О литературном языке с позиции литературной критики: осмысление текста versus опыт текста



Какая проблема ставится перед литературным критиком, когда он речит философствующими устами? К этой проблеме приглашает нас Мань Поль Де в «Слепоте и прозрении»[94]. А он замечает, что спонтанный читатель, погружаясь в текст, забывает отделить свой частный смысл от самой формообразующей силы текста, не ухватывает многоуровневость смыслов, герменевтическую глубину. А текст-критика преодолевает этот ход, обращая к процессу образования следа-текста. К его формообразованию, что как язык для философа, порой слишком близок оказывается для поэта, и именно постольку является его неизбежным сцеплением с вдохновенной силой, речи, к которой собой был призван через язык имён поэт. Поэтому в критике литературной формы можно почерпнуть пути выхода к феномену истинности, проходящий вопреки языку, даже сквозь него. Литературная форма - это сама сущность феноменального истины, или переплетения истины и мира (как осознавание в череде, а не вопреки миру). Как пишет Барт Р. в «Удовольствии от текста», есть форма, что способна не только ослабить, но полностью обезвредить ток вдохновения так, что он будет вызывать у нас скуку, лепетать, ибо он не играет: с языком, не строит истину через перефраз.

Текст, заметный сам по себе, стопорящий на своих словах – часто, плохой текст. Ибо текст призван нести мысль, выводящую из забвения (Пятигорский об «интересно»), и вести по вектору к пробуждению собственной мысли. И даже лучше, еще и наличие собственного наслаждения от чтения-письма, как своего рода поля-творческой среды где игра происходит - и мы освобождены (позволяем себе свободу) как от навязчивости и морализма, так и гнета прошлого. Мы обретаем свободой снятия, произнесенной Гегелем, и не должны бояться фрустрации, этот момент – оберегает от убегание одной частью существа, когда вторая лежит камнем на дне бытия. Когда мы перед ним честны, нас уже не пугает новое открывшаяся свобода от самоидентификации – и мы стремимся действительно выйти наружу, тем более и важнее всего, именно через текст, чтобы текст стал частью нашей онтологической связи с миром, с ним взаимодействия, и вышел из поля ментальных игр.

 Текст – это движение через схватываемые фиксации частного смысла, призванные трансформировать читателя и, быть может, даже вызвать на формирование новой структуры человеческой целостности. Целостности, приобретаемой на лету схватываемых историй.

«При чтении стихотворения или романа эти проблемы тоже не вполне очевидны, ибо здесь они настолько глубоко внедрены в язык, что для их обнаружения требуется значительное усилие интерпретации… Поскольку критики так или иначе ставят перед собой проблему чтения, критический текст легче прочитывать как текст — то есть с осознанием происходящего процесса чтения, — чем какое- либо иное литературное произведение»[95].

В поэтическом и литературном текстах частный смысл внедрен максимально, он откликается на этот имманентный зов и именно его делает вехой своего текста, ставит его в центр и ищет особое сцепление, при котором слова будут выдернуты из узнанных контекстов, из знакомых станут знаковыми. При котором они выйдут из привычного ритма и войдут в ритм знаковый, в ритм пульсирующего сцепления, длимого, быть может, дальше своего автора, на века. Как прустовский знак искусства, выходящий за кисть автора и его почерком творимая самостоятельная жизнь текста – до такой формы доведен частый смысл в произведении вечности. Ибо, разительно отличая себя от временного, оно способно воздействовать вне рушимых постоянной сменой контекстов. Произведение искусства само задает себе контекст – и существует поэтому само внутри «себе на уме», вырисовывая таки собственное, синтетическое, основание.

ГЛАВА IV. ВРЕМЯ И ЯЗЫК

4.1 Как обрести время в языке?Герменевтика «М. Пруст и знаки» Делеза Ж.

«Зло от того,

что голос наш

онтологически бесправен».

Иванов Н. Б.

 

Знаки произведения искусства: попадание в обретенный язык

Зло — не имеющее силы высказывание, отсылающее к ещё какому-то высказыванию, этим манифестирующее утраченное время[96] — утраченное право — говорить от собственного сердца, от лица истины.

Обретенное же время — появляется в полном порывании с позицией от- материального мира, с зависимостью с внешними основаниями и обоснованиями собственного слова, собственного права говорить. Дерзновение определить себя самому, а не лишь обозначить.

Знак должен быть доведен до самоопределения, до некоей формообразующей силы.

Таков — знак произведения искусства — знак творческий, вырванный из отсылки к воспоминаниям и чувственным данным. Знак, обретающийся в данное мгновение, смысл и право наличествовать на одном лишь своём основании и праве — найдя себя в промежутке между возможными мирами[97] и слоями сущего, обнаружив себя будто граничащий со всеми внешними звуками мира беззвучный колокол.

Как даосский мудрец, находя себя вне и ниже всех существующих шумов — как ось мира, собирающая всем своим вниманием неявленную ещё-пустоту, смотрящего из будущего на себя, мира — это есть знак и знамение обретённого времени.

Любой концепт стремится стать связной историей — и иметь саморазвитие, когда мы ведем речь о времени. История в своем развитии желает стать чистым намерением и линией моей памяти в длящемся мгновении — разливающимся на пространстве некоторого количества обретенного времени.

Обретенное время — попадание во время, в его такт на свой лад. Это состыковка и начало мелодии моего слова с сущем. Таково стремление всякой собственной мысли, или, что то же — обретенного языка.

Моё отвоевывание ничто в сущем — и моё утверждения из этого ничто[98] – слова, по праву мне принадлежащего — вот стремление мысли как языка обретённого, как произведения искусства — и здесь язык поэзии имеет ровно ту же цель, что и философская речь — ибо это цель языка собственного, обретенного вообще.

 

Но каковы же знаки неистинные, знаки, порождающие время утраченное, зло и гудение небытия нашего мира? Это знаки, как-то слиты и взаимозависимые с отсылкой на иной, неясный мир, сильный и независимый от меня.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!