Политические и правовые воззрения Томаса Мюнцера.



Мюнцер родился в городке Штольберге в Южном Гарце, учился в университетах Лейпцига и Франкфута-на-Одере, получил степень бакалавра богословия. В первые годы Реформации он был приверженцем и сторонником Лютера.

В 1520 г. Лютер отправил Мюнцера в саксонский город Цвиккау для проведения проповедей против францисканцев. Вскоре стало ясно, что Мюнцер действует с иных, чем Лютер классовых позиций, привлекая на свою сторону подмастерьев и беднейшие слои населения.

Члены существовавшей в Цвиккау секты анабаптистов вскоре распространили его идеи по всей Саксонии, что встревожило сторонников Лютера и самого саксонского курфюста.

Мюнцер был вынужден покинуть Цвиккау и отправится в Прагу в надежде приобщиться к духу гуситов. В написанном тогда «Пражском манифесте» он обличал попов, которые, наглотавшись мертвых слов Библии, изрыгают простому народу книжную веру. Господь пишет свою волю в сердце каждого верующего и «в недалеком будущем власть на веки вечные прейдет к народу».

Весной 1523 г. Мюнцер получил место священника в маленьком саксонском городке Альштедте. Слушать его проповеди приходили издалека, даже горнорабочие с рудников. В Альштедте Мюнцер организовал «Союз Избранных» из тридцати человек; спустя три месяца их насчитывалось более пятисот. Мюнцер все яснее понимал, что Лютер взял на себя роль защитника угнетателей. В Альштедте Мюнцер начал писать «разоблачение ложной веры. Книжники желают сохранить за собой исключительное право судить о вероучении и делают все, чтобы народ оставался темным. Миром правят тираны, но скоро они будут низложены, сколько бы Лютер не призывал к покорности властям. Простые люди должны осознать, что истинная вера внутри их, что они хозяева своей судьбы.

Лютер восстановил против Мюнцера правителей Саксонии и тот нашел убежище в городе Мюльхаузене. В Мюльхаузене Мюнцер написал памфлеты «Разоблачение ложной веры» и «Ответ лишенной духа, сладко пахнущей плоти виттенбергской».

Доктор Люгнер (т.е. Лжец), писал он, науськивает власти на воров и разбойников, но умалчивает об источнике преступлений. Господа присвоили себе все – рыб в воде, птиц на небесах, злаки на земле. Они твердят «Не укради!», сами же дерут три шкуры с пахарей и ремесленников. Но если кто посягнет хоть на каплю господской собственности, его тащат на виселицу. А Лютер благословляет палачей и проповедует покорность князьям. Однако народ, раскусив нового папу, поднимется против тиранов: «Народ станет свободным, и лишь один Бог будет над ним господином!»

Нападая на собственность и отвергая частные интересы, Мюнцер имел в виду собственность землевладельцев и вообще богачей. Укрепление трудовой мелкокрестьянской собственности он, напротив, считал необходимым условием освобождения бедного человека и его возвышения к истинной вере.

Революционное направление в Реформации вылилось в Крестьянскую войну в Германии (1524-1526). Мюнцер стал вождем восстания, а после его подавления был казнен после жесточайших пыток.

Социальные и политико-правовые идеи восставших были изложены в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В нем говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об отмене крепостного права, уменьшении оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и в судах и т.д. «Статейное письмо», созданное ближайшими сподвижниками Томаса Мюнцера, было куда радикальней. Всем крестьянским общинам необходимо объединиться в «христианский союз и братство», сообща низвергнуть власть духовных и светских господ и установить справедливый общественный строй.

Социально-политическая программа Томаса Мюнцера была неотделима от его философии и богословия. Мюнцер был автором оригинальной богословской концепции, в которой отразились некоторые идеи Иоахима Флорского, немецких мистиков XIV в., гуситов и религиозных сектантов того времени.

У Мюнцера нет представления о Боге, как о стоящей над миром индивидуальности. Для него Бог – это мир «в целом», сама идея «общего», вдохновляющая и подчиняющая себе все «творения», т.е. все, что есть в мире. Пантеистически трактуемый Бог выражает целостность мира. Однако у Мюнцера Бог олицетворял целостность социального мира, выражал единство всего человечества. Основная идея социального пантеизма Мюнцера состоит в том, что нормальное состояние человечества – это состояние общности, а индивидуализм, угнетение, вражда являются нарушением божественной целостности.

В работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс писал, что религиозно-философское учение Мюнцера оказалось направлено «против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще». Энгельс подчеркивал, что сильная мистическая окраска не мешала Мюнцеру соприкасаться «даже с атеизмом», ибо «святой дух и есть наш разум». Подобное сочетание можно найти и у других мыслителей той эпохи, когда мистицизм отступал, а рационализм наступал.

Рационалистические настроения мистических пантеистов усиливались в периоды революций, когда антииерархическая суть пантеизма объединяла усилия народных масс, направленные на штурм общества эксплуатации. Однако, когда революционная волна спадала, мистическая компонента пантеизма усиливалась и его приверженцы переходили к моральному осуждению существующих порядков.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 1192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!