О необходимости выбора имени для ребенка и о том, когда именно следует это делать



Ученые единогласны в том, что является обязательным давать имя новорожденным, как мальчикам, так и девочкам. См. «Маратиб аль-иджма’» 154.

После рождения ребенка, следует дать ему красивое имя, и желательно это сделать на седьмой день после рождения. Со слов Хасана ибн Самуры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения, дать ему в этот день имя и побрить его голову». Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил ‘акыку за аль-Хасана и аль-Хусейна на седьмой день и дал им имя в этот же день, а также велел удалить с их головы вред (волосы)”. Ибн Хиббан 12/127, аль-Байхакъи 9/300, аль-Хаким 4/237. Имам ан-Науауи, аз-Захаби и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис хорошим. См. «аль-Маджму’» 8/428, «аль-Ихсан» 12/127.

Также со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нарекать именем ребенка на седьмой день после рождения, избавлять его от вреда (бритьем волос) и совершить за него ‘акыку”. ат-Тирмизи 2832. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 2/371.

Однако нет ничего страшного и в том, чтобы дать имя новорожденному сразу же после его рождения. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В эту ночь у меня родился сын, и я назвал его по имени отца моего Ибрахимом». Муслим 2315.

Ученые объединили эти хадисы весьма просто:

Тот, кто намеревается совершать ‘акыку за новорожденного, тому следует дать имя ребенку именно на седьмой день. А что касается того, кто не будет совершать ‘акыку за ребенка, тот может дать ему имя сразу, и это мнение выбрал имам аль-Бухари. См. “Фатхуль-Бари” 9/5011.

Аль-Мухалляб говорил: “Дать имя новорожденному можно в ночь после рождения или же спустя две ночи, или когда есть желание, если отец не собирается делать ‘акыку. Если же он желает принести жертву за ребенка, то Сунной является отложить именование ребенка до дня жертвоприношения, а это – седьмой день после рождения”. См. «‘Умдатуль-къари» 14/473.

 

Кто имеет больше прав на то, чтобы дать имя ребенку?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В эту ночь у меня родился сын, и я назвал его по имени отца моего Ибрахимом». Муслим 2315.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Дать имя новорожденному имеет больше прав отец, и это то, в чем нет разногласий среди людей (ученых). И если родители станут разногласить в выборе имени, то право отдается отцу, и многочисленные хадисы указывают на это. Это подобно тому, как ребенок приписывается к отцу, а не к матери, поэтому говорят: «Такой-то сын такого-то». И Всевышний Аллах сказал: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (аль-Ахзаб 5: 33)”. См. “Тухфатуль-маудуд” 197.

Шейх Бакр Абу Зейд сказал: “Нет разногласий в том, что отец имеет больше прав, чем мать на то, чтобы дать имя ребенку. И мать ребенка не имеет права возражать ему, а если между супругами произошло разногласие на этот счет, то называть надо так, как решил отец. Таким образом, матери не следует препираться и ссориться из-за этого. Однако в совместном выборе имени есть путь для взаимопонимания, любви и упрочнении связей между супругами. Также от некоторых сподвижников достоверно передается, что они приносили своих детей к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он давал им имена. Это указывает на то, что отец может советоваться насчет выбора имени с ученым – знатоком Сунны, или же человеком из ахлю-Сунна, которому он доверяет в его религии и знании, чтобы тот указал ему на хорошее имя для ребенка”. См. “Тасмия аль-маудуд” 29.

 

О важности выбора хорошего имени для новорожденного

Всевышний Аллах сказал: «О Закарийя! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Яхья. Мы не создавали прежде никого с таким именем» (Марьям 19: 7).

Необходимо отметить, что выбору имени для ребенка в Исламе придается большое значение. Имя должно нести хорошее и достойное похвалы значение. Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в День воскрешения вы будете призваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так выбирайте же хорошие имена!» Абу Дауд 4948, ад-Дарими 2736.

В достоверности данного хадиса есть разногласие по причине того, что ‘Абдуллах ибн Аби Закария не застал Абу ад-Дарду. Но тем не менее имам Ибн Хиббан назвал хадис достоверным, а имам ан-Науауи и Ибн аль-Къайим считали иснад этого хадиса хорошим.

Однако о том, что в Судный день к людям будут обращаться по их именам и именам их отцов сказано в другом достоверном хадисе, который передается со слов Ибн Мас’уда, Ибн ‘Умара и Анаса (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения у каждого вероломного окажется знамя, и будет сказано: “Это – вероломство такого-то, сына такого-то”». аль-Бухари 3186, 3187, 3188, 6178, Муслим 1735, 1737.

Также на важность выбора хорошего имени для ребенка указывает известный хадис, который описывает события, происходящие в могиле после смерти человека. В этом хадисе, переданном со слов аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах) сказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о праведном рабе Аллаха: «Затем ангелы возносят душу на небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: “Чья это прекрасная душа?” Им отвечают: “Такого-то, сына такого-то”. И они называют правоверного раба Аллаха самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни». А что касается неверного раба Аллаха, то о нем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Затем ангелы уносят его душу в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: “Чья это скверная душа?” Им отвечают: “Такого-то, сына такого-то”. И они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни». Ахмад 4/284, Абу Дауд 2/281, ан-Насаи 1/282, Ибн Маджах 1/496, аль-Хаким 1/37, ат-Таялиси 753. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Байхакъи, Абу Ну’айм, Ибн аль-Къайим и аль-Альбани.

Также на важность хорошего имени указывает хадис, который передается от ‘Утбы ибн ‘Абда (да будет доволен им Аллах): “Когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) приходил человек, у которого было имя, не нравившееся ему, он менял ему имя”. ат-Табарани 17/119, Ибн Аби ‘Асым в “аль-Ахад уаль-масани” 2/430, аль-Халляль в “Асхаб Ибн Мандах” 2/153. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 209.

Имам аль-Мауарди сказал: “Если родился ребёнок, то поистине, самым первым почетом и благом по отношению к нему является выбор для него хорошего имени. Поистине, у хорошего имени есть почетное место в душах людей, когда они слышат имя впервые!” См. “Насыхатуль-мулюк” 167.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “По той причине, что имена имеют значения, эти значения неизбежно будут влиять на человека. Имена влияют на предметы, которые названы ими, и предметы имеют влияние на название, вне зависимости от того хорошее оно или нет, легкое или тяжелое, нежное или грубое”. См. “Задуль-ма’ад” 2/236.

Шейх Бакр Абу Зейд говорил: “Поистине, имя – это заглавие названного. Ведь книгу начинают читать с её названия, и поистине, ребёнка, его убеждения и воззрения узнают по его имени. Более того, узнают даже убеждения того, кто выбрал ему такое имя, степень его мудрости и проницательности”. См. “Тасмия аль-маудуд” 22.

Желательно называть ребенка именем, указывающим на его принадлежность к рабам Аллаха. Это имена, начинающиеся с ‘Абд (раб), и затем это прибавляется к одному из прекраснейших имен Аллаха. Но самыми лучшими именами являются ‘Абдуллах (раб Аллаха) и ‘Абду-р-Рахман (раб Милостивого). Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абдуллах и ‘Абду-р-Рахман». Муслим 2132.

Имам Ибн Хазм сказал: “Ученые единогласны в желательности имен, которые причисляются к Аллаху, как ‘Абдуллах, ‘Абду-р-Рахман и т.п.”. См. «Маратиб аль-иджма’» 154.

Также желательно называть детей именами пророков (мир им). Что же касается известного хадиса: «Нарекайте детей своих именами пророков» аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 814, Абу Дауд 4950, то он является слабым. См. “аль-Уахм уаль-ихам” 4/379, “Ируа аль-гъалиль” 1178.

Но, несмотря на это, о желательности называть детей именами пророков есть другие достоверные указания. Так, имам аль-Бухари в своем «ас-Сахих» назвал главу следующим образом: «Глава о том, кто давал детям имена пророков», после чего привел в этой главе следующие хадисы:

Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Называйте моим именем, но не давайте мою кунью (Абу-ль-Къасим), ибо поистине, я Къасим (делящий), который распределяет между вами». аль-Бухари 6196.

Абу Муса (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда у меня родился сын, я принес его к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), который назвал его Ибрахимом. Он сделал ему тахник фиником и призвал на него благословение, а потом отдал его мне”. аль-Бухари 6198.

Также Яхья ибн Аби аль-Хайсам сказал: “Я слышал, как Юсуф ибн ‘Абдуллах ибн Салям рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) назвал меня Юсуфом, усадил меня в своей комнате и погладил по голове»”. ат-Тирмизи в “аш-Шамаиль аль-Мухаммадия” 333. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 14/72, “Мухтасар аш-Шамаиль” 292.

Имам Ибн Батталь сказал: “Эти хадисы указывают на то, что дозволено именовать детей именами пророков, мир им. Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: «Самые любимые имена для Аллаха – это имена пророков». Все это опровергает мнение тех, кто порицал давать детям имена пророков. Об этом передается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который написал письмо жителям Куфы, чтобы они не называли никого именем Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Упомянул ат-Табари, что доводом этого мнения является хадис, который передается от Анаса, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы называете своих детей Мухаммадом, а потом проклинаете их». Но передатчик этого хадиса по имени аль-Хакам ибн ‘Атыйя является слабым, и имам аль-Бухари упомянул его в книге о слабых передатчиках. Но даже если бы этот хадис и был бы достоверным, то нет в нем указания на запрет. Ведь он сам сказал: «Называйте моим именем», - и сам назвал своего сына Ибрахимом, мир ему. В нем указание именно на запрет называть своего сына Мухаммадом, а потом проклинать его”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 9/349.

Таким образом, если кто-то и порицал именование детей именами пророков, то лишь по той причине, что они начинали проклинать их при гневе, говоря: «Да будет проклят Мухаммад», «Да будет проклят Юсуф», и т.п. несмотря на то, что они имеют в виду своих детей. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Поистине, ‘Умар порицал это по той причине, чтобы никто не ругал данное имя, желая тем самым возвеличивания имен пророков”. См. “Фатхуль-Бари” 10/579.

Абу Хальда рассказывал: “Я спросил Абу-ль-‘Алию: «Можно входить в туалет с кольцом, на котором есть имя Аллаха Всевышнего?» Он ответил: «Сними его с левой руки и надень на правую». Я сказал: «А разве обе руки не со мной?!» Он ответил: «Но ведь ты не отчищаешься правой рукой». А затем Абу-ль-‘Алия сказал: «Вы делаете вещи похуже этого! Называйте своих детей именами пророков, а потом (разгневавшись) проклинаете их»”. аль-Мустагъфири в “Фадаиль аль-Къуран” 229, Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 8/396. Иснад достоверный.

Также можно нарекать детей именами достойнейших людей, подобно сподвижникам и праведным саляфам, как из мужчин, так и из женщин, в надежде, что ребенок станет подобным им в праведности и благочестии. Сообщается, что у Тальхи было десять сыновей, каждому из которых он дал имена пророков. Также и у аз-Зубайра было десять сыновей, каждому из которых он дал имена шахидов. Как-то Тальха сказал ему: “Я назвал своих детей именами пророков, тогда как ты назвал своих именами шахидов”. На это аз-Зубайр ответил: “Поистине, я надеюсь, что и мои дети станут шахидами, а что касается тебя, то ты не можешь надеяться, что твои дети станут пророками”. Ибн Аби Хайсама в “Тарих аль-кабир” 2/91.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!