Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ И КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЮЖНОУРАЛЬСКИХ ГОРОДАХ



Участие педагогической общественности в формировании у населения художественных вкусов, интересов к культуре и литературе

 

На рубеже XIX – XX вв. большинство населения России оставалось неграмотным, особенно крестьяне. Однако развитие капиталистических отношений, объективные потребности страны требовали образованных, культурных и профессионально подготовленных людей. В то же время в политике правительства и деятельности местных органов власти по повышению уровня знаний и культуры прослеживались две противоположные тенденции. С одной стороны, необходимо было обеспечить удовлетворение растущих социокультурных потребностей государства, а с другой, предпринимались попытки сдержать развитие образования, ограничить его демократизацию, усилить цензуру и влияние церкви на общество. Но сама жизнь требовала приближения народного образования к новым условиям.

Широкое развитие в России получило в этот период движение общественности в поддержку просвещения, все активнее становилась деятельность различных добровольных обществ по школьному и внешкольному образованию, созданию вечерних, воскресных школ и курсов для рабочих и др. Следует также отметить, что в связи с растущей технизацией и новациями в повседневной городской жизни менялось и отношение простых людей к повышению своего общеобразовательного и культурного уровня. Сословные перегородки постепенно размывались, поэтому, чтобы изменить к лучшему свой материальный и социальный статус, важно было получить образование, его престиж рос. Об этом свидетельствуют многие факты, в том числе и архивные документы, из которых видно, что количество южноуральцев, желающих поступить в местные учебные заведения, значительно превышало возможности последних[332].

В силу объективных причин и под давлением общественности правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки требованиям о расширении сети народного образования. Постепенно в стране росло количество грамотных. Если в 1860 г. их было среди взрослого мужского населения России всего около 6%, то к 1897 г. уже более 21% населения умело читать и писать (среди женщин число грамотных было ниже – 13%)[333].

На основе данных всеобщей переписи населения 1897 г. уровень грамотности в Оренбургской губернии составлял среди мужчин в возрасте от 9 до 50 лет 20,4%, а в Уфимской он был несколько ниже – всего 16,7%. По определенным городам эти показатели были следующие: в Оренбурге насчитывалось грамотных 41,2%, в Челябинске – 39,7%, Троицке – 36,5%, Уфе – 39,0%, Белебее – 36,8 и в Златоусте – 34,9%[334].

При активной поддержке общественности на Южном Урале расширяется сеть учебных заведений начального и среднего звена. Особенно быстро росло число начальных школ как земских, так и церковноприходских. Например, если в Оренбургской губернии в 1897 году их насчитывалось 653, в которых занималось 26277 учащихся, то в 1914 году соответственно их количество достигло 1983 и учащихся 139802[335]. Таким образом, всего за каких-то 16-17 лет число учебных заведений в Оренбургской губернии выросло в 3 раза, а учащихся в 5 раз. Несколько скромнее эти показатели выглядят в Уфимской губернии. В 1897 году здесь имелось 456 учебных заведений с 19856 учащимися, а в 1914 году соответственно 1930 с 10537 учащимися.

Распространению образования содействовали южноуральские городские власти. Например, в Челябинске в начале ХХ в. открыли два новых начальных училища. Для всех городских школ были построены собственные здания, ассигнованы средства на содержание двух воскресных школ для взрослых, увеличено жалование преподавателям начальных школ.

Во многом благодаря инициативе местных властей, в Челябинске в конце 1890-х – начале 1900-х гг. были открыты несколько начальных профессиональных учебных заведений, мужское реальное училище и женская прогимназия.

По мере развития сети учебных заведений в городах региона росло и количество педагогических кадров. Среди преподавателей гимназий и прогимназий Оренбурга, Уфы и Челябинска работали выпускники ряда ведущих российских университетов, высших женских Бестужевских курсов. Однако в основном педагогами, особенно в начальных учебных заведениях, трудились бывшие выпускники гимназий и прогимназий, учительских институтов и семинарий[336]. По сравнению со средними учебными заведениями заработная плата учителей начальных школ была меньше более чем в 6-8 раз. Приходилось искать приработки. Естественно, таким материальным положением учительство начального звена было недовольно, что вызывало большую текучесть среди них. Ситуация с педагогическими кадрами в целом была сложной даже в средних учебных заведениях.

Вот как описывает состояние дел в мужской гимназии г. Троицка один из её учеников М.А. Протасов. «Воспитание наше было предоставлено самим себе. Во вновь открытую гимназию, в глушь, преподаватели езжали неохотно и часто менялись или были не подготовлены для средней школы»[337]. Подобное положение усугублялось также и тем, что в основной массе образованные люди приезжали на Южный Урал по долгу службы, следовательно, не задерживались здесь надолго, стараясь быстрее перевестись ближе к столице, либо, выйдя на пенсию, возвращались домой.

Ещё одним моментом, отрицательно сказывающимся на качестве образования, было то, что подчас в школу шли работать от безысходности «случайные люди». В результате, отдельные преподаватели не всегда соответствовали той высокой задаче, которую общество возлагало на учителя, что провоцировало возникновение разного рода нелицеприятных инцидентов. Например, в архивных документах сохранилась жалоба на челябинского учителя, который не только оказался алкоголиком и заядлым картежником, но и отличился курением папирос перед детьми прямо во время занятий[338].

Несмотря на имевшиеся недостатки, в целом в конце XIX – начале XX вв. под влиянием потребностей общественного развития, демократического движения в системе народного образования преобладала тенденция роста авторитета учительского труда. Сеять «разумное и вечное», заниматься просвещением собственного народа стало считаться полезным и престижным занятием. Подобная нравственная, гуманистическая установка во многом способствовала приходу в педагогическую среду, эту профессию прогрессивно настроенной молодежи и особенно женщин.

В исследуемый период, как известно, существовал разрыв в культурной жизни между столицами и провинцией, а также несоответствие между огромным культурным богатством, что имело российское общество в сфере культуры, и возможностями овладения этими богатствами широкими слоями населения.

Помочь собственному народу, содействуя повышению его культурного уровня, формированию интереса к литературе и искусству, художественного вкуса могла в то время практически только интеллигенция и, прежде всего, её педагогический отряд, который был самым многочисленным, и лучше других понимал нужды и чаяния простых людей.

Осложняло сложившееся положение то обстоятельство, что качественный состав педагогических кадров был крайне неоднороден. Прежде всего, это выражалось в том, что уровень образования у городских педагогов разительно отличался от их сельских коллег. Как отмечали сами современники, если первые почти все обладают средним общим или специальным образованием, то среди последних весьма редко встречаются лица, окончившие средние учебные заведения[339]. Понимая всю сложность ситуации, городские педагоги подчас безвозмездно и по личной инициативе, передавали знания и опыт своим коллегам, работающим в сельской местности – посредством того, что, например, давали им уроки в праздничные дни[340]. Также имели место случаи, когда деревенские преподаватели работали практикантами в городских учебных заведениях. Таким образом, городские педагоги принимали посильное участие в транслировании знаний и повышении квалификации своих сельских коллег.

Вместе с тем, самой эффективной мерой стало повсеместное внедрение практики повышения квалификации преподавателей при помощи педагогических съездов, различных курсов, классов и других подобных образовательных мероприятий. Педагогические курсы стали популярны, поскольку были доступны практически для любого, кто хотел повысить свой образовательный и культурный уровень. Многие учителя активно ими пользовались, нередко участвуя в курсах по личной инициативе[341]. Например, учительница челябинского первого смешанного городского начального училища Малкова, самостоятельно поступившая на высшие женские курсы в Москве[342]. Преподаватель А.Ф. Сурьянова прослушала кратковременные педагогические курсы в 1901 году в Миассе, затем в 1903 году в Челябинске, а также в Москве в 1908 и 1912 годах[343].

Курсы повышения квалификации учителей предусматривали не только изучение учебных дисциплин, но и участие в культурных мероприятиях: посещение музеев, выставок литературы, в том числе практические занятия по естествознанию, работу на детской площадке[344]. На курсах проводились также беседы по вопросам организации учебных экскурсий и внешкольных чтений, отдельное внимание уделялось изготовлению простейших наглядных пособий. Таким образом, кроме расширения профессиональных знаний, происходило и культурное просвещение педагогов.

Обычно инициаторами открытия работы курсов были городские организации и ответственные лица, например, из городской управы или инспектора народных училищ. Сообща они находили необходимое помещение и оборудование, вследствие такого подхода удавалось сберечь городские средства. Вместе с тем, нельзя говорить о том, что на курсах экономили. Например, затраты на организацию летних оренбургских краткосрочных курсов 1914 г. составили 9 тысяч рублей, что по тем временам можно считать значительной суммой[345], а в Челябинске для проведения курсов земство брало кредит[346].

Необходимо отметить, что главный вопрос – обеспечение курсов компетентными лекторами также удавалось решать на местном уровне. Ими обычно выступали местные педагогические работники[347]. Хотя были случаи, когда в качестве лекторов приглашали людей без педагогического образования. Например, лекторами высших курсов в Оренбурге являлись заведующий городскими электрическими станциями Яновский и присяжный поверенный Горчаков[348], а в Оренбургских краткосрочных педагогических курсах стали – городской санитарный врач Дегтярев и школьный санитарный врач Никулин[349].

В результате повышения квалификации преподаватели углубляли и расширяли свои профессиональные знания не только в вопросах педагогики и методики преподавания, но и приобретали новые навыки. Об этом красноречиво свидетельствуют архивные данные. Часто в заявлениях о приёме на работу педагоги указывали свои дополнительные умения. «Считаю не лишним добавить, что я обучался пению и ручному труду, могу составить хор», «…могу вести уроки ручного труда, пения, гимнастики и рисования»[350], «…кроме обучения детей грамотности, занялся бы устройством хора из детей-школьников»[351], «…обучалась рукоделию и домашнему хозяйству»[352],  «...владею башкирским языком»[353].

Понимая, что от качества работы педагогов и уровня их профессиональной квалификации во многом зависит эффективность функционирования всей системы образования в целом, власти поощряли различными наградами наиболее активных представителей педагогической общественности. Нередко преподавателей отмечали за проведение дополнительных и подчас безвозмездных занятий с учащимися. Например, законоучителю Челябинского реального училища, священнику К.П. Прокопьеву вручили скуфью, камилавку, набедренник[354], награждали денежными премиями, грамотами и даже орденами[355]. За просветительскую деятельность могли пожаловать и звание почетного гражданина города[356]. Вместе с тем, поощряли педагогов и сами учебные заведения. Так, в 1890 году учитель математики М.В. Голубков получил звание заслуженного преподавателя Оренбургской гимназии[357].

В целом в изучаемый период влияние педагогов на активизацию познавательной деятельности учеников было значительным. Положительное действие также оказывало и то, что в составе педагогических коллективов учебных заведений имелись талантливые люди, совмещавшие преподавание с членством в различных научных организациях. Например, И.С. Шукшинцев учитель мужской гимназии являлся сотрудником Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества[358], а преподаватель Челябинской торговой школы В.Н. Август был действительным членом Уральского общества любителей естествознания. Как заметил один челябинский учитель, можно указать соответствующую книжку в библиотеке и смело рассчитывать, что на неё сразу найдется масса читателей[359].

Необходимо отметить, что педагоги имели весомое влияние не только на учебную жизнь школьников, но и в свободное от занятий время занимались организацией культурно-образовательного досуга, старались приобщить детей к литературе и искусству. На базе учебных заведений устраивали праздники, отмечали особые торжественные события[360], а также литературно-музыкальные вечера[361]. Например, в Челябинской женской прогимназии в 1902 г. в честь 50-летнего юбилея Н.В. Гоголя было устроено литературно-музыкальное утро, посвященное памяти писателя, на котором преподавательницами читались отрывки из его сочинений, а учащиеся пели гимны[362]. В Шадринске, в память о Н.В. Гоголе, городская управа предложила присвоить имя писателя местному начальному женскому училищу и разместить в здании его портрет[363].

Особое внимание уделялось эстетическому развитию учеников, педагоги требовали, чтобы школьники в обязательном порядке посещали городские культурные мероприятия, особенно театр, а также выступления столичных звезд, а также спектакли, организованные местными театральными силами. Вместе с тем учащиеся участвовали в постановках устраиваемых самими учебными заведениями, как например, в благотворительных спектаклях Шадринского реального училища[364].

Проводились и познавательные школьные экскурсии; преподаватель оренбургской русско-киргизской школы посетил с детьми губернскую типографию, где школьники смогли увидеть, как производится набор текста, делаются оттиски и печать, а также процесс изготовления клише[365]. Нередко учителя совершали популярные среди учащихся прогулки на природу[366].

Вместе с тем некоторые педагоги вносили полезные изменения в учебные программы, позволявшие углублять образование, давая учащимся дополнительные знания и навыки. Например, в Челябинске в 1913-1914 учебном году были введены уроки ручного труда при пятом мужском и втором женском училищах – классы по корзиноплетению, а при четвертом мужском училище – по изделиям из дерева и кожи[367]. Необходимо также отметить, что нередко преподаватели занимались дополнительно с детьми по личной инициативе и бесплатно, например, как в Челябинском 3-м женском приходском училище, где педагоги в свободные часы давали уроки рукоделия[368].

Дополнительное образование было востребовано и во взрослой среде. Например, в Златоусте при ремесленном училище с 1899 года были организованы вечерние и воскресные классы технического черчения и рисования. Их главной целью было распространение среди рабочих и ремесленников города приёмов черчения и рисования, а также понимания чертежей и рисунков[369]. Занятия проводили преподаватели училища: М.Я. Шахунянц, И.Ф. Сметанников, В.А. Шестернин, А.Ф. Демидов, Е.И. Хмелевский, А.П. Панкратов, а также приглашенный специалист Златоустовского городского училища А.А. Шретер[370]. Данная инициатива привела к впечатляющим результатам. В 1904 году графические работы учащихся классов экспонировались на выставке Третьего съезда деятелей по техническому и профессиональному образованию и были признаны настолько выдающимися, что их решили отправить на Всемирную выставку в Сен-Луи[371].

Обычной практикой для педагогов, в исследуемый период, помимо непосредственного преподавания, становится исполнение ими воспитательных функций. За поведением и ходом обучения учащихся наблюдали учителя – инспектора и классные наставники, которые следили за поведением классов не только в учебное время, но и в городских общественных местах и учреждениях в воскресные и праздничные дни[372]. Таким образом, педагоги начали контролировать не только образовательную успеваемость учащихся, но и их времяпровождение вне стен учебного заведения.

В поле зрения педагогов находился также и отдых учащихся. Специально для этой цели с 1903 года Златоустовское ремесленное училище заключило с руководством заводов соглашение, запрещавшее брать в летний период на работу учеников без разрешения училища. Эта мера должна была дать детям полноценные каникулы, так как некоторые родители отдавали их работать на завод, в результате чего из-за сильного утомления они были не в состоянии продолжать своё обучение и даже иногда покидали училище[373].

Также учащихся приобщали к здоровому образу жизни. По личной инициативе председателя физико-медицинского общества М.М. Кенигсберга в 1901 году за городом на бывшей даче Караваева был организован детский санаторий на 50 человек для учащихся различных учебных заведений Оренбурга[374].

Улучшение профессиональной квалификации педагогов, их активная гражданская позиция приводили к тому, что они начинали играть в городском социуме все более заметную роль. Это выражалось главным образом в том, что работники народного образования активнее стали вовлекаться в разнообразную общественную работу, которая обычно заключалась в оказании помощи библиотекам, музеям[375], где преподаватели работали подчас безвозмездно в свободное от проведения занятий время. Например, в Челябинске в городской общественной бесплатной библиотеке-читальне трудился учитель местного трехклассного городского училища М.И. Малов[376]. Библиотекой Златоустовского городского четырехклассного училища заведовал учитель Фролов[377], а в единственной в Каслях библиотеке книги выдавал учитель Я.Е. Захаров[378]. Вместе с тем, каждый из этих педагогов вел просветительную деятельность с читателями библиотек.

Нередко педагогическая общественность становилась инициатором создания различных общественных объединений. Например, в 1912 году при участии инспектора реального училища надворного советника С.И. Трухина, ректора духовной семинарии протоиерея И.П. Кречетовича и начальника отдела Оренбургской казенной палаты надворного советника П.В. Зайцева было открыто Оренбургское семейно-педагогическое общество. Главной целью объединения стало удовлетворение духовных потребностей его членов. Для этого на собраниях заслушивались доклады по вопросам литературы, наук, искусств, обучения и воспитания, после которых, участники делились друг с другом личными наблюдениями и исследованиями в различных областях знаний, а также педагогическим опытом. Общество собственными силами организовывало и развлекательные мероприятия: вечера, концерты, спектакли, обладало правом иметь библиотеку-читальню, педагогический музей и даже собственную печать[379].

Необходимо отметить, что городские общественные организации стремились привлечь педагогов в свои ряды, но добиться желаемых результатов в первое время им не удалось, и количество учителей в них было незначительным. Происходило это, потому что из-за низкой заработной платы преподаватели были не в состоянии оплачивать общественные взносы и, следовательно, участвовать в деятельности кружков. Выходом из данной ситуации стало введение специально для преподавателей бесплатного членства. Подобным образом поступило, например, общество вспоможения нуждающихся оренбургских приходских и ремесленных училищ, когда в 1902 году приняло решение считать всех учителей и учительниц городских училищ действительными членами общества, освободив их от уплаты членских взносов[380].

Одним из положительных моментов развития системы образования на Южном Урале стало также повышение статуса не только самих преподавателей, но и отдельных учебных заведений. Иногда инициаторами этого процесса выступали сами педагогические коллективы. Такой прецедент имел место в златоустовском ремесленном училище, когда в 1907 году его инспектор был командирован в Санкт-Петербург для ходатайства перед министерством народного просвещения о преобразовании учебного заведения в среднее механико-техническое училище с низшей при нем ремесленной школой по слесарному ремеслу[381]. Данная инициатива оказалась очень полезна для южноуральской системы образования, потому что в городах горнозаводской зоны и особенно там, где пролегал Транссиб, были очень востребованы работники технических специальностей.

Южноуральские учебные заведения играли важную роль в образовательном процессе и повышении уровня знаний населения. Данную мысль подтверждает факт обращения к ним  высокопоставленных служащих с требованием организации дополнительных индивидуальных занятий. Так, в 1908 году помощник управляющего Златоустовского металлургического завода инженер Калугин просил местное техническое училище давать ему уроки минералогии[382].

Постепенно, под влиянием  просвещения, в сферу народного образования вовлекаются новые участники, вслед за учителями туда приходят представители других категорий городского населения. Например, почетными блюстителями челябинских начальных училищ в 1910-1913 гг. были: купцы И.С. Шихов, А. П. Холодов, В. А. Лаптев, мещане Ф. А. Баженов, А. В. Волков, потомственный почетный гражданин В.В. Макаровский, жена горного инженера Л.И. Покровская, жена врача Л.Н. Родионова[383]. 

Большую помощь местные учебные заведения и их питомцы получали от южноуральцев посредством благотворительности и меценатства. Так, известными челябинскими жертвователями были братья Покровские, М. П. Архипов, И.С. Толстых, семейство Шиховых. В.К. Покровский стал инициатором открытия челябинской торговой школы.  

Одним из ярких представителей благотворителей Миасса по праву считается упомянутый нами выше Е.М. Симонов, который занимался строительством миасских церковно-приходских школ, становясь впоследствии их почетным попечителем. Вместе с тем он принимал участие в возведении местной ремесленной школы и домовой церкви при ней, выделив для этого из личных средств пять тысяч рублей[384]. Также активными миасскими благотворителями, которые оказывали большую материальную помощь учебным заведениям, являлись купцы Н. Беляев, М. Популовский и др.[385]. Представитель этого сословия С.С. Баширов открыл в городе мусульманскую школу[386]. 

Строительством и содержанием школ в горнозаводских поселках Миньяр и Сим активно занималась И.И. Бекетова[387].

Троицкие купцы М.Ф. Валеев, З.Г. Галеев, семейство Яушевых оплачивали обучение бедным южноуральцам и материально поддерживали учебные заведения, например, помогая Челябинским мусульманским училищам (женскому и мужскому)[388].

Почетный гражданин Шадринска Ф.А. Соснин выделил 25 тысяч рублей на постройку здания Шадринского реального училища[389]. В 1909 году мещанин М.Ф. Зарубин пожертвовал 4% государственной ренты (сумма её составила 500 рублей) на учреждение стипендии в Шадринской женской гимназии[390]. Известный художник Ф.А. Бронников в 1909 году финансово содействовал открытию в Шадринске художественно-ремесленного училища[391].

Заслуживает внимания и благотворительная деятельность братьев Хусаиновых и Злоказовых. Так, А. Злоказов построил на собственные средства трехклассную церковно-приходскую школу в Каслях[392], а по инициативе А. Хусаинова в Оренбурге было открыто в 1891 году медресе Хусаиния.

Необходимо отметить, что для жертвователей был характерен широкий охват территории, подчас абсолютно не зависящий от места проживания самих меценатов. Под их покровительством оказывались учебные заведения и ученики из различных южноуральских городов.

Отдельного внимания заслуживает деятельность ссыльных, проживающих на Южном Урале. Имея хорошее образование и обладая широкой эрудицией, они активно принимали участие в просвещении южноуральцев. Например, М.А. Протасов, высланный на Урал за антиправительственную деятельность, был гласным Троицкой городской думы, а также заведовал городским отделом народного образования, являлся председателем попечительского совета и непременным членом педагогического совета местной женской гимназии[393]. Таким образом, находясь под наблюдением полиции, он активно занимался общественно-педагогической деятельностью.

Непродолжительное время в Челябинске проживал прибывший из ссылки поднадзорный И.В. Зобнин[394], вынужденный под давлением думы «подарить» городу собственную, довольно внушительную коллекцию книг, и дом, где для челябинцев была создана библиотека-читальня[395]. В конечном счете, несмотря на свою полезную просветительную работу, М.А. Протасов и И.В. Зобнин под влиянием городского руководства были вынуждены сменить место жительства.

В рассматриваемый период в Миассе проживал неординарный человек, ставший центром притяжения для представителей местной интеллигенции, –отец известного советского режиссера С.А. Герасимова, Аполлинарий Алексеевич. Имея творческую и деятельную натуру, он в свободное время активно занимался общественно-просветительной работой. Например, принимал участие в пополнении фондов Миасской народной библиотеки, предоставлял в общее пользование жителям завода книги из личной библиотеки и, кроме того, преподавал черчение в Миасской воскресной школе[396]. Аполлинарий Алексеевич интересовался и наукой, принимал участие в геологической экспедиции по изучению края, в благотворительности. Благодаря его материальной поддержке, получил образование в Санкт-Петербургском технологическом институте рабочий А.П. Свиридов, ставший в советское время ученым[397].

Таким образом, на основании архивных документов можно утверждать, что наряду с педагогами широкую поддержку народному образованию оказывали и представители имущих сословий, особенно купечество, а также образованные горожане, оказавшие заметное влияние на приобщение южноуральцев к литературе и научным знаниям, развитие их художественных вкусов.

Вместе с тем необходимо отметить, что отдельные южноуральцы использовали своё участие в просветительном процессе в корыстных целях. Например, член земской управы Шадринска В.С. Комаров пожертвовал в местную публичную библиотеку 15 книг, за что был удостоен благодарности членов земской управы[398]. Подаренная им литература, а именно: справочники по русскому правописанию для взрослых, руководства для обучения телеграфированию и конспект стенографии, вряд ли представляла собой большую ценность, исходя из чего можно предположить, что данное действие, было совершено скорее с целью привлечь к своей персоне внимание местного руководства и городской общественности.

С 1905 года в педагогическую деятельность включился ещё один её участник – это родительские комитеты, введенные министерством народного просвещения. Родительские комитеты разрешалось создавать при каждом среднем учебном заведении. Они представляли собой некий совещательный орган, в который входили как родители, так и учащиеся[399]. Нередко комитеты занимались организацией свободного времени учащихся, что являлось крайне полезным, отвлекая от рядового времяпровождения, которое в основном заключалось в посещении учащимися кинематографа, бесцельных прогулок по городу, и нередко удовольствий низшего порядка, таких как пьянство и азарт[400].

Поскольку получение образования было делом недешевым, нередко комитеты устраивали различные платные мероприятия и направляли доходы от них в помощь нуждающимся ученикам. Например, с этой целью родительский комитет Шадринского реального училища устраивал спектакль по пьесе А.П. Чехова «Чайка»[401].

Необходимо отметить, что вопросы образования активно обсуждались в российском обществе, поскольку процесс распространения просвещения и знаний воспринимался в социуме неоднозначно, и наряду с положительной оценкой происходящего встречались и достаточно критические мнения. Это можно объяснить тем, что система образования переживала стадию своего становления, следовательно, была не совершенна и в ней существовали определенные изъяны, а это позволяло обществу «…позлословить и устно и даже печатно… относительно учебно-воспитательного строя государства»[402]. В основном недовольство общественности вызывало вмешательство государства в учебные программы, а также полицейский надзор за литературой и другие меры государственного контроля.

Таким образом, в российском социуме были различные взгляды на то, как и чему учить народ. Эта дискуссия особенно остро проявилась в определенном общественном противостоянии, развернувшемся в Миассе между А.А. Герасимовым и местным православным священником Миасского завода Н.П. Сементовским. Несмотря на то, что они оба занимали в местном обществе видное положение, были прекрасно образованы, найти общий язык между собой не смогли. Н.П. Сементовский помимо церковного служения активно занимался организацией народных чтений и других разумных развлечений для миасцев, а А.А. Герасимов просвещал народ посредством книг из личной библиотеки, а также заведовал литературой местной воскресной школы. 

Вокруг Аполлинария Алексеевича возник своеобразный кружок единомышленников, в его доме часто гостили негласно-поднадзорные Захер и Бухшнис, представители местной интеллигенции: ветеринарный врач Комаров, химик Миасского золотопромышленного товарищества Колпаков, начальник железнодорожной станции Миасс Торчинский и учитель Миасского мужского училища Шаломов[403]. Сементовский подозревал наличие у Герасимова запрещенной литературы прогрессивных направлений[404] и опасался пропагандирования среди миасцев атеистических и революционных идей. По этой причине священник решил прибегнуть к помощи властей для оказания административного давления на просветителя. В итоге Герасимов был вынужден сменить своё место жительства.

Этот наглядный пример в определенной степени отражает культурный раскол российского общества, который имел место быть и предопределил существование в российском обществе диаметрально противоположных взглядов интеллигенции на просвещение.

Во многом под влиянием образованных, неординарно мыслящих личностей в местную повседневность входили элементы новой, более высокой культуры, пропадало однообразие и монотонность провинциальной жизни.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что на рубеже XIX-XX столетий на Южном Урале наблюдался рост числа грамотных горожан, происходило повышение роли образования в обществе, в результате чего педагоги и интеллигенция в целом стали играть ведущую роль в просветительном процессе. Их полезные гражданские инициативы способствовали пропаганде знаний среди городского населения, приобщению южноуральцев к культуре, развивали художественное восприятие и интерес к культурному времяпровождению.

Благодаря деятельности педагогической общественности многие учебные заведения превращаются в универсальные центры культурной жизни, где местное население, а в особенности молодежь, приобщались к миру искусства и литературы, всё активнее участвуя в городской общественной жизни.

Участие педагогических работников в культурно-просветительной деятельности среди городского населения по развитию у южноуральцев художественного и литературного вкуса стало в какой-то мере примером для подражания со стороны других образованных, прогрессивно мыслящих людей.

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!