О воспитании детей в свете Корана и Сунны



 

С дозволения Всевышнего Аллаха мы дошли до основного и самого важного раздела, а это – воспитание детей в Исламе и важность этого.

Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой. Когда же он вступил с ней в близость, она понесла легкое бремя и ходила с ним. Когда же она отяжелела от бремени, они вдвоем воззвали к Аллаху, своему Господу: “Если Ты даруешь нам праведного ребенка, то мы непременно будем в числе благодарных”. Когда же Он даровал им обоим праведного ребенка, они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их. Аллах превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (аль-А’раф 7: 189-190).

Хасан аль-Басри говорил: “В этом аяте речь идёт о иудеях и христианах, которым Аллах дарует ребёнка, а они воспитывают его на иудаизме и христианстве”.([9]) Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” 8609. Хафиз Ибн Касир подтвердил достоверность. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/286.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый младенец рождается на своей основе (Исламе), однако его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника!» аль-Бухари 1359, 1385, Муслим 2658.

Къады Бадруддин ад-Дамамини в отношении этого хадиса сказал: “Каждый ребёнок рождается на своём естестве (фитра), будучи готовым принимать истину. И если бы оставили его шайтаны из числа джинов и людей, не навязывая иного, то ребёнок не избрал бы ничего, помимо истины”. См. «Масабих аль-джами’» 3/289.

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Поистине, ребёнок является доверенным своим родителям (амана). Его сердце простое и ценное, словно чистый лист, который лишен всякой надписи и формы, готовое принять любые изменения и все, к чему его склоняют. И если этот ребенок будет приучен к благому и взращен на этом, то будет счастливым в мире этом и в мире ином. И в его награде будут принимать участие также его родители, учителя и воспитатели. Если же он будет приучен к злу и будет лишен внимания, то станет несчастным и погибнет, и ответственность за это ляжет как на его шею, так и на шею родителя. Если отец ребенка всячески старается уберечь его от огня мира этого, то тем более он должен прилагать все усилия, чтобы уберечь его от огня мира иного! Так пусть же он прививает ему нравственные качества, указывает на прямой путь и обучает благонравию, а также оберегает его от плохих друзей”. См. “Мукъни’ аль-мухтадж” 452.

Как сказал поэт:

“Сирота – это не тот, чьи родители скончались, оставив его слабым;

Однако, сирота – это тот, у кого мать, оставившая его и занятой отец”.

 

О том, что родитель обязан воспитанием рёбенка, и что он несёт за это ответственность

 

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (ат-Тахрим 66: 6).

‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал касательно этого аята: “Обучайте себя и свои семьи благому, а также воспитывайте свои семьи”. Ибн аль-Мубарак в “аль-Бирр уа-ссыля” 189, Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 322. Имамы аль-Хаким и аз-Захаби подтвердили достоверность.

Абу Хасан ‘Али Иклия говорил: “Этот аят указывает на то, что мы обязаны обучать наших детей и членов семьи религии и благому, а также требуемому этикету”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 18/128.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству! Правитель является пастырем для своих подданных. Мужчина является пастырем для своей семьи. И женщина является пастырем в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству и за его детей. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству!» аль-Бухари 5200, 7138.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждая душа из сынов Адама является господином. Мужчина является господином в своей семье, а женщина является госпожой в ее доме». Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-яуми уа-ллейля» 388. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4565.

Со слов Ибн ‘Умара также сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кому бы из числа Своих рабов Всевышний Аллах ни дал главенство над малым количеством подчиненных или большим, Он обязательно спросит его в Судный день, устанавливал ли он среди них веления Аллаха Всевышнего или нет! И спросит Он в частности за членов его семьи». Ахмад 2/15, Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 325. Шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В своё время Пророку (мир ему и благословение Аллаха) передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться по ночам до конца своей жизни!” Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Не делай же так, но постись и разговляйся, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у детей твоих есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право». аль-Бухари 1976, 3418, Муслим 1159.

О словах «у детей твоих есть на тебя право», имам ан-Науауи сказал: “В этом указание на то, что отец обязан воспитывать и обучать своего ребёнка тому, в чем он нуждается из положений религии. И это обучение является обязательным для отца и прочих опекунов ребёнка, пока мальчик или девочка не достигнет совершеннолетия. Об этом говорил аш-Шафи’и и его сторонники. Также они говорили, что и матери обязаны этим, если нет отца, ибо это имеет отношение к воспитанию, в котором они также принимают участие”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/44.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступили в путь и уже достигли Байды, у меня порвалась нить ожерелья. Узнав об этом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. В этих местах не было воды, и некоторые участники похода пришли к моему отцу – Абу Бакру ас-Сиддику, и сказали ему: “Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша? Она заставила Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и остальных людей, не имеющих с собой воды, задержаться в безводной местности!” Услышав это, Абу Бакр пришёл ко мне, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), положивший голову мне на колени, уже заснул. Он сказал: “Ты задержала Посланника Аллаха и других людей, не имеющих воды, там, где её нет!” И он принялся упрекать меня, высказав всё, что было угодно Аллаху, а потом стал тыкать меня рукой в бок, мне же мешало двинуться с места лишь то, что (голова) Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покоилась у меня на коленях”. аль-Бухари 334, Муслим 367.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на то, что человек должен воспитывать свою дочь, даже если она уже взрослая, замужем и живет не в его доме”. См. “Фатхуль-Бари” 1/433.

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завещал мне семь вещей:

«1. Не приобщай к Аллаху сотоварищей, даже если тебя разрежут или сожгут.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!