Толерантность в системе ценностей высшего профессионального образования



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

МАТЕРИАЛЫ

МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧЕНЫХ, АСПИРАНТОВ, СТУДЕНТОВ

Апреля 2011 г .

РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

В ХХ I ВЕКЕ

Санкт-Петербург

2011

УДК 316

ББК 60,5

Ответственный редактор: к.ф.н., доцент О. А. Чулков

 

    Российская молодежь в XXI веке: материалы докладов и выступлений Международной научно-практической конференции ученых, аспирантов, студентов. — СПб.: СПГУВК, 2011. — 538 с.

 

ISBN

    Сборник составлен по итогам Международной научно-практической конференции ученых, аспирантов, студентов «Российская молодежь в XXI веке», состоявшейся в рамках III Международного студенческого фестиваля «Наш дом — планета Земля», организованного Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций 14 апреля 2011 года. Публикуемые материалы содержат результаты исследований и разработок преподавателей, студентов и аспирантов, посвященных актуальным проблемам современной российской молодежи.

    Материалы публикуются в авторской редакции.

 

                                                                                                  УДК 316

ББК 60,5

ISBN                                                                                    

                                          © Коллектив авторов, 2011

                                          © Санкт-Петербургский государственный                                  университет водных коммуникаций

Пленарное заседание

 

Каратаев О.Г., д.ю.н., проф.,

декан юридического ф-та СПГУВК

О толерантности

Для того чтобы понять, что такое «толерантность» в современном общественно-политическом значении этого слова, необходимо чётко понимать, что любая мировоззренческая, культурная, этическая, поведенческая норма, скрепляющая общество и не позволяющая ему распадаться в «человеческую пыль», существует постольку, поскольку на практике работают механизмы наказания за ее нарушение. Эти механизмы далеко не обязательно должны быть формальными и юридическими. Они вполне могут существовать в неписанном виде как форма общественной нетерпимости, осуждения, порицания и остраказма. Тем не менее, они должны существовать, потому что если нарушение тех или иных норм не влечет за собой наказания, эта норма перестает существовать. Под так называемой «толерантностью» (буквальный перевод на Русский язык — «терпимость») сегодня подразумевается обязанность приверженного традиционным для конкретного социума этическим, культурным, поведенческим и иным нормам большинства терпимо сносить нарушения данных норм представителями не приверженных им меньшинства и индивидов. При этом меньшинствам дана полная свобода унижать и оскорблять господствующие и присущие большинству религиозные, национально — культурные, поведенческие и бытовые нормы, традиции и ценности.

Подчеркнем, что активная приверженность тем или иным ценностям, традициям и нормам, имеющим общественный характер, неразрывно связанна с болезненным восприятием их нарушения и поведенческой реакцией, направленной на пресечение такого нарушения. Именно в этом и состоит механизм социообразующего и социально-организующего действия таких норм, скрепляющих совокупность индивидуумов в коллективный субъект, четко разделяющий людей на принадлежащих к нему «своих» и не принадлежащих «чужих». Наиболее яркий пример такого рода — отношение к религиозной святыне, неразрывно связанное с ее активной защитой от поругания и осмеяния. Отношение к бытовым и поведенческим нормам менее ярко и эмоционально насыщено, поскольку имеет многократно более низкий ценностный статус, но принципиально природа приверженности этим социальным нормам аналогична.

В рамках идеологии «толерантности» разнообразные меньшинства (национально-этнические, религиозные, субкультурные, половые и прочие) не только получают право и возможность, но и подстрекаются к активной демонстрации своих норм, отрицающих, нарушающих и разрушающих нормы большинства, что в ряде случаев оскорбляет и унижает представителей большинства, переживается ими крайне болезненно. Например, проведение «культурных мероприятий» типа скандальных выставок «Осторожно, религия!» воспринимается верующими как кощунство, как оскорбление и поругание их святынь. Практически столь же болезненно воспринимается здоровым большинством общества поведенческие демонстрации педерастов и иных половых извращенцев. Может быть чуть менее остро, но так же весьма болезненно воспринимается представителями коренного национального большинства поведение этнических меньшинств, особенно некоренных и пришлых, нарушающее (зачастую демонстративно) присущие большинству культурные, этические, поведенческие и даже бытовые нормы.

С какой же целью в рамках навязывания толерантности меньшинства поощряются к нарушению норм и правил, принятых большинством общества, а большинство принуждается терпеливо сносить и покорно терпеть постоянное систематическое оскорбление и разрушение его норм и традиций? Цель этой политики предельно проста и прагматична: путем систематического оскорбления и разрушения скрепляющих и связующих общество святынь, традиций, норм и правил, добиться распада самого общества, структуры которого ограничивают манипуляцию сознанием и поведением. Параллельно с этим у большинства общества воспитывается полная социальная пассивность, формируется эскапизм (бегство от социальной реальности, ее игнорирование), вырабатывается предельное отчуждение. По существу, общество толерантности есть система полного взаимного игнорирования, когда люди всеми силами стараются не видеть и не замечать друг друга, перетерпеть (скрепя сердце и сжав зубы) факт существования друг друга как нечто заведомо болезненное и неприятное, в идеале — полностью друг от друга абстрагироваться. Однако подобная автономность и «самодостаточность» индивида крайне обманчива: лишившись защиты традиционных социальных структур, он становится предельно зависим и управляем посредством виртуальных денежных знаков и средств массового внушения и оболванивания.

Путем привития терпимого, равнодушного и индифферентного отношения к оскорблению, низведению — и нарушению общественных норм достигается размывание самих этих норм и, как следствие, автомизация и десоциализация индивидов. Тем самым уничтожается вся совокупность социально-культурных кодов (религиозных, национальных и т.д.), и их место занимает универсальный юридически-договорной и товарно-денежный протокол взаимодействия между предельно отчужденными друг от друга индивидуумами. В пределе, — каждый индивидуум оказывается абсолютно одинок, и беззащитен перед лицом капиталократической машины управления и зомбирования. Таким образом, мы должны ясно отдавать себе отчет в том, что десоциализация, маргинализация и атомизация общества, являются не побочными продуктами, а сознательной и непосредственной целью внедрения толерантности.

У прочитавшего вышесказанное может возникнуть вполне резонный вопрос — почему же российские власти на всех уровнях так настойчиво проводят в социальную жизнь общества парадигму толерантности, затрачивая на этот процесс огромные финансовые и организационные ресурсы? Предоставляем читателю самому ответить на этот непростой, по-видимому, вопрос.

Хотелось бы только напомнить нашим читателям, что на недавнем (октябрь 2010 г.) выступлении перед молодежью правящей партии в бундестаге канцлер Германии Ангела Меркель публично заявила, что Германия в своей внутренней политике признает неудавшимся направление мультикультурности (а следовательно, и смежные с ним понятия - толерантность и политкорректность) и переходит к иной, прямо противоположной политике, поскольку по ее мнению разрушение национального единства общества, его этническое и культурное разобщение приводит к расколу коллективного субъекта национальной государственности.

 

Харченкова Л.И., д.п.н., проф.,

зав. кафедрой Межкультурных коммуникаций СПГУВК

Толерантность в системе ценностей высшего профессионального образования

    В последние годы в научном обиходе стал активно использоваться термин «толерантность». Толерантность является предметом обсуждения в социологии, политологии, экономике, истории, культурологии, психологии, педагогике. Повышенный интерес к толерантности обусловлен не только ее междисциплинарным характером, но и потребностями социальной практики, порождающей новые социальные процессы, которые, с одной стороны, способствуют развитию толерантности, с другой же, провоцируют разнообразные проявления интолерантности.

    Проблемы формирования толерантности особенно актуальны в настоящее время, когда в результате активизации международного терроризма резко возросла напряженность в человеческих отношениях. «Силовые методы борьбы с терроризмом при всей необходимости их использования носят сугубо тактический характер. Стратегически же не обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов, в том числе и с использованием возможностей сферы образования, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которой должно стать воспитание толерантности» [3, 8].

    Роль образования в преодолении таких негативных проявлений, подчеркивается во многих публицистических материалах и научных исследованиях. Формирование толерантности у молодежи все в большей мере начинает осознаваться родителями и педагогами как насущная проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов.

    Несмотря на достаточно частое использование термина «толерантность», единства в его понимании и применении пока не наблюдается. Так, например, толерантность у разных авторов определяется как одобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям (Н.Эшфорд), как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж.Салливан, Дж.Пьересон, Дж.Маркус), как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого человека (Л.Г.Почебут), как определенное качество взаимодействия (М.Мацковский), как особые отношения (С.К.Бондырева), как снижение сензитивности к объекту (Е.Клепцова), как система позитивных установок (Г.У.Солдатова). У многих авторов в определениях или описаниях толерантности присутствуют оппозиции «свое-чужое», «мы-они», «равенство-превосходство», «разные-одинаковые». Рассмотрение толерантности как ценности в различных странах показывает влияние исторически сложившихся социокультурных условий существования нации, детерминирующих трактовку данного феномена. Западноевропейская «теснота» была связана с необходимостью поддержания баланса, учета частных интересов сторон и потребностей участников конфликта. Отсюда, «западная» толерантность — это рационально осознанная необходимость лояльности к «другому», в основе которой лежит потребность в соблюдении дистанции. В России на протяжении длительного времени существовали жестко стратифицированные социальные отношения, что обусловило потребность в смирении с социальным неравенством и адаптации к нему. Этот тип социальных отношений привел к формированию в российской культуре принципа терпимости, основанного на нравственно-понимающем сопереживании.

    Нам импонирует трактовка толерантности, данная доктором психологических наук Н.А.Асташовой, где толерантность определяется как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [1, 76].

    Диапазон же расхождений во мнениях о том, каковы границы толерантности, довольно широк. Одни авторы пишут о толерантных отношениях и установках, другие — о толерантности как свойстве личности, третьи — о навыках толерантного поведения. В литературе можно найти подходы к толерантности как к групповой норме, форме социального взаимодействия, механизму общения, культуре ведения диалога, ценностной ориентации. Толерантность как интегративная категория включает в себя такие ценности как открытость, доброта, безопасность, справедливость, честность, альтруизм. Именно ценностный аспект толерантности будет предметом нашего рассмотрения.

    Ценность представляет собой «фиксированную в сознании человека характеристику отношения к определенному явлению как значимому для него» [5, 68]. Существует ряд способов формирования у человека социальных норм и ценностных ориентаций:

— традиционный – через семью и ближайшее окружение;

    — институциональный – через прохождение различных общественных институтов (образовательных культурных, профессиональных и др.);

    — стилевой – через субкультуру, с которой человек себя отождествляет, через ее ценностные ориентации и представления о нормах;

    — межличностный – через значимых лиц, т.е. людей, которые являются для человека его референтной группой и с мнениями которых он себя соотносит как с эталонами;

    — рефлексивный – через индивидуальное переживание, через субъективный внутренний опыт или через собственный опыт реального взаимодействия с объектом.

В нашем случае большое значение приобретает институциональный способ, предполагающий поиск конкретных принципов, методов, приемов и подходов к целенаправленному формированию толерантности у молодежи в системе высшего профессионального образования. Наличие социальных институтов (семья, школа, ВУЗ и др.), должны обеспечивать состояние равновесия и стабильности в обществе, устанавливать способы взаимодействия людей, разрешать конфликты, возникающие в повседневной жизни и способствовать формированию толерантного поведения всех членов общества. Поэтому воспитание толерантности и доверия, отношение к ним как к важнейшим жизненным ценностям в таких социальных институтах, как семья, школа, вуз во многом будут определять дальнейшую жизненную позицию обучаемых, их выбор в качестве приоритетного сосуществования и взаимопонимания, а не конфронтации.

    Педагогический аспект толерантности предполагает формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Т.В.Болотина, Б.С.Гершунский, И.В.Крутова и др.). В.А. Караковский — один из основоположников системного построения процесса воспитания — выделяет восемь общечеловеческих ценностей: Человек; Семья; Труд; Знания; Культура; Отечество; Земля; Мир . Ш.Шварц выделяет десять типов ценностей: конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность. Учитывая цели и потребности современного молодого человека, образование призвано помочь развивающейся личности в поиске своего места в обществе, создавая условия для наиболее полного самораскрытия, самореализации и самоопределения в мире ценностей.

В результате целенаправленного воздействия на человека социальные институты семьи, школы и вуза оказываются наиболее эффективными средствами формирования новых отношений в российском обществе, основанных на взаимоуважении и признании прав другого человека, а также норм поведения, в том числе и толерантного. Формирование толерантности студента в высшем учебном заведении осуществляется с целью подготовки к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, культурной, семейно-бытовой) и опирается на традиции и культуру, готовность принять любые изменения в сложившихся социально-экономических условиях. Процесс формирования толерантности предполагает создание определенных условий (благоприятная атмосфера в учебном заведении; формирование активности, самостоятельности, сознательности студентов; формирование ответственного поведения к себе и своим поступкам; разрешение конфликтных ситуаций конструктивными способами, приобщение к общечеловеческим ценностям). Данные условия помогают осознать личностно значимый смысл толерантности как ценности и трансформировать ее в принцип, определяющий деятельность человека, его отношение к другим людям, норму и образец поведения. Ряд исследователей (А.Г. Асмолов, Н.А. Асташова, Р.Р. Валитова, П.В. Степанов и др.) предлагают рассматривать толерантность в контексте таких понятий, как признание иных ценностей, другой логики мышления., иных форм поведения, положительное отношение к такой непохожести; умение видеть другого "изнутри", способность взглянуть на мир с двух точек зрения одновременно: своей собственной и с позиции другого. Данный подход акцентирует активность личности в таких процессах, как познание своего "Я" и позиции другого (гностический уровень); определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень); взаимодействие с другим при абсолютной автономности (быть с другими и сохранять свое "Я"), анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень).

 В отечественной науке осмысление толерантности в аксиологическом аспекте нередко осуществляется через призму диалоговой концепции М.М. Бахтина. Сфера образования должна быть заинтересована в активной поддержке идеи диалога культур с ориентацией на все большую детализацию взаимодействующих компонентов культуры и их интеграцию в целостном культурном пространстве цивилизации. Огромное значение при этом имеет обращение к общепризнанным классическим образцам культуры, вошедшим в мировую сокровищницу культурного наследия человечества и представляющим собой универсальные, общечеловеческие ценности.
Сфера образования тесно связана с политикой. Поэтому важным представляется инициирование на образовательном уровне постепенной интеграции политических доктрин, которая призвана подтвердить главный принцип политической стратегии — мирное сосуществование стран и народов и отвергнуть силовые методы решения любых меж- и внутригосударствен-ных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

    Сфера образования может направлять развитие контактов на всех уровнях, акцентируя внимание на активных формах взаимовыгодного сотрудничества в разных сферах человеческой деятельности (туризм, спорт, организация досуга, международные фестивали искусств и др.).
Ученые-педагоги должны участвовать в международных научно- исследовательских проектах и технологических разработках, направленных на решение общих глобальных проблем (защиты окружающей среды, мирного использования космоса, поиска новых видов энергии и т.д.).
 Сфера образования должна поддерживать разработку подлинно гуманных законов и правовых норм, регулирующих толерантные взаимодействия на разных уровнях: индивидуальном, общественном и на уровне межгосударственных отношений.
   Сфера образования вводит человека в информационное пространство и формирует способность жить и трудиться в принципиально новых условиях, в мире толерантности, взаимопонимания и сотрудничества.

    Особым потенциалом в решении многих воспитательных проблем обладает процесс обучения в силу его направленности на личность учащегося, а также функциональных особенностей (мотивационной, смыслотворческой, рефлексивной направленности и др.). Однако этот потенциал мало используется в воспитании толерантности в связи с тем, что, во-первых, понятие толерантности определяется противоречиво и многозначно, что осложняет педагогическое целеполагание в формировании этого субъектного свойства; во-вторых, учебное заведение в недостаточной степени реализует потенциал взаимоотношений учащихся в процессе обучения; в третьих — педагоги, стремящиеся сформировать опыт толерантных отношений у обучаемых в ходе учебно-воспитательного процесса, испытывают недостаток необходимых методических разработок и рекомендаций. Представляется, что реализация обозначенного потенциала возможна в процессе учебно-воспитательной деятельности, на занятиях по каждому учебному курсу.

    Так, на занятиях по коммуникативным дисциплинам следует развивать критическое мышление студентов, навыки групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою точку зрения, продуктивно оппонировать и по достоинству оценивать иные позиции. Преподаватель должен ориентироваться в разнообразии подходов к обсуждаемым проблемам, обладая умением направлять дискуссию, спор, диалог в желаемое русло, сдерживать участников от принятия экстремальных выводов и точек зрения, всячески способствуя тому, чтобы обучаемые избегали категоричных суждений типа «только так, а не иначе», предпочитая вариант «возможно то и другое», приводили необходимые аргументы, проявляя гибкость мышления.

    Преподаватели, готовящие себя к реализации образовательной стратегии формирования толерантности у студентов, должны определить, в каких областях они могут ее повысить: народной педагогики, педагогики межнационального общения, региональной этнопедагогики, кросс-культурной психологии, социологии, культурологии и философии, а затем проанализировать возможности преподаваемых дисциплин. Исследователи выделяют условия, способствующие претворению идей толерантности в практику: организация толерантного пространства в образовательных учреждениях; повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров; разработка и внедрение технологий, способствующих толерантному взаимодействию. Эффективность воспитания толерантности у студентов вуза может быть достигнута за счет следующих направлений учебной работы: разработка содержания обучения с опорой на принцип поликультурности; использование на занятиях инновационных форм и методов, адекватных содержанию воспитания толерантности; подготовка преподавателей к воспитанию толерантности у студентов, модульная организация процесса личностно-ориентированного обучения.

    Необходимо создавать все условия для выработки в учебном процессе умений у молодого поколения дорожить общемировыми человеческими ценностями в разных контекстах динамично развивающегося мира и противостоять злу и насилию.

    Литература

1. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб.науч.-метод.ст. – 2-е изд.-М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

2. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности (АДД- СПб, 2007)

3. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования, 2002.

4. Ковынева М. В. Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования — Росто-на-Дону, 2007.

5. Томбу Д.В. Социология рекламной деятельности — М.: Инфра, 2009.

 

Егорова И.П., канд. пед. наук, доцент СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!