Не оставляй сознательно обязательную молитву, ибо тот, кто оставил молитву – вышел из под покровительства Аллаха.



Не пей вино, ибо оно – ключ ко всякому злу.

Повинуйся своим родителям, даже если они повелят тебе отказаться от своего мирского.

Не веди тяжбу с обладателями власти, даже если будешь считать себя следующим истине.

Не беги с поля боя, даже если тебе придется погибнуть, а твои друзья сбегут.

7. Расходуй со своего имущества на своих детей; не убирай трость от своей семьи; и устрашай их Всевышним Аллахом». аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 18, Ибн Наср в “Та’зыму къадр ас-Саля” 804. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “аль-Амали аль-мутлякъа” 75, “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 14.

Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Повесьте плётку там, где члены семьи смогут видеть её, ведь это более действенно в приучении их к дисциплине». ат-Табарани 10/344-345. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 8/106, “ас-Сильсила ас-сахиха” № 1447.

Имам Ибн аль-‘Анбари сказал: “Никоим образом не предполагалось использование этого (кнута) для битья, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не приказывал никому делать это. Но суть хадиса в том, чтобы постоянно приучать семью к дисциплине”. См. “Файдуль-Къадир” 4/325.

Ибн аль-Джаузи рассказывал: “Жил один король, владевший большим богатством, у которого была единственная дочь, помимо которой у него не было детей. Он очень сильно ее любил, и дозволял ей все виды развлечений. И так продолжалось в течение долгого времени. Недалеко от короля жил один религиозный человек, и однажды ночью во время чтения Корана, он повысил свой голос на словах: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (ат-Тахрим 66: 6). Дочь короля, услышав его чтение, велела служанкам: «Остановите его!» Но они не остановили. Верующий повторял этот аят, а девушка продолжала говорить: «Остановите его!», - но они не останавливали. Тогда она схватилась рукой за вырез и разорвала свою одежду. Они отправились к ее отцу и рассказали ему о произошедшем. Он пришел к ней и спросил: «Моя любимая дочь, что случилось с тобой сегодня вечером? Что заставило тебя плакать?» И обнял ее. Она сказала: «О отец, заклинаю тебя Аллахом, скажи мне, действительно ли у Аллаха Всевышнего есть пристанище, топливом для которого будут люди и камни?!» Он ответил: «Да». Она спросила его: «О отец, а что мешало тебе мне об этом рассказать?! Клянусь Аллахом, я не буду кушать вкусную еду и спать на мягкой кровати, пока не буду знать, мое место в Раю или в Аду!” См. “Сыфату-ссафуа” 4/437.

Суфьян говорил: “Было сказано: «Из числа прав ребёнка на родителя – чтобы он дал ему хорошее воспитание»”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 332.

Следует отметить, что если родители или те, кто опекают ребёнка, не выполняют свои обязанности по отношению к ребёнку или пренебрегают его воспитанием, то ранние имамы говорили, что они лишаются опекунства над ребёнком и его воспитание переходит к ближайшему родственнику, который возьмёт на себя эту обязанность.

В случае развода родителей, ученые разногласили в том, кто имеет больше прав на ребёнка, мать или отец? Эти мнения можно свести к тому, что маленький ребёнок, который не из числа различающих, остается с матерью, так как она имеет больше прав на него, пока не выйдет замуж. Если же ребёнок достиг возраста различения, то он сам выбирает, с кем из родителей ему оставаться. Однако самым главным различием многие имамы делали – кто из родителей больше печётся о религиозности ребёнка и его мирском благополучии.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Малик и аль-Лейс говорили: «Если мать ребёнка не является порядочной и целомудренной или же не является праведной, то отец забирает дочь себе».

Также имам Ахмад в известном мнении от него говорил, что в расчёт принимается способность отца к опеке и обереганию ребёнка. Если же он является проявляющим халатность к дочери, или не в состоянии опекать, или же является не праведным и относящимся халатно к распущенности своих женщин, а мать полная противоположность ему, то она имеет больше прав на дочь без сомнения.

То, о чём мы говорили касательно предпочтения выбора ребёнка между родителями, бросания жребия и т.п., это касается случая, когда в этом польза для ребёнка. Но если мать лучше в опеке, чем отец и ревностней, чем он, то предпочтение отдаётся ей, и в такой ситуации нет нужды прибегать к жребию или выбору самого ребёнка. Ведь ребёнок ещё слаб разумом, на которого оказывают влияние игры и развлечения, и, конечно же, он выберет того из родителей, кто содействует ему в этом. Поэтому в таком случае не обращают внимания на его выбор, и он остаётся у того из родителей, кто приносит больше пользы ему и лучше для него.

Я слышал, как наш шейх (Ибн Таймия) рассказывал: «Как-то раз разведённые родители стали вести тяжбу перед судьёй относительно их ребёнка, с кем лучше ему оставаться. Когда же ребёнку было предоставлено право выбора, он выбрал отца. Тогда мать ребёнка обратилась к судье: “Спроси ребёнка о причине такого выбора”. Судья спросил его, и ребёнок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителю и факъиху, которые иногда наказывают, а папа отпускает меня (на улицу) играть с детьми”. Выслушав это, судья вынес решение о передаче родительских прав матери ребёнка, и сказал: «Ты имеешь больше прав на него».

Также шейх наш (Ибн Таймия) говорил: «Если один из родителей оставил обучение ребёнка и то обязательство, которое возложил на него Аллах, то он грешник, и не имеет попечительства над ребёнком. Более того, любой, кто не выполняет свою обязанность касательно его попечительства, лишается его. И, либо попечительство передаётся другому, кто сможет взяться за это, либо к нему должен присоединиться тот, кто окажет ему помощь в этой обязанности»”. См. “Задуль-ма’ад” 5/475.

Имам Ибн Къудама сказал: “Воистину, попечительство над ребёнком устанавливается для блага самого ребёнка, и оно не вменяется таким образом, чтобы привести к погибели ребёнка или же к порче его религии”. См. “аль-Мугъни” 8/190.

Всё упомянутое указывает на важность уделять должное внимание воспитанию детей!

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!