Распространяется ли на девочек веление брить головы новорожденных?
Учёные разногласили в этом вопросе. Некоторые ученые считали, что девочки не имеют отношения к этому, опираясь при этом на общие тексты Сунны, запрещающие женщинам брить головы. И из числа тех, кто выбирал это мнение, был шейх Ибн ‘Усаймин, который говорил: “Что же касается новорожденной девочки, то ей голову не бреют”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 25/215.
Однако мнение ученых, считавших это желательным как для мальчиков, так и для девочек, убедительней. Во-вторых, порицание брить голову касается совершеннолетних девушек, а не новорожденных. А во-вторых, в одном из хадисов говорится: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения, дать ему в этот день имя и побрить его голову». Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.
В этом хадисе не конкретизируется пол ребенка, а говорится о новорожденном, а им может быть как мальчик, так и девочка. Имам Хатыб аш-Шарбини говорил: “Является Сунной на седьмой день рождения ребенка полностью побрить его голову, и лучше это сделать после совершения ‘акыки. И нет в бритье головы разницы между мальчиком и девочкой, несмотря на то, что некоторые считали бритье головы девочки нежелательным”. См. “Мугъни аль-мухтадж” 4/295.
|
|
Шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби сказал: “Имам аль-Мауарди говорил о том, что нежелательно брить голову девочки, однако это мнение является слабым, противоречащим обобщенным текстам: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения, дать ему в этот день имя и побрить его голову». Этот хадис является обобщенным и касается любого новорожденного ребенка, будь это мальчик или девочка”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 32/370.
О милостыне (садакъа) на вес сбритых волос новорожденного
‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил ‘акыку за аль-Хасана, он сказал: «О Фатыма, побрей его голову и раздай садакъу равную весу его волос». И она взвесила их и их вес соответствовал динару или половине динара”. ат-Тирмизи 1519, аль-Хаким 4/234.
Относительно достоверности этого хадиса есть разногласие среди ученых. Имам аль-Хаким сказал относительно этого хадиса: “Его иснад достоверный”. А хафиз аз-Захаби, проверявший на достоверность сборник хадисов аль-Хакима «аль-Мустадрак», промолчал на эту оценку хадиса.
Имам ат-Тирмизи же сказал: “Хадис хороший, но редкий. Его иснад прерывается, поскольку передатчик Абу Джа’фар ибн ‘Али ибн аль-Хусайн не застал ‘Али”.
|
|
Шейх аль-Мубаракфури сказал относительно его слов: “Ты можешь спросить: «Каким образом ат-Тирмизи называет хадис этот хорошим, несмотря на то, что сам говорит о том, что иснад его является прерванным?» На это я скажу: «Вероятно, он назвал хадис хорошим по причине других версий этого хадиса»”. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/113.
И действительно, со схожим смыслом передается другой хадис от Абу Рафи’а (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Когда Фатыма (да будет доволен ею Аллах) родила аль-Хасана, она сказала: «Не совершить ли мне за сына ‘акыку?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, однако, побрей его голову и раздай нуждающимся садакъу равную весу его волос». И Фатыма говорила: «Когда родился аль-Хусайн, я сделала то же самое»”. Ахмад 6/390, ат-Табарани 2/121.
Иснад этого хадиса непрерывный, однако, в нём присутствует передатчик по имени Шарик аль-Къады, который обладал плохой памятью. Но эта же версия хадиса передается и с другим иснадом, усиливающим этот хадис, что приводит имам Ахмад в «аль-Муснад» (6/392).
Таким образом, эти хадисы усиливают друг друга, поскольку их слабость незначительная. По этой причине хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали этот хадис хорошим, а Ибн Хаджар аль-Хайтами назвал его достоверным. Также иснад этого хадиса назвали хорошим Шу’айб аль-Арнаут и исследователь сборника хадисов «аль-Муснад» имама Ахмада – Хамза Ахмад Зайн. См. “Маджма’у-ззауаид” 4/57, “Тухфатуль-мухтадж би шахр аль-Минхадж” 4/267, “Ируауль-гъалиль” 1175.. “Тахридж Шарх ас-Сунна” 11/270, “Тахридж аль-Муснад” № 27061.
|
|
На основании сказанного следует, что на хадис о раздаче садакъи на вес волос новорожденного следует опираться. Шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби говорил: “Результат таков, что на подобный хадис относительно такого достоинства следует опираться, поэтому необходимо брить голову ребёнка и раздать садакъа на вес волос”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 32/370.
Также говорил и шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, что раздача садакъи серебром на вес волос является узаконенным деянием. Сл. “Шарх Сунан Аби Дауд” 334.
Однако кто-то может подумать, что версия упомянутого хадиса, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не разрешил совершить Фатиме ‘акыку противоречит тем хадисам, в которых сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам совершил ‘акыку за своих внуков. Кстати на этот хадис опирались некоторые имамы–ханафиты, считавшие, что ‘акыку совершать не следует.
|
|
Ответ на это весьма прост, речь идет об одном из двух. Первое, как сказал хафиз аль-‘Иракъи в «Шарх Сунан ат-Тирмизи»: “Вероятно, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже сам совершил на тот момент ‘акыку, однако Фатыма не зная об этом, собиралась совершить это ещё раз”. См. “Фатхуль-Бари” 9/515.
Второе, как сказал об этом имам аль-Байхакъи, и это мнение лучше: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел сам совершить ‘акыку за внука, по этой причине и запретил это им, а вместо этого повелел раздать садакъа на вес волос”. См. “ас-Сунан аль-кубра” 9/304.
Одним словом, если есть такая возможность, то лучше выплатить милостыню серебром, соответствующим в граммах весу сбритых волос младенца, и о желательности этого говорили имамы всех мазхабов. См. “аль-Мугъни” 9/461, «аль-Маджму’» 8/432.
Также следует отметить, что некоторые имамы говорили о желательности оценить вес волос в эквиваленте золота, и если нет такой возможности, то тогда уже серебра. Однако это ошибка, поскольку во всех версиях хадисов на эту тему упоминается именно серебро, и не говорится ничего о золоте. А хадис от Ибн ‘Аббаса, в котором упоминается о золоте, является слабым. Хафиз Ибн Хаджар писал: “Во всех версиях хадисов, в которых упоминается о милостыни на вес волос, речь идет о серебре, и ни в одном из них не сказано о золоте, и пошел этому в противоречие ар-Рафи’и, который сказал, что желательно раздать садакъу золотом, и если нет возможности, то тогда серебром”. См. “ат-Тальхыс” 4/148.
То же самое писал и имам ан-Науауи в «аль-Маджму’», ссылаясь на имама аль-Байхакъи, сказавшего, что во всех хадисах речь идет о серебре, а не о золоте.
И даже если человек не побрил волосы новорожденному, он все равно может раздать садакъу на предположительный вес волос младенца. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если ты не найдешь того, кто сможет побрить голову новорожденного и захочешь дать в качестве милостыни серебро, вес которого равен весу волос новорожденного, то достаточно ли дать садакъа, оценивая приблизительный вес волос? Да, достаточно, как сказал Аллах: «Бойтесь Аллах по мере своих возможностей» (ат-Тагъабун 64: 16). Пока ты не нашел того, кто побрил бы его голову, и к тому же ты не умеешь сам хорошо брить, то нет проблем, чтобы ты определил вес его волос и раздал садакъу”. См. “Шарх Булюгъ аль-марам” 5/289.
Также дозволяется выплата садакъи вместо серебра в денежном эквиваленте на его вес. См. “Ахкам аль-‘акыка” 173.
Имянаречение новорожденного
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!