Житие... великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... 9 страница



[13] Деревская пятина.. — Новгородская земля делилась на пять частей (пятин). Одна из пятин называлась Деревской. Однако отождествлять ее с деревской землей нельзя. Деревская пятина находилась между р. Ловатью и Мстой.

[14] Переславец — Преслав, город в Болгарии (ныне село Преслав возле г. Тулча в Румынии, южнее Дуная).

[15] О Афонасии Афонстемъ... — Афанасий Афонский — известный афонский подвижник, основатель лавры святого Афанасия на Афоне. Житие его помещено в Минеях Четьих и Прологах под 5 июля.

[16] Никифор Фока — полководец, в 963—969 гг. император византийский.

[17] ...по Романе цари, сыне Костянтина Багрянороднаго... — Роман II, в 959—963 гг. император византийский.

[18] ...царицы Романовѣ Феофане... — Феофано (дочь трактирщика Анастасия), жена императора Романа II, мать императора Константина VIII и Василия II; после смерти Романа II вышла замуж за Никифора Фоку, который вскоре был коронован императором; участвовала в заговоре против Никифора Фоки вместе с Иоанном Цимисхием; потом была заточена в монастырь.

[19] ...къ Цимисхию Ивану... — Иоанн Цимисхий, византийский император с 969 по 976 г., взошел на престол, свергнув своего предшественника Никифора Фоку; по происхождению армянин. В его царствование был ряд военных успехов, особенно в войне с Болгарией, в которой участвовал также русский князь Святослав. Визит княгини Ольги в Царьград в действительности был значительно раньше — при императоре Константине Багрянородном.

[20] О прихожении в Царьград блаженныя Олги и о крещении ея... — Вопрос о том, где и когда приняла крещение княгиня Ольга и зачем она приезжала в Царьград, дискутируется до сих пор. Анализируются в основном три группы источников: а) древнерусские (Повесть временных лет и «Похвала князю Владимиру»), б) латинские (хроника продолжателя аббата Регинона Прюмского), в) византийские (хроника Иоанна Скилицы). Все эти источники сообщают о крещении Ольги в Константинополе и о принятии ею христианского имени Елена (скорее всего, в честь царицы Елены, матери Константина Великого, а не в честь царицы Елены, жены Константина Багрянородного). Время крещения по русским источникам 945—955 гг., т. е. время правления Константина XII. О пребывании Ольги в Константинополе рассказывается и в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях Византийского двора», там описаны два приема, оказанные княгине Ольге при дворе, но ничего не говорится о крещении. Было ли еще одно пребывание Ольги в Царьграде или источники не точны в датах? Еще Е. Е. Голубинский (История русской церкви. М., 1901. Т. 1. С. 74—84 («Крещение святейОльги»)) пришел квыводу, что княгиняОльга приехала в Царьград уже христианкой. К этому мнению присоединяется Г. Н. Острогорский (Византия и киевская княгиня Ольга. Сборник в честь Р. Якобсона. Гаага—Париж, 1967. С. 1458—1473), Ж. П. Ариньон (Международные отношения Киевской Руси в середине X века и крещение княгини Ольги // Византийский временник. 1980. Т. 41. С. 113—123) и др. В пользу такого взгляда говорят следующие факты: 1. В обряднике Константина Багрянородного ничего не говорится о крещении. 2. В свите княгини Ольги находился священник, возможно ее духовник поп Григорий. 3. Состав свиты свидетельствует, что цель визита политическая, а не брачная: кроме родственников, более двадцати послов русских князей, более сорока купцов и т. д. Подробнее об этом см.: Литаврина Г. Г. 1) Путешествие русской княгини Ольги в Константинополе // Византийский временник. М., 1981. Т. 42. С. 35—43; 2) Состав посольства Ольги в Константинополь и «дары» императора // Византийские очерки. Тр. советских ученых к XVI международному конгрессу византинистов. М., 1982. С. 71—92. Что касается рассказа о сватовстве императора к княгине Ольге, который содержится в Повести временных лет и в «Сказании о княгине Ольге», то он легендарен. За неправдоподобностью этого рассказа (император при живой жене не мог свататься к правительнице другого государства, прибывшей к нему с официальным визитом, тем более что ей в то время было не менее 60 лет), видимо, стоят какие-то реальные переговоры — может быть, предложения политического характера: предложение соправления, попытки тем или иным образом присоединить Русское государство к Византийской империи. О торжественной встрече Ольги в Царьграде см.: наст. изд., т. 1.

[21] ...якоже древле египтяныни цѣломудренаго Иосифа... — О Иосифе (Быт. 37, 50). Иосиф, сын патриарха Иакова, был продан братьями в Египет, впоследствии он стал защитником и вождем еврейского народа. Иосиф за свое поведение приобрел постоянное прозвание Целомудренный, а за свою внешность — Прекрасный.

[22] ...от навѣта лукаваго диавола... первозданных... — Имеется в виду соблазнение змием Адама и Евы в раю (Быт. 3).

[23] ...патриархъ Фотий... — На самом деле патриарх Фотий был в Византии почти на сто лет раньше (858—867 гг.), во времена княгини Ольги был патриарх Полиевкт (ум. в 970 г.).

[24] ...совлечеся всея грѣховныя одежды, отложши ветхаго человѣка и дѣла поганская, и облечеся в новаго Адама, еже есть во Христа... — Образ крещения — когда, как старую одежду, человек сбрасывает с себя ветхого прежнего греховного человека и облекается в нового нетленного человека — очень часто повторяется в произведениях древнерусской литературы. Этот образ связан с новозаветными текстами, в основном это учение апостола Павла (Рим. 6, 6; 1 Кор. 15, 53—54; 2 Кор. 5, 17; Еф. 4, 22—24; Кол. 3, 9—10).

[25] ...яко овцу заблуждъшую... — Образ овцы, потерявшейся в горах, ради которой пастырь оставляет все стадо — это образ человеческой души, погибающей в язычестве или в грехе, которую спасает Пастырь (Христос) — этот образ связан с библейской поэтикой. (Ср. Мф. 10, 6; 18, 12; Лк. 15, 4; 15, 6).

[26] ...незаблуждьшим своим божественным овцам... — Это напоминает библейскую цитату об овцах и козлищах (Мф. 25, 32), которых разделят и поставит одних одесную, а других ошуююю, т. е. справа и слева от Господа, что значит, что одни спасены, а другие осуждены и погибнут. «Незаблудшая овца», каковой стала Ольга, приняв крещение, таким образом стала «божественной», т. е. спасенной.

[27] ...и в чину чад наслѣдницу явил есть... — Т. е., приняв крещение, Ольга стала достойной усыновления Божия и наследования Царствия Небесного.

[28] ...единаго Бога дарующаго благая своя любящим его... — Перефразировка евангельского текста (1 Кор. 2, 9).

[29] ...посети винограда сего тобою насажденнаго... — Отрывок из литургии при архиерейском служении.

[30] ...в первыя дни спасе праведных своих... — Имеется в виду Авель — Евр. 11, 4; ср. Быт. 4, 4.

[31] ...Еноха от прелести совѣта исполинска... — Енох праведник, и Бог взял его живым на небо (Евр. 11, 5; Быт. 5, 21—424). Может быть, сравнение здесь с Енохом можно объяснить исходя из этих сведений: Енох, благодаря своей праведности, пришел к Богу не обычным (обещанным всем) тяжелым путем смерти и истления плоти, а Бог его взял к себе (как пророка Илию). С другой стороны, о Енохе существуют апокрифические предания, в которых, может быть, упоминается какое-то злое предречение. Апостол Иуда (Иуда, 13—15) говорит о том, что Енох предсказал всемирный потоп.

[32] ...Ноя от вселенскаго потопа... — Евр. 11, 7.

[33] ...Авраама. и Сарру... — Об их жизни рассказывается в книге Бытия, гл. 12—25.

[34] Ефрон царь — имеется в виду эпизод из 23-й главы книги Бытия, где похороны Сарры в земле Ханнанской зависели от царя Ефрона, который в конце концов продал Аврааму «поле при Махнеле против Мамре» в земле Ханаанской, где и была похоронена Сарра.

[35] ...Лота от содомлян... — Быт. 19.

[36] ...Давида от Саула... — Об этом 1 Цар. 17—24.

[37] ...Феклу от огня... — Память первомученицы Феклы (она жила в Иконии в I в. н. э.) — 24 сентября. См. ее житие в ВМЧ на 24 сентября (Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь 14—24. Издание Археографической комиссии. СПб., 1869. Стб. 1376—1390. Краткий вариант жития, входящий в Пролог на 24 сентября, см. в ВМЧ. Стб. 1374 и 1390—2391).

[38] ...Сивилва, царица Южская... — См. 3 Цар. 10.

[39] «Приложи сердце... глаголет». — Три цитаты из Книги притч Соломоновых (Пр. 2, 2; 8, 17; 9, 20—21).

[40] Почайна — река около Киева. Так Ольга выразила недовольство приемом, который ей оказали в Константинополе. Однако здесь имеет место искажение текста по сравнению с Повестью временных лет — там говорится: «Постоиши у мене в Почайне, якоже азъ въ Суду» (Суд — гавань в Константинополе), здесь же появляется слово «сосуд» как приложение к слову «купель», и весь пассаж осмысляется иначе (ср. наст. изд., т. 1).

[41] ...подражаше бо житию... церкви. — Житие княгини Ольги сравнивается с житием святой Елены, которая обрела и водрузила крест Господень и очень много сделала для христианства. Елена, византийская императрица (274—377), и ее сын Константин I Великий (император Константин Гай Флавий Валерий, 258—337 гг.), при котором христианство стало государственной религией в Византии, причислены к лику святых. Сравнение княгини Ольги со святой Еленой (она, по-видимому, была небесной покровительницей княгини Ольги, поскольку при крещении Ольга выбрала себе имя Елена) не только подчеркивает святость княгини, но и показывает близость и равенство Византии и России.

[42] О проречении бытия града Пскова... — Здесь в «Сказании об Ольге» допущена непоследовательность — город Псков уже существовал в это время (основан в 903 г.).

[43] Печенѣзи же тогда... — Имеется в виду осада Киева печенегами в 968 г. (см. подробнее в Повести временных лет — наст. изд., т. 1).

[44] ...Ярополкъ и Олег... — О крещении костей Ярополка и Олега при князе Ярославе Владимировиче рассказывается в Повести временных лет под 6552 (1044 г.).

[45] ...в церкви Святыя Богородица... — Десятинная церковь — церковь Успения Богородицы, заложена князем Владимиром в 989 г. (освящена в 996 г.) на возвышенной части города, на том месте, где находился дом варяга-христианина, незадолго до того погибшего мученической смертью вместе со своим сыном. На содержание этой церкви Владимир давал десятую часть (отсюда название) своих княжеских доходов. В 1007 г. туда были перенесены мощи княгини Ольги, затем похоронена Анна, супруга Владимира, позднее и сам Владимир.

[46] ...с мудрыми дѣвами... — Имеется в виду евангельская притча о десяти девах, мудрых и неразумных (Мф. 25, 1—13).

[47] ...вся поганская дѣла возненавидѣ, и до конца сия оплева... — В обряде крещения предписывается крещаемому плюнуть на дьявола и дела его.

[48] Якоже Моисей... послѣдоваста... — Принятие Ольгой крещения (т. е. следование за Христом) сравнивается с тем, как Моисей остался со своим народом, не захотев стать сыном дочери фараона (об этом рассказывается в книге Исход), и с тем, как апостолы Матфей, прежде сборщик налогов (Мф. 9, 9), Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, рыбаки (Мф. 4, 21), и братья-рыбаки Петр и Андрей (Мф. 4, 19—20) бросили свои прежние занятия и по зову Христа, не раздумывая, пошли за ним.

[49] ...яко бисер в тимѣнии калнем блещася... — Это сравнение княгини Ольги с жемчужиной, сверкающей в грязи, содержится в Повести временных лет. Оно заимствовано из Толкования на Послание апостола Иоакова. (Лихачева О. П. Яко бисер в кале // ТОДРЛ. Т. 50. СПб., 1997. С. 110—112).

[50] «Блажени... узрят». — Мф. 5, 8.

[51] Чистота... избави. — О Сусанне см. в Книге Даниила, гл. 13.

[52] Чистота... вразуми. — О Данииле см. в Книге Даниила.

[53] Чистота трием отроком пещь огнену угаси. — Дан. 3.

[54] Чистота Ильи... Иердань раздели. — В Книге Царств (4 Цар. 2) рассказывается о чудесах, совершенных Ильею и Елисеем. Слово «милоть» (одежда из овечьей шкуры) здесь написано ошибочно — «милость».

[55] Чистота Захарьин язык связа. — Об этом Лк. 1.

[56] Чистота дѣвьственика Богословца показа. — Апостол и евангелист Иоанн, любимый ученик Христа, автор Евангелия и Апокалипсиса и многих учительных произведений. По преданию, во время гонений при Домициане он был брошен в котел с кипящим маслом и вышел юным и невредимым.

[57] ...всеа Русии царя и великаго князя... Владимира... — Автор Степенной книги подчеркивает как одну из основных заслуг княгини Ольги то, что она была причиной деятельности князя Владимира, крестившего Русскую землю. Далее похвала Ольге сливается с похвалой Владимиру, при котором завершился процесс становления России на равных в ряду всемирных христианских государств. Похвала Владимиру тесно связана с Повестью временных лет — рассказ о выборе веры, о женитьбе Владимира на византийской царевне Анне, о крещении Владимира и о крещении народа — все это текстуально близко к Повести временных лет.

[58] Корсунъ — Корсунь (Херсонес), город в Крыму, центр византийской колонии, основан в 422—426 гг. до н. э. Существовал до XV века. Развалины города существуют до сих пор около Севастополя.

[59] Селивестр — папа Римский (ум. в 335 г.).

[60] Якоже древле Саул, ища ослят отца своего, царство обрѣте... — См. 1 Цар. 9—21.

[61] ...Павел... Христове... — Деян. 9.

[62] ...мощми святаго Климента и Фива... — Священномученик Климент, папа Римский, и его ученик Фив (память 25 ноября). Климент, ученик ап. Петра, был сослан при Трояне в Херсонес и за проповедь Христа был брошен в море и погиб. Его мощи были перенесены из глубины моря в Корсунь при Никифоре царе (808—811). После крещения Владимира были перенесены в Киев.

[63] И присла ему патриархъ из Царяграда митрополита Михаила... — Михаил, митрополит Киевский и всея Руси, родом грек. Умер в 992 г. За подвиг крещения русской земли был причислен к лику святых. Мощи его были перенесены в Десятинную церковь, в начале XII в. они были обретены нетленными и перенесены в пещеру преподобного Антония; в 1730 г. они были перенесены в Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря. Митрополит Михаил упоминается только в Никоновской летописи и в Степенной книге, в ранних летописях вместо него упоминается митрополит Леон.

[64] ...на Клязме рецѣ во свое имя град созда, зовомый Владимир... — Владимир на Клязьме, центр удельного княжества и епархии.

[65] ...митрополита Леонта... — Леон (Лев) или Леонтий — первый русский митрополит по свидетельству ранних летописей. Умер от 1004 до 1008 г.

[66] ...«Их же око не виде... любящим его». — 1 Кор. 2, 9.

[67] ...яко не испытаны судьбы его и неизследованы путие его. — Рим. 11, 33.

[68] Борис и Глеб — сыновья князя Владимира, были убиты своим братом Святополком Окаянным — см.: «Повесть об убиении Бориса и Глеба» в составе Повести временных лет (ПСРЛ. Т. 1. С. 146—156) и «Сказание о Борисе и Глебе» (наст. изд., т. 1).

[69] ...самодержъца царя и великого князя Ивана... — Иван IV Грозный (1553—1584).

См. комментарий к Степенной книге царского родословия

ПЕРЕВОД

МЕСЯЦА ИЮЛЯ В ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ. ЖИТИЕ СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ И РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ И СЛАВНОЙ В ПРЕМУДРОСТИ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ, НАРЕЧЕННОЙ ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ЕЛЕНОЙ, КОТОРАЯ БЫЛА ПРЕДВОЗВЕСТНИЦЕЙ БЛАГОЧЕСТИЯ К БОГУ В РУССКОМ НАРОДЕ, И О МУЖЕСТВЕННОМ ЕЕ ПОДВИГЕ, И КАК В ЦАРЬГРАДЕ ПОЛУЧИЛА СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ, И О ПРЕСТАВЛЕНИИ ЕЕ, И О ПРЕНЕСЕНИИ МНОГОЧУДЕСНЫХ И НЕТЛЕННЫХ МОЩЕЙ ЕЕ, И ПОСИЛЬНАЯ ПОХВАЛА

 

Благослови, отче.

Благослови, отче.

 

Приидѣте вси правовѣрнии всея Руския земля собори, всяко достояние и всякъ возрастъ, возрадуемся Господеви и поклонимся, и припадемъ, поюще ему пѣснь в веселии, хваляще и благословяще пресвятое имя его и великую милость, юже сотвори дивно с нами, яко воцарися в нас и укрѣпил есть нас неподвижно вѣровати ему, единому в Троицы Отцу и Сыну и Святому Духу, истинному Богу нашему, яко той сотвори нас и призва ко своей благодати, стяжав нас себѣ люди изрядны, царское священие, язык святъ, очистив водою и освятив Духом Святым, и пременивъ нас от прелести идолскаго помрачения, тмы грѣховныя, в познание свѣта божественыя его благодати и истинны, и показавый нас сыны свѣта и сыны дневи. Не ходатай бо, ни ангелъ, ни апостоли, ни пророцы, ни учителие и изряднии, ни книжницы премудрии, ни вѣтии словеснии научиша ны в познание таковыя превеликия божественныя благодати, но сам Господь Исусъ Христосъ,[1] яко вѣсть своим неизреченным промыслом конечное свое милосердие, богатно хотя излияти в Рустей земли.

Приидите, все правоверные всей Русской земли соборы, всякое сословие и всякий возраст, возрадуемся Господу, преклонимся и припадем пред ним, воспевая ему песнь в веселии, восхваляя и благословляя пресвятое имя его и великую милость, которую он дивно даровал нам, воцарившись в нас и укрепив нас незыблемо веровать ему, единому в Троице Отцу и Сыну и Святому Духу, истинному Богу нашему, ибо он сотворил нас и призвал к своей благодати, сделав нас для себя людьми избранными, — князь освящен, и народ свят, очистив нас водою и освятив Духом Святым, избавив нас от коварства дьявольского помрачения, тьмы греховной, в познание света божественной его благодати и истины, и показал нас сынами света и сынами дня. Ибо не посланник, не ангел, не апостолы, не пророки, не учители избранные, не книжники премудрые, не витии сладкоречивые научили нас познанию такой великой божественной благодати, но сам Господь Иисус Христос, ибо знает он своим неизреченным промыслом последнее свое милосердие, щедро желая излить его на Русской земле.

 

Зачало. И тако первѣе благоволи вдохнути благодать свою в душу немощнѣйшаго сосуда женскаго состава; аще и по естеству немощенъ бяше сосуд, но великое сокровище благодати блюдомо есть в сосудѣ; и кто может украсти е? Его же сосуда избра Господь вдовствена и целомудрена, премудрости и разума исполнена, и всюду кипяща духовным благовонием; еще же самодержавна, яко же властию земнаго царствия, выше же сих и над страстьми телесными царствуя. Бяше во всей жизни своей святая и богомудрая и равноапостолная великая княгиня Олга, претворенная во святом крещении Елена, ея же памят празнуем днес. Юже произведе Плесковская страна, иже от области царствия великия Руския земли, от веси именуемыя Выбутцкая,[2] близ предѣл немеческия власти жителей, от языка варяжска, от рода же не княжеска, ни велможеска, но от простых людей. От Варяг бо Русию прозвахомся, а преже словени быхом. Еще бо граду Пскову[3] не сущу, но бяше тогда началный град во странѣ той, зовомый Изборескъ,[4] идѣже преже господьствуя Труворъ,[5] брат перваго рускаго великаго князя Рюрика,[6] иже бѣ свекоръ сея блаженныя Олги; ея же молитвою и пронаречением наздася преславный град Псковъ. Блажен еси и преблажен Богом препрославленый граде Пскове, яко всесилный Богъ отъ страны твоея произведе и породи нам таковый чюдный плод благоцветущий, блаженную Олгу. Блажени есмы и мы, сподобившеся от Бога получити таковый благоплодный царственый зрѣлый сад, благочестиемъ умноженый, пресладкий добродѣтелми и добролиственный благоуправлением; им же мы вси, яко благосѣннолиственымъ древом покрываеми, от всякого вреда вражия избавляемся душевне и телесне, от него же и пресладкаго вкуса богоразумия насыщаеми веселимся.

Зачало. И так прежде всего благоволил он вдохнуть благодать свою в душу слабого вместилища женской природы; и хотя по естеству вместилище это немощно, но великое сокровище благодати сохраняется во вместилище, и кто может его украсть? Вместилище это, избранное Господом, вдовствует и целомудрствует, исполнено премудрости и разума, распространяет всюду духовное благоухание; кроме того, вместилище это самодержавно, как властью земного царства, так, и более того, и над страстями телесными властвуя. Таковой была во всей жизни своей святая, богомудрая и равноапостольная княгиня Ольга, нареченная во святом крещении Еленой, память которой празднуем ныне. Ее породила Плесковская страна, часть владений великой Русской земли, из села, называемого Выдубица, близ границ с немецкими землями, из народа варяжского, не из рода княжеского ни вельможеского, но из простых людей. Варяги называли нас русью, а прежде мы были славяне. Еще не было города Пскова, а был тогда предшествующий ему город, названный Изборском, где прежде правил Трувор, брат Рюрика, первого великого князя русского, который был свекром этой блаженной Ольги; по ее молитвам и предсказанию создан был преславный город Псков. Блажен и преблажен и ты, препрославленный город Псков — всесильный Бог из твоей земли произвел и породил нам такой чудный благоцветущий плод, блаженную Ольгу. Блаженны и мы, удостоенные Богом получить такой благоплодный, царственный, цветущий сад, благочестием умноженный, добродетелями преисполненный, благонравием расцветший; все мы им, как пышно разросшимся древом, покрываемся, от всякаго вреда вражия избавляемся душой и телом, сладкого вкуса богоразумия от него насыщаясь, веселимся!


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!