VII. ДРАМАТУРГИЯ АНИМАЦИОННОТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРОГРАММ



Сценарий как основной вид драматургии

Одно из существенных качеств анимационно-театрализованного вечера – построение его по драматургическим законам на основе сценария или сценарного плана. Рассмотрим основные понятия драматургии. Драматургия – принцип сценического воплощения отдельных произведений (драматургия спектакля, фильма, сказки, поэмы, анимационно-театрализованной программы). Основное правило организации материала по драматургическим законам – это развитие действия по нарастающей. Нарастание интереса у аудитории организатор должен вызывать различными средствами и приемами, поэтому весь материал важно расположить по принципу нарастания как его значимости, так и интереса зрителей. Основой для подготовки и проведения анимационнотеатрализованных представлений является специально написанный сценарий (от итал. scenario) – литературная основа действия представления. В сценарии указываются: действующие лица; оформление сценической площадки, где происходит представление; музыкальные композиции, диалоги, монологи. В сценарии вечера могут быть использованы: 1) Выступления реальных героев на сцене или зафиксированные на видеопленку;

2) Оглашение официальных документов (приказов, указов и др.);

3) Эпистолярные документы (письма, дневниковые записи и т. п.);

4) Фотодокументы (из личных и государственных архивов, относящиеся к раскрытию данной темы);

5) Кинодокументы (фрагменты документальных фильмов или собственные съемки того или иного события, момента, важного для данной темы);

6) Элементы сказок, фольклора, эпоса.

Сценарий анимационной программы театрализованного представления или его сценарный план являются основным документом для разработки режиссерско-постановочного плана, музыкального и светозвукового оформления, проведения и организации всех репетиций, изготовления костюмов, декораций, составления сметы расходов для представления и т. д. Сценарий состоит из отдельных эпизодов. Каждый эпизод подчиняется общей драматургической структуре, единой теме, идее и сквозному приему, но имеет и свою внутреннюю драматургическую законченность, развитие, нарастание и стремление к разрешению внутри целого действия. Структура сценария вечера содержит: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал. 66 Экспозиция (от лат. ехрositio – описание, изложение) экспонирует, предъявляет тему вечера, вводит зрителей в предлагаемые обстоятельства действия. Представляются действующие лица, участники и герои повествования. Экспозицию можно назвать прологом. Завязка – событие, с которого и начинается развитие действия. Тесно связана с экспозицией. Развитие действия – самый долгий по времени отрезок действия, который может состоять из нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей. Действие вечера, которое должно развиваться по нарастающей, невозможно организовать без определения конфликта. Кульминация – момент наивысшего эмоционального напряжения в развитии действия. Это самый яркий, эмоциональный эпизод или часть его. Развязка – разрешение конфликта, победа одной из противоборствующих сторон. Финал – это своего рода эпилог, т. е. окончательное прояснение всех ситуаций, разрешение главных и побочных конфликтов. Для усиления значимости произведения, повышения эмоционального воздействия, соединения отдельных эпизодов используют приемы монтажа. Монтаж – это творческий процесс в создании сценария, подразумевающий отбор лучших номеров представления и включение их в единое целое в соответствии с режиссерским замыслом. Наиболее часто в сценариях представлений применяются следующие приемы монтажа: а) последовательный прием – каждый материал логически продолжает содержание и настрой предыдущего; б) параллельный прием – в одно и то же время разрабатываются и сопоставляются две параллельные линии повествования, жизни двух героев, две линии поведения и т. п.; в) прием контрастного сопоставления материала – противопоставление разных по содержанию и настроению материалов; г) прием лейтмотива – использование повторяющегося фрагмента музыки или действия; д) ретроспективный прием – переход из настоящего в эпизод, повествующий о событиях прошлого; е) ассоциативный прием – самый сложный, рассчитанный на то, что в момент художественного стыка двух эпизодов у зрителя возникнут определенные ассоциации. Для проведения анимационной программы театрализованного представления создается особая инициативная группа, оргкомитет. В обязанности членов оргкомитета входит: - разработка сценария анимационной программы театрализованного представления; подготовка выступающих; 67 - поиск интересных людей, их интервьюирование, беседа с ними, подготовка их выхода на сцену; - включение в сценарий определенных эпизодов согласно развитию действия и драматургическим законам; - оформление зала, фойе, вспомогательных аудиторий; - подготовка рекламы, афиши, пригласительных билетов. Существенным компонентом анимационной программы театрализованного представления является разнообразная зрелищная программа, включающая номера, кинофрагменты, танцы, музыку, театрализованные фрагменты, конкурсы, игры. Каждая анимационная программа театрализованного представления требует ряда репетиций с исполнителями и творческими коллективами. Каждый номер должен вписаться в единое действие, в структуру представления. При этом важно помнить о том, что собой представляет эпизод, в который включается номер, завязка или кульминация. После репетиций отдельных номеров проводятся сводные репетиции, их должно быть не менее двух-трех. Затем следуют монтировочные репетиции – световые, музыкальные, техническое оформление действия. И в заключение – генеральная репетиция. Здесь важно почувствовать слаженность всего механизма предстоящего зрелища. Запись сценария анимационной программы театрализованного представления состоит из следующих элементов: - описание места действия, его оформления и декораций; - описание действия; - использование техники (технические замечания). Рассмотрим каждый из названных элементов. Описание места действия, его оформления и декораций В описательной части дается предварительное решение сценической площадки театрализованного представления. Описание служит отправным пунктом для работы художника по оформлению сценической площадки, зала, фойе. Надписи и текстовые элементы оформления служат девизом, лозунгом или эпиграфом, под которым проходит мероприятие. Тексты оформления должны быть лаконичными, выразительными, красочными. Применяется оформление в виде планшетов, в которых отражается основная мысль эпизода. Существует прием условного оформления сценической площадки. Для создания обстановки действия используются цветовые и световые эффекты, кубы, торцы которых окрашены в разные цвета, и по ходу представления они используются на игровой площадке в разных вариантах. 68

Описание действия

Большое значение при подготовке массовых театрализованных представлений имеют точные описания действий на сцене, поступков героев, театральных жестов, костюмов персонажей, которые раскрывают особенности внешности, характера, обеспечивают яркость исполнения актером роли. Использование техники Одним из элементов сценария являются прямые указания сценариста по технике выполнения той или иной части сценария. Кинопроекция позволяет ввести в сценарий материал, снятый заранее; документальные, научно-популярные, художественные фильмы; мультипликацию или перенести на экран действие, происходящее на сцене. Диапроекция дает большие возможности драматургу: в документальных, научно-популярных жанрах позволяет быстро вводить в действие географические и живописные элементы. Схемы, диаграммы, карты, планы, рисунки, портреты, фотографии, слайды, чертежи, сменяясь на экране, помогают сценаристу более наглядно раскрыть свой замысел. Диапроекция при большом увеличении способна заменить декорацию и оформление. Действие может моментально перенестись в любую эпоху, любой край земли, на любую планету. Световые эффекты Помимо обычной общей освещенности сцены, большой эффект дает использование локального света и цветных фильтров, которые помогают привлекать внимание к новому эпизоду сценария, создавать определенные смысловые и композиционные элементы вечера: сценическую площадку разделить на участки; вести параллельное действие; направить световой луч в ложу или на балкон, в проход между рядами. Цветной свет придает смысловое звучание сцене или эпизоду. Драматургическим приемом является частичное или полное затемнение сцены. Прожекторы при необходимости можно сфокусировать в форме круга, квадрата, овала, звезды, цветка. Известны световые эффекты падающего снега, дождя, звездного неба, радуги, северного сияния. Механизмы сцены Разрабатывая сценическое действие, следует иметь в виду возможность использования занавеса, кулис, поворотного круга, блоков для подвесок, опускающегося и поднимающегося киноэкрана.

7.2. Особенности сценария анимационной программы

Готовых схем сценариев, свободно переносимых из одного мероприятия в другое, не бывает. Каждый новый сценарий требует нового построения, особых деталей, своеобразного настроя мыслей, чувств, значительной самоотдачи. Анимационная программа должна отражать авторское восприятие жизненного материала, особенности литературного, 69 музыкально-художественного и театрального жанров, специфику культурно-массовой работы. Связать художественный и документальный материалы (факты, фотографии, кинокадры, выступления реальных людей) сценаристу помогает удачно найденный сценарно-режиссерский или драматургический ход. Это единый образно-сквозной прием, на который «нанизаны» все эпизоды сценария. При работе над сценарием необходимо помнить о зрелищной стороне, его занимательности, динамичности. Сценаристу приходится быть изобретательным, максимально разнообразить приемы, формы и средства воздействия на эмоциональную сферу зрителей. Учитывая специфику формы анимационно-театрализованного представления, важно помнить о введении в сценарий приемов активизации зрителей, туристов. Удачно найденные приемы помогут добиться гораздо большего успеха при показе такого представления. Сценарная группа менеджеров-аниматоров занимается составлением сценарных планов тематических вечеров, конкурсов, устных журналов, викторин, театрализованных концертов, выступлений агитбригады, маскарадных шоу, бальных танцев, карнавальных шествий и т. д. Специфической особенностью сценария анимационнотеатрализованного представления является заявленный в сюжете конфликт, проявляющийся в поступках, действиях героев. Без конфликта нет действия в истинном понимании слова, нет динамики. Без определения главного конфликта невозможно грамотно выстроить развитие всего действия, его нарастающую силу. После определения конфликта необходимо распределить материал в соответствии с замыслом, сюжетом и учетом требований законов композиции драматургического произведения. В сюжетную основу сценария анимационно-театрализованного представления включаются художественный материал – стихи, песни, танцы, тексты и фактический материал из жизни конкретного коллектива, что делает представление более интересным для аудитории. Сюжетной основой для анимационно-театрализованного представления могут стать известная книга, кинофильм. Необходимыми элементами, сопровождающими любое праздничное мероприятие, являются: съемка видеофильма, разработка световой газеты, подготовка слайдов; распечатка программ, объявлений, пригласительных билетов, афиш; подготовка передач для местного радиоузла; организация печатных публикаций в местной газете; оформление стендов фотоматериалами; проведение анализа и подведение итогов по окончании анимационного мероприятия. Литературно-сценарная работа по разработке анимационной программы имеет свою специфику. По главным направлениям и задачам анимация связана с педагогикой, психологией, этикой, эстетикой, культурой речи, актерским мастерством, театральным искусством. В 70 анимационных программах используются следующие способы воздействия: изложение, демонстрация, упражнение, внушение, убеждение, зрелище, развлечение, просвещение. В зависимости от степени оригинальности разработки сценарии могут быть: - оригинальные авторские сценарии содержат принципиально новые творческие решения, не повторяют по форме и содержанию известные образы, наполнены оригинальностью, фантазией, оставляют в памяти зрителей глубокий эмоциональный след; - сценарии компилятивного характера представляют собой монтажи, составленные из эпизодов, текстов, построенные на использовании известных сюжетов. Подобный вариант наиболее распространен, пользуется спросом и популярностью, но должен иметь определенную степень авторской индивидуальности и оригинальности мыслей; - сценарии-импровизации, где основная сценарная работа заключается в подготовке текстов для ведущих программу. Затем определяется круг участников, выступающих без подробной разработки текстов. Главное место отводится импровизации, непринужденному разговору со зрителями. Данный вариант также должен быть наполнен элементами творчества, оригинальности, неожиданных сюрпризов. На ведущего импровизационной программы ложится большая ответственность за построение вечера, стыковку отдельных эпизодов, сочетание театрализованных элементов программы. Ведущий должен иметь специальную подготовку, высокую квалификацию, способность импровизировать. Сценарная работа, как и любой вид творчества, не терпит штампа, шаблона, серости, скуки, однообразия. В связи с этим, в творческий актив аниматоров должны входить неординарные личности, талантливые сценаристы, профессиональные режиссеры, творческие работники. В авторский коллектив могут входить представители литературнотворческих объединений самодеятельных поэтов и прозаиков, редколлегий газет и журналов, любительских кино- и радиостудий. Сценарный замысел и его компоненты Различные ступени оформления сценарной работы можно разделить на сценарный план, литературный сценарий и режиссерский сценарий. Сценарный план – краткое изложение содержания театрализованного действия, сюжетная схема, по которой создаются пьесы, представления, массовые зрелища, импровизации. Литературный сценарий – литературное произведение, предназначенное для воплощения в действие с помощью средств киноискусства, телевидения, театра, эстрады, цирка. 71 Режиссерский сценарий – авторский творческий замысел, индивидуальное толкование произведения, объединяющее работу над постановкой представления с учетом всех участников: актеров, художников, композиторов, исполнителей. Основные направления, которые должны отражаться в анимационных программах: - формирование научного мировоззрения; патриотическое и интернациональное воспитание; - культурная организация отдыха; работа с детьми и подростками, их этическое, эстетическое, музыкально-художественное воспитание; - стимулирование интереса у зрителей, создание запоминающейся, оригинальной, необычной программы. Поиски формы анимационной программы – творческая сценарная работа, которая не терпит шаблона. Однако бывают случаи, когда тематика анимационной программы механически переносится из плана в план вместе с однажды найденной формой, что приводит к однообразию и повтору. Замысел сценария для анимационного представления определяют следующие компоненты: - тема – круг явлений действительности, которому посвящено мероприятие; - идея – главная авторская мысль, его убеждения и рассуждения; - сверхзадача – конечная художественная цель. Определение темы анимационной программы, вечера, концерта или праздничного мероприятия не может носить случайный характер, она должна быть детально и глубоко разработана. Ясность темы – одно из непременных условий при разработке тематических вечеров. Секрет сценарного мастерства заключается в том, чтобы найти единую тему. Одновременное развитие двух или нескольких тем перегружает композицию сценария, отвлекают внимание зрителя, прерывают заинтересованность. Даже если вечер задуман как развлекательный, каждый эпизод должен иметь свою задачу, тему, особый смысл. Поиски и изучение материала: для разработки сценария изучаются факты, события, документы, биографии участников; готовятся видеофильмы, слайды, максимально используются творческие возможности выступающих, шуточные, фантастические сюжеты, дружеские шаржи, частушки, забавные викторины. Менеджеру-аниматору важно выбрать наиболее интересный, актуальный, необычный материал, наполнить его новизной, фантазией, веселыми играми-соревнованиями, конкурсами, театрализованными представлениями. Индивидуальный подход к разработке темы, раскрытию идеи мероприятия, отбору необходимых материалов – важная задача актива анимационной группы. Только в том случае, когда через сценарий красной нитью проходит индивидуальное отношение организаторов мероприятия, 72 можно рассчитывать на успех. Личностное отношение способствует положительному эффекту и создает определенный настрой у зрителей. Активу анимационной группы в начальной стадии формирования сценария намеченного мероприятия необходимо определить его жанр: документальный; художественный; научно-популярный; юмористический; с элементами театрализации, клоунады. В сценарии документальных вечеров описание действия соединяют с изложением краткого содержания устных выступлений, началом или последними словами текста; обозначаются переходы от одного эпизода к другому; указываются моменты, когда внимание переносится со сцены на экран, фиксируются границы кинофрагментов; обозначаются основные моменты действия: появление перед зрителями, передвижение по сценической площадке, уход со сцены, возникновение и окончание музыкального сопровождения. В сценарии массово-игровых мероприятий излагаются условия игр, их варианты, подробное описание действия. Сценарий театрализованного представления имеет подробные записи монологов, диалогов, описание действий, характеров и душевных состояний персонажей. В сценарии массового театрализованного праздника проводится подробное описание с указанием последовательности выступления индивидуальных участников; музыкальных, театральных и цирковых коллективов; карнавальных шествий. Порядок выхода каждого участника фиксируется по времени.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!