Можно ли нарекать ребенка двумя именами и более?



Не запрещено в Исламе нарекать ребенка несколькими именами, однако лучше дать одно имя, а впоследствии дать ребенку кунью даже в детстве, именуя его «Отец такого-то», если это мальчик, или «Мать такого-то», если это девочка. Доводом этому является хадис, который передал Анас (да будет доволен им Аллах): “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто общался с нами, и сказал как-то моему маленькому брату: «О Абу ‘ Умайр, что делает птичка?» аль-Бухари 6129, Муслим 2150.

Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “В этом хадисе указание на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал кунью маленькому мальчику, назвав его отцом ‘Умайра (Абу ‘Умайр)”. См. “Шамаиль ан-наби” 236.

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Торопитесь давать вашим детям куньи прежде, чем им станут давать плохие клички». ад-Даракъутни в “аль-Афрад”, ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 2/1.

Приведя этот хадис, хафиз Ибн Хаджар сказал: “Иснад этого хадиса слабый, однако достоверно, что это слова самого Ибн ‘Умара”. См. “Нузха аль-альбаб филь-алькъаб” 1/41.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Поскольку смысл имени в том, чтобы отличать и выделять человека, то одного имени вполне достаточно, и ограничиться одним именем лучше. Но можно дать ребенку и большее количество имен, так же, как можно дать имя, кунью и прозвище (кличку)”. См. “Тухфатуль-маудуд” 144.

 

Обрезание

 

Важность обрезания в Исламе

Обрезание в Исламе занимает важное место, и это то, что именуют Сунной пророка Ибрахима (мир ему). Ибн ‘Абдуль-Барр и аль-Къуртуби сказали: “Ученые единогласны в том, что первым, кто совершил обрезание, был Ибрахим”. См. “ат-Тамхид” 21/59, “Тафсир аль-Къуртуби” 2/98.

Всевышний Аллах сказал: «Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их» (аль-Бакъара 2: 124).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Аллах испытал Ибрахима очищением – пятью видами очищения на голове и пятью видами на теле. Что касается очищения на голове, то это: укорачивание усов, полоскание рта и носа, использование зубочистки и расчесывание волос. Что же касается очищения на теле, то это: подстригание ногтей, бритье лобка, обрезание, удаление волос подмышками и удаление нечистоты водой после справления большой и малой нужды”. ‘Абду-р-Раззакъ 1/57, аль-Хаким 2/266, аль-Байхакъи 1/149. Иснад достоверный. См. “Ахкаму-ттахара” 3/104.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пророк Ибрахим совершил обрезание после своего восьмидесятилетия с помощью къадума([6])». аль-Бухари 6298.

Также со слов Абу Хурайры сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Заложенным естеством (фитра) являются пять вещей: обрезание, сбривание волос с лобка, подстригание ногтей, удаление волос подмышками и подстригание усов». аль-Бухари 5889, Муслим 257.

Является ли обрезание обязательным?

Что касается того, является ли обрезание обязательным, то на этот счет существует известное разногласие среди ученых. Ханафиты, маликиты и некоторые шафииты считали, что обрезание является желательной Сунной, но не обязательным поступком. Однако ханафиты говорили, что мужчине необходимо повелевать делать обрезание. А что касается шафиитов и ханбалитов, то они считали обрезание для мужчин обязательным.

Среди доводов тех, кто не считал обрезание обязательным, следующие хадисы:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Заложенным естеством являются пять вещей: обрезание, сбривание волос с лобка, подстригание ногтей, удаление волос подмышками и подстригание усов». аль-Бухари 5889, Муслим 257.

Они говорили, что обрезание в данном хадисе упоминается наряду с вещами, совершение которых является желательным, и, следовательно, обрезание желательно, но не обязательно.

Однако некоторые имамы как раз считали наоборот, что все упомянутое в данном хадисе является обязательным. Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Я считаю, что упомянутые пять вещей в данном хадисе являются обязательными. Ведь поистине, если человек оставит совершение этих вещей, то от его человеческого облика не останется ничего, не говоря уже про облик мусульманина!” См. “аль-‘Удда” 1/351.

Также сторонники мнения необязательности обрезания опирались на сообщение от аль-Хасана аль-Басри, который говорил: “Разве вы не удивляетесь поступку этого человека (Малика ибн аль-Мунзира)?! Он отправился к пожилым людям Каскара и стал проверять, кто из них обрезанный, а кто нет! После чего велел делать необрезанным обрезание, а это происходило зимой. И дошло до меня, что некоторые из них умерли. Поистине, при Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимали Ислам и римляне и эфиопы, ни никого он не проверял!” аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1251. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Однако сторонники обязательности сказали, что тот факт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не проверял принимавших Ислам, обрезаны они или нет, не исключает того, что он не велел им делать это словесно.

Также сторонники необязательности говорили, что нет никакого достоверного довода, в котором содержалось бы веление совершать обрезание или в котором была бы угроза наказанием в Судный день тем, кто не совершил этого. Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Для Малика и большинства учёных обрезание является твердо-установленной Сунной (муаккада) и обрядом Ислама. Однако нет в Шариате ничего, что указывало бы на порицание того, кто не совершил обрезания, как и нет угроз в адрес того, кто не сделал этого. А поэтому, это не является обязательным”. См. “аль-Муфхим” 1/514.

Имам аш-Шаукани сказал: “Истина состоит в том, что нет достоверного доказательства, которое указывало бы на обязательность обрезания”. См. “Нейлюль-аутар” 1/173.

Что же касается тех имамов, которые считали обрезание обязательным, то основным их доводом был хадис, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, принявшему Ислам: «Сбрей с себя волосы времен неверия([7]) и соверши обрезание». Ахмад 3/415, Абу Дауд 356, аль-Байхакъи 1/172.

Однако сторонники необязательности сказали, что данный хадис является очень слабым, поскольку в его иснаде несколько проблем:

Во-первых, передатчики хадиса ‘Усайм ибн Кулейб и его отец, с чьих слов он его передает, являются неизвестными.

Во-вторых, между передатчиком Ибн Джурайджем и ‘Усаймом есть разрыв в цепочке иснада.

В-третьих, в одной из версий этого хадиса говорится, что Ибн Джурайдж передал данный хадис от своего шейха – Ибрахима ибн Аби Яхьи, однако он является неприемлемым передатчиком, о чем говорили имамы Ибн ‘Ади, аль-Байхакъи и др. См. “аль-Камиль” 1/122.

По этой причине многие имамы признали данный хадис слабым, среди которых ан-Науауи, Ибн аль-Къаттан, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн Касир, аз-Захаби, Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади, аль-Мубаракфури и др. См. “аль-Уахм уаль-ихам” 3/43, “аль-Имам” 1/417, “Иршад аль-факъи” 1/34, “Аунуль-Ма’буд” 2/15, “Тухфатуль-ахуази” 2/529.

Также сторонники обязательности опирались и на другой хадис, переданный от Къатады, который сказал: “Когда я пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и принял Ислам, он сказал мне: «О Къатада, искупайся и побрей свои волосы времен неверия». И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал совершать обрезание тем, кто принимал Ислам, даже если ему было восемьдесят лет”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 14/20, Ибн Аби ‘Асым в “аль-Ахад уаль-масани” 5/77.

Имам аль-Хайсами назвал всех передатчиков этого хадиса надежными. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/283.

Однако это не так, потому что в иснаде данного хадиса есть вообще неизвестный передатчик по имени Хишам ибн Къатада. Поэтому хафиз Ибн Хаджар назвал этот хадис слабым. См. “ат-Тальхыс” 4/618.

Что же касается шейха аль-Альбани, то он также назвал данные хадисы слабыми, однако усилил их, назвав хадис о велении совершать обрезание принявшему Ислам хорошим в силу существования других подобных хадисов. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 383.

Сторонники обязательности усилили эти хадисы также тем, что говорил Ибн Шихаб аз-Зухри: “Когда человек принимал Ислам, ему было велено совершать обрезание, даже если он был уже в возрасте”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1252. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Иршад аль-факъих” 1/34, “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 948.

Также сторонники обязательности опирались на слова Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который говорил: “Не дозволяется свидетельство того, у кого нет обрезания, не принимается от него молитва, и не кушают заколотое им животное”. Ибн Аби Шейба 5/21. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “ад-Дирая” 2/173.

Однако большинство ученых не понимали эти слова буквально и не считали так же, а считали это указанием на важность обрезания, но, не делая при этом его наличие условием действительности молитвы, поста, хаджа, жертвоприношения и т.п. См. “Ахкам ат-тахара” 1/137-151.

Ибн Къудама сказал: “Если дозволяется кушать заколотое клеветником, прелюбодеем и пьяницей, несмотря на наличие факта их нечестивости, а также заколотое христианином, который является неверным, то употребление того, что заколол необрезанный мусульманин, дозволяется тем более!” См. “аль-Мугъни” 9/311.

Также сторонники обязательности говорили, что на необходимость обрезания указывает тот факт, что при обрезании дозволяется обнажение ‘аурата (участок тела, необходимый скрывать) перед посторонними людьми, и если бы это было необязательным, то не было бы дозволенным смотреть на это.

Но сторонники желательности ответили на этот аргумент следующим образом: Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Эту аргументацию отверг Ибн ‘Абдуль-Барр тем, что врачу дозволяется смотреть на ‘аурат, несмотря на то, что лечиться не является обязательным по единогласному мнению”. См. “Тарх ат-тасриб” 2/75.

Также сторонники обязательности говорили, что под кожей, покрывающей головку полового члена, собирается нечистота, а это препятствует действительности совершения молитвы.

Однако сторонники желательности сказали, что это место можно очистить от нечистоты и без обрезания. И также сказали, что наличие обрезания не является условием принятия омовения или молитвы!

Также сторонники обязательности говорили, что обрезание – из числа обрядов Ислама, которые различают между мусульманами и неверными.

Однако сторонники желательности сказали, что не все обряды Ислама, различающие между мусульманами и неверными, являются обязательными. Среди этих обрядов есть обязательные, как молитва, хадж и т.п. Есть те, относительно которых были разногласия, как произнесение азана для молитвы, совершения жертвоприношения (удхия). И есть те, которые являются желательными, как произнесения тальбии([8]) во время хаджа, и т.п.

Как бы то ни было, обрезание не следует оставлять, и мнение о том, что оно является обязательным для мужчин, больше успокаивает сердце. Этот обряд является отличием мусульман, поэтому некоторые имамы даже говорили, что если мусульмане какой-либо местности оставят этот обряд полностью, то с ними следует сражаться так же, как и с теми, кто оставил обряд азана, пока они не станут совершать его. См. “Тухфатуль-маудуд” 177, “Хашия Ибн ‘Абидин” 5/478.

Имам Ибн Батталь сказал: “Обрезание – это отличительная черта того, кто вошел в Ислам, и это из числа обрядов мусульман”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 7/80.

Обрезание сделал праотец пророков – Ибрахим (мир ему), и это из его пути, а Всевышний Аллах повелел Своему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) следовать его пути, сказав: «Затем Мы внушили тебе: “Следуй религии Ибрахима, будучи единобожником (ханиф), ведь он не был из числа многобожников”» (ан-Нахль 16: 123).

Поэтому некоторые саляфы говорили: “Кто совершает молитву, совершил хадж и сделал обрезание, тот единобожник (ханиф)! Ведь хадж и обрезание из числа признаков единобожников”. См. “Тухфатуль-маудуд” 162.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!