ГЛАВА 1. НОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

 

На правах рукописи

 

Ерыкалина Анфиса Юрьевна

Культурная жизнь городского населения

Южного Урала (конец XIX в. – 1914 г.)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

                                

Д и с с е р т а ц и я

на соискание ученой степени
кандидата исторических наук

Научный руководитель:

доктор исторических наук,
профессор В.С. Толстиков

Челябинск – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. НОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

§ 1.1. Особенности социокультурного пространства городов Южного

Урала…………………………………………………………….…………....…..19

§ 1.2. Трансформация досуговой сферы……..……………………………45

§ 1.3. Эволюция повседневной культурной жизни горожан…………….74

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ И КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЮЖНОУРАЛЬСКИХ ГОРОДАХ

§ 2.1. Участие педагогической общественности в формировании у населения художественных вкусов, интересов к культуре и литературе………………………………………………………………..……....95

§ 2.2. Изобразительное и музыкальное искусство………………….......113

§ 2.3. Краеведческая деятельность………………………………….…....144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...166

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..171

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современной России, сопровождаются существенными неоднозначными трансформациями в социокультурной сфере. Коренные перемены в жизни общества повлекли за собой необратимые изменения и в культурной жизни, способствовали появлению новых структур, элементов и организационных форм в деятельности учреждений культуры и искусства. В результате рыночных реформ, внедрения передовых технологий и других преобразований культура приобрела иной облик, открыла новые возможности участия населения в общественно-культурной жизни, превратилась в сложную, интенсивно развивающуюся систему. Культурная жизнь в постсоветском российском обществе представляет собой многогранное взаимосвязанное и взаимообусловленное явление.

В современных обстоятельствах особое значение для духовного возрождения страны имеет распространение и популяризация национальной культуры в России, осмысление генетических основ явлений и процессов, происходящих в культурной жизни. В этой связи особый интерес представляют довольно эффективные в целом результаты модернизационной трансформации, имевшие место в России на рубеже XIX – XX вв. Аналогичные социокультурные ситуации прошлого и современного этапа во многом аналогичны. Они характеризуются поисками новых форм и моделей культурного развития, активизацией общественно-культурной жизни, усложнением социально-культурного пространства.

В исследуемый период быстро росла численность городского населения, формировалась система народного образования, складывалась и совершенствовалась досуговая сфера в городах, происходили существенные сдвиги в повседневной культурной жизни горожан.

Актуальность темы исследования также состоит и в том, что с конца XIX в. по 1914 г. был накоплен значительный опыт культурных преобразований, опираясь на который можно точнее и лучше определить ориентиры развития нынешней социально-культурной деятельности, извлечь полезные исторические уроки. В связи с тем что пути преодоления современного кризисного состояния России находятся как в сфере экономики, так и в сфере культуры, проблемы культурной жизни приобретают свою актуальную значимость и в общественно-политическом отношении.

Степень научной изученности проблемы. Вотечественной историографии, посвященной изучению культурной жизни городского населения Южного Урала, можно выделить три этапа. К первому относятся работы дореволюционных авторов. Второй период – советский (октябрь 1917 – начало 1990-х гг.), третий – постсоветский (начало 1990-х – 2010-е гг.).

На рубеже XIX – XX вв. в связи с продолжающимся процессом хозяйственного освоения и интенсивным заселением Южного Урала в центре внимания находились вопросы изучения природных богатств, территориального и хозяйственного устройства, этносоциального и конфессионального состава населения края[1]. К культурной жизни городского населения Южного Урала дореволюционные авторы проявляли интерес, как правило, в связи с освещением деятельности предприятий горнозаводской промышленности, этнографическим изучением края, в рамках которого собирались сведения о быте, обычаях, образе жизни южноуральцев[2].

Важные статистические данные об урбанизации, экономическом и культурном развитии, районировании, в том числе и Южного Урала, содержались в фундаментальном труде В.П. Семёнова-Тян-Шанского[3]. В опубликованных изданиях справочного характера, путеводителях имелись материалы об инфраструктуре городов региона, культурном и туристическом потенциале[4].

Для нашего диссертационного исследования определенную значимость представляют также публикации, посвященные истории южноуральских учебных заведений, музеев, библиотек, содержащие сведения об их культурно-просветительной деятельности[5].

Таким образом, в конце XIX – начале ХХ в. происходил процесс накопления конкретно-исторического материала об особенностях развития материальных основ культурной жизни региона, духовной составляющей социума. Для публикаций этого периода являлось характерным, с одной стороны значительный тематический охват, широта фактологического материала, а с другой – описательность и недостаточный уровень обобщений.

На втором этапе (в советской историографии) изучение истории уральских городов началось в 1920-е гг. Советскую историографию первоначально отличало то, что главным объектом исследования являлась политико-экономическая сфера, культуре же отводилась второстепенная роль. Изучались вопросы благоустройства городов, система образования, условия труда и жизни горожан[6]. Ряд публикаций посвящен уральским художественным промыслам[7]. На фоне всех этих разноплановых работ, имеющих нередко косвенное отношение к изучаемой проблематике, следует выделить труд В.Я. Крупянской и Н.С. Полищук, в котором на богатом фактическом материале исследованы промышленные поселения Урала, в том числе социально-культурные и бытовые условия жизни горнозаводских рабочих[8].

Во второй половине 1980-х гг. в связи с изменением общественно-политической ситуации в стране наметились новые тенденции в изучении культурной и художественной жизни и быта южноуральского социума[9]. Таким образом, советские ученые, несмотря на идеологические штампы, присущие времени, пополнили отечественную историографию трудами, в которых рассматривались отдельные аспекты культурной жизни городского населения Южного Урала.

В начале 90-х гг. ХХ в. с наступлением постсоветского этапа произошла активизация в изучении не только столиц, но губернских и уездных городов различных регионов страны. В обобщающих работах Б.Н. Миронова; Н.А. Ивановой и В.П. Желтовой с позиций социальной истории рассмотрены различные аспекты генезиса демократии и гражданского общества в России[10]. В последние годы объектом целого ряда диссертационных исследований стали отдельные южноуральские города[11].

Одним их первых и значимых комплексных исследований, относящихся к изучаемой проблеме, следует считать монографию С.С. Загребина[12]. Автор проанализировал общее и особенное в культурной политике, проводимой царским правительством и советским государством на Урале в конце XIX – начале XX вв. Работа охватила широкий хронологический отрезок, а культурная политика рассмотрена с разных ракурсов. С.С. Загребин уделил внимание становлению и развитию образовательной системы, формированию организаций, занимающихся подготовкой культурного досуга и отдыха горожан на Южном Урале.

Важное значение для понимания специфики городов Урала имеет работа Е.Ю. Алферовой, в которой сформулирован тезис о роли городов в условиях перехода к капитализму, их быстром росте в этот исторический период. Заслуживает внимания и разработанная автором типология городов региона, а также выводы о том, что социально-экономический потенциал уральских городов был реализован далеко не полностью[13]. Челябинский историк Т.В. Раева в своем комплексном исследовании рассмотрела политический и экономический ракурсы функционирования южноуральских городов, проанализировала изменение социальной структуры общества[14]. В диссертации А.Р. Касимовойизучены процессы урбанизации и индустриализации в России в конце XIX – начале XX вв. как новые явления, повлекшие изменение городского пространства, уровня грамотности горожан, содержания духовной культуры южноуральского социума[15]. Необходимо отметить, что работы Т.В. Раевой и А.Р. Касимовой содержат значительное количество фактологической информации о динамике социального состава и общеобразовательного уровня населения южноуральских городов. Также авторами уделяется внимание и изменениям в архитектурном облике городов.

Значительный интерес представляют исследования по изучению культуры городского населения с позиций истории повседневности[16], в особенности горнозаводских поселений[17], поскольку им были присущи характерные социокультурные черты, сложившиеся под влиянием промышленного производства. В работе Е.Г. Подгайко[18] проанализированы основные аспекты изменений, произошедших под воздействием модернизации на рубеже XIX – XX вв. в жизни южноуральских горожанок.

Культурная жизнь городского населения стала объектом изучения не только для историков, но и представителей других наук. В монографии Г.М. Казаковой с культурологических позиций всесторонне исследованы основные теоретико-методологические подходы к пониманию городской культурной жизни как формы регионального самосознания[19]. В диссертации Н.Ю. Детковой рассмотрены проблемы духовной жизни, социокультурного облика жителей провинциального города Шадринска[20].

Бурное развитие искусства на рубеже XIX – XX вв. привлекло внимание искусствоведов, которые показали развитие музыкального и театрального искусства на Южном Урале[21].

В историографии постсоветского периода (с начала 1990-х по 2010-е гг.) произошло значительное расширение исследовательского горизонта, вышло немало публикаций, посвященных благотворительности, досуговой деятельности учреждений культуры, общественных организаций и органов местного самоуправления[22]. В диссертационных работах М.В. Егоровой, В.С. Болодурина, А.В. Суворовой рассмотрены основные тенденции и проблемы эволюции системы образования Южного Урала[23]. История развития народного образования дореволюционного Челябинска отражена в книге В.С. Боже[24], который на основе новых архивных материалов проанализировал состав педагогических кадров, показал роль учебных заведений в культурной жизни города.

В трудах В.И. Усанова, В.А. Бердинских, Э.Р. Хасанова, Ф.А. Шагисултанова, Л.И. Зориной рассмотрены вопросы становления краеведения и деятельность первых научных организаций края[25].

Проблемы участия уральской интеллигенции в научной и общественно-политической  жизни  нашли  отражение  в исследованиях  Л.А. Дашкевич  и

С. Я. Корсуновой, Т.А. Андреевой, Ю.Д. Коробкова[26].

Вышел ряд исследований, посвященных развитию изобразительного искусства, становлению фотографического дела, зрелищному, театральному и музыкальному искусству, художественным промыслам, в том числе златоустовской гравюре на стали, каслинскому и кусинскому чугунному литью[27].

Историографический анализ показывает, что в научных исследованиях рассмотрены лишь отдельные аспекты городской культуры южноуральцев. Проблема культурной жизни городского населения Южного Урала в конце XIX – 1914 г. исследована недостаточно, фрагментарно. Поэтому существует потребность в целостном её изучении.

Объект диссертационного исследования –культурная жизнь городского населения Южного Урала.

Предмет исследования –формы, содержание и основные тенденции культурной жизни южноуральских горожан.

Цель исследования – изучение исторического опыта трансформации культурной жизни городского населения Южного Урала в конце XIX в. – 1914 г. как сложной и противоречивой системы в функциональном отношении, которая являлась одновременно стабильной и подвижной в своих различных характеристиках.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

– исследовать новации и традиции повседневной культурной жизни городского населения в контексте модернизации, особенностей формирования социокультурного пространства южноуральских городов разного статуса;

– выявить основные тенденции, изменения произошедшие в повседневной культурной жизни горожан в результате развития просвещения и индустриально ориентированной урбанизации;

– охарактеризовать процесс эволюции городской культурно-досуговой сферы, повседневной культурной жизни горожан, зарождение элементов массовой культуры;

– раскрыть роль и значение деятельности местных коллективов учебных заведений, педагогической общественности по внедрению в быт и жизнь городского населения идей и практик культурного времяпровождения;

– показать просветительские инициативы интеллигенции и формы участия горожан в культурной жизни края;

– проанализировать специфику развития художественной культуры, популяризацию краеведческой деятельности в городах Южного Урала;

Хронологические рамки исследования включают период с конца XIX в. по 1914 г. Нижняя граница определена концом XIX в., поскольку именно в это время в России в целом, а также на Южном Урале наблюдались серьёзные сдвиги во всех сферах жизни общества, которые были обусловлены модернизацией и «Великими реформами» 1860-х – 1870-х гг. В исследуемый период в стране происходил экономический подъем, довольно высокими темпами развивалась промышленность и транспорт, росли города, наблюдался необыкновенный взлет культуры и искусства, вошедший в историю как «Серебряный век». Это было время великих открытий в науке и технических достижений, острых социальных конфликтов и политических сражений, которые привнесли в общественное, в т. ч. и в художественное, сознание новые черты и особенности. Конечная дата определена началом Первой мировой войны, когда культурная жизнь городского населения России приобрела качественно иное содержание, во многом оказалась свернутой.

Территориальные рамки исследования ограничиваются наиболее развитыми южноуральскими городами, входившими в состав Оренбургской (Оренбург, Челябинск) и Уфимской (Уфа, Златоуст, Белебей, Троицк) губерний, а также горнозаводскими поселениями (Касли, Кыштым, Куса, Сатка, Миасс), которые не имели ещё официально статуса города, но их культурная жизнь уже обладала элементами, присущими городской культуре. Да и внешним своим видом они практически не отличались от уездных городов. В исследование был включен город Шадринск Пермской губернии, территориально входивший в Южный Урал.

Источниковая база исследования. Основу её составили неопубликованные архивные документы, отложившиеся в 7 архивах: центральных – Российский государственный архив литературы и искусств (РГАЛИ), Российский государственный исторический архив (РГИА); местных – Государственный архив Оренбургской области (ГАОО), Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО), архив Златоустовского городского округа, Государственный архив г. Шадринска (ГАШ), городской архив г. Миасса.

Особенно ценными для исследования стали делопроизводственные документы, почерпнутые в фондах РГИА (Ф. 1287 Хозяйственный департамент МВД), ГАОО (Ф. 10 «Канцелярия губернатора», Ф. 41 «Оренбургская городская управа»), ОГАЧО (Ф. И-3 «Челябинская городская управа», И-9 «Челябинская уездная земская управа»), Архив г. Златоуста (Ф. И-11 «Златоустовская уездная земская управа», Ф. И-18 «Управитель Златоустовского завода», И-20 «Управление Златоустовского горного округа») и ГАШ (Ф. И-473 «Шадринская городская управа», Ф. И-474 «Шадринская городская дума», Ф. И-492, «Шадринская уездная земская управа»), содержащие статистические годовые отчеты, официальные приказы, циркуляры и распоряжения, служебную переписку ряда городских как уездных, так и губернских учреждений Уфимской и Оренбургской губерний. Документы данных фондов дают представление об изменении культурной жизни городского населения, развитии благоустройства южноуральских городов, численности и работе культурных учреждений, просветительной деятельности городского самоуправления. При знакомстве с отчетами, сметами, планами и распоряжениями руководства была почерпнута информация, позволившая не только осветить процесс эволюции городской материальной культуры, но и выявить местные проблемы, тормозившие движение новаций. Немаловажно и то, что в официальных обращениях горожан как в местные органы власти (думу и управу), так и в Министерство народного просвещения отражена личная инициатива южноуральцев, способствовавших внедрению достижений прогресса в культуру городского социума.

Существенное значение для исследования имели персональные фонды. В РГАЛИ это фонд художника М.В. Нестерова (Ф. 816), в документах которого имеются сведения, освещающие появление на Южном Урале собрания подлинных картин автора, а также историю возникновения в г. Уфе картинной галереи. В ОГАЧО в фонде краеведа Н.М. Чернавского (Ф. Р-874) сохранились данные об общественной и культурной жизни Челябинска.

В архиве ГАОО (Ф. 96) отложилась информация о деятельности одной из ведущих научных южноуральских организаций – Оренбургской ученой архивной комиссии. В отчетах, делопроизводственной переписке сохранилась информация о функционировании библиотеки и музея, созданных при комиссии, её публицистической активности, участии в научной жизни страны и популяризации краеведения в крае.

Помимо архивных изучались также и фонды краеведческих музеев (г. Златоуста, г. Касли, г. Миасса, г. Шадринска), где были обнаружены особо ценные для нашего исследования документальные материалы о быте и культурной жизни горожан[28].

Вместе с тем в работе использовались и опубликованные материалы. Статистические данные были почерпнуты из переписи населения Оренбургской и Уфимской губерний[29], которые позволили увидеть уровень распространения грамотности и образования среди южноуральцев. Справочные издания: адрес-календари[30], обзоры губерний[31] – содержали разнообразные данные о материальной культуре и экономическом развитии городов. Важным источником стали периодические издания, осветившие проведение различных культурных мероприятий, повседневную жизнь южноуральцев[32]. В источниках личного происхождения[33] нашли отражение особенности повседневной жизни обывателей, вопросы благоустройства, общественной работы и персональное отношение современников к изменениям в сфере городской культуры Южного Урала в исследуемый период. В мемуарах К.Н. Теплоухова[34] содержится описание повседневной жизни челябинского служащего и его семьи.

К написанию диссертационной работы привлекались и визуальные источники – прейскуранты и альбомы художественных изделий[35], фотографии[36], а также документальные фильмы о фотографах, работавших на Южном Урале[37].

Методологической основой исследования сталатеория модернизации, которая обладает значительными разрешающими возможностями для исследования поставленных нами проблем. Произошедший в рамках модернизации переход от традиционного к индустриальному обществу затронул все его сферы: экономическую, социальную, политическую, культурную, политико-правовую. При анализе сюжетов культурной жизни горожан мы опирались на ряд идей и положений, выдвинутых историками Уральского отделения Российской академии наук, о соотношении традиций и новаций в социокультурном контексте модернизационных преобразований[38]. Модернизационная парадигма позволила проследить трансформацию культурной жизни горожан в рамках столкновения традиционного и нового, специфического городского образа жизни, своеобразной культуры. С позиций истории повседневности рассмотрены изменения материальной и духовной сферы, позволившие зафиксировать эволюцию культурной жизни городского населения Южного Урала.

Принцип историзма позволил рассмотреть динамику изменений культурной жизни городского населения Южного Урала. Принципы научности и объективности применялись для достижения беспристрастной оценки и интерпретации информации содержащейся в архивных материалах, источниках и литературе.

Использовались сравнительно-исторический и историко-типологический, а также дедуктивный методы исследования. На основе сравнительно-исторического метода определены типичное и особенное в культурной жизни населения южноуральских городов рубежа XIX – XX вв. Историко-типологический метод применялся для выявления специфики хозяйственно-экономической базы южноуральских городов, при анализе видов городского досуга. Дедуктивный метод позволил установить причинно-следственные связи между материальной и духовной сферами, рассмотреть трансформационные процессы на Южном Урале в исследуемый период.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Культурная жизнь городского населения России, в том числе и Южного Урала, на рубеже XIX – XX вв. претерпевала существенные изменения, находилась на этапе перехода от архаичного, традиционного, общества к индустриальному. Процессы модернизации и урбанизации, реформы 1860 – 1870-х гг. стали важнейшими факторами социально-экономического развития страны, во многом определившими перемены в социокультурной сфере не только столичных, но и провинциальных городов.

2. Важными достижениями развития материальной культуры являлось использование городским населением электричества, новых видов транспорта (железная дорога, трамвай, автомобиль), средств связи (телефон, телеграф). Города меняли свой внешний облик, в них возводились здания банков, вокзалов, магазинов и учебных заведений, происходили положительные перемены в благоустройстве и санитарном состоянии. Инфраструктура городского хозяйства становилась более сложной и разнообразной, создавалось новое социокультурное пространство.

3. В исследуемый период началось формирование, прежде всего, в городах массовой культуры под воздействием таких факторов, как распространение грамотности среди населения, урбанизации и создании городской социокультурной сферы, технических достижений. Появление кинематографа, граммофона, совершенствование фотографического дела, открыло новые возможности перед культурой, способствовало приобщению к её достижениям более широких слоев городского населения.

4. На рубеже XIX – XX вв. возникли и вели активную просветительную деятельность среди населения различные общественные объединения и кружки, народные дома и библиотеки, музыкальные и театральные коллективы. Расширялись формы досуговой деятельности, чему способствовало проведение народных чтений, театральных представлений, городских праздничных и различных зрелищных мероприятий. В этот период закладывались основы культурного отдыха, разумного досуга горожан.

5. В условиях демократизации культуры как основного направления в развитии историко-культурного процесса конца XIX в. в формировании и расширении интереса к искусству и литературе, художественных вкусов южноуральцев активное участие принимала педагогическая общественность, служащие заводов и представители других слоёв интеллигенции. Во многом благодаря её подвижничеству дальнейшее развитие на Южном Урале получило изобразительное, театральное и музыкальное искусство, началась популяризация краеведческой деятельности.

6. В процессе трансформации культурной сферы происходило постепенное изменение повседневности и менталитета горожан. Новационное развитие культурной городской жизни России в целом, а также, на Южном Урале протекало неравномерно, новации с трудом пробивали себе дорогу в массовом сознании. Сопротивление носителей традиционной психологии, не желавших считаться с процессом модернизации общественных ценностей, было достаточно сильным как в социуме в целом, так и среди представителей власти. Значительная часть горожан, недавних выходцев из деревни, придерживалась устоев патриархальной культуры. Специфический, во многом противоречивый характер социально-экономического развития Урала, его полиэтничность и поликонфессиональность оказывали влияние на социокультурную динамику региона.

Научная новизна исследования заключается как в постановке, так и в предложенном решении проблемы конкретно-исторического исследования культурной жизни городского населения Южного Урала. Диссертантом впервые проанализировано влияние процесса модернизации российского общества на южноуральскую городскую культуру в период с конца XIX в. по 1914 г. Рассмотрены институциональные и внеинституциональные элементы культурной жизни городского населения; выявлены традиционные черты, а также изменения, произошедшие под воздействием просвещения и урбанизации. Изучена эволюция городской культурно-досуговой сферы, дана характеристика повседневной культурной жизни горожан, элементов зарождавшейся массовой культуры. Установлена зависимость различных форм асоциального поведения южноуральцев с ломкой традиционных ценностей. Значительное внимание уделено роли учебных заведений, педагогической общественности по внедрению в жизнь городского населения культурного досуга, что позволило показать просветительские инициативы интеллигенции и формы участия горожан в городских культурных мероприятиях. Показан рост интереса южноуральцев к художественной культуре края и краеведению. В научный оборот введены не использовавшиеся раньше архивные материалы.

 Практическая значимость состоит в том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы при написании обобщающих исторических трудов, а также при разработке общих и специальных курсов по истории России, истории культуры и истории Урала, в краеведческой и воспитательной деятельности.

Апробация результатов исследования. Выводы и основные положения исследования автора нашли отражение в 14 научных публикациях, в том числе в четырех статьях, опубликованных в ведущих научных журналах рецензируемых ВАК, докладывались соискателем на международных, всероссийских, региональных и городских научно-практических конференциях (Челябинск, Сумы, Рязань, Орел).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и источников.

ГЛАВА 1. НОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!