Кто может принести в жертву животное за новорожденного?



Нет такого условия, чтобы именно отец или кто-то из родных должен совершать ‘акыку за новорожденного, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не конкретизировал это отцом или опекуном или кем-либо из родных, однако, сказал: «За новорожденного мальчика следует приносить жертву (‘акыка)». аль-Бухари 5472.

Хафиз Ибн Хаджар упомянув данный хадис, сказал: “В нём не конкретизируется, кто именно должен совершить ‘ акыку”. См. “Фатхуль-Бари” 12/13.

Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на то, что дозволено совершать ‘акыку за ребёнка постороннему так же, как и дозволено это сделать кому-то из числа его родных”. См. “Нейлюль-аутар” 5/150.

То же самое говорил и имам ас-Сан’ани. См. “Субулю-с-Салям” 4/183.

 

Что следует произносить во время принесения жертвы?

Со слов ‘Аиши сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) принес жертву за аль-Хасана и аль-Хусайна, и сказал: «Совершайте жертвоприношение от имени ребенка и говорите: “С именем Аллаха, Аллах велик. О Аллах, это для Тебя. Это ‘акыка такого-то”». Абу Я’ля 4521, ль-Байхакъи 9/304. Имам Ибн аль-Мунзир и имам ан-Науауи назвали хадис хорошим. См. «аль-Маджму’» 8/428, “Тухфатуль-маудуд” 137.

(بسم الله، الله أكبر، اللهم لك وإليك هذه عقيقة فلان)

Къатада говорил: “Следует помянуть имя Аллаха при совершении ‘акыки так же, как во время праздничного жертвоприношения (удхия). Следует сказать: «О Аллах, это от Тебя и для Тебя, это ‘акыка такого-то. С именем Аллаха, Аллах велик», а затем принести в жертву животное”. См. “Фатхуль-Бари” 9/734.

Имам аль-Халляль в главе «Что следует произносить во время ‘акыка» привел сообщение от Абу ат-Талиба, спросившего у имама Ахмада: «Что следует произносить тому, кто желает заколоть животное для ‘акыки?» Он ответил: “Следует сказать: «С именем Аллаха» и принести жертву с намерением так же, как он совершает удхия с намерением, и сказать: «Это ‘акыка такого-то сына такого-то»”. См. “Тухфатуль-маудуд” 138.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Если у человека было намерение совершить жертвоприношение в качестве ‘акыки, однако он не произнёс ничего, то его намерения будет достаточно с дозволения Аллаха”. См. “Тухфатуль-маудуд” 137.

 

Можно ли ломать кости заколотого жертвенного животного?

Ученые разошлись относительно этого вопроса. Одни ученые считали нежелательным ломать кости животного, заколотого в качестве ‘акыки. Что же касается хадиса, который передается по этому поводу с велением не ломать кости в ‘акыке, то он является прерванным (мурсаль), ибо в нём отсутствует сподвижник. Этот хадис приводит имам Абу Дауд в «аль-Марасиль» 197.

Также на этот счет передаются слова Джабира и ‘Аиши, а также некоторых таби’инов о нежелательности ломать кости, и это мнение выбрали шафииты и некоторые ханбалиты. Однако относительно асара от Джабира и его достоверности есть разногласия, а что касается асара от ‘Аиши, то среди ученых есть разногласие относительно того, кому именно принадлежат слова о не ломании костей: ‘Аише или же ‘Ате? Но более сильное мнение в том, что это слова ‘Аты. См. «аль-Ируа» 4/396.

Когда шейха Ибн База спросили в «Фатауа нурун ‘аля ад-дарб» об этом, он ответил, что подобное передаётся от ‘Аиши, и сказал, что это веление (не ломать кости) является не обязательным, а желательным.

А маликиты считали, что нет проблем в том, чтобы ломать кости жертвенного животного, так как считали, что ничего достоверного на счет запрета или порицания нет. См. “аль-Къауанин аль-фикъхия” 188.

Также это мнение выбрал и Ибн Хазм, сказав, что нет ничего достоверного об этом от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как и посчитал слабым сообщение от ‘Аиши. А на слова некоторых саляфов он привел сообщение от аз-Зухри, который говорил, что дозволено ломать и кости и голову жертвенного животного, заколотого для ‘акыки. См. “аль-Мухалля” 7/523.

Некоторые вообще считали, наоборот, желательным ломать кости жертвенного животного, поскольку не ломали их язычники во времена джахилии. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/377.

Одним словом, нет в этом вопросе ничего достоверного, как и нет единогласного мнения среди саляфов. Следовательно, нет проблем в ломании костей жертвенного животного, особенно если в этом есть нужда. Комментируя слова: «Не следует ломать кости ‘акыка», шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Нет на это довода, который успокаивал бы сердце касательно данного вопроса. По этой причине некоторые обладатели знания говорили: «Акыка распределяется и разделывается так же, как и иное животное»”. См. «Шарх аль-мумти’» 7/449.

 

Как следует распределять мясо ‘ акыки?

Ученые говорили, что если всё жертвенное животное (удхия) будет съедено семьей, и не будет ничего роздано в качестве садакъа, то жертвоприношение не засчитывается. Что же касается ‘акыки, то в отношении неё все не так строго. Имам аль-Халляль в «аль-Джами’» сказал: “Спросили имама Ахмада об ‘акыке: “Что с ней делать?”, - и он ответил: «Что пожелаешь»”.

Но лучше, конечно же, раздать садакъа с части акыки. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила о распределении мяса ‘акыки: “Следует есть самим и кормить других”. Ибн Аби Шейба 5/172.

Когда Мухаммада ибн Сирина спросили: “Можно ли кормить ‘ акыкой свою семью?” Он ответил: “Да. Но не ешь все, а ешь сам и корми с этого”. Ибн Аби Шейба 8/54.

Хишам ибн ‘Уруа рассказывал, что его отец приносил в жертву за девочку и за мальчика по одному барану, и давал им имя в тот же день. Джарир спросил Хишама: “А кого он кормил этой ‘акыкой?” Хишам сказал: “Свою семью и соседей”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-“Ияль” 65.

Мясо жертвенного животного может быть распределено в приготовленном или неприготовленном виде, но предпочтительнее первое, поскольку в этом больше блага, и это упомянуто многими учеными. Имам аль-Багъауи сказал: “Желательно не раздавать всё мясо сырым, однако лучше приготовить его и раздать нуждающимся. И если созвать на угощение людей, то и это дозволено”. См. “ат-Тахзиб” 8/49.

Самое же лучшее распределение ‘акыки – это её распределение, подобное распределению удхия: часть для семьи, часть для угощения и часть для садакъи, как об этом сообщается в хадисе, переданном со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Треть мяса следует оставить для своей семьи, треть использовать в качестве угощения, а треть раздать нуждающимся». Абу Муса аль-Асфахани в “аль-Уазаиф”. Хадис хороший. См. “аль-Мугъни” 9/448, “Мир’атуль-мафатих” 5/247.

Сказал аль-Хасан аль-Басри: «‘Акыка распределяется так же, как распределяется ухдия». См. “аль-Мухалля” 4/237.

Передается от имама аш-Шафи’и, что он говорил: “Мясо ‘ акыки в употреблении и милостыне, подобно праздничному жертвоприношению (удхия)”. См. “ар-Раудату-ннадийя” 3/145.

Со слов ‘Аты и Муджахида передают, что они говорили: “Относительно ‘акыки было сказано: «Треть для соседей, треть для бедных и треть для семьи»”. См. “аль-Машяха аль-Багъдадия” 8.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Следует распределять ‘акыку так же, как и мясо удхия: часть есть самим, частью раздать садакъа, и частью угостить соседей. Это передается от ‘Аиши, и на этом мнении большинство учёных”. См. “Фатх аль-Малик” 7/109.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!