Житие... великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... 6 страница



О предсказании возникновения города Пскова в том же месте, где света блистание видела блаженная Ольга. И пришла блаженная Ольга к реке, называемой Великая, и была она у устья реки Псковы, а тут был тогда великий лес и густые дубравы. На том месте блаженная Ольга чудесное и преславное видение видела: место то было освещено пресветлыми лучами, как бы от трех источников света. Блаженная Ольга возрадовалась душой, пораженная блистанием этого невыразимого света, вознесла она благодарность Богу за то, что столь радостное знамение предрекает, укрепляя ее, свершение благодати крещения земли Русской. И, пророчествуя, сказала она, обращаясь ко всем, кто был тогда с нею: «Знайте, что по воле Божией на этом месте церковь будет во имя Пресвятой Животворящей Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. А еще здесь город великий будет, славен и богат». И, сказав это, долго молилась она на этом месте, и крест поставила, и доныне стоит крест тот.

 

О добродѣтелех блаженныя Олги. И оттуду паки поиде во преименитый град Киев и тамо живущи, многа блага о Бозѣ содѣвая, и всѣми добрыми дѣлы освящашеся и милостынею обогащашеся: нагия одѣвая, алчныя напитая, жадныя напаяя и странныя упокоивая всяким благопотребством. И нищая вдовица, и сироты, и болящая по премногу милуя и сих довольствуя всяким требованием, и ему же что удобно, сим и учрежашеся тихостию и любовию от чиста сердца. Тиха бо дателя, по реченному, любит Господь. Аще же тогда и поганым вся сия благая творяше, но вменяше себѣ Бога должника не скудна, и яко самому тому богатодавцу взаим даяше и надѣяшеся от него сторицею восприяти воздаяние здѣ и в будущий вѣкъ.

О добродетелях блаженной Ольги. Оттуда опять пошла она в прославленный город Киев и там жила, много добра во имя Божие делая, всякими добрыми делами освящаясь, милостынею обогащаясь: нагих одевая, алчущих питая, жаждущих напояя, странствующим давая приют со всем необходимым. Нищих, вдов, сирот, больных она очень жалела и всем необходимым снабжала, кому что нужно, то и делала тихо, с любовью, от чистого сердца. Тихого дателя любит Господь, как было сказано. Хотя тогда еще она для язычников все эти благодеяния совершала, но она считала, что дает в долг богатому заимодавцу, самому Богу, и надеялась она сторицею от него получить и здесь, и в будущем веке.

 

О началѣ церкви псковския. Посла же святая Олга много злата на Плескову реку на создание церкви Святыя Живоначалныя Троица, идѣже трисиятелныя божественыя луча свѣтоявление видѣ. Послѣди же ту и град великъ Псков поставлен бысть. Сугуб же подвиг тогда бяше блаженныя Олги, велико попечение имѣя о соблюдении Руския земли. Сыну бо ея великому князю Свѣтославу тогда не сущу в Киеве, но въ Болгарех, иже на Дунаи в Переславцы, идѣже любяше жити, и ту ему присылаху дани и выходы от многих стран, тако же и от Царствующаго града. Дѣти же Свѣтославли, Ярополкъ и Олег и равноапостолный великий Владимиръ, еще тогда дѣтски суще, в Киевѣ пребывающе, о них же печашеся и промышляше баба их святая Олга. Печенѣзи же тогда,[43] яко удобно время своему пронырству обрѣтше, и собравшеся множество их, внезапу нападоша на Киев и яко неводом обьяша его и вмалѣ не взяша града. Божий же промыслъ вѣсть благочестивыя от напасти избавляти, яко же и праведную Олгу храняй Богъ внят молитвѣ ея и покрываше ю от всякого зла и не предасть града Киева противным, и тогда ускори приити ко граду воевода Свѣтославль именем Претич с малым воиньством. Печенѣзи же, мняще самого великого князя пришедша и страхом объяти бывше, бѣгу яшася вскоре.

О начале псковской церкви. Послала святая Ольга много золота на Плескову реку на создание церкви Святой Живоначальной Троицы на том месте, где она видела видение — свет трисиятельных божественных лучей. Потом тут и большой город Псков поставлен был. Двойной подвиг тогда совершила блаженная Ольга, великое попечение имея о сохранении Русской земли. Ибо сына ее Святослава тогда не было в Киеве, он был в Болгарии, на Дунае, в Переславце, где любил жить, и туда ему посылали дани и подати от многих стран, в том числе от Царьграда. Дети же Святослава Ярополк и Олег и равноапостольный великий князь Владимир, еще тогда ребенок, в Киеве пребывали, о них пеклась и заботилась бабушка их святая Ольга. Печенеги же тогда выбрали удобное время для своего коварства, собралось их великое множество, и внезапно напали они на Киев, и как неводом охватили его, и едва не взяли города. Но Божий промысел знает, как благочестивых от напасти избавлять, так и теперь, — праведную Ольгу храня, Бог внял ее молитве, и охранил ее от всякого зла, и не предал города Киева врагам, — тогда поспел прийти к городу воевода Святослава по имени Претич с небольшим войском. Печенеги же, думая, что пришел сам великий князь, объятые страхом, разбежались поспешно.

 

О великом князе Владимере и о братии его. Блаженная же Олга благодарение велие воздая Богу, яко спасению сподобил ея от толикия бѣды, с нею же и триех внуков ея, их же велми святая Олга любяше; крестити же их тогда не дерзну, да не безмѣстно что сотворит непокоривый сынъ ея Свѣтославъ, и остави сие на воли Божии, моляшеся о всѣх. Ея же моления не презрѣ Господь, но послѣди исполни благоволением своим прошение ея и пророчествие, егда внук ея великий князь Владимир по нѣколице времени получи святое крещение и вся люди земля своея приведе во крещение. Братия же его, Ярополкъ и Олег,[44] преже крещения братоубийственою кровию скончашася; по многих же лѣтех при великом князе Ярославе Владимеричи выгребоша кости их и крестивше, вложиша их в церкви Святыя Богородица,[45] юже Владимир созда. И о сих до здѣ, паки же настоящее да глаголется.

О великом князе Владимире и братьях его. Блаженная же Ольга благодарение великое воздала Богу за то, что спас ее от такой беды, а с нею и трех внуков ее, которых блаженная Ольга очень любила; крестить их она тогда не решилась, опасаясь, как бы чего неподобающего не учинил непокорный сын ее Святослав, оставила она это на волю Божию, молясь обо всех. Ее моления не презрел Господь и потом по своему благоволению исполнил прошение ее и пророчество, когда внук ее, великий князь Владимир, через некоторое время получил святое крещение и всех людей своей земли привел к крещению. А братья его, Ярополк и Олег, прежде крещения братоубийственной смертью погибли; через много лет, при великом князе Ярославе Владимировиче, выкопали кости их и, крестив, похоронили в церкви Святой Богородицы, которую Владимир создал. Но об этом хватит, будем говорить о настоящем.

 

По отшествии же печенѣх посла блаженная Олга на Дунай к сыну своему великому князю Свѣтославу, повѣдая ему, еже сотвориша печенѣзи земли его. Он же со многими людми вскоре прииде в Киев и целова матерь свою и детей своих и сжали си о бывшем от печенѣг, и собра воиньство, и прогна печенѣг в поле, и бысть мир.

После ухода печенегов послала блаженная Ольга на Дунай к сыну своему великому князю Святославу, сообщив ему, что учинили печенеги в земле его. Он же со многими людьми вскоре пришел в Киев, целовал мать свою и детей своих и сожалел о случившемся из-за печенегов, собрал войско, прогнал печенегов в степь, и настал мир.

 

Завѣт к сыну блаженныя Олги преже преставления ея. И в Киевѣ Свѣтославъ рече матери своей и боляром своим: «Не угодно ми есть жити в Киевѣ, но хощу жити в Переславцы, иже на Дунаи, яко той есть среди земли моея, и ту вся благая мнѣ сходятся: от греков — злато, и паволоки, и вино, и овощие различнии; от чахов же и угров — сребро и кони; а из Руси — бѣлки, и мед, и воск, и челяд». Блаженная же Олга плачющися рече ему: «Вскую оставляеши мя, о сыну? Камо грядеши, чюжих желая? А свою землю кому вручаеши? Чада ти малы, аз же стара, и яко же видѣши мя конечно изнемогающу. Аз, чадо, преже много молих тя, дабы со мною вѣровал единому истинному Богу и даровалъ бы ти къ земному царству и небесное. Ты же возненавидѣ совѣт мой и отверже словеса моя, не восхотѣ разумѣти истинны, паче же гнѣваяся на мя, прелестию погружаяся сквернаго смраднаго кумиробѣсия, слѣпотою невѣрия претыкаяся, во глубинѣ всякия нечистоты ниизлагаяся, послѣдуя губителному коварству лукаваго диявола. Не положил еси Бога помощника себѣ, но упова на множество тлѣннаго собрания, еже вскоре преходит. Нынѣ же, о чадо, не ходи ни камо же, дондеже отъиду жития сего и погребению предана буду. И тогда идеши, аможе хощеши. А яже о мнѣ: по преставлении моем да не сотворите ничтоже по вашему поганскому обычаю, но презвитер мой той да погребет грѣшное тѣло мое, якоже есть обычай християном погребати равна со землею. Могилы же надо мною да не дерзнет никтоже сыпати, ни тризны творити, но посли злато в Царствующий град к патриарху, и той молитву и совершение сотворит к Богу о души моей и нищих милостынею учредит. Не буди же инако сотворити, но исполни завѣт мой. Уже бо приближися время скончания моего, да к желаемому Христу отъиду, ему же вѣровах». Свѣтослав же слышав матерни глаголы, слез исполнистася очеса его, аще не обратися вѣровати во Христа, но матерелюбно обѣщася по повелѣнию ея сотворити о ней.

Завет к сыну блаженной Ольги перед преставлением. В Киеве Святослав сказал матери своей и боярам своим: «Не хочу я жить в Киеве, но хочу жить в Переславце на Дунае, потому что он находится на середине моей земли и туда все блага сходятся: от греков — золото, и паволоки, и вино, и плоды различные; от чехов же и угров — серебро и кони; а из Руси — меха, и мед, и воск, и рабы». Блаженная же Ольга с плачем сказала ему: «Зачем оставляешь меня, о сын мой? Куда идешь, чужого желая? А свою землю кому поручаешь? Дети твои малы, а я, как сам видишь, стара и уже смертельно больна. Я, сын мой, прежде уже горячо умоляла тебя, чтобы ты со мной вместе верил в единого истинного Бога, и он даровал бы тебе к земному царству и небесное. Ты же пренебрег моим советом и отверг мои слова, не захотел постичь истину и даже разгневался на меня; обольщаемый, погружался ты в смрадное и скверное кумирослужение, из-за слепоты неверия спотыкаясь, в глубину всякой нечистоты низвергаясь, следуя коварному губительству лукавого дьявола. Ты не сделал Бога помощником себе, но возложил упование на тленное людское множество, которое скоро истощается. Теперь, сынок, не ходи никуда, пока я не отойду от этой жизни и погребению не буду предана. Тогда иди куда хочешь. А со мной поступи так: после моей смерти не делайте ничего по вашему языческому обычаю, пусть мой священник погребет грешное тело мое по обычаю христиан, засыпав вровень с землей. Кургана же пусть не дерзнет никто надо мною сыпать, ни тризны творить, но пошли золота в Царьград к патриарху, пусть он совершит моление к Богу о моей душе и нищих милостыней оделит. Не вздумай иначе поступить, исполни мой завет. Уже приближается время моей кончины, и я уйду к желанному Христу, в которого верую». Когда Святослав услышал слова матери своей, слезами наполнились глаза его, и хотя он не уверовал во Христа, но по сыновней любви обещал ей все сотворить с ней, как она просила.

 

О преставлении блаженныя Олги. И по триех днех последнее изнемогаше блаженная, и тогда наипаче благодарствуя Бога, Пречистую Богородицу, юже всегда помощницу имѣя, такоже и святыя вся в молитву на помощ призывая. И приспѣвшу часу внегда от телеснаго союза душа ея хотяше разлучитися и к вышнему преселитися чертогу, к немуже издавна тщашеся. И сподобися быти причастница животворящих таин пречистаго тѣла и крови Христа Бога нашего и благодарению и молитве сущи во устѣъ ея, радуяся предаде святую свою душу в руцѣ всѣх Бога и преиде во обители вѣчныя, и сподобися небесному чертогу с мудрыми дѣвами.[46] Престави же ся в лѣто 6477 мѣсяца июля 11 день, бывши в супружьствѣ лѣт 42 от дѣвьства своего; по смерти же мужа своего в десятое лѣто сподобися восприяти благодать святаго крещения, пребысть же во святом крещении благочестно и богоугодно до старости маститы лѣт 15; всѣх же лѣт живота ея бяше близу осмидесяти лѣт. Великий же князь Свѣтослав, сынъ ея, и внуцы ея, с ними же князи, и боляре, и прочии чиновники, и всего града людие плакахуся по ней плачем велиемъ зѣло.

О преставлении блаженной Ольги. Через три дня наступила ее последняя болезнь. Тогда она особенно благодарила Бога и Пречистую Богородицу, которая всегда была ей помощницей, а также всех святых она в молитве на помощь призывала. И вот настал час, когда от телесного союза захотела душа ее отделиться и к вышнему переселиться чертогу, к которому уже давно стремилась. И сподобилась она причаститься животворящих тайн тела и крови Христа, Бога нашего, и с благодарением и молитвой на устах, радуясь, предать святую свою душу в руки Божии, перейти в обители вечные и удостоиться небесного чертога вместе с мудрыми девами. Преставилась она в год 6477 (969), месяца июля в 11-й день, быв в супружестве сорок два года от времени девичества своего; после смерти мужа своего через десять лет приняла она святое крещение и была во святом крещении благочестно и богоугодно до глубокой старости пятнадцать лет; всех же лет жизни ее было около восьмидесяти. Великий же князь Святослав, сын ее, и внуки ее, и с ними князья, и бояре, и прочие сановники, и все горожане плакали по ней великим плачем.

 

О погребении блаженныя Олги. Внегда же понесоша ю на погребение, и тогда елико вѣрных, иже бяху ту, такоже и невѣрнии, своеземнии же и пришелцы от многих стран, купцы же и прочии вси велми плакахуся о лишении блаженныя Олги. Князи бо и вси велможи и прочии сановницы имѣша ю, яко едину от премудрых и разумнѣйшу во управлении царствия и крѣпку поборницу державы, и самѣм им тихоувѣтливу в совѣте и благоразсудну в наказании. Гражане же и пришелцы такоже имѣша ю прибѣжище и упокоение, вдовицы же и сироты обилное приятие и насыщение и одежа всегда приимаху от нея съ любовию; нищии же и убозии всѣх потребных изобилное доволство получаху от нея. И такова многонароднаго плача во умилении конец достиже и донесоша ю на мѣсто, идѣже сама блаженная заповѣдала погребсти себе. И ту прозвитер ея, отпѣвъ над нею узаконеныя псалмопѣния и молитвы и прочая службы совершив, благоговѣйно погребе ю; и вся яже о ней содѣяша тогда по повѣлению ея.

О погребении блаженной Ольги. Когда понесли ее хоронить, тогда все, сколько там было христиан, так и язычников-соотечественников, и приезжие из многих стран, купцы и другие, все горько плакали о потере блаженной Ольги. Для князей и вельмож и прочих сановников она была мудрейшей и разумнейшей управительницей государства и защитницей державы, для них же самих была она тихой и приветливой в совете и справедливой в наказании. Горожане же и приезжие также находили у нее прибежище и упокоение, вдовы же и сироты приют, насыщение и одежду от нее получали с любовью; нищие же и убогие — все в изобилии получали от нее, что им было потребно. И когда настал конец этого многолюдного плача, принесли ее на то место, где блаженная Ольга завещала себя похоронить. И тут священник ее, отпев над ней положенные по уставу псалмопения и молитвы и всю службу совершив, благоговейно похоронил ее; и все было сделано так, как она завещала.

 

Сия святая и блаженная великая княгиня Олга, нареченная во святом крещении Елена, праведно и богоугодно жизнь сию препроводи, егоже ради сторичное и мздовоздаяние от Бога восприят, достойно праведным царство небесное и нетлѣнное блаженство. Честныя же ея мощи по преставлении ея пребыша в земли лѣт яко тридесят; обрѣтены же быша цѣлы и нетлѣнны. От них же различныя чюдеса и многая исцѣления содѣвахуся приходящим с вѣрою благодатию Христовою, емуже слава со Отцем и Святым Духом, нынѣ и присно и во вѣки вѣком. Амин.

Эта святая и блаженная великая княгиня Ольга, нареченная во святом крещении Еленой, провела свою жизнь праведно и богоугодно и за это получила стократное воздаяние от Бога — даваемое праведным царствие небесное и нетленное блаженство. Честные мощи ее после смерти ее были в земле около тридцати лет; обретены они были целыми и нетленными. От них много чудес и исцелений происходит приходящим с верою и благодатью Христовой, слава ему со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

О принесении мощей честных блаженныя и равноапостольныя великия княгини Олги, и похвала ея. Достойно во истинну и праведно и в лѣпоту благости ради Божия к первому торжеству и сию чюдную повесть привнести, яже о принесении святых мощей праведныя и великия княгини Олги, и мало отчасти нѣчто подобно к похвалению слово предложити о благочестном ея любомудрии, како от младыхъ ноктей благое к Богу произволение стяжа, от него же неизреченную премудрости благодать обрѣте, ею же древнюю злобу и кумирскую прелесть упраздни, и вся поганская дѣла возненавидѣ, и до конца сия оплева,[47] и всяко нечестие попра, подражая добродѣтелем преже бывшим святым, истинную ревность о Бозѣ показавшим. О дивство! Сама не вѣдущи Писания, ни закона християнскаго и учителя о благочестии не слыша, а нравом благочестия усердно поучашеся и вѣру християнскую от всея душа возлюби. О неизреченнаго промысла Божия! Не от человѣк блаженная поучашеся истиннѣ, но свыше учителя имѣ Божию премудрость. Аще и всю державу Русскую в руку свою имѣ, но любви ради Божия вся сия, яко умѣты вмени. Якоже Моисей боговидец отвержеся нарицатися сынъ дщери фараоновы и страдаше с людми Божиими, поношение Божие возлюби паче египетскаго богатьства. Подобно же ему Матфей мытницу остави, Ияковъ же и Иван-корабль и отьца, Петръ же и Андрей корабль и мрежу остависта и Христу послѣдоваста.[48] Сице и блаженная Олга славу царствия и богатство и единочаднаго сына остави, Христа любящи и ищущи в чюжестранствие устремися и Царствующий град достиже, идѣже и крещения благодати сподобися и царя, смутившася о доброте ея, упремудри словесы своими, срамлятися ему сотвори. И, во отечество свое пришед, истинная богопроповѣдница показася и во всей Русстей земли первая разорителница кумирьским требищам бысть и правовѣрию основание. Сия праведная Олга первая бысть русское познание к Богу и примирения начаток и предтекущая Христовы благодати. Аки звѣзда пред солнцем, и яко заря пред свѣтом, и яко луна в нощи сияше, тако блаженная в невѣрных человѣцех свѣтяшеся, и яко бисер в тимѣнии калнем блещася,[49] ему же скверна не прикасашеся. Быша бо сквернии тогда русстии людие и неомовени святым крещением, сия же омывшеся святою купѣлию. Сию защити и соблюде Господь от противнаго супостата, диявола многоплетенныхъ сѣтей, и многия ради добротѣтели и снабдѣния ради чистоты и целомудрия сподоби ю великия благодати дара апостолскаго и пророческаго. «Блажени бо, — рече Господь, — чистии сердцемъ, яко тии Бога узрят».[50] Такова блаженства никтоже улучити не возможе кромѣ чистоты. Чистота бо древле Иосифа избави, и от темницы свободи, и царя Египту устрои. Чистота Сусану от лукавых старецъ совѣта сквернаго и напрасныя смерти избави.[51] Чистота Данилу звѣри укроти и сония сказати вразуми.[52] Чистота трием отроком пещь огнену угаси.[53] Чистота Ильи тученосныя облака удержа, и паки отверзе, и самого небошественика показа. Чистота Елисѣю милостью Илииною Иердань раздели.[54] Чистота Захарьин язык связа.[55] Чистота дѣвьственика Богословца показа.[56] Чистота ада попра, и смерть раздруши, и воскресение всему миру дарова. Чистота и нашу венечницу, блаженную и великую княгиню Олгу, первую от родов руских от невѣрия в вѣру произведе, и от строптиваго спасе, и в небесное царство введе, идѣже молится за вся люди русския отечествия своего. Ея же молитвы услыша Господь Богъ, и прошение ея исполни, и пророчествие соверши, и помилова заблуждьшая люди, и вдохну благодать Святого Духа в прекраснѣйшую душу твердѣйшую вѣрою адамантовы крѣпости преславнаго внука ея, всеа Русии царя и великаго князя, блаженнаго Владимира,[57] и богожеланным свѣтом просвѣти ему сердечнѣи очи, и огнем Божественныя своея любви распали смыслъ его, еже ревновати благочестию сея святыя и премудрыя бабы своея, блаженныя Олги, усердно и вседушно потщася испытати и взыскати православную, иже во Христа вѣру, еже угодно бысть всѣм людем его. Сам бо видѣ бабу свою блаженную Олгу сию християнскую вѣру держащу. Отецъ же его Свѣстослав в невѣрии препроводи дни своя, звѣрским нравом живый.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!