VIII. ПОДГОТОВКА И РАЗРАБОТКА АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ, МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ, ОРГАНИЗАЦИЯ КОНЦЕРТОВ, ВЕЧЕРОВ ОТДЫХА



Особенности подготовки и разработки анимационных программ

История массовых форм праздников свидетельствует, что во все эпохи, во всех странах для человечества была характерна тяга к массовым представлениям, зрелищам, театрализованным праздникам. Это объясняется тем, что массовый праздник является выражением эмоционального настроя масс, и при грамотной и профессиональной организации праздника согласуются, приходят в соответствие интересы государства и настроение народа. Сегодня также невозможно представить нашу жизнь без праздников, которые предусматривают разнообразный комплекс политических, культурных, художественных, эстетических, анимационных действий. Праздник – это мероприятие с активным, творческим участием населения, посвященное выдающимся событиям, традиционным датам, юбилеям, чествованию работников определенных профессий. К подготовке праздника необходимо относиться с чувством высокой ответственности, наделять каждую программу индивидуальными качествами, использовать психологические нюансы, отражать в празднике не только факты, но и свое мироощущение, идейную убежденность, взволнованность, гражданскую позицию. Поэтому организацией массовых праздников должны заниматься специально подготовленные режиссеры, постановщики, профессионалы, специалисты-аниматоры, что позволяет избежать штампов, ремесленничества, шаблона. Театрализованной частью праздника может быть массовое представление, которое, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами, предполагает разделение масс на исполнителей и зрителей. Массовый праздник предполагает одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия. Каждый участник может выбрать для себя любой объект внимания, в то время как представление этот объект предопределяет. Драматургия массового праздника предполагает четкое понимание идеи праздника, осознание темы, основных задач, раскрытие величия происходящего события, стремление мобилизовать зрителей на решение важного вопроса. Драматургия массового праздника зависит от ряда обстоятельств: - от места и масштаба действия массового праздника; Праздник по своему масштабу может быть общегородским, общенациональным, туристским, клубным, детским, молодежным, студенческим. Он может проходить в городе, в сельской местности, на 79 стадионе, в Доме культуры, в зоне отдыха, в парке, на туристской площадке, в школе, в институте. От удачно выбранного места проведения массового праздника зависит высокий эмоциональный настрой публики и успех задуманного. - от использования художественных средств; К ним относятся: декорации, оформление сцены, площади, игровой площадки; атрибуты, которые используются в процессе представления; дополнительные элементы праздника: фейерверк, салют, запуск голубей, воздушных шаров, полет самолетов и т. п., помогающие выразить идею праздника. В качестве средств выразительности и воздействия на зрителей используется компоненты: танец, песня, эмоционально-живая картинная композиция, предполагающая мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок. Тема массового праздника определяет характер проведения праздника, от нее зависит ход событий и развертывание действий. Чтобы раскрыть тему, нужно наполнить содержанием, выстроить в логической последовательности подачу материала, найти соответствующий образ, соответствующий идее, ритму, темпу, музыкальному оформлению. Именно тема диктует подбор концертных номеров, песен, танцевальных композиций, театрализованных сюжетов. Примерные темы массовых праздников: «День города», «Праздник цветов», «День всех влюбленных», «Праздник урожая». Создание сценария праздника – первый этап подготовки массового праздника. Он определяет пути реализации темы, идеи, сверхзадачи массового праздника; решает вопросы индивидуализации, неповторимости каждого праздничного театрализованного действия. Создание сценария является совместной работой драматурга, режиссера, постановщика, художественного руководителя, группы специалистов-аниматоров, художников, композиторов, музыкального оформителя. Участники праздника делятся на две группы: - непосредственные, активные участники – актеры, работники сферы культуры, специалисты-аниматоры, технические работники; - пассивные участники – туристы, экскурсанты, зрители. Важная задача специалистов-аниматоров – объединить обе группы, установить тесную связь, контакт между действием и восприятием. Туристы должны сопереживать, активно включаться в действие праздника, эмоционально выражать свое отношение. И тогда, благодаря азарту аниматоров, доходчивой и понятной форме, увлекательному действию, часть пассивных зрителей переходит в разряд активных участников. Важными способами повышения заинтересованности зрителя в ходе массового праздника являются: - активное включение зрителя в действие; 80 - максимальное сближение исполнителей и зрителей путем превращения зрителей в участников массового действия; - эмоциональное воздействие на зрителя (игровое, музыкальное, световое, цветовое, фейерверк); - привлечение внимания участников к аттракционам, конкурсам, игровым элементам; - поощрение заинтересованности зрителя сувенирами, подарками, сюрпризами. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике надо искать как можно больше рассредоточенных центров, органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавального шествия, маскарадных шоу, фестивалей, которые требуют четкого ритма, площадок для танцев, аттракционов, свободы для движения актеров в театральных костюмах, проезда декорированных машин. В сценарии массового праздника необходимо предусмотреть порядок движения колонн, продумать организацию митинга, спланировать приход зрителей. Сценарий массового праздника содержит: начало, развитие, кульминацию, финал. Степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичность, контрастность, концентрация внимания зрителей, их заинтересованность, строгое взаимодействие эпизодов определяются режиссером в рамках сценария. Большое значение в раскрытии темы, подъеме настроения, эмоциональном воздействии играет художественное и музыкальное оформление территории праздника, ритм, темп, исполнительские и актерские силы, режиссерская фантазия, театральные костюмы, поэтический настрой. 8.2. Организация концертов и вечеров отдыха Концерт – одна из форм культурно-досуговой деятельности. Подготовку и проведение концертов можно считать одной из важных функций деятельности туристского аниматора, которая направлена на формирование эмоционального состояние туристов, реализацию их творческого потенциала, развитие ценностно-ориентированных процессов общения, создание непринужденной обстановки, установление тесных контактов, снятие стрессовых ситуаций. Концерт (от итал. concerto) – состязание, соревнование. Конечно же, на сцене не происходит явной борьбы, в которой кто-то должен победить, кто-то проиграть, но глубинный подтекст слова сохраняется. Ведь каждый исполнитель, вышедший на сцену, ждет признания, аплодисментов и не хочет выглядеть хуже других. Обеспечить успех каждому исполнителю – самая главная педагогическая и режиссерская задача организатора концерта. 81 В настоящее время существует ряд классификаций концерта. По целевому назначению концерты принято подразделять на следующие виды: отчетные, праздничные, юбилейные. Концерты подразделяются также: - по месту постановки: стациионарные (выступление на привычной сцене), выездные или гастрольные; - по составу участников: в программе могут быть задействованы взрослые, дети, профессиональные исполнители, исполнители-любители; - по числу участников: сольные (выступление одного исполнителя), групповые (выступление одной группы исполнителей), смешанные (выступление в одной концертной программе отдельных солистов, групп, ансамблей); - по составу аудитории, для которой концерты проводятся – взрослая, детская, смешанная. Детская аудитория требует точного расчета концерта во времени, поскольку дети быстро устают; важно тщательно продумывать подбор номеров, их расстановку: дети любят зрелищность, они не выносят монотонности, хотят больше веселых и смешных номеров. Взрослая аудитория более восприимчива к глубинно-содержательным номерам, не устает от продолжительного концерта. Смешанная аудитория представляют собой наибольшую сложность. Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителей. Разный возраст, уровень социальной зрелости, адаптации к жизни, культуры, возможности осмысления художественного материала, представленного на сцене исполнителями, – все это требует продуманности и соответствующей подачи каждого номера. По содержанию концерты бывают: тематические (посвященные одной теме), политемные (с разными тематическими блоками и направлениями), театрализованные (составляются исключительно из музыкальных номеров с театральными элементами). Тематические концерты в свою очередь, подразделяются на сюжетные и бессюжетные. В зависимости от числа жанров концерты подразделяются: - на одножанровые: литературные, хореографические, музыкальные, поэтические, юмористические, клоунадные и т. д.; - многожанровые, или сборные: используются разные жанры: песни, стихи, проза, танцы, цирковые номера, отрывки из спектаклей и т. д. Основные принципы организации сборного концерта:

1) Необходим строгий учет времени проведения всех номеров и концерта в целом (Если концертная программа разрастается, то уместно сделать концерт в двух отделениях, с перерывом для зрителей).

2) Организационные и технические моменты должны предшествовать расстановке номеров.

3) Следует избегать однообразия в расстановке номеров по их жанру, настроению.  

4) Важно обеспечить постановку каждого номера концерта в выгодных для исполнителя условиях.

5) Составление программы нужно производить с учетом нарастания зрительского интереса (Самые зрелищные, динамичные, яркие номера следует распределять ближе к финалу).

6) Концерт должен начинаться с эффектного номера, чтобы сразу захватить внимание зрителя.

7) Целесообразна подача некоторых номеров единым концертным блоком в программе.

8) Очень важно соблюдение развития, динамики концертной программы. Тематический концерт строится по тем же законам, что и сборный, но его номера раскрывают какую-либо одну тему и придерживаются ее. Театрализованный концерт – это наиболее зрелищный, яркий, масштабный, трудный по замыслу, организации и воплощению вид концертной формы. Он может быть тематическим и театрализованным. Композиция (от итал. compositio – составление, связывание, сложение, соединение). Энциклопедии трактуют термин «композиция» по-разному, но общий смысл формулировок примерно таков: композиция – это сложное единство различных компонентов, которое достигается в процессе творчества. Понятие «композиции» присутствует в любом виде искусства: в живописи, скульптуре, музыке, романе, фильме, а также в театральноанимационном представлении. Композиции бывают одножанровые (литературные, музыкальные, хореографические) и разножанровые (литературно-музыкальные, музыкально-хореографические и т. д.). По замыслу композиции бывают сюжетные (весь материал выстраивается в рамках заданного сюжета по законам драматургии) и бессюжетные (имеющие свою логику организации материала согласно индивидуальному авторскому замыслу). Бессюжетные композиции создаются по принципу калейдоскопа номеров или различных материалов, составляющих всю композицию, выстраиваются благодаря удачно найденному сквозному драматургическому ходу – сквозному художественному приему, на котором держатся все эпизоды сценария, составные части композиции. Работая над композицией сценария, сценаристу важно набрать как можно больше разнородного материала, соответствующего теме. Материалом для композиции могут быть песни, стихи, фотографии, архивные документы, отрывки из спектаклей, хореографические фрагменты, текст ведущих. Материал в композиции распределяется и занимает свое место в развитии действия согласно сюжету или драматургическому ходу. При работе над композицией, связанной со зрелищными формами, всегда помогает знание основных приемов монтажа:  

1. Параллельный прием сопоставления разнородного материала предусматривает параллельное одновременное развитие и показ двух линий. 2. Контрастный прием монтажа: два отрывка, два материала противопоставляются друг другу.

3. Логический прием монтажа материала предполагает логический, естественный переход из одного отрывка в другой соответственно логике событий.

4. Ретроспективный прием из любого эпизода композиции уводит зрителя в тот или иной эпизод прошлого.

5. Прием рефрена (термин позаимствован из музыки, дословно означает повторение того или иного отрывка мелодии) служит своеобразным напоминанием какой-нибудь важной мысли, какого-нибудь настроения, чувства.

6. Ассоциативный прием: эпизоды стыкуются друг с другом таким образом, чтобы вызвать у зрителя те или иные ассоциации. Сложность заключается в том, что зрители в зале имеют разный опыт, эмоциональную отзывчивость, культуру восприятия. В то же время этот прием дает большой простор для работы собственного воображения, фантазии зрителя.

Анимационно-театрализованные вечера – это встреча творческих коллективов со зрителями. Постепенно слово «вечер» приобрело жанровую окраску, развилась разновидность тематического вечера отдыха. Вечера различают по содержанию, структуре, методике проведения. Исходя из этих основных признаков – содержательного, структурного и жанрового – вечера можно подразделить на следующие виды: - социально-значимого содержания; - посвященные юбилею школы, института, университета, предприятия, фирмы, итогам работы организации, конференции и т. д.; - морально-этического содержания; - литературные, музыкальные, танцевальные; - спортивные; - развлекательные. В зависимости от внутренней логики и структуры построения анимационно-театрализованные вечера делятся на следующие типы: - тематической направленности; - информационной направленности; - вечера отдыха. В тематическом вечере акцент делается на использование разнообразных средств и приемов выразительности: поэзия, музыка, кинофрагменты, хореографические номера; посвящение определенной теме. Тематический вечер сравнивают со спектаклем, слово ведущего приобретает особое образное значение и звучание. Информационные вечера отличаются оперативностью, достоверностью информации, точностью, познавательной 84 направленностью. Подобные вечера организуют при проведении конференций, выставок, деловых встреч. Вечер отдыха имеет определенную эмоциональную окраску, взволнованную интонацию ведения, яркость средств выразительности, характеризуется как релаксационный вечер. Одной из специфических черт вечера, отличающих его от концерта, композиции, конкурсной программы, является использование специально продуманных и включенных в канву действия приемов активизации аудитории. Особенно эффективны приемы новизны и соучастия. С помощью приема новизны аудитория легче воспринимает новые факты, сведения, сообщения. С помощью приема соучастия зрители вовлекаются в беседу, конкурс, пение, игру. Этот прием особенно хорош в детской, подростковой и молодежной аудитории, не терпящей пассивной формы поведения. Они становятся не просто зрителями, а зрителями-участниками. Для достижения этой цели организаторами вечера зачастую используется и множество приемов активизации аудитории: массовое исполнение песни, танца, игры, включение в действие подсадного героя в зале. Анимационно-театрализованные вечера выполняют гедонистическую функцию (вызывают у зрителей чувство наслаждения от зрелища) и коммуникативную функцию (создают возможность общения детей, подростков, молодежи, людей пожилого возраста). Наиболее важная черта анимационно-театрализованного вечера, отличающая его от концерта, представления, митинга – включение в его сценарий деталей, фактов и материалов местного значения: документов, выступлений реальных героев. Анимационно-театрализованный вечер требует продуманного применения разнообразных приемов воплощения содержания материала. Это своего рода художественно-образный комментарий к действию, происходящему на сцене, и озвученному документальному материалу. Суть театрализации – в целенаправленной организации действия. Для этого придумывается сквозной художественный ход, сюжетная линия. В качестве сквозных ведущих вечера часто используются персонажи: герои сказок, мультипликационных и художественных фильмов, книг, исторические деятели. 8.3. Стадии и процесс разработки новых анимационных программ Группа специалистов-аниматоров должна понимать, что анимационные программы проходят определенные стадии своего жизненного цикла. Для того чтобы выжить на рынке культурно-досуговых услуг, необходимо постоянно разрабатывать новые анимационные 85 программы, создавать оригинальные праздничные шоу, театрализованные представления, организовав работу по определенным стадиям: Генерирование идей. Главным источником идей новых анимационных программ являются сами специалисты-аниматоры, режиссеры, сценаристы, постановщики. Отбор идей. Цель отбора – найти новые идеи, наполненные фантазией, новизной, актуальностью, неординарностью, злободневностью. Разработка, постановка и апробация анимационных программ в действии. Анимационная программа наполняется новыми игровыми элементами, музыкальными и литературными композициями, театральными атрибутами, декорациями, костюмами. Проводятся репетиционные занятия, и только затем производится проверка, апробация программы на туристах. Анализ анимационной программы после проведения. После проведения анимационных программ необходимо проанализировать работу аниматоров на сценической площадке, определить степень профессионализма, самоотдачи, удовлетворения потребностей клиентов в создании хорошего настроения на отдыхе. Коммерциализация анимационных программ. Разработанная новая программа внедряется на рынок услуг развлечения. Специалисты аниматоры должны регулярно обновлять представляемые услуги, внедрять новые игровые элементы, постоянно разрабатывать идеи новых программ. Основные характеристики анимационных программ:

1. Доступность восприятия показывает, насколько анимационная программа доступна с точки зрения восприятия различными возрастными категориями туристов, их социального положения, времени года, места проведения.

2. Атмосфера восприятия. Анимационная программа воспринимается через чувственные ощущения туриста, его настроение и эмоциональный фон.

3. Взаимодействие туристов со специалистами-аниматорами. Специалисты-аниматоры являются главным звеном в системе обслуживания, они должны тщательно продумать сюжет анимационной программы и участие туристов в каждой фазе ее проведения, от начальной стадии до заключения.

4. Взаимодействие туристов между собой в процессе участия в анимационной программе. Туристы не только воспринимают программу визуально, они становятся частью представления, проявляя активность в участии, инициативу в действии.

5. Непосредственное участие туристов в программе и влияние на их эмоции. Включение туристов в систему действия повышает уровень удовлетворенности увиденным и услышанным, создает хорошее настроение и эмоциональный подъем, снижает возможную придирчивость к другим видам услуг.  

Одним из важных принципов анимационной деятельности является опора на самодеятельность и активное участие туристов в анимационных мероприятиях не только в качестве зрителей, но и участников, организаторов, инициативных активистов. Туристские учреждения могут рассчитывать на успех только при условии, если будут тесно связаны с туристами, развивая у них инициативу, интерес, активность, энтузиазм.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!