К философии образования Льва Толстого



Образование — один из центральных вопросов современной культуры. Заступив место идеям просвещения и пропаганды, новейшие концепции и технологии образования намерены стать если не альтернативной, то балансом и средством контроля тотальной информатизации общества и человека. Но будет ли самообразование достаточно самокритичным и гуманным, чтобы не превратиться в одно из орудий превращения человека в манипулируемый элемент системы производства, трансляции и потребления информации? Эта проблема находится в центре внимания той области знания, которая обозначается как философия образования. Статус и предметная специфика философии образования ещё не сформировались. Один из путей уяснения этой междисциплинарной науки — ретроспективный анализ теорий образования и воспитания, имеющихся в истории мировой культуры. Почетное место среди них занимают педагогические идеи Л.Н. Толстого.

В этой краткой заметке отмечу лишь те из них, которые, на мой взгляд, являются определяющими и которые составляют суть гуманистичности толстовской философии образования.

Более ста лет назад Толстой выдвинул лозунг пересмотра оснований образования. Тогда его практическая деятельность и выступления по вопросам образования не были восприняты серьёзно и вызвали в основном критические замечания. В наше время, когда кризис образования стал реальностью во многих странах, всё больше внимания общественной мысли привлекает не столько сама педагогическая деятельность Толстого, столько то, что за ней скрывается, т.е. комплекс тех филосовско-педагогических идей, на которые он опирался при создании своей системы образования. Сферой философии образования, по Толстому, являются законы воздействия одних людей на других. Главное при этом - отыскание критерия, руководствуясь которым, человек мог бы осуществить правильный нравственный выбор из нескольких возможностей. Известно что, поиск этого критерия лежал в основании всей общественной деятельности Толстого, всего его художественного и философского творчества.

Образование, по Толстому, будучи явлением духовной жизни человека, оказывает прямое влияние на социальное устройство и характер отношений между людьми. Образование Толстой связывал с сущностными чертами человеческого бытия. Стремление к образованию естественно и свойственно природе человека. Иначе говоря, образование - это величайшая потребность человеческого духа, его бессознательное стремление. Главным результатом образования является саморождение человека в ходе собственной деятельности.

Лишь при условии саморазвития в процессе образования человек может создавать собственные внутренние миры и проверять их на истинность. Самообразование человека — любимая идея Толстого. Она является для него системообразующей. Лишь с появлением у человека — в ходе образования — собственного «Я» его действия в мире приобретают осознанный и целесообразный характер, потому что теперь каждый поступок уже связан с неким представлением личности о себе. Самообразование как компонент образовательного процесса обеспечивает личности возможность выходить на новый уровень своего развития, разрушать и отбрасывать как ложные или несовершенные прежние представления о себе.

Образование — мировоззренческий процесс, поскольку его глубинные мотивы связаны с поисками смысла жизни, с ответами на важнейшие вопросы: «Что такое человек и что такое «Я»?», «Как жить, чтобы исполнить свое назначение и в чем оно состоит?» По мысли Толстого, человеческая мудрость заключается не в познании вещей материального мира. Толстой хорошо понимал, что науки технические, математические, биологические и все другие — «опытные» — бессильны в объяснении смысла жизни, не дают « руководство в поступках, а жизнь без объяснения ее значения и смысла… есть жалкое существование». Но роль этих наук все-таки важна, они должны изучаться лишь в той мере, в какой они могут содействовать освобождению человека от религиозных, юридических и общественных обманов, в какой они могут использоваться для обустройства справедливой общественной жизни. Познание мира объектов не может быть целью и смыслом жизни. По словам Толстого в каждом явлении этого мира столько сторон, сколько радиусов в шаре. «Есть бесчисленное множество вещей, которых мы не можем знать».

В центре познания должен быть человек. Он есть точка пересечения духа и материи. Дуализм природы человека составляет его отличительную особенность, он и источник трагичности человеческого существования, и причина взлетов и падений личности. Толстой верил в решающую роль духовного начала в совершенствовании человека, он настаивал на том, что «Взращиваться в человеке должна его духовная природа», он настаивал на том, что знания, приобретаемые человеком, должны служить благу — единению людей. Если человек не хочет встать на гибельный путь, он должен подчинить свою животную природу разуму, отбросить ложную науку, которая «приводит к выводу о том, что жизнь человека и всякого животного состоит в борьбе за существование личности, рода, вида», т.е. злу. Таким образом, задача образования — поощрять в человеке жизнь высшую, духовную, разумную.

Следует отметить, что Толстой не разделял нередкой в его время веры в спасительную миссию естествознания. Он резко выступил против сведения жизни человека к «прению» кусочка материи. Но в своей оппозиции повальному увлечению естественными науками в пореформенной России Толстой иногда впадает в крайность.

В пылу отрицания он умаляет значение и всякой философии: «Философия — враг жизни и поэзии. Чем справедливее, тем общее, и тем холоднее, чем сложнее, тем слаще».

Смысл своей образовательной деятельности Толстой полагал в трансформации устоявшихся форм науки, поэзии, философии по требованиям разумной любви. Он надеялся постичь истину через любовь, считал разумную и добродетельную любовь гарантией истины, принципом познания. По мнению Толстого, в основании знания лежит вера. В своей философии образования он старался ( но безуспешно) обойти стороной коллизию веры и знания: земное познается земным — наукой, вечное — законы жизни — постигается религиозной верой. Два уровня познания соотносятся с двумя уровнями бытия. По Толстому, дело жизни, дело образования - укрепить в человеке веру в бесконечное, так как только она спасает человека от безнадежности и бессмыслицы.

Но противореча самому себе Толстой говорит, что только тогда будет совершать движение вперед, указателем которого всегда была религия, когда разум будет руководить жизнью. Как совместить жажду религиозной веры с утверждением: «Истинная религия не может быть противна разуму»? Всегда ли совпадает истина со здравым смыслом? Или есть области, недоступные для здравого смысла? Как бы то ни было, прямое дело образования, по Толстому, — привести в сознание истины, добываемые верой. «Вера отвечает на те вопросы, на которые разум не может дать ответа, но которые он не может не ставить себе». Все остальное в содержании образования определяют потребности учеников и здравый смысл, пусть только науки не заявляют прав высшее знание. Религия, если не основана на разуме, то по крайней мере не отрицающая его, т.е. религия недогматичная, меконфессиональная и не мистическая, связанная с откровением.

Так понимаемое образование «должно быть прививаемо народу». Но и здесь он - человек страсти поиска Истины и соблазна ее обретения — впадает в крайность, говоря, что «насилие в этом, но только в этом случае, законно». Такую убежденность Толстого, не раз заявлявшего о том, что принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса, можно объяснить лишь некритичной убежденность его в своей правоте. Поборник свободы и ниспровергатель авторитетов, он нередко ослеплялся верой в то, что знает Истину.

По Толстому, именно религиозное чувство открывает гармонию единения человека с другими людьми, что в свою очередь является средством познания ими своей вневременной и внепространственной природы. Образование — это путь к себе, обретение своего «я». Человек возвращается к себе, к глубинам и истокам своего внутреннего мира через образование. «Идеал наш сзади, а не впереди», — писал в связи с этим Толстой. Единственное, что нужно ребенку от взрослого, так это «материал, для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне». Через образование человек обретает свой собственный образ. Человек — щель образования, и, в то же время, он сам себя создает параллельно с обретением знаний о мире и самоузнаванием, умением жить так, чтобы делать « как можно меньше зла и как можно больше добра».

 Толстой страстно желал научить людей быть счастливыми на земле, однако, познавая человеческую природу, он пришел к выводу, что человек — часть космоса и счастье его — быть частью космического океана, подавлять животное начало и взращивать нравственное. Примерно о том же писал великий гуманист эпохи Возрождения Пико делла Мирандолла в трактате «О достоинстве человека»: «Тебе [человеку] дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного».

 

Павенков В.Г., к.и.н., доцент СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!