Использование средств в сценарной работе



 В сценарной работе используются различные средства, способные придать театрализованному представлению, вечеру, концерту и любому другому мероприятию яркую окраску, неповторимую индивидуальность и эффектность. Документальные средства используются в проведении вечеров, посвященных памятным, историческим датам или связанных с военнопатриотической тематикой (например, юбилей города, День Победы); митингов, манифестаций, юбилеев, документальных тематических и киновечеров, устных журналов. Художественные средства с элементами театрализации используются в мероприятиях, организованных для подростков, молодежи, студенческой аудитории; в театрализованных концертах, вечерах отдыха, вечерах знакомства (например, День защиты детей, «Последний звонок», выпускной вечер). Средства клоунады, буффонады, юмора, пародии, шаржа и ярмарочного праздника используются для проведения новогодних представлений, карнавалов, маскарадных шоу, игровых программ, детских 73 праздничных шоу, спектаклей, встреч со сказочными героями, танцевальных вечеров, караоке. Научно-популярные и технико-пропагандистские средства в вечерах данной направленности служат для пробуждения интереса к вопросам науки, техники, экономики, используются с целью расширения научнотехнического кругозора молодежи, популяризации научных и технических знаний, новых технических достижений. Мероприятия носят научный характер и могут быть представлены в жанрах устных журналов, вечеров передового опыта изобретателей, рационализаторов, например «Наука смотрит в будущее», «Новости техники», «Техника за рубежом» и др. Непременные отличительные черты таких вечеров – использование передовой научной и технической информации, увлекательная форма подачи и изложения материала, актуальность поставленных проблем. Музыкально-художественные средства в театрализованных мероприятиях. Главная идея подготовки и разработки подобных мероприятий заключается в использовании различных жанров искусства при приоритете музыкальных номеров. Театрализованные вечера и обозрения, тематические программы художественной самодеятельности, литературно-музыкальные композиции, альманахи искусств, фольклорные вечера, анимационные праздничные концерты – каждый из них сохраняет свой жанровый почерк, однако всех объединяет музыкальнохудожественная направленность. Привычные элементы – слово, пантомима, песня, музыка, танец – выступают в новом качестве, создавая новый жанр. Построение сюжета вечера, камерной программы, массового зрелища или эпизода – важный этап создания сценария. Это работа творческая, требующая знания материала, незаурядной фантазии. Готовых сюжетов для вечеров не существует. Сценарист, разрабатывая сюжет, трансформирует его для раскрытия темы и решения задачи конкретного воздействия на публику.

Принципы построения сюжета

Принцип (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора

21. Литературно-повествователъный принцип: сюжет раскрывается описательными средствами, способами рассказа. Например, литературномузыкальную композицию раскрывают персонажи литературных 21 Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru/dic. (дата обращения: 1.10.2011 г.) 74 произведений. Можно вводить в действие новые лица – автора произведения, современного читателя, критика; в музыкальных представлениях – композитора, слушателей, музыкальных героев или образы, навеянные музыкой. Драматический принцип: основное действие, событие создается фантазией сценаристов с помощью действующих лиц. Особое значение приобретают характеры, обстоятельства, поведение персонажей в определенной сценической ситуации, столкновение характеров в героикодраматической или комедийной борьбе. Литературно-повествовательный и драматический принципы имеют свою специфику, однако их различие не исключает возможности применения одинаковых литературных приемов построения сюжета. Сюжет-сопоставление – сравнение фактов, событий по сходству двух или нескольких ситуаций. Сюжет-аллегория (буквально – изображение отвлеченной идеи посредством образа) – аллегорический перенос смысла на аналогичное событие из жизни животных или сказочных персонажей. Сюжет-метафора – перенесение свойств одного предмета на другой. Метафорическое построение сюжета украшает вечер или театрализованное представление. Яркость, образность – залог успеха. Необходимо уметь находить новые поэтические образы (например, приход весны - новая жизнь; восход солнца – перемена судьбы). Сюжет-гипербола – намеренное преувеличение значимости события, ситуации, факта, определенной черты характера. Сюжет-пародия – сознательная имитация в иронических и юмористических целях, построенная на обобщенных и обостренных конфликтных ситуациях или столкновениях персонажей на сцене. Сюжет-гротеск (причудливый, комичный) – вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания: реального и фантастического, трагического и комического, прекрасного и безобразного. Сюжет-сатира – способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сюжет-ирония – способ осмеяния, притворно облекаемый в форму согласия или одобрения, основанный на иносказании. В иронии смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного отношения к предмету. Сюжет-юмор сочетает насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. Сюжет-комедия основан на хитроумной, запутанной интриге. Осмеиваются характеры, нравы, человеческие качества, банальные идеи. 75 Построение предварительной композиции Наметив замысел, сценарный ход и сюжет сценария, необходимо составить композиционный план в виде записи по порядку наименований эпизодов, или план по эпизодам. В сценарии может быть один или несколько эпизодов. По плану действие может развиваться в следующем порядке: пролог; экспозиция; развитие действия с неожиданным обострением ситуации, поворотами сюжета, завязкой; кульминационный момент; финал, развязка. Принцип тематических блоков подразумевает построение вечера из эпизодов, близких по теме, материалу и жанру, в соответствии с развитием действия и сценарным ходом. Каждый эпизод представляет собой относительно законченную небольшую тему, являющуюся частью основной, со своей экспозицией (введение в тему), завязкой (постановка вопроса), развитием (раскрытие темы), финалом (завершение, вывод). В задачу сценариста входит тщательная подготовка драматургии каждого отдельного звена. Затем производится монтаж отдельных эпизодов, номеров, страничек, миниатюр, сценок. Драматургическое построение приемлемо для художественного, научного, популярного, документального и литературного материала. 7.5. Монологические и диалогические формы информационно-анимационной деятельности Для подготовки и осуществления анимационной программы необходимо научиться интересно и увлекательно рассказывать, т. е. профессионально использовать монологические и диалогические формы информационноанимационной деятельности. Анимационные мероприятия необходимо строить с учетом следующих принципов: - нельзя допускать однообразия сообщений; - необходимо чередовать материал, различный по характеру; - нужно создавать непрерывную смену информации; - важно применять элементы новизны, непредвиденности, неожиданности; - следует привлекать и удерживать внимание слушателей эмоциональными, динамичными, взрывными эпизодами, активностью происходящего на сценической площадке; - полезно следить за постоянной сменой впечатлений, чередовать речевые, музыкальные, шумовые, световые и зрительные элементы. Монолог – один из элементов сценария анимационного мероприятия. Данная форма используется на встречах, тематических вечерах, в устных журналах, являясь основой театрализованных представлений (репризы ведущих, фельетоны, комментарии, стихи, песни, объявления номеров). Важно привлекать к выступлениям людей, владеющих приемами устной речи, умеющих говорить правильно, ярко, образно, выразительно. 76 Мастерство сценариста заключается в умении: - подготовить текст для исполнителя; - передать характер выступающего; - подчеркнуть эмоциональную сторону речи; - выразить особенности жанра. Речевую партитуру (совокупность сюжетных линий произведения, программа каких-либо действий) необходимо строить по принципам правдивости, грамотности, ясности, четкости, простоты выражения мысли, избегая банальных, штампованных, чуждых для русского языка слов и выражений. Необходимо отказаться от такого оратора, который в своем выступлении коверкает слова, выражает мысли сухим, казенным текстом, отходит от намеченного плана, злоупотребляет терминологией, допускает употребление «слов-паразитов», нецензурных выражений, ведет себя неестественно или грубо по отношению к зрителям. Диалог (греческое dialogos) 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких (полилог) лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно-художественного текста доминирует в драме, присутствует в эпических произведениях. Существует и как самостоятельный публицистический и философский жанр (например, диалоги Платона). 2) (в переносном смысле) переговоры, свободный обмен мнениями, например политический диалог22 . Диалог в сценарии тесно связан с действием. Он возникает, когда сценаристу нужно показать столкновение разных мнений и интересов характеров. В основе диалога лежит драматический или комедийный конфликт, раскрывающий противопоставление состояний, настроений, мнений действующих лиц. Большую роль в диалоге играет ситуация. Новые обстоятельства выдвигают новые мотивы разговора. Настоящий диалог обязательно подразумевает обращение собеседников друг к другу и слушателям. Часто мероприятие сопровождается умелым сочетанием диалога и монолога. Важнейшее профессиональное требование к любому выступающему – это высокая культура речи. Без владения словом нельзя рассчитывать на успешное проведение мероприятия. Профессиональный оратор должен помнить, что его речь перед слушателями – это речь устная, отличающаяся от письменной рядом качеств. Основные черты устной речи: - преобладание простых предложений над сложными; - экспрессивность, эмоциональность, непринужденность, образ-ность; - использование изобразительно-выразительных средств; 22 Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl (дата обращения: 1.10.2011 г.) 77 - широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии; - активное использование внелексических средств (интонации, ударения, пауз, темпа речи и т. п.); - проявление творческой индивидуальности. Подготовленная устная речь, безусловно, отличается большей продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом всетаки говорящий должен стремиться, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение. Также важно помнить, что основой любой публичной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Общие требования к сценарию заключаются в том, что лексическая, синтаксическая и стилистическая структура речи персонажей должна определятся характерами действующих лиц, их эмоциональным состоянием, обстоятельствами действия, ярким и образным языком, правильностью выбора слов и выражений. В массовых жанрах и эпизодах можно предусмотреть диалог с публикой. Он строится на предвидении реакции зрителя и заготавливается в нескольких вариантах. Публике в этом диалоге отводится место для угадывания предметов, отгадывания загадок. Диалог с публикой чередуется с монологом ведущего, который объясняет правила игры, задает вопросы, объявляет победителей. Работая над подобным диалогом, сценарист должен заготовить остроумные и оригинальные ответы, предложения; по характеру они должны соответствовать определенной аудитории, ее возрастному, культурному уровню и воспитанию. При подготовке выступления специалист-аниматор должен обратить внимание на правила общения с аудиторией:

1. Нужно владеть мимикой, выражением своего лица, силой голоса, дикцией, артикуляцией; уметь стоять, двигаться, пользоваться жестами, добиваться максимального контакта с аудиторией.

2. Важно широко использовать метод импровизации, проявлять уверенность, стараться вызывать положительную реакцию слушателей.

3. Речь должна иметь эмоциональную окраску, захватывать внимание слушателей, создавать атмосферу сопереживания, эстетического наслаждения.

Усиление речи

Сценарист может использовать радио как возможность ведения вечера без выхода ведущего на сцену. Голос за сценой (в микрофон) подчас дает бóльший эффект. Звукозапись и радиоаппаратура дают возможность широко использовать музыку и шумы, фонограммы выступлений известных государственных и политических деятелей, деятелей науки, культуры и искусства. 78


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!