благо приобрящеши себѣ же и прочим с собою. Не буди преслушатися мене, матери своея. Вѣдый буди, чадо, иже кто не покаряется родителем, такоже и учителей благому наказанию, пагубу себѣ ходатайствует. Ты же, чадо, послушай мене, приими вѣру истинную и крестися, и спасенъ будеши. Не косни, сыну, дондеже пагуба не постигнет тебе». Сия убо глаголания мняше блаженная, яко на водѣ сѣяв, виде бо его студено к глаголаннымъ прилежаща и двоемыслено к ней вѣщающа сице: «Вѣмъ, родительнице моя, яко благо мнѣ, еже послушати тебе, матере моея. Аще и хотѣл бых креститися, но никто же не послѣдует ми, ни совѣтует от велмож моих. И аще един аз законъ християнъския вѣры восприиму, и тогда вси боляре мои и прочии чиновники вмѣсто повиновения, иже ко мнѣ, поругают ми ся и поношение и смѣх составят о мнѣ, и что ми будет самодержьство, аще закона ради иного вси оставят мя, и непотребен буду никомуже». Богомудрая же его мати глагола ему: «О чадо, не глаголи того. Аз вѣм, яко никто же есть противляйся самодержавству твоему. Аще ты, о сыну мой, истинно прилепишися любви Господа Исусъ Христа и во имя его крестишися, и тогда людие твои вси, видѣвше твое предначинание ко благочестию, радующеся вси безо всякого прекословия единомыслено обѣщницы ти будут таковыя великия благодати, и сугубу славу и честь от всѣх приобрящеши себѣ». Онъ же ни мало не приклонился глаголом ея, еще и гнѣвашеся на святую матерь свою. «В душу бо неразумнаго не внидет Премудрость», якоже рече пророкъ. Не восхотѣ разумѣти еже бы сотворити благое; предста бо всякому пути не благу и творя дѣла поганская, невѣдый Писания: «Аще кто не послушает отца или матери, смертию да умрет». О таковых и Соломон рече: «Учай злыя приимет себѣ досаждение», еще же: «Не обличай злых, да не вознавидят тя». Боголюбивая же и чадолюбивая Олга жестость души его видѣв и безумныя отвѣты слышав, но любочадия утробою матерьски болѣзнуя о нем, и плакаше доволно, непрестанныя источники слез испущая и к любимому си Христу возрѣв моляся вопияше, яко ту ему сущу, и к нему бесѣдующи глаголаше: «О премилостивый Господи Боже мой Исусъ Христосъ, прилпе душе моя по тебе, и мене прият десница твоя: приклони ухо твое ко мнѣ и услыши молитву мою. И дай же ми путь обрѣсти, имже ми получю угодити тебе: тебе бо жадаю источника спасению. Помощник ми буди и не остави мене, Боже Спасителю мой, яко отецъ мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорив и невѣрен, такоже и людие невѣрни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси. Аз же, Господи, на милость твою уповах и на пучину щедрот твоих надежу душа моея возлагаю и, к тебѣ прибѣгая, молюся: научи мя творити волю твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества невѣрных людей. Аще они заблудили суть от твоея благодати, но ты, Владыко, человѣколюбия своего ради не презри их, но посети и въ разум призови и своему познанию приведи. Якоже и мене древле учюженую присвоил еси достоянию твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая невѣрием, исцели благовѣрием и к себѣ обративъ, привлецы, да и ти, нѣкогда просвѣщении тобою бывше, прославят имя твое пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа въ род и роды и во вѣки. Амин».

Беседы с сыном блаженной Ольги. Блаженная Ольга, часто беседуя со своим самодержавным сыном Святославом, говорила: «О дорогое мое дитя! Нет иного Бога ни на небесах наверху, ни на земле внизу, кроме того, которого познала я, создателя всего сотворенного, Христа Сына Божия, благоволением Отца и действием Святого Духа благоволившего родиться ради нас от Святой Приснодевы Марии, и добровольные страдания и смерть он принял, бессмертный, на третий день воскрес и взошел на небеса, оттуда он сойдет и снова придет, чтобы воскресить всех от века умерших людей, и воздаст каждому по его делам: грешникам и не верующим в него мученье вечное в негасимом огне, а праведникам жизнь без конца в небесном царствии. Ради него я сделала хорошее дело, избежала тьмы, к свету пришла, заблуждения оставила и к истине приблизилась, от бесов отреклась, Христу себя обещала. С ним радости и веселия здесь исполнилась, никогда я так не радовалась. А насколько больше будут радоваться любящие Бога с самим Богом в царствии небесном! А ты, о сын мой желанный, если познаешь Бога и крестишься, такую же радость великую получишь, и пользу, и всякое благо приобретешь себе и тем, кто с тобой. Не ослушайся меня, матери твоей. Знай, дитя мое, что тот, кто не покоряется родителям, так же как учителей доброму наставлению, погибели себе ищет. Послушай меня, сынок, прими веру истинную и крестись, и спасен будешь. Не медли, сын мой, пока погибель тебя не застигла». Эти слова, как казалось блаженной Ольге, она сеяла на воде, потому что видела она, как холодно отнесся он к ее словам и как уклончиво ей ответил: «Знаю, родительница моя, что лучше бы послушаться тебя, матери моей. Но если бы я и хотел креститься, никто бы мне не последовал, и никто бы из моих вельмож не согласился это сделать. Если я один закон христианской веры приму, тогда мои бояре и прочие сановники вместо повиновения мне будут смеяться надо мной, поношения и насмешки сочинят про меня, и что мне будет самодержство, если из-за чужого закона все меня оставят и я буду никому не нужен». Богомудрая же его мать сказала ему: «О чадо, не говори так. Я знаю, что никто не противится твоему самодержству. Если ты, о сын мой, истинно предашься любви к Господу Иисусу Христу и во имя его крестишься, тогда все люди твои, видя твое устремление к благочестию, радуясь, все без возражений, единомысленно примут участие вместе с тобой в такой великой благодати, и двойную славу и честь от всех ты получишь». А он нисколько не склонился к ее речам, да еще и прогневался на святую мать свою. «В душу неразумного не войдет премудрость», — сказал пророк. Не захотел он понять, что делать ко благу; предпочел он пути нехорошие, совершая языческие дела, не ведая слов Писания: «Кто не послушает отца или матерь, смертью да умрет». О таких Соломон сказал: «Учащий дурных навлечет на себя беду», и еще: «Не обличай злых, да не возненавидят тебя». Боголюбивая же и чадолюбивая Ольга, суровость души его видя и безумные ответы слыша, но материнским чадолюбивым сердцем страдая за него, плакала много, непрекращающиеся источники слез испуская, к любимому ею Христу обратив взор, молилась, восклицая, как если бы он был тут, она с ним беседовала и говорила: «О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилепилась моя душа к тебе, и приняла меня рука твоя: преклони ухо твое и услышь молитву мою. Дай мне найти такой путь, чтобы смогла я угодить тебе: к тебе я стремлюсь, как к источнику спасения. Будь мне помощником и не оставь меня, Боже, Спаситель мой, — отец и мать меня оставили, и супруга я лишилась; от него я прижила единственного сына, и тот непокорный и неверующий, так же как и народ языческий. Ты же, Господи, только мне одной дал упование. Я, Господи, на милость твою уповаю, и на множество щедрот твоих надежду души моей возлагаю, и, к тебе прибегая, молюсь: научи меня творить волю твою и спаси меня от рода лукавого, от множества неверующих людей. И хоть они ушли от твоей благодати, но ты, Владыка, человеколюбия ради, не пренебреги ими, но посети их и вразуми, приведи их к познанию себя. Как и меня, прежде отчужденную, привел ты к своему достоянию, так же, Господи, и людей этих, болеющих неверием, исцели благоверием и к себе обрати и привлеки, и пусть они, просвещенные когда-нибудь тобою, прославят имя твое пресвятое, Отца и Сына и Святого Духа, из рода в род вовеки. Аминь».

 

О молитвѣ блаженныя Олги и о пророчествѣ, ея иже о крещении Руския земли. И тако всегда Богу моляшеся и крестом огражашеся и во всем помощницу имѣя Пречистую Богородицу и вся святыя; и всегда в молитву призывая и просвѣтившаго ея святѣйшаго патриарха Фотия, и по вся дни и нощи прилежаше к Богу о своем спасении и о обращении к Богу сына своего, и чад его, и о всем руском роде. Аще и невѣрнии тогда бяху, но обаче не престааше блаженная уча их и со слезами Бога моляше о них, да быша познали истиннаго Бога. И пророчески любомудроствоваше и плачющи глаголаше к себѣ: «Богъ милосердый по своей ему милости, якоже вѣсть, сам един своим благоволением и щедротами мощен есть помиловати рода моего и вся люди сия русския. И якоже хощет Богъ и обратит сердца их к разумѣнию благочестия и во время благопотребно сподобит и просвѣщенным быти и совершенным в вѣре, якоже и о моем недостоинствѣ Божественный его промыслъ благосодѣйствова». Велик подвиг бяше блаженныя Олги о сих, подражаше бо житию христолюбивыя царицы Елены, иже съ сыном своим Костянтином царем многи земли приведоша во святое крещение. Святая бо Елена крестъ Господен обрѣте во Иерусалимѣ и сама обхожаше по святым мѣстом, идѣже сам Христос Богъ нашь своими пречистыми ногами походи, и тамо христолюбивая Елена постави святыя церкви.[41] Тако сия блаженная Олга, новая Елена, обходящи грады и веси во всей Русстей земли всѣм людем благочестие проповѣдая и учаше их вѣре Христове, яко истинная ученица Христова, единоревнительница апостоломъ, дани и оброки легки уставляющи, и кумиры сокрушающе, и на кумирнискихъ мѣстех кресты Христовы поставляющи. И от тѣх крестов многа знамения и чюдеса содѣвахуся и до сего дни.

О молитве блаженной Ольги и о пророчестве ее о крещении Русской земли. Так всегда Ольга молилась, ограждаясь крестом и имея себе в помощь Пречистую Богородицу и всех святых; и всегда в молитве призывала она просветившего ее святейшего патриарха Фотия, и все дни прилежно молилась о своем спасении и об обращении к Богу сына своего и его детей, и о всем русском народе. Хотя и оставались тогда русские люди язычниками, однако не переставала Ольга учить их и со слезами молить Бога о них, чтобы познали они истинного Бога. И, плача, она, обладающая пророческой мудростью, себе говорила: «Бог милосердный по своей милости и благоволению так, как он сам знает, может помиловать род мой и всех людей русских. Если захочет Бог, то обратит сердца их к разумению благочестия и в свое время удостоит их быть крещенными и совершенными в вере, так же как со мной, недостойной, Божественный промысел совершил благое». Велик был подвиг блаженной Ольги во славу русских людей — она подражала житию христолюбивой царицы Елены, которая вместе с сыном своим Константином царем многие земли привела ко святому крещению. Святая Елена и крест Господень обрела в Иерусалиме, и сама обошла все святые места, по которым сам Христос Бог своими пречистыми ногами прошел, и там христолюбивая Елена поставила святые церкви. Так же и эта блаженная Ольга, новая Елена, обходя города и села по всей Русской земле, всем людям благочестие проповедовала и учила их вере Христовой, как истинная Христова ученица, единоревнительница апостолам, дани и оброки легкие устанавливая, кумиры разрушая и на местах кумирен кресты Христовы водружая. От тех крестов много чудес и знамений происходит и до сегодняшнего дня.

 

О проречении бытия града Пскова,[42] идѣже свѣта облистание видѣ блаженная Олга. И прииде блаженная Олга близ реки, глаголемыя Великая, и бывши ей на конец реки Псковы, и ту бяше тогда великъ лѣс и многия дубравы. И на том мѣсте святая Олга чюдно и преславно видѣние видѣ: мѣсто оно пресвѣтлыми лучами осияваемо бѣ, яко от трисиятелнаго свѣта. Блаженная же Олга бѣ радующеся душею, удивляяся неизреченнаго свѣта блистанию, благодать Богу воздая, яко таково обрадованно знамение предъявляше ей на увѣрение хотящая быти благодати просвѣщения земли Русстей. И пророчествуя глаголаше ко всему синклиту, иже бяху с нею: «Разумно да будет вам, яко волею Божиею на семъ мѣсте церьков имат быти во имя Пресвятыя Единосущныя и Животворящия и Нераздѣлимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Еще же и град здѣ велик будет и славен, изообилен». И по глаголех сих доволно помолися на мѣсте том и крестъ постави, иже и до нынѣ есть крестъ той.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!