ПРИТЧА О ЛЮБЯЩЕМ ОТЦЕ, БЛУДНОМ СЫНЕ И ЕГО БРАТЕ



 

Притча о любящем отце, блудном сыне и его брате содержится только в Евангелии от Луки (Лк.15:11-32). Эта притча Христа раскрывает нам характер Бога и принципы взаимоотношений Бога с человеком, которые построены на необъятной и всепрощающей любви Бога к человеку. В ней говорится о принципах, на которых устанавливаются взаимоотношения между людьми и как избежать негативных сторон этих взаимоотношений, которые часто строятся на лицемерии, эгоизме, зависти, соперничестве, а порой на откровенной ненависти к ближнему. Ниже мы подробно рассмотрим эту притчу.

 

Лк. 15:11: «Еще сказал: у некоторого человека было два сына».

       Словами: «Еще сказал», — евангелист Лука подчеркивает, что притча о любящем отце, блудном сыне и его брате является одной из притч, произнесенных Иисусом в собрании различных по социальному статусу людей (Лк.15:1). Далее Лука цитирует непосредственно слова Христа.

Под «некоторым человеком» Иисус понимает Самого Себя, подчеркивая, что Он, будучи Богом, смирил Себя, и по виду стал как человек (Флп.2:6-8). То есть Бог Сын воплотился в человеческом теле на земле.

Иисус говорит, что у этого человека «было два сына». В ветхозаветные времена иудеи считали, что каждый иудейский мужчина обязан был создать семью и произвести на свет, как минимум одного ребенка. Особенно радостным событием было рождение сына (Пс.126:3-5). Если же сыновей было более одного, то считалось, что Бог обильно благословил этого мужчину (Пс.127:1-4). Человек, о котором идет речь в притче, имел двух сыновей. Он по праву мог считать себя человеком, которого Бог благословил обильно. Как мы выяснили, этот человек олицетворяет Бога. Сыновья символизируют две категории людей, верующих в Бога.

Цель этой притчи заключается в том, чтобы показать как различие, так и общность между двумя категориями, верующих в Бога людей. Младший сын символизирует ушедших от Бога людей, а старший символизирует верующих в Бога людей, но имеющих различные духовные проблемы. В этот момент, по мнению Христа, людям, слушающим Его, необходимо было рассказать именно об этих двух категориях.

 Лк.15:12: «И сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение».

Обычно дети наследовали все, что принадлежало отцу. Наследство делилось на количество детей, и после смерти отца дети законно вступали вправо владения, причитающейся им доли. Младший сын получал одну третью часть отцовского наследства, тогда как старшему причиталось две трети. Передел имения отца детьми был узаконен в еврейском обществе и регламентировался законом Моисея (Втор.21:16,17). В отдельных случаях, например, ввиду болезни, отец мог поделить имение между своими наследниками и передать его еще при жизни. Инициатором передачи наследства мог быть только отец, но никак ни его сыновья. Такое решение принималось отцом, когда он видел, что дети уже способны мудро управлять его имуществом. В рассматриваемом случае младший сын первый изъявил желание заполучить причитающуюся ему по закону долю наследства, чем проявил неуважение к своему отцу. Отец очень любил обоих своих сыновей. Но младший сын пренебрег его любовью. Своим поступком младший сын показал, что отныне любовь отца ему больше не нужна. Он предпочел, чтобы день смерти отца уже наступил. Именно об этом дне, когда наследство достанется ему, мечтал младший сын, надеясь, что этот день принесет ему долгожданную свободу и независимость от опеки, вызванной безмерной отцовской любовью. Сын хотел управлять своей жизнью самостоятельно, не принимая во внимание мудрые советы отца, который «в поте лица» (Быт.3:19) годами копил наследство своим сыновьям. Он считал себя взрослым и всеми силами стремился доказать, что не нуждается в отце. Решив потребовать свою долю наследства, младший сын в сердце своем уже убил отца! Ведь в качестве преграды на пути к его «счастью» стоял только его отец. Отец так сильно любил своего сына, что исполнил его желание, заранее зная, что наследство не принесет сыну благополучия и счастья. Он знал, что настанет день, когда его сын осознает свою ошибку.

       Этим прекрасным примером Иисус точно определяет взаимоотношения между Богом и согрешившим человеком.

       Персонаж притчи — отец, безмерно любящий своего сына, и есть Сам Бог, Который есть — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух (1Ин.5:7), безмерно любящий Своих детей. Словами «младший из них», — Иисус определяет сущность категории людей, верующих в Бога, которые согрешили и не желают каяться.

Как таковой грех человека появился гораздо позже, нежели материальное, трехмерное пространство и, соответственно, позже, чем сам человек. Грех не мог быть частью творения Божьего. Грех спровоцирован сатаной, искусившим и побудившим Еву и Адама согрешить против Бога (Быт.3:1-19). Грех был «рожден» Адамом и Евой и по происхождению моложе всего того, что создал Бог, благословив и освятив в седьмой день (неопределенно долгий период времени) (Быт.2:3), подчеркивая завершенность творения.

Примечательно, что имя Ева в переводе с древнееврейского языка означает: жизнь или дающая жизнь. Ева стала «матерью всех живущих» (Быт.3:20), то есть матерью всего человечества, вместе с Адамом, имя которого с древнееврейского языка переводится как: «прах», «земная субстанция». Что указывает на принадлежность человека к земному творению, они стали родоначальниками не только человечества, но и греха, который вошел во всех людей (Рим.5:19), став причиной смертности человечества и всего живого на земле. Поэтому категорию человеческого рода, состоящую из согрешивших и не желающих каяться людей, Иисус Христос называет младшей — «младший сын».

   Что же за имение потребовал младший сын у своего отца? Греческое слово «ουσιας» (усиас), переведено в Синодальном переводе Библии словом имения, более точно можно перевести словами: состояния, имущество, а греческое слово «βιον» (бион), переведенное в Синодальном переводе Библии словом имение, более точно можно перевести словами: состояние как средство для жизни, образ жизни, жизнь, достаток в жизни. В связи с этим, отрывок Лк.15:12 можно прочитать следующим образом: «и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть состояния, имущества». И отец разделил им состояние свое как средство для жизни, «свой образ жизни, свою жизнь, свой достаток в жизни».

На просьбу младшего сына отец отвечает присущей ему мудростью и любовью. Он не перечит сыну и не отказывает ему в просьбе, предоставляя право выбора. Он предлагает сыну «состояние свое как средство для жизни», которая будет полноценной и счастливой в том случае, если сын не откажется от любви и мудрости отца. Он предлагает сыну «свой образ жизни», основанный на истинной мудрости, безмерной любви и справедливости. Предлагает «свою жизнь», то есть свои жизненные убеждения и жизненный опыт. И, наконец, предлагает сыну «свой достаток в жизни», заработанный честным и нелегким трудом, который позволил бы удовлетворить все материальные потребности.

 

Младший сын потребовал от отца только то, что было необходимо, как ему казалось, для полной самореализации в жизни. Самым желанным для него было заполучить материальное состояние (имущество) отца. Он не стремился к духовным аспектам жизни и мудрым советам отца, так как не понимал, что «не хлебом одним будет жить человек» (Втор.8:3; Мф.4:4; Лк.4:4). Он не понимал, что доминирующее значение в жизни имеет не материальный достаток и богатство, а слово Божье (Втор.8:3; Мф.4:4; Лк.4:4), которое исходит из уст Того, Кем живет, движется и существует все человечество (Деян.17:28), то есть из уст Господа Бога. Младший сын хотел самостоятельно распоряжаться своей судьбой, что подчеркивается словами: «дай мне следующую мне часть…», где слово «часть», является переводом греческого слова «μερος» (мэрос), которое точнее можно перевести словами: предел, участь, сторона, то есть то, что принадлежит всецело младшему сыну. Соответственно, в том числе речь идет и о его судьбе.

Бог сотворил человека по Своему образу и подобию (Быт.1:26,27), наделив его правом выбора между добром (любовью, мудростью и жизнью по воле Бога) и злом (совершением грехов, разрушающих человека как духовно, так и физически). Предоставляя право выбора младшему сыну, отец дает возможность определиться и своему старшему сыну, что подтверждается словами: «отец разделил им» (Лк.15:12).

Имением каждого человека, полученным от Бога, прежде всего, являются его физические способности и возможности. Способности и возможности всех людей различны, но какими бы они ни были, они принадлежат исключительно Богу. Человек наделяется разными способностями и возможностями по великой Божьей милости. Но как часто человек не ценит те способности и возможности, которыми он обладает. Многие из нас стремятся строить свою жизнь самостоятельно, игнорируя любовь и мудрость Божью, как будто ни любви, ни мудрости Божьей не существует вовсе. Они предпочитают забыть о Боге, бесконечно «ломают голову» над тем, чтобы заставить себя поверить в то, что Бога нет. Но никак не поймут они, что все их силы, умственные способности и возможность творить на земле, все их естество создано именно Богом, от Которого при помощи этих сил они так упорно удаляются! Как велико количество людей, стремящихся всеми своими силами и всем своим естеством совершить грех, который принесет лишь разочарование и разрушение их личности, да и самой их жизни. Какой обман и пустое обольщение ощутить кратковременность и ничтожную малость удовольствий, а затем погрузиться в душевную пустоту!    

 Как много таких верующих в Бога учеников Христа, которые уподобляются младшему сыну! С каким дерзновением стремятся они не приблизиться к Богу и жить по Его воле, а отдалиться от Него, прожив жизнь без Него, опираясь лишь только на собственные силы. Верующие, в сердцах которых присутствуют подобные мысли, со временем начинают относиться к Богу потребительски. Они хотят получить от Бога все, что, по их мнению, необходимо для полноценной жизни. Такой критерий полноценной жизни они придумывают самостоятельно, руководствуясь не словом Бога (Библией), а исключительно своими соображениями и, так называемым, «жизненным опытом». Отношения с Богом в жизни таких верующих — стремительно сокращаются. Бог уже не стоит на первом месте в их жизнях. Со временем отношения с Богом полностью исчезают.

Особый интерес представляет числовое значение греческого текста отрывка Лк.15:12, которое составляет — 9991. Данное числовое значение является символичным. Число «9» символизирует законченность, суд. Число «9» можно представить как произведение числа «3» на «3». Число «3» символизирует триединство Бога, а произведение числа «3» на «3» определяет полноту Божьего совершенства, определяя триединого Бога как абсолютно совершенного. Троекратное повторение числа «9» — это абсолютное равенство и совершенство всех трех ипостасей Бога. Присутствие числа «1» символизирует Божье начало, первенство. В сочетании с тремя девятками число «1» определяет первичность и независимость Бога от Своего творения. Бог ни от кого и ни от чего не зависит, но все зависят от Него — триединого, истинного Бога. Отсюда понятно, что блудный сын хочет получить свое имение именно у истинного Бога.

Сумма цифр числа 9991 дает 9+9+9+1=28. Число 28 можно представить как произведение числа 7 на 4, где число 7 символизирует совершенного Бога, а число 4 его материальное творение, к которому относится и человек. Это означает, что совершенный, истинный Бог дает венцу Своего творения — человеку, полагающуюся ему часть имения, предоставляя полную свободу выбора в распоряжении этим имением.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!