Эволюция повседневной культурной жизни горожан



На рубеже XIX-XX столетий развитие инфраструктуры и городского благоустройства, а также трансформация социокультурной среды южноуральских городов повлияли на изменение повседневной культуры горожан. Поскольку термин «повседневность» трактуется в науке многозначно, он требует уточнения. Вслед за исследователем Н.Л. Пушкаревой, под повседневностью мы понимаем, во-первых, событийную область публичной повседневной жизни, прежде всего, мелкие частные события, пути приспособления людей к событиям внешнего мира: во-вторых, обстоятельства частной, личной домашней жизни, быт в самом широком смысле; в-третьих, эмоциональную сторону событий и явлений, переживание обыденных фактов и бытовых обстоятельств отдельными людьми и группами людей[257].

В рассматриваемый период в обыденность провинциального городского социума начали проникать новые элементы, несвойственные традиционному обществу, базу которого, как общеизвестно, составляют архаичные ценности, социальная иерархия и патриархальный уклад жизни[258]. Модернизация, рост темпов урбанизации, повышение образовательного уровня населения, демократизация страны в целом, способствовали возникновению в социуме спроса на чтение газет, моду, развлечения и др.

Демократизация общества, повышение образовательного уровня населения привели к тому, что всё большую роль в культурной жизни городского населения стала играть периодическая печать.

Благодаря открывшимся техническим возможностям, издательский процесс значительно ускорился, газеты стали оперативнее информировать своих читателей. В них стали размещать фотографии и иллюстрации, привлекавшие внимание и способствующие росту популярности прессы. Читателям был доступен широкий выбор периодики: столичные, общероссийские и местные губернские и уездные издания[259]. Региональная печать пользовалась особым интересом южноуральцев, потому что в ней публиковались местные новости. Газеты и журналы раскупались, несмотря даже на типичную задержку при их доставке, которая, например, в Верхнеуральске составляла 7-9 дней, а в Оренбурге 4-5[260]. Кроме изданий на русском языке публиковались в регионе газеты и журналы на тюркских языках, например, «Эльгалэм-эль-ислами», «Тортамыш» и др. [261].

Многие местные издания мало чем отличались от столичных, обладали высоким качеством бумаги и печати, разнообразием шрифтов, количеством приложений, а также рекламой[262]. Распространение полиграфических технологий улучшало качество и внешний вид продукции.

Печатное дело развивалось столь стремительно, что нередко в этот процесс вовлекались сами печатники, например, троицкий «Левша» типограф-наборщик Аркадий Иванович Пятаков, придумавший собственную, более удобную конструкцию печатного станка[263].

Периодическая печать на своих страницах отражала в основном местную жизнь, её насущные проблемы и интересы. Так, в «Оренбургской газете», «Голосе Приуралья», «Оренбургских епархиальных ведомостях» публиковались новости, литературные сочинения, реклама, информация о городских мероприятиях и др. В газетах разворачивались общественные дискуссии на самые разнообразные темы, публиковалась краеведческая информация, факты из истории, археологии, научные достижения в области сельского хозяйства и т.д. Для оперативности и широкого охвата территории к сотрудничеству в оренбургских изданиях привлекали корреспондентов из всех более или менее значительных центров губернии[264].

Помимо южноуральских, популярностью у горожан пользовались и столичные информационные издания, такие как «Новое время», «Русское слово», массовые и бульварные газеты «Московский листок», «Россия» и др. Конечно же были среди населения и любители узкотематической печати, например, посвященной православию и его святыням: «Русский паломник», «Мир божий», путешествиям и миру природы в целом: «Вокруг света», «Природа и люди», вопросам искусства: «Мир искусства», а также специализированных изданий для детей: «Детское чтение» и многих других.

Постепенно чтение газет превращалось в привычку для многих горожан, начал формироваться новый читатель. Пресса стала более активно влиять на вкусы людей, общественное мнение. Впервые столь значительно изменялось традиционное повседневное течение жизни. Урбанизация приводила к распространению городского образа жизни и, следовательно, вызывала увеличение спроса на газеты и журналы.

Газеты в то время не только оперативно реагировали на происходящие перемены в городах, но, по сути, были проводниками нового взгляда на мир, нового стиля жизни. В сознание, лексикон людей они активно внедряли новые слова «аэроплан», «синематограф», «таксомотор» и др. Красочно, передавая чувства и эмоции людей, описывали полеты воздухоплавателей, собиравшие огромные толпы людей. Необходимо также отметить, что газеты стали выразителем общественного мнения, благодаря чему могли оказывать влияние на качество культурной жизни провинции посредством критических или наоборот хвалебных публикаций. 

Благодаря усилению интереса населения к чтению, развитию рыночных отношений и совершенствованию типографского дела, получает распространение и частная печать. Частновладельческие типографии занимались изготовлением различной продукции газет, журналов, афиш, фирменной упаковочной бумаги, рекламных материалов и др.[265].

Благодаря активному развитию печатного дела, Оренбург вышел на первое место среди городов Урала по числу периодических изданий. В начале ХХ века в городе работало 11 типографий и 1 литография[266]. Наиболее крупными и известными были предприятия братьев Каримовых и Хусаинова, Евфимовского-Мировицкого, Бреслина, «Дин уа магишат» («Религия и общество»), «Уакат» («Время»), «Умит» («Надежда»), где выходили издания не только на русском, но и печаталась национальная литература на родных языках[267].

К 1917 году в Уфе имелось 5 частных типографий, в Златоусте – 2[268], 3 типографии функционировали в Миассе[269].

В связи с увеличением интереса населения к чтению развивается и книгораспространение. Несмотря на удаленность края, южноуральцы охотно заказывали книги в издательствах и типографиях Санкт-Петербурга и Москвы. Для тех, кто не хотел ждать, была возможность купить книги в столице губернии. В 1903 году в Оренбурге работало несколько книжных магазинов, не считая ларей, лавок и толкучек, где можно было приобрести литературу[270]. В уездных городах количество торговых точек было меньше, и в случае необходимости южноуральцы совершали книжные покупки в губернских центрах или заказывали по почте. Вместе с тем книги продавались и на ярмарках, где организовывались временные книготорговые точки[271]. Как отмечает исследователь Е.С. Бурлакова, в рассматриваемый период книжное дело в Троицке было более развито по сравнению с Челябинском, где в 1891 г. действовали типография местного купца К. Н. Меркурьева и три книжных лавки[272].

Книги были важным источником для самообразования. Как отметил один из преподавателей Челябинской торговой школы, среди поступивших в это учебное заведение большинство обучалось по книгам[273]. Особое значение книги играли в городах горнозаводской зоны, позволяя углубить профессиональные знания, что положительно отражалось на производстве. Инженерно-технические работники, служащие заводов Златоуста читали дома следующие книги: «Испытание паровой машины», «Двигатель Дизеля», «Курс динамо-машин», «Закалка стали», «Справочник для электротехники»[274].

Следует подчеркнуть, что процесс приобщения горожан к чтению носил противоречивый характер, поскольку в большей степени читателей привлекало легкое чтиво, а не серьезная литература. Развлекательная литература позволяла отвлечься от ежедневных забот, избавиться от скуки, совершить путешествие в другой, идеальный, мир, поэтому и была востребована.

 Южноуральцы чаще приобретали дешевые газеты, переводные романы «про сыщиков». Вместе с тем постепенно увеличивалось и число людей с более развитым художественным вкусом, кому было небезразлично содержание и качество изданий.

Опубликованные романы производили на читателя сильное впечатление и вызывали всплеск в обществе интереса к теме произведения. Например, после выхода в 1887 году произведения П. Лоти «Мадам Кризантем» в Европе и Российской империи возник интерес к японскому искусству, усилившийся в 1904-1905 годах из-за русско-японской войны[275].

Можно утверждать, что в начале ХХ века литература и печать стали яркими выразителями духовной жизни России, неотъемлемым атрибутом городской жизни, в том числе и на Южном Урале.

Необходимо отметить, что в обыденность провинциального социума начали проникать новые элементы, не свойственные традиционному обществу, основанному, как известно, на архаичных ценностях, социальной иерархии и патриархальном укладе жизни.

В рассматриваемый период всё более привычной частью повседневной культуры городского населения стала благотворительность. Её активизации способствовало как развитие капитализма в России, обусловившее экономический подъем городов, и появление людей, обладающих значительным состоянием, так и активизация общественной жизни в целом. В стране появляются, как нами уже отмечалось, различные филантропические организации, которые в основной своей массе создавались при больницах, домах призрения и попечительствах. Например, с 1895 года в Оренбурге работала община сестер милосердия, состоящая под покровительством императрицы Марии Федоровны при Оренбургском местном управлении Общества Красного Креста. За символическую плату общество оказывало квалифицированную медицинскую помощь всем нуждающимся, давало необходимые лекарства, и принимало участие в борьбе с эпидемиями[276]. Активно функционировали филантропические общества Уфы, в Троицке работало мусульманское благотворительное общество памяти Абдуль Валия и Мухамед Шарифа Яушевых. Оно занималось поддержкой малоимущих жителей города из числа мусульман и распространением просвещения среди горожан[277].

Общественные организации активно занимались поиском средств для своей деятельности, для чего проводили различные платные городские культурно-массовые мероприятия. Любителям драматического искусства предлагались платные спектакли, а приверженцам здорового образа жизни – гуляния в общественном саду[278]. Популярной формой проведения досуга стали платные публичные лекции, которые нередко посвящались русской литературе[279].

Активное участие принимал в ряде благотворительных акций и кинематограф. В Шадринске 1 сентября 1910 года были открыты киносеансы, доходы от которых направлялись в городские филантропические учреждения[280]. Дирекция челябинских электротеатров «Люкс», «Грезы», «Луч» также жертвовала деньги на благотворительные цели[281].

Южноуральцы собирали деньги не только на местные нужды. В 1903 году столичное филантропическое общество приглашало оренбуржцев участвовать в сборе средств для строительства в Петербурге памятника А.С. Пушкину. К годовщине смерти поэта местным музейным и литературным обществам, собраниям, кружкам предлагалось организовать зрелища, а собранные средства направить в фонд комиссии по постройке памятника[282].

Многие южноуральцы становились меценатами, на собственные средства строили больницы, здания учебных заведений и занимались иной полезной городу деятельностью. За оказанную помощь дарители поощрялись. Например, оренбургского купца первой гильдии И. А. Зарывнова, подарившего Оренбургу ночлежный дом, наградили званием почетного гражданина города[283].

На благотворительную деятельность большое влияние оказывала политическая ситуация. К примеру, с началом русско-японской войны население империи стало собирать средства для помощи солдатам, подключились к этой работе и южноуральцы. Челябинские мещане через местный комитет по сбору пожертвований собирали деньги для усиления русского флота[284]. Также участвовали в пополнении средств комитета великой княжны Татьяны Николаевны, организация которой занималась оказанием помощи пострадавшим во время боевых действий[285].

Таким образом, благотворительность прочно вошла в культурную сферу южноуральцев и даже постепенно становилась одной из привычных сторон повседневной жизни.

Рубеж XIX – XX столетий стал временем, когда неотъемлемым элементом городской культуры становится мода, демонстрирующая богатство и социальный статус человека. Под влиянием её законодателей – Лондона, Парижа и Вены среди горожан в России распространяется практика ношения модной одежды. Конечно же, на выбор костюма значительное влияние оказывала социальная принадлежность человека и его профессия. К примеру, представители аристократии и интеллигенции, чиновники носили фраки, визитки, смокинги, вестоны и сюртуки, мундиры ведомства, в котором служили, а обуты были в ботинки или штиблеты[286].

Одежда рабочих резко отличалась от одежды состоятельных слоёв населения, как и жилищные условия, образ жизни. На рубеже ХIX – ХX в. сложился в основном стиль костюма рабочих («фабричный костюм»), который состоял из косоворотки со стоячим воротником, надетой навыпуск под ремень или кушак темных брюк, часто заправленных в сапоги, пиджака и картуза. Высококвалифицированные рабочие, т.е. мастеровые, преимущественно из потомственных, одевали пиджачные костюмы или сюртуки, носили галстуки и жилеты. В это время часто можно было видеть, когда молодой рабочий одевался уже по-европейски, а его отец также рабочий, был облачен в старинный кафтан и сапоги, смазанные дегтем. Многие рабочие Урала, недавние крестьяне, ещё носили холщовые рубахи и штаны, пеньковые пряденики и даже лапти.  

Начавшаяся эпоха модерна популяризировала и новые стандарты  женской моды. С 90-х годов XIX века появляется более удобное платье, с изящными формами, подчеркивающими контуры женского тела, походящее на слегка изогнутый стебель[287]. Начинает изменяться силуэт и крой платья. Вечерние наряды становятся более открытыми, декольте всё сильнее обнажает зону шеи и плеч. Характерные для модерна плавные линии отразились в силуэте рукавов и подола платья. Всё чаще в качестве украшения используют вышивку, кружева, перья, банты, цветы[288], а также сочетание разных тканей, мех и большие шляпы. Популярность приобретают ткани ярких цветов: бордо, синий, сиреневый, серебристый, палевый, желтый различных оттенков[289]. Новые идеи модерна оказывали влияние не только на изменение женского платья, но и самого образа. При помощи грима дамы пытались создать впечатление глубоко сидящих громадных глаз, окруженных тенью[290], подчеркнуть бледность лица. Новый век и образ жизни современниц, рост числа работающих женщин требовали удобной одежды, в результате чего, в первое десятилетие ХХ века, длина платья начинает укорачиваться и всё реже используется корсет.

Для населения работали местные портные, а также популярные магазины готового платья, кроме того новинки можно было заказать по модным журналам в столице или заграницей.

Важным для южноуральских модников событием становились открытия городских торговых домов. Построенные по последнему слову техники они отличались широким ассортиментом товаров. Например, в Торговом доме М.Ф. Валеева (ныне Молодежная мода), открывшемся в Челябинске в 1911 году, в одной из больших стеклянных витрин была сконструирована льдина с белым медведем, привлекавшая взоры публики не меньше, чем продаваемые драгоценные украшения, оренбургские пуховые платки, ткани, одежда, обувь, игрушки, музыкальные инструменты, граммофоны с пластинками, чайные сервизы, ковры, канцелярские и бакалейные товары[291]. Одним из крупных в Челябинске был пассаж торгового дома «Григорий Стахеев и сыновья»[292]. Аналогичные заведения работали и в других городах, в Троицке действовал торговый дом «Братья Яушевы».

Необходимо отметить, что в городах Южного Урала определенные коррективы во внешний вид модников и модниц вносила местная природа. Так, в межсезонье выходить на улицу в красивой и дорогой обуви было бессмысленно, потому что улицы южноуральских городов были грязными и пройти по ним, не запачкав ног, было невозможно. Следовательно, даже самым заядлым местным модницам приходилось надевать соответствующую погоде обувь, например, на женские красивые ботинки на каблуках сверху надевались аналогичные, но выполненные из каучука. Также распространена была практика ношения местным населением галош и сапог.

Поскольку для края была характерна полиэтничность, то ещё одним неотъемлемым атрибутом Южного Урала было присутствие на городских улицах приезжего населения, например, из Средней Азии, Индии, Персии, Казахстана. Их яркие национальные костюмы особенно сильно выделялись на фоне горожан и удивляли приезжих. Количество иностранцев было не постоянным, поскольку зависело от ярмарок, на которые они в основном и приезжали.

Среди городского населения проживал большой процент татар и башкир, культуры которых схожи между собой. Для них было характерно ношение традиционной одежды. Мужчины носили ситцевые широкие рубахи с длинными рукавами, шаровары, длинный кафтан, подпоясанный кушаком, а сверху халаты из разноцветной материи[293]. Они отличались ещё и тем, что обычно брили головы и носили маленькие шапочки – тюбетейки, а их сапоги имели характерный заостренный носок[294].

Башкирские и татарские женщины обыкновенно закрывали платками волосы, которые заплетали в косы, носили просторные длинные платья с длинными рукавами, украшавшиеся кружевом по подолу, поверх которых надевали жилэн, представляющий собой длинный и просторный халат с воротником. Неотъемлемой частью костюма являлись, шейные ожерелья, выполненные из бисера и нередко имеющие несколько рядов[295], а также украшения и головные уборы, сделанные из различных монет и драгоценных камней, имевшие большую культурную ценность в среде татаро-башкирского населения и обычно передававшиеся по наследству.

Под влиянием модных городских тенденций привычной стороной повседневности становится ношение инородцами одежды по европейскому образцу, но с сохранением национальных традиций[296]. Постепенно мода стала затрагивать не только одежду, но и аксессуары. Распространенным атрибутом, одинаково часто встречающимся как среди женщин, так и мужчин, становится зонтик, который использовали как защиту от дождя или солнца, а также различные украшения: булавки, запонки из золота и драгоценных камней, часы, перстни[297]. Благодаря наличию на Урале горнозаводской зоны, иногда цепочки для часов были не серебряными, а литыми из чугуна и стали, выполненными местными каслинскими или кусинскими мастерами. Распространенной практикой у горожан становится ношение головных уборов кепок, картузов, фуражек, фетровых шляп. Местные модники предпочитали отращивать усы, бакенбарды, бачки и брить бороды, а дамы – делать оригинальные прически типа «шлем» или «тюрбан»[298].

Необходимо также отметить, что в связи с появлением новых, ставших особенно популярными в городах средств передвижения, таких как велосипед и мотоцикл, появляется специальная спортивная одежда для комфортной езды, что повлияло и на развитие обычного каждодневного костюма. Это отражалось в том, что покрой костюма становился более свободным, в результате чего пиджак вытеснил сюртук, кроме того меньшая строгость костюма была видна в его деталях – формах галстука, обуви и её цвете[299]. На дальнейшее изменение костюма повлияла Первая мировая война, введя в моду элементы военной одежды и цвет хаки.

Поскольку поклонниками моды становились обычно молодые люди и девицы, консервативное старшее поколение нередко подтрунивало над казавшимися им нелепыми и смешными некоторыми элементами в одежде современников. Поэтому модные тенденции в одежде не без труда пробивали себе дорогу в провинциальном обществе.

Оторванность Урала от столицы приводила к формированию собственного понимания моды и красоты, которое иногда отличалось от петербургского стиля. Особенно это было заметно среди купечества, представители которого сочетали в одном наряде элементы одежды «господ» и крестьян, например, носили брюки на выпуск с сапогами[300]. Ещё одним нюансом было то, что провинциальная мода отставала от столичной, шедшей «в ногу» с европейской. За то время, что она затрачивала, чтобы попасть на Южный Урал, успевала устаревать.  

На рубеже XIX-XX веков все большее распространение в городской среде получает здоровый образ жизни и пропаганда физической культуры. Основная часть южноуральских городов располагалась вблизи живописных озер и рек, где устраивались катания на лодках и совершались прогулки вдоль побережья. О популярности пребывания на свежем воздухе свидетельствует и то, что южноуральцы начинают проводить значительное время на дачах. В Шадринске в дачных местах горожане любили кататься на рысаках, или даже добраться до них по реке Исеть под парусом[301].

Распространенным явлением становится оздоровление в кумысолечебницах и на водах, чему способствовала финансовая доступность данного вида отдыха для большей части местного населения. К примеру, горожане любили посещать кумысолечебницу, расположенную в селе Усть-Карабольское Шадринского уезда. Усть-Караболка служила лечебным местом для людей не только небогатых, но даже с ограниченными средствами, которые посещали его регулярно из года в год[302].

На популяризацию данного вида отдыха большое влияние оказала работа Транссиба, благодаря которому, совершить путешествие можно было быстро и в комфортных условиях. Современники отмечали, что, благодаря железнодорожному сообщению, все кумысолечебные местности переполнены приезжим людом[303].

Среди южноуральцев практиковались семейные выезды на местные озера, которые посещали как в выходные дни, так и проводили там все лето. Популярным местом отдыха стал Тургояк[304], кроме того востребованы были водоемы содержащие полезные для здоровья человека соли и сероводород, где устраивались целебные курорты[305]. Вместе с тем, по почте можно было заказать кавказскую минеральную воду, лечебные соли, грязи и др. которые продавало по почте общество Красного креста[306].

Особенно распространенными среди населения стали пешие и водные прогулки, выезды за город на пикники, охоту и рыбалку. Этому способствовало развитие городского благоустройства, поскольку, как уже отмечалось нами ранее, городские власти начинают уделять повышенное внимание содержанию лесопарковых зон, что благоприятствовало популяризации подобных мест отдыха. Оренбуржцы, например, ходили гулять на бульвар и в тополиный сад. В 1892 году здесь появляются новые сады, посещение которых было бесплатным. Они располагались за Неплюевским кадетским корпусом и у кафедрального собора. Самым популярным местом отдыха была Зауральская роща или, как её часто называли, Марсово поле. Силами учащихся там был устроен сад, питомник и цветник, а также выставочные помещения, павильоны и даже площадка для игр[307].

Многие шадринские купцы имели большие сады и рощи для гуляний. Например, у купца Ф.И. Фетисова была собственная роща, О.А. Ушаков имел липовый сад, в котором гуляли павлины, а ряд других купцов устроили дендрарии[308].

Обычно городские и частные парки были одинаково доступны для посещения рядовыми горожанами. Одним из любимых мест отдыха в Златоусте был дом и сад купца А.И. Сорокина, где регулярно устраивались вокально-музыкальные вечера, играл местный оркестр. Желающие могли развлечь себя кеглями и серсо, прокатиться на качелях и карусели. Для любителей чтения в доме имелась читальня с газетами и журналами. В сад можно было приходить ежедневно. Плата за вход взималась только в те дни, когда были музыка, танцы и выступали артисты. Также популярен среди златоустовцев был сад купца Видинеева, где имелась открытая эстрада с танцплощадкой и библиотека[309]. Городские сады пользовались повышенным вниманием молодежи благодаря тому, что в воскресные и праздничные дни до 11 вечера там играла музыка[310].

Необходимо отметить, что для Южного Урала был характерен синтез культур, который происходил благодаря взаимодействию представителей разных национальностей, что придавало особый колорит культурной жизни городов. При синтезе культур ни одна из взаимодействующих сторон не оставалась в неизменном виде, происходил взаимный обмен, взаимообогащение культур. Например, в Троицке в городском саду или в домах богатых купцов, клубах проводились в форме карнавала восточные вечера – «шарык-кичляре», особенно популярные среди местной национальной и русской интеллигенции. На мероприятие приглашенные лица являлись в национальных костюмах и масках; кроме музыки там организовывалось чтение литературы или игры с шутливыми призами[311].

Известно, что до середины XIX в. спорта в России не было, существовала только охота. Представление людей о самих себе были патриархальными, ограниченными, так как беспокоились больше о душе, а о теле не заботились. Тело считалось смертным, и появляться с открытым телом было позорно, но с популяризацией здорового образа жизни ситуация начинает изменяться. В моду входят различные виды спорта. Благодаря обилию на Южном Урале водоемов и рек, многие горожане начинают увлекаться плаванием, а местное руководство начинает их активно поддерживать, оборудуя удобные городские купальни[312], в Оренбурге они размещались на реке Урал, в Челябинске на реке Миасс. В зимнее время южноуральцы любили кататься на коньках, устраивая как самодельные[313], так и городские катки.

Ввиду популяризации занятий физкультурой и спортом особое внимание уделяется подготовке и содержанию ледовых площадок. Городская управа Челябинска требовала от арендаторов катка, расположенного на реке Миасс, регулярно очищать его от снега, оборудовать скамейками для отдыха и освещением. Уделялось пристальное внимание и качеству обслуживания посетителей. Арендатор и его работники были обязаны быть вежливыми с посетителями, а в случае нарушения данного правила арендатор лишался права пользоваться катком[314].

О распространении катания на велосипедах свидетельствует тот факт, что в 1908 году в Шадринске функционировало объединение любителей велоспорта, которое хотело устроить в городе велодром. Здесь планировалось создать не только велодорожки, но и места для конной езды и даже устраивать платные гонки. К сожалению, данная общественная инициатива не была реализована, так как устав общества не был официально утвержден[315].

Особенно любили южноуральцы играть в бильярд, видя в этом занятии большую пользу для здоровья. Современники отмечали, что «необходимые при игре телодвижения развивают и укрепляют как мускульную систему, так и органы зрения. Стало быть, помимо развитости – в смысле спорта – бильярд дает ещё и полезное физическое упражнение»[316]. Например, несколько бильярдных было открыто в Челябинске в кофейнях «Ville de Paris», «Высоцкий и Поляков», в ресторанах «Эрмитаж», «На распутье», «Рига» и в помещении Общественного собрания[317], в доме купца Валеева[318] и др.

Горожане стали заниматься и гимнастикой, в результате чего спортивные снаряды, такие как, например, параллельные брусья и кольца устанавливались как в городских садах[319], так и во дворах домов.[320].

Во многом всё это происходило под влиянием развивающихся буржуазных отношений, так как здоровье постепенно становится экономическим фактором[321].

Ускоренная модернизация, переход России в начале ХХ века от традиционного к индустриальному обществу сопровождался крайней противоречивостью, конфликтностью его развития, обострением социальной нестабильности. Преобразования в экономической сфере и новые отношения в социуме вошли в противоречие со старым укладом жизни подавляющего большинства населения страны. Деревенские жители, оказавшись в городе, фактически попадали во враждебную среду, с трудом приобщались к новому образу жизни, становясь маргиналами, не совсем горожанами и уже не крестьянами. Серьезные деформации претерпевали и городские средние слои населения в России и на Южном Урале в том числе.

Социальная дифференциация, на фоне падения нравственных идеалов и резкого роста численности населения, вызывала эскалацию девиантного поведения в среде жителей провинциальных городов. Следствием этого процесса стал всплеск преступности, который особенно ярко проявился на Южном Урале. Усугубляло сложившуюся криминогенную обстановку присутствие в городах ссыльных, отбывающих тюремное наказание, а также то, что благодаря динамичному развитию, Южный Урал начинает привлекать к себе внимание со стороны различного рода аферистов и мошенников с других регионов страны.

Распространенными явлениями стали убийства, бандитизм, грабежи, нищенство, проституция, алкоголизм, азартные игры, аморальный образ жизни и другие асоциальные проявления.

Для урегулирования ситуации и противодействия преступлениям городские органы управления прибегали к различным инициативам, например, повышали финансирование содержания охраны[322], увеличивали численность охранников[323] и даже организовывали ночные караулы из состава самих горожан[324]. Но, несмотря на предпринимаемые действия, полиция была просто не в состоянии «…выполнить той массы работы, которая выпадает на долю каждого из них»[325]. Например, в Челябинске, с его десятитысячным населением, в 1892 году насчитывалось всего восемь полицейских, естественно, такого количества стражей порядка вскоре стало явно недостаточно[326]. В сложившейся ситуации приняли решение расширить их штат, в итоге в 1893 году численность полицейских выросла вдвое, т.е. до 16 человек, а к 1900 увеличилась до 19[327].

Среди южноуральцев распространяются вредные привычки. Например, пристрастие к азартным играм приводило к тому, что в погоне за быстрой наживой отдельные южноуральцы лишались своего материального благополучия, что в свою очередь влияло на увеличение количества краж, финансовых махинаций и росту криминала в целом.

Серьезную проблему для социума представлял алкоголизм, который захлестнул южноуральские города в рассматриваемый период. Как свидетельствуют архивные материалы, в 1911 году в Челябинске количество городских и пригородных пивных достигало сотни[328]. Особенно неприглядно в этом отношении обстояли дела в городах горнозаводской зоны, где пьянство было массовым. Происходило это по причине того, что обыденная жизнь стремительно менялась, в результате чего не все смогли к ней адаптироваться, находя для себя утешение в бутылке.

Новым элементом повседневности становится проституция, во многих южноуральских городах появляются дома терпимости[329]. Пионером в этом вопросе стала Уфа, где проституция возникла ещё в середине XIX века[330]. Нередко у подобных заведений происходили драки, скандалы, сопровождающиеся нецензурной бранью и даже пистолетной стрельбой[331], что добавляло работы полиции и неудобства горожанам.

Усугубляло сложившуюся ситуацию ослабление в обществе морали и нравственных устоев. В возникших условиях местные власти приходят к пониманию того, что бороться с проблемами необходимо не только при помощи полиции и системы запретов, но главным образом через адаптацию населения к изменившимся условиям городской жизни, просвещение и воспитание. В качестве профилактического средства от нравственных болезней общества, власти начинают более активно использовать, как тогда их называли, «разумные развлечения», способствующие совершенствованию духовного мира человека. Они должны были стать эффективной воспитательной мерой, способствующей адаптации населения к новой, изменившейся городской среде, позволив сгладить проблемы переходного периода от традиционного общества к индустриальному.

Исходя из вышеизложенного следует, что эволюция повседневной культурной жизни горожан была обусловлена процессами индустриализации и урбанизации, развитием массового производства и потребления, а также наметившейся демократизацией общественной жизни, которая способствовала возникновению новых структур повседневности.

Наблюдалось улучшение материально-бытовых условий горожан, развитие культурно-досуговой сферы, под влиянием которой в южноуральский социум проникают элементы зрелищной культуры. Вместе с тем, столь значительные изменения повлекли за собой ломку привычных традиционных общественных устоев и распространение в обществе девиантного поведения.

При этом трансформация культурной жизни горожан в силу целого ряда факторов и условий, прежде всего, социально-экономического, этноконфессионального и природно-географического порядка имела свои определенные особенности по сравнению с другими регионами страны.

Обобщая содержание главы, отметим наиболее важные аспекты.На рубеже XIX-XX вв. социокультурное пространство южноуральских городов претерпевает определенные качественные перемены. Всё это находило свое отражение в определенных шагах по благоустройству городов, усложнению их инфраструктуры, развитию дорожной сети, распространению более качественного дорожного покрытия не только на центральных улицах, но и на других городских территориях.

Растет городской уровень технизации, всё большее распространение получает авто и мототранспорт. Горожане начали активнее использовать в быту телефон, телеграф и электрическую энергию, происходят изменения в архитектурном облике городов. Если раньше большинство городских улиц и домов напоминали деревенские улицы и крестьянские дома, то в начале ХХ века в центре городов строятся каменные здания в несколько этажей, в которых располагаются официальные учреждения, банки, конторы.

Создание парков, скверов, садов, водоёмов и других новых зон отдыха способствует оформлению более современного, нетрадиционного социокультурного пространства.

Изменение городского быта повлияло и на трансформацию духовной сферы, в связи с тем, что происходило формирование основ массовой культуры, всё большее распространение стали получать такие формы проведения городского отдыха, как посещение кинотеатров, библиотек, театральных представлений и других зрелищных мероприятий.Во многом это стало возможным благодаря подвижкам, произошедшим и на ментальном уровне.

Диверсификация, усложнение досуговой сферы значительно повысили возможности горожан в удовлетворении персональных потребностей в отдыхе, развлечениях и познавательной деятельности.

Рост уровня городской культуры влиял не только на изменение представлений об образе жизни горожан, но и на появление новых, ставших неотъемлемыми атрибутами городской повседневности. Повышение уровня грамотности городских слоев населения, урбанизация создали благоприятные условия для проникновения и популяризации в провинциальном обществе печати, синематографа, моды. Распространение среди населения получают занятие благотворительностью, спортом и следование здоровому образу жизни в целом.

В то же время столь значительные преобразования имели и обратную, негативную сторону. Ломка традиционного, привычного мира обывателей привела к определенному падению морально-нравственных идеалов и деформации этических норм, а также распространению асоциальных проявлений в обществе: бандитизма, проституции, алкоголизма, азартных игр. 

Таким образом, культурная жизнь горожан на Южном Урале эволюционировала, находилась на этапе перехода от традиционного общества к индустриальному, органично соединяя в себе черты старого и нового.

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!